У нас уже 21989 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Развитие свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста
Количество страниц 70
ВУЗ Забайкальский государственный университет
Год сдачи 2014
Содержание Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития внимания детей старшего дошкольного возраста 7
1.1. Понятие о внимании, виды, функции и свойства 7
1.2. Развитие внимания в онтогенезе 11
1.3. Особенности развития внимания детей старшего дошкольного возраста 16
Глава 2. Эмпирическое исследование развития своиств внимания старших дошкольников 31
2.1. Организация и методы исследования свойств внимания 31
2.2.Результаты констатирующего этапа исследования 37
2.3.Формирующий этап исследования 50
2.4. Результаты и анализ контрольного этапа исследования 52
Заключение 60
Список литературы 62
Приложение 67




Введение

Актуальность исследования. В настоящее время существует проблема развития познавательного интереса у детей-дошкольников. Теоретическое поле этой проблемы заключается в определении сути целого ряда психолого-педагогических категорий, сущности их связей и взаимного проникновения, степени их изученности и направлений исследовательской работы. Причем исследования ведутся в контексте каждой из категорий. Речь идет о развитии у детей феномена интереса и таких свойствах, как наблюдательность, внимание, память, любознательность и т.д.
В современных условиях психологи и педагоги рассматривают познавательный интерес не изолированно, а с учетом позиций и основных принципов диалектической структурности, детерминации, системности, единства сознания и деятельности, связи деятельности и личности. В общем случае познавательный интерес предстает как некое проявление социального и природного, общественного и индивидуального.
Проблеме познавательного интереса дошкольников и учащих¬ся, вопросам его формирования и развития посвящено значитель¬ное количество исследований. Так, ученые рассматривают данную категорию в аспекте активной умственной деятельности. В работах отечественных психологов А.В. Запорожца и П.Я. Гальперина доказано, что формы познания, которые применяются детьми в дошкольном возрасте, имеют огромное значение для дальнейшей учебной деятельности. Если эту проблему недооценить, как полагает К.В.Бардин, результаты могут быть весьма негативными. Он в своей работе говорит о том, что если не заложить основы, позднее придется столкнуться с немалыми трудностями. Крайне важно сформировать у ребенка готовность воспринимать и усваивать знания еще в дошкольном возрасте.
На наш взгляд, работа по изучению путей активизации познавательной деятельности старших дошкольников предусматривает рассмотрение более широкого спектра проблем. К одной из них относится изучение особенностей развития внимания. Современный ритм жизни таков, что цена человеческой ошибки постоянно возрастает. Вместе с тем, возрастает и вероятность совершить ошибку. Человеку приходится работать с большими объемами информации. Для выживания необходимо реагировать на многочисленные сигналы. Необходимо обладать механизмом выделения наиболее сильных сигналов. Именно эта функция и отводится вниманию.
Вниманием называется способность человека сосредотачивать свое сознание на предметах либо явлениях. Внимание представляет собой процесс, который помогает развиваться и функционировать иным познавательным способностям. Если свойства внимания развиты хорошо, и оно организовано еще в дошкольном возрасте, эти факторы непосредственно влияют на успешность ребенка и его успеваемость в младшей школе.
Школьники, которые хорошо успевают по различным предметам, имеют высокие показатели развития внимания. При этом различные узконаправленные исследования раскрывают, что различные свойства внимания вносят в обучение непропорциональный вклад. Причем, этот вклад может различаться в зависимости от предмета изучения. Например, в процессе овладения математикой ведущая роль отводится объему внимания. При изучении русского языка необходимо распределять внимание с высокой точностью, обучение чтению требует от ребенка устойчивого внимания. По этой причине, занимаясь развитием различных свойств внимания еще в дошкольном детстве, можно оказывать влияние на будущую успеваемость учеников по различным предметам.
