У нас уже
21989
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
Народное искусство Калужского края XIX — XX вв.
Количество страниц
281
ВУЗ
МГИУ
Год сдачи
2010
Бесплатно Скачать
25130.doc
Содержание
Содержание
Оглавление ВВЕДЕНИЕ...3
ГЛАВА 1 КАЛУЖСКАЯ НАРОДНАЯ ПРОПИЛЬНАЯ РЕЗЬБА...36
1.1. Происхождение, развитие, формы и мотивы архитектурной деревянной пропильной резьбы...37
1.2. Художественные особенности архитектурной деревянной пропильной резьбы...57
ГЛАВА 2 КАЛУЖСКАЯ НАРОДНАЯ ВЫШИВКА...77
2.1. Орнаментированные предметы в народном быту Калужской губернии...77
2.2. Вышивание-домашнее занятие, ремесло...93
2.3. Материал и техника калужской народной вышивки...98
2.4. Сюжеты и мотивы орнамента калужской народной вышивки.. 105
2.5. Стилистическая разработка и трансформация орнаментальных мотивов в калужской народной вышивке...126
2.6. Народная художественная традиция в современной калужской вышивке...136
ГЛАВА 3. КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЕ В КАЛУЖСКОЙ ГУБЕРНИИ... 152
ГЛАВА. 4 ХЛУДНЕВСКАЯ ИГРУШКА...170
4.1. Истоки русской глиняной игрушки: исторические корни
ЛОКАЛЬНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ТРАДИЦИИ...170
4.2. ХЛУДНЕВКАЯ ИГРУШКА: ТИПОЛОГИЯ, СИМВОЛИКА, БЫТОВАНИЕ...181
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...206
БИБЛИОГРАФИЯ...233
ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ...258
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ...259
ПРИЛОЖЕНИЕ 1...*...263
ПРИЛОЖЕНИЕ 2...281
Введение
ВВЕДЕНИЕ
Русское народное искусство становится объектом специального I исследования с середины XIX века. Именно в этот исторический период
_ можно наблюдать рост интереса к фольклору, особенностям национальной
¦ культуры. Базовые духовные ценности, связанные с самим характером
¦ человеческого мировосприятия, принципами природного и социального функционирования человека, составляют суть содержания народного
¦ искусства. Развитие его определяется сложным диалектическим процессом преемственности традиций и инноваций. Это делает народное искусство
I частью современной культуры, ее живым феноменом. Изучение его
¦ остается актуальным и в настоящее время. В современную эпоху роста культурных контактов между странами, динамичных интеграционных
I процессов возрастает значение народного искусства, возрождается интерес
к его этическим ценностям, к бесконечным глубинам опыта эстетического
¦ освоения мира. Искусство, впитавшее народную философию, основанную
¦ на синкретическом восприятии действительности, особом способе образного воплощения мира, оказалось глубоко притягательным,
I необходимым современному человеку. В нашей стране народное
творчество характеризуется многообразием локальных традиций,
I национальных,, региональных и краевых школ народного мастерства,
¦ свидетельствующих о глубоких исторических корнях. В этой связи для последовательного развития науки о народном искусстве, необходимыми и
важными становятся региональные исследования.
Интерес к народной художественной культуре Калужского края возник на рубеже XIX-XX вв. В этот период было положено начало формированию художественно-предметного комплекса калужского народного творчества в музейных коллекциях, предпринимались первые попытки научного осмысления материала. В XX столетии изучению отдельных видов калужского народного искусства был посвящен целый
I
4
Щ ряд этнографических и искусствоведческих статей и очерков [1]. В
_ настоящее время назрела острая необходимость в создании комплексного
¦ исследования народной художественной культуры края. Изучение
¦ памятников народного искусства Калужского края приобретает особую актуальность в условиях разрушения традиционной культуры,
I исчезновения художественно-предметного комплекса, с которым она
отождествляется. При этом во многом утрачивается возможность анализа
¦ локальной художественной традиции, необходимого и для разработки
¦ теоретической конструкции изучения традиционной художественной культуры XVIII - XX вв. Ведь многие теоретические и методологические
I проблемы народного искусства являются предметом дискуссии и в наше
время [2]. В настоящее время в Калужской области создается Свод
I традиционных центров народных художественных промыслов, который
¦ должен способствовать поддержке, развитию и сохранению народного искусства края. В связи с этой программой комплексное исследование
I местных, локальных традиций мастерства представляется особенно
актуальным [3]. I Настоящая работа посвящена анализу тех видов калужского
¦ народного искусства, которые получили особое развитие в данном регионе ив которых локальная художественная традиция нашла свое наиболее
I яркое воплощение: архитектурной деревянной пропильной резьбе,
вышивке, кружеву, игрушке. Художественно-предметный комплекс этих
| видов искусства наиболее сохранился. В собраниях музеев и частных
щ коллекциях сосредоточен разнообразный материал по калужскому
¦ народному искусству. В подавляющем большинстве это - вышивка, I игрушка, кружево. Материал по фасадной деревянной резьбе был собран
автором в 1980-1990-е годы. Произведений других художественных | промыслов, бытовавших на калужской земле, практически не сохранилось.
