У нас уже
21989
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
Художественно—композиционны е особенности творчества А. А. Дейнеки в контексте развития советского искусства 1920-1930-н гг .
Количество страниц
206
ВУЗ
МГИУ
Год сдачи
2010
Бесплатно Скачать
25050.doc
Содержание
Содержание
Оглавление
Введение...3
Глава I. Историко-теоретический анализ исследований проблем
композиции...15
1.1 Проблема теории композиции в отечественном и зарубежном искусствознании...15
1.2 История исследования формальных особенностей творчества А.А. Дейнеки...49
Глава П. Композиционные особенности творчества А.А. Дейнеки как историко-художественная проблема...63
2.1 «Общество станковистов» как этап становления и развития творчества А.А. Дейнеки...63
2.2 Литературно-художественное наследие А.А. Дейнеки и его взгляд на композицию...79
Глава III. Отличительные особенности композиционных построений работ А.А. Дейнеки 1920-1930-х гг...98
3.1 Графические работы А.А. Дейнеки как фактор формирования композиционных особенностей его творчества (на примере 1920-1930 гг.)...98
3.2 Влияние композиционных построений на живописные и монументально-декоративные работы А.А. Дейнеки 1920-1930-х гг...119
3.3 Анализ особенностей композиционных построений работ А.А. Дейнеки из собрания Курской областной картинной галереи...155
Заключение...178
Список сокращений...186
Библиография...187
Архивные материалы...205
Приложения...,...206
Введение
Введение
Каждый художник по-разному воспринимает реальную действительность. Взаимодействуя с окружающим миром, он впитывает в себя огромную массу впечатлений, преломляя их в своем сознании через сформированные у него взгляды, интересы, убеждения, установки и мировоззрения. Именно от субъективного восприятия объективного мира, преломленного через душевный мир художника и рождается его индивидуальный творческий метод. Особый интерес в этой связи представляет творческий подход к изобразительной деятельности Народного художника СССР, лауреата Ленинской премии, Героя Социалистического труда - А.А. Дейнеки, основой которого является душевная искренность, новаторское мастерство, «беспощадный» реализм и жизненный опыт. «Художник, - как подчеркивал А. Дейнека, - обязан глубоко и зорко видеть и понимать, чем живет его родина. Знать, что хотят видеть. Обязан это так показать, чтобы зритель сказал: я это видел, знаю, люблю» (70, с. 13).
Анализ искусствоведческой литературы и художественных произведений позволил нам сделать вывод о том, что А. Дейнека на протяжении всего периода своего творчества следовал неизменному принципу — раскрывать динамику человеческой жизни. «Принцип координации форм, их динамическая взаимосвязь излучают дух борьбы и сурового преодоления действительности, заставляет остро чувствовать существующую зависимость людей от конкретных исторических обстоятельств и материального уровня бытия» (218, с. 146). Поскольку содержание его работ на всех этапах жизни выше обыденной повседневности, овеяно чувством устремленности в будущее, они сохраняют четкую принадлежность своему времени, отражают закономерности и реальные потребности существующей действительности. А. Дейнека воссоздает жизнь
крупным планом и как настоящий реалист чувствует внутреннюю правду бытия, реальные качества отношений.
Александр Дейнека внес существенный вклад в развитие искусства советской эпохи. Его творчество отразило наиболее существенные черты искусства социалистического реализма и широко известно в нашей стране и за рубежом. Другая сторона творческой биографии художника - это литературно-критическая деятельность, которая включает в себя множество статей, научных докладов и книги: учебник по рисунку «Учитесь рисовать» (1961), где наиболее полно изложены теоретические взгляды на композицию - проблему, волновавшую художника на протяжении всей жизни, и автобиографический очерк «Из моей рабочей практики» (1961).
Период истории, на который приходится значительная часть творческого пути художника, ознаменовался бурными событиями, выпавшими на долю советской России. Для него характерными стали широкий общественный подъем, обострившееся чувство национального самосознания, общий гражданский пафос. Это, в свою очередь, поставило новые задачи перед искусством молодой республики, для решения которых необходим был поиск новых средств художественного воплощения.