Актуальность проблемы обусловлена с одной стороны, современными требованиями к организации личностно-ориентированного образовательного процесса в ДОУ, цель которого - развитие ребенка, а, с другой стороны, необходимостью решения проблемы создания непрерывного образовательного процесса на дошкольном этапе, цель которого - развитие личности обучаемого в соответствии с его индивидуальными особенностями, а также большой теоретической и практической значимостью для полноценного развития старшего дошкольника.
В связи с вышесказанным в последнее время развернулись широкие исследования, посвященные работе по развитию внимания дошкольника, в которых выявляется сущность основных понятий теорий мышления и внимания, указываются способы совершенствования принципов, содержания, форм, методов работы по развитию мышления и внимания (Ольшанская Е.В., Тихомирова Л.Ф., Волкова Т. Н. и др). Однако, на наш взгляд, работа по развитию внимания дошкольника далека от совершенства, не до конца раскрыты вопросы формирования внимания как психических процессов. В частности не раскрыта сущность взаимосвязи скорости мышления и устойчивости внимания у старшего дошкольника.
В связи с вышеизложенным проблемой исследована стал вопрос: каким образом взаимосвязаны скорость мышления и устойчивость внимания в старшем дошкольном возрасте.
Анализ литературы показал, что актуальность проблемы определяется не только ее малой разработанностью, но и большой теоретической и практической значимостью для полноценного развития старшего дошкольника.
Цель исследования: выявить взаимосвязь скорости мышления и устойчивости внимания у старших дошкольников.
Задачи:
1. изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2. рассмотреть понятие «внимание»;
3. выявление возрастных особенностей внимания старшего дошкольника;
4. подбор методов диагностики скорости мышления и устойчивости внимания старшего дошкольника;
5. эмпирическое исследование взаимосвязи скорости мышления и устойчивости внимания в старшем дошкольном возрасте;
6. разработка системы коррекционных упражнений по развитию внимания младшего школьника и оценка их эффективности.
В соответствии с целью формируется наша рабочая гипотеза: внимание детей дошкольного возраста отличается низкой способностью к продуктивности и устойчивости, распределению и переключению, а также имеет меньший объем. При этом в старшем дошкольном возрасте наблюдается положительная корреляционная связь скорости мышления и устойчивости внимания.
Объектом исследования являются дети старшего дошкольного возраста.
В качестве предмета исследования выступает познавательная сфера, представленная вниманием.
База исследования: экспериментальное исследование было проведено в … . В нем участвовали 30 детей в возрасте от 5 до 6 лет.
Методологической основой исследования являются положение философии о взаимосвязи причины и следствия, теории и практики, труды ученых по данной проблеме, теории личностно-деятельного, системного подходов к изучению психолого-педагогических явлений.
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений нами применялись следующие методы исследования:
- анализ литературы по проблеме исследования;
- тестирование;
- методы статистической обработки результатов.
Научная новизна исследования заключается в выявлении взаимосвязи скорости мышления и устойчивости внимания в старшем дошкольном возрасте, а также в разработке тренинговых упражнений.
Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы психологами, воспитателями, родителями и студентами.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Список литературы Заключение

Педагогическое изучение детей дошкольного возраста, систематически осуществляемое педагогами специальных ДОУ в процессе обучения и воспитания, направлено на решение ряда задач. Оно необходимо для правильной организации учебно-воспитательного процесса, для построения системы индивидуально-коррекционной работы, для определения педагогом, воспитателем единых требований к ребенку. Это и обусловила актуальность цели исследования нашей дипломной работы - на основе изучения общей и специальной психолого-педагогической литературы выявить особенности внимания детей дошкольного возраста.
