У нас уже
21989
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
Психологические аспекты оппозиционного поведения
Количество страниц
72
ВУЗ
УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Год сдачи
2011
Бесплатно Скачать
28900.doc
Содержание
Содержание.
Содержание. 2
Введение. 3
Глава I. Теоретические основы изучения оппозиционного поведения. 9
§1. Изучение оппозиционного поведения в отечественной науке. 9
§2. Изучение оппозиционного поведения в зарубежной науке. 28
§3. Методы исследования психологических аспектов оппозиционного поведения. 36
Глава II. Эмпирическое изучение психологических аспектов оппозиционного поведения. 39
§1. Описание группы респондентов. 39
§2. Описание проведения исследования. 43
§3. Интерпретация полученных данных. 47
Заключение. 65
Список литературы. 67
Введение.
В этой дипломной работе, мы продолжаем изучать такое явление политической психологии как оппозиционное поведение. В своих предыдущих работах мы уже коснулись личностных характеристик и особенностей мотивационной сферы оппозиционеров. В этой же работе, мы продолжаем исследовать психологические аспекты оппозиционного поведения в политической сфере.
Актуальность. Организации самых различных направлений и идеологий и толков объявляют своё несогласие курсу господствующей партии власти. По стране постоянно проходят акции протеста с теми или иными действиями власти, и нередко можно увидеть в выпусках новостей кадры с судов, проходящих над оппозицией. В нашей стране уже существует закон об экстремизме и одна официально запрещённая, признанная экстремистской, политическая организация [82], ведущая свою деятельность уже около 15 лет на территории и за пределами РФ. Между тем, все эти факты, составляющие важную компоненту политики демократизирующегося общества, нет грамотной, однозначной политики государства относительно оппозиции. Чтобы её выработать необходимо иметь представление о явлении оппозиционного поведения и о его носителях. То есть об оппозиционерах. Необходимо понимать как социальные, так и личностные истоки оппозиционарности.
Между тем, видна и поддержка населения идей оппозиции. Новые организации конфронтирующие с властью появляются, чуть ли не ежедневно, а акции, проводимые непарламентской радикальной оппозицией, пользуются немалой поддержкой населения (в акциях под названием "Марш Несогласных" обычно принимают участие тысячи человек). Не раз были предприняты попытки регистрации целых оппозиционных партий, который раз за разом проходят в соответствии с требованиями нового закона о партиях, ужесточённого до предела. Безусловно, истоки поддержки населением оппозиции также необходимо искать, в том числе, и в психологии масс. А исследований в этой сфере практически нет. Этот факт порождает ещё одно из противоречий.
Закон об экстремизме уже пресекает инакомыслие и устанавливает наказание за определённый тип политических взглядов, следовательно, мы сталкиваемся уже с узаконенной формой борьбы с политической оппозицией. На примере Ульяновской области можно сказать, что в борьбу с политическим экстремизмом вкладываются колоссальные ресурсы. Созданы специальные отделы при ФСБ и МВД, многие учреждения создают свои программы профилактики экстремизма, внедряют их в свою работу. Местное самоуправление также проводит совещания и мероприятия направленные на решение этой проблемы. Тем не менее, при решении этой проблемы всё ещё власти действуют наобум, не имея под своими решениями сколь-нибудь прочной научной базы.
Таким образом, не вызывает сомнений то, что под все эти меры должна быть положена твёрдая научная база. И, на наш взгляд, базу эту должна закладывать, в первую очередь, политическая психология.
На данный момент бросается в глаза малое число публикаций на эту тему. Трудно было собрать теоретический материал для данной работы, особенно в русле психологии. Стоит отметить, что проектами по исследованию оппозиции занимается один из фондов исследования общественного мнения, что также свидетельствует о наличие интереса к данной теме. [87]
Таким образом, количество явных противоречий выявленных в ходе изучения явления оппозиционного поведения позволяет сделать вывод о высокой актуальности исследуемой нами проблемы.
Целью исследования является изучение психологических аспектов оппозиционного поведения.
Гипотеза 1: Между субъектами оппозиционного поведения и политически пассивными людьми существуют значимые различия в мотивационно потребностной сфере.
Частная гипотеза 1: Между субъектами оппозиционного поведения и политически пассивными людьми существуют значимые различия в установках в мотивационно-потребностной сфере на процесс или результат деятельности.
