У нас уже
21989
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
Государственное устройство России во времена Петра I
Количество страниц
47
ВУЗ
МГУСИ
Год сдачи
2010
Бесплатно Скачать
2977.doc
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ ВО ВРЕМЕНА ПЕТРА 1.
1.1. Государственный строй России в допетровские времена - социальные
Противоречия и потрясения
1.2. Начало преобразований; цели реформ
1.3. Государственное устройство и управление
В петровскую эпоху
ГЛАВА 2. КЛАССЫ И СОСЛОВИЯ ПРИ ПЕТРЕ 1
2.1. Дворянское сословие
2.2. Петр 1 и духовенство
2.3. Среднее сословие
2.4. Низшее сословие
2.5. Историческое и политическое значение
Сословной реформы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
Наличие определенных противоречий между различными социальными слоя-ми нынешней России и другая изложенная проблематика обусловили.
ЦЕЛЬ данного дипломного исследования - рассмотреть и проанализировать особенности государственного устройства России Петром 1 через призму сословной реформы.
Цель исследования предопределила решение следующих ЗАДАЧ:
1. Охарактеризовать особенности государственного устройства России в до-петровские времена; выявить исторические предпосылки и социально-экономические условия, предопределившие необходимость проведения сословной реформы.
2.Показать приоритетные направления государственных преобразований в
эпоху Петра 1.
3. Показать место в общественной иерархии и роль классов и сословий в
петровскую эпоху, характер их взаимоотношений.
4. На основе анализа различных исторических источников выявить главные результаты преобразований, показать историческое и политическое значение со-словной реформы.
Теоретической основой работы послужили труды отечественных и зарубеж-ных исследователей и мемуаристов: Е.В.Анисимова, А.Г.Брикнера, Н.А.Бердяева, С.В.Бущуева, Х.Баггера, К.Валишевского, И.Дриссена, н.и.Костомарова, Н.М.Карамзина, В.О.Ключевского, П.Н.Милюкова, С.Ф.Платонова, С.М.Соловнева, Н.Г.Устрялова и других, литература учебного характера.
Известный российский историк Н.Г.Устрялов пишет о периоде следующее: "В Россиии верховная власть законодательная, правительственная и судебная сосредо-точилась в одном лице государя, царя и великого князя всей Руси. Правда, неогра-ниченного единодержавия установились со времен Иоанна lll, уничтожившего все преграды, которые встречало оно в удельных понятиях и притязаниях ханов Золо-той Орды…. Государь имел исключительное, неограниченное право издавать зако-ны, отменять прежние постановления, увеличивать подати, распоряжаться государст-венными доходами, воевать и мириться, судить, награждать и наказывать своих под-данных по произволу. Особа его была священна и неприкосновенна…. С постепен-ным развитием понятия о самодержавии установились исключительные преимуще-ства верховной власти: титул, престолонаследие, коронования, избрание супруги, двор".
Источник власти самодержцев было не сословное волеизъявление, а Бог. На-циональный образ власти носил секретный характер. Царь, самодержец все я Руси воспринимался как воплощение высших православных ценностей. Истины, Добра, Красоты, Справедливости. Как защитник "Святой Руси", "Дома Пресвятой Богороди-цы" и т.п.
В то же время существо самодержавной власти не было закрепленной в XVll веке законодательно. Власть царя ограничивалась только православной нрав-ственностью и сложившимися традициями.
Что касается сословной, то среди всех из них господствующее место, безус-ловно принадлежало феодалам. В их интересах государственная власть проводила меры по укреплению собственности и дворян на землю и крестьян, по сплочению прослоек класса феодалов, его "одворянению". Служивые люди по отечеству оформлялись в XVll веке в сложную и четкую, иерархию чинов, обязанных госу-дарству службой по военному, гражданскому, придворному ведомствам в обмен на право владеть землей и крестьянами. Они делились на чины думные /бояре, околь-ничие, думные дворяне и думные дьяки/, московские /стольники, стряпчие, дворяне московские и жильцы/ и городовые /дворяне выборные, дворяне и дети, боярские дворовые, дворяне и дети боярские городовые/. По заслугам, по службе и знатности происхождения феодалы переходили из одного чина в другой. Дворянство превра-щалось в замкнутый класс - сословие.
Власти строго и последовательно стремились сохранить в руках дворян их поместья и вотчины. Требования и меры властей привели к тому, что к концу века свели разницу между поместьями и вотчиной к минимуму. В течении всего столетия правительства, с одной стороны, раздавали феодалам огромные массивы земель; с другой - часть владений, более или менее значительную, перевели из поместья в вотчину. Переписанные книги 1678 г. насчитывали по стране 888 тыс. тяглых дворов, из них около 90% находилось в крепостной зависимости. Дворцу принадлежало 83 тыс. дворов /9,3%/, церкви - 118 тыс. /13,3%/, боярам - 88 тыс. /10%/, более же всего дворянам - 507 тыс./ 57%/.
