У нас уже
21989
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
Истоки сценографии Бурятского театра от оБряда до первык профессиональный спектаклей
Количество страниц
184
ВУЗ
МГИУ
Год сдачи
2010
Бесплатно Скачать
24990.doc
Содержание
Содержание
Содержание
1. Введение...3
2. Глава первая Часть первая
Народные игры...33
3.Часть вторая Обрядовые представления...67
4. Глава вторая Часть первая
Любительские постановки...91
5. Часть вторая
Профессиональный театр...111
6. Заключение...146
7. Библиографический
список...153
8. Приложение...184
Введение
Введение
Материально-вещественная часть зримого образа спектакля, его знаковая система для национального театра бурят играют особую роль. Современный национальный театр Бурятии берет свое начало в фольклорных обрядово-игровых формах, где примитивная образность проявлялась в своеобразии национальных и обрядовых костюмов, их аксессуаров, эстетизированных предметов быта.
Сочетание народного творчества и элементов религиозной обрядности явилось той плодотворной почвой, на которой вырос национальный профессиональный театр, что органично вписывается в общепринятую теорию происхождения театра, и в частности, сценографии1.
Целью данного исследования является иследование путей развития искусства сценографии в бурятском театре от фольклорных обрядово-игровых форм до первых спектаклей профессионального театра.
Театроведческая литература по вопросам истории бурятского национального театра существует в виде отдельных сборников, монографий и журнальных статей. В основном, это анализ развития драматического, оперного и балетного театров, национальной драматургии, очерки о режиссерах, артистах и других деятелях театрального искусства2. Сведения о сценографии профессионального театра пред-
1 См.: Авдеев А.Д. Происхождение театра. Элементы театра в первобытном строе. Л.; М., 1959. Березкин В.И. Искусство оформления спектакля. М., 1986 и др.
2 См.: Найдаков В.Ц. Бурятская драматургия. Улан-Удэ, 1959. Куницын О.И. Бурятская опера. Улан-Удэ, 1984. Он же. Музыкальный театр Бурятии. Улан-Удэ, 1988 и др.
ставлены в виде кратких описаний декораций и костюмов некоторых спектаклей и информации о театральных художниках1.
До сих пор не было отдельного исследования развития сценографии на ранних этапах формирования театрального искусства Бурятии. Именно этот, практически не изученный процесс, на взгляд автора, может представлять определенный интерес. Данная работа по возможности восполняет этот пробел, корректируя уже имеющиеся общие сведения о бурятском театре.
Объект исследования - бурятский национальный театр.
Предмет исследования - становление искусства сценографии этого театра.
Задачи исследования:
- выявить на основе анализа особенности процесса формирования образно-пластического мира бурятского театра от ранних форм культуры бурят, связанных с дотеатральными формами (игры, обряды), через любительские постановки начала XX в. - к сценографии первых спектаклей профессионального национального театра 1930-1940-х гг.;
- изучить влияние и развитие национальных традиций народных и обрядовых действ в спектаклях бурятского любительского и профессионального театров начала XX в.
В раннем обществе художественному творчеству свойственно непосредственно-эмоциональное восприятие действительности, отражение мифологизированного сознания в народных играх и обрядах. Поэтому предметы декоративно-прикладного искусства были неотделимы от тех или иных игровых и обрядовых представлений, создавая определенную образно-пластическую среду. Элементы театрали-
' См.: Соктоева И.И. Живопись Бурятии. Улан-Удэ, 1989. С.ЗЗ -34. Соктоева И.И., Хабарова М. В. Художники Бурятии. Л., 1976. С. 67-69 и др.
зации, проникая в обрядовые действа, органично осваивались фольклорными сценическими формами. С течением времени и по мере становления театрального искусства понятие «образно-пластическая среда» вытесняется профессионально-емким современным термином «сценография».
Конечно, если рассматривать театр только с точки зрения его сегодняшнего бытия, то такого театра на ранних этапах исторического формирования бурятского народа не найти. Тем не менее, многочисленные факты, рассыпанные в архивных материалах, отдельных этнографических и исторических работах, характеризуют духовную жизнь бурят и позволяют наметить основные этапы формирования национального театрального искусства. Уже на этих этапах в общественной практике бурят просматриваются явления, которые содержат в себе особенности, свойственные искусству театра.
