У нас уже
21989
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
Закономерности Взаимодействия составляющий художественного процесса
Количество страниц
172
ВУЗ
МГИУ
Год сдачи
2010
Бесплатно Скачать
24965.doc
Содержание
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ... 3
ГЛАВА I.
ВОСПРИЯТИЕ - ДЕЙСТВЕННЫЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС...13
§ 1. Закономерности восприятия художественного произведения... 14
§ 2. Условность языка музыки... 30
§ 3. Механизм многостороннего восприятия музыки... 36
§ 4. Многоуровневое восприятие языка театрального спектакля... 51
ГЛАВА II.
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО СПЕКТАКЛЯ ... 65
§ 1. Установка на восприятие и язык оперного спектакля... 65
§ 2. Актерская индивидуальность в опере... 72
§ 3. Типы оперных спектаклей... 84
§ 4. Особенности языка театра оперетты... 93
ГЛАВА III.
ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕПЕРТУАРНОЙ СТРАТЕГИИ И ЗРИТЕЛЬСКОГО
ВОСПРИЯТИЯ... 103
§ 1. Многогранный Мариинский театр: репертуарный, концертный,
фестивальный... 104
§ 2. Мониторинг деятельности Музыкального театра
республики Карелия... 128
§ 3. Режиссерские театры нового типа: «Санкть-Петербургъ опера» и
«Геликон-опера»... 134
§ 4. Сравнительный анализ деятельности театров... 137
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...155
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...163
ПРИЛОЖЕНИЯ... 172
Введение
ВВЕДЕНИЕ. Общая характеристика работы
Актуальность исследования. Принято считать, что рубеж XX-XXI вв. являет собой начало новой социально-культурной эры. Главная ее черта — ¦ принципиальное изменение роли художественной культуры в жизни общества. Общественное строительство и укрепление демократических ценностей показывает, что экономические и политические права не могут быть реализованы в отрыве от социальных и культурных прав. Мы имеем дело с неделимой совокупностью целей.
Художественная культура формирует наше мышление, воображение, поведение, является источником знаний, осмысления себя в мире, признания и одновременно формирования системы ценностей. Культура выстраивает взаимопонимание и обеспечивает сосуществование. Культура формирует человека, а человек формирует мир, в котором живет. Поэтому актуальным аспектом изучения современной культурной парадигмы является анализ процессов, происходящих внутри системы бытования художественной культуры в контексте особенностей социального функционирования различных видов искусств.
Общественное бытие искусства, как и все в жизнедеятельности человека и общества, обусловлено удовлетворением неких потребностей. Потребность в самовыражении заставляет Художника творить, и созданное им произведение само по себе никакими социальными функциями не наделено. Потребности в эстетическом наслаждении, духовном обогащении, познании, общении, рекреации, соединяясь вместе, заставляют человека общаться с искусством, причем совокупность удовлетворяемых потребностей предопределяет предпочтения в сфере художественной культуры. С другой стороны, система ценностей социального времени выстраивает такие способы функционирования художественной культуры, которые предопределяют предпочтения в сфере художественной культуры, исполнение искусством общественных задач, вытекающих из общего понимания категории культура данным социальным
временем. Не искусство несет в себе социальные функции, а социальное время использует его потенциальные возможности в удовлетворении эстетических, художественных и иных (нехудожественных) потребностей.
Сценическое искусство является неотъемлемой частью художественной культуры. Именно театр как вид искусства чрезвычайно чутко реагирует на изменение социальных ролей присваиваемых ему в конкретный временной период. Если драматический театр гибко и оперативно меняется в зависимости от потребностей социума, то музыкальный театр, по своей сущности более консервативный и инертный, меняет закономерности своей деятельности медленно, но более отчетливо и глобально. На примере музыкального театра, в частности, оперного и опереточного стационарного театра, можно четко проследить эволюцию изменения составляющих художественного процесса. Анализ их взаимодействия позволит нам выявить закономерности происходящих изменений и синтезировать знание о художественном процессе на более глобальном уровне.
