У нас уже
21989
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
Исследование особенностей эго - идентичности лиц, страдающих интернет - зависимостью
Количество страниц
75
ВУЗ
МГУ
Год сдачи
2010
Бесплатно Скачать
3024.doc
Содержание
Введение .3
I. Теоретико-методологический анализ проблемы развития эго-идентичности у лиц, страдающих интернет-зависимостью.6
1.1. Понятие эго-идентичности.6
1.1.1. Идентичность с точки зрения работ З.Фрейда.12
1.1.2. Концепция идентичности в структурном психоанализе.15
1.1.3. Проблема Эго-идентичности в эпигенетической теории социо-культурного развития.18
1.1.4. Эго-идентичность в рамках теории объектных отношений.24
1.1.5. Объектные отношения и Самость.29
1.2. Интернет-зависимость.38
1.2.1. Интернет как социокультурный феномен.38
1.2.2. Понятие аддикции.39
1.2.3. Феномен интернет-аддикции.42
1.3. Эго-идентичность лиц, страдающих зависимостью от интернет…48
II. Экспериментальное исследование особенностей эго-идентичности лиц, страдающих интернет-зависимостью.53
2.1. Методологическая организация процесса исследования.53
2.2. Полученные результаты и их анализ.60
2.2.1. Статистические данные и их анализ.60
2.2.2. Качественный анализ результатов исследования.64
Заключение.70
Список использованной литературы 72
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Одним из основных признаков современного общества является стремительное развитие компьютерных информационных технологий и систем телекоммуникаций. За последние годы в этой области произошел качественный скачок. В результате, на сегодняшний день можно с уверенностью констатировать, что Интернет перестал быть просто системой хранения и передачи сверхбольших объемов информации и стал новым слоем нашей повседневной реальности и сферой жизнедеятельности огромного числа людей. В результате у пользователей компьютерных сетей возникает целый ряд интересов, мотивов, целей, потребностей, установок, а также форм психологической и социальной активности, непосредственно связанных с этим новым пространством. В связи с этим стала актуальной проблема патологического использования интернета, обозначенная в зарубежной литературе И. Голдберг и К. Янг еще в конце 80-х. Речь идёт о так называемой «интернет-зависимости».
Интернет-зависимость обладает некоторыми характеристиками уже из-вестных и изученных аддикций: пренебрежение важными вещами в жизни из-за аддиктивного поведения; разрушение отношений аддикта со значимыми людьми, раздражение или разочарование значимых для аддикта людей, скрытность или раздражительность, когда люди критикуют это поведение, чувство вины или беспокойства относительно этого поведения, безуспешные попытки сокращать это поведение.
В связи с вышеизложенным представляется актуальным изучение особенностей формирования и динамики аддиктивного процесса при интернет-зависимости, а также особенностей конституирования личности потенциального интернет-аддикта.
Объект исследования – психологические детерминанты формирования эго-идентичности личности.
Предмет исследования – эго-идентичность интернет-аддиктов.
Цель исследования – выявить специфические характерологические черты эго-идентичности личности, страдающей интернет-зависимостью.
Гипотезы исследования:
1. Существует различие в структуре эго-идентичности личности с интернет-аддикцией и не зависимых от интернета.
2. Наличие аддикции непосредственно зависит от степени дивергенции образов Я-реальное и Я-идеальное.
Задачи исследования:
1. Провести теоретико-методологический анализ феномена эго-идентичности;
2. Эксплицировать психологические детерминанты формирования эго-идентичности личности;
3. Описать роль аддикции в формировании эго-идентичности;
4. Разработать и провести эмпирическое исследование специфики эго-идентичности лиц, страдающих интернет-зависимостью;
Теоретико-методологической основой исследования выступают:
Классический психоанализ З.Фрейда, я-психология (Х.Кохут), структур-ный психоанализ (Ж.Лакан), теория объектных отношений О.Кернберга, эго-психология (Э.Эриксон), теоретическая модель механизмов защиты, разработанная Р. Плутчиком в соавторстве с Г. Келлерманом и Х.Контом.
Методы: С учетом цели и задач данного исследования для диагностики интернет-зависимости, а также для диагностики характерологических особен-ностей и компонентов эго-идентичности использовались следующие методики:
- шкала Интернет-зависимости из опросника "Поведение в Интернете" А. Жичкиной;
- методика "Незаконченные предложения" (Жичкина А. Е. и Щепилина Е. А);
- опросник Келлермана-Плутчика «Индекс жизненного стиля»;
- метод диагностики межличностных отношений (ДМО) который пред-ставляет собой модифицированный Собчик Л.Н. вариант интерперсональной диагностики Т.Лири.
