У нас уже 21989 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Специфика конфликтного взаимодействия в подростковых группах
Количество страниц 49
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 28484.doc 
Содержание Содержание
Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Специфика конфликтного взаимодействия в подростковых группах………………………………………….……………………………6
1.1.Общая характеристика конфликтов………………………………...6
1.2. Психологические особенности подростков…………………….15
1.3. Специфика конфликтов в подростковых группах……………..24
Глава 2. Эмпирическое изучение конфликтного взаимодействия в группе подростков…………………………………………………………………31
2.1. Организация и подготовка исследования………………………31
2.2. Анализ результатов исследования………………………….….32
Заключение………………………………………………………………..37
Список литературы……………………………………………………….39
Приложение 1……………………………………………………………..42
Приложение 2……………………………………………………………..46
Приложение 3……………………………………………………………..48




Введение
Тема конфликта неисчерпаема. Это одна из проблем, которую можно назвать извечной. Пока существуют люди, пока развивается общество, существуют и споры, приводящие к конфликтным ситуациям. Споры с самим собой, познание себя, самоутверждение и самореализация приводит к конфликтам внутри себя. Этот конфликт в большей мере свойственен подростку, переживающему очередной возрастной кризис, один из самых сложных и острых кризисов. Кроме внутриличностного конфликта, подросток сталкивается с различными ситуациями и проблемами, которые приводят его к конфликту.
Актуальность исследования: в подростковом возрасте происходят очень серьезные физиологические и психологические изменения в очень короткие сроки. Это в свою очередь имеет очень плодотворную почву для появления и развития конфликтного поведения, которое в дальнейшем может перерасти в более серьезные формы его выражения, например преступная деятельность. Следовательно, необходимо изучать конфликтное поведение и учить подростков разрешать конфликтные ситуации.
Интерес к проблеме психолого-педагогических конфликтов формировался в отечественной науке давно, но наибольшее развитие он получил в настоящее время. Научной разработкой проблемы конфликтов занимались отечественные психологи и педагоги: Л. С. Выготский, А. С. Залужский, Б. Т. Лихачев, Л. А. Петровская, О. Н. Лукашенок, Н. Е. Щуркова, Н. И. Шевандрин, В. М. Афонькова, Е. А. Тимоховец, Г. М. Болтунова, Р. Л. Кричевский, Е. М. Дубовская, Т. В. Драгунова, Е. В. Первышева, Л. С. Славина, В. И. Журавлев, О. Н. Громова, Г. М. Андреева, А. Я. Анцупов., А. И. Шипилов и др.
В настоящее время основное внимание в психологии и педагогике уделяется изучению следующих направлений: конфликты в коллективе школьников (В. М. Афонькова, Е. А. Тимоховец); сущность конфликтов, их причины в подростковых коллективах (Б. С. Алишев, Т. А. Чистякова); исследованию подготовки будущих учителей к разрешению конфликтов (Г. М. Болтунова); конфликты между учениками и учителем (О. Н. Лукашенок, Н. Е. Щуркова).
В последние годы идея об определяющей роли конфликтов в развитии личности ребенка и формировании межличностных отношений стала в психологии и педагогике общепризнанной. Только сильная личность, способная конструктивно разрешать конфликты, а не избегать их, готова жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способна смело разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно и нетрадиционно мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой и обществом.
Для развития потенциальных возможностей личности, ее внутренних ресурсов, интенсификации творческого начала подростков и их полноценной самореализации в учебно-воспитательном процессе необходимо изучение всех функциональных компонентов конфликта и средств, способствующих его конструктивному разрешению. Процесс преобразования и усовершенствования современной психолого-педагогической системы предполагает поиск новых идей, технологий, механизмов, форм и методов подготовки учащихся к конструктивному урегулированию и разрешению конфликтов.
Важным моментом подготовки учащихся к конструктивному урегулированию и разрешению конфликтов является создание и внедрение специальных моделей, программ, обеспечивающих реальную возможность стимулирования активности учащихся в овладении методами и средствами осуществления данного процесса.
