У нас уже
21989
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
Деятельность российский сионистский организаций по освоению земель в Палестине
Количество страниц
303
ВУЗ
МГИУ
Год сдачи
2010
Бесплатно Скачать
24080.doc
Содержание
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение... 4
Глава 1. Начальные опыты еврейского поселенчества в Палестине... 25
Раздел № 1. Развитие сионистской идеологии в XIX веке... 25
Раздел № 2. Возникновение палестинофильского движения в России
и начало эмиграции российских евреев в Палестину... 38
Раздел № 3. Первые поселения российских евреев в Палестине... 51
Ришон ле-Цион... 54
Петах-Тиква... 60
Иесуд ха-Маала... 64
Экрон... 66
Раздел № 4. Общество «Билу» и основание колонии Гедера... 73
Гедера... 84
Глава 2. Становление российского палестинофильского движения... 93
Раздел № 1. Развитие организационных форм движения
«Хиббат-Цион» в России... 93
Раздел № 2. Создание официально признанной организации
российских палестинофилов... 110
Раздел № 3. Предпосылки подъема активности поселенческой
деятельности на рубеже 80-90-х гг. XIX в... 118
Раздел № 4. Новые поселения российских евреев в Палестине в
начале 90-х гг. XIX в... 130
Реховот... 130
Хадера... 133
Седжера... 135
Эйн-Зейтим... 137
Мишмар ха-Йарден... 138
Раздел № 5. Деятельность Общества вспомоществования евреям -земледельцам и ремесленникам в Сирии и Палестине
в 90-е годы XIX в... 141
Кастиния... 148
Глава 3. Российский сионизм и расширение еврейского заселения
Палестины... 155
Раздел № 1. Борьба российских сионистов за приоритет практической
деятельности в Палестине... 155
Появление Всемирной сионистской организации... 155
Российские палестинофилы и ВСО... 159
Противостояние «политиков» и «практиков»... 169
Кризис «политического сионизма»... 174
Курс на «синтетический сионизм»... 182
Политическое дробление сионистских организаций... 188
Раздел № 2. Деятельность Общества вспомоществования евреям -земледельцам и ремесленникам в Сирии и Палестине
с 1900по 1914г... 200
Период организационной перестройки... 201
Активизация поселенческой деятельности... 212
Беэр-Яаков... 218
Эйн-Ганим... 220
Развитие социальных институтов в Палестине... 224
Раздел № 3. Вторая алия и новые формы поселенческой деятельности 232
Социальная база и пути Второй алии... 233
«Завоевание труда»... 237
Еврейские рабочие организации в Палестине... 241
Деятельность ВСО по развитию поселений в Палестине... 249
Раввин А.И.Кук: религиозная идея и ее секулярное исполнение ... 255
Заключение... 264
Примечания... 271
Список источников и литературы... 303
ВВЕДЕНИЕ
Еврейское национальное движение, которое нашло свое наиболее концентрированное выражение в сионизме, начало набирать силу на рубеже XIX-XX вв. Относительно концепции и трактовки сионизма существовало и существует до сих пор огромное количество мнений и толкований. Эта тема вызывает массу вопросов и споров в научных кругах, и к ней по-прежнему сохраняется устойчивый интерес общественности.
Сионистское движение имело в основе религиозную по сути и сохраненную еврейской общественной мыслью идею о возрождении еврейского национального центра в Святой Земле. Термин «сионизм» происходит от названия горы Сион в Иерусалиме, где, по преданию, похоронен царь Давид. В книгах библейских пророков это название использовалось для обозначения Иерусалима как духовного центра иудаизма. После разрушения римлянами Второго иерусалимского храма в 70 г. н.э. и изгнания евреев из городов Иудеи история еврейского народа в основном продолжалась в диаспоре. На протяжении почти двух тысячелетий для евреев, разбросанных по всему миру, Сион оставался одним из символов утраченной родины и надежды на возвращение.
