У нас уже
21989
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
Театральный процесс и его организационные проблемы в современной России
Количество страниц
131
ВУЗ
МГИУ
Год сдачи
2010
Бесплатно Скачать
24799.doc
Содержание
Содержание
В веден и е______________________________________________3
Глава 1.Театр в жизни общества______________________________12
1.1 Роль искусства в жизни общества___________________________12
1.2 Социально-культурные функции современного театра______________25
1.3 Театральный процесс и способы его регулирования________________34
Глава 2. Театр в условиях рыночных отношений____________________50
2.1 Особенности формирования театрального рынка и его инфраструктуры___50
2.2 Маркел инг и предпринимательская деятельность в театре____________63
2.3 Внутритеатральная система управления________________________75
Глава 3. Государство и театр________________________________89
3.1 Государственная культурная политика в театральной сфере___________89
3.2 Система финансирования театров в современных условиях___________98
3.3 Правовое регулирование в театральной сфере___________________111
Заключение_______________________________________122
Список использованной литературы_________________________ 131
Введение
Актуальность исследовании. Процесс демократизации общества и смена экономической модели в России, происходившие с начала 90-х годов XX века, обусловили ряд изменений в художественной жизни страны. При этом одним главным из таких изменений, безусловно, следует считать формирование внутреннего художественного рынка. В этих условиях осуществлялось постоянное совершенствование механизма функционирования организаций культуры, в результате чего эти организации наконец-то обрели хозяйственную самостоятельность. Л ведь ещё совсем недавно этот вопрос являлся одним из фундаментальных, и в многочисленных попытках его решить было сломано не мало копий. Вместе с тем, достаточно ясно обозначились новые аспекты функционирования искусства и культуры, связанные с их местом в системе рыночных отношений, с необходимостью учёта присущих им особенностей в контексте общих проблем взаимодействия рынка и государства.
Так, сегодня в связи с глубокой дифференциацией общественного производства и продолжающимся углублением профессиональной специализации, очевидно, что современное в экономическом отношении государство в принципе может эффективно функционировать только при наличии как технически грамотного, так и продвинутого в культурном отношении населения. В этой связи, безусловно, нуждается в уточнении роль искусства в жизни современного общества.
Кроме того, формирующийся театральный рынок, предъявляя свои требования к театральному процессу, обусловил появление новых элементов своей инфраструктуры, к которым, прежде всего, следует отнести антрепризы, продюсер-ские центры, агентства но трудоустройству работников театральных профессий, театральные ярмарки. Это, несомненно, требует соответствующего осмысления. При этом, очевидно, что в условиях театрального рынка и каждому театральному коллективу необходимо понять, на какого зрителя он работает, и тем самым найти на рынке своё место.
В настоящее время деятельность государственных театров определяется единственной их организационно-правовой формой - государственное учреждение культуры. Увеличение разнообразия организационно-правовых форм, несомненно, должно способствовать повышению организационной и финансовой самостоятельности театров. С этой целью в 2002 году Минкультуры России в порядке эксперимента планировало в ряде театров федерального ведения ввести институт соучредительства с образованием организационно-правовой формы «Государственная некоммерческая компания» (ГНК). При этом статус ГНК предусматривал, во-первых, инвестиционную и контрактную формы её финансирования, во-вторых, заключение срочных трудовых договоров между государственной некоммерческой компанией и её творческими работниками. Ключевыми вопросами эксперимента в части инвестиционной и контрактной форм финансирования являлись разработка и практическая проверка типовых методик определения соответствующих нормативов, а введение срочного трудового договора предполагало выявление на практике всех возможных сложностей использования такого контракта с увязкой их с прогрессивной системой оплаты труда и действующим российским трудовым законодательством. Однако по ряду причин проведение указанного эксперимента не состоялось. Вместе с тем, вопрос введения новых организационно-правовых форм государственных театров остаётся актуальным.
В первое десятилетие существования суверенного Российского государства были заложены основы законодательного регулирования культурной деятельности в условиях переходного периода. Вместе с тем, очевидно, что но объективным причинам принятые в эти годы законы и правовые акты далеко не полностью обеспечивают правовые гарантии сохранения и развития культуры в нынешних условиях. Соответствующим образом восполнить правовую базу культурной деятельности с учётом нынешнего её состояния и перспектив развития - весьма важная и своевременная задача.