Вокальное музыкальное сценическое искусство полно противоречий именно потому, что объединяет собой самые разнородные начала. Противоречие актерской игры и вокального исполнения, примат музыкальности или театральности в постановке музыкального спектакля, лидерство менеджера либо дирижера и режиссера, декоративность либо действенность сценического решения спектакля или, глобально, элитарность или массовость - все эти проблемы, заложенные изначально в искусстве как оперы, так и оперетты приходится решать любому музыкальному театру.
Теоретики и практики лишь в конце XX века взглянули на оперу как на объект научного изучения театрального представления. В этом контексте стали исследоваться проблемы театральности оперного жанра, особенности режиссуры, исполнительства в опере, а также восприятия зрителями оперного спектакля. Последний вопрос изучен в российской науке наиболее слабо — много лет специалисты говорили об оперном спектакле так, как будто он происходит в пустом зале. И тем более за пределами внимания ученых оставалась зависимость результата - оперного спектакля как художественного явления - от организационных предпосылок. Взаимоотношения театра и
4
зрителя зависят, в том числе, от художественной политики и от организационных особенностей театра.
Таким образом, актуальность диссертационной работы обусловлена необходимостью:
- исследования восприятия как важной составляющей современного художественного процесса;
- выявления закономерностей восприятия музыкального искусства, что непосредственно связано с социальным бытованием этого вида искусства;
теоретического комплексного и системного осмысления закономерностей функционирования музыкального театра;
всестороннего анализа деятельности современного музыкального театра, в том числе его художественной политики, имиджа театра, прокатной и репертуарной политики, работы со зрителем, принципов организации творческого процесса.
Степень научной разработанности проблемы. Вследствие многогранности затронутой темы, и отсутствия комплексных исследований подобного рода, диссертант опирается на широкий круг источников.
Изучению социальных функций искусства посвящены работы А.Зися, Е.Громова, ММаркова, Ю.Давыдова, А.Вахеметса, СПлотникова, Ю.Селинова, А.Еремеева1.
Проблемам, присущим оперному театру посвящено немало литературы,
1 Ученые различных областей знаний давно ведут дискуссию о функциях искусства. В этой связи можно отметить следующие труды: Дадамян Г.Г. Актуальные проблемы изучения театра как социально-культурного института// Вопросы социологии театра- М.,1984.- С.5-26; Дондурей Д.Б. К проблеме исследования функций искусства // Современное искусствознание.-М.,1980.- С. 216-327; Еремеев А. В. Границы искусства: социальная сущность художественного творчества.- М., 1987.-319 с; Искусство в системе культуры: Сб.науч.тр. - Л., 1987.- 272 с; Искусство и социокультурный контекст: Сб.науч.тр. - Л., 1986.-173 с; Каган М.С. Социальные функции искусства - Л., 978- 34 с; Каган М.Морфология искусства - Л. 1972.- 273 с; Леонтьев А.Н. Искусство как форма общения -Тбилиси, 1973,— 380 с; Леонтьев Д. Произведение искусства и личность: психологическая структура взаимодействия.-М.,1991.-132 с; Марков М. Искусство как процесс- М.1970.- 235 с; Перов Ю.В. Художественная жизнь общества как объект социологии искусства.-Л., 1980.- 188 с; Прозерский В. О коммуникативной функции искусства // Художник и публика.— Л.,1981.- С.32-41.; Рябов В. Социальная природа искусства: к спорам о предмете искусства. - Л., 1982.- 247 с; Савранский И.Л. Коммуникативно-эстетические функции искусства.- М., 1979.- 230 с; Соколов К. Социальная эффективность художественной культуры.- М.,1990,-143 с; Теория художественной культуры: Сб.науч.тр.-М.,1997.-121 с.;Человек в мире художественной культуры: Сб.науч.тр.-М., 1982.-154 с; Хренов Н. О неисследованных аспектах взаимодействия искусства и публики // Вопросы методологии и социологии искусства. - Л., 1988.- С. 100-110; Художественная культура и развитие личности: Сб.науч.тр.- М., 1987.-154 с; Юлдашев Л.Г. Искусство: философские проблемы исследования.- М., 1981.-247 с.
но большинство научных исследований рассматривают оперу с точки зрения музыкального искусства1.
