У нас уже
21989
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
Библейские музыкальные инструменты в музыкальной практике и книжной традиции
Количество страниц
359
ВУЗ
МГИУ
Год сдачи
2010
Бесплатно Скачать
25166.doc
Содержание
Содержание
I. Введение. 4
II. Основная часть.
Глава 1. Инструментальная музыка в Библии: основные аспекты 7
формирования древнееврейской музыкально-инструментальной культуры
Глава 2. Библейские музыкальные инструменты: проблемы 28
типологической атрибуции и систематизации
Глава 3. Библейские музыкальные инструменты в церковнославянской и 168
русской традиции переводов Священного Писания
Глава 4. Библейские музыкальные инструменты в постбиблейских 207
источниках и переводах Священного Писания: важнейшие этапы
типологической эволюции ветхозаветного инструментария
III. Научные таблицы и указатели. 247 Сводный список упоминаний музыкальных инструментов и 249 инструментальной терминологии в Священном Писании
Сводная типологическая таблица библейской инструментальной 253
терминологии
Синоптическая таблица упоминаний музыкальных инструментов в 255
различных переводах Священного Писания
Словник 287
Глоссарий древнееврейских библейских и талмудических терминов 289
IV. Источники.
Упоминаемые переводы Священного Писания 296
Список исторических и литературных источников и святоотеческих 304
писаний
Иллюстрации 316
Список иллюстраций 327
Библиография 332
V. Списки сокращений.
Список сокращений слов 353
Сокращения названий учреждений 355
Упоминаемые Книги Священного Писания в общепринятых сокращённых 356
написаниях
Сокращения названий библейских, исторических и литературных 357
источников и святоотеческих писаний
Список сокращений, принятых в Библиографии 359
Введение
ВВЕДЕНИЕ
Настоящий труд - первое российское исследование, посвященное инструментальному аспекту богатейшей музыкальной культуры древних цивилизаций Ближнего Востока (Древний Израиль, Древний Египет, Ассирия, Шумер, Вавилония), запёчатлённой в Священном Писании. Работа находится на стыке трёх областей знания: музыковедения, библеистики и лингвистики - и открывает в отечественной гуманитарной науке новое направление - музыкальную библеистику. В его рамках создана первичная база данных музыкально-библейского источниковедения. Вместе с тем затрагивается проблематика исторического инструментоведения, также нуждающегося в серьёзной разработке. Значительная часть библейской инструментальной терминологии вводится в научный обиход российского музыковедения впервые. Изучая основные дошедшие до нас рукописи Священного Писания, проводя сравнительный историко-лингвистический анализ его переводов как на древние, так и на новые языки (всего охвачено более 70 переводов на 21 языке), привлекая данные трактатов еврейских законоучителей и христианских отцов Церкви, а также учитывая достижения современной библеистики, автор рассматривает интересные, важные и в то же время малоизвестные музыкальные и общекультурологические стороны Книги книг: все виды инструментального музицирования, роль инструментов в различных сферах жизни общества и государства, систему музыкального образования, существовавшую в далёкие библейские времена.
Композиционно диссертация состоит из пяти разделов. После небольшого Введения (первый раздел) следует Основная часть (второй раздел), охватывающая четыре главы. Две крайние написаны в жанре музыкально-исторических очерков, содержащих научный обзор основных аспектов процесса формирования древнееврейской музыкально-инструментальной культуры (Глава 1) и важнейших этапов типологической эволюции ветхозаветного инструментария в различных постбиблейских музыкальных традициях (Глава 4). Средние главы, в которых исследуются собственно библейские инструменты (Глава 2) и их аналоги в
церковнославянских и русских переводах Священного Писания (Глава 3), носят комплексно-аналитический характер. В третий раздел входят Научные таблицы и указатели. Это: Сводный список всех упоминаний музыкальных инструментов и инструментальной терминологии в Танах, Сводная типологическая таблица библейской инструментальной терминологии и Синоптическая таблица названий инструментов в переводах Священного Писания на ряд языков, Словник, Глоссарий древнееврейских библейских и талмудических терминов (помещённые в нём слова обозначены в тексте каждой из глав астериском при их первом упоминании). Четвёртый раздел (Источники) включает перечни использованных в процессе исследования переводов Библии, а также исторических и литературных источников и святоотеческих писаний. Сюда же отнесены Иллюстрации (их более 60) и научная Библиография. В работе применена система сокращений (пятый раздел), отражённых в нескольких списках, таких как: Список сокращений слов, Список названий учреждений, Список названий библейских, исторических и литературных источников и святоотеческих писаний, Список сокращений, принятых в библиографии.
