У нас уже 21989 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Влияние новых многоканальный звуковык технологий на киноязык
Количество страниц 100
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 24750.doc 
Содержание Содержание
ВВЕДЕНИЕ...3

I глава. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ЗАПИСИ ЗВУКА И

ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В КИНЕМАТОГРАФЕ...9

§ 1. От немого кинематографа до кинематографа с пространственным

звуком...9

§ 2. Объемный звук как эстетический феномен...17

Выводы к1 главе...25

II глава. ВОСПРИЯТИЕ ЗВУКА КИНОЗРИТЕЛЕМ...27

§ 1 .Понятие о звуке в кино...27

§ 2.Воздействие аудиовизуальных средств на сознание зрителей...32

§ З.Роль техники в формировании и развитии языка кино...37

§4. Монтаж и звукв контексте монтажа...40

> § 5. Полифония фонограммы.

Д Аудиовизуальное решение фильма...47

§ б.Эстетика микширования объемного звука...55

Выводы ко II главе...60

III глава. АНАЛИЗ СТИЛИСТИКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗВУКА

В ЗАРУБЕЖНЫХ КИНОКАРТИНАХ...62

§ 1. Эстетические характеристики звука в кино...63

§ 2. Проблема фильмического диалога. Микширование...74

§/З.Музыка...78

§ 4. Локализация источников звука.

Проблема пространственного звука в кино...80

Выводы к III главе...90

?•> ЗАКЛЮЧЕНИЕ...91

Библиография...93

¦? Фильмография...100

Введение



Введение.

Актуальность темы диссертации.

Проблема влияния новых технологий на художественный язык является сегодня для кино-, теле- и других экранных искусств одной из наиболее актуальных. Возникнув как технические приемы и средства, цифровые технологии, спецэффекты, виртуальная реальность, интернет становятся элементами новой художественной реальности, оказывающей существенное воздействие на психологию художественного восприятия. Значимую роль в этом отношении играют новые многоканальные звуковые технологии. Их воздействие на киноязык - тема, почти не изученная не только в отечественной, но и в зарубежной науке об искусстве. Между тем как в нашей стране, так и за рубежом, где технические эксперименты получили весьма широкий размах, накоплен большой фактический материал, требующий научного осмысления в контексте культуры, в том числе в интересах совершенствования самой художественной практики. В этом плане наиболее актуальными представляются вопросы о том, способны ли технические новшества дать импульс возникновению новых художественно-эстетических качеств и ценностей в экранных искусствах, освещает проблему их влияние на творческий процесс, сознание и подсознание зрителей.

Цель работы ставится выявление и разработка проблем, связанных с пространственным (объемным) звуком как

эстетическим феноменом, воздействием новых звуковых технологий на киноязык; анализ стилистики использования объемного звука в зарубежном кинематографе и специфика его восприятия кинозрителем.

Задачи работы определяются ее целью и формулируются следующим образом:

1. Рассмотреть звук в кино как эстетическую категорию.

2. Выявить и раскрыть характеристики и функции пространственного звука в кино, способы его использования.

3. Проследить этапы развития звуковых технологий и их использования в кинематографе.

4. Изучить влияние новых звуковых технологий на художественно-эстетическое качество фильмов.

5. Проследить динамику соотношения визуального и звукового кинообразов в современном кинематографе.

6. Проанализировать психоакустические особенности киновосприятия.

7. Выявить и проанализировать влияние многоканальных звуковых технологий на творческий процесс.

8. Рассмотреть тенденции изменения ролей режиссера, звукорежиссера, сценариста, художника в коллективном творчестве по созданию фильма.

Объектом исследования является звуковое решение зарубежных фильмов последнего десятилетия, сопряженное с моно-, стерео- и многоканальными системами звукопередачи (системами Dolby Surround и Dolby Digital). Помимо этого, объектом исследования являются отдельные высказывания отечественных и зарубежных кинематографистов и теоретиков кино о роли новых звуковых технологий в экранных искусствах.

Материалом исследования данной диссертации являются художественно-эстетические качества зарубежных фильмов, сопряженные с новыми звуковыми технологиями.

Теоретико-методологическая база исследования.

В силу того, что киноведение по своему предмету граничит с эстетикой, теорией культуры, искусствознанием, социологией искусства, психологией и другими смежными науками, пользуется их выводами и взаимодействует с ними, методологическую базу предлагаемого исследования составляет синтетический киноведческий подход, позволяющий увидеть исследуемый кинематографический объект во всей его многозначности.