Многочисленна литература, посвященная подготовке вокалиста и технике звукоизвлечения2. Отдельно можно отметить проблемы психологии творчества певца, разрабатываемые грузинскими учеными И. Герсамией, В. Норакидзе, А. Прангишвили3.
Многочисленна литература о технике драматического актера, режиссерах, спектаклях, также как и монографии певцов, оперных режиссеров, дирижеров и других деятелей оперного театра: ЕАкулов, Д. Вальденго, Г. Вишневская, Л. Гаккель, П. Грасси, П. Доминго, П.Ершов, В.Жданов, Б.Захава, Вс. Мейерхольд, Дж. Мур, Л. Паваротти, В.Пансо, Б. Покровский, К.
1 Например, можно отметить исследования: Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс-Л., 1971.-207 с; Сохор А. Социология и музыкальная культура. - М., 1975.-254 с; Сохор А. Вопросы социологии и эстетики музыки. - М, 1980.- 216 с; Медушевский В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. — М., 1976.—254 с; Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. - М. 1979,- 174 с, Цуккерман В. Музыка и слушатель. — М., 1972.—36 с.,. Смирнов М.А. Эмоциональный мир музыки. — М., 1990.- 95 с, Яворский Б.Л. Строение музыкальной речи. - М., 1908. - 48 с.
2 Выделим работы: Аспелунд Д.Л. Развитие певца и его голоса.- М.,1952.- 275 с; Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. - Л., 1974.- 337 с; Беликова В.В. Музыкальное исполнительство как вид художественно-творческой деятельности: Автореф. дис.канд. искусствознания: 17.00.09/ Киевский гос.университет. - Киев. 1991.- 28 с; Далецкий О .В. Пение. М., 2000.- 194 с; Кузнецов Н.И. Мысль и слово в творчестве оперного актера. - М. «Музыка», 2004- 190 с.; Павловская - Боровик В.П. Об исполнительских задачах певца // Вопросы вокальной педагогики- М.,1982-Вып.6- С. 130-153; Работнов Л.Д. Основы физиологии и патологии голоса певца.- М.,1932.- 95 с; Ройзен Г. Особенности формирования певцов-актеров театра музыкальной комедии. - М.,1967.— 74 .с; Ройзен Г. Особенности формирования певца - артиста оперетты: Автореф. дис. канд.искусствознания: 17.00.09.- М.,1977- 29 с; Ярославцева Л.К. Особенности дыхания у певцов: Автореф. дис. канд.искусствознания: 17.00.09,-М., 1975-30 с. и другие.
3 Герсамия; И.Е. Проблемы. психологии творчества певца: Автореф. дис. канд.искусствознания: 17.00.09. / Киевский гос.университет.-Киев. 1988.- 35 с; Герсамия И.Е. К проблеме психологии творчества певца.- Тбилиси. 1985- 239 с; Норакидзе В.Г. Темперамент личности и фиксированная установка // Экспериментальные исследования по психологии установки: Сб.науч.тр.- Тбилиси.,1958.- 350 с; Прангишвили А.С. Исследования по психологии установки.-Тбилиси, 1987.- 164 с.
Станиславский, Т. Руффо, П.Устинов, Д. Фишер-Дискау, В. Фельзенштейн, П; Шрайер, Ф. Шаляпин и многие другие1.
Однако малочисленна литература о сущности оперного и опереточного искусства. Этой проблемой стали заниматься в последние десятилетия. Можно выделить исследования В. Беликова, В. Ванслова, Л. Жуковой, А. Иванова, И. Корн, Н. Озерова, Г. Кулешова, Н.Маркарян, Л.Ротбаум, Е.Третьяковой2.
