У нас уже 21989 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название ФАКТОРЫ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЬЮ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
Количество страниц 46
ВУЗ СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Год сдачи 2011
Содержание АВТОРЕФЕРАТ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Выполнила студентка группы П5з Никулина Валентина Анатольевна
Тема: Факторы удовлетворенности жизнью лиц пожилого возраста
Научный руководитель: Грезе Елена Владимировна
Объект: когнитивная и эмоциональная сферы личности
Предмет: факторы удовлетворенности жизнью
Цель: изучить факторы удовлетворенности жизнью и их психологическое значение в жизни пожилых людей
Задачи:
1. Изучить теоретические подходы в психологии к проблеме удовлетворенности жизнью;
2. Исследовать структуру и факторы, связанные с удовлетворенностью жизнью;
3. Провести диагностическое исследование факторов удовлетворенности жизнью у пожилых людей;
4. Разработать рекомендации (программу) по оптимизации удовлетворенности жизнью.
Гипотеза: уровень удовлетворенности жизнью зависит от психологических факторов и субъективной оценки личностью степени реализации ценностей и потребностей
Методики использованные в работе:
1Оценка уровня удовлетворенности качеством жизни Н.Е. Водопьянова
2 Интегральная оценка качества жизни Н.П. Фетискин
3 Методика «Ценностные ориентации» Рокича
4 Методика образ жизни Мотков
5 Фрейбургский личностный опросник
(Das Freiburger Personlichkeits-inventar — FPI)
И.Фаренберг, Х.Зарг, Р.Гампел
6 Шкала оценки удовлетворенности жизнью(качества жизни QLESQ Джина Эндикотт



Краткие выводы по работе:
1. Изучили теоретические подходы в психологии к проблеме удовлетворенности жизнью. Понятие «удовлетворенность» используется во многих психологических и социологических работах. В основном феномен удовлетворенности изучается с двух позиций - общепсихологической и социально-психологической (или социальной). Представители социального и социально-психологического подходов рассматривают удовлетворенность как оценку деятельности и ее условий, оценку результатов этой деятельности. Поскольку оценка является частным случаем проявления отношения, то и удовлетворенность рассматривается как один из аспектов проблемы отношений
2. Удовлетворенность как обобщенное переживание своего бытия является комплексной, системной характеристикой взаимоотношений человека с окружающим миром. Оно выступает как показатель успешности и адаптированности человека в конкретных условиях. Рядом ученых удовлетворенность рассматривается на основе соотношения систем ценностных ориентаций и оценки достижений в различных сферах жизнедеятельности, а также отношения к этим сферам, к себе как личности и своим ценностям, ролям, установкам .
3.Исследовали многообразие этапов возрастной периодизации и выявили что каждый период в возрастной периодизации отличается социальной ситуацией и личностными новообразованиями. И дали характеристику каждому этапу социльной ситуации ,а также изменений в личностной сфере.
4. возрастные изменения, старение человека — это реальный, но чрезвычайно сложный, стоящий перед обществом, человеком, наукой комплекс важных проблем. Это проблема личности, нравственности, это проблема кадровой динамики, профессионализма и преемственности поколений, это проблема индивида и общества.
5. С помощью эмпирических методов исследовали когнитивную и эмоциональную сферу личности и выявили что уровень удовлетворенности жизнью зависит от психологических факторов и субъективной оценки личностью степени реализации ценностей и потребностей . разработали психологические рекомендации по улучшению удовлетворенности качеством жизни.
Количество использованных источников – 24
Основными эмпирическими методами были методы психодиагностики. В качестве конкретных методик использовались методика Леонтьева Д.А. – тест смысложизненных ориентаций (СЖО), анкета,







ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..……................5
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ПСИХОЛОГИИ К ПРОБЛЕМЕ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЬЮ
1.1. Понятие удовлетворенности жизнью в различных теоретических подходах..................................................................................................................8
1.2. Психологические факторы удовлетворенности жизнью в пожилом возрасте ……………………………………………………………13
1.3 Особенности удовлетворенности жизнью в пожилом возрасте. 17
Выводы по 1 главе …………………………………………………….27
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЬЮ У ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………...
2.1. Методы и методики исследования…………………………………28
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования.......................32
2.3.Рекомендации по повышению уровня удовлетворенности жизнью
Выводы по 2 главе……………………………………………………………39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…...……………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………..........