Во второй главе после основного термина, представляющего собой русскую транскрипцию, по возможности сохраняющую фонетические особенности иврита (именно в таком написании библейскую инструментальную терминологию предлагается ввести в научный обиход отечественного музыкознания), вразрядку даются варианты его написания (если таковые имеются), а вразрядку жирным шрифтом - кириллическая транслитерация, максимально приближенная к оригинальному звучанию слова. Разрядкой отмечены и встречающиеся в тексте функционально важные термины, не входящие в число основных. Цитаты из Библии заимствованы из Синодального перевода 1876 г. (кроме эпиграфа ко второй главе, где русские названия инструментов намеренно заменены на древнееврейские), цитаты из исторических, литературных и патриотических источников - из существующих изданий на русском языке, в остальных случаях - переведены автором. Названия талмудических трактатов приводятся по "Краткой еврейской энциклопедии" (Т. 8. Иерусалим-Москва, 1998). В транслитерации иноязычных слов сохранены
принятые в отечественной лингвистике нормы: семитская терминология передана латиницей [еврейская - по системе, избранной в "Учебнике древнееврейского языка" Т.О. Ламбдина (М., 1998), арабская -пофранцузской системе], армянская и грузинская - кириллицей. Библиографические отсылки в тексте оформлены цифрой в круглых скобках или после точки с запятой, которая стоит за фамилией автора, в соответствии с номером его научной работы из раздела "Библиография". Нумерация библейских глав и стихов дана по научному изданию масоретского текста (Biblia Hebraica Stuttgartensia. Editio quarta emendata. Opera H.P. Ruger. Deutsche Bibelgesellschaft. 1990). Случаи несовпадения указаны в скобках. Там, где деление глав на стихи отсутствует, автор придерживается в нумерации соответствующих традиций: современной версии Вульгаты - в западноевропейских инкунабулах (например, в нидерландской Biblia belgica, итальянской Biblia vulgar historiata, немецкой Niimbergische Bibel, чешской Biblia bohemica и др.), Синодального издания -в рукописных (в частности, в Геннадиевской Библии и её списках) и раннепечатных церковнославянских (Острожская, Московская, Елизаветинская Библия) вариантах Священного Писания. Случаи отклонения отмечены в скобках. В двойной (через косую черту) нумерации псалмов первая цифра отражает номер псалма в Т^хиллим, вторая - в конкретно приводимом переводе Псалтири. Транскрипция библейских имён собственных приводится по русскому Синодальному изданию.
Глава 1
ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА В БИБЛИИ: основные аспекты формирования древнееврейской музыкально-инструментальной культуры
«И приказал Давид начальникам левитов поставить братьев своих певцов с музыкальными орудиями, с псалтирями и цитрами и кимвалами, чтобы они громко возвещали глас радован ия.» I Пар 15:16
Библия, создававшаяся на протяжении ряда столетий усилиями многих поколений людей как главная рукописная святыня, Книга книг, является не только основным питательным источником вероучения, неиссякаемым кладезем духовной мудрости, идеалом праведности, формирующим образ жизни человека, но и ценнейшим памятником истории и культуры великих цивилизаций Древнего мира. Учёные - представители различных областей науки и искусства, будь то историк или археолог, географ или биолог, литературовед или филолог, искусствовед или музыковед - обращаются к ней за ответом на вопросы, неизбежно возникающие при изучении самых разных проблем. В ряде случаев искомый ответ отчётливо проступает в скупых строках текста Священного Писания, но зачастую в них содержится недостаточно полная, а порой и вовсе фрагментарная информация, требующая дальнейших поисков и специальных изысканий. Одним из таких малоизвестных, а нередко и малопонятных аспектов являются библейские реалии (животные, насекомые, растения, драгоценные камни). К такой же категории относятся, в частности, музыкальные инструменты. Будучи неотъемлемой и самоценной частью музыкальной культуры, библейский инструментарий, на первый взгляд немногочисленный и однородный, оказывается при детальном рассмотрении весьма разнообразным типологически и представительным в количественном отношении, охватывая по существу весь корпус инструментария Древнего Востока. В
Танах* - своде канонических книг в еврейской традиции — приводятся названия около двадцати музыкальных инструментов, чья принадлежность к тому или иному виду с известной степенью точности определена современной библеистикой. Это струнные щипковые - киннор, невел, асор, катрос, песантерин, саббеха; духовые рог - керен и его разновидности шофар, йовел, карна, металлическая труба - хацоцра, деревянные духовые -халил, угав, машрокита; ударные - мембранофон тоф и идиофоны менааним, целцелим/мецилтайм, мециллот и паамоним. Однако наряду с этими есть немало наименований, атрибуция которых по сей день остаётся спорной. Таковы термины сумпонья, шалишим, махол, шеминит, нехилот, негинот, гиттит, шушан.
