У нас уже
21989
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
Развитие внимания детей младших классов на уроках музыки
Количество страниц
77
ВУЗ
Забайкальский государственный университет
Год сдачи
2014
Содержание
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования развития внимания детей младших классов на уроках музыки 3
1.1. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста 3
1.2. Развития внимания младших школьников в процессе учебной деятельности 3
1.3. Методические аспекты развития внимания младших школьников на уроках музыки 3
Глава 2. Эмпирическое изучение возможностей уроков музыки в развитии внимания детей младшего школьного возраста 3
2.1. Цель, задачи, организация исследования 3
2.2. Внедрение в урок музыки заданий на развитие внимания младших школьников 3
2.3. Анализ динамики внимания младших школьников 3
Заключение 3
Список используемых источников 3
Приложение 3
Введение
Актуальность исследования. Мысль о необходимости модернизации современной системы музыкального образования прослеживается во многих исследованиях последних лет. Авторы исследований обосновывают необходимость серьезнейшего пересмотра всего процесса образования, который должен быть ориентирован на реальное развитие личности, перехода от модели авторитарного образования к педагогике свободы. Основополагающей проблемой образования при этом становится создание особой среды учения, в которой все учащиеся достигли бы наивысшего уровня в развитии своих способностей на основе привлечения ресурсов художественного образования в целях социально-культурной адаптации детей и подростков для профилактики и коррекции асоциального поведения.
Огромную роль в процессе учебной деятельности играет степень развития познавательных процессов. В основе познавательной деятельности лежит познание окружающего мира: ребенок воспринимает, включаются процессы осмысления и запоминания. Для полноценной познавательной деятельности необходимо развитие следующих процессов: восприятие, мышление, память, внимание, речь.
Актуальность темы обусловлена тем, что в младшем школьном возрасте в психике ребенка происходят сложные изменения. По мере усвоения детьми новых знаний у них формируются новые представления об окружающем мире, происходит быстрая перестройка представлений, которые сложились о мире ранее. Вместе с развитием мышления и переходом его на новый качественный уровень происходит перестройка остальных психических процессов, в частности внимания.
Современный ритм жизни таков, что цена человеческой ошибки постоянно возрастает. Вместе с тем, возрастает и вероятность совершить ошибку. Человеку приходится работать с большими объемами информации. Для выживания необходимо реагировать на многочисленные сигналы. Необходимо обладать механизмом выделения наиболее сильных сигналов. Именно эта функция и отводится вниманию. Вниманием называется способность человека сосредотачивать свое сознание на предметах либо явлениях. Внимание представляет собой процесс, который помогает развиваться и функционировать иным познавательным способностям. Если свойства внимания развиты хорошо, и оно организовано, эти факторы непосредственно влияют на успешность ребенка и успеваемость его в младшей школе.
Школьники, которые хорошо успевают по различным предметам, имеют высокие показатели развития внимания. При этом различные узконаправленные исследования раскрывают, что различные свойства внимания вносят в обучение непропорциональный вклад. Причем, этот вклад может различаться в зависимости от предмета изучения. Например, в процессе овладения математикой ведущая роль отводится объему внимания. При изучении русского языка необходимо распределять внимание с высокой точностью, обучение чтению требует от ребенка устойчивого внимания. По этой причине, занимаясь развитием различных свойств внимания, можно оказывать влияние на улучшение успеваемости учеников по различным предметам.
Особенно остро этот вопрос стоит перед начальной школой, когда закладывается фундамент для успешного становления личностных качеств младших школьников и, думается, в основе этой среды должна быть положена игровая деятельность, способная ликвидировать практически все причины, стоящие на пути развития способностей ребенка. В данной работе за основу взяты музыкальные занятия как средство развития внимания младшего школьника, являющегося составной частью произвольных психических процессов личности ребенка.
В связи с вышесказанным в последнее время развернулись широкие исследования, посвященные работе по развитию внимания в начальной школе, в которых выявляется сущность основных понятий теорий внимания, указываются способы совершенствования принципов, содержания, форм, методов работы по развитию внимания (Ольшанская Е.В., Тихомирова Л.Ф., Волкова Т. Н. и др.). Однако, на наш взгляд, работа по развитию внимания младших школьников далека от совершенства, не до конца раскрыты вопросы формирования внимания как психического процесса на уроках музыки.