щ В сохранившемся комплексе памятников, разных по времени
¦ происхождения и бытования, художественным достоинствам,
I I
I
5
I используемым материалам и технике исполнения воплощены сущностные
я характеристики народного художественного творчества региона, которые
¦ можно в целом определить как локальную художественную традицию.
¦ Исследование ее происхождения, формирования и развития в различных видах калужского народного искусства и соответствующих им
¦ художественно-предметных комплексах является основной научной проблемой настоящей работы.
¦ Русскому народному искусству посвящена обширнейшая литература,
¦ а также историографические исследования, которые обычно в виде вводных глав предваряют труды, посвященные народному искусству
I России, существуют различные направления и методики его изучения. В
обширном корпусе исследований по народному художественному
8 творчеству выделяются работы этнографов, искусствоведов и
¦ фольклористов. Труды, созданные в каждом из этих направлений, отличаются специфическими методами исследований народного искусства
| [4].
Начало изучению русского народного искусства было положено во I второй половине XIX века В.В. Стасовым. Исследователь обращал
¦ внимание на отражение в народном искусстве мифологических представлений древних славян, раскрывая связь элементов духовной
I культуры с образным строем народного искусства, рассматривал влияние
на него искусства народов Востока [5]. Следует отметить, что труды В.В. I Стасова как бы начали развившееся впоследствии направление изучения
т факторов, определивших специфические черты русского народного
искусства. Это относилось и к историческим условиям, влиявшим на I формирование образно-сюжетного строя, и к комплексу элементов
традиционной культуры. В разработке теории народного искусства | основополагающее значение имели труды классиков отечественной науки
А.И. Некрасова, B.C. Воронова, А.В. Бакушинского, А. Б. Салтыкова, В.М.
1
I I
I
6
I Василенко, Б.А. Рыбакова, Л.А. Динцеса, А.К. Амброза, М.А. Некрасовой
¦ и др.[6].
В историографическом обзоре своей работы автор обращается к
I многочисленным исследованиям, посвященным изучению
рассматриваемых в диссертации видов народного искусства,
| (архитектурной деревянной резьбы, вышивки, кружева, игрушки),
_ позволяющим представить некий горизонтальный срез в изучении
¦ обозначенной проблематики.
I Наука о русском народном зодчестве, зародившаяся в последней
трети XIX века и представленная трудами И. Е. Забелина, Л.В. Даля, А.А.
Щ Потапова, Н.В. Султанова, М.В. Красовского [7], была связана с
_ искусством Древней Руси и старым крестьянским искусством и оставила в
¦ наследство убеждение в малохудожественное™ архитектурной
¦ пропильной резьбы. Более того, пропильная резьба второй половины XIX - начала XX вв. рассматривалась учеными как явление, демонстрирующее
I глубокое падение художественного качества и ничего общего не имеющее
с традиционным крестьянским искусством. Поэтому даже из
¦ фундаментального труда А.А. Бобринского «Народные русские
¦ деревянные изделия» [8], вышедшего в начале XX века, образцы пропильной резьбы оказываются декларативно исключенными, хотя она и
¦ бытовала в то время уже повсеместно.
