У нас уже 21989 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Эмпатия у подростков
Количество страниц 34
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 28513.doc 
Содержание Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Проблема формирования эмпатии как качества способствующего взаимопониманию в общении в психологической литературе…………5
1.1. Роль эмпатии в воспитании и развитии личности ребенка в семье………………………………………………………………………5
1.2. Особенности эмпатии у подростков………………………….10
1.3. Взаимопонимание и эмпатия у подростков в процессе общения………………………………………………………………..15
2. Экспериментальное исследование эмпатии у подростков………….21
2.1. Организация и методы исследования……………………..21
2.2. Анализ результатов исследования………………………...22
Заключение ……………………………………………………………………24
Литература…………………………………………………………………….26
Приложения…………………………………………………………………...28






Введение

В современной психологии выделилось несколько различных подходов к пониманию феномена эмпатии. В настоящее время исследователи не пришли к единому пониманию этого явления. Определения эмпатии весьма разнообразны и зависят от той прикладной сферы, в которой работает каждый автор, а также от метода, которым фиксируется эмпатическая реакция.
В последние два десятилетия ХХ века феномен эмпатии, традиционно понимаемый как способность человека представлять себя другим и телесно-чувственно проживать его воспринимаемые/вспоминаемые/воображаемые формы и предполагаемые состояния, все чаще становится объектом внимания философов (Е.Я. Басин, Е.В. Борисов, А.Дж. Ветлизен, Х.Г. Кёглер, О.Ю. Кубанова, Р.А. Маккрил, Х. Питер Стивс, М. Савицки, Д.В. Смит, В.П. Филатов, Ю.М. Шилков).
Несмотря на немалое число исследований, знания об особенностях эмпатии у детей различных возрастных групп носят скорее фрагментарный, "мозаичный" характер, представления о развитии эмпатии в онтогенезе недостаточно полны и систематизированы. Тезис Т. П. Гавриловой (1975) о необходимости изучения генезиса эмпатии и условий ее формирования и на сегодняшний день не потерял своей актуальности [5. С. 156].
Актуальность. Эмпатийное понимание рассматривается как продукт социализации личности и формируется во взаимодействии аффективных, когнитивных и действенных компонентов.
Важной характеристикой процессов эмпатии, отличающей ее от других видов понимания (идентификации, принятия ролей, децентрации и др.), является слабое развитие рефлексивной стороны, замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта.
Установлено, что эмпатическая способность индивидов возрастает, как правило, с ростом жизненного опыта; эмпатия легче реализуется в случае сходства поведенческих и эмоциональных реакций субъектов.
Список литературы Заключение
В современной психологии выделилось несколько различных подходов к пониманию феномена эмпатии. В настоящее время исследователи не пришли к единому пониманию этого явления. Определения эмпатии весьма разнообразны и зависят от той прикладной сферы, в которой работает каждый автор, а также от метода, которым фиксируется эмпатическая реакция.
Эмпатия возникает и формируется во взаимодействии, в общении. Нарушение эмоционального контакта с родителями, отсутствие эмоционального принятия и эмпатического понимания тяжело травмирует психику ребенка, оказывает отрицательное влияние на развитие детей, формирование личности ребенка.
Эмпатийное, доверительное взаимодействие членов семьи друг с другом во многом определяет гармоничное развитие личности. Для полноценного развития способности сопереживать, сочувствовать, помогать другому человеку, необходима атмосфера семейных, дружественных отношений.
Эмпатия у подростков может проявляться по отношению не только к реально существующим, но и вымышленным персонажам, что говорит о способности сознательно или неосознанно ставить себя на место того, о ком имеется определенное представление.
Эмпатия оказывает значительное влияние на характер отношения личности к внешнему миру, к себе, к другим людям, регулирует процесс вхождения личности в социум.
Для успешного общения ключевое значение имеет способность понять себя и понять других людей по их невербальному поведению. предвидение поведения другого человека может быть достигнуто путем понимания его
Подростки с развитой способностью к эмпатии, быстрее смогут достичь взаимопонимания при общении, а значит более гармонично входят в социум.
Эмпатия как психическое личностное образование, достигнув своей выраженности в подростковом периоде, является в дальнейшем стимулятором просоциального поведения и альтруизма.
Чтобы изучить особенности формирования эмпати в подростковом возрасте, мы провели экспериментальное исследование. Экспериментальная база нашего исследования – школа № 14 города Йошкар-Олы. В исследование участвовали 50 школьников в возрасте 12 лет.
Задача диагностики эмпатии у детей раннего подросткового возраста решалась с помощью теста эмпатийного потенциала личности (метод экспресс-диагностики эмпатии), разработанного И. М. Юсуповым. Принцип построения методики основан на том, что сопереживание и сочувствие могут возникать и проявляться с большой силой не только в отношениях людей и животных, которые существуют реально, но и в изображениях и произведениях литературы, кино, театра, живописи, скульптуры.
В результате экспериментального исследования мы выяснили, что у большинства подростков отмечается высокий средний уровень эмпатии. Большую эмпатию подростки испытывают к родителям, животным и знакомым и малознакомым людям.
Таким образом, наша гипотеза о том, что чувство эмпатии у подростков является более выраженным по отношению к объектам их общения, действительно подтвердилась. Цель исследования достигнута, задачи выполнены. Однако, наше исследование не претендует на окончательный результат. Для дальнейшего, более полного исследования представляют интерес выяснение таких вопросов, как различие эмпатии на различных возрастных периодах, а так же отличия проявления эмпатии у девочек и мальчиков.




