У нас уже
21989
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
Особенности физического разбития и метаболического статуса школьников-пользователей персонального компьютера
Количество страниц
103
ВУЗ
МГИУ
Год сдачи
2010
Бесплатно Скачать
24775.doc
Содержание
Содержание
СПИСОК ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ ... 3
ВВЕДЕНИЕ ... 4
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ... 9
1.1. Персональный компьютер, физические факторы воздействия ... 9
1.2. Влияние компьютера на организм пользователя ... 13
1.2.1. Влияние на организм пользователя электромагнитных
полей компьютера ... 13
1.2.2. Влияние на организм пользователя компьютера
других неблагоприятных факторов на рабочем месте ... 20
1.3. Компьютер и организм ребенка ... 28
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ, МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ... 31
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ ... 44
3.1. Физическое развитие и адаптационные возможности школьников ... 44
3.2. Особенности метаболического статуса по содержанию веществ
низкой и средней молекулярной массы и олигопептидов детей ... 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ... 84
ВЫВОДЫ ... 96
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ... 97
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ... 98
СПИСОК ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ
АП адаптационный потенциал
АИ аэроионы
ВНиСММ вещества низкой и средней молекулярной массы
ВДТ видеодисплейный терминал
ГГц гигагерц (109 герц)
Гц герц
ИГМР индекс гармоничности морфологического развития
ДТ длина тела
ИИ индекс интоксикации
ИМТ индекс массы тела
кВ киловольт(1О3вольт)
кГц килогерц (103 герц)
КРИС кардиореспираторный индекс
МГц мегагерц (10б герц)
МТ масса тела
НЭМИ неионизирующие электромагнитные излучения
ОГК окружность грудной клетки
ОП олигопептиды
ПК персональный компьютер
ПЭВМ персональная электронно-вычислительная машина
ФР физическое развитие
ЦИК циркулирующие иммунные комплексы
ЭВМ электронно-вычислительная машина
ЭИ эндогенная интоксикация
ЭЛТ электролучевая трубка
ЭМИ электромагнитное излучение
ЭМП электромагнитное поле
ЭП электрическое поле
Ig иммуноглобулины
Введение
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы. В последние годы наблюдается ускоренная компьютеризация всех сфер общественной жизни. Компьютер стал привычным не только в производственных цехах и научных лабораториях, но и в студенческих аудиториях и школьных классах. Непрерывно растет число специалистов, работающих с персональным компьютером (ПК), который становится их основным рабочим инструментом. Ни экономические, ни научные достижения невозможны теперь без быстрой и четкой информационной связи. Небывалая скорость получения визуальной информации и ее передачи адресату, а следовательно, возможность наиболее эффективного практического использования этой информации - это основные причины всеобщей компьютеризации.
Компьютер прочно завоевал свое место в учебно-воспитательных учреждениях, все шире используется в домашних условиях. Развитие новых информационных и коммуникационных технологий привлекает внимание к углубленному анализу преимуществ и недостатков их использования в учебном процессе. По мнению педагогов и психологов, это новое педагогическое средство позволяет более эффективно решать задачи общего, интеллектуального развития ребенка. Специальные компьютерные программы позволяют развивать у детей абстрактное, логическое, оперативное мышление, умение прогнозировать.
Достоинства компьютерной системы обучения несомненны, но работа с компьютером не безопасна. Имеющиеся исследования и наблюдения за взрослыми стажированными операторами персонального компьютера убедительно показали, что работа этой категории выполняется в специфических условиях и очень утомительна. Работа за дисплеем сопровождается длительным напряжением зрительного анализатора, связана со значительным нервно-эмоциональным напряжением, с вынужденной рабочей позой. Кроме того, в помещениях с работающими компьютерами повышается температура воздуха, снижается ниже нормы относительная
влажность, имеет место нарушенный ионный режим, воздействие электромагнитного излучения и т.д. По данным группы экспертов ВОЗ, до 92% операторов персонального компьютера жалуются на чувство жжения в области глаз, дискомфорт и болезненность в области век, раздражительность, головные боли, бессонницу, тревогу. У них чаще, чем у лиц контрольных групп диагностируются неврозы, гипо- и гипертонии, аллергические заболевания, повышенный уровень заболеваемости органов дыхания. Изучение всего комплекса неблагоприятных факторов, влияющих на оператора ЭВМ и их последствий, имеет особое значение для детей и подростков, ввиду незавершенности роста, развития и совершенствования функционирования всех систем организма ребенка.
