У нас уже 21989 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Росписи раннекристианскик склепов Херсонеса Таврического в контексте художественной традиции синтез с архитектурой, символика, литургическая основа
Количество страниц 198
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 25030.doc 
Содержание Содержание
Оглавление

Оглавление...2

Введение...4

Глава 1. Раннехристианские росписи Херсонеса Таврического: предварительные замечания...13

1.1. История раннего христианства в Херсонесе Таврическом ... 13

1.2. Образы и символы Небесного Царства в контексте раннехристианского погребального обряда...26

1.3. Роспись, пространство и погребальный обряд в Боспорской

живописи...48

Глава 2. Раннехристианские росписи херсонесских склепов...71

2.1. Общая проблематика...71

2.2. Росписи херсонесских склепов: форма и содержание...89

2.2.1. Архитектура и роспись Уваровского склепа...89

2.2.2. Архитектура и роспись склепа 1909 года...100

2.2.3. Архитектура и роспись склепа на земле Тура...105

2.2.4. Архитектура и роспись склепа 1905 года...114

2.2.5. Архитектура и роспись склепа 1903 года...123

2.2.6. Архитектура и роспись склепа 1912 года...127

2.2.7. Архитектура и роспись 1907 I...128

2.2.8. Архитектура и роспись склепа 1907 II...129

2.2.9. Архитектура и роспись склепа №1...131

2.2.10. Архитектура и роспись склепа №2...137

2.3. Техника и технология росписей...139

Глава 3. Росписи херсонесских склепов в контексте художественной традиции и проблема датировки...144

3

3.1. Росписи херсонесских склепов в контексте художественной традиции...144

3.2. Художественные традиции и проблема датировки...153

Заключение...162

Примечания...167

Литература...186

Список иллюстраций...192

Список фотографий...197

Список сокращений...198

Иллюстрации и фотографии...Приложение



Введение



Введение.

Херсонес, в средние века именовавшийся Херсоном, а по-русски Корсу-нью, сыграл выдающуюся роль в принятии христианства на Руси. Значение этого города для отечественной культуры неоспоримо. Истоки этого влияния следует искать в древней истории. По свидетельству некоторых письменных источников, христианство начало проникать в Херсонес уже в самую раннюю пору своего существования. Поэтому обращение к редким памятникам раннехристианского искусства может прояснить отдельные моменты в истории города и в истории этой отдаленной и сложной эпохи. Важны они и в качестве еще одного примера художественного мышления ранних христиан, в перспективе развития, приведшего к высочайшим проявлениям живописной культуры и композиционного мышления, явленных в искусстве Византии и Древней Руси.

Античный город был основан дорийскими греками, выходцами из южно-понтийской Гераклеи, как полагают ученые, в 20-е годы V века до н.э. [1]. Местоположение на небольшом полуострове между двух бухт, к настоящему времени известных под именем Карантинной и Песочной (рис.1), впоследствии дало ему название. "Херсонес" по-гречески означает "полуостров". Свой эпитет "таврический" город приобрел от имени недружелюбного и дикого местного племени тавров, обитавших на скалистых нагорьях юго-западного Крыма.

Образ города, раскрытого трудами нескольких поколений отечественных археологов, по-своему выразителен. Здесь воочию явлено пересечение и наслоение различных эпох. Античный театр соседствует с раннехристианской базиликой, а на фундаментах эллинистического и римского времени возвышаются средневековые постройки. Уникальной для Северного Причерноморья является ситуация почти двухтысячелетнего существования городища на одном и том же месте. Многим другим античным городам этого региона не уда-

5

лось перейти в новую эпоху, некоторые постепенно прекратили свое существование. Херсонес же остался важным культурным и торговым центром, что предопределило его роль в истории Древней Руси.

Сохранившиеся очертания городских стен в общем соответствуют эллинистическому полису и позволяют мысленно выстроить его образ. По поэтическому уподоблению Г.И.Соколова, греческие города Северного Причерноморья "воспринимаются как эллинские жемчужины, оказавшиеся каждая в красивой и своеобразной местной оправе" [2]. Живописные перепады рельефа, причудливый изгиб береговой линии, рисующиеся на северо-востоке горы Ин-кермана, стали навсегда неотъемлемой частью облика Херсонеса, его прекрасной оправой.

