У нас уже
21989
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
Формирование системы зданий общеобразовательнык школ в Иордании с учетом обучения детей с физическими недостатками
Количество страниц
144
ВУЗ
МГИУ
Год сдачи
2010
Бесплатно Скачать
24199.doc
Содержание
Содержание
ВВЕДЕНИЕ... 5
Актуальность, цель, задачи и методика исследования. Границы работы и её научная новизна.
Глава I. ФАКТОРЫ И ТРЕБОВАНИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ АРХИТЕКТУРНО - ПЛАНИРОВОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЙ ... 13
1.1. Особенности системы образования Иордании, влияющие на
формирование общеобразовательных школ... 13
1.2. Природно-климатические и социально-демографические особенности Иордании. ... 15
1.3. Психофизиологические особенности детей с ЛФЗ... 18
1.3.1. Дети с легкими формами нарушения зрения. ... 18
1.3.2. Дети с легкими формами нарушения слуха. ... 21
1.3.3. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата... 22
1.4. Антропометрические и эргономические данные детей с ЛФЗ. 26
1.5. Функциональные циклы деятельности школ, определяющие блоки помещений. ... 28
1.5.1. Функциональные блоки помещений... 28
1.5.2. Возможность совместного использования общешкольных помещений учащимися с ЛФЗ и здоровых детей... 30
1.5.3. Необходимость обособленного использования некоторых вспомогательных помещений детьми с ЛФЗ... 33
1.6. Медико-педагогические и психологические требования к внутренней планировке помещений для обучения детей с ЛФЗ. 34
1.7. Медицинское обслуживание детей с ЛФЗ. ... 38
1.8. Требования к мебели и оборудованию. ... 42
1.9. Физико-гигиенические режимы среды учебных помещений. ... 45
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I ... 51
-3-Глава II. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И
СТРОИТЕЛЬСТВА ШКОЛ В ИОРДАНИИ, В СТРАНАХ АРАБСКОГО РЕГИОНА И В ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ ... 54
2.1. Исторический опыт исламских стран ... 54
2.2. Современное проектирование и строительство школ в странах арабского региона... 58
2.3. Анализ опыта школьного строительства развитых зарубежных
стран. ... 68
2.3.1. Типы школ по вместимости и объемно-планировочному решению. ... 69
2.3.2. Взаимосвязь помещений и гибкость эксплуатации зданий;
Типы объемно-планировочных элементов. ... 75
2.3.3. Использование технических средств обучения, коррекции и
77 компенсации недостатков у детей с ЛФЗ. ...
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II... 79
Глава III. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ЗДАНИЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ, СОЗДАЮЩИХ ВОЗМОЖНОСТЬ СОВМЕСТНОГО ОБУЧЕНИЯ ЗДОРОВЫХ ДЕТЕЙ И ДЕТЕЙ С ЛФЗ. 82
3.1. Организация сети и выбор типов школ. ... 83
3.2. Объемно-планировочная структура базовых школ и лечебно-восстановительного центра. ... 87
3.2.1. Структура зданий базовых школ. ... 87
3.2.2. Структура лечебно-восстановительного центра. ... д^
3.3. Приемы формирования архитектурной среды, обусловленные спецификой восприятия мира детьми, с учётом их возраста и характера заболеваний. ... 93
3.3.1. Принципы планировочных решений зданий и участка. 94
-4-
3.3.2. Определение параметров объемно-планировочных
элементов с учетом расстановки мебели и оборудования 96
3.3.3. Система ориентиров ... 97
3.4. Расчет эвакуации детей в базовых школах. ... 102
3.5. Архитектурные приёмы, учитывающие природно-климатические условия Иордании и традиции её национальной культуры. 107
3.6. Социальная и экономическая эффективность реализации авторской концепции. ...
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ III ...
116
ВЫВОДЫ ПО ДИССЕРТАЦИИ П9
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ... ш
ПРИЛОЖЕНИЕ 132
ИЛЮСТРАТИВНАЯ ЧАСТЬ ... 144
Введение
ВВЕДЕНИЕ
Активное развитие социальной и экономической сферы общественной жизни приводит к возникновению целого ряда проблем, находящих отклик во всем мире. Экологическая проблема, порожденная современностью, является наиболее важной, поскольку она влечет за собой генетические изменения в организме человека, неизбежно приводящие к развитию психических и физических патологий и заболеваний. В Иордании экологическая проблема усугублена фактором заключения браков между близкими родственниками, что приводит к рождению детей с отклонениями от медицинских норм.