В процессе решения задач перечисленных во введении дипломной работы мы пришили к следующим заключениям:
Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности. Направленность сознания – выбор объекта, а сосредоточенность предполагает отвлечение от всего, что не имеет отношения к этому объекту; Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые - произвольным. Непосредственное внимание – это также более низшая форма его развития, чем опосредованное. Выделяют следующие свойства внимания: концентрация или интенсивность, объём внимания, переключаемость, распределение, устойчивость, избирательность. Среди причин нарушения внимания выделяют: астенические явления, несформированность механизма произвольности у детей, слабое развитие интеллектуальной активности, несформированность мотивации, недостаточное развитие чувства ответственности, органические признаки церебрально-органического генеза
У детей дошкольного возраста еще не сформировано непроизвольное внимание (узкий запас знаний и представлений). Снижение произвольного внимания обусловлено нарушением эмоционально-волевой сферы и ведет к расторможенности - низкому объему внимания, хаотичности, т. е. нецеленаправленности, переходу от одного вида деятельности к другому, или, наоборот, к заторможенности детей: инертности, низкому уровню переключаемости внимания.
Особенности внимания детей дошкольного возраста:
- Неустойчивость (чрезмерная подвижность внимания);
- Низкая концентрация (неспособность ребенка сосредоточиться на задании, на какой-либо деятельности, быстрая отвлекаемость, колебания внимания, большое количество отвлечений, быстрая истощаемость, утомляемость, чрезмерная концентрация на одном объекте деятельности);
- Снижена избирательность (снижена настройка внимания на сознательное восприятие информации при наличии помех, проявление инертности, фрагментарное усвоение информации);
- Узкий объем внимания (не могут сосредоточиться на большом количестве объектов, степень ясности и отчетливости воспринимаемых объектов снижена);
- Снижено распределение (отсутствие контроля собственных действий, особым отвлекающим раздражителем является речь, уровень распределения внимания скачкообразно повышается к 3-му классу);
- Нарушено переключение («прилипание внимания», сниженная способность переключать внимание с одного вида деятельности на другой).
Выявленные нарушения необходимо корректировать, в связи с чем мы провели формирующий эксперимент, направленный на коррекцию произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста.






Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Воспитание внимания школьника - М. — Л., Изд-во АПН РСФСР, 1964. – 86 с.
2. Асеев, В.Г. Возрастная психология: Учебное пособие / В.Г. Асеев— Иркутск: изд-во Иркутского университета, 2005. - 342 с
3. Бармашова Е. Игровая мозаика: программа занятий по развитию внимания у детей дошкольного возраста // Школьный психолог. - 2005. - № 5. - С. 8-14.
4. Баскакова И.Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж-НПО «МОДЭК», 2012. — 64 с.
5. Башаева Т. В. Роль внимания в жизни дошкольника // Энциклопедия воспитания и развития дошкольника / Т. В. Башаева, Н. Н. Васильева, Н. В. Клюева и др. Художники Г. В. Соколов, В. Н. Ку¬ров.  Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001.  480 с. С. 97-102.
6. Веккер, Л.М. Психические процессы. Т. 1— Л.: Изд-во ЛГУ, 1981 – 326с
7. Венгер Л. А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников// Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.—Ч.II.- М.: Наука,2011 – 459с
8. Венгер Л., мухина В. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте [Текст] // Дошкольное воспитание. -1974. -№12. - С. 24-30.
9. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Заценин. – 3-е изд., сер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 368с
10. Волкова Т. Н. Развитие памяти и внимания. - М.: Рипол классик, 2006 – 240с
11. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте // Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея, В.Я. Романова. - М., 1976. - С. 184-219.
12. Выготский, Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008с.
13. Гальперин П.Я. К проблеме внимания // Доклады АПН РСФСР. -1958.- № 3. -С. 33—38.
14. Гиппенрейтер Ю. Б., Романова В. Я. Психология внимания – М.: Наука, 2012 – 295с
15. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание - М.: Педагогика, 2002. -158 с.
16. Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие пространственной ориентировки. Развитие зрительного внимания. Формирование восприятия пространства и навыков ориентирования: Методические рекомендации // Дошкольник. Младший школьник. - 2001. - №3. - С.22-25
17. Добрынин Н.Ф. О теории и воспитании внимания// Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея, В.Я. Романова. - М., 1976. - С. 243-259.