Таким образом, дореволюционная наука, собрав огромный материал, I относящийся к классическому периоду крестьянской резьбы по дереву, не
¦ сделала даже попытки приблизиться к изучению пропильной резьбы, но оставила в наследство определенные стереотипы в оценке ее
¦ художественного уровня. Данная научная позиция во многом определила дальнейшее отношение исследователей к пропильной резьбе. В 1920-е
Я годы В.С.Воронов в своих исследованиях ограничился анализом сугубо
¦ традиционных форм домовой резьбы и закончил ее рассмотрение серединой XIX века [9]. А.И. Некрасов приходит к признанию пропильной
I I
I
7
| резьбы новым видом декора сельского жилища, но в своих оценках
т придерживается традиционной точки зрения [10]. С так называемым
и «ропетовским» стилем и только связывали пропильную резьбу такие
I известные исследователи русского народного зодчества, как Н.Н. Соболев
[11] и И.В. Маковецкий [12]. И только в 1957 году М.П. Званцев в своей | работе «Народная резьба...» констатировал, что «...в отношении новой
— формы в архитектурной декорации деревни — выпиловочной резьбы —
¦ исследование почти не начато, а между тем, она представляет I исключительный интерес» [13].
Попытка доказать глубокую традиционность многих мотивов
Щ пропильной резьбы и взглянуть на нее как на важный элемент народной
культуры впервые была сделана Г.К. Вагнером в статье «Древнерусские
¦ мотивы в домовой резьбе Ростова Ярославского» [14]. Именно
¦ Г.К. Вагнеру принадлежит заслуга в последовательной защите народной пропильной резьбы. Свое мнение относительно данного художественного
щ явления он определяет в предисловии к книге В.М. Василенко:
«...пропильную резьбу конца Х1Х-начала XX века ... надо исследовать
¦ глубже. Ведь главным создателем этой резьбы были не столько Гартман и
¦ Ропет, а те же выходцы из крестьян, пользовавшиеся не только новыми, но и старыми мотивами. Да и сам прием пропиловки не так уж сильно
¦ отличается от древней сквозной резьбы. Иное дело, что художественная прорезь была заменена механической пропиловкой. Но ведь и в
I графических искусствах того времени появилось немало новых
¦ механических техник, однако, мы не только признаем, но и ценим созданные в этих техниках произведения... что касается пропиловки,
¦ следует преодолеть голос личного вкуса» [15]. В дальнейшем в исследованиях СБ. Рождественской [16] и А.И. Скворцова [17]
I обосновывается необходимость тщательного изучения архитектурной
¦ деревянной пропильной резьбы в целом и локальных ее вариантов, как характерной части культурного наследия народа. Таким образом,
I I
I
8
| существование в науке о русском народном искусстве разнородных точек
щ зрения на пропильную резьбу ставит вопрос о более углубленном ее
* изучении.
I Вышивка как один из видов народного искусства России становится
объектом специального изучения с середины XIX века. В частности, в Щ трудах В.В. Стасова впервые была подмечена связь сюжетов северной
_ русской вышивки с дохристианскими верованиями, в которых он видел
' «изображения древнего славянского богослужения и праздников
¦ русальных» [18]. В дальнейшем в советский период в трудах В.А. Городцова, Л.А. Динцеса, А.К. Амброза, Б.А. Рыбакова,
щ И.Я. Богуславской развиваются различные направления изучения
вышивки. В частности, статья В.А. Городцова «Дако-сарматские
Ш религиозные элементы в русском народном творчестве ...» [19] надолго
¦ определила пути исследования сюжетного орнамента северной вышивки, где наряду с раскрытием смыслового содержания сложных
I орнаментальных композиций вышивки были указаны археологические
параллели этим сюжетам. В статьях Л.А. Динцеса [20] крестьянская
I вышивка рассматривается как явление изменяющееся, в котором наряду с
¦ образами, уходящими своими истоками в глубокую старину, существуют усвоенные и переработанные мотивы феодального искусства и
¦ заимствованные извне. Большое значение для выявления генезиса и раскрытия семантики древних орнаментальных мотивов русской вышивки
I имеют исследования Б.А. Рыбакова [21], А.К. Амброза [22], и
¦ И.Я. Богуславской [23].
В советское время получила развитие концепция значимости изучения
I орнамента русской народной вышивки в качестве исторического
источника. Представителями этого направления являются СВ. Иванов
I [24], В.Н. Чернецов [25] и крупнейший знаток русской вышивки Г.С.
