У нас уже
21989
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
Языки культуры в вокально—хоровом творчестве Николая Сидельникова
Количество страниц
213
ВУЗ
МГИУ
Год сдачи
2010
Бесплатно Скачать
25062.doc
Содержание
Содержание
Оглавление
Введение--------------------------------------------------------------------------------- 3
Глава I. Понятие языки культуры в аспекте творческого метода
Н. Сидельникова--------------------------------------------------------------------- 13
Глава П. Вокальный цикл «В стране осок и незабудок». Поэтика цвета в поэзии В. Хлебникова и в музыке Н. Сидельникова-------------------------- 25
§ 1. Звуковой символизм В. Хлебникова---------------------------------------- 27
§ 2. «Мы хотим, чтобы слово смело пошло за живописью»----------------- 39
§ 3. Цвето-звуковые параллели в поэзии В. Хлебникова и музыке Н. Сидельникова -------------------------------------------------------------------------- 35
§ 4. «Словари поэтов - ключи к тайнам их духа»------------------------------ 38
§ 5. Живописные принципы в музыкальном пространстве цикла---------- 43
Глава III. Узор символов китайской культуры в инструментально-хоровом цикле Н. Сидельникова «Сычуаньские элегии» на стихи Ду Фу----------- 66
§ 1. «Сокровенное безмолвие» поэзии Ду Фу----------------------------------- 69
§ 2. Символика жанра в историческом разрезе эпох-------------------------- 70
§ 3. Темы и образы цикла----------------------------------------------------------- 73
§ 4. «Живопись природы» и «живопись идей»--------------------------------- 79
§ 5. «Умей прозреть семя духа и долго жить. Умей забыть семя духа и превзойти жизнь»--------------------------------------------------------------------- 95
§ 6. Знаки неясных узоров - тайнопись пентатоники----------------------- 105
Глава IV. «Романсеро о любви и смерти» на стихи Ф. Гарсиа Лорки в зеркале испанской культуры--------------------------------------------------------111
§ 1. Особенности поэтики Ф. Гарсиа Лорки-------------------------------------113
§ 2. Канте хондо: пение, поэзия, музыка, импровизация, танец, драма —116 § 3. Театр в творчестве Гарсиа Лорки и театральное пространство в цикле Сидельникова--------------------------------------------------------------- 13 0
§ 4. Испанская народно-песенная культура и её воплощение в музыке «Романсеро»---------------------------------------------------------------------------149
§ 5. «Романсеро» в поэтике сюрреализма--------------------------------------- 145
Заключение---------------------------------------------------------------------------- 155
Литература-------------------------------------------------------------------------- 162
Нотные примеры-------------------------------------------------------------------- 176
Иллюстративное приложение---------------------------------------------------- 213
Введение
Выражение Николая Николаевича Сидельникова «искусство создают личности, индивидуальности» в полной мере отражает сущность его собственной яркой, одарённой и самобытной творческой натуры.
Мощность интеллекта, энциклопедические знания, общение с культурной элитой своей эпохи (В. Ф. Асмус, А. Габричевский, Г. Нейгауз, А. Тарковский, М. Хуциев, Ю. Олеша, Г. Айги, А. Ахматова, С. Рихтер, Ю. Шапорин, В. Шебалин, А. Волконский, А. Пярт, А. Шнитке, А. Виеру, В. Сильвестров, Э. Денисов, С. Губайдулина, М. Ростропович, Н. Дорлиак, Н. Шаховская, Д. Кахидзе, Г. Рождественский и мн. др.), а также незаурядный педагогический талант (среди его учеников: Э. Артемьев, В. Мартынов, В. Тарнопольский, Д. Смирнов, С. Павленко, И. Соколов, И. Юсупова, К. Уманский) многократно подтверждают оригинальность и масштабность его личности, силу человека, излучающего настоящую русскую духовную и душевную энергию.
По словам Г. В. Григорьевой, Николай Николаевич Сидельников «войдёт в историю отечественной музыки как один из самых русских композиторов» (61, 106). Создав в конце 60-х и начале 70-х годов два ярких и оригинальных по замыслу сочинения: концерт «Русские сказки» и кантату «Сокровенные разговоры», Сидельников снискал себе заслуженную славу мастера, естественно и непринуждённо воплотившего в музыке удивительные поэтические образы и метафоры, созданные народным гением; архаичный быт и дух старой Руси; особый щемяще-откровенный интонационный строй русской фольклорной песенной традиции.
