У нас уже
21989
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
Характерные особенности деревянного культового зодчества Поонежья XVII - XIX веков
Количество страниц
160
ВУЗ
МГИУ
Год сдачи
2010
Бесплатно Скачать
24205.doc
Содержание
Оглавление
Введение...3
I глава.
Историография и состояние вопроса
1. Общий обзор исследований по деревянному культовому зодчеству...11
2. Обзор исследований по архитектуре Поонежья, неопубликованные источники...19
3. Сведения по исследуемым архитектурным особенностям...23
II глава.
Развитие местных традиций в деревянном культовом зодчестве Поонежья
1. Формирование архитектурных традиций Поонежья ранее последней трети XVII века...33
2. Расцвет местных традиций в деревянном зодчестве Поонежья в последней трети XVII века...43
3. Особенности развития деревянного зодчества Поонежья в первой половине XVIII века...59
4. Новые композиции и формы в деревянном культовом зодчестве Поонежья во второй половине XVIII века...72
5. Отголоски и трансформации традиционных решений в архитектуре поонежских церквей и колоколен в XIX веке...83
III глава.
Своеобразие деревянного культового зодчества Поонежья и общерусские влияния
1. Распространение влияния архитектуры Московской Руси в Поонежье... 92
2. Взаимодействие древних новгородских и московских традиций и их влияние на деревянное культовое зодчество Поонежья...98
3. Взаимовлияние деревянного культового зодчества Поонежья и каменной архитектуры...113
4. Происхождение новых приемов и форм в деревянном культовом зодчестве Поонежья...123
5. Поонежская архитектурная школа...135
Заключение...145
Библиография...151
Приложение...160
Введение
Введение
Традиционное деревянное зодчество составляет значительную часть русской культуры и во многом определяет её национальное своеобразие. На протяжении многих веков дерево было господствующим строительным материалом. За это время был накоплен огромный опыт, выработаны наиболее рациональные архитектурно-конструктивные приёмы. Происходившее со временем распространение каменного строительства, смена художественных вкусов и архитектурных стилей способствовали исчезновению традиционных деревянных построек. Хранителем древних строительных традиций, в силу удалённости и особенностей исторического развития, долго оставались северорусские земли.
Деревянные постройки не долговечны. Наши представления об этом интереснейшем направлении в древнерусском зодчестве строятся на основе весьма ограниченного количества памятников. Сохранившиеся и известные культовые постройки относятся преимущественно к XVII - XIX вв., жилые и хозяйственные - к XIX - началу XX вв. В истории традиционного деревянного зодчества самую яркую и широко представленную страницу занимает культовая архитектура, которая и будет в сфере нашего внимания.
Неоднородность культурных традиций Российского Севера предопределена различными историческими обстоятельствами, сложным этническим составом населения, неодинаковыми природными и хозяйственными условиями. К наиболее значительным территориям, где черты местного своеобразия в деревянном культовом зодчестве проявлялись особенно отчётливо, относится Обонежье, Поонежье, Северодвинское поречье. Поонежье среди них занимает положение близкое к центральному. Вместе с Поонежьем необходимо рассматривать и побережье Онежской губы Белого моря, учитывая
4
непосредственную географическую связь этих территорий и общность архитектурных традиций.
Главным географическим элементом, связывающим рассматриваемую территорию в единое целое, является река Онега. Протяжённость Онеги немногим более 400 км. Река берёт начало в озере Лача (Лаче), течёт на север и впадает в Онежскую губу Белого моря (см. приложение 1.1). Река имеет несколько гряд порогов, и судоходна не на всём своём протяжении. Наиболее значительными притоками Онеги являются Волошка, Кена, Моша, Кодина, Кожа. К западу от Онеги расположено несколько озёр, соединённых с ней притоками. Крупнейшие из них - Лёкшмозеро, Кенозеро, Кожозеро. Онежская губа врезается в материк широким и относительно мелководным 150-ти километровым заливом. Юго-западный берег Онежской губы носит название Поморский, северо-восточный - Онежский (Лямицкий).