Полученные результаты анализировались с помощью методов математической статистики, таких как *- критерий (угловое преобразование Фишера); t-критерия Стьюдента для зависимых выборок.
Статистическая обработка данных и графическая презентация результатов осуществлялась с помощью компьютерного пакета статистических программ STATISTICA 5.5.
Экспериментальная база исследования: пользователи сети Интернет в возрасте от 16 до 35 лет. В исследовании приняли участие 100 человек.
Научная новизна: уточнено представление о структуре эго-идентинчости, получилось дальнейшее развитие представление о влиянии особенностей структуры эго-идентичности на возникновение аддикции.
Практическая значимость исследования состоит в том, что на основании полученных данных можно разработать оптимальные способы коррекции и профилактики зависимости от интернет.
Структура дипломной работы: дипломная работы состоит из введения, двух разделов, заключение, списка использованной литературы. Основное содержание дипломной работы изложено на 71 странице. Список литературы включает в себя 61 источник, из которых 9 на английском языке. В работе содержится 2 таблицы и 1 рисунок.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Одним из основных признаков современного общества является стремительное развитие компьютерных информационных технологий и систем телекоммуникаций. За последние годы в этой области произошел качественный скачок. В результате, на сегодняшний день можно с уверенностью констатировать, что Интернет перестал быть просто системой хранения и передачи сверхбольших объемов информации и стал новым слоем нашей повседневной реальности и сферой жизнедеятельности огромного числа людей. В результате у пользователей компьютерных сетей возникает целый ряд интересов, мотивов, целей, потребностей, установок, а также форм психологической и социальной активности, непосредственно связанных с этим новым пространством. В связи с этим стала актуальной проблема патологического использования интернета, обозначенная в зарубежной литературе И. Голдберг и К. Янг еще в конце 80-х. Речь идёт о так называемой «интернет-зависимости».
Интернет-зависимость обладает некоторыми характеристиками уже из-вестных и изученных аддикций: пренебрежение важными вещами в жизни из-за аддиктивного поведения; разрушение отношений аддикта со значимыми людьми, раздражение или разочарование значимых для аддикта людей, скрытность или раздражительность, когда люди критикуют это поведение, чувство вины или беспокойства относительно этого поведения, безуспешные попытки сокращать это поведение.
В связи с вышеизложенным представляется актуальным изучение особенностей формирования и динамики аддиктивного процесса при интернет-зависимости, а также особенностей конституирования личности потенциального интернет-аддикта.
Объект исследования – психологические детерминанты формирования эго-идентичности личности.
Предмет исследования – эго-идентичность интернет-аддиктов.
Цель исследования – выявить специфические характерологические черты эго-идентичности личности, страдающей интернет-зависимостью.
Гипотезы исследования:
1. Существует различие в структуре эго-идентичности личности с интернет-аддикцией и не зависимых от интернета.
2. Наличие аддикции непосредственно зависит от степени дивергенции образов Я-реальное и Я-идеальное.
Задачи исследования:
1. Провести теоретико-методологический анализ феномена эго-идентичности;
2. Эксплицировать психологические детерминанты формирования эго-идентичности личности;
3. Описать роль аддикции в формировании эго-идентичности;
4. Разработать и провести эмпирическое исследование специфики эго-идентичности лиц, страдающих интернет-зависимостью;
Теоретико-методологической основой исследования выступают:
Классический психоанализ З.Фрейда, я-психология (Х.Кохут), структур-ный психоанализ (Ж.Лакан), теория объектных отношений О.Кернберга, эго-психология (Э.Эриксон), теоретическая модель механизмов защиты, разработанная Р. Плутчиком в соавторстве с Г. Келлерманом и Х.Контом.
Методы: С учетом цели и задач данного исследования для диагностики интернет-зависимости, а также для диагностики характерологических особен-ностей и компонентов эго-идентичности использовались следующие методики:
- шкала Интернет-зависимости из опросника "Поведение в Интернете" А. Жичкиной;
- методика "Незаконченные предложения" (Жичкина А. Е. и Щепилина Е. А);
- опросник Келлермана-Плутчика «Индекс жизненного стиля»;
- метод диагностики межличностных отношений (ДМО) который пред-ставляет собой модифицированный Собчик Л.Н. вариант интерперсональной диагностики Т.Лири.