Таким образом, в связи с компьютеризацией обучения возникло множество проблем как общих, так и специфических, связанных с особенностями взаимодействия организма учащегося и ПЭВМ [51,53,62,63,98,101,174], с возможным негативным влиянием работы на компьютере на здоровье пользователя. Объективные подтверждения, основанные на изучении функциональных показателей, весьма немногочисленны и касаются лишь функций зрительного анализатора [65,167]. Следует отметить, что гигиенические нормы использования компьютеров в школе в настоящее время достаточно полно исследованы [33, 37,88,93,94,99,100,129,154], однако они недостаточно обоснованы с физиологической точки зрения [164,165]. Следует отметить и противоречивые результаты различных исследований, что говорит о сложном, комплексном характере проблемы, необходимости разностороннего подхода к ее решению [90,96,116]. Из изложенного вытекают задачи дальнейших исследований, поскольку возраст пользователей ПЭВМ неуклонно снижается: компьютеры стали активно применятся не только в среднем и старшем звене общеобразовательных школ, но и в начальной школе, в процессе дошкольного воспитания. В связи
с этим актуально комплексное морфофизиологическое обследование детей и подростков, работающих на компьютере.
Цель исследования: на основании комплексного морфофизиологического обследования выявить особенности физического развития и метаболического статуса школьников - пользователей персонального компьютера.
Задачи исследования:
1. Изучить физическое развитие и особенности динамики уровня и гармоничности физического развития у школьников - пользователей персонального компьютера в сравнении с контрольными группами.
2. Выявить особенности метаболического статуса школьников, работающих на компьютере в сравнении с контрольными группами.
3. Установить взаимосвязи показателей физического развития с метаболическим статусом организма, функциональным состоянием сердечно-сосудистой, дыхательной систем, уровнем кальция, фосфора у детей с учетом компьютерного влияния.
Положения, выносимые на защиту:
1. Отмечена отрицательная динамика физического развития, снижение содержания общего кальция в крови, напряжение функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма, увеличение уровня тревожности у школьников - пользователей персонального компьютера.
2. Уровень веществ низкой и средней молекулярной массы и олигопептидов был выше у детей компьютерной группы. Накопление ВНиСММ и ОП в плазме свидетельствует о накоплении маркеров эндотоксемии в организме пользователя компьютера, несмотря на то, что процессы элиминации усилены.
3. Установлены корреляционные зависимости между уровнем кальция, веществами низкой и средней молекулярной массы и олигопептидами слюны
и показателями физического развития у школьников, работающих на компьютере, которых не выявили у детей контрольной группы.
Новизна исследования. Впервые на основании комплексного морфофизиологического обследования выявлены особенности динамики уровня и гармоничности физического развития детей школьного возраста, работающих на компьютере.
Установлена взаимосвязь между содержанием веществ низкой и средней молекулярной массы и олигопептидов в биологических жидкостях, уровнем кальция в крови и показателями физического развития школьников -пользователей персонального компьютера.
Проведена сравнительная характеристика уровня и гармоничности физического развития и функционального состояния сердечно-сосудистой системы у детей с учетом компьютерного влияния.
Научно-практическая значимость работы
Полученные результаты о взаимосвязях показателей физического развития, метаболизма, сердечно-сосудистой, дыхательной систем расширяют современные представления об особенностях взаимодействия организма человека и персонального компьютера. Это особенно актуально для детей, ввиду незавершенности роста, развития и совершенствования функционирования всех систем организма ребенка.
Материалы диссертационного исследования физического развития детей и подростков используются в преподавании дисциплин медико-биологического блока для студентов химико-географического и математического факультетов Коряжемского филиала ГОУ ВПО ПГУ им. Ломоносова (акт внедрения от 12.05.2004), а также курса антропологии для студентов факультета клинической психологии СГМУ (акт внедрения от 2.05.2004).
Данная работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ и администрации Архангельской области проект № 01-06-48002 а/С:
«Взаимодействие генофонда популяций и факторов внешней среды в условиях Архангельской области».
