У нас уже 21989 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Произведения декоративно—прикладного искусства в контексте народного праздника комизырян
Количество страниц 211
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 25058.doc 
Содержание Содержание
Оглавление диссертации: стр.

ВВЕДЕНИЕ

Историография...4

Обоснование темы...20

Произведения и источники...25

ГЛАВА I. ОБРАЗ ПРАЗДНИКА КАК ВОПЛОЩЕНИЕ ЖИЗНЕННОГО УКЛАДА НАРОДА КОМИ.

1.1. Природно-климатические условия в формировании предметно-пространственной среды коми народного праздника...36

1.2. Роль культурно-исторических процессов в возникновении и развитии коми народных праздников и произведений декоративно-прикладного искусства ...54

ГЛАВА П. ПРИНЦИПЫ ВКЛЮЧЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В НАРОДНЫЙ ПРАЗДНИК КОМИ-ЗЫРЯН.

2.1. Картина мира как художественная основа народного праздника коми-зырян и участвующих в нем произведений декоративно-прикладного искусства ...69

2.2. Художественное пространство народного праздника (природная среда, поселение, жилище)...94

2.3. Ансамбль праздничного народного костюма в художественном пространстве народного праздника...109

2.4. Место и роль произведений декоративно-прикладного искусства коми в контексте народного праздника...131

ГЛАВА III. СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В ОБРАЗНОМ СТРОЕ НАРОДНОГО ПРАЗДНИКА КОМИ-ЗЫРЯН.

3.1. Выразительные возможности материалов и изделий декоративно — прикладного искусства коми-зырян...144

3.2. Проблема художественного взаимодействия произведений декоративно -прикладного искусства в условиях народного праздника...171

3.2. Проблема художественного взаимодействия произведений декоративно — прикладного искусства в условиях народного праздника...167

ЗАКЛЮЧНИЕ...177

ПРИМЕЧАНИЯ...182

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...211

ПРИЛОЖЕНИЕ



Введение



ВВЕДЕНИЕ

В богатейшем наследии народов мира особое место занимают народные праздники, отражающие стройную систему народных верований, мифологические представления, выражающие незримые связи между человеком и природой. Поселение, дом, интерьер, произведения декоративно-прикладного искусства, танец, музыка и человек - все это охватывается рамками праздника. Именно праздник в художественной форме моделирует различные жизненные ситуации, и объединяет произведения народного искусства в единый художественный ансамбль, поэтому только в контексте праздника можно по достоинству оценить роль и место отдельных произведений декоративно-прикладного искусства в составе ансамбля народного искусства. На сегодняшний день накоплен значительный материал по изучению отдельных видов декоративно-прикладного искусства коми-зырян, их ритуалов и различного рода праздников. Однако до настоящего времени произведения коми народного искусства, выступающие главным объектом исследования, еще не рассматривались в той естественной среде, для которой они предназначались и, в которой они наиболее ярко выражали свое художественное качество. По этой причине постановка данной темы становится вполне очевидной.

ИСТОРИОГРАФИЯ

Первые упоминания о коми народе встречаются в древнейших русских письменных источниках, относящихся к X-XIV векам и в произведениях иностранных авторов (подробнее этот материал будет рассмотрен в разделе «Произведения и источники» - С. 34). Однако вплоть до XVIII века сведения о коми народе, их быте и культуре были крайне отрывочные и не дают сколько-нибудь полного представления о культуре коми-зырян.

Устойчивый интерес к изучению быта и культуры народа коми возник в царствование Екатерины II, когда Российской академией наук был составлен обширный план всестороннего изучения России и целый ряд ученых работал над исследованием отдаленных территорий Российского государства. В 1771 году была предпринята научная экспедиция во главе с академиком И.И. Лепехиным для изучения Оренбургского края, Центрального района России, Приуралья и Зауралья. Экспедиция побывала также в некоторых селениях коми-зырян, расположенных на

