У нас уже 21989 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Средства речевой подготовки детей с заиканием к школе
Количество страниц 79
ВУЗ ДВГГА
Год сдачи 2010
Содержание Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы речевой подготовки к школе дошкольников с заиканием 6
1.1 Особенности речевой подготовки детей к школе 6
1.2 Психолого-педагогические особенности детей с заиканием 16
1.3 Изобразительная деятельность как средство речевой подготовки детей с заиканием к школе 30
Выводы по 1 главе 37
Глава 2. Психолого-педагогические основы подготовки к школе детей заиканием с использованием изобразительной деятельности 38
2.1 Определение уровня речевой готовности дошкольников с заиканием к школе 38
2.2 Осуществление коррекционной психолого-логопедической работы с использованием изобразительной деятельности в процессе речевой подготовки заикающихся дошкольников к школе 53
Выводы по 2 главе 73
Заключение 74
Список литературы 76
Приложение 80


Введение


Актуальность исследования. В настоящее время заикание представляет собой одну из острых проблем логопедии, несмотря на большое число научных работ по этой теме, проблема эффективной коррекции заикания продолжает оставаться актуальной.
Заикание является одним из распространенных дефектов речи. Его целесообразно исправлять еще в дошкольном возрасте, так как заикание возникая у детей в период наиболее активного формирования их речи и личности, в дальнейшем пре¬пятствует развитию многих личностных характеристик ребенка, затрудняет его социальную адаптацию.
Трудности устранения заикания объясняются многими причинами, в частности недостаточной изученностью темпоритмических осо¬бенностей речи заикающихся и, как следствие, недостаточной разработаннос¬тью и эффективностью их коррекции в логопедической практике.
Признавая необходимость комплексного воздействия на заи¬кающегося ребенка, важно подчеркнуть значимость дифферен¬цированного подхода в развитии, перевоспитании личности и речи заикающегося. Перспективным в этом отношении является исполь¬зование изобразительной деятельности. Именно в этой деятельности происходит развитие личности ребенка, его речи, мышления, произвольной памяти, самостоятель¬ности, активности, моторики, формируется умение управлять своим поведением.
Проблема устранения заикания рассматривалась многими учеными: Н. А. Власовой, Г. А. Волковой, И. Г. Выгодской, Н. А. Чевелевой, С. А. Мироновой, Е. Л. Пеллингер, Е. Ф. Рау, В. И. Селиверстовым С. Н. Шаховской и др.
Проблема исследования. Несмотря на имеющиеся теоретические работы, анализ практики показывает, что педагоги редко используют систему занятий изобразительной деятельностью детей с заиканием при подготовке их к школе, во-первых, потому что недостаточно практических материалов, направленных на подготовку детей с заиканием к школе. Во-вторых, педагоги недооценивают роль изобразительной деятельности при речевой подготовке детей с заиканием к школе.
Проблема исследования заключается в том, что логопеды, используя разнообразные виды деятельности в подготовке заикающихся детей к школе, не используют в системе подготовительной работы изобразительную деятельность – как средство речевой подготовки заикающихся дошкольников к школьному обучению. В нашей работе мы хотим показать богатые возможности изобразительной деятельности не только для развития моторики, сенсорики, воображения, но и для развития речи заикающегося дошкольника.
Проблема позволила определить тему исследования: Средства речевой подготовки детей с заиканием к школе.
Объект исследования – процесс речевой подготовки дошкольников с заиканием к школе.
Предмет исследования – изобразительная деятельность как средство речевой подготовки детей с заиканием к школе.
Цель исследования – дать теоретическое обоснование проблемы речевой подготовки дошкольников с заиканием к школе и разработать систему занятий с активным использованием изобразительной деятельности.
Гипотеза исследования: процесс речевой подготовки у дошкольников с заиканием средствами изобразительной деятельности будет эффективным, если:
- если в процессе занятий будет использоваться сопровождающая речь;
- будет использоваться описание продукта деятельности дошкольника;
- если на занятиях будет создана атмосфера доброжелательности и взаимопомощи.



Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме речевой подготовки дошкольников с заиканием к школе;
2. Изучить причины, механизмы и формы заикания;
3. Определить роль изобразительной деятельности при подготовке детей с заиканием к школе;
4. Выявить уровень речевой готовности детей с заиканием к школе;
5. Составить и апробировать комплекс занятий по подготовке дошкольников с заиканием к школе с использованием изобразительной деятельности.
Новизна исследования: разработана система специальных занятий с использованием изобразительной деятельности заикающихся дошкольников для речевой подготовки к школе.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что предлагаемая система занятий может быть рекомендована к применению в логопедической практике на подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях с дошкольниками с заиканием для подготовки к школе. Результаты исследования могут быть использованы на практических занятиях при подготовке студентов по курсу «Логопедия».
Методы исследования: теоретические – анализ и синтез психолого-педагогической и логопедической литературы по теме исследования; эмпирические - психолого-педагогический эксперимент.
Методики исследования: Тестовая методика комплексной диагностики устной речи Т. А. Фотековой, Т.В. Ахутиной.
База исследования: Социально - реабилитационный Центр пос. Дунай, Приморский край.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы (48 источников), приложение (3).
Список литературы Список литературы