Если проблема восприятия музыки и театрального искусства находилась под пристальным вниманием исследователей (можно отметить труды А. Володина, А. Костюк, В. Медушевского, Е. Назайкинского, М; Цемко, А. Щербаковой в музыке3; П. Беркова, В. Диановой, Ю. Давыдова, Т. Клявиной, Е. Левшиной, Э. Леонтьевой, Б. Мейлаха, О. Органовой, В. Цуккерман, И. Рудь,
1 Таиров А. Записки режиссера.- М.,1921.- 165 с.;.Покровский Б.А. Размышления об опере.- М.,1979. - 186 с; Покровский Б.А. Ступени профессии.- М.,1984.- 196 с; В.Э.Мейерхольд. Письма. Речи. Беседы. В 2-х ч.-М, 1968.; Шрайер П. Моя позиция.- М.: Радуга, 1990.-153 с, Озеров Н.Н. Оперы и певцы.- М.,1964,- 285 с; Станиславский и Немирович-Данченко об искусстве актера-певца: Сб.мат.- М.,1973.- 162 с; Фельзенштейн В. О музыкальном театре. М.,1984.- 168 с; Фишер-Дискау Д. Отзвуки былого.- М.,1991.- 285 с.
2Ротбаум Л. Опера и ее сценическое воплощение. -М., 1980.- 234 с; Жукова Л. Искусство оперетты.- М., 1967.- 378 с; Ванслов В.В. Опера и ее сценическое воплощение. - М.,1963. - 521 с; Озеров Н.Н. Оперы и певцы. - М.,1964.- 473 с; Корн И.М. Проблемы театральности оперы: Автореф. дис. канд. искусствоведения: 10.00.09.— Вильнюс, 1986.- 22 с; Третьякова Е.В. Имя проблемы - режиссура // Петербургский театральный журнал. -1999- № 17. - С. 140.
3 Костюк А. Культура музыкального восприятия // Художественное восприятие.-Л., 1971.- С.343-376.; Сергиус М.С. К проблеме типологии музыкального восприятия // Музыкальное восприятие как предмет комплексного изучения.- Киев. 1986.- С.30-33.; Кадцын A.M. Музыкальное искусство и творчество слушателя. - М., 1990.- С. 14-31; Смирнов М.А. Эмоциональный мир музыки. - М., 1990.- 136 с; Соловьева А.И. Характеристика анализа и синтеза в процессе формирования художественного образа музыкального произведения // Вопросы психологии.- 1973, -№ 5,- с. 105-106; Самсонидзе Л.С. К психологическому вопросу об особенностях развития музыкального восприятия: Автореф. дис.канд. психологич. наук.-Тбилиси. 1978.-27 с.
7
Г. Суворовой, П. Якобсона в театральном искусстве1), то проблеме восприятия оперного спектакля не уделялось достаточного внимания. Тогда как этот аспект функционирования оперного театра напрямую связан и со сценой, и с залом. От того, каким способом (т.е. языком) реализован на сцене замысел режиссера, зависит насколько адекватно зритель, сидящий в зале, поймет его концепцию.
Работа опирается также на широкий круг материалов по организации театрального дела: А.Алексеев, О.Божков, Г.Дадамян, В.Дмитриевский, Ю.Давыдов, Д.Дондурей, Л.Кессельман, Т.Клявина, Л.Коган, Ю.Коган, Е.Левшина, В.Нейгольдберг, Ю.Орлов, А.Рубинштейн, Ю.Фохт-Бабушкин, Н.Хренов2.
В' данном исследовании используется большое количество фактических материалов.. В ходе исследования был проведен мониторинг деятельности нескольких музыкальных театров на протяжении десятилетия (1994-2004 годы): Мариинского театра, Санкт-Петербургского государственного
Суворова Г.Д. Театр как социальный феномен. // Творческий процесс и художественное восприятие.- Л., 1976.- С. 68-72; Давыдов Ю. Социальная психология и театр. // Театр.— 1969.- №12.- С. 23-37; Левшина Е.А. Формирование зрительской аудитории театра,— Л.,1989. - 45 с; Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. - М., 1964.
- С. 37-65.; Гуревич Л.Я. Творчество актера. - М.,1927.- 94 с.