реках Летке, Лузе, Сысоле, Вычегде. Во время путешествия Лепехин свои наблюдения заносил в дневник и впоследствии издал труд (1771 - 1805)1, вышедший частями. Лепехин занимался натуралистическими исследованиями на данных территориях и описание уклада жизни населения не входило в задачу, возглавляемой им экспедиции, поэтому сведения по этим вопросам, отличаются фрагментарностью и исследователь только слегка затрагивает некоторые явления народной жизни. Так Лепехин, посетив Коми край, описал в селе Объячево празднования и жертвоприношения в Ильин день и сделал сравнительный анализ одежды коми-зырян и русских, первым обратил внимание на сходство отдельных элементов в одежде этих народов. Следует отметить, что фактический материал, собранный Лепехиным и яркие по выразительности рисунки, которые во время путешествия выполнял рисовальщик А. Шелауров, имеют большую ценность для нашего исследования.

Автор книги о быте всех обитающих в Российском государстве народов, И. Г. Георги (1777) впервые попытался, хотя и компилятивно, описать обычаи, нравы, быт народов, проживавших на территории тогдашней России. При описании финских (чудских) племен, в число которых он включает зырян, автор сообщает о сходстве их житейских обрядов с русскими. Так, он писал: «Народы сообразовались в слове и одежде с теми народами, кои им были порубежны... а особливо Зыряне и Пермяки, коих теперь и признать не можно от Россиян»3. Его обширный труд интересен нам не столько этнографическим материалом, сколько иллюстрациями, по которым мы можем судить об одежде финских народов.

В первой половине XIX века изысканиями в Коми крае занимались исследователи, интересы которых находились в различных областях естественно-географических наук. Весьма ценный материал о быте ижемских оленеводов мы находим в описаниях известного путешественника, ученого-ботаника А. Шренка (1837)4. Хотя целью экспедиции, возглавляемой Шренком, было изучение флоры печорского края, ученый в своем дневнике большое внимание уделяет обрядам оленеводов и подробно описывает оленеводческий комплекс (нарты, чум, одежду оленеводов), отмечает в общих словах яркую окраску тканей праздничного женского костюма, богато украшенные головные уборы женщин5. В это время в России в среде образованных людей заметно повышается интерес к устному народному творчеству. Видимо, всеобщий интерес к народной поэзии способствовал тому,

что Шренком были открыты коми-ижемские трудовые песни. Однако, рассматривая их на фоне обрядовых песен других финно-угорских народов, он делает ошибочный вывод о том, что коми не поют на родном языке никаких песен, и что якобы коми не могли создать, и не создали ничего подобного карельскому или финскому эпосам. Данное мнение было опровергнуто уже в наше время, когда были открыты уникальные ижмо-колвинкие эпические песни6.

Несомненно, ценную информацию нам дает дневник Э. Гофмана (1850) 7- руководителя географо-геологической экспедиции, исследовавшей районы северного Приуралья. Он вслед за А. Шренком описал быт ижемских оленеводов: одежду, жилище, утварь. Сведения об охотничьем быте коми, находящиеся в дневнике Гофмана, являются для нашего исследования важным фактическим материалом, так как охотничьи обряды коми-зырян более других сохранили специфические формы древних ритуалов и вовлеченных в них произведений декоративно-прикладного искусства.

Праздник всегда тесно связан со сферой сакрального, восходящей к мифологическим представлениям, и предполагающей максимальную причастность к этой сфере всех составляющих праздника. В связи с этим особое место среди заметок путешественников занимают дневники В. Н. Латкина (1853)8, в которых содержатся легенды о чуди, о чудских кладах. Латкин отмечает, что наибольшей сакральной ценностью у коми-зырян обладали «чудские древности» (могильники и часовни). Именно эти места в течение длительного времени являлись центрами проведения языческих обрядов и церемоний. Значительную ценность в освещении вопроса о праздниках представляют материалы, собранные Латкиным, по ранним верованиям населения Коми края. Автор сообщает о существовании у коми-зырян культа деревьев, и об их поклонении силам природы.