Вместе с тем, по воспоминаниям учеников (И. Юсуповой и К. Уманского), Сидельников «очень чётко представлял себе всю цепь мировой музыкальной культуры и своё место в ней, а, следовательно, и свою миссию в этом процессе» (235, 116). Будучи по натуре абсолютно русским человеком, «даже в лесковском купеческом смысле», он испытывал постоянный и живой интерес к разнообразным культурным традициям и эпохам1 (от нидерландских полифонистов до классического джаза); «чрезвычайно высоко ставил немецкую музыку, её приоритет в
1 курсив - здесь, и далее, если не указано, - Т. Э.
мировой музыкальной культуре» {206, 119). Изучение в классе композиции творчества Вивальди, Гайдна, Моцарта, Вагнера, Малера, Берга, Равеля, Дебюсси, Танеева, Рахманинова, Стравинского и др. композиторов, по словам К. Уманского, помогали Николаю Николаевичу воспитать в своих учениках «ощущение единосущности всей этой музыки» {206, 119).
Создав в 1964 году «Романтическую симфонию-дивертисмент в четырёх портретах», где каждая из частей посвящена величайшим музыкантам прошлого — Вивальди, Равелю, Бергу, Стравинскому, Сидельников так прокомментировал авторскую идею: «Это -представители четырёх великих музыкальных культур Европы - Италии, Франции, Австрии и России. Симфония-дивертисмент, не претендующая ни на какие, так сказать, глобальные страсти. Мне хотелось просто показать красоту этих культур, воссоздать образы великих музыкантов» (154,119).
Ракурс предлагаемого исследования «Языки культуры в вокально-хоровом творчестве Н. Н. Сидельникова» обусловлен многими факторами, и, прежде всего, творческим кредо самого композитора. Сидельников неоднократно подчёркивал, что его «композиторские пристрастия распространяются на хоровую музыку», которая представляется ему, «близкой по духу театральному действу» (цит. по 34, 109).
Результатом плодотворного сотрудничества Николая Николаевича Сидельникова с Государственным камерным хором под руководством Валерия Полянского, явились: «Сокровенные разговоры» на русские народные тексты, «Романсеро о любви и смерти» на стихи Гарсиа Лорки, две тетради «Сычуаньских элегий» на стихи китайского поэта Ду Фу, «Фрагмент из Фаэтона» (на латинском языке) на текст Овидия Назона, хоровая поэма «Вечернее моление о мире» (из древнееврейской народной поэзии), в которых, по словам самого композитора, он неслучайно обращается «к разным языкам, к творчеству разных народов». Сидельников связывает это обращение со словами своего любимого философа Платона: «истинно национальное является одновременно общечеловеческим» (цит. по 34,109).
Каждый композитор отдаёт в своём творчестве предпочтение определённым жанрам. Для Николая Николаевича суть его художественных и человеческих идеалов наиболее ярко и полноценно раскрылась именно в вокально-хоровой сфере. По словам одного из его
учеников, К. Уманского, «нигде, как в хоровых сочинениях, не найдено столько изумительных - собственно авторских - смысловых, тембровых особенностей, тонкостей, нигде так ярко не выявился сидельниковский стиль» (206, 119). Мощнейший эмоциональный заряд, присущий коллективному исполнению, обострённость интонационной выразительности в хоровом звучании, возможности привлечения драматических и театрализованных эффектов, присущие кантатно-ораториальным жанрам, помогали композитору в воплощении оригинальных замыслов и идей.
Вокально-хоровое творчество Н. Сидельникова, демонстрирует, если воспользоваться выражением А. Михайлова, «экспедицию в совершенно небывалый художественный и.культурный опыт», где всякое раскрытие смыслов поэтических текстов есть «процесс бесконечный, и только всегда начинающийся».