Край был освоен и заселён славянами ещё в период самостоятельности Новгородской земли, но наивысшего расцвета достиг в эпоху централизованного Русского государства. Онега издревле служила одной из водных дорог, связывавших Беломорье с центральными землями России. Бассейн Онеги населён достаточно плотно. Исторические селения тяготеют преимущественно к основным водным артериям.
Территория, омываемая Онегой и притоками, Онежский берег и отчасти Поморский входят в состав Архангельской области (Каргопольский, Няндомский, Плесецкий, Онежский районы). Северо-западная часть Поморского берега относится к Карелии.
Деревянное культовое зодчество Поонежья и побережья Онежской губы представлено памятниками XVII - XIX вв. Здесь не сохранилось и достоверно не известно ни одного объекта, построенного ранее XVII в.
Общепризнано, что наиболее значительной характерной особенностью деревянного культового зодчества Поонежья и побережья Онежской губы являются кубоватые покрытия. Церкви с подобным верхом получили название кубоватых (кубастых). В своё время на рассматриваемой территории их было
5
построено очень много. Некоторые из них, и по сей день, стоят по берегам Онеги.
Архитектурные приёмы и формы, определяющие своеобразие культовых построек Поонежья и побережья Онежской губы, достаточно богаты и разнообразны. Кроме кубоватых завершений, к ним относится использование покрытий системой поставленных одна на другую бочек в архитектурном решении крещатых шатровых церквей, покрытие составных алтарных прирубов трёхлопастной бочкой, покрытие основного объёма клетских церквей бочкой, а также декоративная обработка кокошниками основных срубов построек и завершающей части. Некоторые из перечисленных архитектурных особенностей встречаются только на исследуемой территории, распространение других не ограничивается её пределами.
К настоящему времени накоплен значительный фактический материал по деревянным культовым постройкам Поонежья и побережья Онежской губы. Однако, в целом деревянное культовое зодчество данной территории, как совокупность определённых композиций, приёмов и форм, имевших местное распространение, специальному исследованию не подвергалась.
Как основные нерешенные вопросы можно выделить следующие. Характерные особенности деревянного культового зодчества Поонежья чётко не определены, не исследовано их происходжение и эволюция. Недостаточно изучено взаимовлияние рассматриваемых особенностей и традиций каменного зодчества. Всё это не позволяет составить ясное и полное представление о значении поонежских традиций в истории русского деревянного зодчества.
Таким образом, актуальность работы определяется значительностью поонежских традиций в деревянном зодчестве Севера и отсутствием целостных исследований по архитектуре рассматриваемой территории.
Целью настоящей работы является выявление архитектурно-типологических и композиционных особенностей деревянного культового зодчества Поонежья XVII - XIX вв., истоков и закономерностей их развития, взаимосвязей с общерусскими архитектурными традициями.
6
В соответствии с целью предстоит решить следующие основные задачи:
- определить и систематизировать основные архитектурные приёмы, формы и детали, устойчиво применявшиеся в границах исследуемой территории;
- проанализировать эволюцию архитектурных традиций Поонежья и определить её основные этапы;
- выявить влияние каменной архитектуры на развитие деревянного культового зодчества исследуемой территории;
- рассмотреть возможные причины происхождения новых приёмов и форм в деревянном культовом зодчестве Поонежья;
- выявить преемственность в развитии исследуемых архитектурных традиций.
Объектом исследования являются деревянные культовые постройки Поонежья и побережья Онежской губы XVII - XIX вв.
Предмет исследования — происхождение и развитие характерных особенностей деревянного культового зодчества Поонежья в XVII - XIX вв.
Территория исследования включает земли, омываемые Онегой и ее притоками, а также побережье Онежской губы Белого моря. В работе задействовано несколько объектов, расположенных и в других частях Беломорья. Тем не менее, всё беломорское побережье в границы исследования не включается, поскольку большинство исследуемых традиций дальше побережья Онежской губы не распространяется.
Хронологические границы исследования - XVII - XIX вв., что соответствует периоду, к которому относятся достоверно известные постройки. Однако, учитывая свойственную народному зодчеству ориентацию на традиционные образцы, нельзя не рассматривать в обозримой ретроспекции и более раннее время. Поэтому, в работе предпринимаются отдельные попытки проникновения в XVI в. Что касается XIX в., то в это время характерные особенности деревянного культового зодчества Поонежья были уже иными, нежели в XVII — XVIII вв. Тем не менее, постройки XIX в. изучать необходимо, поскольку в их архитектуре прослеживаются отголоски решений и тенденций, свойственных предшествующим векам.
