У нас уже
21989
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
Органное творчество Ф. Мендельсона в контексте развития немецкого органного искусства
Количество страниц
214
ВУЗ
МГИУ
Год сдачи
2010
Бесплатно Скачать
25063.doc
Содержание
Содержание
ВВЕДЕНИЕ...3
§ 1. СПОСОБЫ ВОПЛОЩЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ
ХАРАКТЕРНОСТИ В НЕМЕЦКОМ МУЗЫКАЛЬНОМ
ИСКУССТВЕ XIX ВЕКА...12
§ 2. НЕМЕЦКАЯ ОРГАННАЯ ТРАДИЦИЯ ОТ БАРОККО К РОМАНТИЗМУ. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОРГАНОСТРОЕНИЯ И ОРГАННОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА...31
§ 3. МЕНДЕЛЬСОН - ОРГАНИСТ...77
§4. ОРГАННЫЕ СОЧИНЕНИЯ МЕНДЕЛЬСОНА...116
§ 5. РАЗВИТИЕ МЕНДЕЛЬСОНОВСКИХ ТРАДИЦИЙ
В НЕМЕЦКОЙ ОРГАННОЙ СОНАТЕ
ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА... 162
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...181
ПРИЛОЖЕНИЯ...184
Приложение 1... 185
Приложение 2...187
Приложение 3...193
Приложение 4...<... 196
Приложение 5... 197
ЛИТЕРАТУРА... 214
Введение
ВВЕДЕНИЕ
Органное творчество немецких романтиков до сих пор остается для отечественного музыкознания малоисследованной областью. Несмотря на то, что проблемы романтической музыки нашли свое отражение во множестве трудов, до сих пор на: русском языке не опубликовано специальных работ, посвященных изучению немецкой романтической органной традиции.
На наш взгляд это связано с определенной исследовательской позицией, долгое время превалировавшей в отечественном музыкознании. В большинстве трудов, посвященных западноевропейскому музыкальному искусству, исследовательские интересы были направлены на выявление в музыкально-историческом процессе «приоритетных» жанров, музыкально-стилевых направлений, композиторских персоналий, наиболее ярко репрезентирующих определенную эпоху, а также на поиски «нового» и «прогрессивного» в развитии музыкального языка и трактовке жанров. С этих позиций исследовался музыкально-исторический процесс в Европе и давалась оценка всем музыкальным явлениям.
Такой подход стал следствием выдвинутой в эпоху нового времени концепции социального прогресса, отразившейся и на подходе к историческому развитию культуры. Он надолго закрепился в европейском сознании и в купе с другими факторами повлиял на развитие отечественного музыкознания.
В результате, сегодня мы имеем сложившуюся «коллекцию» значимых, общепризнанных композиторов, иерархию форм, жанров и стилей, формирующих облик определенной эпохи и наши представления об истории развития музыкального искусства в целом.
Органное творчество композиторов-романтиков оказалось вне «магистральных» направлений развития музыкального искусства и, соответственно, осталось за рамками не только специальных, но и обобщающих исследований.
К органному творчеству виднейших немецких композиторов-романтиков (Мендельсона, Шумана, Листа, Брамса, Регера) обращались в основном в связи с описанием истории развития полифонических жанров и форм, поскольку органное искусство композиторов XIX века тесно связано с полифонической традицией и ее жанровой системой.
Русскоязычная литература, содержащая информацию аналитического характера об отдельных органных сочинениях романтиков, фактически ограничивается трудами В. Протопопова {Протопопов, 1985, 1986), Я. Гиршмана (Гиршман, 199З)1 и Ю. Крейниной (Крейнина, 1991)2.