Литература
1. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. — М.. Аст-Пресс, 1999.
2. Гаврилова Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии. Исторический обзор и современное состояние проблемы. // Вопросы психологии. 1975. №2. С. 147-156.
3. Гаврилова Т. П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего и среднего школьного возраста. // Вопросы психологии. 1974. №2. С. 107-114.
4. Гаврилова Т. П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста: Дис....канд. психол. наук. М., 1977. 178 с.
5. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1975. № 2. С. 147-156.
6. Гаврилова Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. — М., 1997.
7. Зеньковский В. В. Психология детства. М.: Академия, 1996. 348 с.
Зубова Л.В. Роль семейной педагогики в становлении личности ребенка // Вестник ОГУ. 2002. № 7. С. 54-65.
8. Крайг Г. Психология развития: Пер. с англ. СПб.: Питер, 2000. 992 с.
9. Кузьмина В. П. Формирование эмпатии у младших школьников к сверстникам в зависимости от детско-родительских отношений в семье: Дис....канд. психол. наук. Н. Новгород, 1999. 157 с.
10. Кузьмина В.П. Формирование эмпатии у младших школьников к сверстникам в зависимости от детско-родительских отношений в семье. Автореф. дис... канд. психол. наук. — Нижний Новгород, 1999.
11. Личко А. Е. Подростковая психиатрия (Руководство для врачей). 2-е изд. Л.: Медицина, 1985. 416 с.
12. Михальченко Г. Ф. Формирование эмпатии у старшеклассников, ориентирующихся на педагогическую профессию. Дис....канд. психол. наук. Гродно, 1989. 182 с.
13. Мэй Р. Искусство психологического консультирования: Пер. с англ. М.: Класс, 1994. 144 с.
14. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб.: Питер, 1999. 288 с.
15. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие. Л.: ЛГУ, 1990. С. 32-37.
16. Развитие личности ребенка: Пер. с англ. / Под ред. А. М. Фонарева. М.: Прогресс, 1987. 272 с.
17. Сивицкая Л. А. Социально-педагогические основы развития эмпатии подростков в детском общественном объединении. Дис. ...канд. пед. наук. М., 1998. 157 с.
18. Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. — М., 1997.
Стрелкова Л.И. Творческое воображение: эмоции и ребенок: Методические рекомендации // Обруч. 1996. № 4. С. 24—27.
19. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1983. 840 с.
20. Юсупов И. М. Психология эмпатии (Теоретические и прикладные аспекты): Дис. ...д-ра. психол. наук. С.-Петерб. Гос. Ун-т. СПб., 1995. 252 с.
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
500
Скачать бесплатно 28513.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2024. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.