В XVll веке немалое число худородных дворян проникли в столичные сфе-ры - по родству с царем, фавору, заслугам на бюрократическом поприще. Бурный и неспокойный XVll век во многом потеснил старую аристократию.
Большие земельные владения с крестьянами принадлежали духовным феода-лам. В XVll в. власти продолжали курс своих предшественников на ограничение церковного землевладения. "Уложение" 1649 года, например, запретило духовенству приобретать новые земли. Ограничивались привилегии церкви в делах суда и управления.
В отличие от феодалов, особенно дворянства, положение крестьян и холопов в XVll веке существенно ухудшилось. Из частновладельческих лучше жилось кре-стьянам дворцовым, хуже всех - крестьянам светских феодалов, особенно мелких. Крестьяне работали в пользу феодалов на барщине, вносили натуральный и денеж-ный оброк. Крепостные, помимо работ и платежей в пользу феодалов, несли повин-ности в пользу казны. В целом их обложение, повинности были тяжелее дворцовых и прочих крестьян. Положение зависимых крестьян усугублялось и тем, что суд и расправа бояр и их приказчиков сопровождались неприкрытым насилием, издевательствами, унижением человеческого достоинства.
У феодалов, особенно крупных, было много холопов, иногда по несколько сот человек. Это - приказчики и слуги для посылок, конюхи и портные, сторожа и сапожники, сокольники и "певчие ребята". К концу века произошло слияние холопства с крестьянством.
Лучше всего жилось государственным крестьянам. Над ними не висел да-моклов меч непосредственного подчинения частному владельцу. Но они зависели от феодального государства: в его пользу вносили налоги, несли разные повинности.
Посадских людей того времени можно причислить к среднему сословию. Процесс восстановления, возрождения после Смуты затронул и ремесло, промыш-ленность, торговлю в городах. Здесь начинались сдвиги, не очень крупные, но за-метные.
Богатеи из купцов, ремесленников, промышленников заправляли всем в по-садских общинах. Перекладывали главную тяжесть сборов и повинностей на посад-скую бедноту - мелких ремесленников и торговцев. Имущественное неравенство приводило к социальному: рознь между "лучшими" посадскими людьми не раз давала о себе знать в повседневной жизни городов, особенно во время городских восстаний.
Вместе с тем, порядок внутреннего управления в главных чертах оставался неизменным: по-прежнему воеводы ведали своими областями, дела были сосредото-чены в Приказах. Петр утвердил Монастырский приказ и устройство ратуши. Пер-вая мера имела цель увеличить государственные доходы, вторая - активизировать деятельность промышленности.
Среднее сословие, в недрах которого должна была возникнуть отечественная промышленность, было предметом самого заботливого попечения государства. Чтобы увеличить массу торгового сословия, поставить его на более, высокую ступень, освободить от вмешательства чиновников, от лихоимства, Петр даровал купечеству право избирать из своей среды достойных людей, под именем бурмистров, для управления всеми торговыми делами, независимо от воевод и приказов, позволив в то же время сельским промышленникам записываться в посады. Четыре бурмистра составляли ратушу, или совет. В первоначальном устройстве, кроме дел торговых, ратуша заведовала сбором вообще всех городских доходов, делами и судами иностранных поданных, приезжавших в Россию для торговли. Было положено начало созданию фабрик и заводов, выпускающих суконную, оружейную и прочую продукцию.
С самого начала преобразований Петр всегда ощущал ожесточенную оппо-зицию, которая была сильна в России еще задолго до рождения Петра ко всему иностранному. Ненависть к иностранному жила в московском обществе в течение многих поколений. Раскол 1650 года и его последствия явились самой яркой иллюстрацией закоренелого консерватизма. Вкусы Петра и многое в его политике не соответствовало традиционным правилам приличия, что не могло не усиливать сопротивления переменам.
Заговоры, оскорбления царя, "безнадежно развращенного иностранными влия-ниями, как самозванца… продолжались в течение всего правления Петра, особенно в его первой половине".
Л.Е.Шепелев отмечает, что, несмотря на учреждение губернаторства, условия и общий план реформирования приказов появились лишь в середине второго деся-тилетия XVll века. За образец была выбрана шведская модель государственного управления, считавшаяся в то время лучшей в Европе. Ее особенностью была кол-легиальность. Предполагалось, что коллегиальное решение дел позволит соединить познания для поиска наилучших решений, а принятие решений ускорится, и они будут авторитетнее и независимее; была надежда и на то, что прекратиться казно-крадство.