7
Типологические границы - в работе рассматриваются деревянные церкви и отдельно стоящие колокольни. В архитектуре поонежских часовен, по сравнению с церквями, черты местного своеобразия не получили столь яркого выражения. Часовни рассматриваются в порядке общего обзора.
Методика исследования заключается в сравнительном анализе архитектурных приёмов и форм исследуемых объектов с учётом времени, места строительства, исторических и иных условий, и далее - в обобщении полученных результатов с целью определения закономерностей зарождения, формирования и развития поонежских архитектурных традиций. Она включает:
- анализ научной литературы по деревянному культовому зодчеству;
- проведение натурных обследований архитектурных объектов с фотофиксацией, зарисовками, обмерами;
- сбор и анализ архивных источников;
- картографическое ареалирование исследуемых архитектурных признаков.
Следует подчеркнуть необходимость изучения местных особенностей в контексте общего хода развития деревянного зодчества Севера, учитывая взаимодействие с каменной архитектурой и включая элементы междисциплинарного подхода к исследованию с использованием исторических, этнографических, диалектологических и других данных.
Учитывая современное состояние памятников деревянного зодчества и количество происходящих утрат, приоритетным методом исследования следует признать натурное обследование объектов. Обследование памятников деревянного зодчества Поонежья и сопредельных территорий Севера было проведено автором в течение ряда поездок: в 1990 - 1991 гг. — по верхней Онеге (Каргопольский р-н), в 1991 г. - по Заонежью, в 1992 г. - по нижней Онеге (Онежский р-н), в 1994 г. - на Водлозеро (Пудожский р-н Карелии), в 1996 г. -на Кенозеро и по средней Онеге (Плесецкий р-н), в 1997 г. - по Кемскому р-ну Карелии и на Соловецкие острова, в 1998 г. - по нижней Онеге и отдельно - по Заонежью, в 1999 г. - по Северодвинскому поречью и Пинеге, в 2000 и 2004 гг.
- по верхней и средней Онеге. Задействованные в работе объекты в своём
8
большинстве известны. Исследование в своих основных выводах опирается на выявленные признаки, свойственные деревянному культовому зодчеству Поонежья, их территориальные и хронологические ареалы, что является наименее изученным в предшествующих работах.
Научная новизна исследования заключается в том, что это первая специальная работа по деревянному культовому зодчеству Поонежья, где чётко определяются архитектурные приёмы и формы, свойственные исследуемой территории, проводится анализ их развития. Основной акцент в работе делается на ареальных исследованиях на основе конкретизированных и более детализированных по отношению к ныне распространённым типологических подразделениях. Данный подход позволяет моделировать эволюцию исследуемых архитектурных признаков и включать в сопоставительный анализ не только определённые формы, но и тенденции формообразования. Архитектурные традиции Поонежья впервые рассматриваются как преемственно развивающиеся составляющие единого направления. Впервые предпринята попытка выявления истоков развития характерных для Поонежья архитектурных приёмов и форм. Всё это позволяет по-новому более определённо взглянуть на место и значение поонежских традиций в деревянном зодчестве Севера, и шире - во всей русской архитектуре.
Научное и практическое значение работы состоит, прежде всего, в том, что она расширяет научное знание о традиционном деревянном зодчестве Севера. Работа продолжает дальнейшие исследования местных архитектурных традиций, что позволяет глубже понять процессы их формирования и развития. Материалы настоящего исследования могут быть использованы в учебных программах по истории русской архитектуры. Кроме того, они могут быть востребованы при разработке проектов реставрации памятников деревянного зодчества Поонежья и Беломорья.
На защиту выносятся следующие основные положения:
• анализ развития местных традиций в деревянном культовом зодчестве Поонежья;
9
• формирование характерных особенностей деревянного культового зодчества Поонежья на основе архитектурных традиций Московской Руси, привнесённых сюда на раннем этапе становления Российского государства;
• взаимодействие древних новгородских и московских традиций как одна из причин формирования характерных особенностей деревянного зодчества Поонежья;
• содержание преемственности и стилевого единства в развитии местных традиций в деревянном культовом зодчестве Поонежья XVII - XVIII вв.