В диссертации подробно рассматриваются: вокальный цикл «В стране осок и незабудок» на стихи В. Хлебникова, две тетради «Сычуаньских элегий» на стихи китайского поэта Ду Фу и «Романсеро о любви и смерти» на стихи Гарсиа Лорки. Создавая эти циклы, Сидельников сумел показать не только красоту русской, китайской и испанской культуры, он также воссоздал бессмертные образы великих поэтов: В. Хлебникова, Ду Фу и Ф. Гарсиа Лорки, творчество которых, олицетворяет, если воспользоваться выражением самого Николая Николаевича, «восприятие культур в целом, выразителями которых они являлись».
Этот ряд у Сидельникова может быть расширен и другими сочинениями вокально-хоровых жанров: кантата «Сокровенные разговоры», «Toccata poliphonica» для смешанного хора на текст Овидия; оратория «Смерть поэта» на стихи М. Ю. Лермонтова; «Вечернее моление о мире» из древнееврейской народной поэзии для смешанного хора; «Виденья и кошмары Гамлета» для тенора и фортепиано на стихи А. Блока, «Плач царя Давида» для голоса и органа; инструментальных жанров: «Романтическая симфония-дивертисмент в четырёх портретах», «Венская симфониетта в тоне Es», двенадцать трансцендентных этюдов «Америка, моя Любовь», роман-симфония в пяти фресках для фортепиано «Лабиринты» и др. Но мы в качестве материала для исследования выбираем только три произведения; они выделяются среди других не только яркостью художественного воплощения, но и сложностью,
символичностью самих поэтических первоисточников: В. Хлебников — новаторская поэзия, эксперименты в области словотворчества; Ф. Гарей а Лорка - поэзия сюрреализма; Ду Фу - сложные «закрытые» тексты эпохи китайского средневековья.
В. Хлебников, Ф. Гарсиа Лорка и Ду Фу были не только великими поэтами, они были музыкально образованны. Лорка профессионально занимался музыкой, имел прекрасный голос, владел несколькими музыкальными инструментами, являлся собирателем народных песен, писал музыку к своим театральным постановкам. И Лорка, и Хлебников испытывали огромный интерес к законам музыкального искусства; они стремились спроецировать их на поэтическое творчество, воссоздать новую концепцию звука. К тому же, Хлебников, Лорка и Ду Фу были одарёнными художниками: об этом свидетельствуют сохранившиеся наброски, рисунки, картины поэтов. Хлебникова и Лорку объединяет также поиск возможностей обновления стиха -при помощи новых художественных приемов современной им живописи. Следует особо подчеркнуть, что в эпоху китайского средневековья, поэт - мастер слова, был обязан владеть «кистью и тушью». Ду Фу прославился в своё время и как художник-пейзажист. Таким образом, поэзия Хлебникова, Лорки, и Ду Фу изначально синтезирует разные виды искусства; она как бы подчиняется законам музыки и живописи, - это и определило материал для анализа.
Такой выбор произведений Сидельникова интересен и с точки зрения их рассмотрения в свете характерного для современного искусства глобального стремления различных его видов к интеграции и синтезу (музыка — поэзия - живопись — театр), наиболее ярко проявившимся именно в этих сочинениях автора.
В начале XX столетия взаимодействие искусств для художников стало восприниматься совершенно естественно в новом свете: множественность языков искусства нивелировалась, утвердился новый синтез, возрождающий идеи пантеистической философии и древнейший способ существования искусства - синкретизм.
Интеграция и синтез искусств - одна из самых актуальных проблем современной музыкальной науки и искусства; она волновала не только художников, поэтов и музыкантов XX столетия, среди которых В. Кандинский, П. Клее, А. Белый, В. Хлебников, А. Скрябин, И.
Вышнеградский, О. Мессиан, П. Булез, А. Шёнберг, С. Губайдулина, Э. Денисов, А. Шнитке и др., но и постоянно становилась предметом серьёзного исследования учёных разных областей научного знания.