¦ Маслова, которая в своих исследованиях дала развернутую картину всего богатства русского вышивального искусства [26], определила специфику
I I
I
9
I этнографического и искусствоведческого методов исследования:
щ «Искусствоведа, прежде всего, интересует художественная природа
* явлений в историческом развитии, анализ художественного образа — один
I из главных моментов исследования. Этнографа интересуют этнические
особенности, присущие народному искусству (в частности, и орнаменту), и щ отражение в нем историко-культурных взаимосвязей народов» [27].
_ Значительные результаты в области изучения кружевоплетения
¦ получены в исследованиях С.А Давыдовой [28], Л.И. Свинтковской -
¦ Вороновой[29], В.А.Фалеевой [30], Н.Т.Климовой [31]. Разнообразный материал о состоянии и развитии кружевного промысла в России содержат
Щ Труды комиссии по исследованию кустарной промышленности в России и
Труды съездов деятелей по кустарной промышленности в России [32]. И Достаточно сложный круг вопросов встал перед исследователями
¦ русской народной игрушки уже с начала XX века [33]. В 1910-е годы появляются статьи, призывающие к сохранению игрушки и ее изучению
I [34]. Особую роль в сохранении и популяризации народной игрушки
сыграли статьи Н.Д. Бартрама, в которых неизменно проводилась мысль о
¦ ее высоких художественных качествах [35]. В сборнике статей «Игрушка,'
¦ ее история и значение» С. Глаголь, рассматривая русскую народную игрушку XIX века, связывает «игрушечные образы» с национальными
I особенностями русского быта [36]. Небольшой исторический очерк о
развитии игрушечного производства в Западной Европе и в России
I представлен в книге Л.Г. Оршанского, где автор, в частности,
¦ подчеркивает, что история русской глиняной игрушки наименее исследована. В работе рассматриваются вопросы взаимовлияния игрушки
I и предметов прикладного искусства, акцентируется творческое отношение
художников прикладного искусства к процессу создания игрушки [37]. I Крупный исследователь русского народного искусства B.C. Воронов
¦ называл игрушку «малой бытовой скульптурой» и справедливо отмечал ее «внутреннюю непрактичность», что, по его мнению, только расковывало
I I
I
10
I творческую фантазию мастеров. Он полагал, что сами создатели игрушек
_ «часто чувствовали в них гораздо большее содержание, чем минутная
* утеха детства» [38]. В книге Н. Церетелли «Русская крестьянская
I игрушка», в которой автор ставит перед собой задачу проследить
историческое развитие русской кустарной игрушки как одного из видов щ народного искусства, представлен большой фактический и
_ иллюстративный материал по истории промыслов [39].
¦ В науке традиционно важным является вопрос о происхождении
¦ русской народной игрушки как особого вида творчества. Теория культового происхождения игрушки обосновывается в труде
I Л.А. Динцеса. Ученый считал, что в глубокой древности она не была
просто забавой, а воплощала образы языческих верований. По мнению
¦ исследователя, «тематика игрушки имеет более глубокие корни, которые
¦ таятся в древних дохристианских формах славянского культа». Л.А. Динцес видел отголоски связей игрушки с космогоническими представлениями древних людей в праздниках русской деревни по случаю сева, жатвы, сбора урожая, к которым нередко приурочивалось массовое
I изготовление фигурок и свистулек. Со временем культовый смысл
¦ фигурок утрачивался, они становились предметом забавы, игрушкой, а традиционные образы обретали все более реальное содержание [40].
I Другим исследователям эволюция глиняной игрушки, предложенная Л.А.
Динцесом, представляется несколько ограниченной. Так, Б.А. Рыбаков в
I своих работах выделяет собственно игрушки и фигурки ритуального
¦ назначения. К последним исследователь относит глиняные фигурки женщин с детьми - изображения богини-покровительницы [41].
I Научная традиция, сложившаяся в исследованиях о народной
глиняной игрушке, предполагает выделение комплекса памятников с
| архаическим пластическим элементом и игрушки-скульптуры,
адаптировавшей различного рода влияния [42].