Апробация работы. Первая попытка автора представить архитектурные традиции Поонежья на примерах существующих памятников с использованием графических иллюстраций была предпринята в книге «Поэзия Русского Севера», вышедшей в 2002 г. [6], которая характеризуется чисто описательным подходом к изучению деревянного зодчества Поонежья и всего Севера в целом. Материалы по изучению древних новгородских традиций в деревянном зодчестве Севера докладывались на VI научной конференции «Архитектура в истории русской культуры» — «Переломы эпох» и включены в одноимённый сборник [7, с. 66-70]. На материалы по новгородским традициям делались ссылки руководителем диссертации, с которыми он был ознакомлен в рабочем порядке [79, с. 20, 22]. Основные положения диссертации на начальном этапе разработки докладывались на научной конференции, посвященной юбилейному выпуску сборника «Архитектурное наследство 45». Вопросам происхождения и эволюции кубоватых церквей посвящена статья, включённая в сборник «Архитектурное наследство 46» [8, с. 46-58]. Косвенное отношение к диссертации имеет статья, опубликованная в сборнике «Христианское зодчество», где рассмотрено использование традиционных архитектурных решений в современном деревянном культовом строительстве и возникающие в связи с этим проблемы [9, с. 845-860].
Работа представлена в одном томе и состоит из текстовой части, включающей введение, три главы, заключение, библиографический список. В приложении представлены картографические материалы, выполненные
10
автором планы и фасады исследуемых построек, сравнительные таблицы, фотографии, натурные зарисовки и реконструкции.
В первой главе представлено состояние знаний по исследуемой теме. Изложение начинается с обзора исследований по деревянному культовому зодчеству в целом, что позволяет ознакомиться с общим ходом развития научной мысли. Также рассматривыаются работы по деревянному зодчеству исследуемой территории. Далее по каждой исследуемой особенности приводятся конкретные сведения, показывающие, насколько та или иная из них изучена.
Во второй главе представлен анализ характерных особенностей деревянного зодчества Поонежья, развитие которых рассматривается в соответствии с выделенными периодами. Для каждого периода определены преобладающие архитектурные приёмы и формы, отмечается появление новых. Рассматривается роль и значение исследуемых решений в формировании общего архитектурно-художественного облика построек. Фиксируются ареалы распространения исследуемых признаков на каждый рассматриваемый период и все, происходившие с ними изменения.
В третьей главе поонежские традиции рассматриваются в контексте развития деревянного зодчества Севера. Высказываются предположения, касающиеся истоков исследуемых особенностей. Внимание заостряется на связях деревянного зодчества Поонежья с каменной архитектурой. Анализируется происхождение и формирование новых решений, появившихся в процессе развития деревянного зодчества исследуемой территории. В итоге представлены соображения относительно существования в Поонежье архитектурной школы.
Заключение представляет собой обобщающую итоговую оценку работы, включающую изложение полученных результатов, их соотношения с целью и задачами, полученные побочные результаты и пути продолжения исследуемой темы.
11
I глава Историография и состояние вопроса
1. Общий обзор исследований по деревянному культовому зодчеству
Деревянное культовое зодчество представляет собой один из самых малоизученных пластов в истории русской архитектуры. Недолговечность строительного материала и, соответственно, малочисленность сохранившихся и достоверно известных памятников при относительно небольшом количестве исследователей объективно затрудняют изучение деревянного храмостроительства, особенно применительно к ранним этапам его истории.
К вопросам своеобразия деревянного культового зодчества отдельных территорий или мест обращались многие исследователи. Представить общий ход и отдельные направления исследований в данной сфере, а также проблематику на различных этапах изучения, поможет общий обзор работ по деревянному культовому зодчеству.
Интерес к народному зодчеству в исследовательской среде впервые возник в конце XIX в. Начало его изучению положили материалы Л.В. Даля, собранные в поездках по Северу и опубликованные в 1870-х гг. Эти работы носили характер предварительного знакомства с памятниками традиционного деревянного зодчества.