Таким образом, изменившаяся ситуация заставляет пересматривать традиционные взгляды на театральную деятельность и оценивать её роль и нынешнее со-
стояние комплексно с учётом экономической и правовой точек зрения, что обуславливает актуальность темы данного исследования.
Степень разработанности темы. В последние годы всё более очевидной становится необходимость рассмотрения художественной культуры как особой системы социальной деятельности, связанной не только с художественным творчеством как таковым, но и с организацией деятельности творческих коллективов, с производством, сохранением и распространением художественных ценностей. Комплексное изучение различных аспектов художественного творчества сформировалось в целостное научное направление и пошло в научный обиход как многоаспектное исследование художественного творчества с системных позиций и на основе междисциплинарных связей. При этом направлениям комплексного подхода к исследованиям в области творчества присуще те же этапы развития, что и для других отраслей научного знания.
В конце 60-х годов идея комплексного подхода к изучению театрального искусства было поддержана исследователями и практиками театра, появились первые публикации по организационно-экономической проблематике театрального дела, начались обсуждения основных принципов и возможностей нового направления, инициатором которых выступал Л.Юфит. Нго неизменно интересовали теоретические аспекты художественного процесса. Он был глубоко убеждён в том, что между творческими и организационно-экономическими проблемами театрального искусства существует неразрывная связь. Заявленная сентябрьским (1965г.) Пленумом ЦК КПСС программа перестройки экономической жизни страны стала образцовой моделью для соответствующих мероприятий и в сфере театрального дела. 'Гак, но аналогии с утвержденным положением о производственном предприятии в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 29 ноября 1968 года было принято Положение о социалистическом государственном театрально-зрелищном предприятии, которое зафиксировало права театров в различных сферах деятельности. Одновременно выпускается «Методическое пособие но планированию производственно-финансовой деятельности театров». Отклика-
ясь на осознанное театральной общественностью ощущение неолагополучия в организационно-экономическом положении современного театра, Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии совместно с Ленинградским отделением ВТО и Министерством культуры РСФСР разработали и опубликовали для обсуждения проект «Предложений о переводе в виде опыта группы театрально-зрелищных предприятий на новую систему планирования и экономического стимулирования». Цель этого документа - расширить пределы самостоятельности театров в сфере организации творческого процесса и формировании труппы, а также в производственно-финансовой области. Однако достаточно глубоко продуманные многие положения указанного документа реализовать удалось намного позже - лишь в процессе комплексного театрального эксперимента 1987 - 1988 гг.
В 70-е годы развернулась публикация работ по организационно-экономической проблематике театрального дела, появились специальные издания - сборники «Экономика и организация театра». Отечественные исследователи, занимающиеся организационными проблемами театра, получают возможность знакомиться с работами своих зарубежных коллег, основные положения которых публикуются на страницах указанных сборников. Начиная со второй половины 70-х годов, увидели свет отдельные издания, в которых намечалась специализация научных направлений в комплексном изучении театра. Так, в этот период опубликовано, например, комплексное исследование И.Безгина, в котором сделан акцент на организационной стороне театрального дела.
В 80-е годы как результат обобщения материалов исследований, а также на основе вузовского опыта подготовки административных кадров для театра и научных работ по организационной проблематике подготовлен ряд монографий и учебных пособий, а также методических разработок, имеющих практическую ценность. Так, вопросы формирований труппы драматического театра рассмотре- ны, например, Ь.Сорочкиным. Методы планирования и организации творческо-нроизводственного процесса в театре исследованы Л.Сундстремом. Методический подход к планированию проката репертуара драматического театра предложен
Н.Левшиной. Эволюция организационных структур русских драматических театров исследована Ю.Орловым. Комплексное исследование социально-экономических проблем театра проведено Г.Дадамяном. Проведённый в 1987 -1988 гг. комплексный театральный эксперимент в сфере управления показал, что «типовое» самоуправление на основе выборного художественного совета как демократического органа вообще не может быть эффективным, и поэтому каждый театр, каждый творческий коллектив должен самостоятельно выбирать целесообразную форму своего внутритеатрального управления.
В 90-е годы выходят фундаментальные монографии И.Безгина и В. Жидкова. В первой из них обобщается опыт исследований содержания и форм организации коллективной творческой деятельности. Во второй рассматриваются вопросы управления театрами (от внутритеатральных аспектов до регулирования театральной жизни в масштабах всей страны) и намечаются направления совершенствования системы управления, необходимость которого в современных условиях обусловлена переходом к рынку культурных услуг.