Апробация работы
Результаты исследования были представлены и обсуждены на региональной научно-практической конференции молодых ученых «Ломоносова достойные потомки» (г.Архангельск, 2001); международной молодежной конференции «Экология 2003» (г.Архангельск, 2003); международной научно-практической конференции «Экология: образование, наука, промышленность и здоровье» (г.Белгород, 2004); V международном конгрессе молодых ученых «Науки о человеке» (г. Томск, 2004); всероссийской научной конференции молодых ученых и студентов «Современное состояние и приоритеты развития фундаментальных исследований в регионах» (г.Анапа, 2004).
По материалам диссертации опубликовано 8 печатных работ.
Структура и объем диссертации
Диссертация изложена на 121 страницах машинописного текста и состоит из введения, трех глав, заключения, выводов и списка литературы. Работа иллюстрирована 12 таблицами и 22 рисунками. Библиография включает 230 источников, из них 42 зарубежные публикации.
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 1.1. Персональный компьютер, физические факторы воздействия
По мнению большинства авторов на состояние работающего с ПК оказывает влияние множество факторов: влияние электростатических и электромагнитных полей, воздействие радиации, технические характеристики машин, возраст, пол, профессиональные и характерологические особенности личности, длительное неизменное положение тела, а также режим, характер и интенсивность труда, его организация.
Жизнь на Земле возникла, развивалась, и долгое время протекала в условиях относительно слабых электромагнитных полей, создаваемых естественными источниками. К ним относятся электрическое и магнитное поле (ЭМП) Земли, космические источники радиоволн (Солнце и другие звезды), процессы, происходящие в атмосфере Земли, например, разряды молнии, колебания в ионосфере. Являясь постоянно действующим экологическим фактором, эти поля имеют определенное значение в жизнедеятельности всех организмов, в том числе и человека. Однако, за последние 50-60 лет возник и сформировался новый значимый фактор окружающей среды — ЭМП антропогенного происхождения. Их создают 2 большие группы искусственных источников: 1 - изделия, которые специально создавались для излучения электромагнитной энергии: радио- и телевизионные вещательные станции, радиолокационные установки, физиотерапевтические аппараты, различные системы радиосвязи, технологические установки в промышленности; 2 - устройства, при работе которых протекает электрический ток, создающий паразитное излучение ЭМП. В основном это системы передачи, распределения электроэнергии и приборы потребляющие ее (электроплиты, электронагреватели, телевизоры, компьютеры и т.п.). Излучаемые этими устройствами электромагнитные поля вместе с естественными полями Земли и Космоса создают сложную и изменчивую электромагнитную обстановку [47,49,126].
10
По данным литературы в окружающей среде существенно возросла интенсивность неионизирующих электромагнитных излучений (НЭМИ) [102,128]. Одним из наиболее распространенных источников НЭМИ является компьютер, число пользователей которого в России в 2000 г., по данным Ю.Г. Григорьева (1998) достигло 30 млн. человек.
Влияние электромагнитных излучений при работе на компьютере рассматриваются специалистами различных областей: медиками, биологами, радиотехниками и т.д [51,62,63,142,174].
Основными составляющими частями персонального компьютера являются: системный блок (процессор) и разнообразные устройства ввода/вывода информации (клавиатура, дисковые накопители, принтер, сканер, и т.п.). Каждый ПК включает средство визуального отображения информации - монитор, дисплей. Как правило, в его основе - устройство на основе электронно-лучевой трубки (ЭЛТ). ПК часто оснащен сетевыми фильтрами, источниками бесперебойного питания и другим вспомогательным электрооборудованием. Все эти элементы при работе ПК формируют сложную электромагнитную обстановку на рабочем месте пользователя (табл.1).
Таблица 1 Персональный компьютер как источник ЭМП (по А.А. Афанасьев, 2001)
Источник Диапазон частот
Монитор сетевой трансформатор блока питания 50 Гц
Статический преобразователь напряжения в импульсном блоке питания 20-100 кГц
Блок кадровой развертки и синхронизации 48-160 Гц
Блок строчной развертки и синхронизации 15110 кГц
Ускоряющее анодное напряжение монитора (только для мониторов с ЭЛТ) 0 Гц (электростатика)
Системный блок (процессор) 50 Гц-1000 МГц
Устройства ввода/вывода информации 0 Гц, 50 Гц
Источники бесперебойного питания 50 Гц, 20-100 кГц
11
Экспериментальные исследования Ю.П. Пальцева (1996) с сотрудниками показали, что основным источником электромагнитного поля являются узлы, излучающие на определенной частоте (31,6 кГц у дисплея и 43,1 кГц у процессорного блока) и кратных ей гармониках. Наиболее интенсивное излучение ПК происходит в диапазоне частот 30-300 МГц.