Механизмы урегулирования конфликтов, используемые сегодня в школе педагогами и психологами, в значительной степени основываются на интуиции. Как следствие, многие выпускники школ не готовы к конструктивному урегулированию и разрешению конфликтов.
Цель исследования: изучить специфику конфликтного взаимодействия в подростковых группах.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что для большинства подростков типичной стратегией поведения в конфликте является соперничество.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ литературы по теме курсовой работы;
2. Осуществить эмпирическое исследование по диагностике конфликтности у подростков;
3. Осуществить анализ полученных результатов и разработка рекомендаций по регуляции межличностных конфликтов в коллективе подростков.
Предмет исследования: межличностные конфликты.
Объект исследования: дети подросткового возраста.
Теоретико-методологическими основами исследования служат концептуальные положения современной науки о личности, факторах ее формирования и развития; личностно-деятельностного, индивидуально-творческого, подходов к проблеме конструктивного урегулирования конфликтов в малой подростковой группе.
Методы исследования. Решение поставленных задач было обеспечено комплексом взаимодополняющих методов исследования, среди которых: методы теоретического анализа психологической и педагогической литературы; диагностические (анкетирование, тестирование), анализ результатов (обобщение независимых характеристик).
Эмпирическое исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы № 20 г. Йошкар-Олы. В него были вовлечены учащихся 9-х классов (20 мальчиков).
Список литературы Заключение
Итак, конфликт можно определить как «пре¬дельный случай обострения противоречия». Межличностные конфликты как один из видов социальных конфликтов принято определять как столкновение личностей в процессе их взаимоотношений. Причинами межличностных конфликтов являются как объективные, так и субъективные факторы, складывающиеся на основе индивидуальных особенностей личностей.
Общеизвестным является, что подростковый возраст представляет собой остропротекающий переход от детства к взрослости. Особое положение подросткового периода в развитии ребенка отражено в его названиях: «переходной», «переломный», «трудный», «критический».
Возникающее давление со стороны взрослых в и отсутствие адекватных каналов для самореализации, вызывают у многих подростков не только агрессивные установки, но и способствуют формированию таких черт характера как вспыльчивость, раздражительность, неумение себя сдерживать.
Таким образом, можно сказать, что основными причинами возникновения межличностных конфликтов в подростковом возрасте являются внутриличностные конфликты самих подростков и встреча притязаний подростка на положение взрослого с неготовностью взрослых воспринимать его как равного.
Одной из проблем динамики развития конфликтов в подростковом возрасте является неготовность подростка искать пути конструктивного разрешения конфликта и нежелание, а часто и неумение взрослого воспринимать подростка как партнера для решения конфликта. В результате накапливаются неразрешенные конфликты, а значит и эмоциональная напряженность, которая стремится быть отреагированной.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что для большинства подростков типичной стратегией поведения в конфликте является соперничество.
В результате проведенного анкетирования, мы выяснили, что большинство подростков участвовали в конфликтах в школе (70%); причиной конфликтов большинство подростков называет несправедливость (55%) и непонимание (40%).
Большинство опрошенных считают, что конфликт можно разрешить, не ущемляя при этом права и чувство достоинства всех его участников (90%). Готовы пойти на компромисс 60% подростков. При этом все подростки считают, что компромисс не возможен из-за упрямства и нежелания идти на уступки (100%).
Таким образом, мы видим, что при анкетировании подростки часто дают взаимоисключающие ответы. Они готовы пойти на компромисс, но не хотят сделать первый шаг и пойти на уступки. Для большинства подростков типичной стратегией поведения в конфликте является соперничество, что подтверждает гипотезу исследования.
Цель работы достигнута, задачи выполнены. Однако, мы считаем, что данное исследование целесообразно продолжить. На наш взгляд, исследование будет более полным в том случае, если будет изучено поведение в конфликте не только мальчиков, но и девочек-подростков.










Список литературы
1. Аткинсон Р.Л., Аткинсон Р.С., Смит Э.Е. Введение в психологию /Пер. с англ. под ред. В.П. Зинченко.-М.: Тривола, 1999.- 480с.
2. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессивность. Изучение влияния воспитания в семейных отношениях.- М.: Прогресс, 1999.- 218с.