I I I
I
11
I В обширном корпусе трудов по русскому народному искусству
¦ произведения калужских народных мастеров в редких случаях привлекаются в качестве сравнительного материала. Обычно
I исследователи ограничиваются лишь упоминанием данного явления. Так,
во вступительной статье к альбому «Русская глиняная игрушка» | И.Я. Богуславская, отмечая архаические черты отдельных пластических
- образов русской глиняной игрушки XIX - XX веков, ссылается в том числе
™ и на калужскую [43]. М.А. Некрасова, определяя древние космологические
¦ истоки образов и мотивов народной игрушки, обращается к игрушкам калужской мастерицы М.В. Самошенковой, указывая на то, что мастерица
| «создает образы, истоки которых восходят к мотивам ритуально-
_ магическим», на их генетическую связь с обрядовыми куклами, которые
¦ «были распространены в Калужской губернии и связывались с аграрной
¦ магией» [44].
Первые попытки по сбору и изучению памятников народной Щ художественной культуры в Калужском крае были предприняты на рубеже
_ XIX-XX вв. В это время в Калуге появляются различные краеведческие
¦ общества: Губернская ученая архивная комиссия, Церковное историко-
¦ археологическое общество, Общество изучения природы и местного края [45]. Последнему принадлежит инициатива по созданию местного
I естественно-исторического музея «На благое просвещение», открытого в
Калуге в 1914 году, сотрудники которого предприняли первые
1 этнографические экспедиции по сбору произведений народного искусства
¦ в губернии. Этнографы и краеведы своими публикациями на страницах изданий: «Известия Калужской ученой архивной комиссии», «Калужская
I старина», «Известия Калужского общества изучения природы и местного
края»- пробуждали интерес к местной истории и культуре края. I В постреволюционное время изучение народной художественной
¦ культуры края является составной частью работы Калужского общества краеведения, Калужского общества истории и древностей, Калужского
I I
I
I
12
I общества изучения местного края, Калужского бюро краеведения.
щ Последовательно развивается традиция собирательства материалов по
" народному искусству, закладываются основы создания этнографических
I коллекций, появляются первые публикации. Определяя состояние
исследований по народному искусству Калужского края в 1920-1930-е | годы, следует отметить, что это было время накопления материала и
начало его научного осмысления.
Формирование науки о народном искусстве в Калужском регионе
¦ имело свои особенности, обусловленные профессиональной подготовкой самих исследователей. По большей части это были собиратели-практики,
Щ краеведы и этнографы, тщательно фиксирующие и описывающие
материалы по народному искусству. Их практические наработки в случае
¦ попытки теоретического обобщения, как правило, давались вне научного
¦ контекста, в них отсутствовал сравнительный материал, необходимые типологические сопоставления. Среди первых исследований о народной
¦ художественной культуре Калужского края выделяются работы М.Е. Шереметевой (1886-1963) и Н.М. Маслова (1890-1967). Они расширили
¦ этнографические исследования народной художественной культуры
¦ Калужского края, предпринятые в рамках региональных исследований Н.И. Лебедевой, Н.П. Гринковой, Е.М. Бломквистом, В.Я. Яковлевой [46].
I Этнографический аспект изучения калужской народной вышивки
нашел достаточную реализацию в трудах М.Е. Шереметевой [47] и
I Н.П. Гринковой [48], работа которых осуществлялась в русле
¦ развернувшегося в 1920-е годы этнографического изучения народной одежды, особенно южнорусских областей страны. Следует отметить, что в
¦ их исследованиях вышивка рассматривается не как самостоятельный вид народного искусства, а только в качестве элемента декора народного
I костюма. 1950-е годы в серии альбомов, изданных Научно-
¦ исследовательским институтом художественной промышленности и посвященных изучению региональных особенностей русской народной
I I
I
13
I вышивки, выходит небольшой альбом со вступительной статьей
щ В.Я. Яковлевой, где дается самое общее описание основных мотивов
* калужского народного шитья [49].
I На протяжении нескольких десятилетий изучение калужского
народного искусства оставалось на уровне освещения его отдельных
Щ аспектов и частных проблем в исторических, этнографических и
_ искусствоведческих очерках и статьях. В 1994 году издается каталог
¦ коллекции женской одежды Калужского областного краеведческого музея,
¦ который продолжает этнографическое направление в изучении народного шитья [50]. В 1990-е годы появляется серия статей о калужской народной
щ вышивке автора данной работы, развивающих искусствоведческие аспекты
исследования [51]. Проблеме развития народной художественной
¦ традиции в современной калужской вышивке посвящена одна из
¦ последних публикаций автора [52].