Значительным вкладом в изучение отечественного архитектурного наследия была деятельность В.В. Суслова. Им были выполнены обследования и обмеры многочисленных памятников, которые представлены в нескольких публикациях [99, 101]. К разрабатываемой теме непосредственное отношение имеет его книга «Путешествие по северу России и Норвегии» [100], которая даёт общее представление о культовых постройках и ансамблях исследуемой
12
территории, поскольку маршрут автора включал беломорское побережье и Онегу.
Много ценных сведений по деревянным культовым постройкам было собрано Археологической комиссией и опубликовано в 1908 - 1918 гг. Среди исследователей Севера, участвовавших в этой работе и выполнивших немало фотофиксаций и обмеров памятников деревянного зодчества, были И.Я. Билибин, А.А. Бобринский, М.Б. Едемский, Ф.Ф. Каликин, А.А. Каретников, Н.М. Леонтовский, Д.В. Милеев, С.С. Некрасов, А.П. Удаленков, В.А. Плотников, И.А. Шабунин и другие. По очень большому количеству деревянных церквей Севера были составлены так называемые «метрики», содержащие сведения, собранные местными церковными служащими на основании имеющихся документов. В выпусках «Известия Императорской археологической комиссии» наряду с отдельными объектами, относящимися к исследуемой территории, представлены разделы, целиком посвященные памятникам деревянного зодчества Онежского и Каргопольского уездов [36, в. 41, с. 94-124, в. 52 с. 139-172].
Первой работой, содержащей обобщение и систематизацию накопленного материала по деревянной культовой архитектуре, был раздел, посвященный деревянному зодчеству, в первом томе «Истории русского искусства», написанный И.Э. Грабарём совместно с Ф.Ф. Горностаевым [24]. Следующим важным шагом в этом направлении стал труд архитектора М.В. Красовского, опубликованный в 1916 г. - первый том Курса истории русской архитектуры «Деревянное зодчество» [40]. В этой работе более подробно рассмотрены вопросы происхождения и развития, как различных типов построек, так и архитектурных деталей. Некоторые из высказанных автором положений не бесспорны, однако, постановка многих вопросов, касающихся эволюции деревянных построек и отдельных форм, сохраняет своё значение до сих пор.
Основной задачей изучения традиционного деревянного зодчества на начальном этапе была фиксация памятников и сбор сведений по ним. Исследователи рассматривали культовые постройки, объединяя их по
13
типологическим признакам, попутно отмечая территориальную принадлежность некоторых приёмов и форм. На своеобразии деревянного зодчества отдельных территорий или мест специально внимание не заострялось. Деревянное зодчество Севера воспринималось как единое художественное целое. Главная ценность работ перечисленных исследователей заключается в собранном фактическом материале, поскольку многие из зафиксированных тогда построек до нашего времени не сохранились.
Одной из самых значительных обобщающих работ стала книга С. Забелло, В. Иванова, П. Максимова «Русское деревянное зодчество», вышедшая в 1942 г. [32]. Раздел, посвященный культовому зодчеству, написан П.Н. Максимовым. В текстовой части достаточно чётко и кратко представлены основные типы культовых построек. Автор отмечает существование в деревянном зодчестве Севера местных школ. Основной объём книги составляет иллюстративный и графический материал по очень большому количеству объектов с краткими историко-архитектурными пояснениями.
Весьма лаконичное обобщение накопленных знаний изложено в посвященных деревянному зодчеству разделах «Истории русского искусства», написанных П.Н. Максимовым, Н.Н. Ворониным, М.А. Ильиным [51, 52, 37].
Материалы экспедиций по Северу, в том числе по Каргополью, в совокупности с интересными результатами архивных исследований представлены в публикациях С. Забелло [33, 34].