Музыкальные инструменты фигурируют в двадцати пяти из тридцати Книг Ветхого Завета1. Впервые они встречаются уже в самом начале библейского повествования, где говорится об Иувале, «отце всех играющих на кинноре и угаве» (Быт 4:21)2. Последними упоминаются мециллот (Зах 14:20). Особенно богаты ссылками на инструменты исторические Книги Танах (все четыре Книги Царств, две Книги Паралипоменон), а также Псалмы. В иных местах текст прямо-таки пестрит инструментальной терминологией (1 Пар 15:16, 19, 20, 24, 28; Пс 150 или - уже из раздела Писаний - Дан 3:5, 7, 10, 15). Инструменты употребляются и самостоятельно (это касается в первую очередь шофара, Лев 25:9; Нав 6:4-6; Суд 3:27 и пр.), и в разного рода ансамблях, как однородных, состоявших только из струнных щипковых - киннора и невела (Пес 57:9; 71:22), только духовых - шофара и хацоцры (2 Пар 15:14; Пс 98:6) или ударных и шумовых - тофа и шалишим (1 Цар 18:6), так и разнородных (причём инструментальные сочетания могут быть самыми различными): киннор, невел, тоф, менааним, целцелим (2 Цар 6:5); киннор, угав, тоф (Иов 21:12); мецилтайм, невел, киннор, хацоцра (2 Пар 5:12). Иногда инструменты образуют даже целые оркестры. Таков "оркестр пророков", существовавший, согласно библейскому тексту, уже в период царствования Саула (ок. 1029-1005 г. до Р.Х.) и включавший три "классические" группы инструментов: струнные (киннор, невел), духовые (халил) и ударные (тоф) (1 Цар 10:5). Звучание инструментов сопровождало ежедневные процессии
по завершении священного обряда у жертвенника. Храмовый оркестр царя Давида (ок. 1010-970 гг. до Р.Х.), обязательный атрибут богослужения, также включал три группы инструментов: те же струнные (киннор, невел), духовые (хацоцра), ударные (мецилтайм) (1 Пар 15:28). Придворный оркестр царя Навуходоносора II (VI в. до Р.Х.), в состав которого входили вавилонские аналоги древнееврейских инструментов (Дан 3:5, 7, 10, 15): катрос, песантерин, саббеха (струнные), карна (духовой), машрокита (деревянный духовой) - придавал особую пышность дворцовым церемониям и соответствовал оргиастической атмосфере языческих обрядов.