Действующее сегодня Положение о театре в Российской Федерации, определяющее правовые, экономические и социальные условия создания и функционирования театров, не обеспечивает в полной мере решения указанных ироблем. Поэтому задача совершенствования теоретических и методических основ системы управления театральным процессом, приведения его в соответствие с требованиями сегодняшнего дня является актуальной. При решении такой задачи в условиях, когда самостоятельной науки об управлении театром не существует, необходимо опираться на результаты указанных выше исследований, преломляя их к современным требованиям, а также применять зарубежный опыт на основе использования положений теорий менеджмента и маркетинга.
Уровень развития экономики культуры - достаточно молодой научной дисциплины - определялся и определяется работами таких специалистов, как Г.Г.Дадамян, В.С.Жидков, Е.Л.Игнатьева, Е.Л.Левшина, Ю.М.Орлов, А.Я.Рубинштейн, К.Б.Соколов, БЛО.Сорочкин, Л.Г.Сундстрем, Б.В.Суник,
8
Ю.У.Фохт-Бабушкнн. В большей своей части исследования последних десятилетий этих авторов были посвящены сугубо прикладным проблемам, и в целом на них лежал отпечаток своего времени, так как в определённом смысле экономика культуры, как и другие отраслевые науки, была привязана к господствующим концепциям планового хозяйства, базируясь на фундаменте нерыночной экономики. Вместе с тем, многие из работ этих авторов не утратили своей актуальности и по сей день.
Не имея разработанного теоретического фундамента, экономика культуры столкнулась с необходимостью создания системы исходных теоретических постулатов, адекватных экономической ситуации в стране, что успешно и было осуществлено. Так, в Государственном институте искусствознания на протяжении ряда лег проводились теоретические исследования, направленные на изучение хозяйственного механизма как в «дорыночной» экономике, так и в условиях рыночных отношений. При этом работы, связанные с рынком, традиционно ниш параллельно с созданием целостной теории экономики искусства. В результате была разработана общая теория социальной экономики. Это стало свершившимся фактом в 1997 году при обсуждении на Учёном совете Государственного института искусствознания доклада «Экономика культуры: приложения общей теории социальной экономики», разработанного коллективом института. Одновременно в это же время коллектив института регулярно публикует аналитические обзоры социально-экономической ситуации, а также проводит регулярные социологические исследования театрального рынка России. Итогом всех этих исследований явилась «Художественная жизнь современного общества», опубликованная в 1996-2001 годах в 4-х томах (5 книгах) под редакцией Л.Я.Рубинштейна, В.С.Жидкова, К.Б.Соколова и Ю.У.Фохт-Бабушкина.
Однако функционирование искусства это, прежде всего, взаимодействие трёх основных звеньев: создание искусства, его распространение и его освоение. Кроме того, подобное взаимодействие всегда сильно зависит от того социального контекста, в котором существует. Другими словами, взаимодействие внутри подсистемы
функционирующего искусства вступает во взаимодействие с оолыиой системой, каковой является общество. Далее, все эти процессы достаточно многоаспектны. Так, если говорить о распространении искусства, то нельзя уйти от экономических механизмов, если обращаться к фазе создания художественных произведений, то здесь неизбежны искусствоведческие и психологические подходы, а при изучении стадии освоения искусства следует использовать педагогические, социологические и психологические методы исследования. Словом, в изучении функционирования искусства участвует много наук. Поэтому, обозревая проводившиеся исследования, следует учитывать культурологические, психологические, экономические и другие работы, в том числе и работы, использующие социологические подходы. В этой связи здесь, прежде всего, следует выделить работы таких специалистов как А.Н.Алексеев, А.Л.Вахеметса, Ю.Я.Барабаш, И.Д.Бсзгии, Г.Г.Дадамян, В.Н.Дмитриевский, П.В.Дуков, В.С.Жидков, А.Я.Зись, М.С.Каган, Л.Н. Коган, Л.Я.Рубинштейн, К.В.Соколов, Б.Ю.Сорочкин, Ю.У.Фохт-Бабушкин.
Целью данного исследования является рассмотрение организационных проблем современного театрального процесса и определение путей их решения.