Знакомясь с особенностями творчества А. А. Дейнеки, внимание привлекает неординарность, смелость композиционных решений его работ, которые не оставляют зрителя равнодушным, заставляют задуматься над их содержанием, размышлять. В исследуемой проблеме особенностей композиционных построений работ А. Дейнеки в контексте развития советского искусства 1920-1930-х гг. основное внимание сконцентрировано на роли и месте композиционных задач в графических, живописных и монументально-декоративных работах художника. Также проанализированы характерные малоизвестные и неизвестные работы художника, находящиеся в Курской областной картинной галерее им. А. Дейнеки. К сожалению, большая
часть произведений А. Дейнеки остается недоступной широкому зрителю в силу различных обстоятельств. Остановились на анализе его литературно-теоретического наследия, где особое внимание уделили проблеме композиции.
А. Дейнека хорошо понимал, что такое композиция, мастерски ею владел и создал свой неповторимый композиционный почерк. Универсальный склад дарования позволил ему успешно осваивать особенности ритма, равновесия, динамики, единства и других законов и правил композиции в разных видах и жанрах изобразительного искусства, работать на стыке искусств. Рискованный ракурс, необычная перспектива, фрагментарная композиция, открытая композиционная структура, масштабное сопоставление, низкий горизонт и другие композиционные приемы находили убедительное применение в тех жанрах искусства, к которым обращался художник в своем творчестве.
В ряде современных исследований по вопросам композиции и исследований прошлых лет распространены суждения, согласно которым композиция рассматривается как особый творческий метод работы над произведением искусства. В связи с этим, наряду с композиционным изображением как таковым, данная точка зрения предусматривает существование и не композиционного изображения, как способа получения объективно точного и грамотного воспроизведения натуры, являющегося как бы исходным материалом для дальнейших творческих поисков, отражающих замысел композиции. Композиционная деятельность как форма организации изображения на основе образного осмысления действительности есть основа видения, мышления и практического творчества художника, и является специфическим качеством познавательной деятельности в искусстве.
Выделение главного, подчинение ему второстепенного, отбрасывание лишнего и случайного, проблема целостности и выразительности воплощения
замысла, то есть задачи композиции, устают перед художником в процессе работы над тематической картиной.
Анализ творческой деятельности художников, художников-педагогов и теоретиков изобразительного искусства свидетельствует о том, что процесс работы над произведением искусства с начального этапа предусматривает решение целого ряда задач композиционного характера. В свою очередь, эти задачи по своей направленности разделились на две группы: эмоционально-чувственные и рационально-логические. Другими словами, творческий процесс работы над картиной сопряжен с действиями, отражающими формирование образа натуры в сознании художника с последующим материальным воплощением этого образа на изобразительной плоскости, а также с действиями, отражающими элементы аналитического изучения натуры. Рационально-познавательная направленность задач, связанная с конструктивно-пластическим и цвето-тональным анализом натуры, протекает во взаимосвязи, взаимопроникновении и взаимосогласованности с эмоционально-чувственными задачами. Особенности проявления и степень участия этих задач в живописном процессе могут быть различными. Во многом это зависит от идейного замысла работы, характера натуры, особенностей изобразительного материала, а также индивидуальных качеств художника.
Несмотря на то, что процесс создания того или иного произведения предполагает комплексное, одновременное применение ряда композиционных задач в их неразрывной взаимосвязи, в исследовании предпринята попытка проанализировать каждую композиционную задачу в отдельности, раскрыв уровень ее участия и степень значимости в композиционной деятельности в целом и в творчестве А. Дейнеки, в частности.
В первую группу задач, отражающих эмоционально-чувственную направленность в процессе изображения, входят:
1. Задачи общего характера, включающие проявление таких творческих способностей художника, как эстетическое отношение к действительности, художественную наблюдательность, избирательную художественную память, творческое воображение, образное мышление.
2. Основные задачи, связанные с решением таких вопросов в изображении, как целостность, ритм, композиционный центр, формат, колорит, контраст, нюанс, равновесие, пропорциональность, симметрия, асимметрия, масштабность, перспектива.
3. Вспомогательные задачи. К ним можно отнести выразительные возможности изобразительного материала, особенности проявления тона, света, цвета, мазка, фактуры, а также технические средства и приемы.
Решение перечисленных эмоционально-чувственных задач при создании того или иного произведения искусства не достигает желаемого успеха, если, предположим, конструктивная моделировка или цвето-тональный анализ натуры будут произведены формально, с позиций только лишь знания закономерностей построения и изображения формы, не учитывая характера и замысла изображаемого действия.