Текст Танах содержит немало сведений о социальных функциях инструментов. Важнейшей из них, помимо сопровождения уже упомянутых ритуальных шествий, храмовых богослужений, придворных торжеств и культовых обрядов, является участие инструментов (практически всех из перечисленных выше) в религиозных и народных праздниках (Чис 10:10; 29:1; 4 Цар 11:14; 1 Пар 13:8; Неем 12:27; Иов 21:12; Пс 33:2), в военных походах (шофар - Иез 7:14; хацоцра - Чис 10:9) и при встрече с победой возвращающихся войск (тоф - Суд 11:34), в парадных светских церемониалах, например, в ритуале помазания на царство правителей (шофар - 1 Цар 9:13; 3 Цар 1:34) и организованных по этому случаю гуляниях (халил - 3 Цар 1:40; хацоцра - 2 Пар 23:13), а также в частной жизни людей - при молитвенном обращении к Богу (Пс 108:2), семейных торжествах, похоронах (киннор, невел, халил, тоф - Быт 31:27; Иов 30:31; Мф 9:23).
Хронологию возникновения и эволюцию древнееврейского инструментария и инструментальной музыки точно проследить невозможно. Однако основные стадии её развития в Библии очерчены довольно ясно. Так, зафиксировано, что на раннем этапе, в период Патриархов (сер. XVI-XII вв. до Р.Х., по А.А. Немировскому; 39) помимо киннора и угава был известен тоф, поддерживавший своим живым ритмом весёлую атмосферу встреч (Исх 15:20) и проводов (Быт 31:27). В особо торжественных случаях с целью украсить непритязательное пение и дать импульс танцу звучали инструментальные ансамбли, правда, весьма скромные, состоящие главным образом из струнных и ударных (например,
10
киннора и тофа, Быт 31:27). Использовались также рог шофар (Исх 19:13, 16, 19), уже тогда воспринимавшийся как священный символ (глас Бога), а вскоре осмысленный как звуковая память о божественном завете (Лев 23:24; Чис 29:1), и труба хацоцра (Чис 10:2), заповеданная Всевышним не только для созывания общины (Чис 10:2-7), но и в знак посредничества между Ним и народом (Чис 10:9, 10). Относительно других инструментов прямой информации в библейском повествовании нет, но это вовсе не значит, что их не было, ведь многое в тексте Писания надо улавливать ex silenzio.
Музыкальная жизнь эпохи Единого Царства (XI в.-последняя четверть X в. до Р.Х.), и в частности роль инструментальной музыки, представлена достаточно подробно и многогранно. Исполнители на инструментах участвовали во всех важнейших государственных, социальных и религиозных событиях. Так, они находились в составе грандиозной процессии, следовавшей за Ковчегом завета* при его перенесении в Иерусалим (1 Пар 13:8; 15:16-21, 27, 28). При освящении Первого Храма и предварительном помещении в нём Ковчега они также «стояли в служении своём» (2 Пар 5:12-13; 7:6). Правление пророка Самуила (XI в. до Р.Х.) было ознаменовано очень важным событием, на два века определившим основной вектор развития древнееврейского музыкального искусства: с того времени и вплоть до царствования Давида, а затем и Соломона в Древнем Израиле начинается формирование системы музыкального образования. Первым шагом в этом процессе стали так называемые "школы пророков" - nayyot I ЛУЗ (букв, "хижины", "жилища")3, где пению и инструментальному исполнительству обучались как молодые, так и люди зрелого возраста, выходцы из разных семейных родов и различных слоев общества, наделённые особым даром провидения и наиболее яркими музыкальными способностями4. Их основной обязанностью было сопровождение ритуалов, совершаемых на «высотах Божиих» (1 Цар 9:12; 10:5; 3 Цар 3:2; 15:14; 22:43; 4 Цар 23:5). В определённые, очевидно, кульминационные моменты концентрации духовной энергии пророки5 собирались вместе и, имея при себе различные музыкальные инструменты - киннор, невел, тоф, халил (1 Цар 10:5), по существу составляющие целый оркестр, - пели под их аккомпанемент. В Библии такое пение в состоянии аффекта характеризуется
п
как "прорицание" ("пророки прорицающие" - пэЬТЧт mitnabb'Tm IСЖЭЗЛО ), "пророчествование" ("пророки пророчествующие" - ndbfim nib'im I ВПГаЗ, 1 Цар 10:5, 10; 3 Цар 22:10, 12). В годы правления Саула наряду со "школами пророков", вероятно, возникло некое новое объединение музыкантов, постепенно их вытеснившее и по замыслу его преемника царя Давида преобразованное в "академию музыки" (по меткому определению К. Закса; 313. С. 47). Постоянно действующей эта "академия" стала, по-видимому, во второй четверти X в. до Р.Х. в царствование Соломона (ок. 970-925 гг. до Р.Х.). В ней левиты* - певцы и инструменталисты, представители "колена Левиина", из которых состоял основной штат "служителей музыки" - мешоррим (masorrim I СГ"Шй, 1 Пар 15:16), получали полную, но узко направленную профессиональную исполнительскую подготовку с сугубо литургической ориентацией, после чего они могли посвятить себя музыкальному священнослужению сперва при скинии*, затем - в сооружённом царём Храме.