Не менее выразителен и городской некрополь. Отчасти исследованный, раскопанный и заброшенный, отчасти все еще находящийся под толщей грунта, он привлекает исследователя еще и тем, что здесь были открыты памятники раннехристианской живописи. Эти росписи помещались на стенах древних гробниц-склепов.

Раннехристианские росписи херсонесских склепов, обнаруженные в различное время раскопками, были впервые сведены воедино, исследованы и изданы в составе капитального труда М.И.Ростовцева "Античная декоративная живопись на Юге России" [3]. Книга вышла в свет в Петербурге в 1914 году и по сие время остается важнейшим источником для исследования античной живописи Северного Причерноморья. Однако херсонесским памятникам, выглядящим в сравнении с боспорскими гораздо скромнее, со времени этой выдающейся публикации не уделялось достаточно внимания. Собственно и М.И.Ростовцев расценивал свою работу в отношении росписей Херсонеса как предварительную, призванную привлечь внимание к памятникам "исключительной важности" и, "к сожалению, гибнущим" [4].

6

В отечественной науке советского периода росписи херсонесских склепов не исследовались специально. Они привлекались в качестве свидетельства проникновения в город христианства [5]. Склепы изучались со стороны своей архитектурной составляющей [6]. Как узловой пункт росписи раннехристианских гробниц фигурировали в полемике А.Л.Якобсона и О.И.Домбровского в связи с так называемыми фресками "базилики 1935 года" [7]. Однако и этими учеными росписи не изучались сами по себе, хотя тенденция к пересмотру оценок М.И.Ростовцева была намечена.

Этот пробел в научной литературе советского периода стремились восполнить украинские ученые В.М.Зубарь и А.И.Хворостяный. В их книге "От язычества к христианству", посвященной проблеме распространения и утверждения христианства в Херсонесе и на Боспоре, росписи рассмотрены разносторонне и подробно [8]. Исследователями пересмотрены, подвергнуты критике и уточнению некоторые оценки, намечены новые подходы к рассмотрению росписей, уделено внимание их символике. Здесь же вводятся в научный обиход два херсонесских склепа с росписью, неизвестные ранее. Однако далеко не со всеми оценками и выводами авторов можно согласиться. Кроме того, исследование росписей херсонесских склепов в их работе не является главной темой. Поэтому что-то поневоле ускользнуло из поля зрения ученых, что-то не вошло в текст. Это свидетельствует о том, что к ценному в научном отношении материалу необходимо возвращаться.

В настоящей работе поставлена задача комплексного изучения раннехристианских росписей херсонесских склепов. Являясь разновидностью монументальной живописи, росписи херсонесских склепов должны быть рассмотрены в тесной связи с архитектурой. Поэтому они предстают перед исследователем как пространственная структура. В любом произведении искусства, даже традиционном и ремесленном, форма и содержание представляют собой нерасторжимое единство. Форма со всеми ее особенностями и существенными дета-

7

лями служит выражением содержания, а содержание является в форме в виде определенного смысла. Путем наиболее полного анализа внешнего выражения, своего рода изобразительного контекста, можно восстановить смысл, сокрытый художниками за лаконичным языком символов.

В настоящей работе сделана попытка рассмотреть росписи херсонесских склепов как выразительной структуры. Такой подход прежде не был применен к данному памятнику [14]. Это потребовало подробного анализа символики. Уделено внимание и литургическому прочтению росписей.

Для правильного понимания раннехристианских росписей херсонесских склепов, они должны быть осмыслены в контексте художественной традиции. В качестве главного выражения «внешней» художественной традиции в настоящей работе были использованы росписи погребальных сооружений Бос-порского царства, а также памятники живописи Дура-Европос, связанные с росписями раннехристианских склепов Херсонеса рядом композиционных, тематических, стилистических аналогий. Однако внешние влияния были переосмыслены и претворены херсоиесскими художниками и нашли продолжение в памятниках местной христианской живописи последующей эпохи. Рассмотрение росписей херсонесских склепов в контексте художественной традиции позволило уточнить их датировку.