Степень разработанности проблемы.

В отечественном киноведении не существует специальных исследований, посвященных проблеме влияния многоканальных звуковых технологий на киноязык. Однако, можно выделить целый ряд работ, посвященных вопросам звука в кино как элемента художественной выразительности. Исследования в новой сфере опираются на труды авторов определенных направлений, среди

них работы классиков киноведения - Б.Балаша, Д.Довженко, З.Кракауэра, В.Пудовкина, С.Эйзенштейна; исследования А.Андриевского, О.Дворниченко, Т.Егоровой, З.Лиссы, Н.Ефимовой, А.Корганова и И.Фролова, Т.Поповой, Э.Фрида, И.Шиловой, посвященные проблемам киномузыки; имеется целый ряд публикаций, авторами которых являются звукорежиссеры -практики В. Бабушкин, И.Вепринцев, В.Виноградов, Г.Гроссман, П.Кондрашин, Я.Харон. Особый интерес представляют работы Р.Казаряна, посвященные проблемам пространственности в кино. В настоящее время в сети интернет существуют работы по психологии восприятия звука, а также целый ряд публикаций зарубежных авторов, выявляющий признаки эволюции звуковых систем и ее влияния на художественный язык экрана.

Научная новизна работы.

Тематическая новизна диссертации обусловлена анализом нового фильмографического материала, созданного при помощи многоканальных звуковых технологий. Концептуальная новизна исследования определяется его поисковым характером, оригинальным теоретико-методологическим подходом к анализу инновационных художественных проблем, сопряженных с технологическими новшествами. Среди последних диссертантом выделяется вопрос о влияние техники на киноискусство и обратном воздействии киноискусства на технику, не являвшийся ранее объектом специального киноведческого анализа. В аспекте изучения роли многоканальных звуковых технологий в развитии языка кино рассматривается соотношение в нем монтажа и звука. Анализируется вопрос о контрапункте в кино, специфике слышимого пространства, глубинной локализации звука.

Выявляются особенности воздействия новой, высокотехнологичной аудиовизуальной среды на сознание и подсознание зрителей, в частности, специфика «скрытого сообщения» как способ создания психологической установки, программирования поведения. Намечаются подходы к созданию целостной авторской концепции места и роли многоканальных звуковых технологий в современном кинопроцессе.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Художественно-эстетический эффект новых многоканальных звуковых технологий в кино сопряжен с созданием у зрителей ощущения реальности происходящего на экране, их вовлеченности в кинематографическое действие.

2. Пространственный звук дает возможность реалистически рассказать историю, выходящую за пределы экрана, из экранного пространства - в зрительный зал.

3. Современные звуковые технологии становятся новым средством художественной выразительности в той мере, в какой способствуют расширению акустического и визуального пространства фильма, реализации творческого замысла художника.

4. Возрастание творческой роли звукорежиссера в кино обусловлено влиянием новых звуковых технологий на художественную сторону кинопроцесса и обратном воздействии искусства на технику.

Практическая ценность работы.

Данная работа может быть полезна как для теории, так и для практики современного кинематографа. Она отчасти заполняет лакуну, сопряженную с анализом роли новых многоканальных звуковых технологий в отечественном и, во многом, мировом киноведении. Результаты исследования могут быть использованы при подготовки курсов лекций по звукорежиссуре и киноведению, для написания учебных пособий.

Апробация работы.

Основные положения и выводы диссертации обсуждались на заседании кафедры эстетики, истории и теории культуры ВГИКа, были доложены на научных конференциях («Метафизика и искусство», ИФРАН, Москва, апрель 2001г.; «Топ» («Звук»), HFF-Potsdam, Германия, декабрь 2002г.; «Высшее гуманитарное образование в условиях современных аудиовизуальных технологий», СПбГУП, Санкт-Петербург, январь 2004г.) Выносимые на защиту положения нашли отражение в публикациях автора по теме диссертации.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, фильмографии.