Калужская архитектурная деревянная пропильная резьба не
I исследовалась в трудах ученых. Попытка этнографического изучения
деревянных крестьянских домов в пределах Калужского края была
¦ предпринята в 1927 году Е.Э. Бломквистом [53]. О наличии в Калуге Ш деревянной застройки и только сообщает в своей работе М.В. Фехнер [54].
В книге СБ. Рождественской, посвященной итогам многолетнего
¦ этнографического изучения декора народного жилища, калужская деревянная пропильная резьба упоминается лишь в качестве
I . сравнительного материала [55]. Опыт регионального исследования
¦ деревянной пропильной резьбы, где впервые исследуются истоки и пути развития данного вида калужского народного художественного творчества,
I представлен в отдельных публикациях автора [56].
Калужское кружево до настоящего времени остается практически I неизвестным специалистам по народному искусству. Архивные документы
¦ и письменные источники содержат во многом случайные, обрывочные сведения о калужском кружевном промысле [57]. В отчетах и
I I
I
14
| исследованиях по кустарной промышленности в России [58], сборнике
_ «Кустарные промыслы Калужской губернии...» [59], «Географическом
¦ очерке Калужской губернии» [60] приводятся лишь разрозненные I цифровые данные и краткие сведения о наличии промысла.
Экономическому состоянию кружевного промысла в Боровском уезде Щ Калужской губернии посвящена статья В. Голяшкина в Памятной книге
_ Калужской губернии [61]. С.А Давыдова, одна из первых
' исследовательниц русского кружева, практически не уделяет внимания
¦ калужской традиции [62]. В фундаментальном исследовании о русском плетеном кружеве В.А. Фалеевой калужское кружево упоминается лишь в
¦ связи с анализом кружевного промысла в Подольском уезде Московской губернии [63]. Рассматривая орнаментальные мотивы и технические
¦ приемы русского кружева, Н.Т. Климова отмечает лишь факт
¦ существования калужского кружева [64]. Возникновению и развитию кружевоплетения в Калужской губернии посвящены публикации автора
¦ данной работы [65].
В 1970 году в Москве в Центральном выставочном зале впервые
¦ экспонировались игрушки одной из лучших калужских (хлудневских)
¦ мастериц А.Ф. Гавриковой. Они были отмечены почетным дипломом журнала «Декоративное искусство». В 1983 году в альбоме-каталоге
¦ «Народные художественные промыслы СССР...» были опубликованы игрушки А.Ф. Трифоновой и К.П. Трифоновой с краткой аннотацией: «С
I начала XIX века в деревне Хлуднево Калужской области лепили игрушку
¦ и продавали на базарах и ярмарках. Современные мастерицы д. Хлуднево лепят «нянь», «птичниц», и другие фигурки, которые отличает наивная
I простота, незатейливость росписи, грубоватость лепки» [66]. Но первые
сведения о глиняных игрушках, существовавших в начале ХХ-го столетия
| в Калужской губернии, приводит в своей рукописи «Калужская
¦ художественная керамика» Н.М. Маслов [67]. Примечателен тот факт, что Н.М. Маслов еще не выделяет изделия хлудневских мастериц из общего
I I
I
15
| процесса изготовления игрушки в губернии. По его словам, игрушку
— выделывали в деревне Аненки, в Перемышльском, Козельском, Тарусском
' уездах. Бытование игрушки Н.М. Маслов связывает с сельскими и
¦ городскими ярмарками. В научный оборот хлудневская игрушка была введена искусствоведом А.Н. Фрумкиным, при непосредственном участии
Л которого изделия хлудневских мастериц экспонировались на выставке
1987 года «Народное гончарство России. Сохранившиеся центры. Пути
¦ возрождения». В очерке к каталогу выставки А. Фрумкин говорит о новом
¦ этапе развития промысла, стихийно возродившегося с 1970-х годов. Он рассматривает хлудневскую игрушку как декоративную скульптуру малых
¦ форм, «...не имеющую ничего общего ни с культовой скульптурой, ни с детской игрушкой» [68].
