У нас уже
21989
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
Роман Н.Г. Чернышевского Что делать
Количество страниц
95
ВУЗ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Год сдачи
2010
Бесплатно Скачать
3293.doc
Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Что такое позитивизм?...........................................................................7
1.1. Понятие и сущность позитивизма……………………………………………...7
1.2. Место позитивизма в русской общественной мысли xix
века ………………………………………………………………………………………………12
1.3.судьба позитивизмаи его значение для россии……………………………….22
1.4.проблема формирования позитивистских взглядов чернышевского..26
Глава 2. Позитивизм в романе чернышевского н.г.
"что делать"…………………………………………………………………29
2.1. Общая характеристика романа………………………………………………………29
2.1.1.проблема художественной формы в романе "что делать"……..31
2.1.2.проблема композиции романа……………………………………36
2.1.3. Эзопов язык……………………………………………………….37
2.1.4.диалог автора с "проницательным читателем"………………….40
2.2.этика позитивизма в нравственно- философских размышлениях и поступках героев романа…………………………………………………………………..44
2.2.1."пошлые" люди……………………………………………………44
2.2.2."новые" люди……………………………………………………...49
2.2.3.теория "разумного эгоизма" как основа позитивистской этики в
романе "что делать"………………………………………………54
2.2.4.рахметов "особенный человек"…………………………………..58
2.2.5.реализация философских позитивистских доктрин в романе
"что делать"……………………………………………………….68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………...84
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………………86
ВВЕДЕНИЕ
Русская классическая литература ХIХ века была универсальной по своей природе и функциям: она явилась нашей национальной философией, моралью, эстетикой, политикой. Вот почему каждый крупный писатель той эпохи был одновременно теоретиком, философом-мыслителем. Многие пытались сформулировать цельную систему своих воззрений на общественную жизнь и на художественное творчество.
Замечательным примером такого единства теории и практики был творческий опыт Николая Гавриловича Чернышевского. Лидер революционного движения в России, крупнейший философ-позитивист-материалист, создатель стройной эстетической теории, блестящий историк и экономист, Чернышевский воплотил свои научные взгляды в художественной практике – романах, повестях, рассказах, драматургических сочинениях.
Это не означало, что его беллетристические произведения оказались лишь иллюстрацией теоретических доктрин, - нет, автор всегда оставался художником. И все отмеченное выше единство составляет специфическую особенность творческого облика Чернышевского. Об этом свидетельствуют произведения, в том числе и роман «Что делать».
Роман «Что делать»… один из загадочных в русской литературе… По-прежнему вызывают споры многие страницы, смысл которых очень часто оказывался упрятанным в эзоповское слово», - заявил современный биограф Чернышевского, автор обзора новейшей литературы о великом русском мыслителе, критике и беллетристе.
Г.В. Плеханов посвятил роману Чернышевского Н.Г. «Что делать» первое глубокое исследование: «Кто не читал и не перечитывал этого значительного произведения? Кто не увлекался им, кто не становился под его благотворным влиянием чище, лучше, бодрее и смелее? Кого не поражала нравственная красота действующих лиц? Кто после чтения этого романа не задумывался над собственною жизнью, не подвергал строгой проверке своих собственных стремлений и наклонностей? Все мы черпали из него нравственную силу и веру в лучшее будущее… пусть укажут нам хоть одно из самых замечательных, истинно художественных произведений русской литературы, которое по своему влиянию на нравственное и умственное развитие страны могло бы поспорить с романом «Что делать?».
Эти же слова можно сказать об этом романе и сегодня. Он по-прежнему должен быть интересен нашим современникам и прежде всего как уникальное литературное явление. Новый взгляд на популярное в 19 веке произведение Чернышевского открывает нам эту книгу и её автора совсем с неожиданной стороны. Много чего находим мы в ней необычного для общепринятого истолкования романа. Это и концепция любви Чернышевского, и разумная до научности модель организации человеческого общества, основанного на постулатах добра и человеколюбия; и альтруистический подход к эгоизму (как не парадоксально это звучит), в основе которого высокая мысль о самопожертвовании; и необыкновенная вера автора в человека и его человечность; и его любовь к жизни и к людям. Было бы интересно взглянуть на роман не с привычной для нас социально-политической и идеологической точки зрения, как когда-то нас учили в школе, а заглянуть в душу, в самое сердце этой книги, понять позитивную мысль автора и оценить её по достоинству.
Кроме того, старая как мир мечта человека о лучшей жизни, которая лежит и в основе романа «Что делать», по сей день остаётся актуальной в России.