I глава, этапы развития технологий записи звука и

ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В КИНЕМАТОГРАФЕ

§ 1. От немого кинематографа до кинематографа с пространственным звуком

Одним из наиболее важных средств художественной выразительности в кино является звук - не механическое сопровождение изображения, а один из жизненно важных компонентов создания высокохудожественных произведений. Звук принес на экран свою собственную информацию, увеличил общую плотность подачи материала с экрана в единицу времени, усложнил восприятие и создание произведений, повлияв при этом на темп зрительного монтажа и скорость смены пластических образов на экране.

За последнее десятилетие под влиянием телевидения, рекламы, музыкальных клипов и видео существенно трансформировался визуальный язык экрана. Сейчас самоценность отдельного кадра стирается, пространственные кадры почти совсем исчезают; на смену монтажа пространственных перспектив приходит манипулирование отдельными деталями статичных сцен. Звуковой кинематограф, всегда имеющий дело с двумерным экранным изображением и трехмерным звуком, возникающим в пространстве кинозала, привнес новые средства в систему экранной выразительности. Технологическая революция в сфере кинозвука стала естественной реакцией на глобальные изменения в визуальной сфере. Благодаря расширению собственно акустического

пространства киноповествования стало возможным по-новому использовать сверхкрупную визуальную деталь.

С появлением многоканальных систем звукопередачи (Dolby Stereo, Dolby Digital 5.1, Dolby Digital - Surround EX 6.1) у кинематографистов появилось новое средство художественной выразительности в области создания звукового решения фильмов, новый способ воздействия на аудиторию.

Скорость, с которой одна система звукопередачи сменяется другой, не дает возможности кинокритикам и кинематографистам детально вникать в глубинные процессы влияния новых средств художественной выразительности на сознание и подсознание зрителя. Поэтому задача выработки концепции эстетической специфики пространственного кинозвука сегодня стоит необыкновенно остро.

Одной из тенденций развития кино является стремление «поместить» зрителя внутрь кинопространства, сделать его непосредственным участником, а не сторонним наблюдателем события. И звук был призван в кино с целью обеспечить наибольшую естественность показа событий на экране, с требованием максимально приблизить рассказ в движущихся картинках к реальному представлению человека об окружающем мире. Вспомним слова В. Пудовкина: «Я убежден, что звуковой фильм потенциально является искусством будущего. Это не оркестровое произведение, в центре которого музыка, и не театральный спектакль, где доминирующий фактор - актер; фильм даже не сродни опере. Это синтез каждого и всякого элемента: словесного, зрительского и философского. В наших возможностях передать мир во всех очертаниях и оттенках в новой форме искусства, которое наследует и продолжает все

ю

другие искусства, ибо оно является высочайшим средством художественного выражения, позволяющим показать сегодняшний и завтрашний день.»1

Несколько десятилетий назад в ряде работ С.Эйзенштейна прозвучала мысль о необходимости овладения звуком как об основной задаче ближайшего [ему] времени. Лозунг справедлив и по сей день. И хотя сегодняшние проблемы звукового решения фильма сильно отличаются по уровню и глубине от проблем того времени, остается много нерешенных насущных задач. Несмотря на то, что в последнее десятилетие звуковой выразительности уделяют не меньше внимания, чем выразительности пластической, вторая продолжает доминировать.

Попытки представить звучание столь же впечатляющим, как и изображение, предпринимались с момента возникновения звукового кино. С изобретением в 20-х годах XX века звуковой дорожки стало возможно не только украшать действие на экране музыкой, создавая его (действия) звуковое подобие, но и иллюстрировать движение теми звуками, которые сопровождают его в жизни, оживлять кино диалогами и музыкальными номерами.

Окончательно эра немого кино в США завершилась лишь в 1927 году, когда на киноэкраны вышел фильм «Певец джаза» с Алом Джолсоном в главной роли. А в 1929 г. появляется первый зарубежный «говорящий» фильм «Огни Нью-Йорка». В России художественный кинематограф начал овладевать звуком, новым выразительным средством, с озвучания немых картин («Тихий Дон», (1931г.), «Земля жаждет», (1930г.)); решающий успех советскому звуковому кино принесла картина режиссера Н. Экка

1 Пудовкин В. Полн.собр.соч. в 3-х томах. - М.: Искусство, 1974. т.1. - С.166.

11

«Путевка в жизнь» (1931г.) - в этом фильме звук выступает как самостоятельный элемент кинематографического образа.