Задачами исследования являются:
уточнение роли искусства в жизни общества;
рассмотрение содержания театрального процесса и порядка его регулирования;
анализ роли и особенностей формирования и функционирования элементов инфраструктуры театрального рынка;
определение мер, которые должны быть приняты театром для его функционирования в условиях рынка культурных услуг, а также соответствующей внутри-театральной системы управления;
рассмотрение содержания и механизмов реализации государственной культурной политики в театральной сфере;
выявление системы финансирования театров, отвечающей современным требованиям;
10
оценка состояние правовой базы, обеспечивающей регулирование театральной деятельности, и определение путей её совершенствования.
Объектом исследования является система взаимодействия работников театра и зрительской аудитории («театр-зритель»).
Предметом исследовании являются организационные проблемы, влияющие на качество функционирования системы «театр-зритель».
Методы исследования обусловлены спецификой решения поставленных в диссертационной работе задач. В качестве основных использовались, прежде всего, традиционные искусствоведческие методы. Кроме того, в работе широко использовались системно-аналитический и социально-экономический методы исследования.
Научная попнзиа диссертации заключается в том, что в ней:
определено содержание комплекса маркетинга непосредственно для театра;
предложена внутритеатральиая система управления, позволяющая реализовать соответствующую маркетинговую программу;
предложена многоуровневая многоканальная система финансирования театров с различными организационно-правовыми формами, использующая различные формы финансирования, в том числе инвестиционную и контрактную;
предложены изменения, поправки и уточнения, которые следует учесть в общем законодательстве Российской Федерации, в законах о конкретных сферах культурной деятельности, а также при корреспондировании норм общего и специального законодательства, в интересах укреплению и дальнейшего совершенствования правовой базы театральной, деятельности.
Практическая значимость диссертации состоит в том, что её положения и теоретические выводы могут быть использованы при дальнейшей разработке теоретических основ совершенствования театрального дела в России, а также в курсах лекций по теории и истории искусства при подготовке и повышении квалификации специалистов в области менеджмента сценических искусств.
11
ЛпроОацми работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры профессионального искусстна Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма и рекомендована к защите. Основные материалы но теме диссертации опубликованы в 6 статьях в сборниках научных трудов Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма. Отдельные положения диссертации апробированы в практической деятельности Отдела театрального искусства Мин-культуры России.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.
12 Глава I. Театр в жизни общества
1.1 Роль искусства в жизни общества
В настоящее время дефиниции, относящиеся к проблематике художественной культуры, жизни общества, трактуются по-разному. Что касается понятия «художественная культура», то по его поводу терминологические разногласия касаются частностей, а относительно главных признаков подавляющее большинство специалистов придерживается, в основном, сходной точки зрения. Так, в трудах отечественных специалистов получил признание взгляд на художественную культуру как меру и способ реализации сущностных сил людей в произведениях искусства и в художественной деятельности по их созданию и восприятию (1). При этом искусство рассматривается как ядро, содержание художественной культуры. Другими словами художественная культура рассматривается как сложная система, функционирование которой включает в себя ряд этапов: создание художественных ценностей, деятельность различных институтов по их сохранению и распространению и этап освоения художественных ценностей населением (2).
Под художественной жизнью общества, например, Ю.Перов понимает «область общественной жизни, основу которой составляет деятельность по производству, распространению и усвоению художественного сознания вместе с соответствующими отношениями и институтами», при этом в процессуальном отношении художественная жизнь распадается на художественное производство и художественное потребление (3). Краткое и, как представляется, более чёткое определение предложено Л.Сохором, который рассматривает художественную жизнь как процесс функционирования художественной культуры в конкретных социально-исторических условиях (4).
Мскусствоведческие методы исследования художественной жизни общества, ставящие в центр анализа непосредственно искусство и особенности его воздействия на человека, являются важнейшими. Однако ограничиваться только ими при
13
изучении художественной жизни, очевидно, нельзя. Л. Зись высказал справедливую мысль, что при изучении художественных направлений искусства иные методы, кроме искусствоведческих, играют вспомогательную роль, но норой при исследовании отдельных вопросов художественной культуры ведущими оказываются, например, психологические, социологические и экономические методы (5). Так, М. Каган предложил системный подход к изучению искусства, согласно которому художественное производство и художественное потребление, как особым образом организованные социокультурные процессы, являются областью социологии искусства (6).
Действительно, задача изучения художественной жизни общества - это задача во многом социологическая. С целью её решения в настоящее время разработана теория социокультурной стратификации, ключевыми понятиями коюрой являются «картина мира» и «субкультура» (7).