Большая заслуга в изучении народного зодчества принадлежит А.В. Ополовникову. Среди его ранних работ можно отметить книгу «Деревянное зодчество Карело-Финской ССР» [66], где подробно представлены материалы исследований по нескольким памятникам, в том числе наиболее известным. Монография «Памятники шатрового типа. Памятники клетского типа и малые архитектурные формы. Памятники ярусного, кубоватого и многоглавого типов» [69] посвящена специально культовой архитектуре. В каждом разделе книги рассматривается один из типов построек на примерах объектов, исследованных автором. В обзорной работе по деревянному зодчеству «Сокровища Русского
14
Севера» [70] памятники рассматриваются по отдельным территориям. Книга содержит богатый иллюстративный материал по культовым постройкам, в том числе обмеры и графические реконструкции. Для настоящего исследования интерес представляют разделы, посвященные Поонежью и Беломорью.
Работы Ю.С. Ушакова направлены на изучение архитектурно-планировочной организации северорусских селений, где церковные здания играли ведущую композиционную роль. Кроме диссертационных работ Ю.С. Ушакова и ряда статей, этой теме посвящена публикация «Ансамбль в народном зодчестве Русского севера» [106]. В книге содержится много новых сведений и материалов по культовым постройкам и ансамблям, в том числе Поонежья и Поморья.
В работе М.И. Мильчика, Ю.С. Ушакова «Деревянная архитектура Русского Севера. Страницы истории» [61] рассказывается об исследовании конкретных объектов гражданского и культового зодчества. В работе представлены реконструкции утраченных построек и ансамблей, выполненные по историческим документам и старинным изображениям, а также выявленные данные по организации и технологии плотницких работ. Для настоящего исследования особую важность представляет реконструированный комплекс деревянных построек Александро-Ошевенского монастыря (в главе «Ансамбль Ошевенской волости»). Интерпретация иконописных и письменных источников по деревянным церквям и монастырским комплексам Севера получила развитие в исследованиях М.И. Мильчика [58, 59].
Углублённое изучение традиционного деревянного зодчества позволило выявить и отчётливо осознать многообразие его местных направлений. Наиболее значительные из них определялись исследователями как архитектурные школы. Однако, своеобразие деревянного зодчества отдельных территорий и мест в работах перечисленных авторов раскрыто недостаточно полно.
Ценный опыт комплексного изучения народного зодчества представляют собой работы В.П. Орфинского, посвященные Карелии. Один из ранних этапов
15
исследования отражает книга «Деревянное зодчество Карелии» [71], являющаяся первым систематическим описанием гражданской и культовой архитектуры Карелии. Дальнейшее изучение отличительных черт карельского народного зодчества, особенностей их развития, формообразующих тенденций представлено в докторской диссертации и ряде публикаций [72, 73].
В работах В.П. Орфинского много внимания уделено изучению влияния процессов этнокультурных взаимодействий на развитие народного зодчества. С одной стороны культуры соседствующих этносов взаимообогащали друг друга, с другой стороны в контактных зонах на стыках этнических ареалов материальные формы нередко приобретали значение этнических символов. В народном зодчестве такими символами становились отдельные элементы построек или архитектурно-декоративные детали, например, охлупни, полотенца, наличники. Акцентирование национальных особенностей вызвано обострением этнического самосознания, причём это могло происходить как в виде пассивного самоутверждения, так и в более ярко выраженных формах под угрозой ассимиляции этнической культуры [83, с. 5-16].
Важнейшим результатом исследовательской работы В.П. Орфинского стала разработка типологической системы сельской архитектурно-пространственной среды, включающей несколько частных классификаций объектов традиционного деревянного зодчества, в том числе культовых построек. Кроме того, результаты изучения В.П. Орфинским деревянного культового зодчества в целом, эволюции и генезиса, взаимодействия с каменной архитектурой представлены в ряде публикаций [75, 76, 77, 78].
Исследованию пропорциональных соотношений и системы построения форм в деревянном культовом зодчестве, включая сравнительный анализ деревянных и каменных культовых построек, посвящены отдельные работы В.А. Крохина, П.Н. Максимова, Ю.С. Ушакова.
Вопросы местного своеобразия деревянного зодчества Севера находятся также в сфере внимания этнографов. В связи с этим можно отметить работы Т.А. Бернштам, М.В. Витова, И.В. Власовой. Правда, объектами их
16
исследований являются главным образом постройки жилого и хозяйственного назначения, крестьянские усадьбы, архитектурно-планировочные особенности. Культовое зодчество в их исследованиях затрагивается мало.