ВВЕДЕНИЕ

В современной социально-демографической структуре нашего общества большую роль играют люди пожилого возраста, которые, благодаря современным достижениям науки, на сегодняшний день сохраняют высокую психологическую и профессиональную продуктивность.. Увеличение продуктивного возраста пожилых людей актуализирует необходимость изучения психологического качества их жизни, одним из показателей которого является удовлетворенность жизнью.
Изучение социально-психологических факторов, влияющих на удовлетворенность жизнью пожилых людей, имеет не только теоретическое, но и практическое значение для целого ряда областей: экономики, политики, менеджмента, образования, искусства, науки и др.
Существует большое количество работ отечественных (Л.И. Анцыферова, К.А. Абульханова-Славская, И.С. Кон, Г.С. Никифоров, О.В. Краснова, А.Г. Лидере, О.С. Молчанова, М.В. Ермолаева, Т.Д. Марцинковская, Р.С. Яцемирская и др.) и зарубежных (А. Маслоу, И. Ялом, В.Франкл, Б.Бромлей, Ф.Гизе, П. Балтес, X. Томэ, К. Рифф и др.) авторов в области геронтопсихологии и психологии развития, связанных с проблемами удовлетворенности жизнью и общими теориями определения и поиска смысла жизни у пожилых людей.
Удовлетворенность или неудовлетворенность жизнью определяет очень многие поступки, разные виды деятельности и поведения людей.Эти переживания выступают значимым фактором состояния общественного сознания, групповых настроений, ожиданий, отношений в обществе. Без их учета невозможно строить научно обоснованную социальную политику, социальное управление, социальное планирование. Изучение социально-психологических факторов, влияющих на удовлетворенность жизнью пожилых людей, имеет не только теоретическое, но и практическое значение для целого ряда областей: экономики, политики, менеджмента, науки и др
Объект исследования – когнитивная и эмоциональная сферы личности
Предмет исследования: факторы удовлетворенности жизнью.
Гипотеза исследования: уровень удовлетворенности жизнью зависит от психологических факторов и субъективной оценки личностью степени реализации своих ценностей и потребностей .
Цель исследования: изучить факторы удовлетворенности жизнью и их психологическое значение в жизни пожилых людей.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические подходы в психологии к проблеме удовлетворенности жизнью;
2. Исследовать структуру и факторы, связанные с удовлетворенностью жизнью;
3. Провести диагностическое исследование факторов удовлетворенности жизнью у пожилых людей;
4. Разработать рекомендации по оптимизации удовлетворенности.
Методы исследования. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретический анализ литературы; эмпирические – тестирование; анализ экспериментальных данных с элементами математической обработки.
Структура курсовой работы включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект, предмет, цель, задачи, методы.
В первой главе представлен анализ старости как социально-демографической проблемы, рассмотрены биологические, социальные, психологические особенности пожилых людей, охарактеризованы типы приспособления пожилых людей к психосоциальным условиям старения.
Во второй главе на основании теоретического анализа и результатов эмпирического исследования выделены психологические факторы удовлетворенности жизнью, их роль в переживании субъективного благополучия. Предложены рекомендации по коррекции удовлетворенности жизнью.
В заключении подведены общие итоги исследования, изложены основные выводы, определены перспективы дальнейшей разработки проблемы.
Список литературы включает источников
В приложениях представлены таблицы с результатами исследования, материалы, использованные и полученные при проведении опытно-экспериментальной работы.
Список литературы ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Пожилой возраст – это возраст «социальных потерь», обусловленный сменой статуса и ролей.
К проблеме психосоциального развития личности в пожилом возрасте подходили такие ученые как И.И. Мечников, А.А. Богомолец, В.В. Болтенко, А.Г. Нагорный, Э. Эриксон, Г. Крайг, В.Д. Шапиро.
По мнению ученых, развитие личности продолжается всю жизнь, но в период поздней взрослости оно обретает особую значимость, в связи с образованием новых структур.
- Доля групп людей старше 60-65 лет составляет 1/6 или 1/8 всей мировой популяции.
- В пожилом возрасте удовлетворенность жизнью и успешность приспособления к ней зависит от ряда факторов. К ним относятся: здоровье, экономическое и семейное положение, позитивное функционирование, уровень общения с окружающими и потребность в удовлетворении, которая раньше давала работа.
- Целостность личности достигается путем успешного разрешения нормативных кризисов пройденных стадий развития.
- Период после выхода на пенсию составляет в среднем 16 лет у мужчин и 24 года у женщин.
- Подготовка к выходу на пенсию состоит из трех частей: сбрасывание оборотов, перспективное планирование, жизнь в ожидании пенсии.
- Выход на пенсию предполагает приобретение нового социального статуса.
- Выход на пенсию может сопровождаться как позитивным, так и негативным эмоциональным состоянием. Это зависит от отношения к работе на протяжении всей жизни.
- Семейные отношения в период поздней взрослости дают человеку чувство защищенности, стабильности и прочности.
- Большинство пожилых пар, вырастивших детей, показывают более сильное чувство удовлетворенности и гармонии.
- Существуют такие роли бабушек и дедушек как: присутствие, семейная «национальная гвардия», арбитры, сохранение семейных традиций и истории.
- Смерть брачного супруга приводит к приобретению нового статуса – вдовы или вдовца.
- Вероятность овдоветь для женщин в несколько раз больше, чем для мужчин.
- Вдовы реже вдовцов снова выходят замуж.
- Старики испытывают особую потребность проводить много времени в размышлениях о прошлой жизни.