Полученные результаты анализировались с помощью методов математической статистики, таких как *- критерий (угловое преобразование Фишера); t-критерия Стьюдента для зависимых выборок.
Статистическая обработка данных и графическая презентация результатов осуществлялась с помощью компьютерного пакета статистических программ STATISTICA 5.5.
Экспериментальная база исследования: пользователи сети Интернет в возрасте от 16 до 35 лет. В исследовании приняли участие 100 человек.
Научная новизна: уточнено представление о структуре эго-идентинчости, получилось дальнейшее развитие представление о влиянии особенностей структуры эго-идентичности на возникновение аддикции.
Практическая значимость исследования состоит в том, что на основании полученных данных можно разработать оптимальные способы коррекции и профилактики зависимости от интернет.
Структура дипломной работы: дипломная работы состоит из введения, двух разделов, заключение, списка использованной литературы. Основное содержание дипломной работы изложено на 71 странице. Список литературы включает в себя 61 источник, из которых 9 на английском языке. В работе содержится 2 таблицы и 1 рисунок.
Список литературы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе планирования и реализации нашего исследования мы ставили перед собой в качестве основной рабочей цели - выявление специфических характерологических черт эго-идентичности личности, страдающей интернет-зависимостью, с учетом возможности дальнейших разработок диагностических и коррекционных мероприятий по интернет-аддикции.
По данным проведеного эмипирческого исследования и в соответствии с полученными результатами мы подтвердили гипотезу о том, что существуют различия в структуре эго-идентичности личности с интернет-аддикцией и не зависимых от интернета.
Так, эго-идентичность интернет-аддиктов структурирована с преобладанием шизоидных защитных механизмов, таких как изоляция, проекция, интроекция, отрицание, компенсация и уход в фантизии.
Как мы выявили в ходе исследования, для формирования целостной, нормально функционирующей эго-идентичности важную роль играют отношения «мать — ребенок», в которых из переплетения реалистического восприятия и фантазий складываются «биполярные интрапсихические репрезентации», т.е. сложноорганизованные когнитивно-аффективные конгломераты: 1) образа себя; 2) образа Другого; 3) связующего эти репрезентации аффективного состояния любви и/или ненависти. Также ключевым фактором в нормальном или аномальном функционировании эго-идентичности следует считать уровень механизмов саморегуляции.
У людей, с шизоидно-конституируемой личностью, первичный конфликт в области отношений касается близости и дистанции, любви и страха. Их субъективную жизнь пропитывает глубокая амбивалентность по поводу привязанности. Развитию шизоидного паттерна отстраненности и ухода, возможно, способствует не только уровень, но и содержание родительской вовлеченности, наличие противоречивых и дезориентирующих коммуникаций. Возможно, что такие паттерны вообще ответственны за шизоидную динамику. Ребенку, находящемуся в ситуации двойного зажима и эмоционально фальшивых сообщений, легко стать зависимым от ухода, чтобы защитить свое собственное "Я" от непереносимого уровня гнева и сомнений. Покушение, и депривация совместно определяют шизоидную проблему: если кто-то одинок или подвергается депривации, а родители доступны только в тех случаях, когда они проявляют себя как неэмпатичные и вторгающиеся, разрастается конфликт "тоска-избегание", "близость-дистанцирование".
Ввиду поглощенности внутренним миром и вытеснения аффекта, следующего за ходом мысли, шизоид испытывает трудности в искреннем выражении чувств перед другими и спонтанном проявлении себя в отношениях с другими.
Далее, мы опровергли нашу вторую гипотезу о том, что наличие аддикции непосредственно зависит от степени дивергенции образов Я-реальное и Я-идеальное. Из результатов полученных нами данных мы можем сделать вывод, что основной мотивационной детерминантой интернет-аддикции является не расхождение между Я-реальным и Я-идеальным, не стремление скомпенсировать желаемые черты личности в интернете, а также контейнировать социально неприемлимые, а, скорее, альтернатива аутистичному уходу в фантазии, замыкании на собственном субъективном мире.
Перспективным направлением исследования может быть разработка диагностических методов, направленных на выявление развивающейся интернет-аддикции, а также способов и методов ее коррекции.