По данным ООН в настоящее время в мире насчитывается более 650 млн. инвалидов. По данным Всемирной Организации Здравоохранения 10,8% от всех новорожденных детей являются дети с физическими и психическими отклонениями. Другими словами, каждый 10-й ребёнок рождается инвалидом. Среди таких детей-инвалидов 2,5% составляют дети с пораженным опорно-двигательным аппаратом (включая колясочников), 5% - слепые и слабовидящие дети, 11% - глухие и слабослышащие, 3,5% - дети с тяжёлыми нарушениями речи, остальные относятся, к самой массовой медицинской категории больных детей - к детям с психическими отклонениями (56).
В связи с этим в последнее время перед широким кругом специалистов - социологами, дефектологами, педагогами, врачами, архитекторами - ставится задача комплексного подхода к решению проблемы реабилитации детей с проявлением различной степени тяжести заболеваний. Началу поиска научно-обоснованных архитектурных решений по рассматриваемой проблеме послужили труды видных ученых дефектологов и гигиенистов Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Л. И. Переслени, В. Л. Подобеда, Н. А. Цыпиной, М. И. Земцовой, Н. А.
-6-
Крыловой, Л. И. Солнцевой, Р. М. Боскис и многих других, заложивших основы обучения, воспитания и лечения больных детей.
Большой вклад в развитие этого научного направления внесли видные ученые: Г.А. Градов, В.И. Ежов, С.Г. Змеул, С.К. Саркисов, В.И. Степанов, В.К. Степанов, АИ. Урбах, Н.Н. Щетинина, Г.Н. Цытович и др. Отдельные аспекты исследуемой проблемы отражены в диссертационных работах Н.Н. Колокольцевой, М.С. Макаряна, Т.В. Малик, А.Ю. Розенберга, Н.В. Шолуха, Ю.В. Жданова и др.
Многие ведущие научно-исследовательские и проектные институты (Институт общественных зданий, ЦНИИЭП жилища, МНИИТЭП, Моспроект, КиевЗНИИЭП и др.) занимаются вопросами проектирования и совершенствования общеобразовательных и специализированных учебных зданий.
В арабских странах проектированию специализированных школ-интернатов для детей с поражением опорно-двигательного аппарата посвящена работа канд. арх. Ксейбати Нада (Сирия).
Педагогические и медицинские обследования показывают, что дети, поступившие в 1-й класс с незначительными потерями зрения, оканчивают среднюю школу в очках с большими диоптриями. То же можно сказать и о других заболеваниях. Все это требует создания адекватных условий в школах.
Между педагогами и медиками (70) всех стран мира, практически нет расхождений в том, что наилучшие результаты в воспитании и лечении детей-инвалидов достигаются только при их максимальной интеграции в коллектив здоровых детей. Конечно, речь идет о той части детей-инвалидов, которые имеют легкие формы заболеваний и здоровый интеллект.
Однако реализовать этот принцип в школьной практике весьма трудно. Этому мешает отсутствие особой архитектурной среды, для
-7-создания которой необходимо изменить структуру школьного здания, с
введением в нее системы ориентиров (цветовых, звуковых, тактильных); и объемно-планировочных элементов (классов, рекреаций, медицинских помещений и т.д.), учитывающих специфику жизнедеятельности детей с легкими формами; широкого использования технических средств не только обучения, но коррекции и компенсации медицинских недостатков; научно-обоснованной системы вертикальных и горизонтальных коммуникаций и целого ряда других факторов.
Кроме того, во многих странах Ближнего Востока в том числе и Иордании, формирование специализированной архитектурной среды должно проводиться с учетом национальных религиозных традиций, оказывающих сильное влияние на все сферы общественной жизни человека. Так, например, в этих регионах принята система раздельного обучения мальчиков и девочек, а также аспекты религиозного воспитания в школе.
Природно-климатические факторы также оказывают важное влияние на формирование типов и структуры школьных зданий.
Вопросом создания комфортной архитектурной среды общеобразовательных школ для арабских страны освящены работы док. арх. М. Хатиб (Сирия), док. арх. С.Н. Латиф (Ирак), док. арх. Т.М. Сулайман (Саудовская Аравия), канд. арх. Пьер Нано (Сирия).