Поэтому тема данного дипломного проекта «Философия и этика позитивизма в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать» выбрана не случайно и вполне актуальна на сегодняшний день.
Цель данной работы – проанализировать роман Н.Г. Чернышевского «Что делать» и изучить позитивистские взгляды в этом романе.
Объектом нашего исследования является роман Чернышевского Н.Г. «Что делать».
Предмет исследования - позитивизм в романе Чернышевского Н.Г. «Что делать».
В ходе исследовательской работы необходимо решить следующие задачи:
1. Обобщить учебную литературу по философии, истории философии и литературе;
2. Определить, что такое позитивизм, каковы его основные черты и в чём заключается суть этого философского учения.
3. Проследить развитие общественной мысли в России в эпоху 60-х годов XIX века и определить роль, место и значение Н.Г. Чернышевского и его романа в этом развитии;
4.Выполнить анализ романа Чернышевского «Что делать» с точки зрения основных идей позитивизма.
Сообразно поставленным задачам в работе использовались следующие методы исследования:
1.Изучение научно-методической литературы;
2. Изучение и анализ документальных и архивных материалов;
3.Анализ художественного произведения - романа
Н.Г.Чернышевского «Что делать».
В ходе исследования главной проблемой стало осуществление подбора необходимой литературы о жизни, творчестве и философских воззрениях Н.Г.Чернышевского, поскольку идеологизированный в советские времена писатель и его творчество сегодня мало кого интересует как объект научного исследования.
Основными источниками в данной работе послужили следующие труды:
1) Текстологическое исследование Рейсера С.А. «Некоторые проблемы изучения романа «Что делать» - Л., 1975.
2) Книга Паперно И. Семиотика поведения: «Н.Г.Чернышевский – человек эпохи реализма» - М., «Новое литературное обозрение», 1996. – в которой автор воссоздает многокрасочную и подробную картину событий «эпохи реализма», обращается к переписке, дневникам и мемуарам шестидесятников, внимательно воспроизводит наиболее характерные подробности быта «новых людей».
3) Работы Бердяева Н.А. – «Философия свободы»., и «Философская истина и интеллигентская правда». Электронное издание БЭКМ, 2006. – вопрос о развитии общественной философской мысли России 60-х гг. XIXвека.
4) Академическое издание Зеньковского В.В. – «История русской философии».- вопрос о позитивизме в русской философской мысли, в том числе и у Чернышевского.
5) Роман Н.Г.Чернышевского «Что делать» и другие его работы.
6) Справочная литература и др.
Список литературы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Роман Чернышевского оказал огромное влияние на несколько поколений второй половины XIX и всего последующего столетия России. Это уникальное по своей оригинальности (всё же) литературное произведение занимает достойное место в истории развития русской литературы и философии.
Позитивизм романа во всём: начиная с замысла автора, которому подчиняется и форма повествования, и внутренняя организация произведения, заканчивая мыслями и поступками его героев.
Здесь мы находим утверждение старых моральных принципов (из уст героев Чернышевского они звучат оригинально) - незаслуженное богатство порочно, но если поставить его на службу нуждающимся, то оно становится вполне полезным; труд создает достоинство человека, а раскрепощённый и усовершенствованный машинами труд ускоряет этот процесс. Также звучат и новые идеи: отказ от «условностей» элитарной культуры (светского общества), утверждение равенства женщин, поклонение науке, и конкретные формы поведения (фиктивный брак, создание артелей, полезное чтение, скромная одежда, подчеркнутая прямота речи и т.д.). Всё «новое», реальное, точное, полезное в противовес «старому», химерическому, смутному, негодному (у Чернышевского «пошлому»).
Явление «пошлого» мира – это та действительность, которая окружает автора и его героев; действительность, с которой нельзя больше мириться, с ней необходимо бороться, потому что она несёт людям лишь несчастье. И бороться с ней необходимо не путём насилия и разрушений, а путём разумной мысли, смелых поступков и чистого сердца. Таково новое поколение людей. Они пришли, к ним обращается Чернышевский, как к особой публике, и на их примере учит тому, как надо жить.