Применяя формально какой-либо прием в работе, или выполняя работу по одной для каждого случая отработанной схеме и методике, художник не в состоянии успешно решить пространство и глубину в изображении, передать определенное настроение, достигнуть целостности и выразительности. Все это свидетельствует о том, что конструктивная моделировка формы, цвето-тональное решение изображения, выбор методики и методов работы изобразительными материалами, а также другие пути и формы решения задач, связанных с рационально-логическим характером действия, должны решаться в тесной взаимосвязи и зависимости с задачами эмоционально-чувственной направленности, отражая при этом цель и замысел конечного произведения.
g
Систематизируя задачи рационально-логического характера, во вторую группу включены задачи, связанные с научно-теоретическими основами изобразительной грамоты, задачи, раскрывающие методику и методы работы, а также задачи, связанные с анализом и контролем процесса работы.
Изучением композиционных процессов и закономерностей в изобразительном искусстве занимался ряд выдающихся художников, педагогов и ученых. Большой вклад в практику и теорию композиции внесли Л. Альберти, Леонардо да Винчи, Э. Делакруа, Д. Рейнольде, Д. Вазари, Е. Пирс, Д. Фрейд, Л. Селема и др. В нашей стране вопросы композиции исследовались П.П. Чистяковым, А.Н. Кардовским, М. В. Алпатовым, В.А. Фаворским, А.А. Дейнекой, Е.А Кибриком, Н.Н. Волковым и др.
В настоящее время вопросы композиции в различных видах и жанрах изобразительного искусства исследуются целым рядом художников-педагогов. К ним, прежде всего, необходимо отнести Г.В. Беда, С. Е. Игнатьева, А.С. Пучкова, Н.Н. Ростовцева, А.А. Унковского, Е.В. Шорохова и др. Ими внесен значительный вклад в совершенствование теории и практики профессиональной подготовки художников при решении композиционных задач в процессе творческой деятельности.
Разнообразным аспектам творческой деятельности А. Дейнеки посвящено немало книг и публикаций, в разные годы о нем были написаны статьи, очерки, материалы в документальных сборниках, альбомах, журнальные публикации.
Некоторыми проблемами исследования творчества А. Дейнеки занимались: И. Иоффе, А. Виннер, А. Федоров-Давыдов, А. Нурок, Н. Шантыко, Л. Мочалов, В. Виппер, Р. Климов, Ю. Сидорова, А. Сидоров.
По различным проблемам творческой деятельности А. Дейнеки высказывались крупные мастера советского искусства: В. Фаворский, Д.
Моор, А. Щусев, Е. Лансере, К. Юон, П. Корин, Г. Нисский, М. Манизер, Н. Жуков, С. Герасимов, Б. Иогансон, Д. Шмаринов, Я. Ромас, В. Корецкий. Они дают анализ творчества А. Дейнеки, размышляют об источниках и особенностях его художественного стиля.
Определенный вклад в изучение графического наследия художника внесла Г.Л. Демосфенова, которая была знакома с А. Дейнекой и оказала неоспоримую помощь при подготовке данного исследования, предоставив материалы, которые носят характер личных воспоминаний о А. Дейнеке. Они рисуют портрет художника, целиком посвятившего себя искусству.
Большой вклад в изучение особенностей творчества А. Дейнеки внесли В.П. Сысоев, Б.М. Никифоров, А. Д. Чегодаев, Р. Кац.
По близким проблемам проводились диссертационные исследования В.П. Сысоева «Творчество Александра Дейнеки» (М. 1972), В. Манина «Из истории художественных объединений Москвы и Ленинграда в 1921-1932 годах» (М. 1973), в которой дается объективная оценка ОСТу и, в частности, творчеству А. Дейнеки, Р.И. Жердевой «Общество художников-станковистов» (М. 1976), В.Б. Равинской «Концепция нового романтизма в отечественной монументальной живописи 1930-1950-х гг. (на примере творчества А. Дейнеки)» (М. 2002). Также следует отметить диссертации Е.Н. Бекреева «Проблема советской живописи в художественной критике 1930-х гг.» (М. 1989), В.В. Иванченко «Проблема теории композиции в русском и советском искусствознании первой трети XX века» (М. 1983), Р.В. Кандаурова «Советская художественная критика 1920-х гг. в борьбе за социалистический реализм» (Л. 1973), в которых рассматриваются проблемы искусства социалистического реализма' и реалии времени, в котором жил и работал А. Дейнека.