С самого начала организация действовала как гильдия, где взаимоотношения строились на всеобщем подчинении уставу и строгой дисциплине. Глава гильдии подчинялся только царю (1 Пар 25:2). С учётом возрастного ценза служения левитов (с 30 до 50 лет), заповеданного Богом ещё Моисею и Аарону (Чис 4:2-3) и впоследствии неизменно сохранявшегося (1 Пар 23:3), членом объединения мог стать юноша, достигший 25 лет (Чис 8:24), чтобы, как комментирует Талмуд* (III—VI вв.; Мишна*, Хуллин 124 а), за пять лет вместе с литургическими знаниями освоить технику храмового пения и игры на инструментах. Занятия были весьма интенсивными (следуя библейскому тексту, шли «день и ночь», 1 Пар 9:33) и проводились в специально отведённых помещениях - шахот (sakot I ГП31У, Неем 10:39; Иез 40:44) по особой методике, постепенно выработанной левитами, хранителями традиции, и передававшейся изустно из поколения в поколение.
Подобная сложная, но хорошо отлаженная система музыкального образования предполагала высокий уровень профессионализма. Правда, в современной библеистике существует точка зрения о хронологическом несоответствии некоторых фактов, изложенных летописцем в Книгах
12
Хроник. Согласно данной точке зрения, наличие организованной корпорации музыкантов следует относить к периоду Второго, а не Первого Храма, то есть к концу VI-V вв. до Р.Х., когда, по данным учёных, были предприняты редакция и свод Книг Ветхозаветного канона. Однако и текст Священного Писания (2 Пар 29:25, 27, 30; 35:15; Неем 12:45, 46; Пс 137:2 и др.), и талмудические трактаты (Мишна, Миддот 11:5, 6; Вав Талм, Тамид VII:3) неоднократно говорят о постоянстве и преемственности музыкально-литургической практики, так что мастерство игры на инструментах, отмечаемое Библией6 (1 Пар 15:16, 19-21; 25:6; 2 Пар 5:12-13; 23:13) и её позднейшими комментаторами (Мишна, Миддот 11:6), вполне могло быть присуще и ранней эпохе.
В списке должностей левитов, установленных Давидом на начальном, "дохрамовом" этапе его деятельности (1 Пар 15:2-24; 16:14-17; 23:4-32), наряду с певцами (1 Пар 15:16; 16:4) фигурируют инструменталисты (в их числе, кроме левитов, в Танах упоминаются и священники-аарониды*), которые трубным гласом шофаров и хацоцрот (мн.ч. от сущ. "хацоцра") в ансамбле с киннорами, невелами, мецилтайм (1 Пар 15:28) «славословили, благодарили и превозносили Господа» (1 Пар 16:4) перед Ковчегом завета. Древний летописец называет около 50 имён музыкантов (1 Пар 15:17-21, 24; 16:5-6, 41, 42; 25), нередко указывая на их специализацию. Так, священники Шевания, Иосафат, Нафанаил, Амасай, Захария, Ванея, Елиезер и Озиил играли на хацоцре (1 Пар 15:24; 16:6), Маттафия, Елифлеуй, Микней, Овед-Едом, Иеиел, Азазия, Гедалия, Цери и др. - на кинноре (1 Пар 15:21; 25:3), Захария, Азиил, Шемирамоф, Иехиил, Унний, Елиав, Маасей и Ванея - на невеле (1 Пар 15:20), Асаф, Еман и Ефан - на мецилтайм (1 Пар 15:19; 25:1). Хронист отмечает наличие своего рода иерархии, обусловленной степенью совершенства исполнительского мастерства. В частности, среди инструменталистов главными были Асаф, Еман и Идифун (1 Пар 15:17). Остальные находились на второстепенных ролях.
