У нас уже
21989
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
Средства формирования психологической готовности к школе дошкольников с заиканием
Количество страниц
81
ВУЗ
ДВГГА
Год сдачи
2010
Содержание
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Современное состояние проблемы изучения психологической 7
готовности к школе дошкольников с заиканием
1.1 Понятие и основные компоненты готовности к школьному обучению 7
1.2 Современные представления о заикании как речевом нарушении 12
1.3 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего 22
дошкольного возраста, страдающих заиканием
Выводы по 1 главе 30
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию 32 психологической готовности к школе заикающихся дошкольников
2.1 Определение уровня сформированности психических процессов 32
(памяти, внимания) у заикающихся дошкольников
2.2 Мероприятия по развитию психических процессов (памяти, 54
внимания) у дошкольников с заиканием
Выводы по 2 главе 72
Заключение 74
Список литературы 77
Приложения 82
Введение
Речь является более поздним и наиболее сложным образованием центральной нервной системы и поэтому она скорее других функций подвергается нарушениям и заболеваниям в период своего становления, то есть в раннем детском возрасте.
Актуальность исследования. Готовность к школьному обучению одна из важнейших проблем детской психологии и педагогики. От ее решения зависит как построение оптимальной программы воспитания и обучения дошкольников, так и формирование полноценной учебной деятельности у учащихся начальных классов. Именно в конце дошкольного возраста нередко проявляются все неблагоприятные особенности раннего развития ребенка, которые выражаются, в первую очередь, в недостаточной психологической подготовке к школьному обучению. Под психологической готовностью понимают формирование умений и навыков, необходимых для обучения в школе, достаточный уровень развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться. Наличие у дошкольников такого речевого нарушения, как заикание, зачастую сопровождается нарушением в развитии познавательной и личностной сфер. У заикающихся детей отмечаются разной степени выраженности психологические особенности, такие как: неустойчивое внимание, память, мышление, повышенная эмоциональность, чувствительность, снижение способности к волевым усилиям. Недоразвитие психической сферы препятствует формированию психической готовности ребенка к школе, что приводит к трудностям адаптации в школе, усвоения школьной программы. Это в свою очередь негативно отражается на формировании личности ребенка в целом.
Свой вклад в исследование проблемы психологической готовности к школе внесли Л.И. Божович, М.И. Степанова, Н.Ф. Виноградова, Ю.М. Владер и др. Исследованием неречевых психических функций у заикающихся дошкольников, а также проблем коррекции заикания занимались Г.А. Волкова, Р.Е. Левина, М.Е. Хватцев, Е.Ф. Рay, И.Ю. Абелева, Н.Ф. Синицына, Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова, Н.А. Чевелева, А.И. Богомолова, С.В. Меньшикова, Л.Я. Миссуловин, Т.С. Одинцова, Л.Г. Парамонова, В.И. Селиверстов, В.И. Калягин и другие. Авторы указывают на сложность и разнообразие отклонений в развитии неречевых психических функций. При этом в специальной литературе, посвященной проблеме заикания, широко описываются и анализируются разнообразные нарушения психомоторики, коммуникативной функции речи, состояние и формирование лексических и грамматических значений.
Проблемой исследования является то, что существующие методики по устранению заикания у дошкольников не содержат материал по формированию психологической готовности к школе, так как отсутствует специально разработанный комплекс упражнений, способствующих подготовке заикающихся дошкольников к обучению к школе.
Исходя из данной проблемы, нами выбрана тема: «Средства формирования психологической готовности к школе дошкольников с заиканием».
Объект исследования: процесс формирования психологической готовности к школе старших дошкольников, страдающих заиканием.
Предмет исследования: комплекс упражнений по развитию психических процессов (памяти, внимания) у детей с заиканием.
Цель: изучить теоретические основы проблемы психологической готовности к школе заикающихся дошкольников и разработать комплекс упражнений по развитию психических процессов у детей с заиканием старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить состояние проблемы формирования психологической готовности к школе в психолого-педагогической литературе и определить основные понятия: готовность к школе, заикание, психологическая готовность к школе, психические процессы.
2. Исследовать уровень сформированности психических процессов (памяти, внимания).