Исследуя работы авторов, рассматривающих ту или иную сторону композиционной деятельности в изобразительном процессе, мы не
10
обнаружили специальных работ, в которых всесторонне и глубоко рассматривались художественно-композиционные особенности творчества А. Дейнеки в контексте развития советского искусства 1920-1930-х гг. Эта проблема частично решалась в диссертации В. П. Сысоева и многих других авторов, посвятивших свои работы творчеству А. Дейнеки. Однако до настоящего времени не выявлено системного подхода в исследовании композиционных задач, определении отношений, связей этих задач в графических, живописных и монументально-декоративных работах А. Дейнеки. В диссертации предлагается монографическое исследование формально-стилевых и композиционных особенностей творчества А. Дейнеки, а также предпринят анализ композиционных построений малоизвестных и неизвестных работ художника из собрания Курской картинной галереи им. А. ДеЙнека, которая в настоящее время насчитывает наибольшее количество произведений художника, к сожалению, большая часть произведений А. Дейнеки остается недоступной широкому зрителю в силу различных обстоятельств.
Коллекция работ художника, принадлежащая Курской картинной галереи, охватывает все творческие этапы деятельности А. Дейнеки и дает представление не только об эволюции художественного видения мастера, но и о сути процессов, происходивших в советском искусстве данного периода. Изучение провинциальной коллекции, произведения которой обычно выпадают из научного оборота, может сыграть важную роль, так как коллекция не только дополняет представления о художнике, но и по-своему отражает картину развития искусства в целом.
Актуальной представляется попытка осмысления художественно-композиционных особенностей А. Дейнеки в широком культурологическом контексте, а также формулирование основных закономерностей общего процесса развития советского искусства, опирающегося на вехи творческого
11
процесса одного мастера. Обширный материал собрания (более 1000 произведений художника) еще не был исследован. Все это послужило определением темы диссертационного исследования «Художественно-композиционные особенности творчества А. Дейнеки в контексте развития советского искусства 1920-1930-х гг.». В своем исследовании мы остановились также на анализе его литературно-теоретического наследия, где особое внимание уделили проблеме композиции.
Объектом настоящего исследования является творчество А. Дейнеки в контексте развития советского искусства 1920-1930-х гг.
Предметом исследования являются художественно-композиционные особенности графических, живописных и монументально-декоративных работ А. Дейнеки 1920-1930-х гг., а также композиционные особенности малоизвестных и неизвестных работ художника из собрания Курской областной картинной галереи им. А. Дейнеки.
Цель исследования заключается в определении отличительных композиционных особенностей творчества А. Дейнеки 1920-1930-х гг., в нахождении и взаимодействии композиционных закономерностей в его произведениях и определении специфики творческого метода художника в контексте развития советского искусства 1920-1930-х гг., в анализе композиционных построений малоизвестных и неизвестных работ художника из собрания Курской картинной галереи им. А. Дейнеки.
Для достижения цели исследования было определено решение следующих задач:
Определение и систематизация композиционных задач, решаемых при создании того или иного произведения искусства. Раскрытие особенностей их проявления и характер взаимодействия.
Проведение историко-теоретического анализа исследований проблем композиции в отечественной и зарубежной историографии с обобщением
12
опыта работы различных школ и течений по интересующей нас проблеме.
Исследование истории формальных особенностей творчества А. Дейнеки. Определение степени влияния Объединения станковистов на формирование творческого стиля художника. Анализ литературно-художественного наследия А. Дейнеки и его взгляд на определение композиционных задач и приемов.
Выявление композиционных особенностей графических работ А. Дейнеки 1920-1930 гг. как фактора формирования его творчества. Определение влияния композиционных построений на живописные и монументально-декоративные работы А. Дейнеки 1920-1930 гг.
Анализ особенностей композиционных построений малоизвестных и неизвестных работ А. Дейнеки из собрания Курской картинной галереи.
С целью реализации поставленных задач, направленных на достижение поставленной цели исследования, в диссертации использован комплекс взаимообусловленных методов исследования.