К проблеме своеобразия и самобытности русского деревянного зодчества вообще и его роли в развитии отечественной архитектуры по-разному, в том числе с прямо противоположных позиций, подходили многие исследователи. Среди них Н.И. Брунов, И.Е. Забелин, М.А. Ильин, А.И. Некрасов, Ю.П. Спегальский. Более детальную разработку эта тема получила в исследованиях О.М. Иоаннисяна, Г.Н. Логвина, В.П. Орфинского, однако, и по сей день, она остаётся дискуссионной.
Существенный вклад в изучение деревянного зодчества внесли С.Л. Агафонов, Е.А. Ащепков, Е.В. Вахрамеев, Т.И. Вахрамеева, Б.В. Гнедовский, М.И. Коляда, Н.П. Крадин, Л.Е. Красноречьев, Л.М. Лисенко, И.В. Маковецкий, О.Г. Севан, Б.Н. Фёдоров, А.А. Шенников, И.Н. Шургин и другие. Их работы представляют собой исследования отдельных памятников, архитектурно-конструктивных особенностей, местных архитектурных традиций, эволюционных процессов, что позволяет глубже понять характер и специфику развития традиционного деревянного зодчества.
Отдельно следует заострить внимание на типологии традиционных культовых построек. Вопросы классификации деревянных храмов занимали умы исследователей с самого начала изучения народного зодчества. Первая попытка выделить типы деревянных церквей была предпринята Л.В. Далем. Он отметил два типа построек — в основании имевших четверик и восьмерик на четверике [27, с. 78-79]. И.Е. Забелин представил четыре типа деревянных церквей - клетские, «четверик на четверике» (с клетчатым верхом), «круглые» и крещатые. Последние два типа имели шатровые завершения [31, с. 89-96].
В работе И.Э. Грабаря содержится уже вполне оформившаяся классификация деревянных церквей, которые подразделяются на пять типов -клетские, шатровые, ярусные, кубоватые и многоглавые. В числе основных
17
типов автор отмечал клетские, шатровые и ярусные [24, с. 344-348]. Типологическая принадлежность деревянных храмов была определена по наиболее выразительному признаку памятника. М.В. Красовский поддержал предложенную И.Э. Грабарём классификацию с небольшими изменениями. Он удлинил типологический ряд и использовал несколько иные термины. По М.В. Красовскому деревянные церкви подразделяются на два основных типа -клетские и шатровые. С конца XVII в. добавляются ещё многоярусные, пятиглавые, многоглавые, кубастые [40, с. 176-177].
На принципах данной классификации основаны широко освещающие русское деревянное зодчество работы П.Н. Максимова, А.В. Ополовникова, Ю.С. Ушакова. В каждом типе церквей исследователи выделяли ряд разновидностей. Так, клетские постройки подразделялись по форме покрытия основного объёма, шатровые — по объёмно-пространственному решению основания, ярусные - по количеству ярусов, многоглавые - по сложности архитектурного решения в целом.
Таким образом, рассматриваемая классификация стала наиболее распространённой, поскольку на ней базируется построение большинства исследований по деревянному культовому зодчеству. Несовершенство её заключается, главным образом, в том, что типологическим признаком в одних случаях является общее объёмно-пространственное решение, в других - форма или архитектурное решение завершающей части. Поэтому, типологическая принадлежность некоторых построек оказывается неопределённой или противоречивой. Так, аналогичные постройки в работе М.В. Красовского отнесены к клетскому типу [40, с. 226-229], в работе А.В. Ополовникова - к наиболее простому типу ярусных церквей [69, с. 225-235]. Полностью избежать подобных противоречий в рамках данной классификации очевидно невозможно, хотя отдельные попытки предпринимались путём выделения в рамках одного типа разновидности, сочетавшей различные типологические признаки. Например, И.Э. Грабарь выделял среди ярусных церквей постройки почти идентичные клетским, но имевшие в завершающей части намёки на
Список литературы
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно
24205.doc
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
03.11.24
Лексикографический анализ единиц поля
03.11.24
Из истории слова гость и его производных
03.11.24
Семантическое поле гость в русском языке
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2024. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.