Частная гипотеза 2: Между субъектами оппозиционного поведения и политически пассивными людьми существуют значимые различия в установках в мотивационно-потребностной сфере на альтруизм или эгоизм.
Частная гипотеза 3: Между субъектами оппозиционного поведения и политически пассивными людьми существуют значимые различия в установках в мотивационно-потребностной сфере на власть или свободу.
Частная гипотеза 4: Между субъектами оппозиционного поведения и политически пассивными людьми существуют значимые различия в установках в мотивационно-потребностной сфере на труд или деньги.
Гипотеза 2: Между субъектами оппозиционного поведения и политически пассивными людьми существуют значимые различия в стратегиях политического менеджмента.
Задачи исследования:
1. Собрать, проанализировать и обобщить весь теоретический материал по теме данной дипломной работы. Сделать выводы и выдвинуть гипотезу исследования.
2. На основании выдвинутой гипотезы, вытекающей из неё цели исследования, объекта и предмета подобрать подходящие для измерения параметров, оговоренных в гипотезе, методики и выбрать из них наиболее подходящие и удобные в использовании тесты и опросники.
3. Подобрать подходящие для исследования оппозиционную и аполитичную группы респондентов.
4. Обеспечить удобные условия проведения тестирования респондентов, подготовить и распечатать материал исследования.
5. Обработать полученные данные в соответствии с ключом, внести их в электронную таблицу и провести статистическое исследование собранных данных с помощью t-критерия Стьюдента. [57] [35]
6. Интерпретировать полученные результаты и сделать ключевые выводы второго этапа исследования.
7. Объединить результаты обоих этапов исследования и сделать общий вывод.
Практические задачи:
1. Изучение установок в мотивационной сфере субъектов оппозиционного поведения в сравнении с политически пассивными людьми.
2. Изучение механизмов политического менеджмента в контексте оппозиционных организаций.
3. Оценить практическую значимость полученных результатов.
Методология исследования напрямую зависела от гипотезы, поэтому соответственно нами использовались методики: тест на выявление психологических установок личности в мотивационно - потребностной сфере О.Ф.Потемкиной. Используются шкалы выявления степени выраженности социально-психологических установок, направленных на «альтруизм - эгоизм», «процесс - результат», «свобода - власть», «труд - деньги».
В качестве второго инструмента нами была предложена методика на выявление диапазона свободы и дистанцирование Ю. В. Синягина, И. В. Калинина, шкала, направленная на выявление использования в работе руководителя механизма «диапазона свободы». [26]
В качестве третьего инструмента мы использовали методику, разработанную самостоятельно на основе схемы политического менеджмента Синягина Ю. В., направленную на выявление предпочтительной формы поведения внутри политической организации. [26]
Этапы исследования:
Первый этап исследования проводился в 2007 году в рамках курсовой работы за четвёртый курс. В ходе этого этапа исследования впервые были обнаружены статистически значимые различия между личностными и мотивационными характеристиками субъектов оппозиции и политически пассивными людьми.
Целью первого этапа исследования являлось изучение особенностей личности и мотивации субъекта политической и оппозиционной деятельности.
Гипотеза 1: Уровень мотивации одобрения у субъекта влияет на характер его политической деятельности.
Гипотеза 2: Черта личности, определяющая консерватизм или радикализм субъекта влияет на характер его политической деятельности.
Гипотеза 3:Черта личности, определяющая независимость или зависимость от группы различна у политических деятелей и политически пассивных субъектов.
Исходя из этого, объектом нашего исследования стало вновь явление оппозиционного поведения.
Предметом исследования является мотивационный и личностный аспекты субъекта оппозиционной политической деятельности.
Методология исследования напрямую зависела от гипотезы, поэтому соответственно нами использовались методики: сопряженный вариант шкалы Д. Крауна и Д. Марлоу, состоящей из 19 суждений 16-факторный опросник Кеттела являющийся одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране. Из него взяты шкалы для определения радикализма-консерватизма и конформизма-нонконформизма.
Второй этап представляет собой исследование, проводящееся в настоящей работе.
Результаты обоих этапов исследования будут объединены и проанализированы в настоящей работе.
Список литературы
Заключение.