В связи с вышеизложенным проблемой исследована стал вопрос: каким образом можно воспитать внимание младшего школьника на уроках музыки?
Анализ литературы показал, что актуальность проблемы определяется не только ее малой разработанностью, но и большой теоретической и практической значимостью для полноценного развития младшего школьника.
Целью исследования является выявление методов и приемов использования уроков музыки как средства развития внимания младших школьников в процессе организации учебной деятельности.
Объект исследования - внимание младших школьников;
Предмет исследования – музыкальная деятельность как средство развития внимания младших школьников.
В исследовании решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста;
2. Охарактеризовать особенности развития внимания младших школьников в процессе учебной деятельности
3. Изучить методические аспекты развития внимания младших школьников на уроках музыки
4. Эмпирическим путем изучить возможности уроков музыки в развитии внимания детей младшего школьного возраста
В соответствии с целью формируется наша рабочая гипотеза: разработанный нами комплекс игр и упражнений, применяемый на уроках музыки, способствует развитию внимания детей младшего школьного возраста.
База исследования: экспериментальное исследование было проведено в … . В нем участвовали 30 детей в возрасте 8-9 лет.
Методологической основой исследования являются: теория музыкальной деятельности Н.А. Ветлугиной, О.П. Радыновой, психология музыкальных способностей Б.М. Теплова, Н.Л. Гродзенской «Слушание музыки в начальной школе».
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений нами применялись следующие методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования; тестирование; методы статистической обработки результатов.
Практическая значимость: материалами данного исследования могут быть использованы студентами, обучающимися по специальности «Музыкальное образование», «Дошкольное воспитание», музыкальными руководителями, воспитателями дошкольных учреждений, педагогами дополнительного образования, работающими с дошкольниками, преподавателями педагогических колледжей.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Список литературы
Заключение
Педагогическое изучение детей младшего школьного возраста, систематически осуществляемое педагогами в процессе обучения и воспитания, направлено на решение ряда задач. Оно необходимо для правильной организации учебно-воспитательного процесса, для построения системы индивидуальной работы, для определения педагогами единых требований к ребенку. Это и обусловила актуальность цели исследования нашей дипломной работы - выявление методов и приемов использования уроков музыки как средства развития внимания младших школьников в процессе организации учебной деятельности.
В процессе решения задач перечисленных во введении дипломной работы мы пришили к следующим заключениям:
Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности. Направленность сознания – выбор объекта, а сосредоточенность предполагает отвлечение от всего, что не имеет отношения к этому объекту; Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые - произвольным. Непосредственное внимание – это также более низшая форма его развития, чем опосредованное. Выделяют следующие свойства внимания: концентрация или интенсивность, объём внимания, переключаемость, распределение, устойчивость, избирательность. Среди причин нарушения внимания выделяют: астенические явления, несформированность механизма произвольности у детей, слабое развитие интеллектуальной активности, несформированность мотивации, недостаточное развитие чувства ответственности, органические признаки церебрально-органического генеза
У детей младшего школьного возраста еще не сформировано непроизвольное внимание (узкий запас знаний и представлений). Снижение произвольного внимания обусловлено нарушением эмоционально-волевой сферы и ведет к расторможенности - низкому объему внимания, хаотичности, т. е. нецеленаправленности, переходу от одного вида деятельности к другому, или, наоборот, к заторможенности детей: инертности, низкому уровню переключаемости внимания.
Особенности внимания детей младшего школьного возраста:
- Неустойчивость (чрезмерная подвижность внимания);
- Низкая концентрация (неспособность ребенка сосредоточиться на задании, на какой-либо деятельности, быстрая отвлекаемость, колебания внимания, большое количество отвлечений, быстрая истощаемость, утомляемость, чрезмерная концентрация на одном объекте деятельности);
- Снижена избирательность (снижена настройка внимания на сознательное восприятие информации при наличии помех, проявление инертности, фрагментарное усвоение информации);
- Узкий объем внимания (не могут сосредоточиться на большом количестве объектов, степень ясности и отчетливости воспринимаемых объектов снижена);
- Снижено распределение (отсутствие контроля собственных действий, особым отвлекающим раздражителем является речь, уровень распределения внимания скачкообразно повышается к 3-му классу);
- Нарушено переключение («прилипание внимания», сниженная способность переключать внимание с одного вида деятельности на другой).