В предлагаемой работе понимание термина «сценография» опирается на достаточно известное положение о том, что «современное значение любого термина определяется не его первоначальным смыслом, а реальным содержанием того явления, для обозначения которого данный термин используется»1.
Опираясь на это положение, можно утверждать, что сценография бурятского театра в результате длительной исторической эволюции представляет собой материально-вещественное воплощение зримого образа спектакля (на ранних этапах - театрализованного действа). Самыми разнообразными средствами выразительности могут быть и созданные человеком предметы его повседневной жизни, и результаты его художественного творчества. В бурятской культуре поначалу это маски, костюмы, предметы декоративно-приклад-
1 Березкин В.И. Искусство сценографии мирового театра. В 2 т. М., 1997. T.I. C.14. В многочисленных трудах В.И. Березкина разрабатывается понятие «предсценография», выстраивается концепция смены трех систем в ходе эволюционного развития сценографии.
ного искусства (народные игры, некоторые представления шаманов). Затем - декорации, использующие архитектуру дацанов, живопись, скульптуру (зоомистерии, мистерия Цам). И, наконец, специфические средства выразительности, формообразующие сценическое пространство, передающие сущность постановки, выявляющие взаимосвязь режиссерского решения, актерского творчества и внешнего образа спектакля.
Научная новизна. В работе впервые рассматриваются основные тенденции развития искусства сценографии бурятского театра.
Анализ сценографии спектаклей национального театра Бурятии (особенно, современных постановок конца XIX в. - начала XX в.) невозможен без осознания истоков этого явления. Этим определяется актуальность предлагаемого исследования.
Автор не ставит цель охватить и проанализировать весь процесс развития национального театра бурят. Но для осознания закономерностей развития образно-пластического ряда и сценографии этого театра, автор обращается к истории его становления.
Становление бурятского театра было сложным и противоречивым. Оно затруднялось прежде всего отсутствием профессиональных кадров, так как до начала 20-х годов XX в. буряты не имели ни развитого театрального искусства, ни развитой художественной литературы, ни изобразительного искусства.
Народные и обрядовые традиции при всех обстоятельствах сохраняли свое огромное значение как показатели своеобразия художественно-эстетического развития бурят. Взаимосвязь и взаимодействие народных театрализованных игрищ, обрядовых действ с современным театральным искусством на протяжении всей истории его развития не всегда прослеживается одинаково ясно. Тем не менее, они существовали и существуют. Автор считает необходимым
проанализировать сценографию одних из первых спектаклей музыкально-драматического театра (первая национальная опера «Энхэ-Булат батор» М. Фролова, режиссер - И. Туманов, художник - А. Ти-мин, 1940 г.; музыкальная драма «Баир» Г. Цыденжапова, М. Фролова, режиссер - Г. Цыденжапов, художник - Г. Кигель, костюмы по эскизам Г. Павлова, Б. Чернутова, 1938 г.), в которых, наряду с влиянием русской театральной культуры, сохранение национальных традиций просматривается наиболее наглядно.
Театр позднее предпринял несколько возобновлений этих спектаклей, существенно изменяя сценографическое решение. Это, по мнению автора, тоже представляет определенный интерес для темы исследования. Кроме того, среди современных постановок 1990-х гг. и начала XXI в. Бурятского академического театра драмы им. X. Намсараева автор считает нужным выделить несколько спектаклей, в которых сценография уже на принципиально новом уровне и под другим углом зрения, привлекая современные технологии, обращается к национальным истокам, к образно-пластическому миру, к зримому образу народных игр и обрядов («Сиддхарта» Г. Гессе, режиссер - Ю. Александров, художник - Л. Ильина, 1993 г.; «Арадай Баатар Гэсэр хан» Н. Дамдинова, режиссер - В. Кондратьев, сценография - Б. Доржиев, 1995 г.).
Практическая значимость работы связана с возможностью ее использования в курсах лекций по истории театра и мировой художественной культуры, а также в специальных курсах по истории сценографии в высших учебных заведениях культуры и искусства. Диссертация может оказаться полезной также с точки зрения выбора методологии изучения театрального искусства других стран и культурных традиций.