Во второй половине XIX века возрастает интерес к народному быту и культуре коми-зырян в среде местной интеллигенции: учителей, врачей, представителей губернской администрации, священников. В Вологодских, Архангельских, Вятских губернских ведомостях десятки статей были опубликованы местными корреспондентами. Следует отметить, что авторы публикаций представляли разные слои населения, имели разную степень подготовленности к этнографическим исследованиям и различные аналитические способности. Возможно, поэтому их работы

носят несколько очерковый, и, пожалуй, недостаточно системный характер, но фактический материал, ими собранный, имеет исключительную ценность. Ряд публикаций касался семейной обрядности и календарных праздников. Штатный смотритель усть-сысольских гимназий Е.В. Кичин (1852)9 описал братчины, учитель М. Косаревич (1856)10 семейную обрядность ношульских крестьян, П.В. Кокшаров (1859й календарные праздники. Статья В. Аврамова (1859)12 содержит сведения по календарным праздникам, фольклору, хозяйственным постройкам.

Особую группу составляют произведения русских писателей, которые прямо не связанны с темой нашего исследования, но в той или иной мере в них освещаются вопросы традиционной культуры народа коми. Оказавшись в Коми крае по разным причинам, русские писатели описали народный быт, верования коми-зырян.

Известный литератор, публицист, профессор филологии Н.И. Надеждин в 1837 году был отправлен в ссылку в Усть-Сысольск за публикацию «Философских писем» П. Я. Чаадаева в своем журнале «Телескоп». В очерке «Народная поэзия у зырян» (1839)13 напечатанном после возвращения из ссылки в альманахе «Утренняя заря», Н. И. Надеждин пишет об истории зырянского народа, о взаимоотношениях коми и русских, о приобщении зырян к русской культуре. В своем очерке он отмечает особо уважительное отношение зырян к русским и к русской культуре, и ее популярность у зырян он объясняет тем, что русский народ для зырян является высшим идеалом человеческого совершенства. Н. И. Надеждин впервые познакомил русского читателя с образцами коми свадебной поэзии, отметив ее простоту, музыкальность, живописность. В очерке представлены два свадебных плача невесты. Вместе с текстами плачей Н.И. Надеждин дает очень краткое описание поведения невесты во время плача, и еще более краткое описание ее свадебного наряда. Тем не менее, в короткой фразе автор сумел передать необыкновенно емкий, выразительный образ зырянской невесты.

В 50-х годах XIX столетия интерес к этнографии в России настолько возрос, что в 1856 году по инициативе великого кн. Константина Николаевича Морским ведомством была организована «литературная экспедиция» в различные области России. Известные русские писатели отправились в экспедиции для изучения и описания народной жизни, в том числе на Крайний Север. Двухтомная книга СВ.

Максимова (1859)14 о его путешествии на Север была отмечена золотой медалью Русского географического общества и принесла славу известному писателю. Несколько глав в книге были посвящены быту и культуре коми-зырян. Автором подробно описан быт ижемцев и выделены особенности в развлечениях молодежи, в свадебном обряде и в некоторых христианских праздниках. В этих обрядах автор видит проявление «старины» и пережитки языческих верований. Точные описания обычаев коми-зырян представляют большую ценность, так как в них мы находим строго достоверные сведения более чем столетней давности.

Среди наиболее значительных работ, появившихся примерно в эти же годы, следует назвать труды Ф. А. Арсеньева, посвященные промысловой тематике. Особенно ценны, описанные Арсеньевым, промысловые культы коми, которые мы находим в его монографическом исследовании (1873)15 об охоте и рыболовстве у коми. Являясь специфической формой древнего мировоззрения коми, промысловые культы (культы духов-хозяев и культ промысловых животных) проявляются во многих их обрядах и праздниках.