ЛИСТ ОЦЕНКИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Критерии оценки:
5 (отлично) - соответствует требованиям (все необходимое сделано), существенных замечаний нет;
4 (хорошо) - соответствует требованиям, но есть существенные замечания и недочеты;
3 (удовлетворительно) - требования выполнены недостаточно;
2 (неудовлетворительно) - отсутствует или не соответствует требованиям (необходимое не сделано).


ВВЕДЕНИЕ и ЗАКЛЮЧЕНИЕ Оценка Оценка
ECTS Кр. 1 Оценка При меч.
1. Обоснование актуальности темы 5 4 3 2 +
2. Формулировка цели, объекта, предмета, задач исследования 5 4 3 2 +
3. Формулировка гипотезы исследования 5 4 3 2
4. Наличие практической значимости исследования 5 4 3 2
5. Оригинальность, новизна, самостоятельность и ответственность 5 4 3 2 +
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
6. Проведение анализа литературы по теме исследования (количество литературы определяется курсовой работой)
5 4 3 2
+
7. Логика и системность изложения 5 4 3 2 +
8. Формулировка проблемы и лежащего в ее основе противоречия 5 4 3 2 +
9. Непротиворечивость понятийного аппарата исследования 5 4 3 2 +
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
10. Выбор и обоснование методов и методик исследования 5 4 3 2
11. Корректность применения используемых методик 5 4 3 2
12. Организация исследования, базы исследования, проведения эксперимента. 5 4 3 2
13. Графическое оформление работы 5 4 3 2 +
14. Проведение анализа и интерпретации результатов 5 4 3 2
15. Связь экспериментальных и теоретических результатов с гипотезой 5 4 3 2
16. Своевременное выполнение контрольных точек исследования 5 4 3 2
17. Методологическая обоснованность и адекватность проблеме, представленной коррекционной программы 5 4 3 2 +
П.п. 1-17 Оцениваются научным руководителем
ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ
18. Грамотность, логичность и аргументированность изложения материала 5 4 3 2 +
19. Предъявление наглядных материалов на защите 5 4 3 2 +
20. Умение вести дискуссию 5 4 3 2 +
21. Владение профессиональным языком и терминологическое соответствие 5 4 3 2 +
22. Наличие публичных выступлений по материалам исследования на заседаниях научных кружков, секций и студенческих конференций 5 4 3 2 +
Коэффициент работы * 1,428
Балл ECTS (в 100 балльной рейтинговой шкале)
* В условиях КМСОУП оценки по всем пунктам суммируются и умножаются на коэффициент для приведения к 100 балльной шкале.






СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Адлер А. Наука жить. -— Киев: Port-Royal, 1997, 315 с. Ю.Адлер А. Смысл жизни // Философские науки. № 1, 1998. С. 15-26. П.Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - СПб.:
1 ПСИХОЛОГИЯ СЧАСТЬЯ Создатель: Майкл Аргайл Издательство: Питер Дата выпуска: 2003
2. Адлер А. Наука жить. -— Киев: Port-Royal, 1997, 315 с. Ю.Адлер А. Смысл жизни // Философские науки. № 1, 1998. С. 15-26. П.Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - СПб.:
3. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других / В.В. Бойко. – М.: Филинъ, 1996. – 470 с.
4. Бороздина Л. В. Исследование уровня притязаний. Учебное пособие. –М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. - 103 с.
5. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь. – М.: Изд-во Прайм-Еврознак, 2007. – 672 с
6 Куликов Л.В. Детерминанты удовлетворенности жизнью // Общество и политика / под ред. В. Ю. Большакова. – СПб.: СпбГУ, 2000. – с. 476 - 510.
7 Ширяева О.С "Психологическое благополучие личности в экстремальных условиях жизнедеятельности", -Хабаровск, 2008
8. Куликов Л.В "Детерминанты удовлетворенности жизнью", Общество и политика
9 И.И. Исаев, Б.В. Нечкин Качество жизни и сертификация.// Ст и К №12 1994
10 СубеттоА.И Управление качеством жизни и выживаемость // Ст и К №1 1994
11.| Обухова Л.Ф. Возрастная (детская) психология. — М.: Российское педагогическое агентство, 1996. — 374 с/|
12 Альперович В. Социальная геронтология. — Ростов-на-Дону: Феникс. 1997. — 576 с.|
13 Моргун, Ткачева, 1981, с. 62–80).
14 Зеер, Сыманюк 1997, Любимова 2000, Вачков с соавт. 2002
15Климов, 1996, с. 423–425.
16 Пряжников Н.С. Профконсультация: виды и условия проведения// Школа и производство, 1989, № 10, с.13–16|
17 Брюгман Г.М. Жизненные события и онтогенез эпистемического познания/ Процессы психического развития: в поисках новых подходов (под ред. А.И. Подольского, Я.Я. Ф.Тер Лаака и П.Г. Хейманса). — М., 1995, С.132–144.|
18(Разум сердца, 1990, с. 481
19 Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. — М.: Прогресс-Академия, 1992. — 528 с.
20 Карпинский К.В. Психология жизненного пути личности. Гродно: ГрГУ, 2002.-167
21Краснова О.В. Социально-психологические аспекты старения//Клиническая геронтология. 1997. № 3. С. 19-26.
22.Фролькис В.В. Старение и увеличение продолжительности жизни. –Л.: Наука, 1988. –211 с.
23.Шахматов Н.Ф. Психологическое старение: счастливое и болезненное. –М.: Медицина, 1996. –405 с.
24 Социальная статистика. Учебник./Под ред. И.И. Елисеевой. – 3-е издание. – М. – Финансы и статистика, 2001. – 480 с.|
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1000





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2024. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.