Апробация исследования. Работа выполнена на кафедре теат-
•'V
ральной техники и технологии факультета сценографии и театральной технологии Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства. Диссертация обсуждена на расширенном заседании этой кафедры с привлечением специалистов кафедры сценографии и сценического костюма и театроведческого факультета Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства. Основные положения исследования изложены в публикациях: «Национальные традиции сценографии бурятского театра» (Материалы четвертой Санкт-Петербургской Ассамблеи молодых ученых и специалистов. СПб., 1999. С. 144 - 145.), «Бурятская мистерия Цам» (журнал «Сцена», 2000. № 14. С.43.), «Национальные традиции современной сценографии бурятского театра» (Человек. Природа. Общество. Актуальные проблемы: Сборник статей. СПб., 2000. С.554 - 557.). Автором сделаны и опубликованы доклады «Особенности бурятского шаманского представления» на научной конференции Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства «Феномен актера: профессия, философия, эстетика» (Феномен актера: профессия, философия, эстетика: Сборник материалов научной конференции СПбАТИ. 15 мая 1998 г. С.36 - 38.), «Цам как одна из театральных форм театральной культуры Бурятии» на второй российской конференции с международным участием «Традиции и обычаи народов России» в Санкт-Петербурге (Материалы второй российской конференции с международным участием: Доклады и сообщения. 16 - 18 мая 2000 г. В 2 т. СПб., 2000. T.I. C.34 - 38.).
Материалы исследования используются автором на факультете сценографии и театральной технологии Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства при разработке курсов: «Технология театрального производства», «Сценические эффекты»,
«Технология изготовления театральных декораций и бутафории» (разделы «История развития предметного мира спектакля», «Материальная среда спектакля», «Вещь на сцене», «Театральная маска», «Костюмная бутафория»).
Методология исследования. Диссертационное исследование основано на выработанных отечественной театроведческой школой принципах историзма, включающих в себя разнообразный контекст -историю национального бурятского театра и литературы, а также русско-бурятских культурных связей. Работа опирается на историко-театральные сочинения, исследования по истории, этнографии, фольклору, изобразительному и декоративно-прикладному искусству Бурятии.
В работе использованы материалы архивов и библиотечных фондов Улан-Удэ (Центрального Государственного архива Республики Бурятия, Бурятского научно-исследовательского института), Санкт-Петербурга (Российской Национальной библиотеки); критические статьи и рецензии, заметки, корреспонденция (газеты «Бурят-Монгольская правда», «Байкальская струя», «Верхнеудинский листок», «Восточное обозрение», «Голос Сибири», «Забайкалье», «Забайкальская новь», «Забайкальские областные ведомости», «Сибирь», журнал «Бурятиеведение», «Жизнь Бурятии», «Сибирские огни»), театральные архивы и сценография спектаклей, существовавших и ныне существующих, Бурятского государственного академического театра оперы и балета и Бурятского государственного академического театра драмы им. X. Намсараева. Впервые вводится в научный обиход часть из газетных и архивных материалов.
При работе над диссертацией обнаружились трудности, которые предстояло преодолеть. Первая заключается в том, что в Центральном Государственном архиве Республики Бурятия (ЦГА Респуб-
10
лики Бурятия), архиве Бурятского научно-исследовательского инсти-ута Улан-Удэ (РО БНИИ) в 1930-е годы многие ценные материалы, касающиеся культурной жизни, в частности, театральной, таких городов, как Селенгинск, Баргузин, Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ - столица Республики Бурятия), Иркутск, Чита, были ликвидированы «за ненадобностью». Ограниченность материалов сибирских архивов автор частично восполнил первоисточниками из фондов Российской национальной библиотеки (РНБ) Санкт-Петербурга.
Другая сложность связана с тем, что существует обильный архивный материал, подробно характеризующий историю, этнографию, экономику бурят. Но специальные записи о театральной жизни Бурятии, хранящиеся ныне в архивах, стали появляться в основном в конце XIX в. - начале XX в., однако профессиональных рецензий было немного.