Поскольку должность музыканта передавалась по наследству, очевидно, названные лица, их сыновья и младшие братья должны были «возвышать славу Божию» (1 Пар 25:5) в планируемом царём Давидом Храме. Из 38000 представителей колена Левиина (1 Пар 23:3), членов определённых родовых
13
кланов левитов (потомков Каафа, Мерари и Гирсона; 1 Пар 6:33-47), сначала было отобрано 4000 (1 Пар 23:5), а уже из этого числа (скорее всего, позднее) - 288 лучших музыкантов (1 Пар 25:7), и среди них немало инструменталистов. Они должны были постоянно сопровождать все сакральные действа: утреннюю и вечернюю службы (1 Пар 23:30), дополнительные жертвоприношения, совершавшиеся в Храме в течение дня, а также обряды Шаббат* (Субботы), Рош-ходеш* (Новомесячия) и иных праздников (1 Пар 23:31). Для осуществления подобного постоянного музыкального сопровождения был определён порядок чередования исполнителей. Все они были разделены на 24 группы ("череды") -мишмарот (mismarot I ЛТТЙВ^й)7, по 12 человек в каждой, руководимых учителями - старшими представителями трёх главных семейств левитов-музыкантов: «сыновьями Асафа, Емана и Идифуна»8 (1 Пар 25:1), -специально отмеченными библейским хронистом (1 Пар 25:9-31; 2 Пар 8:14-15; 23:18). Свои культово-музыкальные обязанности (пение и инструментальное сопровождение обряда) каждая "череда" выполняла в течение двух недель в году, но не подряд, а с определённым интервалом во времени. Единократное служение, по сообщению Иосифа Флавия (37-после 100; Древ VII, 14:7), длилось восемь дней - от Субботы до Субботы. Во избежание споров о первенстве распределение по группам и выборы начальника производились "демократически" - по жребию, с соблюдением возрастного и социального (учитель - ученик) равенства (1 Пар 25:8). В любом ритуале в будние дни участвовала какая-либо одна группа, что предполагало равномерное распределение ежедневной нагрузки. Однако в праздничных богослужениях принимали участие сразу несколько групп исполнителей.
В ретроспективе дальнейшей библейской истории, с момента разделения Единого Царства (последняя четверть X в. до Р.Х.) роль музыкантов, в том числе инструменталистов, в жизни общества не всегда была однозначной. В периоды упадка веры, возврата к язычеству - в первой половине IX в. до Р.Х. [при Израильских царях Иеровоаме (3 Цар 12:28-33) и Ахаве (3 Цар 16:30-33)], позднее - во второй половине VIII и первой половине VII вв. до Р.Х. [во время правления Иудейских царей Ахаза (2 Пар 2:28), Манассии и
14
Амона (4 Цар 21:2-7; 2 Пар 33)] или в годы национальных катастроф [70-летний вавилонский плен 604-537 гг. до Р.Х. (4 Цар 24, 25)] храмовые службы прекращались, и должности музыкантов упразднялись (2 Пар 13:9; Пс 137:2). Не исключено, что некоторые из них обращались к идолопоклонству (4 Цар 17:9-12; 23:5) либо принуждены были служить иным богам (4 Цар 17:8; 2 Пар 28:25), хотя определённая их часть и в неволе могла исполнять свои сакральные музыкальные обязанности в иудейских святилищах, построенных с санкции вавилонского царя Навуходоносора II в районе города Ниппур9 (центральная часть Вавилонии), где были расселены еврейские изгнанники. Есть также данные, правда, не подтверждённые Библией, о существовании в течение полутора столетий (первая четверть VI В.-411 г. до Р.Х.) храма Господня на острове Элефантина10, где также, вероятно, инструменталисты участвовали в обрядах.