Подходы к решению задачи комплексного изучения раннехристианских росписей херсонесских склепов сложились постепенно. Автор заинтересовался этим материалом во время обучения на факультете теории и истории искусства Московского государственного академического института имени В.И.Сурикова (МГАХИ). Началась работа с источниками, что привело к написанию курсовой работы, посвященной символике хероснесских росписей. Знакомство с состоянием памятников на месте в ходе поездки в Севастополь, работа с руководителем и специалистами, занимающимися изучением древностей Херсонеса, изучение литературы расширили горизонты исследования. На

8

основании предварительных результатов автором на XIII Сергеевских чтениях в МГУ в январе 2003 года был сделан доклад «Росписи раннехристианских склепов Херсонеса Таврического: некоторые аспекты рассмотрения» [9]. В июне того же года на факультете теории и истории искусства МГАХИ автором была представлена к защите в качестве дипломной работа «Росписи раннехристианских склепов Херсонеса Таврического» [10]. Исследование было отмечено отличной оценкой и похвалой ГАК. Дальнейшая разработка темы шла по линии более детального выявления связи росписей херсонесских склепов с художественной традицией, как местной, так и внешней, а также по линии расширения и углубления работы с письменными источниками. Результаты этой работы были опубликованы. Для того чтобы компактно изложить итоги композиционного, иконографического и стилистического анализа был избран ключевой памятник - Уваровский склеп, - позволяющий коснуться проблем, поставленных росписью и архитектурой других херсонесских склепов [11]. Итоги изучения «внешней» художественной традиции, в контексте которой должны быть рассмотрены херсонесские росписи, были подведены в статье, посвященной росписям боспорских погребальных сооружений [12]. Углубленный анализ письменных источников и изучение раннехристианского погребального обряда нашли отражение в статье, посвященной этим вопросам [13].

В основу настоящего исследования положен текст вышеупомянутой дипломной работы. Он был заново пересмотрен и переработан автором в соответствии с расширением темы. Существенные изменения внесены в раздел, посвященный истории раннего христианства в Херсонесе. Практически заново написан раздел, посвященный раннехристианской символике и погребальной обрядности. Новыми являются разделы, посвященные боспорской живописи и датировке херсонесских росписей. В остальные разделы также были внесены изменения.

Настоящая работа состоит из введения, основной части и заключения. Основная часть разделена на три главы. Первая и последняя главы состоят из

9

ipex, а последняя - из двух разделов. Внутри каждого раздела, в соответствии с ходом изложения, вводится отдельная рубрикация.

Первая глава содержит необходимые предварительные замечания. В ее первом разделе помещен краткий очерк, посвященный истории раннего христианства в Херсонесе. Второй раздел посвящен представлениям о загробном мире и чинопоследованию погребального обряда, получивших отражение в искусстве ранних христиан. Здесь же говорится об отдельных символах, использованных в росписях херсонесских склепов. В третьем разделе рассматриваются росписи боспорских склепов в связи с дохристианским погребальным обрядом.

Вторая глава посвящена непосредственному изучению росписей раннехристианских склепов Херсонеса. В ее первом разделе рассмотрены общие проблемы изучения херсонесских склепов: их архитектура; мотивы, наиболее распространенные в росписях; система декорации; вопросы атрибуции и топографии. Во втором разделе даны анализ формы и содержания каждой из херсонесских росписей, расположенных в порядке достоверности их христианского происхождения. В третьем разделе рассматриваются техника и технология росписей.

Третья глава посвящена рассмотрению херсонесских росписей в контексте художественной традиции, как внешней, так и местной, и их датировке. В первом разделе росписи рассмотрены в связи живописной декорацией «базилики 1935 года» и мозаиками херсонесских храмов, а также суммируются признаки их стилистического сходства с живописью Дура-Европос. Во втором разделе подытоживается соотношение росписей с художественной традицией и на этом основании определяется их датировка в контексте предварительно выстроенной «внутренней хронологии».

Теперь о состоянии памятников к настоящему времени.

10

Как было сказано выше, разрушение росписей отмечено уже во времена М.И.Ростовцева. В дальнейшем обстоятельства складывались не лучшим образом. Не смотря на все усилия ученых и музейных работников, из различных памятников, открытых раскопками в дореволюционный период, немало было утрачено и забыто. Перипетии российской истории двадцатого века не способствовали сохранности археологических материалов. Многое было утеряно в годы Великой Отечественной войны и обороны Севастополя. К настоящему времени утрачены не только сами росписи, о которых писал М.И.Ростовцев, но и знание о местоположении склепов, в которых они помещались. Теперь эти восемь гробниц затерялись среди почти полусотни подобных им.

В такой ситуации значительной археологической удачей является открытие двух прежде неизвестных гробниц с росписью. Они были исследованы в 1998-1999 годах группой австрийских и украинских ученых. Однако, к сожалению автора настоящей работы, новооткрытые склепы пока недоступны для ознакомления. Они были законсервированы, поскольку, по выражению авторов публикации, соответствующие организации "в настоящее время не имеют средств ни на реставрацию живописи, ни на музеефикацию этих уникальных погребальных комплексов" [15].