И.Паперно в своей книге «Семиотика поведения: «Н.Г.Чернышевский – человек эпохи реализма» сравнивает роман «Что делать?» с новым Евангелие. Наверное, в этом что-то есть. Если Евангелие – это благая весть, данная людям во имя спасения их души, то роман Чернышевского тоже своего рода благая весть, посланная автором прогрессивно настроенным слоям общества во имя сохранения здравого смысла и создания «новых» лучших условий жизни. Что-то вроде религии разума на заре века технического прогресса. Ведь Чернышевский сам признаёт, что стоит «на пороге новой религии». Если вспомнить отзывы современников о нём, в которых его сравнивают то с «ангелом во плоти», то с самим Христом; если вспомнить факт бешеной популярности его книги среди молодёжи 19 века, конкуренцию которой могла составить разве что Библия, навряд ли мы сможем оспорить, сложившееся мнение, озвученное Ириной Паперно.
Так или иначе, но этическая ценность романа заключается уже в той позитивной мысли, которая лежит в основе всей книги - мысль о торжестве в человеке человеческого силой его разума и благородных устремлений. Жить, чтобы созидать; любить, чтобы становиться лучше; трудиться, чтобы приносить пользу и при этом испытывать величайшее наслаждение от того, что ты делаешь – не в этом ли заключается счастье человеческое и вера во спасение?
В конце концов, и Огюст Конт, основатель «позитивной философии», в итоге своих умозаключений пришёл к идее создания новой «Религии человечества». Наверное, это естественно, если следовать логике позитивстской теории о стадиях развития человеческой личности и общества?!
1. Азнауров А.А. Этическое учение Н.Г.Чернышевского. М., 1960.
2. Белик А.П. Эстетика Чернышевского. М., 1961.
3. Бердяев Н.А. Философия свободы. ББЭКМ, 2006.
4. Бердяев Н.А. ст. «Философская истина и интеллигентская правда». БЭКМ, 2006.
5. Богословский Н. Н.Г.Чернышевский. М., Изд-во «Молодая гвардия», 1957, (серия ЖЗЛ).
6. Вердеренская Н.А. Публицистическое и художественно-образное в произведениях Н.Г.Чернышевского. – В кн.: Проблемы русской и зарубежной литературы. Вып. 4. Ярославль, 1970.
7. Водовозов В.В. ст. «Чернышевский Н.Г.» Энциклопедия Брокгауза и Эфрона. 1890-1907 (ББЭКМ, 2006).
8. Водолазов Г.Г. От Чернышевского к Плеханову. М., 1969.
9. Володин А.И. Гегель и русская социалистическая мысль XIX века. М., 1973.
10. Герцен А.И. Собр.соч. в тридцати томах, т.II. М., 1934.
11. Демченко А. Чернышевский продолжается. – Литературное обозрение, 1978, №6.
12. Зеньковский В.В. История русской философии. М., 2001.
13. Набоков В.В. «Дар». М., 1990.
14. Пантелеев Л.Ф. Воспоминания. М., 1958.
15. Паперно И. Семиотика поведения: «Н.Г.Чернышевский – человек эпохи реализма». М., «Новое литературное обозрение», 1996.
16. Писарев Д.И. ст. «Мыслящий пролетариат». ББЭКМ, 2006.
17. Плеханов Г.В. Соч. в 24-х томах. М.-Л., 1923-1927, т.V.
18. Рейсер С.А. Некоторые проблемы изучения романа «Что делать?». Л., «Наука», 1975. Серия «Литературные памятники».
19. Розенталь М.М. Философские взгляды Н.Г.Чернышевского. М.,1948.
20. Ткачёв П.Н. Избр.соч. в 6-ти томах. М., 1932, т. 4.
21. Флоровский Г. Пути русского богословия. Париж, 1937 (Вильнюс, 1991).
22. Чернышевская Н.М. «Повесть о Чернышевском». Саратов, 1973.
23. «Чернышевский Н.Г. в воспоминаниях современников». М., 1982.
24. Чернышевский Н.Г. Эстетические отношения искусства к действительности (Диссертация). Собр.соч. в 5-ти томах. Изд-во «Правда», м., 1974, т. 4.
25. Чернышевский Н.Г. Антропологический принцип в философии. Собр.соч. в 5-ти томах. Изд-во «Правда», м., 1974, т. 4.
26. Чернышевский Н.Г. «Что делать?» Полн.собр.соч. М., 1949, т.XI.
Словари и справочники:
1. Библиотека Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия (ББЭКМ). Электр.изд-е, 2006.
2. Философский словарь. Под ред. Розенталя М.М. Изд-е 3-е. Издательство политической литературы, М., 1972.
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
0
Скачать бесплатно
3293.doc
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
03.11.24
Лексикографический анализ единиц поля
03.11.24
Из истории слова гость и его производных
03.11.24
Семантическое поле гость в русском языке
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2024. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.