Понятию «картина мира» даётся следующее определение: «Основой картины мира, её « несушим каркасом » является система ценностных представлений, но здесь важны также система их взаимосвязи и взаимное расположение на этой картине, их характер и « эмоциональная окраска» (8).
Картину мира можно представить в виде некоей суперструктуры, которую выстраивает любое общество и которая сопровождает каждого человека всю его жизнь. В этой суперструктуре, но удачному замечанию Г.Гачева, отражены «целостность национальной жизни: и природа, и стихия, и быт, и фольклор, и язык, и образность поэзии, соотношение пространства и времени и их координат и т.н. — т.е. выявляется как бы набор, основной фонд национальных ценностей, ориентиров, символов, архетипов...» (9). Э.Фромм утверждал, что без «...определённым образом организованной и внутренне связанной картины мира и нашего места в нём -люди просто растерялись оы и не были бы способны к целенаправленным и последовательным действиям, ибо без неё не возможно было бы ориентироваться... Знаменательно, заключает он, что не было обнаружено ни одной культуры, в которой не существовала бы такая система ориентации» (10).
14
Отмечая насущную необходимость для человека картины мира, психолог Л.Н.Леонтьев писал, что человек, как и всякое живое существо, пребывает в предметном мире, который изначально, объективно выступает перед человеком в четырёх измерениях: высота, ширина, глубина пространства и время. Однако, как он далее утверждает, человек, наделённый человеческим сознанием, не может открыть для себя объективный внешний мир вне пятого измерения, которое есть не что иное как «смысловое иоле», то есть система значений (11). Следовательно, ориентация в окружающем мире не возможна, если человек, его воспринимающий, не имеет определённого запаса этих значений, приобретаемого только на личном опыте. Другими словами, человек может взаимодействовать только с понятым им и узнаваемым миром, который заменяет или представляет ему реальный. В лом случае пятое измерение - смысловое поле и выступает в роли своеобразной картины мира, которая способствует целостному восприятию человеком реального мира. Картина мира объединяет все известные человеку образы и понятия в единый общий глобальный образ, в котором содержится всё, с чем он сталкивался и может столкнуться в жизни. Как заметил американский социолог К.Рицлер, человеческая картина мира - это контурная схема, которая опережает опыт, определяет его и управляет им (12). В этой связи трудно не согласиться с авторами теории социокультурной стратификации, которые считают, что картину мира можно сравнить одновременно и с картой, которая ведёт человека но жизни, и с компасом, указывающим направление пути, и с приборами, усиливающими зрение, и с транзистором, сообщающим ему, что происходит в мире (13).
Социологические исследования показывают, что собственная картина мира служит человеку на протяжении всей его жизни своеобразным «защитным поясом». Черная из неё идеалы и систему ценностей, пользуясь ею как системой нравственно-эстетических координат, человек уверенно ориентируется в окружающем мире.
Картина мира - универсальный атрибут человека. Каждый человек, рождённый и воспитанный в определённой социокультурной среде, «наделён» от ириро-
15
ды конкретными демографическими признаками (например, подом, возрастом), а от общества - социальным статусом (например, профессией, образованием). Эти факторы способствуют формированию своеобразной картины мира, а её содержание и характер предопределяют вхождение индивида в ту или иную субкультуру общества. К рассмотрению понятия «субкультура» мы теперь и обратимся.
Очевидно, что этносы и состоящие из них социумы всегда неоднородны. Так, внутри любого этноса есть структура, состоящая из субэтносов - более мелких этнических единиц. По внутри любого социума также существует своеобразная структура, которая может включать в себя различные социальные страты: половозрастные, социально-профессиональные, религиозные и пр. Каждая из таких социальных страт способна порождать субкультуры - особые культуры, отличающиеся от культуры всего общества.
Авторы теории социокультурной стратификации, утверждая, что субкультуры отличаются друг от друга не просто отдельными элементами сознания (например, нормами или ценностями, ориентациями и т.д.), а особенностями своей картины мира, из которой вытекают все эти элементы, дают определение субкультуры как «своеобразной целостной «картины мира», разделяемой группами людей, преобразующих её в нормы, интересы, ценности, идеалы и представления о смысле жизни» (14). Поэтому в дальнейшем под субкультурами мы будем понимать общности людей, связанные не одинаковой профессией, имущественным положением, или даже образом жизни, но общностью именно картин мира, своеобразным «сгустком» норм, идей, ценностей и идеалов в общем поле культуры, к которому, как к магниту, притягиваются и отдельные личности и целые группы, разделяющие эти ценности.