3. Разработать комплекс упражнений по развитию психических процессов (памяти, внимания) у детей с заиканием;
4. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность разработанного комплекса по развитию основных психических функций (памяти, внимания) у заикающихся дошкольников.
Гипотеза исследования: коррекционно-развивающая работа по развитию психологической готовности к школе детей с заиканием будет эффективна если:
- разработать комплекс упражнений направленный на развитие познавательной сферы заикающихся дошкольников;
- упражнения будут направлены одновременно на память и на внимание и будут применяться на логопедических занятиях не реже трех раз в неделю.
Новизна исследования: разработан комплекс упражнений по развитию у дошкольников с заиканием психических процессов для психологической подготовки к школе.
Теоретическая и практическая значимость: данный комплекс упражнений может быть использован логопедами, воспитателями, родителями при подготовке детей к школе, а также студентами на практических занятиях при изучении раздела «Заикание».
Методы исследования: теоретические - анализ, систематизация, обобщение; эмпирические - наблюдение, беседа, опытно-экспериментальная работа.
База исследования: Центр развития ребенка – детский сад комбинированного вида №24 Приморского района г. Санкт-Петербург.
Структура дипломной работы: введение, две главы, заключение, список литературы (62) и приложение (1).
Список литературы
Список литературы
1 Асатиани Н.М., Белякова Л.И., Калачева И.О. и др. Данные клинико-физиологического исследования детей дошкольного возраста, страдающих заиканием./ Дефектология. - 1978. - №1. - С.25-30.
2 Беккер К.П., Совак М. Логопедия. - М. - 1981. – С.273-275.
3 Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие. - М. - 2003.
4 Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребёнка. - М. - 1994.
5 Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968. - 464с.
6 Венгер Л., Мухина В. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте. // Дошкольное воспитание. - 1974. - №12. - С.31-38.
7 Венгер Л.А., Холмовская В.В. Диагностика умственного развития дошкольников. - М. - 1978.
8 Виноградова Н.Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования. // Начальная школа. - 2000. - №1. – с.7-12.
9 Владер Ю.М. Готов ли Ваш ребенок к школе? Методическое пособие для педагогов, воспитателей детских садов и заботливых родителей. - СПб. - 2003.
10 Власова Н.А. О заикании детей дошкольного возраста./ Педиатрия. - 1974. - №7. - С.82-85.
11 Волкова Г.А. Проявления заикания у детей дошкольного возраста./ Дошкольное воспитание. – 1976. - №1. - с.24-26.
12 Волкова Г.А., Некоторые особенности зрительного восприятия заикающихся детей./ Современные исследования по проблемам учебной и трудовой деятельности аномальных детей. Тезисы докладов. Часть 2. -М.: АПН СССР, 1990. - С.44-46.
13 Волкова Л.С. Логопедия. Методическое наследие. В 5 книгах. Книга 2: Нарушения темпа и ритма речи: Заикание. Брадилалия. Тахилалия. Учебное пособие. – М. - 2003.
14 Выготский Л.С.Избранные психологические исследования. - М. - 1956.
15 Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник. Психодиагностика и коррекция развития. – М.-Воронеж. - 1998.
16 Гиляровский В.А. К вопросу о генезе заикания у маленьких детей и роли его для общего развития личности и его лечения/ Хрестоматия по логопедии. Т1,-М.,1997.,С.415-417.
17 Готовность детей к школе: Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. / Под ред. М. Бугрименко. – М.: Просвещение, 1990. – 128с.
18 Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М.: Комплекс-Центр, 1993. – 176с.
19 Дубровина И.В. Руководство практического психолога: готовность к школе. - 3-е изд. - М.: Академия, 1997. - 128с.
20 Зееман М. Расстройство речи в детском возрасте. / Пер. с чеш. Е.О. Соколовой. / Под ред. В.К. Труткева, С.С. Ляпидовского - М. - 1962.
21 Зинченко С.Н. Почему детям бывает трудно учиться. Киев: Рад. школа, 1990. – 141с.
22 Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Логопсихология. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.
23 Каменка Г. Заикание как психоз и новейшие попытки его лечения. – СПб., 1990.
24 Карвасарский Б.Д. Неврозы: Руководство для врачей.- 2-е изд., перераб. и доп. - М. - 1990.
25 Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Белоус Н.А. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников. – Минск. - 1997.