Вопросам строительства зданий в условиях жаркого климата посвящены работы Б. X. Бакри, Б. Ф. Васильева, Н. М. Гусева, А. А. Гербурта-Гейбовича, Б. А. Дунаева, В. А. Лаврова, В. М. Левочкина, А. Н. Римши, И. С. Суханова, В. М. Фирсанова.
Проблема социальной адаптации в обществе существует и в Иордании, в связи с чем Министерства Воспитания и Образования, Социального Развития и Здравоохранения этой страны ищут наиболее эффективные пути в еб решении, поскольку на все население страны -
-8-5 039 000 - приходится 529 200 инвалидов. Приблизительно 1/3 от этой
цифры - 151 200 - составляют дети-инвалиды в возрасте от 5 до 18 лет.
В 1993 г. правительством Иордании был принят закон «О защите инвалидов» № 12 (пункт 4), где указано о необходимости интегрирования детей с легкими формами заболеваний с коллективом здоровых детей в обычных общеобразовательных школах.
Это проблема характерна не только для Иордании, но и для всех стран Ближнего Востока, поэтому предложения, разработанные исследователем, могут быть использованы в этих странах. Все это говорит об актуальности выбранной темы диссертации для государств данного региона.
Цель диссертации — разработка научно-обоснованных принципов формирования сети, типов и структуры общеобразовательных школьных зданий, обеспечивающих возможность совместного обучения здоровых детей и детей с легкими формами медицинских отклонений и отвечающих природно-климатическим, социально-демографическим, медицинским, педагогическим и экономическим особенностям Иордании.
В процессе исследования необходимо решить следующие задачи:
— выявить комплекс требований, определяющих формирование сети и архитектурной среды школ;
— проанализировать опыт проектирования, строительства и эксплуатации общеобразовательных и специализированных школ в Иордании и странах её региона, а также в других странах мира;
— определить комплекс приёмов архитектурной и предметно-пространственной организации школы, способствующих обучению, коррекции и компенсации инвалидности детей;
-9-
— разработать основы проектирования территорий, используемых
детьми с аномальным развитием (школьный участок, транспортные коммуникации и др.);
— обосновать и разработать структуру общеобразовательных школ нового типа;
— выявить социально-экономический эффект от внедрения предложенных принципов организации сети, типов и структуры общеобразовательных школ нового типа.
Объектом исследования являются здания и комплексы общеобразовательных школьных учреждений и система размещения этих зданий.
Границы исследования определяются проблемой формирования в городах Иордании архитектурной среды общеобразовательных школ, объединяющих здоровых детей и следующие группы детей с лёгкими формами заболеваний и здоровым интеллектом: 1) с остротой зрения не ниже 0,4; 2) с потерей слуха от 26 до 40 дБ; 3) с легкими формами нарушения опорно-двигательного аппарата, включая самостоятельно передвигающихся колясочников, как правило, допущенных к спортивным соревнованиям.
Вопросы медицины, педагогики, психологии и социологии рассматриваются только в той мере, которая определена целью данной работы.
Проблема формирования архитектурной среды для детей со средними и тяжелыми формами заболеваний, а также детей с нарушением психического развития в данной работе не рассматривается, так как для них предусмотрены спецшколы-интернаты закрытого типа.
Методика исследования включает.
-10-
— изучение и анализ отечественных и зарубежных литературных
источников по вопросам медицины, педагогики, социологии, а также архитектурного проектирования и строительства школьных зданий;
— сопоставительный анализ результатов натурных обследований, проведенных диссертантом в школах Иордании по специально разработанной анкете;
— проведение по методу профессора В.К. Степанова замеров скорости передвижения детей с нарушением зрения и слуха в разных условиях движения для расчета эвакуации детей из школы;
— изучение данных научно-исследовательских организаций Иордании, России и др. стран по тематике диссертации, а также критический анализ диссертационных работ по теме исследования;
— экспериментальное проектирование, позволяющее проверить правильность и эффективность теоретических предложений автора.
Научная новизна работы определяется впервые разработанной авторской концепцией формирования общеобразовательных школ для совместного обучения здоровых детей и детей с физическими недостатками, которая включает типы, структуру, объемно-планировочные элементы, систему ориентиров и систему эвакуации детей.
На защиту выносится концепция формирования разно уровневой системы школьных зданий, обеспечивающей возможности совместного обучения здоровых детей и детей с лёгкими формами заболеваний в условиях городов Иордании.