1. Арутюнян Л. З. Как лечить заикание. - М.: Психология, 1993.- 245с.
2. Асатиани Н.М., Белякова Л.И., Калачева И.О. и др. Данные клинико-физиологического исследования детей дошкольного возраста, страдающих заиканием // Дефектология. - 1978. - №1. - С.25-30.
3. Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейро-лингвистический анализ синтаксиса. М., 1989.- 146с.
4. Белякова Л. И. Проблемный подход к анализу патогенетических механизмов заикания. // Заикание: проблемы теории и практики. /Под ред. П. И. Беляковой. - М.: Дрофа, 2003-300с.
5. Белякова Л.М., Дьякова Е.А. Заикание. - М.: В. Секачев, 1998. - 304с.
6. Белякова Л. И., Дьякова С. А. Заикание: учебное пособие для студентов пед. Институтов по специальности. - М.: Наука, 2005. - 455с.
7. Власова Н.А. О заикании детей дошкольного возраста // Педиатрия. - 1974. - №7. - С.82-85.
8. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. - М.: Просвещение, 1999. - 277с.
9. ГамезоМ.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. М.-Воронеж, 1998. – 149с.
10. Гвоздев А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. М., 1978. – 132с.
11. Дьякова Е. А. Речевые ошибки и особенности процесса речеобразования у заикающихся. // Заикание. Проблемы теории и практики. Под ред. Л.И.Беляковой. М.-1992. - С.38-50.
12. Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. – 370с.
13. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М, Филичёва Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990. – 78с.
14. Заикание / Под редакцией Н.А.Власовой, Бенкера Н.П. М.: Наука, 2001.-322с.
15. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: пособие для логопеда. М.: Просвещение, 1985. – 207с.
16. Комарова Т.С. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать? // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 2. – С. 2-6.
17. Косякова О.О. Логопсихология: учебное пособие. – Ростов н/Д. – 2—7. – 254с.
18. Леонтьев А.А. Деятельность и общение // Вопросы философии- 1979, - С. 90 - 94.
19. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: МГУ, 1981. - 584с.
20. Логопедия. Методическое наследие: Пособие /Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. — Кн. II: Нарушения темпа и ритма речи: Заикание. Брадилалия. Тахилалия. — 431 с. — (Библиотека учителя-дефектолога).
21. Лурия А.Р. Язык и сознание / Под ред. Е.Д. Хомской. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. – 320с.
22. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. – М Изд-во ин-та практической психологии, Воронеж «МОДЭК», 1996. – 64с.
23. Методы изучения и диагностики психологического развития ребенка / Под редакцией Н.И. Непомнящей. - М.: Книга, 2005-344с.
24. Миссуловин Л.Я. Заикание и его устранение. - СПб.: ООО «СЛП», 1997. - 144с.
25. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - М.: Просвещение, 2001.-278с.
26. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной.- М.: АРКТИ, 2003. - 240 с.
27. Парамонова Л.Г. логопедия для всех. – М.: ООО «Изд-во АСТ.: «Дельта», 1997. – 464с.
28. Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Как помочь заикающимся школьникам. - М.: Просвещение, 1995. - 176с.
29. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 1992. – 48с.
30. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 445с. – (Справочник).
31. Pay Е.Ю. Роль игровой психотерапии в устранении заикания у дошкольников // Психотерапия в дефектологии. Сост. Вайзман Н.П. М.— 1992. – 136с.
32. Резниченко Т.С. Обучение дошкольников с речевыми нарушениями с позиции когнитивной психологии // Актуальные проблемы логопедической практики: Метод. Материалы научно-практической конференции «Центральные механизмы речи». – СПб.: Изд-во «Акционер и К», 2004. – С.61-68.
33. Рыжова Н.В. Ресурсы изобразительной деятельности в развитии творчества у детей с общим недоразвитием речи // Логопед. – 2007. - №3. – С.59-75.
34. Садовникова Е.Н., Рау Е.Ю. Вариант логопсиходиагностического анализа груп-пы заикающихся дошкольников // Дефектология – 2001. - №2. - С.69-76.
35. Садовникова Е.Н., Рау Е.Ю. Логопсихотерапевтический подход при диагностике заикания у детей дошкольного возраста. // Проблемы детской речи - СПб., 1996.-С. 177-178.
36. Саитбаева Э.Р. Психолингвистический анализ связной речи заикающихся дошкольников в сравнении с нормой // Заикание: проблемы теории и практики. Под ред. Беляковой Л.И. М. — 1992. С.20-37.
37. Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 208с.
38. Селиверстов В.И. Заикание у детей. Пособие для логопедов. - М.: Книга, 2004 -245с.
39. Сикорский И.А. Заикание. –М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005. – 191с. – (Библиотека логопеда).
40. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. - М, 2005. -147с.
41. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: рисуем и познаём окружающий мир. – М.: Изд-во «ГНОМ и Д», 2004. – 64с. – (опыт работы практического педагога).
42. Н. А. Чевелева. Исправление речи у заикающихся школьников. - М.: Просвещение, 1966. – 96 с.
43. Чевелева Н.А. К вопросу о заикании у детей // Дефектология. - 1977. - №1. - С.20-23.
44. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушением речи: учебное пособие. – М.: изд. Центр Академия, 2005. – 192с.
45. Шкловский В.М. Заикание. - М., 1994. - 248с.
46. Филичёва Т.Б., Чевелёва Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии, М, 1989. – 248с.
47. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Методическое пособие. – М.: Айрис – пресс, 2007. – 176с.
48. Ястребова А. В. Коррекция заикания у учащихся общеобразовательной школы: Пособие для учителей-логопедов.— М.: Просвещение, 1980. - 104 с.
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
5000





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2024. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.