За последние десять лет появилось множество искусствоведческих, музыковедческих, и литературоведческих исследований на эту тему, среди которых назовём книги: С. Батракова «Искусство и миф: Из истории живописи XX века», Л. Гервер «Музыка и музыкальная мифология в творчестве русских поэтов . (первые десятилетия XX века)», Т. Цареградская «Время и ритм в творчестве Оливье Мессиана», статьи: Ю. Кон «Стравинский и Хлебников: Некоторые принципы подхода к проблеме ритма», И. Ванечкина «Куда скачет «Синий всадник»? (Шёнберг, Кандинский, Скрябин: идея синтеза искусств)» И. Ванечкина, Б. Галеев «Концепция «полифонического синтеза» и «внутреннего контрапункта» В. Кандинского», Сарбаш Л. «Произведения живописи и музыки в художественной структуре русского романа XIX века», Овсянников А. «Синестетическая фразеология в музыковедческих текстах Б. Асафьева», Цветков М. «Светомузыкальные опыты современных отечественных композиторов» и мн. др.
В Москве, в' 2001 году, состоялся международный симпозиум «Арнольд Шенберг - Василий Кандинский. Диалог живописи и музыки», который охватил широкий круг проблем взаимодействия музыки и живописи: назовём выступления Ю. Н. Холопова «Звук цвета и цвет звука», Т. Кюрегян «Первооткрытие цветомузыки», К. фон Маур «Музыкальные структуры в изобразительном искусстве XX века», Л. Кайзера «Изящные вибрации. Кандинский и музыка», Е. Халь-Фонтен «Искусство и виды искусств в переписке Кандинского и Шенберга».
Проблемам взаимодействия музыки и живописи посвящена диссертация Е. Денисовой «Пауль Клее и его влияние на современное композиторское творчество», раскрывающая общность глубинных структур живописи и музыки, доказывающих* единство культуры. В диссертации О. Кришталюк "«Художественные функции культурных парадигм в «Лунном Пьеро» А. Шёнберга» исследуется новый способ мышления композитора, его индивидуальный творческий взгляд на культуру в целом, в свете умения поставить топосы, символы, языковые типические лексемы «прежней культурной традиции в условия иной, новационной художественной реальности» (100, 27).
А. Кремер в диссертации «Вокальные циклы Д. Шостаковича как семиосфера поэтического и музыкального текстов» выявляет особенности «синтетических текстов» вокальных сочинений Шостаковича, образованных в результате «духовного соприкосновения» музыки и поэзии. Как рассуждает автор, постижение «специфики их объединения в высшее художественное целое на различных уровнях художественной системы» порождает «новое качество в искусстве» (99, 4). В работе большое внимание уделяется диалогу «согласия» или «конфликта» поэтической и музыкальной систем на различных композиционных уровнях произведения вокального жанра, которое являет собой, по мнению А. Кремер, «интеркультурное, полиязыковое образование», семиосфера которого «формируется в процессе конкуренции и взаимообмена имманентных, родовых качеств поэтической и музыкальной систем» (99,
7).
Диссертация Л. Бакши «Мир поэта в музыке Н. Н. Сидельникова: Поэзия и её влияние на стиль, метод мышления композитора» рассматривает вокально-хоровое творчество Сидельникова с позиций проникновения композитора в поэтический мир того или иного автора -«мир поэта в его целостности и своеобразии»; делает особый акцент на осмыслении основных мотивов творчества поэта и том культурном контексте, который повлиял на него.
Вышеперечисленные работы расширяют проблемное поле, связанное с диалогом слова и музыки. Эта тема — одна из генеральных в музыкознании второй половины XX столетия: соотношению слова и музыки, постижению сущности музыкально-поэтического синтеза, как необходимого условия для создания целостного анализа вокального произведения, посвящено множество фундаментальных исследований, среди которых труды Б. Асафьева, В. Васиной-Гроссман, И. Лаврентьевой, А. Оголевца, Е. Ручьевской, Ю. Келдыша, А. Михайлова, М. Арановского, И. Степановой, Е. Дурандиной. Диалог слова и музыки - актуальная тема многих научных конференций: «Келдышевские чтения 2002: Музыка и речь. Музыка как речь» (Государственный институт искусствознания); «Слово и музыка. Параллели — пересечения. К 65-летию со дня рождения Александра Викторовича Михайлова. 23-24 декабря 2003 г. (Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского)
В названии данного исследования использовано понятие языки культуры, которое, на наш взгляд, может наиболее точно и всесторонне отобразить изучение явлений, духовной действительности, к которым обращается композитор, в широком культурном и историческом контексте.