Практическая значимость заключается в разработке рекомендаций по проектированию специализированной архитектурной среды, необходимой для успешного совместного обучения здоровых детей и детей с легкими формами заболеваний в условиях городов Иордании. Кроме того, полученные результаты исследования будут способствовать
-11-
правильной организации сети школьных учреждений, упорядоченному и научному обоснованию их проектирования, улучшению коррекционно-восстановительной и учебной работы с детьми, оказывать влияние на развитие теоретических основ проектирования общеобразовательных школ в городах Иордании.
Публикация работы. По результатам выполненных исследований опубликованы 3 статьи.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав и выводов, списка использованной литературы и графической части.
Во введении рассматривается развитие образования в арабских странах, определяется специфика тематики, методы научной работы; формулируются цель, задачи и рамки данной работы.
В первой главе выявляются медицинские, педагогические, социально-демографические, природно-климатические и др. факторы, влияющие на специфику архитектурно-планировочных решений школьных зданий и организацию их сети, с учетом нового демографического состава подрастающего поколения.
Во второй главе проводится анализ отечественного и зарубежного опыта проектирования, строительства и эксплуатации школьных зданий, на основе которого выявляются недостатки существующих решений и прогрессивные тенденции формирования архитектурной учебной среды.
В третьей главе, исходя из результатов исследования, проведенного в предыдущих главах, формируются основные принципы проектирования разноуровневой системы школьных зданий в городах Иордании, позволяющие грамотно организовать совместное обучение здоровых детей и детей с легкими формами заболеваний.
-12-В заключении подводятся итоги исследования, связанные с
формированием сети, типов, структуры школьных зданий, предназначенных для совместного обучения здоровых детей и детей с легкими формами заболеваний. Предлагаемая автором концепция формирования специальной архитектурной среды, разработанная на основе комплексного учета социальных, демографических, педагогических, медицинских, функциональных и экономических факторов будут способствовать решению государственной задачи, поставленной законом Иордании «О защите инвалидов».
-13-ГЛАВА1 ФАКТОРЫ И ТРЕБОВАНИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ
АРХИТЕКТУРНО - ПЛАНИРОВОЧНОЕ РЕШЕНИЕ ШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЙ
1.1. ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ИОРДАНИИ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ.
Система образования в Иордании базируется на принципах обеспечения населения обязательным начальным образованием, имеющим продолжение в средней школе и далее в техникумах, ПТУ, вузах и университетах.
В перспективе в Иордании предполагается ввести обязательное неполное среднее образование и для аномальных детей.
Образование в настоящее время обучение в Иордании осуществляется по следующим этапам:
Таблица 1.1
Этап образования Материальная база
1 дошкольное здание д/с — яслей для детей от 1 до 6 лет
2 начальное Открытие отдельные здания начальных школ для детей с 6 до 11 лет, с 6-летним сроком обучения (1-6 кл.)
Закрытие
3 Неполное среднее Открытие отдельные здания или объединенные с неполным средним образованием - школы для детей с 12-15 лет с 4-летним сроком обучения (7-10 кл.)
Закрытие
4 среднее отдельные (и объединенные с неполным средним образованием) здания школ для детей 16-17 лет, с 2-летним сроком обучения (11-12 кл.)
Открытие - для здоровых детей и детей с легкими формами заболеваний. * Закрытие - для детей со средними и тяжелыми формами заболеваний.
-14-
В Иордании функционирует классная система обучения с количеством мест в классе 30 учеников. (См. приложение I)
До середины XX века в развивающихся странах, также как и в Иордании, неполноценные дети воспитывались дома. Но в результате роста числа детей-инвалидов и появлением в мусульманском мире такого феномена как "работающая женщина", с одной стороны, и повышения экономического и культурного уровня общества, с другой, возникла и стала реализовываться необходимость создания специальных условий для обучения, воспитания и лечения детей с аномалиями развития в школах.
Можно определить три направления, по которым достигается главная цель в специальных школах и школах-интернатах:
— обучение, соответствующее массовым общеобразовательным школам - образовательный аспект;
— всестороннее развитие личности и подготовка ребенка, по мере существующих объективных возможностей, к участию в общественной жизни с ориентировкой на профессиональную подготовку - социально-педагогический аспект;
— коррекция, компенсация существующих нарушений и предотвращение возникновения других отклонений - медицинский аспект.
В Иордании принята система раздельного обучения мальчиков и девочек.
В начальных классах, не менее 65% государственных школ принимают систему раздельного обучения, хотя в большинстве частных школ в начальных классах мальчики и девочки учатся вместе.