Очерк писателя-народника П.В. Засодимского (1878),16 совершившего «хождение в народ» коми, одно из лучших произведений русской литературы о быте коми-зырян. Изучив детально жизнь зырян, по документам, исследуя статистические данные и используя свои собственные впечатления, писатель проникся к зырянскому народу состраданием и симпатией. В очерке содержится богатый материал о зырянских богах, праздниках, которые автор называет «Полуязыческими», имея в виду, что в христианских праздниках коми сохранились черты многих языческих обрядов, например, жертвоприношения животных в дни святых Власия и Модеста. Засодимский подробно описывает жилище коми-зырян, народную одежду. Рассказывая об убранстве зырянских домов, писатель обращает внимание на детали: на излюбленные зырянами красные, зеленые и отчасти желтые цвета окраски мебели, на висящих в зырянских избах под потолком «деревянных голубков» («уточек»), подробно описывает женские рубахи.

Русский писатель Д.В. Круглов (1886)17 с большим интересом отнесся к коми народной культуре. Создавая свои очерки о коми-зырянах, он опирался на опыт своих предшественников-писателей, использовал материал этнографов, краеведов, а также делился своими собственными наблюдениями. Много места отводится в

очерках описанию жилища, обычаев, одежды коми-зырян. Писатель отмечает массивность зырянских домов, но считает, что они мало отличаются от жилища русского крестьянина. Во внутренней планировке зырянской «керки» он также не увидел национального своеобразия, считая планировку зырянских домов полностью заимствованной у населения Русского Севера. Немало страниц в своем труде Круг-лов отводит зырянской бане, и называя ее «зырянским клубом», писатель подчеркивает особую роль бани в культуре народа коми. Следует отметить, что Круглов впервые использует в русском тексте прямые включения на коми языке - отдельные слова и выражения, целые произведения устного творчества, что повышает ценность его произведений. Однако ценность материала значительно снижается попыткой автора изложить все это литературным языком и дать при этом свою интерпретацию описываемому факту.

В произведениях русских писателей, в записках путешественников много неточностей, ошибочных мнений, неверных оценок, но именно эти работы внушили русскому человеку симпатию к зырянам и вызвали интерес у специалистов и ученых к быту и искусству народа коми.

Научное изучение коми народной культуры начинается примерно в 70-е годы XIX столетия. Научные интересы исследователей этого периода разнообразны. Среди публикаций конца XIX века, посвященных быту, культуре коми, особое место занимает книга К. Попова (1874)18, явившаяся первым сводным трудом по этнографии коми-зырян. Однако его выводы по некоторым вопросам этнографии коми не безошибочны. Так, не сумев разобраться в сложном сплаве народной культуры коми, он признал ее полностью заимствованной от русских. Не соглашаясь в некоторых случаях с автором в трактовке многих явлений традиционной культуры коми, правомерно использовать конкретные факты, сведения, имеющиеся в книге Попова, относящиеся к обрядам и праздникам.

Искусство впитало в себя мифологические, религиозные представления народа и является одной из основных форм передачи и выражения существующих представлений о мироустройстве. Поэтому произведения декоративно-прикладного искусства помогают выявить специфические черты народного праздника, его художественную структуру, его основную идею. С этой точки зрения большой интерес представляет собой древнее искусство, связанное с тотемизмом,

10

одним из отражений которого является искусство пермского звериного стиля. Интерес к пермскому звериному стилю возник в конце XIX века и был связан, прежде всего, с начавшимися на территории России археологическими раскопками.

Одним из первых исследователей пермского звериного стиля был Ф.А.Теплоухов(1893)19. В небольшой по объему монографии о чудских древностях исследователь анализирует религиозные верования древних коми, справедливо считая, что благодаря им можно объяснить тематику и содержание изображений. Автор делает первые попытки классификации произведений пермского звериного стиля и затрагивает некоторые вопросы, связанные с художественными особенностями самого стиля. Однако работу древних мастеров считает грубой, изображения недостаточно проработанными. В монографии приведены рисунки с изображениями пермских бляшек, которые не представлены в других произведениях, что существенно повышает ценность данной работы.

Исследования и публикации конца XIX века в значительной степени расширили знания о пермском зверином стиле, о его возникновении и развитии. Д.Н. Ану-

ОЛ

чин (1899) , обобщив обширнейший материал, очертил территорию распространения пермского звериного стиля и рассмотрел трансформацию образов пермского звериного стиля в зависимости от этнических и культурных контактов.

