У нас уже
21989
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
Средства развития коммуникативных умений у дошкольников с заиканием
Количество страниц
74
ВУЗ
ДВГУ
Год сдачи
2010
Содержание
Оглавление
Введение.………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития коммуникативных умений у дошкольников с заиканием………………………………………...7
1.1 Основные понятия исследования: коммуникация, умения, навыки, дошкольный возраст, заикание…………………………………………………..7
1.2 Представления о заикании как о речевом нарушении на современном этапе………………………………………………………………………………13
1.3 Формирование коммуникативных навыков в онтогенезе………………...22
1.4 Особенности коммуникативных навыков у заикающихся дошкольников……………………………………………………………………28
1.5.Основные средства развития коммуникативных умений и навыков у дошкольников……………………………………………………………………34
Выводы по 1 главе...............................................................................................40
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативных умений у дошкольников с заиканием………………..41
2.1 Определение уровня сформированности коммуникативных умений у дошкольников с заиканием……………………………………………………...41
2.2 Особенности применения метода сказкотерапии при формировании коммуникативных умений у дошкольников с заиканием…………………….54
Выводы по 2 главе……………………………………………………………...71
Заключение……………………………………………………………………….72
Приложение………………………………………………………………………74
Список литературы………………………………………………..……………110
Введение
В современной логопедии заикание определяется как нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Актуальность темы заключается в том, что с каждым годом растет число заикающихся детей. Это сложная проблема, которая негативно сказывается на развитии личности ребенка в целом.
Речь, как средство общения, возникает и развивается в процессе общения. Нарушения речевой функции не могут не сказаться отрицательно на развитии процесса коммуникации у ребенка. Недоразвитие речевых средств снижает уровень общения, способствует возникновению психических особенностей (замкнутости, робости, нерешительности, стеснительности); что приводит к снижению коммуникативной активности. Существует и обратная зависимость – при недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляются.
Начало заикания падает обычно на период интенсивного формирования речевой функции (от 2 до 6 лет). И. А. Сикорский первый называет заикание детской болезнью и обосновывает это тем, что возникновение заикания приходится, как правило, на период, когда развитие речи у детей еще не закончено. В. А. Гиляровский указывает на то, что изучение заикания должно быть связано, прежде всего, с исследованиями заикающихся в период развития речевой функции, который в то же время является наиболее уязвимым для возникновения заикания. Более поздние исследования, посвященные изучению периода возникновения заикания, относят данный дефект у детей дошкольного возраста к эволюционной патологии, т. е. патологии периода развития речевой функции. Чаще всего это связано с поступлением в школу, когда происходит перестройка жизненного уклада ребенка: на смену игровой приходит учебная деятельность, резко увеличивается нагрузка в связи с овладением грамотой, предъявляются новые, повышенные требования.
Своевременное овладение правильной речью, имеет важное значение для формирования полноценной личности ребенка, гармоничного психофизического развития, успешного обучения его в школе.
Несовершенство коммуникативных умений, речевая инактивность не обеспечивают процесс свободного общения и, в свою очередь, не способствуют развитию речемыслительной и познавательной деятельности детей, препятствуют овладению знаниями.
Исследованиями особенностей заикающихся дошкольников, а также развитием их коммуникативных навыков посвящали свое внимание такие ученые как А. В. Ястребова, Э. Р. Саитбаева, Е. А. Дьякова, Ф. А. Рау и многие другие.
Автор метода комплексной сказкотерапии: Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева.
Проблема заключается в том, что метод сказкотерапии не используется логопедами при устранении заикания у дошкольников для развития коммуникативных умений, т. к. отсутствуют методические рекомендации для логопедической работы.
Тема дипломной работы: «Средства развития коммуникативных умений у дошкольников с заиканием».
Объект исследования: процесс развития речи у дошкольников с заиканием.
Предмет исследования: метод сказкотерапии как средство развития коммуникативных умений у дошкольников с заиканием.
Цель дипломной работы: изучить теоретический аспект проблемы развития коммуникативных умений у дошкольников и разработать комплекс занятий по развитию коммуникативных умений у дошкольников с заиканием с использованием метода сказкотерапии.
В соответствии с целью исследования, его объектом и предметом были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования коммуникативных умений.
2. Определить роль сказкотерапии в процессе развития коммуникативных умений.
3. Выявить уровень развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с заиканием.
4. Разработать комплекс занятий сказкотерапией по развитию коммуникативных умений у детей с заиканием;
5. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность разработанного комплекса по развитию коммуникативных умений у дошкольников с заиканием.
Гипотеза исследования: коррекционно-педагогическая работа по развитию коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с заиканием будет эффективной, если:
• использовать сказкотерапию как основное средство развития дошкольников;
• разработанный комплекс занятий с использованием сказкотерапии будет составлен в соответствии с тематическим планированием коррекционно-логопедического процесса;
• составленные занятия будут содержать речевой материал, изученный на логопедических занятиях.