Во второй половине XIX в. возникли условия, при которых духовные стремления евреев к Сиону начали приобретать конкретные формы воплощения. Палестина привлекла не только взоры сотен тысяч европейских евреев, которые искали спасение от антисемитизма, но и внимание отдельных представителей общественно-политической элиты европейских государств, увидевших в перспективе переселения евреев на Ближний Восток способ решения «еврейского вопроса».
В немалой степени началу осуществления сионистской идеи способствовала отсталость Османской империи, которая к концу XIX в. превратилась, по образному выражению современников, в «больного человека Европы» и все более подвергалась давлению со стороны ведущих
европейских государств. Палестина, входившая в состав Османской империи с 1517 г.1, оказалась в центре соперничества великих держав за гегемонию над святыми местами христианства, ставшего ключевым фактором обострения т.н. «восточного вопроса».
Одним из рычагов влияния в этом конфликте было предоставление покровительства проживающим в Палестине евреям - подданным султана и европейских стран. Еврейская община в Святой Земле, составлявшая незначительное религиозное меньшинство на протяжении всего периода после потери евреями государственности, время от времени пополнялась за счет иммиграции отдельных представителей еврейских религиозных кругов и паломников из стран Центральной и Восточной Европы.
К 1880 г. в Палестине проживало порядка 20-25 тыс. евреев; в то время как общая численность ее населения достигала 450 тыс.чел. Около 2/3 всего еврейского населения было сосредоточено в Иерусалиме, где они составляли половину всех жителей. Евреи также жили в трех других «святых городах» - Цфате (4 тыс.), Тверии (2,5 тыс.) и Хевроне (800), а также в Яффе (1 тыс.) и Хайфе (300). Более старую часть еврейского населения Палестины составляла сефардская2 община, в которую влились иммигранты из Северной Африки, Бухары, Ирана и других стран. Ашкеназская3 община состояла главным образом из восточноевропейских евреев, которые делились на хасидов4 и их противников. Хотя еврейская община признавалась османскими властями, а главный сефардский раввин Иерусалима, носивший турецкий титул хахам-баши5, пользовался официальным статусом, социальное положение евреев в стране было низким.
Еврейская община существовала в основном за счет пожертвований из-за границы (халукш6). Уровень халукки достигал 100 тыс.фунтов стерлингов в год. Среди сефардов средства распределялись руководителями общины; главными получателями были ученые талмудисты, вдовы и сироты. Среди ашкеназов распределением средств
заведовали благотворительные организации типа землячеств. Многочисленные ремесленники, неквалифицированные рабочие и мелкие торговцы жили в нищете.
Подавляющее большинство евреев Палестины придерживалось строгой ортодоксии и подчинялось авторитету раввинов, противившихся любым новым веяниям. Они охотно принимали помощь еврейских филантропов из-за границы, пока это не требовало каких-либо изменений в традиционном образе жизни. Строились бесплатные жилища для талмудистов и бедняков, больницы и учебные заведения, однако любые попытки создания современных школ или обучения евреев сельскохозяйственному или ремесленному труду сталкивались с упорным сопротивлением руководителей режима халукки.
В последние десятилетия своего существования (1880-1917 гг.) Османская империя сопротивлялась растущему политическому и экономическому влиянию европейских стран. Султан Абдул-Хамид II (1876-1908) пытался сохранить власть путем увеличения полицейско-бюрократического аппарата, поощрения иммиграции мусульман (например, черкесов).
Однако великие державы, продолжая укреплять свои позиции в Святой Земле, добивались от слабеющей Порты расширения иммунитетных прав для своих подданных — т.н. «капитуляций»7, а также проводили активную деятельность по приобретению земельной собственности в Палестине и других арабских владениях. Многие евреи, особенно из числа ашкеназов, искали защиты иностранных консулов, которые с готовностью предоставляли ее, стремясь увеличить свое влияние. Османское правительство вынуждено было следить за соблюдением порядка и законности на подчиненных ему территориях, чтобы не давать иностранным державам повода вмешиваться во внутренние дела империи.