А.С. Спицын (1899)21 сопоставил бляшки с этнографическими данными и пришел к выводу, что пермский звериный стиль явление не местное, а заимствованное, пришедшее от скифо-сорматских племен или от населения Передней Азии. Однако, сами поделки связывались автором с художественным творчеством и религиозными верованиями местных племен и лишь идеи и образы считал он были заимствованы в восточных религиях.

Нельзя обойти вниманием работы фольклористов и филологов, так как произведения фольклора идут из далекого прошлого с минимальными искажениями и дают нам возможность представить картину развития народного праздника более полно. Монография Г.С. Лыткина (1889)22 содержит богатый фольклорный материал (сказки, загадки, пословицы, обрядовые песни), в котором закрепились обычаи, связанные с народными обрядами и праздниками. В сказках, свадебных песнях достаточно часто встречаются описания женского костюма, обстановки, которые дают нам дополнительную информацию для их художественного анализа.

11

Важной вехой в истории изучения культуры народа коми явились труды, посвященные мировоззрению коми-зырян. В этой связи необходимо упомянуть ста-тью В.В. Кандинского (1889) . Василий Кандинский, в последствии известный художник, в 90-е годы прошлого столетия, как студент Московского университета проходил практику в Коми крае и, будучи человеком широких интересов, заинтересовался верованиями зырян. В небольшой статье он рассмотрел национальные божества коми и проанализировал представления народа коми о душе. Рассматривая культ предков, Кандинский отметил, что верование в орта несомненно, чисто зырянское и, кроме того, местное. Кандинский считал, что зыряне имеют весьма смутное представление о душе и существо (субстанция) орта не есть дух, так как все духовные существа (лешие, водяные) имеют телесную оболочку, их можно видеть и им можно причинить боль. Поэтому он делает не совсем правильный вывод, считая эти представления зырян плодом обрусения и христианизации. Не обходит своим вниманием Кандинский праздники жизненного цикла. При этом рассматривает их с учетом коми мифологии и древней символики. Следует отметить, что исследователь одним из первых затронул символику пространственной структуры жилища, определив сакральное значение очага, печи в зырянском доме.

Наиболее профессиональные изыскания в изучении мировоззрения коми-зырян были проделаны учеными, выходцами из Коми края. Этнограф и философ К.Ф. Жаков в одном из очерков (1901)24 сделал первую попытку научного анализа собранных до него фактов. Анализируя красочные молодежные хороводы, приуроченные к празднованию Петрова дня, ученый находит в них языческие корни. Рассматривая такие формы развлечения молодежи, как хороводы, посиделки Жаков в общих чертах выявил их истоки. Немаловажным представляется мнение ученого относительно того, что происхождение данных форм развлечений связаны с древними ритуалами, и с культом плодородия.

Используя фольклорный материал В.П. Налимов в статье (1903) о язычестве коми-зырян попытался реконструировать представления древних коми о происхождении Вселенной и Мира, и пришел к выводу о тотемической природе языческого мировоззрения коми-зырян.

12

П.А. Сорокин (1910) проанализировав языческие верования коми-зырян, пришел к выводу, что анимизм имел глубокие корни в мировоззрении древнего населения края.

Важным событием в культурной жизни Коми края и новым импульсом в изучении народной культуры и искусства коми-зырян стало открытие 14 октября 1911 года в Усть-Сысольске краеведческого музея, который был создан по инициативе учителя А. А. Цембера. Впервые же вопрос о необходимости создания музея редкостей и древностей зырянского края был поставлен В. Кичиным в 1884 году. Однако тогда музей открыт не был, так как не хватило средств.