Список использованной литературы
1. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность // Гуманитарные исследования в Интернете /Под ред. А.Е. Войскунского. – М., "Можайск-Терра" , 2000, с.11-40
2. Белинская Е.П., Жичкина А.Е. Стратегии самопрезентации в Интернет и их связь с реальной идентичностью. http://flogiston.ru/projects/articles/strategy.shtml.
3. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание./ Пер. с англ. – М.: “Прогресс”, 1986 г.
4. Браун Дж., «Психология Фрейда и постфрейдисты», Москва, «Рефл-бук», 1997 г.
5. Бурова В.А. Социально-психологические аспекты интернет-зависимости. http://user.lvs.ru/vita/doclad.htm.
6. Вермсер Л., (2000), Компульсивность и конфликт: различие между описанием и объяснением при лечении аддиктивного поведения // Психология и лечение зависимого поведения, под ред. С. Даулинга; Москва, Класс;
7. Войскунский А.Е. Феномен зависимости от Интернета // Гуманитар-ные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. – М., "Можайск-Терра", 2000, с.11-40.
8. Войскунский А.Е. Психологические исследования феномена Интер-нет-аддикции // Тезисы докладов 2-й Российской конференции по экологиче-ской психологии. М.: Экопсицентр РОСС. 2000 С. 251-253.
9. Войскунский А. Е. Общение, опосредованное компьютером/ Диссер-тация ... кандидата психологических наук. М., 1990.
10. ВойскунскийА Е. Исследования Интернета в психологии // Интернет и российское общество / Под ред. И. Семенова. М.. 2002 с. 235-250.
11. Волович А. С. Особенности социализации выпускников средней школы. /Диссертация ... кандидата психологических наук. М., 1990.
12. Джекобсон Дж., (2000), Преимущества полимодального подхода к пониманию аддиктивного поведения // Психология и лечение зависимого поведения, под ред. С. Даулинга; Москва, Класс, 2002.
13. Доде Л. М., (2000), Психическая беспомощность и психология аддикции // Психология и лечение зависимого поведения, под ред. С. Даулинга; Москва, Класс, 2002;
14. Дольто Ф. На стороне ребенка, СПб.; издательство Петербург – XXI, 1997 г.
15. Жичкина А. Социально-психологические аспекты общения в Интернете. http://flogiston.ru/projects/articles/refinf.shtml.
16. Иванова И. В. Социализация и формирование социальной идентичности в период детства. Сайт Московский педагогический государственный университет, библиотека, 2000
17. Калина Н. Ф., Основы психоанализа, Рефл-бук, Ваклер, 2001 г.
18. Калина Н.Ф., основы психотерапии, Издательства: Рефл-бук, Ваклер, 1997 г.
19. Кернберг О.Ф Тяжелые личностные расстройства: Стратегии психотерапии/ Пер.с англ. М.И.Завалова. – М.: Независимая фирма “Класс”, 2000.
20. Кернберг О.Ф Агрессия при расстройствах личности / Пер.с англ. А.Ф. Ускова. – М.: Независимая фирма “Класс”, 1998.
21. Короленко И. П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В М Бехтерева 1991. № 1. С 8-15.
22. Кохут, Х. Анализ самости. Системный подход к лечению нарциссических нарушений личности. Когито-Центр, 2003 г. 368 с.
23. Лакан Ж. Телевидение / TeleVision, Гнозис, 2000 г., 160 с.
24. Лакан Ж. Четыре основные понятия психоанализа. Семинары: Книга XI (1964). Кн.11, 2004.
25. Лейбов Р. Язык рисует Интернет. http://inter.net.ru/
26. Леонова Л.Г., Бочкарева Н.Л. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте. Учебно-методическое пособие. Новоси-бирск, 1998.
27. Мак-Вильямс Н., Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе: Перевод с английского. "Класс" - 2006, 476 стр.
28. Нестеров В. К вопросу об эмоциональной насыщенности межличностных коммуникаций в Интернете. http://www.flogiston.ru/.
29. Психоаналитические термины и понятия: Словарь/ Под ред. Барнесса Э. Мура и Бернарда Д.Файна/ Перев. С англ. А.М. Боковикова, И.Б. Гришпуна, А.Фильца. – М.: Независимая фирма “Класс”, 2000.
30. «Психология развития», хрестоматия, «Питер», 2001г.
31. Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа/ Пер. с англ. Л.В. Топоровой, С.В. Воронина и И.Н. Гвоздева под редакцией канд. философ. наук С.М.Черкасова. – СПб.: Восточно – Европейский Институт Психоанализа, 1995.
32. Рикер П. Повествовательная идентичность. Пер. К. Дрязгунов. www. philisopy. ru / library, 2000.
33. Самосознание и защитные механизмы личности, под ред. Д. Я. Райгородского, Самара, Бахрах-М, 2003 г.
34. Современный психоанализ, Сборник научных трудов, Киев, Ваклер, Альтерпресс, 2002 г.
35. Сидоренко Е. Методы математической обработки в псиъхологии, Речь, С.-Петербург, 2001, 349 с.
36. Суслова О.Ю. Введение в чтение Лакана: “стадия зеркала”. История создания. Интернет. Сайт Восточно – Европейского института психоанализа. Статьи. 2000.
37. Сэбшин Э., (2000), Психоаналитические исследования аддиктивного поведения: обзор // Психология и лечение зависимого поведения, под ред. С. Даулинга; Москва, Класс, 2002.
38. Тайсон Р., Тайсон Ф. Психоаналитические теории развития: Пер. с англ. – Екатеринбург: Деловая книга,1998
39. Томэ Х., Кэхеле Х.Современный психоанализ. Т. 1. Теория: Пер. с англ./
Общ. ред. А.В. Казанской. – М.: Издательская группа Прогресс - Литера, Издательство Агентства Яхтсмен, 1996
40. Томэ Х., Кэхеле Х.Современный психоанализ. Т. 2. Практика: Пер. с англ./ Общ. ред. А.В. Казанской. – М.: Издательская группа Прогресс - Литера, Издательство Агентства Яхтсмен, 1996
41. Фейдимен Д., Фрейджер Р. Личность: теории, эксперименты, упраж-нения,
42. Фрейд З., Психоанализ, Донецк, Сталкер, 1999 г.
43. Фрейд З. Толкование сновидений. – Ер.: Камар, 1991
44. Ханзян Э., (2000), Уязвимость сферы саморегуляции у аддиктивнх больных: возможные методы лечения // Психология и лечение зависимого поведения, под ред. С. Даулинга; Москва, Класс, 2002;
45. Херст Д. М., (2000), Переходные и аутистические феномены при аддиктивном поведении // Психология и лечение зависимого поведения, под ред. С. Даулинга; Москва, Класс, 2002.
46. Хьелл Л., Зиглер Д., Теории личности, Питер, 3-е международное издание, 2001 г.
47. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Эмоциональные расстройства и со-временная культура // Московский психотерапевтический журнал, 1999, №2, с. 61- 90.
48. Шайдулина А.Ф. Интернет-зависимость - новая форма аддиктивного поведения у подростков // Материалы конгресса по детской психиатрии (Москва, 25-28 сентября 2001).
49. Шевченко И.- Некоторые психологические особенности общения по-средством Internet. [WWW document]. URL http://www.flogiston.ru.
50. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис, Москва, Прогресс, 1996 г.
51. Эриксон Э., «Детство и общество», Санкт-Петербург, «Речь», 2002 г.
52. Янг К.С. Диагноз — Интернет-зависимость // Мир Интернет 2000. № 2. С. 24-29
53. CharltonJP A factor-analytic investigation of computer 'addiction' and engagement // British Journal of Psychology. 2002. V. 93 (Pt. 3). P. 329-344.
54. Dufonl R.L Addiction, a new paradigm // Bulletlin, Menninger Clinics. 1998. V. 62(2). P. 231-242.
55. Federn P. Ego psychology and the psychoses. – New York: Basic Books,1952
56. Hall A.S. Internet addiction: College student case study using best practices in cognitive behavior therapy
57. Laing R. D. Self and Others, Pelican Book,1971
58. Phillipson Herbert “ The Object Relations Technique”, The Free Press, Glencoe, Illinois, 1955
59. Young K. S. Psychology of computer use: addictive use of the internet: a case that breaks the stereotype. // Psychological reports, 1996, Vol. 79, pp. 899-902
60. Young, K.S.Internet addiction: symptoms, evaluation,
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
2500
Скачать бесплатно
3024.doc
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
03.11.24
Лексикографический анализ единиц поля
03.11.24
Из истории слова гость и его производных
03.11.24
Семантическое поле гость в русском языке
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2024. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.