18. Добрынин Н.Ф. Внимание и его воспитание: Стенограмма публичной лекции - М.: Правда, 1951. -256 с.
19. Дормашев Ю.Б. Психология внимания: Учебник МПСИ/Ю.Б. Дормашев, В.Я. Романов. - М.:Флинта, 2002. – 316 с.
20. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 2000 – 356с
21. Дружинин В. Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие. М.; СПб., 2001 – 386с
22. Дубровинская Н.В. Некоторые характеристики внимания в онтогенезе// Психологический журнал. - 1982. - Т.З. - №5. - С. 54-65.
23. Дьяченко О. М. Психологические особенности развития дошкольников -М.: Эксмо, 2009 – 176с
24. Завьялова Т.Л., Стародубцева И.В. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников. – М.: Аркти, 2008. – 56 с.
25. Зверева Г.И. О воспитании внимания//Дошкольное воспитание.- 1960.- №12.-С. 46.
26. Зеньковский В.В. Психология детства, - М.: Академия, 2007 – 346с
27. Кулагин И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие. – М.: ТЦ «Сфера» при участии «Юрайт-М», 2001 – 329с
28. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл человека: Учебное пособие. – М.:ЮСАЙТ, 2010 – 237с
29. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, Академия, 2007. - 517с.
30. Лобанов, А. П. Когнитивная психология. От ощущений до интеллекта – Мн.: Новое знание, 2008 – 376с
31. Матыцин В.П. Будь ещё умнее. Атлас психологического тренинга дошкольника - Тверь: РИФ, 1993
32. Московкина А.Г. Как помочь ребенку с нарушением внимания // Дефектология. - 2000. - №2
33. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. – М.: Академия, - 2000 – 495с
34. Немов Р.С. Психология. Кн.3. – М.: Владос, 2004 -687с
35. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов/ Л. Ф. Обухова. – М.: Высшее образование; МГППУ, 2007. – 460с
36. Ольшанская Е. В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи -2004 -96с
37. Осипова, А. А. Диагностика и коррекция внимания [Текст] / А. А. Осипова, Л. И. Малашинская. - СПб. : Речь, 2004. - 392 с.
38. Петухова Г.В. Развитие произвольного внимания у детей дошкольного возраста: Автореф. канд. дисс. - М., 1961. -32 с.
39. Психология внимания. Хрестоматия по психологии/ Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Л. Романова. – М., 2000. - 394с
40. Путляева Л. Воспитание внимания// Дошкольное воспитание. - 2005. - № 8. - С. 58-60.
41. Пылаева Н., Ахутина Т. Школа внимания, или «Дирижер мозговых ансамблей»// Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2005. - № 3. - С. 14-16. - Ил.: фот., рис.
42. Рибо Т. Психология внимания - СПб.: Изд-во Ф. Павленкова, 1980. – 369 с.
43. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер Ком, 1998. – 688 с.
44. Рутман Э.М. Исследование развития внимания в онтогенезе [Текст] /Э.М. Рутман//Вопросы психологии. - 1990. - №4. -С. 161-167.
45. Соловьева О. В. Закономерности развития познавательных способностей школьников // Вопр. психологии. 2003. № 3. С. 22–34.
46. Страхов И.В., Внимание и структура личности. - Саратов, 2009.- 395с
47. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младшие школьники.- М.: Рольф, 2000. – 320с
48. Тихомирова, Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 240 с.
49. Черемушкина Л.В. Развитие внимания детей. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997. – 376с
50. Шаповаленко И.В. Возрастная психология, - М.: Гарадарики, 2010 – 348с
51. Якобсон С.Г. Анализ формирования механизмов произвольного внимания у дошкольников// Вопросы психологии. - 1999.-№ 5(сент.-окт.).-С.3-10.
52. Якобсон С.Г. Внутренние действия, обеспечивающие распределение внимания у дошкольников // Вопросы психологии. - 2000. - № 6(нояб.-дек.).-С.19-25.
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
2000





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2024. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.