Одним из основных источников вредного излучения ПК является дисплей компьютера, который в процессе работы излучает электромагнитные волны широкого спектра частот: от промышленной частоты до рентгеновского и более жесткого излучения (табл.2). Источниками электромагнитного излучения (ЭМИ) радиочастотного и низкочастотного диапазонов могут являться система горизонтального отклонения луча электронно-лучевой трубки дисплея, работающего на частотах 15-53 кГц, блок модуляции луча ЭЛТ - 5-10 МГц, система вертикального отклонения и модуляции луча ЭЛТ-50-81 Гц [61,62,63].
Таблица 2
Факторы неблагоприятного воздействия монитора компьютера (по О.В. Бабенко, М.М. Авхименко, 2002)
Основные группы факторов неблагоприятного воздействия монитора
Эргономические параметры экрана монитора
1.Снижение контраста изображения в условиях
интенсивной внешней засветки
2.3еркальные блики от передней поверхности экранов
мониторов
3 .Наличие мерцания изображения на экране монитора
Излучательные характеристики монитора
1 .Электромагнитное поле монитора в диапазоне частот 5 Гц-300 МГц
2.Статический электрический заряд на экране монитора 3.Ультрафиолетовое излучение в диапазоне 200 — 400 нм 4.Инфракрасное излучение в диапазоне 1050 нм - 1 мм 5.Рентгеновское излучение > 1,2 кэВ_____________
Нормируемым параметром излучения ПК является напряженность поля, в связи с этим электромагнитное поле имеет электрическую и магнитную составляющие, причем их взаимосвязь достаточно сложна [49,60,62,63,126].
12
На расстоянии от видеотерминалов (ВДТ) до оператора электрическая и магнитная составляющие поля оцениваются раздельно.
Компьютер - это источник электростатического поля. При работе монитора на экране кинескопа накапливается электростатический заряд, создающий электростатическое поле (ЭСтП). В разных исследованиях, при разных условиях измерения значения ЭСтП колебались от 8 до 75 кВ/м [9,47]. При этом люди, работающие с монитором, приобретают электростатический потенциал. Разброс электростатических потенциалов пользователей колеблется в диапазоне от -3 до +5 кВ. Заметный вклад в общее электростатическое поле вносят электризующиеся от трения поверхности клавиатуры и мыши. На отдельных рабочих местах в области рук регистрировались напряженности статических электрических полей более 20 кВ/м.
В течение 1994-1996 гг. сотрудники Центра электромагнитной безопасности при участии лаборатории измерения параметров электромагнитной совместимости ВНИИФТРИ и лаборатории электромагнитных волн НИИ медицины труда РАМН проводили измерения интенсивности ЭМП непосредственно на рабочих местах пользователей ПК. Измерения были выполнены на 474 рабочих местах, оснащенных мониторами 72 типов 1990-1996 гг. выпуска. Перед проведением работ по массовым измерениям были сняты спектральные характеристики ЭМП, генерируемого монитором. Основная энергия ЭМП зафиксирована в диапазоне частот 50 Гц — 380 кГц. Как показали результаты измерений, только 15% ВДТ соответствовали требованиям действующих в России гигиенических нормативов, 31% не соответствовали им хотя бы по одному параметру, 54% ВДГ полностью им не отвечают [13].
Факторы рабочей среды, воздействующие на пользователей видеодисплейных терминалов, можно условно разделить на две группы -связанные с работой за ПК и факторы рабочего помещения [167]. Среди
13
факторов рабочего помещения выделяют температуру, относительную влажность и скорость движения воздуха, число положительных и отрицательных легких аэроионов (АИ), яркость экрана, ближнего (документ, клавиатура) и дальнего полей зрения. Кроме того, определяют такие эргономические характеристики рабочих мест, как высоту стола над уровнем пола, высоту сидения над уровнем пола, высоту нижнего края спинки стула над уровнем сидения, а также угол зрительного наблюдения верхней точки экрана.