Алексеев А., Дмитриевский В. Театр, спектакль, зритель. //Театр и художественная культура.- М., 1980.- с. 155-196; Дадамян Г\ Социально-экономические проблемы театрального искусства.- М., 1982.- С. 91; Дмитриевский В. Театр уж полон...Зритель и сцена глазами социолога и театрального критика. - Л., .1982, - 190 с; Давыдов Ю. Социальная психология и театр // Театр.- 1969- N12. - С. 23-37; Дондурей Д.Б. К проблеме исследования функций искусства // Современное искусствознание.- М., 1980.- С. 216-327, Кессельман Л. Повседневная, реальная и потенциальная аудитория театра // Театр и художественная культура- М., 1980.- С.133-154; Клявина; Т.О процессе включения зрительного зала в систему спектакля //Искусство и общение. -Л., 1984.- С. 119-126; Левшина Е.А. Формирование зрительской аудитории театра.- Л.,1989-171с; Левшина Е.А. Планирование проката репертуара драматического театра.- Л., 1985,- 25 с. Нейгольдберг В. Зоны влияния и аудитория театра //Театр и время.- М., 1985.- С. 122-132; Орлов Ю. Планирование репертуара и зрительская аудитория драматического театра //Театр и наука.-М., 1976.- С.270-289; Рубинштейн А. Структура аудитории и проблемы посещаемости //Театр и наука.- М, 1976- С.231-249; Фохт-Бабушкин Ю. Искусство и духовный мир человека.-М., 1982.-110 с; Хренов Н. О неисследованных аспектах взаимодействия искусства и публики // Вопросы методологии и социологии искусства. -Л., 1988.- С. 95-110.
8
учреждения культуры «Камерный музыкальный театр «Санктъ-Петербургъ Опера», Государственного Учреждения Культуры Московский Музыкальный Театр «Геликон-опера» под руководством Дмитрия Бертмана, Музыкального театра Республики Карелия, а также анкетный опрос зрителей Мариинского театра и Музыкального театра Республики Карелия, проводимый; во второй половине 90-х годов.
Теоретической и методической основой диссертации являются работы теоретиков культурологии, театроведения и музыковедения, монографии практиков по исследуемым вопросам. Именно вследствие разноаспектности рассматриваемой проблемы в представленной работе используются различные методы исследований и анализа полученных результатов. Традиционные театроведческие методы сочетаются с методами точных наук: обработка данных деятельности театра с помощью приемов математической статистики, анкетирование и последующая обработка анкет с помощью контент-анализа. Одним из наиболее важных для данной работы методов, и ранее почти нигде не использовавшийся, стал анализ языка выразиительных средств спектакля и восприятия его зрителями.
Цели и задачи исследования - выявить и теоретически обосновать закономерности взаимодействия составляющих художественного процесса на примере музыкального театра. В работе комплексно, цельно и системно предполагается обобщить особенности функционирования музыкального театра, проанализировать его деятельность со всех точек зрения: художественная политика, имидж театра, репертуарная и прокатная политика, работа со зрителем, язык, на котором общается театр со зрителем, принципы организации творческого процесса. Основная цель работы - выявить и проанализировать закономерности, присущие музыкальному театру как художественному институту, а оперному и опереточному спектаклю как
цельным видам сценического искусства.
Для достижения этой цели предполагается решить следующие задачи:
9
выявить и проанализировать закономерности. присущие художественному процессу,
- выявить и проанализировать закономерности, присущие музыкальному театру как социальному институту,
- выявить и проанализировать закономерности, присущие музыкальному спектаклю как виду сценического искусства,
- выявить и проанализировать закономерности, присущие механизмам взаимодействия творческой, социальной и производственной сторон театрального процесса,
- выявить и проанализировать закономерности, присущие восприятию оперного и опереточного спектаклей, как важнейшей составляющей функционирования театра и "предметный" структурообразующий элемент в триединстве художественного театрального процесса.
Объект исследования — структурные составляющие художественного процесса и их взаимодействие в социальном бытовании художественного произведения.
Предмет исследования - закономерности динамики художественного процесса, которые актуализируются во взаимосвязи «зритель-репертуар». В основном фокусе исследования - механизм формирования репертуарного предложения во взаимосвязанности с потребностями публики, т.е. те причинно-следственные связи, которые определяют реальную картину существования спектаклей.
Научная новизна работы. Новым в работе является сам концептуальный подход к проблеме выявления закономерностей взаимодействия составляющих художественного процесса в контексте функционирования музыкального театра и динамики развития жанра музыкального театра.