Таким образом, главными материалами для изучения росписей херсонес-ских склепов остаются копии, рисунки, архитектурные чертежи, немногие фотографии и подробные описания, содержащиеся в публикации М.И.Ростовцева и работе украинских ученых. Они легли в основу настоящего исследования.

Однако все эти документы сами по себе являются лишь исходным материалом Живым импульсом для написания данной работы стали натурные наблюдения, сделанные автором в ходе посещения Херсонеса летом 2001 года. Они придали теоретическим построениям ощущение масштаба, соотнесенности с окружающим ландшафтом. Античная художественная традиция, прекрасные образцы живописи, представленные в напольных мозаиках херсонес-ских храмов и реконструированных фресках "базилики 1935 года", наконец,

11

сам образ древнего города так или иначе сказались на результатах исследования. Сохранившееся позволило мысленно восстановить утраченное. Одним из результатов поездки стали фотографии, помещенные в приложении.

Фотографии образуют самостоятельный визуальный ряд, выстроенный в соответствии с мысленным движением по городищу от восточного некрополя к гак называемой «базилике 1935 года».

Во введении необходимо также затронуть некоторые частные вопросы, касающиеся терминологии.

В книге М.И.Ростовцева склепы были рассмотрены в порядке открытия. Соответственным образом сложилось их наименование: по году открытия. Это касается не только херсонесских, но также и боспорских памятников. В настоящей работе использовано то же обозначение, как и в книге М.И.Ростовцева, за несколькими оговорками. Некоторые склепы в силу определенных причин приобрели своеобразные эпитеты. Так, один из херсонесских склепов, открытый впервые в 1853 году графом А.С.Уваровым, был как бы "забыт" на некоторое время. Затем он был повторно исследован более подробно в 1904 году. Благодаря его истории, а также особому значению своей росписи он получил наименование Уваровского склепа, которое и используется в настоящей работе. Другой херсонесский склеп, один из наиболее проблемных в отношении архитектуры и росписи, был расположен не на территории монастыря святого Владимира, как большинство других, а на частной земле севастопольского помещика Н.И.Тура. Хозяин участка, вероятно, впервые открывший гробницу, делал тщетные попытки ее сохранения, пока, наконец, она не была исследована и обмерена в 1912 году. Впоследствии подробно была скопирована и роспись. Все эти обстоятельства обусловили название гробницы — склеп на земле Н.И.Тура. Это наименование принимается в настоящей работе, только в дальнейшем для краткости опускаются инициалы землевладельца. Два херсонесских склепа, открытые в один год, обозначаются

12

римскими цифрами соответственно 1907 I и 1907 II, что следует читать как "первый склеп 1907 года" и "второй склеп 1907 года". Херсонесские склепы, открытые раскопками 1998-1999 годов обозначены в соответствии с первой публикацией "склеп №1" и "склеп №2".

Наименование боспорских склепов, в силу их большей изученности в науке, не требует особых оговорок. Основой здесь также выступает книга М.И.Ростовцева, обозначение по году открытия и своеобразные эпитеты отдельных склепов заимствованы из нее.

Следует обговорить и архитектурные обозначения, использующиеся при описании внутреннего пространства склепа. Основное помещение условно рассматривается как бы со стороны входа. Отсюда происходят обозначения: входная стена, правая и левая стены, задняя стена. При описании архитектуры и росписи каждой стены точка зрения условного наблюдателя меняется, координаты и направление указываются в плоскости стены: левый простенок правой стены, нижний простенок левой стены. Отсюда происходит отличие в описании архитектуры и росписи входной стены, принятой в настоящей работе, от описаний М.И.Ростовцева. Определение "слева от входного отверстия" у нас подразумевает точку зрения лицом к стене, тогда как у М.И.Ростовцева условный наблюдатель предстает как бы входящим в склеп, и определение местоположения той же предполагаемой детали меняется на диаметрально противоположное. Это различие обусловлено тем, что ученый составлял свои описания в расчете на читателей, пользующихся планом и потому смотрящих на архитектуру сверху. Автор настоящей работы ориентируется на мысленное "посещение" (что соответствует и его личному опыту).