Понятие языки культуры очень многозначно и может рассматриваться на разных уровнях: семиотическом, лингвистическом и семантическом. В настоящее время интерес к языкам науки, языкам искусства, языкам культуры, проблемам их взаимодействия постоянно возрастает. Появляется множество новых исследований в этой области, назовём книги: М. Маковского «Язык - миф - культура: Символы жизни и жизнь символов». — М., 1996; М. Кагана «Философия культуры». — СПб, 1996; Ю. Степанова «Язык и метод: К современной философии языка: Знак, понятие, ментальный мир, реальность, новый реализм». - М., 1998; Т. Николаевой «От звука к тексту: Человек и язык. Язык: разгадки и загадки языка и текста». - М, 2000; сборники «Языки науки - языки искусства». -М., 2000; «Языки культур: Взаимодействия». - М., 2002; диссертацию А. Денисова «Музыкальный язык в семиозисе художественной культуры (на материале европейской музыки.)»; статьи: Ю. Кона «Б. В. Асафьев и проблема взаимодействия музыки и языка»; В. Ценовой «О творчестве московских композиторов 80-х годов: к проблеме музыкального языка»; Д. Барышниковой «Языки культуры: начала взаимодействия в Новоевропейском пространстве»; Е. Фалалеевой «Полифония языков» в вокальной музыке И. Стравинского: к постановке проблемы полиязычия в музыке XX века» и мн. др.
Целостный подход к понятию языки -культуры определён в фундаментальном исследовании А. В. Михайлова «Языки культуры» (137), где автор стремится охарактеризовать условия и возможности восприятия явлений иной культурной традиции; показывает картину истории культуры как «неостановимый процесс» развития и «единовременного сосуществования различных культурных пластов».
Языки культуры постоянно взаимодействуют на разных уровнях; изменяется их роль, статус и степень значимости в культуре в целом. В ситуации смены культурных парадигм язык музыки (как язык культуры) -обладает особым художественно-символическим смыслом, способным выразить то, что невыразимо в слове; он (как было отмечено особенно в
10
эпоху романтизма) воспринимается как нечто универсальное, стремящееся к гармонии и синтезу.
Музыка Сидельникова, - ярчайший тому пример. Композитор выходит на «новые пространства значимостей» (Д. Барышникова), где философия, эстетика, и непосредственно композиторская идея, как будет показано, объединяют различные языки культуры, которые можно рассматривать и как «архетипы» национальных культур.
Многие ученики Н. Н. Сидельникова называют его «отцом отечественного постмодернизма», поэтому в исследовательском ракурсе применение понятия языки культуры становится особенно актуальным и эффективным; оно способно отразить характерный для искусства постмодернизма синтез разнообразных эстетических идеалов, творческих идей, художественных стилей и эпох, рождающий многообразные выразительные средства и приёмы.
Цель данного исследования состоит в выявлении концептуальных предпосылок вокально-хоровых циклов Сидельникова, в качестве которых выступают «общие коды культуры» (У. Эко), * определяющие поэтику художественной системы и стиля композитора.
Основные задачи, поставленные в работе, связаны с анализом поэтических текстов, которые по своей природе синтетичны и амбивалентны; выявлением их соотношений с философией, эстетикой и принципами национальной культуры; с изучением природы взаимодействия разнообразных языков культуры в художественной системе избранных произведений и их воплощением в музыкальном
! контексте.
Поэтому материалом для исследования послужили не только поэтические тексты (и шире творчество В. Хлебникова, Ду Фу, Ф. Гарсиа Лорки), но и особенности менталитета русской, китайской, испанской национальных культур, - их философия, эстетика; идеи словотворчества русских футуристов и В. Хлебникова; произведения живописи русского авангарда начала XX столетия, пейзажная живопись китайского средневековья; живопись испанского сюрреализма (С. Дали); испанская театральная эстетика и театр Ф. Гарсиа Лорки; трактаты по искусству (И. Гёте, В. Кандинский, И. Иттен, Э. Кох, Г. Вагнер, С. Эйзенштейн), особенности национальной музыкальной культуры и фольклорные
11
традиции (ладово-интонационный строй китайской музыки, поэтика испанского народного искусства канте хондо).