Новизна: разработан комплекс занятий по развитию коммуникативных умений у заикающихся дошкольников с применением метода сказкотерапии.
Теоретическая и практическая значимость заключается в том, что разработанный комплекс занятий, по развитию коммуникативных умений у детей с заиканием, может быть использован при обучении и воспитании детей с заиканием в специальных дошкольных учреждениях логопедом, психологом или воспитателем речевых групп; при подготовке методических пособий, адресованных специалистам, работающим с детьми, имеющими нарушения речи, студентами при изучении дисциплины «заикание».
В исследованиях были использованы различные методы обследования:
1. Теоретические – анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме, обобщение, систематизация.
2. Эмпирические – наблюдения, беседа, опытно-экспериментальная работа.
База исследования: АКОДО «Детский сад №44
Структура дипломной работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.
Список литературы
Список литературы
1 Абелева И. Ю. Психологические аспекты заикания./ На материале взрослых больных./ Авт-т дис.. канд. псих. наук.. — М., 1976. —16с
2 Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. –М.: Академия, 1999. –159с.
3 Арутюнян Л.З. Как лечить заикание. М. 1993 – 159с.
4 Белякова Л.И. Клинико-физиологический анализ центральных патогенетических механизмов заикания./ Автор. дисс. д-ра мед. наук — Л. 1988
5 Белякова Л.И. Проблемных подход к анализу патогенетических механизмов заикания. // Заикание: проблемы теории и практики. М. 1992 С. 3-20.
6 Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Сравнительный анализ речеязыковых параметров у лиц с нормальной речью и заикающихся. // Психолингвистика и современная логопедия. М.- 1997 С. 156-169
7 Болдырева Т.А. Динамика формирования личности заикающихся. // Заикание: проблемы теории и практики. Под. Ред. Л.И. Беляковой М. – 1992 С. 76-87
8 Бородич А.М. Методика развития речи детей. -М.: Просвещение, 1981. –255с.
9 Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. –М.: Просвещение, 1988. –328с.
10 Воспитание детей в старшей группе детского сада /Сост.: Г.М. Лямина. –М.: Просвещение, 1984. –370с.
11 Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. —М., 1983.— 144с.
12 Выгодский Л.С. Развитие высших психологических функций. М.- 1960
13 Глозман Ж.М. Личность и нарушения общения. —Изд. МГУ, М., 1987.— 148с.
14 Детская психология /Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. –Мн.: Университетское, 1988. – 399с.
15 Жинкин Н.И. Механизмы речи. М. – 1958 – 370 с.
16 Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект /Под ред. О.С. Ушаковой. –М.: Совершенство, 2001. –368с.
17 Игры в логопедической работе с детьми: Книга для логопеда. // ред. Сост. Селиверстов. М. – 1987- 144с.
18 Крапивина Л.М. Методические рекомендации по организации и содержанию логопедических занятий с заикающимися дошкольного возраста. // Заикание. Проблемы теории и практики. М. – 1992 с. 126- 141
19 Левина Р.Е. Заикание у детей. // В кн.: Преодоление заикания у детей. Под. Ред. Левиной Р.Е. М. – 1975 с. 3-22
20 Лисина М.И. Генезис форм общения у детей.// Возрастная и педагогическая психология.— М.,1992.— С. 210-229.
21 Логопедия. Под ред. Л.С. Волковой . М. – 1989. 527 с.
22 Некрасова Ю.Б «Психологические основы процесса социореабилитации», /Авт-т дисс.... доктора псих. наук,/ Псих. ин-т РАО — М., 1992 .— 45с.
23 .Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф.А. Сохина –М.: Просвещение, 1984. –223с.
24 Рау Е.Ю., Садовникова Е.Н. Современный подход к восстановлению коммуникации заикающихся дошкольников. //сб. «Психолингвистика и современная логопедия».— М. 1997.—С. 193-205.
25 Селиверстов В.И., Заикание у детей. Пособие для логопедов. // М. – 1994 180 с.
26 Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). –М.: Просвещение, 1981. –159с.
27 Ушакова О., Струнина Е. Методики выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста // Дошк. воспитание.-1998.-№9.-С.71-78.
28 Хватцев М.Е. Логопедия М. – 1959 . 467 с.
29 Чевелева Н.А. Исправление заикания у школьников в процессе обучения. М. - 1978 . 112с.
30 Чевелева Н.А. Исправление речи у заикающихся дошкольников. М. – 1965 — 88с.
31 Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. –М.: Просвещение, 1960. –348с.
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
5000
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
03.11.24
Лексикографический анализ единиц поля
03.11.24
Из истории слова гость и его производных
03.11.24
Семантическое поле гость в русском языке
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2024. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.