Очередным этапом в реформе центральных органов власти стало создание Сената. Его учреждение произошло весной 1711 года, перед отъездом царя в Прус-ский поход. С.В.Бушуев пишет: "В указе от 2 марта говорилось, что Сенат царь учреждает "для всегдашних наших в сих войнах отлучек", а потому слушаться Сенат нужно как его самого, но по возвращении Петра с неудачной компании Сенат не был упразднен, став постоянным органом. Сначала это учреждение представляло собой собрание лиц, назначенных царем для присутствия в нем, затем с 1718 по 1722 г. Сенат стал собранием президентов коллегий, а с 1722 года он получает смешанный состав, включая как президентов коллегий, так и сенаторов, коллегиям чуждых".
Сенат имел широкие полномочия. Он ведал правосудием, расходами казны и налогами, торговлей, он контролировал администрацию разных уровней. Принятие решений Сенатом осуществлялось коллегиально. Создание Сената не могло завер-шить реформы управления: отсутствовали инстанции между Сенатом и губерниями, продолжали действовать многие приказы.
В 1717-1722 гг. на смену 44 приказам конца XVll века пришли коллегии. Шепелев отмечает, что было образовано двенадцать коллегий: Иностранных дел, Военная, Адмиралтейская, Камер-, штатс - конторы, Ревизио-коллегия, Берг-, Мануфак-тур-, Коммерц-, Юстиц-, Вотчинная и Духовная.
Е.В.Анисимов перечисляет 9 коллегий из петровского "Реестра коллегий": чужестранных дел; Камер / или сборов/; Юстиц; Ревизион; Воинская; Адмиралтейская; Коммерц; Штатс-контр; Берг и Мануфактур.
Бушуев пишет, что нетрудно заметить, в "Реестре" фигурирует девять колле-гий, а не двенадцать, как принято считать, во многом благодаря построенному До-меника Трезини в Петербурге знаменитому зданию. Двенадцати коллегий на Уни-верситетской набережной. Коллегий и в самом деле сначала было девять, но к 1721 году их стало 11 / добавилась Духовная коллегия/. В 1723 г. коллегий в ре-зультате новых перетасовок насчитывалось десять.
Так или иначе, коллегии стали основой центрального управления, хотя оста-вались некоторые мелкие канцелярии и довольно влиятельные приказы, например, ведавший политическим сыском Преображенский, управляющий целым регионом Сибирский и др.
Каждая коллегия состояла из присутствия и канцелярии. В присутствие вхо-дил глава ведомства - президент, вице-президент, четыре советника и четыре асессо-ра. Дела в каждой коллегии, подобно Сенату, решались большинством голосов среди членов присутствия. Канцелярии никакие вопросы не решали: там работали писцы. Они переписывали все исходные документы. (стр.23)
(стр.27)
Деятельность оценок Петра не раз являлось следствием политической конъюнктуры, и об этом следует помнить, обсуждая бурную, насыщенную события-ми петровскую эпоху. Однако даже такой авторитетный историк, как Н.А.Костомаров отмечал: «приглядевшись к делу беспристрастнее, придется многое приписать и самому характеру действий Петра. Нельзя человека сделать счастли-вым против собственной его воли и, так сказать, насиловать его природу. История показывает нам, что в обществе, управляемом деспотически, чаще и сильнее появля-ются пороки, мешающие исполнению самых похвальных и спасительных предначертаний власти».
В результате преобразований России стала, тем не менее, сильным европей-ским государством. Во многом была преодолена технико-экономическая отсталость. Но в экономической характеристике страны по-прежнему решающее значение име-ли ни промышленность, а городское население с его более передовыми производственными навыками, а сельское хозяйство с рутинной техникой и крепостническими отношениями, задерживало рост производительных сил.
Осталось проявлялась и в низком удельном весе городского населения, и в структуре внешней торговли, где главным предметом русского экспорта были не промышленные товары, а сельскохозяйственное сырье, а в вывозе товаров морским путем преобладающая роль принадлежала не русскому, а иностранным купцам.
Таким образом, отметим два самых важных последствия активного государ-ственного промышленного строительства: создание мощной экономической базы, столь необходимой развивающейся нации и создание новой системы управления в государстве.
Теперь мы более подробно рассмотрим главные особенности сословной ре-формы, которая внесла определенные изменения в структуру российского общества.
Список литературы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В дипломном исследовании мы рассмотрели особенности государственного устройства России Петром 1, проанализировали результаты реформ в различных сферах общественной жизни. Главное внимание было сосредоточено на сословной реформе, которая находилась в органической взаимосвязи с другими преобразова-ниями.
Основной вывод, который можно сделать после изучения данной проблема-тики – все деяния царя-реформатора преследовали цель укрепить российскую госу-дарственность.
Еще до Петра началась борьба крепнувшего государства с ветшающим на-родным укладом. Царь стал не вершителем, а участником перемен во внутренней и международной жизни страны.