Обозначение «предмета» (основного комплекса идей) и рассмотрение методов его подачи на разных уровнях композиционного целого позволяют выявить главные принципы синтеза нескольких различных языковых кодов - литературы, театра, музыки, живописи; взаимодействия их основных принципов. Такой подход расширяет представление о творческой личности Н. Сидельникова.
Работа дополняет область исследовательской литературы по его творчеству. Наиболее полно оно раскрывается в единственной монографии Г. В. Григорьевой, вышедшей в 1986 г. В общей характеристике творчества композитора особое внимание уделяется органичным и естественным для музыки Сидельникова «глубоко почвенным связям с национальной культурой», стремлению передать «ощущение исконных свойств русского мелоса», а самое главное - «сам дух русской музыки, её внутренний интонационно-содержательный смысл» (62, 8).
В разные годы были написаны статьи и рецензии о музыке Н. Сидельникова (в основном это касалось премьерных исполнений его сочинений) Р. Леденёва, М. Рыцаревой, И. Нестьева, М. Скребковой-Филатовой, Т. Барановой, Л. Бакши, И. Степановой, Т. Фёдоровой, С. Яковенко, Н. Денисова, Н. Дмитриевой и др. К семидесятилетию композитора, в журнале «Музыкальная Академия» (2001), были изданы ценные и интересные воспоминания учеников композитора: В. Мартынова, В. Тарнопольского, И. Соколова, И. Юсуповой, К. Уманского, а также очерк Г. В. Григорьевой «Великий труженик» и последнее интервью композитора, состоявшееся на премьерах «Московской осени» в ноябре 1991 года.
Работа состоит из введения, заключения, четырёх глав, списка литературы, нотных примеров и иллюстративного приложения.
Выражаю искреннюю благодарность Анастасии Николаевне Сидельниковой за предоставленный нотографический и иллюстративный материал, а также записи произведений Николая Николаевича Сидельникова; композитору Ивану Глебовичу Соколову, который, ознакомившись с диссертацией, сообщил целый ряд интереснейших фактов из жизни и творчества своего учителя.
12
Глава I.
Понятие языки культуры в аспекте творческого метода Н. Сидельникова
13
В языки вложено много такого, что резко отличается от обычных представлений, что является совершенно неземным и овладевает не нашим телом, а нашей душой...
Schottelius
Русская культура, по мысли Аверинцева, не обходится без «внутреннего контакта» с «глубинными слоями» другой культурной традиции, «с различными по своему облику и содержанию мирами национальных культур» (7, 10). В русской музыке это всегда было связано с поисками образной новизны, остроты эмоционального выражения, интонационного обновления.1 В настоящее время интерес к иным культурным мирам не ослабевает; современные авторы уделяют особое внимание текстам разнообразных культурных эпох и традиций, среди них: И. Стравинский, Д. Шостакович, С. Слонимский, С. Губайдулина, Э. Денисов, А. Шнитке, В. Мартынов; Б. Тищенко, С. Беринский и др.
Вокально-хоровое творчество Николая Сидельникова также является красноречивым свидетельством этому: стихи испанского поэта Ф. Гарсиа Лорки, китайского поэта средневековья Ду Фу; тексты Овидия и Священного Писания. Работая над такими произведениями, как «Романсеро о любви и смерти», «Сычуаньские элегии», «Лабиринты», Сидельников «как бы проигрывал образы, которые задумывал выразить в музыке, воображал себя то испанцем, то китайцем, то греком...», замечает И. Соколов (186, 114).
По мнению композитора, самыми великими людьми в русской музыке были Глинка и Стравинский, потому что «они больше всех глядели по сторонам» (цит. по 206, .119). Напомним," что композитор также подчёркивал, что для него восприятие творчества музыкантов происходит в контексте «культур в целом, выразителями которых они являются» (154, 119). Н. Н. Сидельникова можно по праву считать ярким выразителем лучших традиций отечественной культуры.