В фундаментальном труде В. Протопопова «История полифонии», до недавнего времени являвшемся единственным источником информации об органном творчестве композиторов-романтиков, из всего разнообразия полифонических форм, бытовавших в эпоху романтизма, рассматриваются фуга и действие фугированного принципа внутри классико-романтических форм. Аналитически рассматриваются: Три прелюдии и фуги ор. 37 и некоторые образцы фуг из органных сонат ор. 65 Ф. Мендельсона, несколько пьес из цикла Р. Шумана «Шесть фуг на BACH» op. 60, прелюдия и фуга a-moll (WoO 9), фуга as-moll (WoO 8) И.Брамса. В своем труде В.Протопопов уделяет основное внимание рассмотрению тематизма и структуры данных фуг, что обусловлено спецификой исследования. Однако, изучение органных фуг, входящих в состав цикла (как, например, в органных сонатах Мендельсона), вне контекста целого сочинения и органной традиции сказывается на их ценностной оценке и явно недостаточно для понимания их сущности и закономерностей. Вероятно поэтому, органные фуги романтиков истолковываются В. Протопоповым исключительно как «дань традиции баховского времени» (Протопопов, 1986, с. 53).
1 В труде Я. Гиршмана - «BACH. Очерк музыкальных посвящений И. С. Баху с его символической звуковой монограммой» — среди целого ряда произведений рассматривается цикл фуг на BACH op. 60 Р. Шумана, а также фуги на BACH Ф. Листа и М. Регера.
2 Монография Ю. Крейниной впервые подробно исследует проблему органного творчества М. Регера
В монографиях о немецких композиторах-романтиках об их органных произведениях в лучшем случае можно найти скудную информацию о времени и месте создания того или иного произведения.
Отношение к данной области творчества композиторов XIX века хорошо демонстрирует высказывание Житомирского, которое во многом отражает общие идейно-методологические установки отечественного музыкознания советского периода: "Интересно отметить следующее, попытки обращения романтиков к излюбленным жанрам эпохи полифонии и к стилю этой эпохи в целом были немногочисленны, ив них как раз менее всего проявилась плодотворность использования этого (баховского) источника. Шопен остался в стороне от подобных, опытов, оратории Мендельсона наименее "мендельсоновское" в его наследии. Полифонические хоры Шумана в его оратории "Рай и Пери", его фортепианные фуги сами по себе очень хороши, но никак не могут быть отнесены к высшим достижениям композитора. Зато в изумительно полифонизированной ткани ноктюрнов Шопена или "Крейслерианы" Шумана мы видим подлинно возрожденную жизнь баховской техники" (Житомирский, 1964, с. 452).
Показательно, что так называемые композиторы «второго плана», благодаря творчеству которых и складывалась немецкая органная традиция XIX века (А. Риттер (1811-1885), К. Финк (1822-1911), Ян ван Эйкен (1823-1868), Г.Меркель(1827-1885), Й.Райнбергер(1839-1901), И.Херцог(1822-1909), Ю. Ройбке (1834-1858), Ф. Лахнер (1803-1890), А. Гессе (1809-1863) и другие), вовсе не нашли своего места в отечественной историографии. До сих пор их имена остаются известными лишь узкому кругу органистов-исполнителей.
Такая исследовательская позиция, учитывающая не все составляющие музыкально-исторического процесса, исключает возможность воссоздания реальной исторической картины. Изучение лишь вершинных достижений эпохи, наделяемых репрезентирующей функцией, и пренебрежение малозначимыми на первый взгляд фактами и явлениями искажает
историческую картину и оценки некоторых реалий и тенденций развития искусства.
В результате, за пределами исследований отечественного музыкознания остался целый культурный пласт - органное искусство XIX века, и, в частности, органная соната — центральный жанр немецкой романтической органной музыки, оказавший огромное влияние на органное искусство других стран.
Вполне естественно предположить, что в рамках научной парадигмы советского периода европейская органная музыка не могла быть актуальной для исследования, в силу хотя бы ее тесных исторических связей с церковным культом. Кроме того, отсутствие в России исторически сложившейся, устойчивой органной традиции, а также органных композиторских и исполнительских школ, не стимулировало исследовательских интересов ученых к этой теме.
В последние годы в связи со сменой методологических установок в отечественной музыкальной науке, а также с возросшим в России интересом к органу и органному исполнительству, появляются исследования, связанные с изучением истории органостроения, органного искусства различных эпох, особенностей развития европейских органных школ и специфики органного исполнительства.