В данной дипломной работе мы рассмотрели вопрос психологических аспектов оппозиционного поведения. Выбор именно этой темы обусловлен низким уровнем разработанности проблемы на фоне всё более возрастающей её актуальности. В виду почти полного отсутствия экспериментальных исследований оппозиции в русле психологии, мы решили восполнить пробел и обозначить целью нашего исследования именно психологические аспекты такого явления как оппозиционное поведение.
Изучив имеющийся теоретический материал, обобщив и проанализировав его мы пришли к нескольким предположениям, которые и оформили в качестве гипотез. Подобрав самые подходящие методики (тест на психологические установки в мотивационно – потребностной сфере О. Ф. Потёмкиной, методика на изучение диапазона свободы в отношениях между руководителем и подчинённым Ю. В. Синягина и И. В. Калинина) мы составили текст опросника для дальнейшего проведения исследования.
В результате тестирования группа испытуемых составила 82 человека из которых 38 являлись представителями радикальной непарламентской оппозиции, субъектами оппозиционного поведения, ещё 44 человека являлись аполитичными респондентами, не принадлежащие ни к одной из общественных или политических организаций и не ведущих общественно-политической деятельности.
Данные, собранные в результате тестирования были внесены в электронные таблицы и статистически обработаны. Данные, полученные после обработки были проанализированы и подвержены интерпретации.
В конечном итоге подтвердилась основная часть гипотез.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что цели нашего исследования мы достигли. Смогли также выполнить все поставленные задачи. Исходя из этого можно считать исследование успешно завершённым.
В дальнейшем, исследование этой темы целесообразно было бы продолжить так как полученные данные, на наш взгляд, имеют научную и практическую значимость. Можно расширить рамки исследования и проводить исследования как в социологическом и политологическом ключах. Наиболее интересным и результативным, на наш взгляд, было бы продолжение исследования мотивационной и личностных особенностей субъектов оппозиции. Результативным бы было, на наш взгляд, также изучить ценностную сферу и целеполагание оппозиционера. Интересным бы был и научный биографический анализ. Примеров художественного анализа биографий оппозиционеров был не раз продемонстрирован [54] [42], необходимо только углубить его до истинно научного.
На практике, как мы думаем, целесообразно использовать получившиеся данные при работе спецслужб и структур МВД направленной на профилактику и превенцию экстремизма. В сфере политики целесообразно учитывать полученные нами данные в процессе переговоров или принятия мер во взаимодействии с оппозицией. Также в научном плане было бы интересно использование полученных нами данных с целью осознания роли и места оппозиции в жизни общества и психологии масс, глубокого раскрытия феномена политической оппозиции в системе демократизирующейся России, роли оппозиции в развитии гражданского общества и становлении правового государства и мн. др.
В целом же, наша работа «проливает свет» на такое яркое явление нашей жизни как политическая оппозиция и представляет интерес.
Список литературы.
1. Аванеcов В. С. Тесты в социологическом исследовании. М.: Изд-во «Наука», 1982. - 197 с.
2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. c. 43 – 48
3. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений – 5-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2004. – 365 с.
4. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе. Теоретические ориентации. - М.: МГУ, 1978. - 269 с.
5. Аронсон Э. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. - М.: Прайм-Еврознак, 2002. - 558 с
6. Безрукова Е.Ю., Бухтиярова И.В., Синягин Ю.В. Психологические технологии в формировании управленческой команды: Учебно-методическое пособие. - М.: Изд.-во РАГС, 2003. - 131 с.
7. Берн Э. Игры, в которые играют люди. М.: Совершенство, 1999. – 155 с.
8. Берн Э. ЛИДЕР И ГРУППА. О структуре и динамике организаций и групп. Екатеринбург: Издательство «Литур», 2002. – 320 с
9. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика. Учебник для вузов. – СПБ.: Питер, 2004. с. 108 – 147.
10. Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. - М.: Наука, 1994. - 255 с.
11. Вершинин М. С. Политическая коммуникация в информационном обществе / М.С. Вершинин. - СПб. : Михайлов, 2001. - 252 с.
12. Гарр Т. Р. Почему люди бунтуют? – Изд-во «Питер», сер. «Мастера социологии», 2004. – 464 с.
13. Гозман Л. Я., Шестопал Е. Б. Политическая психология. Ростов на Дону.: Феникс, 1996. 344 с.