В ранний период творчества он обращается к текстам русских летописей ХП-ХШ веков, - создаёт своё первое сочинение вокально-хорового жанра - ораторию «Поднявший меч» (1961). Сохраняя
1 М. И. Глинка: «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде», восточные сцены из оперы «Руслан и Людмила»; М. А. Балакирев: «Испанская увертюра», «Исламей»; А. П. Бородин «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь»; Н. А. Римский-Корсаков: «Антар», «Шехеразада», «Испанское каприччио» и мн. др.
14
стилистику древнерусского языка, композитор сам пишет либретто оратории, погружаясь в культурный пласт древнерусской языковой традиции. В 1967 году - «Пять лирических поэм для хора a cappella» на тексты русских поэтов-революционеров начала века. В кантате «Сокровенные разговоры» (1975) - народные тексты, заимствованные из разных источников, включая архив П. Киреевского. Обращение к великим именам русской поэзии представлено вокально-инструментальной симфонией «Мятежный мир поэта» (1971), ораторией «Смерть поэта» (1976) на стихи М. Ю. Лермонтова, вокальным циклом «В стране осок и незабудок» (1978) на стихи В. Хлебникова, вокальным циклом «Видения и кошмары Гамлета» (1987) на стихи А. Блока.
Для того, чтобы описывать и сравнивать культуры, нам нужны слова. Слово дает ощутимое свидетельство существования понятия. По утверждению А. Вежбицкой, многие понятия «оказываются лексически воплощенными во всех языках мира... они позволяют нам говорить о духовном единстве человечества, несмотря на все громадное разнообразие его культур» (32, 381). Для Н. Сидельникова слово - источник глубоко содержательного смысла, богатейший стимул для творчества.
По мысли А. В. Михайлова, поэзия и литература - это «язык истории и язык народа в его истории». М. Хайдеггер высказывает убеждение, что любая культура вообще может развиваться только на основе поэтического слова. Язык играет исключительно важную роль, являясь не только сокровищницей культуры, истории народов и целых цивилизаций, но и источником этой культуры. В своей работе «Письмо о гуманизме» Хайдеггер пишет: «...мысль дает бытию слово. Язык есть дом бытия... Мыслители и поэты — хранители этого жилища». (216, 314) Сущность искусства содержится именно в слове, а совершение истины происходит в языке, который хранит «изначальную сущность поэзии». Поэтому предметом настоящего исследования служит -музыкально-поэтический цикл, как феномен; отправной точкой становится поэзия, которая, по словам Р. Якобсона, «является своеобразным языком культуры, в его эстетической функции».
Н. Сидельникова в поэтических текстах привлекает то, что является основой нового художественного языка современного искусства. Радикальный переворот в искусстве начала XX века поставил поэтов, художников, композиторов в новые условия и потребовал совершенно
15
новых художественных средств, нового художественного языка. Поиски новых средств выражения обусловлены стремлением художника сотворить мир из хаоса заново; проникнуть в новые, неизведанные миры. В. Библер определяет ключевой смысл современной культуры как «мир впервые...» (21, 40) В. Кандинский сравнивает процесс создания произведения с мирозданием, а П. Клее считает, что искусство подобно Сотворению мира.
Искусство XX века, как считает С. Батракова, похоже на «стремительно расширяющуюся Вселенную, границы которой теряются в глубинах подсознания». Оно проникнуто, «энергией прорыва в неведомое», стремлением художника если уж творить, то «новую вселенную, новое сознание и новый язык». (15,49)
Подвижный неуловимый характер «души» поэтического слова нарушает классическое представление о языковом общении человека с окружающим миром. «Игра смыслами» становится новаторским художественным приемом и раскрывается в многообразных творческих экспериментах. Процесс творчества-творения порождает новаторские, сложные, «закрытые» тексты (А. В. Михайлов), которые обладают свойством «отдалять момент кристаллизации смысла» (Яроцинский). Обращение к таким текстам и трудности их воплощения в музыке предполагают новые подходы, поиск новых параметров общности, открытие новых образных миров.
Следуя словам А. Белого, «языки поэтов - ключи к тайнам их духа», можно выявить новые подходы к постижению тайн творческого процесса композитора. Рассматривая вокально-хоровые циклы Сидельникова с позиций его новаторского отношения к слову, поэзии и литературе разных исторических эпох и культур, можно добавить много новых штрихов к творческому портрету композитора, его эстетическому мироощущению, выявить и подчеркнуть некоторые самобытные черты его творчества.