Выявленные нарушения необходимо корректировать, в связи с чем мы провели формирующий эксперимент, направленный на развитие внимания детей младшего школьного возраста на уроках музыки.
Ознакомление с историей и современным состоянием музыкального воспитания говорит о том, насколько сложен вопрос о развитии внимания.
Большое внимание педагогами – исследователями уделено изучению динамики развития музыкальных способностей: музыкального слуха и певческого голоса, отзывчивости ребенка на музыку при ее восприятии и собственном исполнении. Отмечая положение психологии, что «способности развиваются в соответствующей деятельности» программы детских садов и музыкальной школы составлены таким образом, что дети включаются в различные виды деятельности: они слушают музыку, поют, двигаются под музыку, играют на музыкальных инструментах, импровизируют.
Естественно, что успешное музыкальное развитие возможно при продуманной системе работы, при применении наиболее простых методов и задач. Особое внимание уделяется подбору репертуара, который должен быть интересным для детей определенного возраста, доступным не только по своему содержанию, но и по объему; преподнесение каждого произведения должно быть таким, чтобы в результате урок хорошо запомнился и вызывал у детей все новые эмоции.
Урок - это сложная, многоплановая структура со своей системой взаимосвязанных и взаимообусловленных способностей, проявляющихся в целеустремленной и планомерной деятельности, направленной на создание новых духовных и материальных ценностей, характеризующихся особым волевым устремлением, инициативным сознательным поиском, сосредоточением мыслительных, физических, эмоциональных усилий на объекте творчества.
Процесс формирования творческих способностей личности происходит под воздействием условий, создаваемых обществом для реализации творческого потенциала личности, а также рационального и эффективного использования этих условий самой личностью.
Выполнив экспериментальную часть дипломной работы можно сделать следующие выводы, что для развития внимания не достаточно просто слушать музыку, требуется и проводить работу по развитию внимания как свойства личности.
Проделанная работа позволяет отметить, что процесс формирования музыкальности имеет возрастные закономерности, но определяется системой обучающих воздействий, в том числе применением на уроках дидактических игр.
Список используемых источников
1. Абдулин, Э. Б. Теория музыкального образования : учебник для студ. высш. пед. учебн. заведений / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. - М.: Издательский центр "Академия". 2004. - 336с.
2. Алексеева А.В., Бокуть Е.Л., Сиделева Т.Н. Преподавание в начальных классах: Психолого-педагогическая практика. Учебно-методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2003. – 208 с.
3. Апраксина О.А. Музыка в воспитании творческой личности //Музыкальное воспитание в школе. – М.: Музыка. – 1984. Вып. 3.
4. Асеев В.Г. Возрастная психология: Учебное пособие — Иркутск: изд-во Иркутского университета, 2005. - 342 с
5. Баскакова И.Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж-НПО «МОДЭК», 2012. — 64 с.
6. Башаева Т. В., Васильева Н. Н., Клюева Н. В. Роль внимания в жизни дошкольника // Энциклопедия воспитания и развития дошкольника - Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001. - 480 с. С. 97-102.
7. Безбородова Л. А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: учеб. пособие для студ. муз. фак. педвузов. / Л. А. Безбородова, Ю. Б. Алиев. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 416с.
8. Белова Т. В., Солнцева В. А. Готовимся к школе. Коррекционные игры и упражнения. – СПб.: АСТ, Астрель, Профиздат, 2007. – 64 с.
9. Веккер Л.М. Психические процессы. Т. 1— Л.: Изд-во ЛГУ, 1981 – 326с
10. Вертгеймер, М. Продуктивное мышление/ М. Вертгеймер— М.: Прогресс, 2007 – 231с.