Истории органа посвящена книга X. Лепнурма «История органа и органной музыки» (1999). Ряд диссертационных исследований направлен на изучение особенностей немецкого органного искусства XVII века: М. Насонова «Северонемецкая органная школа. Органная композиция как феномен культуры» (1994); А.Панов «Семантика немецкой органной терминологии XVII-XVIII веков» (1996); Т. Зенашвили «Органное творчество Иоганна Пахельбеля (вопросы стиля и исполнительской интерпретации)» (1997); М. Распутина «Становление клавирного стиля в музыке южнонемецкого барокко» (2002). Органному искусству XIX века посвящена диссертация
Т. Бочковой «Немецкая органная музыка XIX века и традиция романтического бахианства» (2000).
В наиболее близкой теме настоящего исследования работе Бочковой рассматривается органное творчество трех композиторов XIX века -Ф.Мендельсона, Й. Брамса и М. Регера. Появление такой работы исключительно важно, поскольку здесь автор впервые освещает некоторые аспекты бытования немецкой органной музыки в XIX веке. Однако, содержание данного исследования далеко не исчерпывающе. Кроме того, созданная в отечественной науке ситуация информационного вакуума в этой области музыкального знания и отсутствие источников затрудняют исследования в этом направлении. Автор явно испытывает дефицит информации, что приводит его к некоторым заблуждениям.
Так, говоря об органной сонате XIX века, автор объясняет причины отсутствия теории данного жанра в отечественной науке следующим: «Сочинений этого жанра в мировой музыкальной литературе совсем немного. Можно, буквально, по пальцам перечесть тех композиторов, в чьем наследии мы найдем органные сонаты: И. С. Бах, Ф. Э. Бах, Д. Скарлатти, Ф. Мендельсон, Ю. Ройбке, Й. Райнбергер, А. Г. Риттер, М. Регер, П. Хиндемит» (Бочкова, 2000, с. 43). Далее автор продолжает: «Поскольку органная соната — детище эпохи барокко, и во времена ее рождения любые инструментальные сочинения могли называться подобным образом, постольку на раннем этапе своего формирования она не получила четких структурных и функциональных признаков. В дальнейшем, при почти полном отсутствии внимания к себе со стороны "лидирующей группы" европейских композиторов, этот жанр так окончательно и не оформился. Вероятнее всего, органная соната в зависимости от времени своего создания попадала под влияние каких-либо популярных и широко культивировавшихся в ту или иную эпоху жанров и во многом опиралась на них» (Бочкова, 2000, с. 43).
В действительности, в XIX веке к жанру органной сонаты обращались свыше 80-ти немецких композиторов, имена которых были неизвестны в силу
вышеуказанных причин. В связи с этим, некоторые положения, касающиеся теории и бытования жанра органной сонаты в XIX веке требуют пересмотра.
Предметом настоящего исследования стало органное творчество Ф. Мендельсона. Стоит отметить, что среди всех композиторов романтиков личности Мендельсона в отечественном музыкознании было уделено наименьшее внимание. Вклад этого композитора в мировое искусство у нас явно недооценен. Среди имеющихся на русском языке монографий о Мендельсоне (Г. Ворбс «Мендельсон Бартольди», 1966; А. Курцман «Феликс Мендельсон», 1967; Е. Мейлих «Феликс Мендельсон-Бартольди», 1973) ни одна не может претендовать на полное освещение жизненного и творческого пути композитора. Кроме того, ни одна из них не содержит списка сочинений композитора и не описывает значительную часть творческой деятельности Мендельсона, связанную с его интересами к органу и выступлениями в качестве концертирующего органиста.
До сих пор в России не предпринималось попыток издать полное собрание писем композитора, которые являются важнейшими документами, свидетельствующими об эпохе, творческих устремлениях композитора и его вкладе в историю европейского музыкального искусства XIX века.
Органное творчество Мендельсона рассматривается нами как в контексте немецкой органной традиции, так и в контексте идеологии романтической эпохи. Автором впервые предпринимается попытка собрать и представить полный список органных сочинений композитора (приложение № 1) и его письма3, касающиеся органного творчества и исполнительства.