В эпохи расцвета и религиозного подъёма, приходящиеся на последнюю четверть VIII и VII вв. до Р.Х., когда царствовали иудейские правители Езекия (4 Цар 18:1-6; 2 Пар 29) и Иосия (4 Цар 22:1-4; 2 Пар 34), необходимость в музыкантах возникала вновь, и они возобновляли своё служение по изначально учреждённому «уставу Давида» (2 Пар 29:25, 27, 30). Очевидно, среди певцов-левитов (числом 128, согласно Езд 2:41; числом 148 - Неем 7:44), вернувшихся с первой партией репатриантов (538 г. до Р.Х., Езд 7:7), были и исполнители на музыкальных инструментах (хотя Библия об этом умалчивает). Косвенное подтверждение тому - их участие в возрождении национальной святыни - Второго Иерусалимского Храма (Езд 3:10-11) и в церемонии его освящения (Езд 6:16, 18). Прибывшие 80 лет спустя (458 г. до Р.Х.) со второй волной репатриантов музыканты (их количество в Танах не называется) частично присоединились к своим собратьям в храмовом служении (Неем 11:17, 22). Те, кто поселились в окрестностях Иерусалима (Неем 12:28-29), вскоре также были востребованы: их созвали для музыкального сопровождения торжественного освящения возведённых вокруг Священного города стен, которое состоялось в 445 г. до Р.Х. (Неем 12:27, 31, 36, 41-42).
Участие инструменталистов в богослужениях, по всей видимости, продолжалось и в дальнейшие периоды существования Второго Храма, хотя
15
прямых указаний на это Библия не содержит. Известно, однако, что из-за необходимости оградить ритуал от проникновения профанного элемента, ассоциировавшегося прежде всего с инструментальной музыкой, число инструментов, допускавшихся к сопровождению служб, постепенно сокращалось, и к моменту разрушения Храма (в 70 г.), по свидетельству Талмуда (Мишна, Арахин 11:5), в обиходе осталась лишь одна пара целцелим. Затем все инструменты были окончательно выведены из литургической практики11, за исключением шофара, который и по сей день
остаётся сакральным символом иудаизма, глашатаем божественной воли.
***
Фактологический ресурс знаний о библейском инструментарии, которым располагает современная наука, относительно невелик. Поскольку ветхозаветной традицией запрещалось изображение людей и предметов, то визуального материала по собственно древнееврейскому инструментарию почти нет, если не считать редких ранних образцов нееврейского происхождения, таких как "портрет" семитского (предположительно древнеизраильского) исполнителя на лире на знаменитой погребальной фреске из гробницы египетского правителя Хнумхотепа (12-я династия) конца 2 тыс. до Р.Х. в селении Бени-Хасан (Египет) [рис. 1], рельефное воспроизведение музыканта с девятиструнной лирой на пластине из слоновой кости XIII в. до Р.Х. [рис. 2] или сама лира, запёчатлённая на филистимской вазе последней четверти X в. до Р.Х., обнаруженные в г. Мегидцо (Северная Палестина). Немногочисленны и скульптурные "модели" инструментов - предтеч древнееврейских - из Мегиддо доизраильского, старовавилонского (XVI в. до Р.Х.) и ханаанского периодов (XIII в. до Р.Х.): терракотовая статуэтка женщины с рамным барабаном в руках [рис. 3] и бронзовая фигурка девушки, играющей на двуствольном духовом инструменте, кроме того, отдельные сохранившиеся древнеизраильские образцы, как, например, иерусалимская яшмовая печать Ма'аданны, дочери царя, VII в. до Р.Х. с двенадцатиструнной лирой (киннором) [рис. 4]. Определённую информацию дают и постбиблейские архитектурные памятники, такие как, барельеф на фронтоне триумфальной арки Тита в Риме I в., где среди прочих трофеев, захваченных римлянами после взятия
16
Иерусалима, видны еврейские длинные трубы [рис. 5], или найденные при раскопках еврейские монеты периода восстания Бар-Кохбы 132-135 гг., на которых воспроизведены трубы и киннор, символизировавшие "освобождённый Израиль"12 [рис. 6].