Основные методы исследования. В процессе исследования использовалась традиционная для искусствознания методология, связанная с формально-стилистическим, культурно-историческим, иконографическим, музейно-знаточеским анализом произведений А. Дейнеки. Применялся сравнительно-сопоставительный анализ, метод проблемного синтеза, систематизация и обобщение полученных выводов и результатов. Кроме того, к анализу были привлечены различные источники - не только произведения изобразительного искусства, но и источники историко-культурного характера, литературные и теоретические источники, эпистолярное наследие А. Дейнеки. Подобный подход, предусматривающий взгляд с разных точек зрения, особенно актуален в данном исследовании. Комплексный метод, который использовался в работе, сочетает различные подходы - это позволяет с наибольшей полнотой осветить изучаемый материал. В ходе исследования
13
проведен:
1. Анализ литературы по теории изобразительного искусства.
2. Анализ состояния теоретических проблем композиции в зарубежной, русской и советской художественной практике.
3. Анализ литературно-теоретического наследия А. Дейнеки.
4. Анализ графических, живописных и монументально-декоративных работ А. Дейнеки 1920-1930-х гг.
5. Анализ малоизвестных и неизвестных работ из собрания Курской картинной галереи им. А. Дейнеки.
6. Анализ архивных материалов и документов, отражающих основные этапы жизни и творчества А. Дейнеки.
Научная новизна исследования заключается в следующем: впервые исследованы характерные малоизвестные и неизвестные произведения художника из собрания Курской картинной галереи. Многие из этих произведений впервые подвергнуты искусствоведческому анализу.
выявлены и систематизированы художественно-композиционные особенности графических, живописных и монументально-декоративных работ А. Дейнеки 1920-1930-х гг.
- выявлена специфика творческого метода художника в контексте развития советского искусства 1920-1930-х гг.
Материалы исследования. По данной проблеме исследованы архивные материалы Курского Государственного Архива, Российского Государственного Архива литературы и искусства, Архив Государственной Третьяковской галереи. Использовались собрания музеев страны, в частности, собрания Курской картинной галереи им. А. Дейнеки. Была предпринята попытка консолидации и систематизации всего изобразительного и теоретического материала, касающегося проблем, рассматриваемых в диссертации.
14
Границы исследования. Временные границы исследования - 1920-1930 гг., сложный и противоречивый период в советском изобразительном искусстве. Осевой частью исследования является выявление композиционных особенностей в произведениях А. Дейнеки.
Теоретическое значение работы заключается в том, что исследование вводит в научный оборот вновь открытые и малоизвестные архивные материалы и произведения А. Дейнеки. Выявленные художественно-композиционные особенности графических, живописных и монументально-декоративных работ А. Дейнеки существенно дополняют представление о творчестве художника 1920-1930-х гг.
Практическое значение работы заключается в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы в преподавании дисциплин искусствоведческого цикла, в разработке и совершенствовании процесса обучения композиции, опираясь на особенности композиционной системы А. Дейнеки. Материалы и выводы данной работы могут быть использованы в образовательном процессе, при подготовке и чтении общих и специальных курсов, семинарских занятий, при создании очерков и учебных пособий по истории отечественного искусства и теории композиции, а также в практической музейной работе при атрибуции неподписных и недатированных произведений А. Дейнеки.
15
Глава I. Историко-теоретический анализ исследований проблем композиции
1.1 Проблема теории композиции в отечественном и зарубежном искусствознании
Момент осознания художниками необходимости глубокого изучения вопросов, связанных с проблемой композиции, по мнению М. В. Алпатова, следует относить к периоду эпохи раннего Возрождения. Именно к этому времени относится появление фундаментальных работ, посвященных проблемам композиции, в частности трактата «Три книги о живописи» выдающегося итальянского ученого, зодчего, писателя и музыканта Л.Б.Альберти. Теория изобразительного искусства, исследуемая в этой работе, основывалась на глубоком научно—теоретическом изучении и анализе вопросов, раскрывающих проблемы формообразования.
Альберти, исследуя особенности геометрической оптики, закладывает основы линейной и воздушной перспективы, разрабатывает характерные направления движения в построении композиции картины, затрагивает проблемы целостной организации изображения, дает методические рекомендации по размещению в картинной плоскости необходимых элементов композиции, соблюдая при этом определенные правила искусства.