Литература вопроса. Исследования по истории искусства Востока и Азии обширны и разнообразны. Восточное театральное искусство давно привлекало практиков и теоретиков театра - А. Арто, Б. Брехта, В.Э. Мейерхольда, А.Я. Таирова. Восточной культуре (и, в частности, японскому, китайскому театрам) посвящены многочисленные работы Н.Г. Анариной1, Н.А. Виноградовой2, Б.Я. Влади-мирцова3, К.М. Герасимовой4, Т.П. Григорьевой5, В.Н. Гореглянда6, М. Гундзи7, А.Е. Глускиной8, О.Н. Глухаревой9, Н.Л. Жуковской10,
1 Анарина Н.Г. Японский театр Но. М., 1984.
2 Виноградова Н.А. Искусство Японии. М., 1985.
3 Владимирцов Б.Я. Тибетские театральные представления // Восток. 1923. С.99 - 103.
4 Герасимова К.М. Памятники эстетической мысли Востока. Тибетский канон пропорций. Улан-Удэ, 1971.
5 Григорьева Т.П. Роль традиции в истории и культуре Китая. М., 1972.
6 Гореглянд В.Н. Буддизм и японская культура VIII-XII вв.//Буддизм, государство и общество в странах Центральной и Восточной Азии в средние века. М., 1982. С.23 - 34.
7 Гундзи М. Японский театр Кабуки. М., 1969.
8 Глускина А.Е. Заметки о японской литературе и театре. М., 1979.
9 Глухарева О.Н. Искусство Кореи с древнейших времен до конца XIX в. М., 1987.
10 Жуковская Н.Л. Категории и символика традиционной культуры монголов. М., 1989.
11
E.B. Завадской , Н.И. Конрада , С.Н. Соколова-Ремизова , С.А. Серовой , В.Ф. Сорокина5, А.И. Сычева, В.Л. Сычева6 и др.
Менее изучен театр тюрко-монгольских народов. В немногочисленных исследованиях И.К. Булякова7, Р.Х. Ильясовой8, Н.Н. Лид-жиева9, Д.К.Максимова10, Г.А. Стеркина11, Г.В. Уваровой12, Б. Рин-чена'3, С. Чимидоржа14 и др. рассматриваются особенности возникновения и становления драматургии, режиссерского, исполнительского искусства национальных театров Башкирии, Калмыкии, Тувы, Якутии, Монголии.
С присоединением к России в середине XVII в. Бурятия включается в общую хозяйственно-экономическую и культурную жизнь Сибири.
Начало научному осмыслению этнографии и культуры народов Сибири положили фундаментальные труды, статьи и заметки ученых и путешественников XVII-XIX вв. И. Идее и А. Бранд15, Г.Ф. Миллер16, П.И. Гмелин17, И.Г. Георги18, И.С. Паллас19, Б.Э. Пет-
1 Завадская Е.В. Культура Востока в современном западном мире. М., 1977.
2 Конрад Н.И. Очерки истории культуры средневековой Японии. М., 1980.
3 Соколов-Ремизов С.Н. Человек и природа в классической художественной традиции Японии и Китая. Л., 1982.
4 Серова С.А. Традиционная культура в России и художественные традиции Востока. М., 1999.
5 Сорокин В.Ф. Китайская классическая драма XVIII-XIX вв.: генезис, структура, образы, сюжеты. М., 1979.
6 Сычев А.И., Сычев В.Л. Китайский костюм. Символика, история, трактовка в литературе и искусстве. М., 1975.
7Буляков И.К. Возникновение и становление башкирской драматургии. 1917 - 1932. Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. кандид. иск. Уфа, 1975.
8 Ильясова Р.Х. Героическая и романтическая драма на сцене башкирского театра. Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. кандид. иск. М., 1983.
9 Лиджиев Н.Н. Театр Калмыкии. М., 1984.
10 Максимов Д.К. Очерки истории якутского драматического театра. Якутск, 1985.
"Стеркин Т.А. На пути к профессиональному театру (из истории театра в Якутии)//Театр и драматургия. Л., 1959. С. 197 - 212.
12 Уварова Г.В. Современный монгольский театр 1921 - 1945. М., 1947.