Деятельность Петра Великого зависела от многих влияний, случайностей и обстоятельств. Первому российскому императору удалось, прилагая колоссальные усилия, изменить социальную среду. Однако усилия прилагал не только сам Петр. Вся страна страшным напряжением сил созидала и создавала новый порядок, вы-шла на новый путь национального развития. Русский народ не мог бы принять участия в общей жизни европейских народов, если бы представлял собой бесфор-менную массу, если бы не организовался, благодаря гению и воле Петра, в полити-ческое целое, в государство. Над Россией в дореформенный период нависла реаль-ная угроза превратиться в колонию культурных стран, стать сырьевым придатком, этаким островом, оторванном от большой цивилизации /более экономически и тех-нически развитой/; при Петре она приобрела решительное влияние в политическом мире, сближаясь с Западной Европой, она приобрела новые знания, умения, обогати-ла свою культуру.
В работе показаны социальные и политические условия и предпосылки со-словной реформы, их историческая и экономическая обусловленность, а также зна-чение для организации новой государственности в России.
На исторической сцене появился народ малоизвестный, бедный, слабый, не принимавший участия в общеевропейской жизни, но с огромным потенциалом, во-обще-то, не завоевательного, а скорее созидательного характера. Петр не ставил се-бе задачу завоевания мира.
Руководящим принципом в деятельности Преобразователя явилось не рас-ширение границ Отечества, не организация бюрократического строя, а ясное осоз-нание потребности в условиях, необходимых для национального развития на нача-лах общечеловеческой культуры и цивилизации.
Экономическая эволюция и реорганизация общественных отношений вы-двинули на историческую сцену новые задачи. Натуральное хозяйство уступило свое место новому, денежному; на почве промышленного и общественного разделе-ния труда возникли новые классовые интересы; государство было превращено в перераспредительную машину, системообразующий механизм, с помощью своей системы преобразующее народное хозяйство.
Возможно, Петр возложил на алтарь Государства слишком многое, ни одно из сословий не чувствовало себя при нем комфортно. Интересы всего общества были поставлены на службу государству, но и государство в конечном итоге слу-жило интересам русского общества. Создавая армию и строю флот, Петр думал не об интересах Европы, он лишь заимствовал у нее все то лучшее, что можно было с наибольшей пользой применить для Отечества.
1. Андерсон М.С. Петр Великий. - Ростов н /Дону: «Феникс», М., 1950.
2. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. – Л.,1989.
3. Бердяев Н. Дума России. – Л.:»СКАЗ», 1990.
4. Бочкарева В.Н. Дворянство и крестьянство при Петре Великом//Три века. Россия от Смуты до нашего времени. В шести томах. Т.3. – М., 1992.
5. Буганов В.И. Петр Великий и его время. – М.: «Наука», 1989.
6. Бушуев С.В. История государства Российского. Историко-библиографический очерк.
- М.,1994.
6. Доброклонский А. Руководство по истории Русской Православной церкви. Вып..
7. Дриссен Й. Царь Петр и его голландские друзья. – СПб.: Изд-во «Образование» - Культу-
ра», 1996.
8. Иванов В.Ф. Русская интеллигенция и масонство от Петра 1 до наших дней.
9. История России. С древнейших времен до конца века. - М.:АСТ,1999 .
10. Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России. – СПб., 1914 .
11. Князьков С. Из прошлого русской земли. Время Петра Великого. – М.»ПЛАНЕТА»,1991 .
12. Козлов Ю.Ф. Союз короны и креста. – Саранск, 1995 .
13. Костомаров Н.А. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Т.Ш.
- М.:»РИПОЛ-КЛАССИК», 1998 .
13. Милюков П.Н. Государственное хозяйство России в первой четверти века. – СПб.,
1905 .
14. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. – Петрозаводск, 1995 .
15. Порозовская Б.Д. Меншиков. Его жизнь и государственная деятельность//Иоанн Гроз
ный. Петр Великий. Меншиков. Потемкин. Демидовы. Биографические очерки. - Челябинск,
1994 .
16. Православный Петербург в записках иностранцев. – СПб.: ТОО «Журнал «НЕВА»», 1995 .
17. Тихомиров Л. Монархическая государственность. В 3-х томах. Т.2. – Мюнхен, 1923 .
18. Устрялов Н.Г. Русская история до 1855 года в двух частях. - Петрозаводск, «Фолиум»,
1997.
19. Шепелев Л.Е. Чиновный мир России, - начало . – СПб., 1999 .
20. Шмурло Е.Ф. Петр Великий в оценке современников. – СПб., 1912 .
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
0
Скачать бесплатно
2977.doc
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
03.11.24
Лексикографический анализ единиц поля
03.11.24
Из истории слова гость и его производных
03.11.24
Семантическое поле гость в русском языке
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2024. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.