Некоторыми исследователями было показано, что для рабочих мест с ВДТ характерны более высокая по сравнению с рекомендуемой температура и низкая относительная влажность воздуха [143,167]. Имеются сообщения о нарушениях аэроионного баланса в помещениях с ВДТ, больших перепадах яркостей в поле зрения, а также несоответствий параметров рабочих мест антропометрическим размерам работающих.
1.2. Влияние компьютера на организм пользователя
В связи с компьютеризацией всех сфер общественной жизни возникло множество проблем как общих, так и специфических, связанных с особенностями взаимодействия организма человека и ПЭВМ. Рассматривая влияние ПК на организм пользователя, отмечают несколько факторов риска.
1.2.1. Влияние на организм пользователя электромагнитных полей компьютера
Организм человека осуществляет свою деятельность путем ряда сложных процессов, механизмов, в том числе используя внутри- и внеклеточную передачу информации с помощью электромагнитных полей и соответствующей электрической регуляции. В связи с этим электромагнитная среда обитания фактически может рассматриваться как источник помех жизнедеятельности человека и биоэкосистем. Возникает проблема биоэлектромагнитной совместимости [31,140] - проблема
14
взаимного влияния живых организмов и технических средств, источников ЭМП, в том числе и персональный компьютер.
В России широкие исследования воздействия на человека электромагнитных полей начались в 60-е годы, и к настоящему времени накоплен большой клинический материал. Именно российскими учеными установлено, что нервная система человека, особенно высшая нервная деятельность, чувствительна к ЭМП [37,166,167], и что ЭМП обладают информационным действием. В 1970-1980 гг. в целях усовершенствования гигиенического нормирования в России был проведен комплекс экспериментальных исследований по изучению механизма биологического действия ЭМП и их влияния в широком частотном диапазоне на различные системы организма и, прежде всего, нервную, иммунную, эндокринную. Однако эти работы резко сократились, хотя не до конца изучены некоторые важные разделы этой проблемы, такие как влияние на человека малых интенсивностей электромагнитного излучения (менее 1 мВт/см2), роль модуляции в реализации биоэффекта, оценка комбинированного действия ЭМП и других факторов среды [127]. В Санитарных нормах и правилах не учтено возможное неблагоприятное действие на человека модулированного и комбинированного действия радиочастотного, в первую очередь СВЧ-излучения [134].
Совсем еще недавно считалось, что биологическая эффективность ЭМП определяется его термическим действием, достаточно хорошо изученным и широко применяемым как в технологических процессах, так и в биологии и медицине [44,45,46]. Однако оказалось, что биологическое воздействие электромагнитного излучения проявляется и при сверхмалых интенсивностях (ниже пороговой величины теплового эффекта), когда нагрев тканей не является определяющим или вообще становится невозможным. В этом случае говорят, что ЭМП обладает так называемым информационным действием [47,135].
15
В последние годы появились публикации о наличии резонансных эффектов при воздействии ЭМП на биообъекты, в том числе на человека, и об особой роли в этом некоторых форм модуляции. В частности, широкое признание в мире получили результаты исследований американского нейрофизиолога Эйди и его учеников. В его классических экспериментах на изолированном головном мозге цыпленка и кошки оценивалась проницаемость клеточных мембран для ионов кальция при воздействии модулированных электрических и электромагнитных полей. В результате экспериментов было установлено, что воздействие электрического поля интенсивностью 5 В/м еще не вызывало биоэффекта, а интенсивностью 100 В/м уже не вызывало его ни при каких частотах. Вместе с тем электрические поля напряженностью 10 и 50 В/м статистически достоверно уменьшали выход кальция в раствор, но только при частоте 6 или 16 Гц. Аналогичные результаты были получены при облучении мозга цыплят амплитудномодулированными ЭМП с несущей частотой 147 МГц. Максимум эффекта был установлен в диапазоне 9-16 Гц. Именно эти частоты соответствуют ритмам электрической активности мозга здорового человека, превышающим по интенсивности другие ритмы. Для оценки влияния амплитудно-модулированных частот, лежащих в диапазоне биологических ритмов (1-25 Гц), на условные и спонтанные биоритмы головного мозга кошки, у нее вырабатывали условный рефлекс и выделяли типичные превалирующие группы частот биоритмов мозга. В случае дополнительного воздействия ЭМП (147 МГц) с такой же модуляцией повышался процент условных ответов. Причем ритмы, сопровождающие условные сигналы, были выше по амплитуде и чаще появлялись в спонтанной электроэнцефалограмме (ЭЭГ), чем у контрольных животных. В другой серии исследований (в управляемом эксперименте) выделялась желаемая ритмика биотоков в различных структурах мозга и в тот же момент автоматически включалось ЭМП, промодулированное на этой же частоте. В
16
результате оказалось, что поле определенной частоты может выступать как усилитель, увеличивая появление тех биоритмов, которыми оно модулировалось, и, напротив, подавлять биоритмы мозга другой частоты. Например, при воздействии полей, модулированных по частоте 3 Гц, наблюдалось резкое уменьшение биоритмов частотой 10 Гц [47,78].