13 Ринчен Б. Из нашего культурного наследия. Улан-Батор, 1958. |4Чимидорж С. Театр Монголии. Улан-Батор, 1987.
15 Идее И., Бранд А. Записки о русском посольстве в Китае (1692 - 1695). М., 1967.
16 Миллер Г.Ф. История Сибири. М.; Л., 1937.
17 Гмелин П.И. Об азиатских театрах. 4.1. // Муза. 1796. С. 188 - 198.
18 Георги И.Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов и их житейских обрядов, обыкновений, одежды, жилищ, вероисповеданий и пр. 4.1 - 3. СПб., 1776 - 1777.
19 Паллас СП. Путешествие по разным провинциям Российского государства. 4.1 - 3. СПб., 1773 -
12
ри1 собрали разнообразный материал, характеризующий обычаи, фольклор и материальную культуру бурят. Тем самым они впервые включили Бурятию как неотъемлемую составную часть многонационального государства в систему научных данных о народах, населяющих Россию. Названные исследователи сыграли немалую роль в пробуждении у бурят интереса к их собственной истории и культуре.
Целенаправленное, научно-программное изучение многих этнических групп Сибири связано с деятельностью организованного в 1877 г. Восточно-Сибирского отделения Русского географического общества. Исследования Г.Н. Потанина , Д.А. Клеменца явились фундаментом, на котором развернулась историческая и этнографическая наука в Сибири. Интенсивными были контакты Д.А. Клеменца с представителями бурятской интеллигенции в период его работы в академическом Музее антропологии и этнографии в Петербурге (1900-1910), благодаря чему бурятские этнографические коллекции, собранные при активном участии С.А. Пирожкова, М.Н. Хангалова, Ц.Ж. Жамсарано, В. Вампилова и Л. Жабэ, оказались довольно значительными и подробными. В трудах М.Н. Хангалова4, Д. Банзарова5 и других исследователей содержится немало уникальных сведений о культуре бурят, об особенностях их взглядов и воззрений.
П.И. Гмелин, путешествовавший по Сибири и Китаю в середине XVIII в. впервые описал представления азиатских театров.6 Его
1788.
1 Петри Б.Э. Далекое прошлое бурятского народа. Иркутск, 1922.
2 Потанин Г.Н. Очерки Северо-Западной Монголии // Этнографические материалы. СПб., 1881-1883. Вып. 2-4. Он же. Восточные мотивы в средневековом европейском эпосе. М., 1899.
3 Клеменц Д.А. О взаимных влияниях между ламаизмом и бурятским шаманизмом // Этнографическое обозрение. Кн. 83. 1910. С.45 - 84. Клеменц Д.А., Хангалов М.Н. Общественные охоты у северных бурят (зэгэта-аба-охота на россомах)//Материалы по этнографии России. Т. 1. СПб., 1910.С.67-87.
4 Хангалов М.Н. Собрание сочинений. В 3 т. Улан-Удэ, 1958 - 1960.
5 Банзаров Д. Собрание сочинений. В 3 т. Улан-Удэ, 2002. 6Гмелин П.И. Об азиатских театрах//Муза. 1796. С.188- 198.
13
сообщения во многом схожи с более поздними сведениями этно-
1 *")
графов и краеведов XIX в. - СП. Паршина , И.И. Попова , А.В. Потаниной3, П.В. Шашкова4.
История и этнография тюрко-монгольских народов России (и, в частности, бурятского народа) рассматриваются в исследованиях В.К. Андриевич5, И.А. Асалханова6, Н.Н. Астырева7, Б.Б. Барадина8, Э.Г. Басановой9, СП. Балдаева10, П.П. Баторова11, Г.Р. Башкуева12, Н.Я. Бичурина13, М.Н. Богданова14, Б.Я. Владимирцова15, К.В. Вяткиной16, К.М. Герасимова17, Н.Л. Жуковской18, А.Н. Копылова19, А.П. Окладникова20, A.M. Позднеева21, Н.М. Пржевальского22, Г.Н.
Паршин СП. Поездка в Забайкальский край. М., 1844.
2 Попов И.И. Минувшее и пережитое. В 2 т. Л., 1929.