Как отмечает Н. Бердяев, культура «есть явление индивидуальное и неповторимое»; «культура имеет душу». Она «символична по своей природе. <...> В культуре не реалистически, а символически выражена духовная жизнь» (20, 524-525). В настоящее времд, слово культура является одним из самых многозначных: учёные насчитывают около 500 определений культуры. Это одно из наиболее часто употребляемых понятий в области гуманитарного знания.
16
В широком смысле понятие культура (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) - это «исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях» (188, 669).
Современные подходы к этому понятию изменили представление об историческом пути развития мировой культуры, который раньше воспринимался как последовательная смена эпох. Сейчас этот процесс характеризуется новым миропониманием, в котором древние и современные системы мировоззрения и методы, соотносятся на разных уровнях, а также взаимодействуют, дополняя друг друга: культура — это разнообразные миры', связанные с деятельностью человека.
В словаре «Культурология. XX век» даётся следующее определение: «Культура — «возделанная» среда обитания людей, организованная посредством специфических человеческих способов деятельности и насыщенная результатами этой деятельности; мир «возделанных» личностей, чьё сознание и поведение мотивируется и регулируется уже не столько биологическими, сколько социальными интересами и потребностями <...>; мир упорядоченных коллективов людей, объединённых общими экзистенциальными ориентациями, социальными проблемами и опытом совместной жизнедеятельности; мир особых нормативных порядков и форм осуществления деятельности и образов сознания, аккумулированных и селектированных социальным опытом <...>; мир символических* обозначений явлений и понятий, сконструированный людьми с целью фиксации и трансляции социально значимой информации, знаний, представлений, опыта, идей; мир творческих новаций - способов и результатов познания, интеллектуальных и образных рефлексий бытия ...»
Культура изменчива и динамична по своей природе. Исходя из вышеизложенного определения, авторы статьи выделяют несколько основных типов существования феномена культуры:
1) культурогенез - порождение новых форм культуры;
2) наследование традиций - преемственность исторического социального опыта;
17
3) диффузия культуры - процессы пространственно-временного распространения моделей культуры, их заимствования и внедрения в новые системы культуры;
4) трансформация форм культуры - процессы их модернизации, прогрессивного развития или деградации;
5) реинтерпретация форм культуры - процессы изменчивости смысловых и символических характеристик форм и связей между ними, происходящие в течение их существования;
6) системная трансформация культуры - процессы исторической изменчивости (эволюции, деволюции, волновой изменчивости, распада, слияния) самих систем культуры.
Культура характеризуется системным комплексом специфических способов и форм социальной интеграции, организации, регуляции, познания, коммуникации, оценки, образных рефлексий и интерпретаций. Эмпирически этот комплекс реализован людьми в искусственной среде их обитания, составленной из произведённых ими "материальных объектов, символических продуктов (знаний, идей, языков), как совокупность «социальных конвенций», выраженных в вербальных и невербальных «текстах», обобщающих социальный опыт сообществ, накапливаемый и систематизируемый в ходе истории.
Как определённая технология человеческой деятельности, культура обладает своими специфическими особенностями, понимаемыми как язык культуры. В рамках конкретной культуры он может рассматриваться «как система знаков и их отношений, посредством которых устанавливается координация целостно-смысловых форм и посредством которых организуются вновь возникающие или существующие представления, образы понятия конструкции».
«Язык культуры, по определению А. Шейкина, — это совокупность культурных объектов, обладающих внутренней структурой (комплексом устойчивых отношений, инвариантных при любых преобразованиях), явными или неявными правилами образования, осмысления и употребления её элементов, и служащая для осуществления коммуникативных и трансляционных процессов» (103, 588).
Каждому языку культуры соответствует своя область действительности, а также собственная знаковая система — выразительное средство языка. Изучением языков культуры занимается семиотика (анализ
Список литературы
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно
25062.doc
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
03.11.24
Лексикографический анализ единиц поля
03.11.24
Из истории слова гость и его производных
03.11.24
Семантическое поле гость в русском языке
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2024. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.