3. Баранова Н. Психокорекция агресивности и конфликтности у подростков // Вопросы психологии.-2005.-№36.-С.17-24.
4. Бенеш Л. Психологическая природа мужского насилия //Вестник психоциальной и коррекционной работы.-1995.-№3.
5. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль.- СПб: Прайм-Еврознак, 2002.-236с.
6. Берн Ш. Гендерная психология.- СПб: Питер, 2001.-260с.
7. Барон Р., Ричардсон Д. Агрессия.- СПб: Питер, 1998.-469с.
8. В мире подростка /Под ред. А.А. Бодалева.-М.: Медицина, 1982.-293с.
9. Ганова Л.А. Феномен агрессивности и особенности личности //Вопросы общей и дифференциальной психологи: Сб-к научных трудов.Вып.2.-М, 1998.-С.105-108.
10. Дреева Ж.Ю. Роль компьютерных игр в формировании агрессивной личности //Психология ХХI века: Тезисы Международной межвузовской студенческой научно-практической конференции.-СПб, 2000.-С.16-17.
11. Емельянова Л.К. Влияние семьи на воспитание молодежи в развитом социалистическом обществе.- М.; Просвещение, 1973.-С.57-63.
12. Ершов А.А. Личность и коллектив: Межличностные конфликты в кол-лективе, их разрешение. - СПб.: Наука, 2006. – 174с.
13. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 176 с.
14. Конструктивная психология конфликта. Под ред. Б.И.Хасан. – СПб.: Питер, 2003. – 311 с.
15. Иванова Л.Ю. Агрессивность, жестокость и отношения старшеклассников к их проявлениям.- М.: Просвещение, 1993.-255с.
16. Изард К.Э. Психология эмоций. Пер. с анг. А Талтыбаева.- СПб.: Питер, 1999.-466с.
17. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины.- СПб.:Питер, 2005.-544с.
18. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий.- СПб.: Питер, 2004.-701с.
19. Киселева А.В. Некоторые особенности психологической диагностики агрессивного поведения //Психологическая диагностика.-2005.-№1.-С.86-92.
20. Ковалев П.А. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения: Автореферат дис…канд. наук.0СПб, 1996.
21. Козырев Г.И. Внутриличностные конфликты //Социально-гуманитарные знания.-1999.-№2.-С.105-108.
22. Козырева Е.В. Влияние маскулинности-феминности на проявление ауто-и гетероагрессивности //Психология ХХI века: Тезисы науч.-практ. конференции.- СПб.: СпбГУ, 2000.-С.28-30.
23. Кон И. Психология ранней юности.- М.: Просвещение, 1989.-320с.
24. Кон И. Психология старшеклассника.-М.: Просвещение, 1980.-191с.
25. Копейко Я.Ю. Гендерные аспекты агрессивности //Психология ХХI века: Тезисы науч.-практ. конференции.- СПб.: СпбГУ, 2000.-С.30-31.
26. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов.-СПб.:Питер, 2006.-583с.
27. Маринина Е., Воронов Ю. Подросток в «стае» //Воспитание школьников.-1994.-№6.-С.42-43.
28. Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм.- СПб:Питер, 1999.-235с.
29. Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. Высш. Учеб. Заведений:
В 3-х кн. Кн.2. М.: ВЛАДОС, 1999.-608с.
30. Основы психологии. Практикум. /Ред.-сост. Л.Д. Столяренко.-Ростов н/Д: Феникс, 2003.-704с.
31. Паренс Генри Агрессия наших детей.-М.: 1999.-324с.
32. Психологический словарь. СПб.: СпбГУ, 2000.- 630с.
33. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности //Психологический журнал.-1996.-№ 5.-С.3 -18.
34. Савина В.С. Особенность становлення идентичности в подростковом и юношеском воздасте // http:// www.new.psychol.ras.ru/conf/savina.htm.
35. Столяренко Л.Д. Психология: Учебник для вузов.-СПб.: Лидер, 2005.-592с.
36. Учителям и родителям о психологии подростка /Под ред. Г. Аракелова.-М: Высшая школа, 1990.-304с.
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
500
Скачать бесплатно 28484.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2024. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.