Представляя собой, в сущности, социально-психологические явления — особые картины мира - субкультуры, тем не менее, стремятся и к внешнему обособлению от другого мира, используя для этого разнообразные способы: особый язык, манеру говорить, особую одежду, какие-либо знаки, по которым определяют «своего» и т.н. Однако при этом важно понимать, что всё это есть производная от
16
одного главного, коренного отличия - своеобразия субкультурной картины мира. Пё компоненты и составляют основу культуры, и именно они усваиваются каждым индивидом в процессе воспитания и развития, когда он постепенно становится членом той или иной субкультуры.
Таким образом, общество состоит из индивидов, имеющих различные картины мира и относящихся поэтому к разным субкультурам. Но как же они понимают друг друга? Согласно теории социокультурной стратификации, разного рода субкультуры, создающие свои собственные «культурные миры», развиваются и взаимодействуют наряду с «ядром» культуры, под которым понимается наличие разделяемых всем обществом ценностей и признаваемых всеми культурных стандартов (15). «Ядро» культуры формирует «лицо», облик, психологию социума в целом. Любое общество требует от своих членов овладения некоторым минимумом знаний, навыков и нормативных представлений общесоциального характера. Элементами обшей культуры члены общества пользуются как основой для взаимопонимания и взаимодействия в социально значимых ситуациях. Такая основа обеспечивается передачей общих фрагментов картин мира через систему воспитания от поколения к поколению.
Следовательно, любое общество, какую бы сложную структуру оно не имело, всегда обладает неким «ядром» культуры, которое состоит из общих для большинства субкультур фрагментов картины мира - основ мировидения, норм и ценностей, а также из общепринятых критериев для оценок некоторых ключевых ситуаций. Именно наличие «ядра» обеспечивает возможность взаимопонимания людей самых разных субкультур. Развитие же культуры общества с позиций теории социокультурной стратификации определяется взаимодействием субкультур между собой, с одной стороны, и между субкультурами и ядром - с другой.
Следует отметить, что искусствоведы используют различные графические образы модели приведенного выше определения. Так, например, К.Б.Соколов считает, что «культуру общества можно представить в виде некоей окружности, в пределах которой находятся индивиды, принадлежащие к данному обществу.
17
Внутри окружности расположено «культурное ядро» - культурная основа общества. По мере удаления от «ядра» наблюдается всё большее многообразие, происходит накопление культурных отличий. На концах радиусов воображаемой окружности в максимальном удалении от «ядра» располагаются субкультуры, очень далёкие от базовой, иногда отличные настолько, что их чаще называют «контркультурами». В контексте таких представлений, механизм культурного развития сводится к взаимодействию культурного ядра общества с субкультурами» (16).
В.С.Жидков, обращая внимание на очень важную характеристику субкультур - непременное включение в их состав субстанции ядра культуры, предлагает, как представляется, более удачный вариант графического образа такой модели, а именно - «ромашку», у которой из её центрального ядра вырастают лепестки субкультур, размеры которых пропорциональны их отличиям от культурного ядра общества» (17).
Роль художественной культуры с позиций искусствоведческих методов, ставящих, как нами было отмечено, в центр анализа непосредственно искусство и особенности его воздействия на человека, сводится к следующему.
Художественная культура удовлетворяет некую настоятельную общественную потребность, которая с течением времени не остаётся неизменной. Именно поэтому история художественной культуры являет собой отражение исторической изменчивости системы общественных потребностей в этой сфере (18). При этом иод художественной потребностью, например, А.Н. Семашко понимает « потребность в восстановлении целостности и смысла социальной деятельности в непосредственной жизни личности». Вот почему, с его точки зрения, « искусство является одним из эффективных инструментов и средств разрешения противоречий в развитии общественных отношений на личностном уровне, а значит, и формой всесторонней социализации, способом включения в систему общественных отношений, адаптации к ним и их преобразования, важнейшим средством « возвышения » духовного мира личности » (19).
Список литературы
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно
24799.doc
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
03.11.24
Лексикографический анализ единиц поля
03.11.24
Из истории слова гость и его производных
03.11.24
Семантическое поле гость в русском языке
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2024. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.