Последнее замечание касается пунктуации. Ссылки на примечания, помещенные в конце работы, даются в квадратных скобках. Их нумерация не является сквозной и начинается сначала для каждого раздела.

Все выделения в тексте сделаны автором настоящей работы.

13

1. Раннехристианские росписи Херсонеса Таврического: предварительные замечания

1.1. История раннего христианства в Хсрсонесе Таврическом

Интерпретация раннехристианских росписей Херсонеса возможна только в связи с историей христианства в городе, рассмотренной в широком контексте.

Письменные источники по этому вопросу были введены в научный обиход и достаточно хорошо исследованы уже в XIX — начале XX века. Круг их к настоящему времени фактически не расширился. Мало изменился и диапазон оценок: от весьма критических до сравнительно благосклонных. Представляется верным рассматривать немногие сохранившиеся письменные свидетельства в широком контексте Припонтийского региона, хотя, охватить все связанные с этим проблемы не представляется возможным. Поэтому лишь наметим некоторые обязательные пункты.

Известно, что города Северного Причерноморья, а в их числе и Херсонес, издавна находились в тесных торговых и культурных связях с северными областями Малой Азии, прилежащими к Понту. Особенно эти связи укрепились со времени их совместного пребывания в составе всепонтийской державы Митридата Евпатора [1 ]. Между тем, Малая Азия была наряду с Палестиной и некоторыми другими областями Древнего мира территорией раннего и весьма активного распространения христианства. Это фиксируется не только каноническими книгами Нового Завета, но и некоторыми нехристианскими источниками [2]. Известно, что Херсонес активно поддерживал связи с Гераклеей Понтийской, являвшейся его метрополией, а также с Синопом, Амисом. Это фиксируется различными категориями источников [3]. Через эти города шли пути транзитной торговли, связывавшие самые различные территории: Сирию и Месопотамию с Александрией, островной и материковой Грецией. Как из-

14

вестно, торговые пути для древнего мира были и путями распространения новых идей, различных культур и религий. Все это позволяет предположить, что христианство начало проникать в Северное Причерноморье уже в апостольскую эпоху.

Апостол Андрей и апокрифические источники

Наиболее раннее свидетельство проникновения христианства в Северное Причерноморье относится к I веку и говорит о посещении этих земель Андреем Первозванным. В современной науке преобладает отрицательная оценка достоверности преданий, повествующих об этом. Однако есть достаточно веские основания считать свидетельство об Андрее соответствующим исторической действительности. Ряд авторитетных ученых, - прежде всего, В.Г.Васильевский и С.П.Петровский, - изучая древние тексты, выявили их взаимосвязь между собой и определили степень отражения в них реалий апостольской эпохи.

Наиболее ранние письменные источники, передающие сведения о деятельности апостола Андрея, можно разделить на две группы: свидетельства ранних церковных писателей и апокрифические сочинения. Наиболее раннее упоминание в источниках первого типа связано с именем александрийского богослова Оригена (|254); сохранилось оно в передаче церковного историка начала IV века Евсевия Кесарийского. Перечисляя земли, доставшиеся в удел каждому из апостолов, Ориген указывает, что Андрею досталась Скифия [4]. Второе по древности свидетельство, хотя и сохранено под именем Ипполита Римского, жившего в начале III века, по мнению В.Г Васильевского, относится к более позднему времени, хотя и не слишком отстоящему от III века [5]. Оно содержит указание на проповедь Андрея "скифам и фракийцам" и уже тем самым более определенно указывает на Северное Причерноморье [6]. Последующие свидетельства, приписываемые авторам II и III веков и содержащие указания конкретных географических пунктов и этнонимов Северо-Восточного Причер-

15

номорья, тот же ученый относит к более позднему времени [7]. Наиболее развернутый рассказ о деятельности Первозванного апостола, содержащий в числе прочих посещенных им конкретных мест наименование Херсонеса, относится к концу VIII - началу IX века. Это повествование было создано мало-азийским монахом Епифанием, повторившим путь Андрея и собравшим местные предания о нем.

Апокрифические сочинения, повествующие об апостоле, датируются, по мнению ученых, более ранним временем, чем сохранившиеся свидетельства церковных авторов, и отдельные из них относятся к концу I — П векам [8]. Они содержат в себе зерно исторической правды, поскольку, как показал С.П.Петровский, сохранили соответствующие апостольской эпохе реальные собственные имена, этнонимы и географические наименования [9]. Зафиксированные в гностической среде подлинные рассказы о деятельности апостола и его спутников были перетолкованы в соответствующем духе и приобрели свойственную сочинениям гностиков фантастичность [10].