14. Грачев М.Н. Политическая коммуникация // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов, Сер.: Политология. - 1999. - № 1. - с. 24 - 39
15. Деркач А. А. Акмеология. СПб.: 2003. с. 53 - 61
16. Деркач А. А., Калинин И. В., Синягин Ю. В. Стратегия подбора и формирования управленческой команды. М.: РАГС. 1999. с. 67 - 99
17. Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Книга 1. Методолого–прикладные основы акмеологических исследований. – М., 2000. с. 15 - 56
18. Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Книга 2. Акмеологические основы управленческой деятельности. – М., 2000. с. 28 - 51
19. Дилигентский Г. Г. Социально-политическая психология. М.: Новая школа, 1996. - 234 с.
20. Егорова – Гантман Е. В. и др. Политиками не рождаются: как стать и остаться эффективным политическим лидером. М., 1993. с. 34 - 89
21. Ждан А. Н. История психологии. От античности до наших дней: Учебник для вузов. - 5-е изд., перераб. И доп. - М.: Академический Проект, 2004. - 576 с.
22. Каптерев С. Е. Использование современных избирательных технологий в региональном политическом процессе. // Дисс.канд. политолог. наук., - Н. Новгород, 1999. с. 111 - 126
23. Касьянова К. О русском национальном характере. - М., Институт национальной модели экономики, 1994. – 321 с.
24. Князев А.М. ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ. Часть 1. Воспитание человека и гражданина как философско-педагогическая проблема. Монография. – М.: Изд-во РАГС, 2007. – 184 с.
25. Князев А.М. ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ. Часть 2. Экспериментальное исследование формирования гражданственности. Монография. – М.: Изд-во РАГС, 2007. с. 213
26. Коваленко В. В., Пирогов А. И., Рыжов О. А. Политическая конфликтология: учебное пособие для студентов ВУЗов, сер. “Серебряная сова”. М.: Ижица, 2002. - 400 с.
27. Ковлер А.И. Избирательная кампания: орг. и методы работы с избирателями. - М. 1995. с. 53
28. Кричевский Р.Л. Социальная психология: личность и общение. Учебное пособие. М.: Изд–во РАГС, 2000. с. 87 - 95
29. Куликов Л. В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению. - Спб., Речь, 2002. - 184 с.
30. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1980. - 390 с.
31. Леонтьев А. Н Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. - 155 с.
32. Майерс Д. Социальная психология. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 794 с.
33. Маккензи К. Коминтерн и мировая революция. 1919 – 1943/ Пер. c англ. Г. Г. Петровой. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2008. - 351 с.
34. Малаканова О.А. Политическая коммуникация // Политическая социология и современная российская политика : сб. учеб. материалов. - СПб.: Европейский ун-т С.-Петерб., 2000. с. 12 - 19
35. Марков В.Н. Математические методы в психологии: Учебное пособие. - М.: Изд. - во РАГС, 2003. - 97 с.
36. Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф.Потемкиной / Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред. и сост. Райгородский Д.Я. - Самара, 2001. с. 641 - 648.
37. Методы социальной психологии / Под ред. Е.С. Кузьмина и В.Е. Семенова. - Л.: Изд-воЛГУ, 1977. - 175 с.
38. Мирошниченко А.А. Public relations в общественно-политической сфере. Провинциальная практика, - М.: Изд-во Экспертное бюро, 1998. с. 86 - 90
39. Московичи С. Век толп, - М., 1996 78.Мошкин СВ. Политическая реклама: пособие для начинающих политиков. - Екатеринбург, 1994. – 205 с.
40. Мухина В. С. Возрастная психология феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов ВУЗов. – 7-е издание, стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 456 с.
41. Назаретян А.П. Психология стихийного массового поведения / Лекции.-М.: ПЕР СЭ, 2000. с. 145 - 157
42. Немцов Б. Е. Исповедь бунтаря. М.: Партизан, 2007. - 320 с.
43. Олышанский Д.В. Политический PR. - СПб.: Питер, 2003. с. 90 – 237.
44. Ольшанский Д. В. Массовые настроения в политике. М., 1995. - 224 с.
45. Ольшанский Д.В. Основы политической психологи. - Екатеринбург: Деловая книга, 2001. с. 51 - 88
46. Основы политологии. Курс лекций/ под редакцией профессора В. П. Пугачёва. М.: О-во «Знание» России, 1992. – 256 с
47. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971. с. 139 - 148
48. Политическая психология: учебное пособие для ВУЗов / под редакцией Деркача А. А., Жукова В. И., Лаптевой Л. Г. М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 858 с.