Эти факторы способствовали тому, что на фоне глубочайшего кризиса османские власти не могли серьезно воспрепятствовать волне еврейской иммиграции из России, начавшейся в 80-х гг. XIX в.
Развитие сионистского движения в России в конце XIX в. было обусловлено двумя главными факторами: стремлением еврейства к национальному самовыражению и наличием антисемитизма в среде проживания. Правовое положение евреев в Российской империи длительное время было предметом рассмотрения царского правительства. Власть, с одной стороны, пыталась интегрировать евреев в русское общество, а с другой стороны, открыто дискриминировала их, ограничивая территорию проживания и возможности получения образования, запрещая приобретать землю, заниматься целым рядом профессий и т.д.
Разделы Польши в конце XVIII в., значительно увеличившие еврейское население Российское империи, привели к необходимости четко определить статус евреев. Со вступлением на престол Александра I была назначена особая комиссия для выяснения этого вопроса. В обсуждениях комиссии высказывались два противоположных мнения, подобные тем, которые имели хождения на Западе, одни считали, что евреев следует сначала «исправить», т.е. изменить их уклад жизни, и лишь затем дать им возможность включиться в общественный строй государства. Другие утверждали, что именно предоставление евреям гражданских прав послужит средством их «исправления».
Уложение 1804 г., составленное под явным влиянием законодательства о евреях в германских странах, отражало первую точку зрения. По мнению составителей уложения, евреи причиняли вред крестьянам, продавая им алкогольные напитки и эксплуатируя их в арендованных поместьях. В этой связи было предписано выселить евреев из деревень и содействовать устройству их собственных сельскохозяйственных поселений. Уложение определило границы «черты
оседлости», за пределами которой евреям запрещалось проживать. К территории, отторгнутой от Польши, были добавлены некоторые области южной Украины и черноморского побережья, в заселении которых государство было тогда заинтересовано.
Особая комиссия, назначенная в 1809 г. для расследования вопроса о жительстве евреев в сельских местностях, высказалась против утверждения о вреде, якобы, приносимым евреями деревне, и указала на их пользу в качестве торговых посредников между городом и деревней. Отчет этой комиссии не был утвержден царем. В период реакции, наступивший в конце царствования Александра I, притеснительные законы о евреях были возобновлены. Николай I, вступивший на престол в 1825 г., принял более энергичные меры, чтобы «исправить» евреев и приобщить их к христианству. В 1827 г. был издан указ об отмене денежного налога, который евреи были обязаны платить взамен воинской повинности -обязанности поставлять рекрутов русской армии. Русское правительство потребовало от еврейских общин отдавать детей в школы кантонистов, надеясь с помощью отрыва от еврейской среды привести их к крещению и создать, тем самым, среди евреев круг людей - христиан по вероисповеданию и русских по воспитанию, которые станут примером для еврейских масс. Однако жесткое проведение в жизнь этого указа не оправдало надежд правительства.
Политика по отношению к евреям была заново сформулирована в законодательстве 1835 г., в котором не было статьи о выселении евреев из деревень. Там же было подтверждены льготы евреям ремесленникам и земледельцам. Несколько тысяч еврейских семейств, по плану правительства, были отправлены в южные районы России для развития сельскохозяйственных поселений.
В конце 1840 г. был учрежден особый комитет «для определения мер коренного преобразования евреев в России». Рекомендации этого комитета носили выраженный антиеврейский характер. Власти пытались принудить
евреев к отказу от традиционного образа жизни, одежды и религиозного образования. Предусматривалось разделение евреев на пять категорий в зависимости от их «полезности», с тем чтобы подвергнуть «бесполезных» евреев разным мерам ограничения, в том числе рекрутскому набору, увеличенному втрое по сравнению с «полезными». Царь приказал увеличить рекрутскую норму в пять раз.
Другой мерой «исправления» евреев было вмешательство властей в их религиозную и культурную жизнь. В 1844 г. был издан указ об упразднении кагала, т.е. о лишении еврейской общины статуса юридического лица. Надзор над еврейскими учреждениями и взыскание налогов были переданы в ведение городских дум и полиции. Вместе с тем правительство не намеревалось уравнять евреев в правах с другими подданными империи.