Основными информативными, историческими и биографическими источниками для написания данного исследования послужили труды зарубежных авторов, изучавших творчество Ф. Мендельсона и немецкую органную традицию:
3 Все письма Мендельсона, его друзей и современников, приведенные в диссертации, даны в переводе автора.
8
¦ Д. Батлер «Органные произведения Феликса Мендельсона Бартольди» (1973) [D.Butler «The organ works of Felix Mendelssohn Bartholdy», 1973].
¦ С.Гроссман-Вендри «Феликс Мендельсон Бартольди и музыка прошлого» (1969) [S. GroPmann-Vendrey «Felix Mendelssohn Bartholdy und die Musik der Vergangenheit», 1969].
¦ M. Вейер «Немецкая органная соната от Мендельсона до Регера» (1969) [M.Weyer «Die deutsche Orgelsonate von Mendelssohn bis Reger», 1969]
Рассмотрение органного творчества Ф. Мендельсона в историческом контексте эпохи и традиции повлекло за собой изучение целого спектра вопросов, которым посвящены пять разделов диссертации. Работа снабжена списком литературы и пятью приложениями, в которых приводятся неопубликованные ранее в России нотные материалы, источники, систематизированные исторические данные.
Первый раздел — «Способы воплощения национальной характерности в немецком музыкальном искусстве XDC века» - посвящен описанию основных идеологических установок немецких романтиков и наиболее типичных способов воплощения национальной характерности в музыкальном искусстве XIX века.
Во втором разделе — «Немецкая органная традиция от барокко к романтизму. Основные тенденции развития органостроения и органного исполнительства» - рассматриваются основные этапы исторического развития немецкой органной традиции (органостроения, исполнительской практики, эстетики органного звучания и использования инструмента). Здесь автор опирается на труды отечественных и зарубежных исследователей, посвященных особенностям органостроения и истории развития органа {Панов, 1996; Насонова, 1994 (б); Лепнурм, 1999; Sumner, 1962; Williams, 1980\ органного исполнительства {Панов, 1993; Bush, 1995; Herresthal, 1995;
Oortmerssen, 1995; Weyer, 1995; Lohmann, 1995; Williams, 1980; Margittay, 1970), композиторского творчества (Bilieter, 1995; Fagius, 1995; Nieuwkoop, 1995; Saal, 1993; Chorzempa, 1971).
Третий раздел — «Мендельсон-органист», опирающийся на эпистолярное наследие композитора, посвящен хронологическому описанию деятельности Ф.Мендельсона как органиста— концертного исполнителя, интерпретатора, пропагандиста искусства Баха.
В четвертом разделе — «Органные сочинения Мендельсона» — рассматривается органное творчество Мендельсона. Здесь по возможности полно собрана информация об истории создания, издания и исполнения органных сочинений композитора. В центре аналитического внимания автора находятся шесть органных сонат ор. 65 композитора, рассмотрение которых преследует следующие цели: раскрыть особенности авторского претворения жанра, показать преемственные связи с немецкой органной традицией, выявить закономерности, ставшие показательными для дальнейшего развития немецкой органной сонаты. Здесь же предпринят историко-аналитический обзор произведений, написанных в жанре органной сонаты до Мендельсона, что позволяет сделать вывод о том, что Мендельсон явился основателем нового жанра - романтической органной сонаты — с определенными закономерностями в строении циклов и использовании музыкальных средств.
Пятый раздел — «Развитие мендельсоновских традиций в немецкой органной сонате второй половины XIX века» - посвящен описанию путей исторического развития немецкой органной сонаты после Мендельсона, где анализируются некоторые наиболее важные и показательные образцы, с целью определить историческое место и значение мендельсоновского опуса № 65 для дальнейшего развития жанра. Впервые в музыковедческий обиход вводятся некоторые имена немецких композиторов, работавших в жанре органной сонаты в XIX веке и аналитическое описание их произведений. В качестве подтверждения тезиса о популярности жанра органной сонаты в XIX веке, его влияния на органные школы других стран и, шире, на развитие всего
10
европейского органного искусства приводится список немецких композиторов, работавших в данном жанре с указанием их сочинений (Приложение 2).