3 Потанина А.В. Буряты //Из путешествия по Восточной Сибири, Монголии, Тибету и Китаю. М., 1895. С. 1-47.
4 Шашков П.В. Буряты Иркутской губернии. Их нравы, обычаи, верования, песни // Иркутские ведомости. 1859. №3, 11.
5 Андриевич В.К. Пособие для написания истории Забайкалья. Иркутск, 1885.
6 Асалханов И.А. Социально-экономическое развитие Юго-Восточной Сибири во второй половине XIX в. Улан-Удэ, 1963.
7Астырев Н.Н. Бурят-монголы Иркутской области //Северный вестник. 1890.№ 12. Отд.№2. С. 11 - 69.
8 Барадин Б.Б. Цам Милорайбы // Записки Русского географического общества по этнографии.
1909. С. 145-160.
9 Басанова Э.Г. Джон Белль о Бурятии // Этнографический сборник. № 5. Улан-Удэ, 1969. С. 200 -223.
10 Балдаев СП. Бурятские свадебные обряды. Улан-Удэ, 1959.
"Баторов П.П. Материалы к вопросу о происхождении бурятских племен//Бурятоведение. №2. 1926. С. 34-36.
12 Башкуев Г.Р. Буряты: традиции и культура. Улан-Удэ, 1995.
13 Бичурин Н.Я. О шаманстве // Отечественные записки. 1839. Т.6. Отд.2. С. 46 - 56.
14 Богданов М.Н. Очерки истории бурят-монгольского народа. Верхнеудинск, 1926.
15 Владимирцов Б.Я. Буддизм в Тибете и Монголии. Пг., 1919. Он же. Тибетские театральные представления // Восток. № 3. 1923. С.99 - 103.
16 Вяткина К.В. Буряты // Народы Сибири. М.;Л., 1956. С.56 - 67.
17 Герасимов К.М. Материалы о доходах дацанских казначейств // Записки Бурят-Монгольского научно-исследовательского института культуры. Вып. XX. Улан-Удэ, 1955. С. 134 - 154.
18 Жуковская Н.Л. Ламаизм и ранние формы религии. М., 1977.
19 Копылов А.Н. Очерки культурной жизни Сибири XVII в. - начала XIX в. Новосибирск, 1972.
20 Окладников А.П. История и культура Бурятии. Улан-Удэ, 1976. Он же. Очерки истории западных бурят-монголов XVII-XVIII вв. Л., 1937.
21 Позднеев А.М.Монголия и монголы. В 2 т. СПб., 1896. Он же. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии. СПб., 1887.
22 Пржевальский Н.М. Монголия и страна тунгутов. Трехлетнее путешествие в восточной нагорной Азии. М., 1946.
14
Румянцева1, П.Т. Хантаева2, А.Н. Хохлова3, Н.П. Шастиной 4, Н.С. Щукина 5.
Обряды и фольклор в сибирском шаманизме рассмотрены в работах Е.С. Новик6, Т.М. Михайлова7, И.А. Манжигеева8, А.В. Смоляк9 и др.
Работа по изучению бурятского изобразительного искусства была проведена этнографами и художниками, среди которых следует назвать В.П. Гирченко10, А.П. Окладникова11, Ц.С. Сампилова12, А.Н. Турунова, Г.Н. Павлова, П.П. Хороших13.
В существующей литературе по истории профессионального бурятского театра, в основном, рассматриваются предпосылки возникновения и положение современной драматургии, театральные постановки - с точки зрения режиссерского и исполнительского мастерства. Но образно-пластический мир, сценографическая среда, оформление спектаклей даются в виде скупых строчек описания или полностью остаются за рамками обсуждения. Истоки бурятского театрального искусства до сих пор представлены только значительными исследованиями В.Ц. Найдаковой и В.Ц. Найдакова в виде анализа
1 Румянцев Г.Н. Патриархально-феодальные отношения у бурятских племен (XVI-XVII вв.) // История Бурятской АССР. В 2 т. Улан-Удэ, 1954. T.I. C.57 - 78. 2Хантаев П.Т. Краткий очерк бурят-монгольского народа. Улан-Удэ, 1942. 3Хохлов А.Н.Кяхта и кяхтинская торговля. Иркутск, 1956.