Среди примеров соответствия апокрифических текстов историческим реалиям, рассматриваемых ученым, выделим один, но весьма показательный. В «Деяниях блаженного апостола Варфоломея» имя царя, обращенного апостолом в христианство, - Полимий, являющееся разновидностью греческого имени Полемон. Упоминается также брат царя, гонитель веры [11]. Из литературных источников известно, что Понтийский царь Полемон II, являвшийся в середине I века также правителем Боспора, около 52 года принял иудаизм [12]. В глазах современников апостольского века различия новозаветной и ветхозаветной веры еще не обозначились достаточно четко. Тем более что многие христиане сохраняли приверженность иудейской религии. Свидетельство апокрифа приобретает историческую определенность, подкрепляемую еще одним источником, не использованным С.П.Петровским. В апокрифических «Деяниях Павла и Феклы» заступницей Феклы выступает царица Трифена. Личность царицы достоверна. Это - Трифена понтийская, внучка триумвира

16

Антония и мать Полемона II [13]. Старший брат Полемона, Артакс III, действительно был гонителем иудеев [14]. Апостол Варфоломей действовал не в одиночку, и в других источниках упоминается как спутник Андрея Первозванного.

Миссионерская деятельность апостолов, как показали исследователи, была возможна на тех территориях, для которых были соблюдены определенные исторические условия. По замечанию С.А.Беляева, для античных центров Северного Причерноморья эти условия соблюдены: "налаженность торговых путей и регулярность торговых сообщений засвидетельствованы многими типами источников, равно как надежны свидетельства о наличии по крайней мере в Боспорском царстве, Херсонесе и Ольвии сильных еврейских колоний" [15]. Последнее важно, поскольку, в начальный период существования христианства его распространение охватывало пункты иудейской колонизации и было обращено, прежде всего, к "овцам дома Израилева" как наиболее подготовленным слушателям.

Итак, можно заключить, что факт апостольской проповеди может быть признан имевшим место в Северном Причерноморье, и возможно, в Херсонесе в частности. Это подтверждается достаточно древними письменными источниками, а также сопутствующими историческими условиями.

Римский епископ Климент

За свидетельством об апостоле Андрее следует свидетельство о пребывании в Херсонесе римского епископа Климента, отправленного сюда в ссылку в правление императора Траяна (98-117). Наиболее ранним источником, фиксирующим это: факт, является упоминание в "Истории" Григория Турского VI века. Жития, передающие подробности деятельности святого Климента, относятся к более позднему времени. Однако то, что фиксация событий достаточно удалена от них во времени, не умаляет значения сохраненного свидетельства. По указанию С.П.Шестакова, следует обратить внимание на существование в

17

Херсонесе, согласно автору начала VI века Феодосию, местной традиции почитания святого [16]. Следует согласиться с заключением ученого о том, что факт ссылки римского епископа Климента в окраинный город Империи вполне вероятен [17]. Представляется возможным принять доводы С.А.Беляева, указывающего на то, что число построенных святым Климентом церквей, обыкновенно считаемое преувеличением или вымыслом, объясняется иными реалиями эпохи раннего христианства [18].

Немаловажен также сообщаемый различными источниками факт обретения мощей святого Климента святыми Кириллом и Мефодием, просветителями славян, останавливавшимися в Херсоне во время своих миссионерских путешествий в середине IX века. Благодаря указаниям "Слова на перенесение мощей святого Климента", учеными было отождествлено место погребения свя-щенномученика на небольшом острове, расположенном в некотором удалении отХерсонеса [19].

Естественно возникающий вопрос о взаимосвязи традиции апостола Андрея и традиции святого Климента ни на основании письменных, ни археологических источников решить однозначно не представляется возможным. Создавая жития, различные авторы, жившие в различные эпохи, не ставили задачей создать связное повествование об истории херсонесской церкви. Если какие-то местные предания, могущие прояснить проблему, и существовали, теперь они безвозвратно утрачены. Некоторые косвенные указания на существование в Херсонесе или его окрестностях основанной апостолами общины можно обнаружить в житии святого Климента [20].

Таким образом, свидетельство о пребывании и деятельности в Херсонесе и его округе римского епископа Климента, мученически окончившего здесь свою жизнь в начале II века по Р.Х., можно также признать соответствующим действительности.
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 25030.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2024. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.