В разделе «Заключение» делаются обобщения и выводы о вкладе Мендельсона в немецкую органную традицию и мировое искусство.
Органные сочинения Мендельсона явились частью мощного пласта непрерывающейся немецкой органной традиции, внутри которой в данную историческую эпоху происходили важные эстетические и стилистические изменения, отражающие закономерности развития не только органного искусства XIX века, но и романтического искусства в целом. Являясь важнейшими достижениями немецкой органной музыки XIX века, органное наследие Мендельсона отражает, а в некоторых случаях и задает основные тенденции дальнейшего исторического развития немецкой органной традиции, которая, являясь неотъемлемой частью немецкого музыкального романтизма, развивалась в рамках определенных идеологических установок эпохи.
И
§1. СПОСОБЫ ВОПЛОЩЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ХАРАКТЕРНОСТИ В НЕМЕЦКОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ XIX ВЕКА
Одной из ключевых идей музыкального романтизма, отмечаемой всеми исследователями романтической эпохи явилось сознательное художественное претворение национальной специфики. Романтическое искусство — это искусство, культивирующее национальную самобытность, ибо возникновение философии и эстетики романтизма неразрывно связано с историческими процессами самоидентификации европейских наций на рубеже XVIII-XIX веков.
Идеология немецкого романтизма явилась порождением определенных обстоятельств социально-политического характера, сложившихся в Германии к концу XVIII века. Главной особенностью на этом этапе исторического развития для немцев стало изменение национального самосознания, стремление к декларированию своей самобытности перед лицом других национальных культур, главным образом Франции, в ситуации, когда не существовало централизованного германского государства.
Объективные исторические события (французская революция, наполеоновские войны, борьба за объединение и национальную независимость) привели к яркому проявлению национальных тенденций во всех сферах — и главным образом в культуре и искусстве.
Первоначально этот «культурный национализм» {Кон, 2001, с. 420) концентрировался не столько на идее национального государства, сколько на культивировании «народного духа» [Volfageist]1 и его проявлений в литературе и фольклоре, в родном языке и истории.
При отсутствии в первой половине XIX века единого немецкого государства, объединяющую функцию для нации выполнял немецкий язык. Эта
1 Учение о «народном духе» широко разрабатывалось в трудах Г. В. Ф. Гегеля и оказало большое влияние на романтическую эстетику.
12
ситуация стимулировала активное развитие литературного творчества и национального искусства в целом.
Возрастающая роль национальных идей в Европе и, в частности, в Германии, повлияла на историографию и философию истории. Каждая нация составляла свою интерпретацию истории и культуры, что «позволило ей не только чувствовать себя особой, по сравнению с другими национальностями, но и придало этому отличию фундаментальное метафизическое значение» {Кон, 2001, с. 442).
Обоснование и подтверждение своей уникальности было найдено в собственном прошлом, в простоте и древности собственных традиций. Особенностью немецкой национальной идеи явилась замена концепции «гражданства» концепцией «народа», которая позднее детально была разработана Иоганном Готфридом Гердером.
Он же впервые провозгласил тезис о множественности культур, предлагая различать культуры исторических эпох, подчеркивая, своеобразие духовной культуры разных народов. В работах Гердера, пожалуй, впервые сформировалась позиция, при которой «культура как "архив" духовных ценностей человечества трактовалась как противовес универсальным стандартам образа жизни» (цит. по: Дулат-Алеев, 1999, с. 30).
Зарождение идеологии немецкого романтизма происходит в литературе рубежа XVIII-XIX веков, в творчестве таких авторов как И. Гердер, Ф. и А. Шлегели, Л. Тик, Новаллис и других. Ее характерной особенностью становится пропаганда национального, реализованного на различных уровнях художественного произведения.
Результатом культивирования национальной идеи Гейне называет «возникновение "народно-германо-христианско-романтической школы" и утверждение "ново-немецко-религиозно-патриотического искусства"» {Гейне, 1904, с. 282).