Научная новизна диссертации состоит в разработке теоретических аспектов проблемы восприятия оперного и опереточного спектакля, а также в
10
обобщении закономерностей, присущие как спектаклю, так музыкальному театру в целом.
В работе наибольшее внимание уделено исследованию публики, ее предпочтениям - осознанным и неосознанным, и влиянию их на политику театра, а также проблеме адекватности восприятия того или иного спектакля. Такого рода подход, впервые применяемый в отечественной науке о театре, заставляет по-новому взглянуть и предложить совершенно иной способ описания оперных спектаклей и их классификацию. Анализ образного языка спектакля оказывается ключом к пониманию пути развития жанра в конце XX века. Выявленные тенденции продемонстрированы в работе на анализе театров различных художественных направлений и организационных структур.
Положения, выносимые на защиту. Парадокс оперного спектакля состоит в том, что в сознании воспринимающего должны одновременно совмещаться логико-аналитический способ постижения спектакля и образно-эмоциональное восприятие музыки.
Исходя из стиля образного языка, используемого в спектакле, можно выделить основные типы музыкальных спектаклей: спектакль - «музей» и режиссерский спектакль.
Теоретическая и практическая значимость. Теоретическое осмысление закономерностей взаимодействия элементов, составляющих сущность художественного процесса позволит по-новому взглянуть на проблему существования художественного произведения с точки зрения восприятия образного языка данного произведения, внеся новое знание в научный обиход. Данная работа представляет собой первую попытку комплексного и системного осмысления функционирования оперного театра, анализа его деятельности. В поле зрения исследователя оказываются все стороны художественного процесса, присущего музыкальному театру. На стыке различных подходов к анализу деятельности музыкального театра наиболее ярко проявляются особенности, присущие именно этому виду искусства.
11
Вскрытые в диссертации закономерности функционирования музыкального театра имеют практическое значение - новые полученные знания могут позволить практикам театра добиться оптимальных результатов во взаимодействии с аудиторией с помощью предложенных методов формирования репертуарной и прокатной афиши, зрительного зала и труппы.
Большое место в диссертации уделено проблемам подготовки зрителя, методам привлечения его в театр. В театральной практике последнего десятилетия эта проблема стала одной из самых актуальных. Театры постепенно приходят к тому, что без активной работы со зрителями не достичь ни материальной выгоды, ни общественного резонанса. Именно поэтому методы привлечения зрителей, опирающиеся на знание социальной психологии поведения зрителя в зале, на особенности восприятия аудиторией языка оперного спектакля помогут многим театрам привлечь в свои залы как подготовленных, так и новых зрителей.
Выводы диссертации апробированы в выступлении на семинаре «Театральный менеджмент: технологии XXI века», Петрозаводск, декабрь 1999, в докладе на тему «Развитие аудитории современного музыкального театра».
Работа осуществлялась и обсуждалась на кафедре профессионального искусства Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма.
12
ГЛАВА 1.
ВОСПРИЯТИЕ - ДЕЙСТВЕННЫЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ
ПРОЦЕСС.
Проблема восприятия художественной культуры одна из наиболее часто поднимаемых в современном искусствознании.1
Причина повышенного интереса к этому вопросу в том, что результат искусства адресован воспринимающему. Зритель-слушатель и есть субъект художественного познания, субъект искусства. Он познает, чтобы реализовывать накопленный опыт в жизни. Строго говоря, искусство как инструмент художественного познания функционирует и в более широком смысле. Для художника, создающего произведение, это тоже форма познания, проникновения в сущность бытия. Однако, имея в виду, что не только самовыражение, но и востребованность — существенные стимулы творчества, мы далее можем говорить об обязательности социального бытования искусства, т.е. утверждать, что конечный результат направлен на воспринимающего2.
«Объективной функцией искусства, - считает М.Марков, - как вида деятельности (художественной деятельности) является
1 С разных точек зрения проблемой восприятия занимались такие ученый как Барт Р., Левшина Е., Лотман Ю., Марков М., Медушевский В., Никифорова О., Пави П., Сохор А., Шеннон К., Якобсон В. и др.