11. Волкова Т. Н. Развитие памяти и внимания. - М.: Рипол классик, 2006 – 240с
12. Выготский, Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008с.
13. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте // Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея, В.Я. Романова. - М., 1976. - С. 184-219.
14. Гальперин П.Я. К проблеме внимания // Доклады АПН РСФСР. -1958.- № 3. -С. 33—38.
15. Герасимов, С. В. Когда учение становится привлекательным/ С. В.Герасимов. - М.: Наука, 2003 – 168с
16. Гиппенрейтер Ю. Б., Романова В. Я. Психология внимания – М.: Наука, 2012 – 295с
17. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание - М.: Педагогика, 2002. -158 с.
18. Дмитриева Л. Г. Методика музыкального воспитания в школе. -М.: "Просвещение", 1989. -200с.
19. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 2000 – 356с
20. Дружинин В. Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие. М.; СПб., 2001 – 386с
21. Дубровина И. В., Андреева А. Д., Данилова Е. Е., Кравцова Е. М., Москвина О. А., Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Младший школьник: развитие познавательных способностей// http://lib100.com/book/age_psychology/younger_student/_%C4%F3%E1%F0%EE%E2%E8%ED%E0%20%C8.%C2.,%20%CC%EB%E0%E4%F8%E8%E9%20%F8%EA%EE%EB%FC%ED%E8%EA.pdf
22. Дубровинская Н.В. Некоторые характеристики внимания в онтогенезе// Психологический журнал. - 1982. - Т.З. - №5. - С. 54-65.
19. Завьялова Т.Л., Стародубцева И.В. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников. – М.: Аркти, 2008. – 56 с.
23. Зеньковский В.В. Психология детства, - М.: Академия, 2007 – 346с
24. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего школьного возраста: учебн. для студ. высш. учеб. Заведений. / А. Н. Зимина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 304с.
25. Ильин Е. П. Психология для педагогов – СПб: Питер, 2012 – 640с
26. Кабалевский Д. Б. Как рассказать детям о музыке. Серия “Библиотека учителя музыки”. –М.: Издательство “Просвещение”, 1989. - 208с.
27. Крюков А. Вопросы методики преподавания в детской музыкальной школе: Издательство "Музыка". - М.: Т. п., 1965. - 114с.
28. Крюкова В. В. Музыкальная педагогика. -М.: Ростов н/Д: "Феникс", 2002. -288с.
29. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, Академия, 2007. - 517с.
30. Лобанов А. П. Когнитивная психология. От ощущений до интеллекта – Мн.: Новое знание, 2008 – 376с
31. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1977. – 394с
32. Минскин Е.М. От игры к знаниям: Пособие для учителя. - М.,: Просвещение, 1987. – 296с
33. Немов Р.С. Психология. Кн.3. – М.: Владос, 2004 -687с
34. Ольшанская Е.В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи. Игровые задания. - М.: Первое сентября, 2004. – 585с
35. Петрушин В. И. Музыкальная психология: учебн. пособие для студентов и преподавателей. -М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. - 384с.
36. Петухова Г.В. Развитие произвольного внимания у детей дошкольного возраста: Автореф. канд. дисс. - М., 1961. -32 с.
37. Психология внимания. Хрестоматия по психологии/ Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Л. Романова. – М., 2000. - 394с
38. Путляева Л. Воспитание внимания// Дошкольное воспитание. - 2005. - № 8. - С. 58-60.
39. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер Ком, 1998. – 688 с.
40. Соловьева О. В. Закономерности развития познавательных способностей школьников // Вопр. психологии. 2003. № 3. С. 22–34.
41. Страхов И.В., Внимание и структура личности. - Саратов, 2009.- 395с
42. Формирование интереса к учению у школьников / Под. ред. А.К.Марковой. - М.: Педагогика, 2006. - 192 с.
43. Черемушкина Л.В. Развитие внимания детей. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997. – 376с
44. Шаповаленко И.В. Возрастная психология, - М.: Гарадарики, 2010 – 348с
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
2000
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
03.11.24
Лексикографический анализ единиц поля
03.11.24
Из истории слова гость и его производных
03.11.24
Семантическое поле гость в русском языке
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2024. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.