Интерес к коми народной культуре у А. А. Цембера возник после знакомства с немецким профессором Ю. Вихманом, который работал над составлением немец-ко-финско-зырянского словаря. В 1902 году по его поручению А. А. Цембер отправился собирать зырянские сказки, пословицы, песни. В 1907 году вместе с финским ученым У. Сирелиусом он собирал предметы народного искусства в селе Мордино и в окрестных деревнях. Финского ученого интересовали произведения народных резчиков, тканье, женские народные костюмы. Огромное количество (26 пудов) произведений декоративно-прикладного искусства коми-зырян (посуда, одежда) Сирелиус увез в Финляндию. В 1911 году А. А. Цембер становится свидетелем того, как еще большее количество зырянских предметов быта и одежды вывозит в Будапешт венгерский ученый Балог-де-Бартш. А. А. Цембер, наблюдая в течение нескольких лет, как произведения народного искусства вывозятся за границу, и понимая всю серьезность данной проблемы, обращается в земскую управу с прошением, в котором ставит вопрос о необходимости сохранения памятников культуры народа коми и создания музея.

Первоначально в коллекции музея было несколько десятков экспонатов: деревянный гребень, полотенце из Летки, несколько археологических находок и небольшая библиотека редких книг. Постепенно усилиями Цембера — первого директора музея, и его сподвижников собирается довольно богатый материал, и комплектуются первые коллекции. Для сохранения и изучения памятников художест-

13

венной культуры коми-зырян открытие краеведческого музея имело значение, которое трудно переоценить.

После установления Советской власти в Республике было создано Общество по изучению Коми края. В период с 1924 года по 1929 год в Усть - Сысольске этим обществом издавался краеведческий журнал «Коми му» («Зырянский край») в котором печатались статьи по этнографии, археологии, краеведению. На страницах журнала «Коми му» появляются первые статьи филолога А.С. Сидорова, который одним из первых затронул проблему магических представлений коми-зырян

*)*7

(1928) . Сидоров считал, что знахарство, колдовство и связанные с ними явления занимали исключительное место в коми действительности. Тяжелые исторические условия, суровый север, оторванность от культурных центров, способствовали проникновению этих явлений во все сферы жизни народа. Тема праздника непосредственно в данной работе не рассматривается. Однако, в ней мы находим описания магических обрядов, которыми были насыщены у коми-зырян не только праздники жизненного цикла, но и многие христианские праздники. Книга Сидорова чрезвычайно богата информацией о конкретных проявлениях суеверных представлений у коми и дает большой фактический материал для анализа народного праздника, и его реконструкции. Описание предметов, задействованных в народном празднике зырян, помогает воссоздать его визуальный образ.

В 30-е годы в Коми крае почти прекращаются этнографические исследования. Спад краеведческих и этнографических изысканий наблюдался в эти годы в СССР повсеместно, так как этнографические исследования были отнесены к неактуальным, ненужным и даже вредным научным направлениям. Под лозунгом борьбы с «национализмом» и «идеализацией старины», якобы присущих этнографической науке, свертывались этнографические издания.

Возрождение исследований по изучению традиционной культуры коми происходило в конце 40 - 50 годах. Самой яркой работой этого периода стала монография В.Н. Белицер27. Естественно, что в обобщающем исследовании невозможно было рассмотреть с одинаковой полнотой все затронутые в нем темы. Вопрос о народных праздниках затрагивался автором в контексте религиозных народных представлений. Примечательно, что в данном труде, мы находим (впервые в истории изучения коми народной культуры) достаточно полную характеристику народного

14

искусства. В. Н. Белицер считала, что богатство народного творчества у коми выражалось, главным образом, в декоративно-прикладном искусстве и устной народной поэзии. Анализируя декоративную отделку жилых построек, предметов быта автор, в первую очередь, указывает на их культовое значение, описывает материалы, которые шли на их изготовление и приемы обработки, а произведения народного искусства описываются автором только с утилитарной точки зрения. Пластика, пропорции, композиционные особенности, цвет произведений народного искусства исследователем не анализируются. Происхождение геометрического орнамента у коми В. Н. Белицер объясняет распространением ткачества, считая, что сама техника ткачества способствовала возникновению геометрических узоров. В монографии автор дает местную терминологию узоров. Названия узоров, например, «бараний рог», «оленьи рога», «куриный палец», как считает ученый, отражают реалистическую природу коми орнамента и поясняют изображения. Эта точка зрения В. Н. Белицер на природу орнамента, на наш взгляд, не учитывает его солярной символики, универсальной для орнамента многих народов Северной Евразии. Однако следует отметить, что по богатству фактического материала монография В. Н. Белицер является и сегодня тем фундаментом, без которого не может обойтись ни один исследователь коми народной культуры.