Проблеме живописного построения композиции картины Альберти в своем трактате отводит значительное место. «Живопись, - по его мнению, -слагается из очертания, композиции и освещения» (155, т.2, с.34). Позднее, в XVI веке, немного в другой, но по существу аналогичной форме, учение о живописи рассматривалось через рисунок, композицию и колорит. «Я утверждаю, - продолжает Альберти, - что композиция есть то правило живописи, согласно которому сочетаются части написанного произведения» (155, т.2, с.36).
16
Рассматривая такую важную композиционную задачу в творческом процессе художника как целостную организацию изображения, Альберти разрабатывает ряд принципов. «Прежде всего, надо следить за тем, чтобы отдельные части хорошо соответствовали друг другу. Соответствовать же друг другу они будут в том случае, если по величине, назначению, виду, цвету и тому подобному, в свою очередь, будут соответствовать единой красоте» (155, т. 2, с.38).
Говоря о композиционном размещении изображения, Альберти настаивает на необходимости выполнять предварительные наброски и эскизы, как для всей композиции, так и для каждой ее части. После чего он советует разделить удачно определившийся эскиз композиции параллелями и перенести его на картину, предназначенную для общего обозрения.
Альберти отрицательно относился к тем художникам, которые желая казаться щедрыми, не оставляли свободного места на холсте. Он считал, что работы должны отличаться скупостью и выразительностью, исключающие всякий повтор и одинаковость движений, форм и размеров.
Альберти, рассматривая освещение как существенный компонент композиции, убедительно доказал, что оно влияет на выразительность произведений, «...первым делом надо изучать все, что касается светов и все, что касается теней, и обращать внимание на то, как одна поверхность, на которую падают световые лучи, светлее другой и как там, где недостает силы света, также цвет становится темнее» (155, т. 2, с.45).
Значительное место в своем трактате Альберти посвящает производным в живописи ахроматическим цветам - черному и белому, «...высшее мастерство и искусство, - утверждает он, - заключается в умении пользоваться белым и черным и что к умению пользоваться этими двумя цветами следует прилагать все свое рвение и старание, ибо свет и тень заставляют вещи казаться выпуклыми» (155, т. 2, с.45). Говоря о богатстве цвета в природе, а также о способности цвета изменяться под
17
действием освещения, Альберти отмечает красоту и гармоничное взаимодействие цветов. Им предпринята попытка раскрыть очень важную композиционную задачу - колорит. «Ведь имеется некая дружба между цветами, так что один, присоединяясь к другому, придает ему достоинство и прелесть. Розовый цвет, зеленый и голубой, будучи сопоставлены вместе, делаются от соседства друг с другом достойными и видными. Белый цвет радует не только с пепельным и шафрановым, но почти что со всяким другим. Темные цвета не лишены известного достоинства в окружении светлых, и точно также светлые хорошо сочетаются в окружении темных» (155, т. 2, с. 48).
Теоретическое наследие Альберти оказало существенное влияние на творческую деятельность художников. В свою очередь, художники XX века получили качественно новые, научно подтвержденные знания, затрагивающие не только вопросы изобразительной грамоты, но и творческие вопросы, касающиеся проблемы композиционной организации изображения.
Преемником и продолжателем научных изысканий в области изобразительной грамоты и, в частности, в вопросах перспективы, был ученый и живописец раннего Возрождения Пъетро делла Франческа. Свой главный труд он посвятил одной из важных проблем в построении композиции картины - перспективе. Его трактат называется «О живописной перспективе». В своей работе он исследует вопросы перспективы и не касается непосредственно проблемы цветового решения, но, тем не менее, его труд стал первым теоретическим руководством для художника. Леонардо да Винчи, узнав, что такая книга существует, отказался от мысли предпринимать подобные исследования, так как они глубоко и всесторонне были изложены в этой работе.
Дальнейшее совершенствование прогрессивные идеи эпохи Возрождения в области композиции получили в трудах гениального художника, мыслителя и ученого Леонардо да Винчи. В своих
Список литературы
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно
25050.doc
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
03.11.24
Лексикографический анализ единиц поля
03.11.24
Из истории слова гость и его производных
03.11.24
Семантическое поле гость в русском языке
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2024. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.