I Публицистическое направление в историографии хлудневского
¦ промысла представлено очерком Г. Блинова «Хлудневские сопелки-грематушки», в котором популярная форма изложения не снижает его
¦ определенного вклада в изучение промысла [69]. Традицию очерков и статей, в образной форме рисующих условия жизни и труда, творческие
I портреты мастериц, продолжили в своих публикациях о хлудневской
¦ игрушке Е. Борисов [70], Е. Нестерина [71], Н. Вяткина [72], Д. Дундукова [73]. Развитию гончарного промысла в Хлудневе посвящен
I этнографический очерк Н.Ведерниковой [74]. Анализ художественных
особенностей хлудневской игрушки был впервые предпринят в одной из
I публикаций автором данной работы [75]. Из последних исследований
¦ калужского народного искусства следует отметить монографию автора [76], которая представляет собой первый опыт искусствоведческого
I исследования народного художественного творчества региона.
Цель данной работы - комплексное исследование основных видов | народного творчества Калужского края XIX - XX вв.: архитектурной
¦ деревянной пропильной резьбы, вышивки, кружева, глиняной игрушки,
I I
I
I
16
I выявление закономерностей и особенностей развития региональной
художественной традиции.
Для достижения поставленной цели необходимо было
¦ последовательное решение ряда взаимосвязанных задач:
-выявить, обработать и ввести в научный оборот художественно-Щ предметные комплексы по соответствующим видам калужского
_ народного искусства;
¦ -определить специфику происхождения, генетические основы данных
¦ видов калужского народного искусства;
-составить четкое, по возможности, представление о локализации
¦ архитектурной деревянной резьбы, вышивки, кружева, глиняной игрушки (проведение ареальных исследований);
I -исследовать стилистические, художественные особенности и
¦ технические принципы обработки материала, характерные для калужской архитектурной деревянной резьбы, вышивки, кружева,
¦ игрушки; выявить историческую динамику стилистических изменений и стилистические взаимовлияния между различными видами
I прикладного искусства края;
¦ -проанализировать комплекс используемых сюжетов, образов, орнаментальных мотивов и схем; в связи с этим: классифицировать
¦ типы орнаментов, основные мотивы, изобразительные образы и сюжеты, определить пути их трансформации, раскрыть их семантику;
I -исследовать анализируемый материал в контексте бытовой культуры
¦ и всего комплекса фольклорных явлений региона;
-определить особенности изменений исторических условий I бытования (формы бытования) калужского народного искусства на
протяжении XIX — XX вв. | В исследовании используется сравнительно-исторический метод,
¦ выработанные в искусствоведческой науке принципы анализа народного творчества и декоративно-прикладного искусства. В изучении конкретных
I I
I
I памятников автор обращается к комплексной методике, соединяющей
_ исторический, искусствоведческий, этнографический, культурологический
™ аспекты исследования. Изучение произведений калужского народного
¦ искусства осуществлялось на уровне субстанциональном (исследование технологии и материалов), предметном (анализ изделий), изобразительном
Щ (характеристика мотивов, сюжетов, декора).
Особое место в диссертации отводится ареальным исследованиям,
¦ изучению географии распространения на территории Калужского края
¦ различных видов народного искусства. Зафиксированный материал с его последующей научной обработкой позволил применить к некоторым
I видам калужского народного искусства картографический метод. При
сопоставлении результатов ареальных исследований с данными
¦ искусствоведческого и сравнительно-исторического анализа были
¦ выявлены определенные закономерности в развитии народного искусства калужского региона.
I Источниковедческую базу исследования составляют музейные и
частные коллекции по калужскому народному искусству, архивные
I материалы, письменные источники, имеющие отношение к развитию
¦ народного искусства Калужского края.
В исследовании используются коллекции по народному искусству I Государственного Русского музея (ГРМ), Научно-исследовательского
института художественной промышленности (НИИХП), Калужского | государственного объединенного краеведческого музея (КГОКМ),
ж Калужского областного художественного музея (КОХМ), Тарусской
фабрики художественной вышивки (ТФХВ), Дома мастеров (Калужского I музея народного искусства). Одним из источником по изучению
художественно-предметного комплекса калужского народного искусства | явился «Русский фонд этнографических музеев Москвы и Санкт-
Петербурга. 1867-1930» [77], который включает 350 подлинных предметов,
Список литературы
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно
25130.doc
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
03.11.24
Лексикографический анализ единиц поля
03.11.24
Из истории слова гость и его производных
03.11.24
Семантическое поле гость в русском языке
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2024. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.