Музыкальный. романтизм явился прямым продолжением романтизма литературного. Открытие и утверждение национального начала в музыкальном
13
искусстве выразилось в стремлении к выработке национального музыкального языка, а также в осознании онтологических основ национальной музыкальной культурной традиции и сознательной ориентации на нее. Эти тенденции, так или иначе, проявились во всех областях и жанрах немецкого романтического музыкального искусства, в том числе и в органном творчестве, опиравшемся на более чем двухвековую немецкую органную традицию, которую М. Друскин характеризует как «одну из самых национальных традиций Германии» {Друскин, 1994, с. 41).
Для музыкального искусства культивирование отечественной традиции в культуре имело важнейшие последствия. Утверждение национального начала определило облик целого ряда сложившихся в эпоху романтизма национальных композиторских школ, тесно связанных с культурными особенностями страны, где они формировались. Только в век романтизма национальные мотивы нашли соответствующее выражение в собственно музыкальной и, прежде всего, интонационной сфере.
Композитор впервые в истории стал символической фигурой, в чьем творчестве национальная идея возвышалась до ранга общечеловеческих ценностей2.
Показательно, что в немецкой культуре эти тенденции проявились наиболее ярко. А немецкая композиторская школа стала самой представительной и мощной в европейской музыке XIX века.
Начиная с эпохи нового времени, история становится предметом научного знания. В XIX веке в Германии возникают целые исторические школы (Ранке, Нибура, Момзена). Общая историческая направленность научного знания дала толчок к формированию истории музыки, возникновение которой стало возможно с осознанием множественности музыкальных практик и традиций. Одними из первых исследований в этой области могут быть
2 Об изменении социального статуса композитора в связи с актуализацией национальной идеи см.: В.Дулат-Алеев «Текст национальной культуры: Новоевропейская традиция в татарской музыке», Казань, 1999.
14
\j называет? труды Чарльза Берни «Всеобщая история музыки» (1776-1789) и Делаборда «Очерк о старинной и современной музыке» (1780).
В XIX веке количество таких трудов заметно возросло. Ко второй трети XIX века их насчитывалось уже около 110-ти, преимущественно на немецком языке. Во многом, это объяснялось и тем, что в Германии история музыки была включена в университетское образование. И. Форкель впервые ввел музыкально-историческую науку в круг дисциплин, читаемых в Геттингенском университете еще в 1779 году3. С 1830 года в Берлинском университете подобный курс стал читать А. Маркс. Затем последовали курсы Э. Ганслика в Венском университете в 1861 году и А. Амброса в Пражском в 1869 году4. Историческое музыкознание в Германии в XIX веке развивалось достаточно стремительно, так как оно было включено в круг общегуманитарных наук и потому могло опереться на методологию, уже разработанную историками и филологами. Кроме того, формирование исторического системного знания о музыке именно в Германии в целом ряде случаев было связано с попыткой доказать и утвердить исключительность национального характера, так называемого "немецкого духа" в музыкальном искусстве.
Искусство прошлого, ставшее истоками национальной самобытности, приобрело для романтиков значение безусловных ценностей. Многие европейские мыслители (Руссо, Гердер, Фихте, Маццини, Шлегель) изначально связывали национальную идею с поиском подлинного «аутентичного» облика. Такое восхождение к истокам послужило основанием для установления определенной системы ценностей, разделяемой всей нацией.
Многие ученые отмечают, что национальная идея и ее развитие в XIX веке «обладало ярко выраженной двойственностью: "оживление традиционных
3 Й. Форкель осуществил огромную исследовательскую работу: собрал около трех тысяч книг о музыке, свыше полутора тысяч нотных рукописей и изданий. На основе своего собрания Й. Форкель опубликовал следующие труды: «Всеобщая литература о музыке» (1792) и «Всеобщая история музыки» (1788, 1801). Как ученый Й. Форкель сложился в рамках идеологии Просвещения, но не прошел мимо воздействия раннего романтизма (среди его учеников Шлегель, Баккендорф, Тик). Как отмечает Друскин, на творчество Й. Форкеля оказали влияние и идеи Гердера, который «требовал исторического подхода к художественным явлениям, и литературный процесс рассматривал в зависимости от духовного развития нации, причем особое внимание уделял народной поэзии («Голоса народов в песнях» 1778/79)» (Друскин, 1994, с. 11).