4 Шастина Н.П. Религиозная мистерия Цам в монастыре Дзун-хуре // Современная Монголия. 1935.№1.С.45-48.
5 Щукин Н.С. Народные увеселения в Иркутской губернии // Известия Русского географического общества по этнографии. Т.2. 1868. С.2-4.
6 Новик Е.С. Типология и функции шаманского обряда: на материале сибирских традиций. М., 1984.
7 Михайлов Т.М. Из истории бурятского шаманизма (с древнейших времен по XVIII в.). Новосибирск, 1980.
8 Манжигеев И.А. Шаманизм и шаманство // О некоторых религиозных культах и их сущности. Улан-Удэ, 1961.С.4-29.
9 Смоляк А.В. Шаман: личность, функции, мировоззрение. М., 1991.
10 Гирченко В.П. Русские и иностранные путешественники XVII, XVIII и первой половины XIX вв. о бурят-монголах. Улан-Удэ, 1939.
" Окладников A.M. У истоков искусства Сибири. М., 1961.
12 См. подробнее о Ц.С. Сампилове: Панкратова Е.А. Ц.С. Сампилов. М., 1955. Изобразительное искусство Бурят-Монголии // Искусство Бурят-Монгольской АССР. М.;Л., 1940. С.90 и др.
13 Хороших П.П. Материалы по орнаменту северных бурят //Бурятоведческий сборник. Иркутск, 1927. Вып.2.С.23-36.
15
возникновения и формирования национальной драматургии, режиссерского и исполнительского мастерства1.
Первым трудом, отразившим деятельность профессионального бурятского театра, был сборник «Искусство Бурят-Монгольской АССР», изданный накануне первой Декады бурятской литературы и искусства в Москве в 1940 г.
В сборник вошли статьи по различным жанрам искусства: театру, музыке, живописи и вообще изобразительному искусству. Статья о музыкально-драматическом театре принадлежит А. Геор-гиеву2. В сборник также вошла небольшая статья М. Эделя о бурятских актерах3 и обзорная статья о национальной драматургии И. Болдогоева, дающая очень сжато сведения о развитии национальной драматургии в 30-е гг. XX в4. Статья Р. Мэрдыгеева5 в этом же сборнике содержит информацию о станковой живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве. В сведениях об оформлении спектаклей, показанных на декаде, указаны только фамилии художников.
Первая монография о бурят-монгольском театральном искусстве «Бурят-монгольский театр. Очерк истории» Л.С. Ходорковской вышла в 1954 г. в Москве. Автор дает довольно обстоятельный для своего времени очерк истории становления бурятского театра. Но об оформлении любительских и профессиональных спектаклей упоми-
1 См.: Найдаков В.Ц. Бурятская драматургия. Улан-Удэ, 1959. Он же. Бурятское драматическое искусство. Улан-Удэ, 1962. Найдакова В.Ц. Современный бурятский драматический театр. Улан-Удэ, 1962. Она же. Бурятский драматический театр от возникновения до 1970-х годов. Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. доктора иск. М., 1974. Она же. Бурятский академический театр драмы им. X. Намсараева - последняя четверть XX в. (1975 - 2002). Улан-Удэ, 2002 и др.
2 Георгиев А. Бурят-Монгольский государственный музыкально-драматический театр//Искусство Бурят-Монгольской АССР. М.;Л., 1940. С. 15 -26.
3 Эдель М. Актеры Бурят-Монголии // Искусство Бурят-Монгольской АССР. М.;Л., 1940. С.27 - 34. 4Болдогоев И. Драматурги Бурят-Монголии//Искусство Бурят-Монгольской АССР. М.;Л., 1940.
С.35-48.
5 Мэрдыгеев Р. Изобразительное искусство Бурят-Монголии // Искусство Бурят-Монгольской АССР. М.;Л., 1940. С.86 - 96.
16
нается фрагментарно, об истоках же этого явления нет никаких све-дений.
В 1959 г. опубликована монография В.Ц. Найдакова «Бурятская драматургия» (историко-литературный и критический очерк). Это, можно сказать, первый целостный труд по бурятской драматической литературе, ее развитие от первых дореволюционных пьес до произведений, написанных в конце 1950-х гг. Привлечены архивные материалы, многие из которых использованы впервые.