49. Политические коммуникации : учеб. пособие при подгот. специалистов по направлению "Политология" / под ред. А.И. Соловьева. - М. : Аспект Пресс, 2004. - 331 с.
50. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. - 2-е изд. - М.: Наука, 1979. - 232 с.
51. Психологический словарь /Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. НИИ общей и педагогической психологии Акад. пед. Наук СССР. - М.: Педагогика, 1983. с.175
52. Райх В. Психология масс и фашизм. Пер. с англ. Спб., 1997. - 380 с.
53. Революционный невроз – М.: Институт психологии РАН, Изд-во «КСП+», 1998. – 576 с.
54. Революция сейчас!: Документальный роман. - Спб.: Амфора, 2001. - 335 с.
55. Розанова В. А. Психология управления. Учебное пособие. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интелсинтез». 1999. – 352 с.
56. Романов С. Мошенничество в России. - М.:ЗАО Изд-во ЭКСМО - Пресс, 1998 . с. 78 - 79
57. Сидоренко Е. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО «Речь», 2004. с. 201 – 222.
58. Словарь-справочник по психодиагностике / Бурлачук Л., Морозов С. – 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2003. - 528 с.
59. Соколова Е. Е. Тринадцать диалогов о психологии.-М.: Смысл. 1997. - 653 c.
60. Соколова Е. Т. Психотерапия: Теория и практика: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 368 с.
61. Социальная психология личности / Под ред. М.И. Бобневой, Е.В. Шороховой. - М.: Наука, 1979. - 344 с.
62. Станкин М. И. Психология управления. Практическое пособие, изд. 2-е доп. и перераб. М.: «Бизнес-школа «Интелсинтез», 2000. – 344 с.
63. Теплов Е. П. Политическая власть. СПб., 1993. с. 89 - 90
64. Толочек В.А. Организационная психология и стили профессиональной деятельности государственных служащих: Учебное пособие. - М.: Изд.-во РАГС, 2003. - 159 с.
65. Традициии и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А.Н. Леонтьева.Под ред. Войскунского А.Е., А.Н. Ждан, О.К. Тихомирова.М.: Смысл, 1999. - 429 c.
66. Франк С. Л. Духовные основы общества. М., 1992. с. 55 - 56
67. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого «Я». Минск, 1994. с. 140 - 149
68. Фромм Э. Иметь или быть? Ради любви к жизни. М.: Айрис-пресс, 2004. - 384 с.
69. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2005. с. 56 – 104.
70. Цейтина Г.П. Фрустрирующие факторы в современной социокультурной ситуации.// Социально-психологические проблемы человека в современной социокультурной ситуации. Материалы научной конференции. СПб, 1994. с. 50-51.
71. Чернявская А. Г. Психология господства и подчинения. Харвест, 1998. с. 68 - 90
72. Шабанова М.А. Социальная адаптация в контексте свободы. // Социальные исследования, 1995, № 9.
73. Шарп Д. От диктатуры к демократии: Стратегия и тактика освобождения / Пер. с англ. Н. Козловской М.: Новое издательство, 2005. — 84 с.
74. Шибутани Т. Социальная психология. - Ростов н/Д.: Феникс, 2002. - 544 с.
75. Шихирев П.Н. Социальная психология в странах Западной Европы. - М., 1985. с. 15 - 123
76. Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. Минск, 2003. – 200 с.
77. Ядов В.А. Социальная идентификация личности. - М., 1994. с. 20 - 23
78. Ярошевский М.Г. Краткий курс истории психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 144 c.
79. http://azps.ru/polpsy/lib/plib11.html
80. http://humanities.edu.ru/db/msg/50972
81. http://www.gazeta.ru/column/latynina/2659933.shtml
82. http://www.hro.org/court/2007/04/20.php
83. http://www.nashi.su/news/287
84. http://www.newsru.com/russia/13apr2005/nashizm.html
85. http://www.svoboda.org/ll/soc/0805/ll.082105-1.asp
86. WWW.AZPS.RU
87. www.fom.ru
88. http://anti-thesis.1gb.ru/forum/index.php?topic=85.0 с
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
2500
Скачать бесплатно
28900.doc
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
03.11.24
Лексикографический анализ единиц поля
03.11.24
Из истории слова гость и его производных
03.11.24
Семантическое поле гость в русском языке
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2024. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.