Нельзя согласиться с утверждением Б.Балаша, что немое кино не является основой для развития звукового кино, т.к. немое кино никогда не было немым, как нема скульптура и пантомима: существовало музыкальное сопровождение, а также сопровождение немого фильма чтецами-декламаторами, да и сами немые фильмы были немы только технически. Люди в них говорили, их речи передавались через надписи - титры2, шрифт которых отражал громкость и интонацию.

Велика роль музыки в фильмах этих лет. «Кино и музыка объединились буквально с первых шагов «великого немого». Фортепьянная музыка в исполнении таперов сопровождала демонстрации фильмов, а в дорогих кинотеатрах музыкальное сопровождение поручалось даже небольшим оркестрам. Но союз этот был непрочен. Механическая система проекции изображения и «живое» исполнение музыки плохо синхронизировались во времени, к тому же восприятию мешала монотонность сквозного, одно-тембрового звучания музыки, но с этим приходилось мириться.»3

Стремление к технизации музыкального звучания в кино ясно обозначилось уже на ранней стадии развития «чуда XX века», когда предпринимались неоднократные попытки ввести в практику музыкального сопровождения немых кинокартин довольно несовершенные аппараты, способные к механическому

2 Бапаш Б. Кино. Становление и сущность нового искусства.-М.: Прогресс, 1968.-С.206-249.

3 Бабушкин В. Выразительность пространственных звучаний в фонограмме фильма.// Рождение звукового образа. - М.: Искусство, 1985.-С.152.

12

воспроизведению звука, - фонограф и граммофон. С возникновением звукового кино внедрение звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратуры получило широкое распространение. Посредством дополнительного наложения музыкальной фонограммы составленной и стилизованной в соответствии с типичным репертуаром и выдержанной в характерной манере игры пианистов, таперов, на сохранившиеся в прокате фильмы «дозвукового» кино, получали результат -озвученный фильм.

С введением новых звуковых компонентов, речи и шумов монополия «живой» [«чистой»] музыки окончилась, взаимоотношения музыки с фильмом стали налаживаться на новой основе. На первых порах, конечно, были сильны традиции музыкального сопровождения, пришедшие от «немого» кино. Так, какое-то время музыка использовалась в качестве иллюстрации к эпизоду, развертывающемуся на экране.

В 30-е годы первые громкоговорители имели ограничения по воспроизведению высокочастотного спектра. Однако у всех ранних систем звукопередачи были очевидные ограничения. Пока существовал только один звуковой канал, частотный диапазон которого был ограничен 6 Кгц - высокие тоны не могли быть услышаны зрителем. Предпосылок развития (улучшения) оптической фонограммы не было - бытовало мнение, что система звукопередачи развита достаточно хорошо, поскольку ее частотный диапазон шире диапазона речевого и музыкального сигналов.

Этот факт существенно ограничивал в использовании шумов и фоновых фактур. Звуки насекомых, царапанье ногтями по нейлоновым чулкам, шаги по каменной лестнице, скрипы

13

дверей и многие другие фактуры, имеющие высокочастотные составляющие в спектре, были безжизненными и пустыми. Ограничение диапазона по высоким частотам также мешало восприятию различий между звуками, появляющимися одновременно. В большинстве случаев фоновые фактуры и шумы вступали в конфликт с речью, делая невозможным одновременное их использование. Для достижения ясности различные звуковые компоненты должны были быть разнесены во времени или воспроизводиться через разные громкоговорители.

Многие владельцы кинотеатров уже вложили капитал в старые системы, в то время как другие - еще не установили звуковые системы воспроизведения вообще. Перед звукорежиссерами встал вопрос: на какое качество ориентироваться при записи фонограммы к фильмам - на улучшенные новые звуковые системы или системы старшего поколения. Выпускать два варианта фильма было непрактично; единственной альтернативой было рассчитывать на воспроизведение музыки на старых громкоговорителях. Режиссеры и звукорежиссеры понимали, какой эффект могут дать звуковые системы воспроизведения в кинотеатрах, и, учитывая это, создавали фонограмму. В результате была выработана система записи и воспроизведения звука, применимая для любого фильма и любого кинотеатра.

Работая в основной для того времени системе монофонической звукопередачи, звукорежиссеры кинематографисты предприняли попытку внедрения в кино двухканального стерео звука, уже известного к тому моменту в звукозаписи. Это сразу открыло более широкие возможности для творческого выражения - впервые появилась возможность

14

передавать пространственное впечатление, приближая условия восприятия зрителем звука к естественным.