В народном празднике соединяются все виды искусств, а так как декоративно-прикладное искусство, в большей степени, определяет художественную выразительность праздника, то для исследования исключительно ценны научные изыскания в области декоративно-прикладного искусства народа коми. В 60-70-е годы XX столетия начинается систематическое изучение декоративно-прикладного искусст-ва коми. Появляется ряд статей Г. В. Шипуновой , в которых она рассматривает типичные для искусства коми орнаментальные мотивы и дает краткое описание роли узорных вещей в обрядах, отмечая тот факт, что орнамент больше всего сохранился в женской одежде.

Семантика пермского звериного стиля рассмотрена Л. С. Грибовой в специальной монографии (1975)29. Исследователь предполагает, что изображения человека, лося, птицы, «ящера» являлись отличительными знаками человека, носившего подобную подвеску, или, вообще, знаком определенного рода. Однако не представляется возможным рассматривать все предметы пермского звериного стиля в

15

качестве этносоциальных символов и связывать их с конкретными родовыми группами. Несомненно, что сложные композиции на культовых бляшках отображают мифологию и другие сюжеты из верований древнего населения. Данная работа интересна для нас тем, что Грибова дает новое толкование образов пермского звериного стиля и делает новую расшифровку содержания предметов пермского звериного стиля, которая помогает нам понять мировоззрение народа коми.

В 70-е годы появляется ряд статей, посвященных коми народному орнаменту. Г. Н. Климова определяет систему орнаментации традиционных вязанных и тканых изделий, хронологию появления узорного вязания и бранного ткачества на территории Коми края (1972)30. Одна из публикаций исследовательницы посвящена местным названиям мотивов текстильного орнамента (1976)31. Результаты своих исследований Г. Н. Климова обобщила в монографии (1978)32, в которой она рассматривает развитие геометрического орнамента коми и приходит к выводу, что его появление было обусловлено рядом причин: материалом изготовления, техническими способами исполнения, влиянием других культурных традиций. Однако при рассмотрении вопроса о распространении на территории коми различных вариантов диагонально-геометрического орнамента Г. Н. Климова преувеличивает роль внешнего влияния. Она считает, что декоративные одинаковые особенности у разных народов не могли развиться самостоятельно, а могли появиться только лишь в результате связей населения. Необходимо отметить, что, несмотря на наличие общих черт в геометрическом орнаменте населения русского Севера, финно-угорских народов и даже тюркских народов, в большинстве случаев обнаруживаются существенные различия, которые проявляются в сочетании технологии, соотношении частей орнаментальных композиций и, наконец, в цветовой гамме.

Среди трудов, посвященных народному искусству коми, особое место занимает монография Л. С. Грибовой (1980)33, которая явилась первым и пока единственным обобщающим трудом по коми народному искусству. В данной работе автор на большом фактическом материале XIX-XX веков рассматривает декоративное искусство коми (зырян и пермяков) в таких его техниках, как обработка дерева, бересты, меха, кости, металла и ткачество. Анализируя отдельные виды прикладного искусства коми, исследователь в первую очередь обращает внимание на возникновение и эволюцию форм изделий, на технику художественной обработки. Отдель-