На практике признана теория Ю.А. Холодова (1995) о влиянии неионизирующих электромагнитных излучений на различные участки головного мозга, которое проявляется затруднением выработки новых условных рефлексов, ухудшением процессов запоминания и др [171].
В работах В.Г Григоряна, А.Р. Агабабяна (1999), A. Gale (1973), Н. Petsche. (1991) выявлены особенности адаптации операторов к монотонной работе на компьютере в зависимости от исходного уровня корковой активности. Согласно результатам анализа эффективности деятельности в обеих анализируемых группах (с высоким и низким уровнем активности коры) большинство испытуемых показывали высокую эффективность в выполнении задания. Однако в группе испытуемых с высокой исходной активностью коры (принадлежащих к «слабому» типу) поддержание оптимального уровня бодрствования происходит без видимых психофизиологических затрат, за счет механизмов саморегуляции. Испытуемые с низкой исходной активностью коры (относящиеся к «сильному» типу), напротив, достигают «рабочего» уровня через подключение активирующего влияния неспецифических подкорковых структур, выражающееся в достоверном увеличении всех ритмов ЭЭГ, кроме дельта-ритма. Рост «ритмов напряжения» отражает развитие перенапряжения у испытуемых с низкой корковой активацией [201,220].
В настоящее время наблюдается возрастание интереса к проблеме медико-биологических эффектов низкочастотных и высокочастотных электромагнитных полей. Описаны изменения кроветворения, нарушения со стороны эндокринной системы, метаболических процессов [63].
17
В работах Ю.П. Пивоварова, И.Е. Чернозубова (2002) установлено нарушение обменных процессов у операторов компьютера под действием НЭМИ. В частности, отмечено резкое изменение химического состава мочи. В первую очередь это касалось концентрации алюминия, бария, стронция, кальция, фосфора и железа (в 1,4-3 раза). Концентрация в моче ряда веществ (алюминия, бария, кальция, хрома) существенно увеличилась, калия, марганца, серы, цинка, стронция - менялась незначительно, железа и фосфора - существенно снизилась. Изменение химического состава мочи за счет удаленных из организма веществ приводит к нарушению потребности в них. Для операторов в возрасте 9-10, 16 лет рост потребности в минеральных веществах (алюминий, фосфор, свинец, медь) определен при работе на компьютере в течение 10, 20 мин и 30, 45 минут [128].
Признавая возможность информационного действия ЭМП и зависимость реакции от вида модуляции, особую значимость приобретает не интенсивность поля, а сам факт контакта с ним человека. Экспериментально установлено повышение чувствительности к ЭМП отдельных систем организма, вызванное другими факторами среды (другими полями, химическими и фармакологическими препаратами и т.п.). В этом случае даже при кратковременных контактах человека с ЭМП может возникнуть целый комплекс неврологических проявлений, психосоматических расстройств, а также тяжелых патологических реакций. Исходя из существующих теорий нетеплового механизма действия ЭМП (теория циклотронного резонанса, теория конформационных изменений и т.д.) возможны и другие проявления неблагоприятного воздействия полей на организм. Исследования выявили возможность накапливания биологического эффекта ЭМП в условиях их длительного многолетнего воздействия (кумуляция биоэффекта). В результате возможно развитие таких последствий, как рак крови [43,102Д72] опухоли мозга, гормональные заболевания. Это становится общей закономерностью канцерогенного эффекта при воздействии на организм
Список литературы
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно
24775.doc
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
03.11.24
Лексикографический анализ единиц поля
03.11.24
Из истории слова гость и его производных
03.11.24
Семантическое поле гость в русском языке
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2024. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.