В этом же 1959 г. вышел сборник «Искусство Бурятской АССР», приуроченный ко второй Декаде бурятской литературы и искусства в Москве, где были помещены статьи Г.Ц. Бельгаева и Н.И. Моторина о бурятском театре оперы и балета1, А.А. Шишкина о бурятском драматическом театре, прослеживающие развитие театров в республике за два десятилетия . Подробно анализируя спектакли это-го периода, режиссуру и исполнительское мастерство, авторы ограничились лишь кратким описанием декораций спектаклей и указанием фамилий художников.
Вопросы развития национальной драматургии освещались довольно обстоятельно в «Очерке истории бурятской советской литературы» (1959 г.) и в «Истории бурятской советской литературы», в издании Бурятского института общественных наук в 1967 г.
По теме театра представляет большой интерес исследование «Бурятское драматическое искусство» В.Ц. Найдакова, восполнившее в значительной мере тот пробел по театру у бурят до 1917г., который не совсем полно освещен в труде у Л.С. Ходорковской.
1 Бельгаев Г.Ц., Моторин Н.И. Бурятский театр оперы и балета // Искусство Бурятской АССР. М, 1959.С.12-29.
2 Плишкин А.А. Бурятский драматический театр//Искусство Бурятской АССР. М., 1959. С.30-
45.
17
Спектаклям государственного бурятского академического театра драмы им. X. Намсараева в период с 1949 г. по 1962 г. посвящена работа «Современный бурятский драматический театр» В.Ц. Найда-ковой.
Список литературы
1 Найдаков В.Ц. Бурятский советский драматический театр. Улан-Удэ, 1962.
2 Найдаков В.Ц., Имихелова С.С. Бурятская советская драматургия. Новосибирск, 1987.
3 Альтман И. Возрожденный театр, возрожденное искусство // Театр. 1940. №11. С.21 - 35. 4Дамдинов Н. Нити родства //Театральная жизнь. 1982. № 14. С.13.
5 Гаевский В. Поэзия искренности // Театр. 1960. № 3. С.99 - 103.
6 Заславская А. Творческая неуспокоенность // Театр. 1969. № 11.С.46-50. 7Захаров Е., Малкин Б. Долина талантов//Театральная жизнь. 1982. №23.С31.
8 Коробков С. Странный театр // Театр. 1990. № 5. С.90 - 94.
9 Куницын О. Коллектив единомышленников//Театральная жизнь. 1979. №9. С.18 - 19. 10Линховоин Л. Легенды возникают вновь//Театральная жизнь. 1979. №3. С.2-3.
11 Минина А., Николаюк Н. Черты стиля//Театр. 1984. №3. С.43-47.
12 Найдаков В. В бурятском театре//Театр. 1969. №6. С. 16. Он же. На просторах Забайкалья// Театральная жизнь. 1967.№22. С.18-20. Он же. Души высокие порывы//Театральная жизнь. 1977. № 24. С.З - 4. Он же. Театральные премьеры // Байкал. 1962. № 1. С.45 - 47.
13 Найдакова В. В содружестве братских культур //Театральная жизнь. 1973. № 11. С.2-3, 22. Она же. Чиголотти из Бурятии // Театральная жизнь. 1992. № 2. С.5.
14 Наумов А. Театр с берегов Байкала. На спектаклях Бурятского театра драмы им. X. Намсараева // Театр. 1976. № 10. С.65 - 67.
15 Пименов Вс. Двадцать лет спустя // Театральная жизнь. 1959. №22. С.18-19.
16 Поличинецкая И.Вера в человека//Театральная жизнь. 1976. № 16. С.28-29.
17 Ринчинова 3. Театр Бурятии//Театральная жизнь. 1972. №23. С.7.
18 Цыденжапов Г. Рождение театра // Театр. 1948. № 2. С.44 - 48.
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно
24990.doc
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
03.11.24
Лексикографический анализ единиц поля
03.11.24
Из истории слова гость и его производных
03.11.24
Семантическое поле гость в русском языке
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2024. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.