26 Кочергина В.С. Некоторые клинические особенности заикающихся детей дошкольного возраста. – М. - 1958.
27 Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М: Педагогика, 1991. – 152с.
28 Кулиев Э.М., Особенности произвольного запоминания у заикающихся детей./ Автореферат дисс. канд. пед. наук - М., 1967.
29 Куршев В.А. Заикание. - М. - 1973.
30 Лаврентьевна Г.П., Титаренко Т.М. Практическая психология для воспитателя. – Киев. - 1992.
31 Лагузен Х. Способы излечения заикания. – СПб.,1838.
32 Леонова С.В. Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников. - М. - 2004.
33 Леонтьев А.И. Психическое развитие ребёнка в дошкольном возрасте/Возростная и педагогическая психология.-М.,1992.
34 Лисина М.И. Исследования по проблемам возрастной и детской психоло¬гии: Сборник науч.тр. / АПН, НИИ общ. педагогики./Под ред. М.И. Лисиной. - М.:НИИОП, 1980.- 168с.
35 Люблинская А.А. Детская психология: Учебное пособие.- М.:Просвещение, 1971. – 267с.
36 Миссуловин Л.Я. Заикание и его устранение. - СПб. - 1997.
37 Немов Р.С. Психология, книга 3. – М. - 1998.
38 Неткачев Г.Д. Клиника и психотерапия заикания, новый психологический способ лечения. - М.,1913.
39 Нижегоpодцева H.В. Методика и результаты исследования готовности к усвоению первоначального чтения и письма. // Фоpмиpование интеллектуальной и личностной готовности ребенка к школе. – Ярославль: ЯГПИ, 1992. – с.3-18.
40 Одинцова Т.С. Заикание у детей. – Ростов-на-Дону. - 2000.
41 Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста. / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М.: Педагогика, 1988. – 136с.
42 Парамонова Л.Г. Как подготовить ребенка к школе. - СПб.: Дельта, 1998.- 208с.
43 Подготовка детей к школе в семье. / Под ред. Марковой Т.А., Сохина Ф.А.-М.: Педагогика, 1976. – 192с.
44 Подготовка детей к школе в детском саду. / Под ред. Сохина Ф.А., Тарунтаевой Т.В. - М.: Педагогика, 1977. -160с.
45 Психология внимания. / Под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. - М. - 2001.
46 Психология личности и деятельности дошкольника. / Под ред. Запорожца А.В., Эльконина Д.Б. - М. - 1965.
47 Психология памяти. / Под ред. Б.Б. Гиппенрейтер и В.Я.Романова. - М. - 2000.
48 Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: В 2 книгах. - 2-е изд., перераб. и доп. Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. - 384 с.
49 Селиверстов В.И. Заикание у детей. - М. - 2001.
50 Селиверстов В.И. Заикание у детей. Психокоррекционные основы логопедических занятий. - М. – 1994.
51 Сикорский И.А. О заикании. - СПб.,1889.
52 Степанова М.И. Что такое «школьная зрелость»? // Справочник для родителей будущего первоклассника. Что такое «школьная зрелость»? – М.: АСТ, 1999. - 48с.
53 Тугова Н.А., Воспитание внимания у заикающихся детей на уроках ритмики. / Дефектология. – 1970. - №6. – С.60-63.
54 Тяпугин Н.П. Заикание.-.,1966.
55 Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. - М.,1981.
56 Хватцев М. Е. Логопедия. - М. - 1959. - С.237-249.
57 Хватцев М.Е.Недостатки речи у школьников. - М.,1958.
58 Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей. - Л. - 1997.
59 Шкловский В.М. Заикание (клинико-психологический и экспериментально-психологические аспекты). - М. - 1994.
60 Школа и психическое здоровье учащихся. / Под ред. Громбаха С.М. - М.: Наука,1988. – 265с.
61 Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей. / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. 3инченко. - М. - 1989.
62 Ястребова А.В. Коррекция заикания у учащихся общеобразовательной школы. Пособие для учителей-логопедов. - М. - 1980.
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
5000
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
03.11.24
Лексикографический анализ единиц поля
03.11.24
Из истории слова гость и его производных
03.11.24
Семантическое поле гость в русском языке
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2024. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.