2 Ученые различных областей знаний давно ведут дискуссию о функциях искусства. В этой связи можно отметить следующие труды: Дадамян Г.Г. Актуальные проблемы изучения театра как социально-культурного института // Вопросы социологии театра. М., 1984. С.5-26.; Дондурей Д.Б. К проблеме исследования функций искусства // Современное искусствознание. М., 1980. С. 216-327; Еремеев А. В. Границы искусства: социальная сущность художественного творчества. М., 1987. 319 с; Искусство в системе культуры. Л., 1987.272 с; Искусство и социокультурный контекст. Л., 1986.; Каган М.С. Социальные функции искусства. Л., 1978. 34 с; Леонтьев А.Н. Искусство как форма общения. Тбилиси, 1973, 380 с; Леонтьев Д. Произведение искусства и личность: психологическая структура взаимодействия. М., 1991; Перов Ю.В. Художественная жизнь общества как объект социологии искусства. Л., 1980. 188 с; Прозерский В. О коммуникативной функции искусства. // Художник и публика. Л., 1981. С.32-41.; Рябов В. Социальная природа искусства: к спорам о предмете искусства. Л., 1982 247 с; Савранский И.Л. Коммуникативно-эстетические функции искусства. М., 1979. 230 с. Соколов К. Социальная эффективность художественной культуры. М., 1990; Теория художественной культуры. М., 1997; Человек в мире художественной культуры. М., 1982; Хренов Н. О неисследованных аспектах взаимодействия искусства и публики // Вопросы методологии и социологии искусства Л., 1988. С. 100-110.; Художественная культура и развитие личности. М., 1987; Юлдашев Л.Г. Искусство: философские проблемы исследования. М., 1981.247 с.
13
специфическое освоение мира, освоение общественного опыта человечества в форме индивидуального опыта (путем перенесения). Деятельность эта направлена на изменения эмоциональной образующей сознания, формирование определенных способностей (включая саму эмоциональную способность) и через все это — на изменение поведения человека. Для определяющего составного процесса художественной деятельности - восприятия'- специфично наличие мотива в самом процессе, что вместе с названным выше признаком отличает искусство от других форм освоения действительности (познания значений и производства)»1. Обратим внимание, что М.Марков говорит о функции искусства как вида деятельности (еще раз подчеркнем: не о функциях искусства, а о функциях деятельности), а составной частью такой деятельности является восприятие.
§ 1. Закономерности восприятия художественного произведения.
Восприятие есть освоение продукта другого процесса — творчества. Прежде, чем познал воспринимающий, действительность с ее эмоциональной стороны еще должен познать художник. Именно познать и переработать, а не только и не просто усвоить готовое знание. Познание художника - это отбор и художественная переработка жизненного материала, эмоциональное осмысление его для передачи воспринимающему. Художник может всю жизнь потратить на то, чтобы добыть и зафиксировать крупицу знания о каком-нибудь явлении. В то время как воспринимающий навряд ли в состоянии за всю свою жизнь усвоить то, что накоплено усилиями сотен ученых и художников.
«Художник как бы заставляет реципиентов стать на его субъективную точку зрения, т.е. принуждает их совершить в своем сознании те же самые или аналогичные преобразования объектов,
1 Марков М. Искусство как процесс. М. 1970. С. 195.
14
которые совершил он сам. В этом, между прочим, и заключается одна из задач эстетического воспитания. Оно должно подготовить реципиента к тому, что в процессах восприятия художественных произведений он должен уметь, прежде всего, улавливать те структурные преобразования изображаемого, которые имели место ранее в воображении художника и путь к которым указан им в его произведениях (сюжет, техника исполнения, отбор материала, ограничения и т.п.)»1.
В результате восприятия в сознании воспринимающего что-то изменяется, становится не таким, каким оно было прежде.
Процесс восприятия — действенный познавательный процесс. Все составляющие его части активно действуют и взаимодействуют.
Художественное восприятие включает в себя активную работу воображения, мысли, чувства, переживание, то есть такие действия воспринимающего, в основном, внутренние, которые являются активными психическими процессами. Способность к подобного рода внутренней деятельности есть специфическое свойство человека.