Основные принципы стереофонии были разработаны в 30-х годах в лабораториях фирмы BELL именно для кинематографии, лишь намного позже они стали применяться в других областях. Однако система стереофонического звучания, предложенная в то время, была настолько громоздкой и дорогостоящей, что оказалась недоступной даже для дорогих кинотеатров. Поэтому еще лет 20 на фронте стереофонии никаких перемен не происходило.

К 1932, через 5 лет после рождения звукового кино, большинство основных технических проблем оказалось разрешенными. Были изобретены направленные микрофоны, а позже стало возможным записывать многодорожечный звук с последующим сведением разных компонентов в единый звуковой образ, была достигнута хорошая синхронизация звука и изображения. Существовали звуковые системы, основанные на оптической записи.

Однако стереофоническая система звукопередачи оказался малопригодным для кинематографа, несмотря на художественные достижения некоторых мастеров (в частности, представителей Новой волны). Довольно скоро стало понятно, что через два источника невозможно передать полное звуковое впечатление. К тому же технические проблемы стереофонической системы оказались трудно преодолимыми для кинематографа того времени - при демонстрации фильмов из-за широкой базы между громкоговорителями, разнесенными по разные стороны большого экрана, в звуке ощущался провал.

15

Интерес к стереофонии возродился с появлением широкоформатных кинофильмов в середине 50-х годов. Первоначально система была представлена несколькими каналами: пять из шести громкоговорителей размещались за экраном (левый, полу левый, центральный, полу правый, правый), шестой, громкоговоритель эффектов, находился в тыловой части зрительного зала. Последний использовался в наиболее драматических сценах, для передачи необычных явлений, например, гласа Божьего. Позднее по тылу количество динамиков было увеличено, что позволило кинематографистам реально «окружать» зрителей звуком (отсюда и название тылового канала - канал окружения (Surround)).

Эта система впервые доставила любителям кинематографа много удовольствия от объемного звучания. Впервые у звукорежиссера появилась возможность панорамировать звук слева направо, что добавляло реализма и свободы движения источнику звука в кадре, выводя его даже за пределы экрана; усовершенствованная система обеспечивала передачу естественного тонального баланса.

С этого времени началось активное освоение звучащего объема зрительного зала, хотя первая попытка использования пространственного звука и музыкальной звукозаписи в кино была предпринята в 1940г. Уолтом Диснеем, снявшим анимационный фильм «Фантазия». Впервые звук физически окружил зрителя, поместив его в пространство экранной истории. Но в то время для демонстрации этого фильма в кинозале требовалось шесть звуковоспроизводящих аппаратов, фильмофонографов. По причине дороговизны производство подобных фильмов не стало массовым.

16

§ 2. Объемный звук как эстетический феномен.

Изобретение объемного звука стало важным шагом в освоении звучащего пространства зала. Художественная мысль шагнула далеко вперед, опередив техническое развитие лет на двадцать. Качество звучания оптической фонограммы кинофильмов сумел радикально изменить лишь «волшебник» по имени Рей Долби. Он предложил миру профессиональную систему шумоподавления, названную его именем. Изобретение сразу же стало пользоваться огромным успехом среди профессионалов: соотношение сигнал/шум резко улучшилось, что позволило зрителю услышать более качественный звук. Примерно в то же время немецкие специалисты повысили техническое качество записи оптической фонограммы.

Вдохновленные улучшением качества звучания фонограммы фильма, специалисты лаборатории Р. Долби вновь вернулись к чертежным доскам и разработали совершенно новую, оригинальную систему звукопередачи, названную Dolby Stereo. И в 1975 году состоялась премьера игрового фильма «Листомания» (режиссер Кен Рассел), снятого в системе с матричным кодированием Dolby Stereo, в основе которой лежит оптическая запись звука.

Стабильной стереофонической картины с физическим центром в больших кинотеатрах обеспечивалось тремя громкоговорителями по фронту; громкоговорители четвертого канала - эффектов - размещались по периметру зрительного зала. Самые низкие частоты в каналах отделялись при помощи фильтра и поступали на низкочастотный громкоговоритель. Таким образом, кинопродюсеры смогли создавать, а владельцы кинотеатров показывать новые фильмы с объемным звуком без
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 24750.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2024. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.