В неполных средних и средних классах во всех государственных школах разделение между мальчиками и девочками является обязательным. Что же касается частных школ, то в неполной средней и
-15-средней школах разделение по полу достигает до 60% от общего
количества частных школ. (См. приложение I)
В Иордании действуют 4 формы управления образовательными учреждениями:
1. Министерство Воспитания и Образования Иордании.
2. Министерство Социального Развития.
3. Ближневосточное агентство ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР).
4. Частные предприниматели.
1.2 ПРИРОДНО-КЛИМАТИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИОРДАНИИ.
Природно-климатические и социально-демографические условия, наряду с функциональными, играют важную роль при определении объемно-планировочных и конструктивных решений школьных зданий и организации их сети.
Иорданское Хашимитское Королевство расположено на расстоянии 80 километров к востоку от восточного побережья Средиземного моря: между 29 ° и 33 °, и между 34 ° и 39 °. Площадь данного государства составляет 89329 км2, более чем 80 % территорий определяется как бесплодная область.
Особенности географического положения Иордании оказывают значительное влияние на климат страны. В Иордании выделяются четыре климатических района (таб. 3):
1 - Аль-Гор (впадина) -район долины ниже уровня моря:
Климат Аль-Гор классифицируется как тропический. Средняя температура летом около 48°, и 5° зимой. Годовое количество осадки (дождя) составляет 150-250мм. Этот климатический район располагается
-16-
ниже уровня моря, его уровень изменяется от 200м на севере к 400м на юге. Мертвое море - абсолютно самая низкая область в мире (408м ниже уровня моря).
Ширина района Аль-Гор составляет около 15 км на севере увеличиваясь к югу до 30 км. С севера Аль-Гор до Мертвого моря течет река Иордан, протяженность которой 104км.
2 - Горный и холмистый районы:
Горный и холмистый районы располагаются на востоке Аль-Гор. Их высота изменяется от 200м до 1200м, высота отдельных вершин достигает 1700м. Горы изменяются по высоте от 1250м на севере, к 900м в середине и 1700м на юге.
Климат этих регионов смягчен, температура летом около 34° и - 5° -зимой. Среднегодовое количество осадки (дождя) от 300-600мм/год. Пик дождливых сезонов приходится на период от октября до Мая. 80% осадков выпадают от декабря до марта. Снег, в основном, только в горных районах.
3 - Пустыня:
Пустыня находится в восточной и большинстве южных частей страны. Это плато, высота которого изменяется от 600-700м. Температура летом около 34°, а зимой - 6, количество осадков 40-100 мм/год.
4 - Район Акабы:
Этот район располагается на Юго-западной части страны, вокруг залива Акабы, на Красном море. Лето жаркое с температурой около 40°7 а зимой около 0°. Количество дождей < 50мм в году.
Природно-климатические приведены в табл. 1.2.
-17-
данные по районам Иордании
Таблица 1.2
Климатические районы Температура воздуха Влажность Осадки Дождливые дни Ветер
макс. мин.
1 48° 5° 40-63 150-250 160 Западный, северозападный
2 34° -10° 43-78 300-600 180 Западный, северозападный
3 45° -6° 31-67 40-100 50 Западный, северозападный, юго-восточный
4 40° 0° 36-70 <50 80 Западный, северозападный, юго-западный
Климат Иордании можно разделить на 2 типа: жарко-влажный (1 и 2 районы) и жарко-сухой (3 и 4 районы).
Население Иордании распределяется по территории страны неравномерно, 87% всех жителей проживает в северо-западной (провинции Ирбид и Джараш) и западной (Амман, Эз-Зарка, Эс-Салт и Мадаба) зонах страны. И только 13% - в северо-восточной (провинции Эль-Мафрак) и юго-западной зонах (провинции Акаба, Маан).
Неравномерность распределения объясняется тем, что с давних времен люди селились в наиболее благоприятных природно-климатических условиях.
Демография страны характеризуется ростом абсолютной величины населения (586 200 чел. в 1951 г., 5 039 000 чел. - в 2000 г.), среднее количество детей в одной семье - 4 ребенка. Преобладающий рост населения наблюдается в городах, что связано не только с естественным приростом населения, но и с миграцией из сельских районов.
Список литературы
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно
24199.doc
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
03.11.24
Лексикографический анализ единиц поля
03.11.24
Из истории слова гость и его производных
03.11.24
Семантическое поле гость в русском языке
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2024. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.