«В процессах восприятия перципиент всегда преобразует объект восприятия в соответствии с замыслом художника, и одновременно, в процессы такого преобразования включаются субъективные моменты воспринимающего (уровень его образования, настроения, тип нервной системы и т.п.) В силу этого из одного и того же произведения в процессе его восприятия разными людьми извлекается различная информация, в том числе, конечно, и та, которая соответствует замыслу художника, если последний с достаточной ясностью и выразительностью реализован в произведении»2.
1 Зобов Р.А., Мостесаненко А.М. О некоторых проблемах взаимосвязей философии и искусства // Творческий процесс м художественное восприятие.. Л., 1978. С.24.
2 Зобов Р.А., Мостесаненко А.М. О некоторых проблемах взаимосвязей философии и искусства // Творческий процесс м художественное восприятие. Л. 1978. С.26.
15
Однако «ясность и выразительность реализации замысла» надо понимать лишь как выраженность смысла, отдавая себе отчет, что нет такого способа создания художественного произведения, который заведомо бы обеспечивал адекватность восприятия.
«Под адекватностью восприятия мы понимаем меру и степень принятия и понимания инвариантных структур художественного произведения. Здесь имеются в виду не устойчивые элементы, а устойчивые структурные уровни любого произведения — те самые структурные уровни или слои, которые в типологическом принципе структуры художественной коммуникации, например, выступают как последовательные ступени овладения каналами
1 .изображаемой среды,
2.перенесения на героя,
3. отождествления с автором».1
В дискуссии по поводу адекватности восприятия выделились три точки зрения. Сторонники одной утверждают, что адекватность невозможна в принципе, поскольку невозможно простому смертному мыслить так же, как гениальному Пушкину или Ломоносову. Противоположная точка зрения - адекватность неизбежна, поскольку художник логикой своего произведения ведет за собой воспринимающего. «Между крайностями лежит позиция осторожных исследователей, утверждающих, что в силу полисемантичности художественной формы, многозначности сложных образов, возможны варианты толкования произведения, а, следовательно, восприятие может быть глубоким, даже если не достигнута адекватность мысли автора»2.
1 Зобов Р.А., Мостесаненко A.M. О некоторых проблемах взаимосвязей философии и искусства // Творческий процесс м художественное восприятие. Л. 1978. С.153.
2 Подроб. см.: Левшина Е.А. Формирование зрительской аудитории театров. Л., 1989. С. 30.
16
Как пишет ММарков в своей монографии «Искусство как процесс»: «...В искусстве внутренние действия воспринимающего специфически не преследуют цели получения некоторого логического вывода... Художественный код реализуется в сознании в форме переживания чувств, составляющих реакцию индивида на воплощенные в произведении смыслы. Иначе говоря, действия воспринимающего суть чувствования.
Поскольку восприятие смысла порождает чувство, то специфические внутренние действия воспринимающего в конечном счете - суть чувствования (логическое мышление лишь обслуживает их)».1
Итак, как было сказано выше, личность, активно воспринимающая музыку, картину или театральный спектакль, определенным образом изменяется. Изменяются, развиваются чувства и мысли, то есть, то, что обуславливает человеческое поведение, что приобретено при восприятии искусства, реализуется в поведении индивида.
Восприятие завершает процесс познания и переводит его в поведение - во внешние действия. Важно подчеркнуть, что в контексте наших рассуждений само произведение искусства - важнейшее звено описываемой нами системы - играет чисто служебную коммуникативную роль. Оно, к тому же, единственное само по себе не действующее звено. Как художественная ценность произведение может быть уникальным, неповторимым, гениальным; как подсистема в коммуникативной цепи оно является базовой, субстанциональной частью; и одновременно с этим выступает лишь обстоятельством, некоей заданностью, дающей толчок к познанию. В этом и есть интереснейшая особенность общения с искусством - нечто, оставаясь
Список литературы
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно
24965.doc
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
03.11.24
Лексикографический анализ единиц поля
03.11.24
Из истории слова гость и его производных
03.11.24
Семантическое поле гость в русском языке
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2024. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.