Судить о древнееврейских инструментах можно в основном компаративно, сравнивая богато и разнообразно представленный инструментальный инвентарь соседних народов ближневосточного и малоазийского регионов [по данным Б. Байер (97), в этом ареале найдены не менее 130 музыкальных инструментов] со свидетельствами Священного Писания. Культурный обмен в пределах данного обширного ареала уже на раннем историческом этапе был весьма оживлённым и взаимообогащающим. Три великие цивилизации - египетская (и тесно связанная с ней финикийская), ассиро-вавилонская (включая предшествующую ей шумерскую)13 и анатолийская (в первую очередь хеттская) - оказали немалое воздействие на становление древнееврейского искусства в целом, воспринявшего, ассимилировавшего и адаптировавшего из накопленного столетиями фонда в первую очередь то, что соответствовало его собственным традициям, в том числе инструментальную музыку и сам инструментарий. Так, с одной стороны, несмотря на прямое заимствование большинства египетских инструментов (струнных - лир14 и арф, духовых - труб, деревянных духовых - типа гобоев, ударных - систров), что было вполне естественным, учитывая многолетнее пребывание израильтян в этой стране, лютня, чрезвычайно распространённая в Египте, судя по полному отсутствию сведений в Библии, изобразительного ряда и каких-либо археологических находок, не прижилась15. С другой стороны, наряду с ад оптированием (sic!) чужеродных инструментальных образцов евреи, по сообщению Танах, сохранили семитский (возможно, даже имеющий древнееврейский генезис) рог шофар. Кроме того, хотя формы музыкальной практики в вышеназванных культурах были в основном сходными, а инструменты - почти идентичными, последние (в силу ряда причин: предназначения, локальных условий, социальных потребностей в инструментальной музыке и уровня подготовки) нередко претерпевали существенные изменения.
17
Усовершенствование технических возможностей, акустических качеств, дизайна инструментов велось постоянно16, так что неизбежно возникали новые разновидности17. Их появление, несомненно, отражало гораздо более глубинную трансформацию: кристаллизацию национального начала -центрального стержня, вокруг которого эволюционно, в длительном процессе становления нации, создавалась гомогенность и цельность её искусства. У древних евреев укрепление такого стержня (этоса, по удачному определению А. Сендри; 324. С. 91) было обусловлено главным образом зарождением, формированием и внедрением новой идеологической платформы, характеризуемой постепенным отходом от язычества (Исх 23:20-25; Лев 18:21; 19:31; 20:2-6; Втор 12:31; 18:10; 4 Цар 16:3; 17:17; 23:10; 2 Пар 28:3-4; 33:6; Иер 7:31 и др.) и осознанием идеи монотеизма в его высшей духовной форме (Исх 29:45-46; Лев 19:37; 20:8 и пр.)18. Вследствие этого музыке, в том числе инструментальной, придавался не просто ритуальный (таковой был в языческом культе, пришедшем от ассирийцев и вавилонян), а принципиально иной, литургический статус (2 Пар 7:6; 8:14), что должно было в конце концов привести к утверждению нового образного строя и стиля пения и инструментального исполнительства. Утверждать точно когда могли произойти такие преобразования не представляется возможным в силу недостатка достоверной информации и, стало быть, оценочных критериев, однако вполне правомерно предположить, что предпосылки - в виде аккумулированного звукового опыта инструментального музицирования предшествующих эпох - имелись.
Судя по многочисленным свидетельствам Библии (Быт 31:27; Исх 32:18-19; 1 Пар 15:16; Пс 150; Ис 30:29; Иез 26:13 и пр.), у древних евреев, как и у большинства их соседей (египтян, ассирийцев, хеттов), музыка - искусство передачи мыслей, чувств и настроений посредством осмысленно организованной последовательности звуков - на известном этапе (Быт 31:27) уже безусловно занимала определённое место в духовной жизни человека, превратившись из чисто утилитарной сферы его деятельности в самостоятельную область эстетики, тем не менее объединяла в себе три неразрывно связанные друг с другом компонента: пение, игру на инструментах и танец, причём инструментальная игра оказывается
Список литературы
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно
25166.doc
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
03.11.24
Лексикографический анализ единиц поля
03.11.24
Из истории слова гость и его производных
03.11.24
Семантическое поле гость в русском языке
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2024. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.