* Для сравнения, например, курс истории музыки в парижской Сорбонне был введен в учебный план Р. Ролланом в 1895 году. Еще позднее он стал читаться и в Кембридже Э. Дентом.
15
ценностей осуществлялось на фоне прогрессирующей культурной интеграции"» (цит. по: Дулат-Алеев, 1999, с. 47). Поэтому одной из важнейших задач композиторов-романтиков XIX века стало формирование нового музыкального языка, где современные элементы органично сочетались бы с элементами традиции (национальные признаки индивидуального композиторского стиля исходили из фольклора, традиций духовной музыки, искусства композиторов прошлого). Характерным признаком нового романтического языка постепенно становится тенденция к взаимопроникновению и синтезу элементов различных стилей.
В этой ситуации развивалось и органное творчество романтиков. Наряду со стремительным структурным и интонационным обновлением музыкального языка, в органном искусстве практически с самого зарождения музыкального романтизма действовали «охранительные тенденции» {Царева, 1996, с. 29), направленные на сохранение преемственности традиции.
Одним из ярких признаков романтического музыкального языка в органном искусстве стал характерный для романтиков диалог с собственным историческим прошлым. В музыкальном отношение это диалог с И. С. Бахом, воспроизведение форм и жанров барочной эпохи, структурных и интонационных особенностей протестантского хорала и Lied. Все это было средством конкретизации национальной природы музыкальных произведений посредством восстановления «континуума» национальной культурной традиции.
В органном творчестве романтиков актуализируются следующие традиционные музыкальные явления:
- немецкая Lied
- протестантский хорал
- искусство немецкого барокко и, в частности, северонемецкая органная традиция, тесно связанная с протестантизмом
- творчество И. С. Баха, как воплощение национального «немецкого духа» и мастерства в музыкальном искусстве.
16
Все эти музыкальные явления прошлого исторически взаимосвязаны и выступают для немецких романтиков в значении абсолютных музыкальных ценностей, аккумулирующих в себе национальную самобытность («немецкий дух»). Сознательно воспроизводимые на различных уровнях музыкального текста, эти элементы могли быть включены в новое драматургическое развитие романтической формы, либо могли подчинять себе структуру всей композиции. Это значительно обогатило музыкальный язык эпохи и укрепило межстилевые взаимодействия.
Немецкая Lied и протестантский хорал — музыкальные явления, исторически тесно связанные между собой. Немецкая Lied — музыкальный жанр средневековой городской культуры миннезанга, восходящий к музыкально-поэтической традиции трубадуров и труверов — стала в XIX веке одним из самых популярных символов немецкой национальной культурной традиции. Возникшее в рыцарской среде, искусство миннезингеров являло собой образец профессионального устного музыкально-поэтического творчества. Органично вписавшись в немецкую культуру, немецкая Lied прошла важную историческую эволюцию. С течением времени культура немецкого миннезанга стала достоянием «любительских» сообществ городских поэтов и музыкантов — представителей разных ремесленных цехов — майстерзингеров. Таким образом, немецкая Lied стала достоянием все более широких слоев населения и постепенно фольклоризировалась.
Специфически немецкая культура майстерзанга явилась порождением ремесленно-бюргерского быта, средневекового цехового уклада. В городские союзы майстерзингеров, образованные к XVI веку во многих германских городах (Майнце, Аугсбурге, Зальцбурге, Мюнхене, Нюрнберге и др.), объединялись представители разных ремесел. Из среды майстерзингеров, например, вырос такой выдающийся художник, как Ганс Сакс, чье музыкально-поэтическое творчество обрело всенародную популярность.
В культуре майстерзанга сложился унифицированный свод правил сочинительства и процесс постижения этого искусства, повторяющий путь к
Список литературы
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно
25063.doc
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
03.11.24
Лексикографический анализ единиц поля
03.11.24
Из истории слова гость и его производных
03.11.24
Семантическое поле гость в русском языке
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2024. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.