16

ная глава в монографии посвящается геометрическому орнаменту. Следует отметить, что многие мотивы геометрического орнамента Грибова определяет как стилизованные изображения реальной действительности. При этом она опирается на труды Г.В. Плеханова34 и СВ. Иванова35 концептуальные построения, которых в наше время несколько устарели. Однако большинство вариантов диагонально-геометрического орнамента коми, по мнению автора монографии, развилось из знаков собственности - пасов, которые являлись знаком родовой, семейной принадлежности и собственности. Выделяя несколько функций паса (знак родовой принадлежности, магическая функция, декоративная функция), Л. С. Грибова считала, что с утерей первых двух функций, пас сохранился как орнаментальный мотив. Гипотеза ученого, недостаточно аргументирована, особенно критерии выделения тех или иных пасов в качестве элементов составляющих некоторых орнаментальных мотивов. Даже из одного паса путем его различных комбинаций могут быть получены самые разнообразные композиции, а в коми орнаменте количество вариантов ограничено. Не ставя специальной задачи — охарактеризовать комплекс народного костюма, его конструкцию и форму, Грибова рассматривает в своей монографии достаточно подробно его составные части: головные уборы, пояса, вязаные изделия, в первую очередь, уделяя внимание способам и приемам производства и художественной обработки текстильных материалов. Большим достоинством монографии Л. С. Грибовой является наличие в ней рисунков, фотографий, образцов орнаментов. Книга Грибовой до сегодняшнего дня сохраняет свое большое научное значение как наиболее фундаментальный труд о народном искусстве коми.

Среди наиболее значительных работ опубликованных в 70-е годы, в которых рассматриваются различные проблемы народной культуры, следует выделить ста-тьи и монографию Л.Н. Жеребцова о жилище коми-зырян. Автор рассматривает все типы застройки (беспорядочный, прибрежно-рядовой, уличный), анализирует типы зырянского жилища (изба, изба- двойня, дом-связь), определяет конструктивные особенности традиционного жилища коми (высокий подклет, отсутствие фундамента и другие). Проанализировав описания путешественников, работы исследователей, сохранившиеся постройки, автор, пришел к выводу о том, что зырянская изба формировалась под влиянием русских традиций и местных условий. Жеребцов считает, что русское влияние отразилось и в декоре коми жилища. Однако в

17

своем исследовании он не уделил должного внимания анализу и оценке декоративного оформления зырянских домов.

В конце 60-х и 70-х годах увидели свет отдельные исследования, специально посвященные изучению народных праздников и обрядности коми. Опубликованная в 1968 году монография Ф. В. Плесовского38 явилась, по существу, первым обстоятельным научным исследованием о свадьбе народа коми. В ней на обширном материале, собранном из различных источников, рассматривается коми свадьба в контексте древней и традиционной культуры финно-угров. Используя большой фактический материал, автор подробно описывает основные структурные элементы свадьбы (сватовство, рукобитье, девичник, свадебное гулянье, послесвадебные ритуалы). Анализируя свадебные обряды в разных коми селениях, Ф. В. Плесовский приходит к выводу о том, что единой коми свадьбы не существует, и представляет в своей книге локальные варианты свадебной обрядности. Неоспоримым достоинством книги является представленный в ней сравнительный анализ удмуртской, русской, коми свадебной обрядности. Справедливо считая, что русская свадьба оказала большое влияние на коми свадьбу, Ф. В. Плесовский заключает, что свадьба коми представляет явление более сложное, чем простое заимствование. В работе Ф. В. Плесовский анализирует ряд пережитков, сохранившихся в свадьбе с языческих времен: религиозно-магические, тотемические, пережитки историко-социального содержания. Кроме того, в данной работе рассматривается структура причитаний, их тематика, их художественно-композиционные особенности.

Подробный анализ календарных праздников содержится в статьях Н.И. Дукарт39 , в которых автор анализирует молодежные развлечения на Святки и весенне-летние календарные обряды. В праздничной обрядности коми Дукарт видит сплав христианских и языческих верований русских и коми, называя это явление «своеобразным троеверием».

В 1976 году в бассейне реки Вычегды местный житель нашел и передал археологам древний промысловый коми календарь, представляющий собой плоское бронзовое кольцо с изображениями девяти фигурок животных, расположенных по кругу. Исследованием этой находки занялся Н. Д. Конаков. В статье (1987)40 посвященной этой находке, ученый пишет, что древний промысловый календарь коми был изготовлен с использованием традиций художественного литья и традици-
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 25058.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2024. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.