Предпринятые царским правительством попытки добиться насильственной ассимиляции евреев в русской среде не увенчались успехом. Они вызвали сильное сопротивление еврейства. Только либеральные тенденции политики Александра II повлекли за собой перемену отношения некоторых слоев еврейского общества к властям и готовность добровольно приобщиться к русской жизни и культуре.
Великие реформы в царствование Александра II коснулись и евреев. В 1856 г. царь приказал пересмотреть все существующее законодательство о евреях в целях содействия их скорейшему слиянию с «коренными жителями». Летом 1856 г. было отменено положение о кантонистах, и в воинской повинности евреи были уравнены с другими подданными Российской империи. Правительство Александра II ставило перед собой цель ускорить темп преобразования еврейского общества путем предоставления ряда льгот некоторым привилегированным группам евреев. Предложение об отмене «черты оседлости» было отклонено комитетом по еврейским делам, который рекомендовал обусловить предоставление равноправия евреям распространением среди них
просвещения и переменами в их образе жизни и занятиях. В 60-х гг. XIX в. различные группы евреев были в той или иной мере освобождены от действия антиеврейского ограничительного законодательства. Главные из этих льгот: разрешение проживать вне «черты оседлости» купцам первой гильдии, платившим самый высокий налог в своем сословии, обладателям ученых званий, ремесленникам, солдатам-кантонистам и их потомкам. В Царстве Польском евреям было разрешено приобретать недвижимое имущество и селиться во всех без исключения городах и местечках.
Однако эти облегчения не могли разрешить проблемы скученности в «черте оседлости» широких масс еврейства, лишенных источников пропитания. В 1862 г. группа еврейских нотаблей обратилась к правительству с петицией, в которой выражалась надежда на постепенную отмену ограничений для всех евреев, а не только отдельных групп. В 70-х гг. XIX в. государственная политика обратилась против инородцев, в первую очередь против евреев. По инициативе славянофильских кругов была развернута антиеврейская агитация, в которой евреи рассматривались как вредный элемент, стремящийся эксплуатировать население страны. В 1871 г. в Одессе произошел еврейский погром. В 1878 г. на евреев Кутаиси было возведено ложное обвинение в ритуальном убийстве.
Рост антисемитизма в России в тот период явился отражением негативного отношения правящих кругов к успешно развивавшейся экономической деятельности евреев и росту числа еврейских учащихся в средних и высших учебных заведениях, что стало следствием либеральных реформ Александра И.
С приходом к власти Александра III антиеврейские тенденции усилились. Сразу после убийства народовольцами царя-реформатора Александра II в марте 1881 г. по югу России прокатилась волна погромов, которые продолжались и в 1882 г.
В мае 1882 г. были изданы т.н. «Временные правила», согласно которым евреям запрещалось вновь селиться в деревнях, приобретать
недвижимое имущество вне городов и арендовать земельные угодья даже в «черте оседлости»; открывать торговые заведения по воскресным дням и христианским праздникам. В 1883 г. правительство отклонило рекомендации «Верховной комиссии по пересмотру законов о евреях» под председательством графа Палена, в которых предлагалось расширить гражданские экономические права евреев. В 1886 г. началось введение ограничений для еврейских учащихся средних и высших учебных заведений, а в июле 1887 г. для них была установлена жесткая процентная норма (10% общего числа учеников в городах «черты оседлости», 5% - в городах вне черты оседлости и 3% - в Петербурге и Москве). Был введен ряд ограничений, в том числе, запрещение приема евреев на государственную службу, запрещение евреям заниматься адвокатской практикой без особого разрешения министра юстиции, а также установлена процентная норма для еврейских военных врачей.
От стремления приобщить евреев к культурной жизни страны и ассимилировать их власти Российской империи перешли к политике ограничений. Еврейская молодежь, стремившаяся к образованию, покидала Россию, чтобы учиться в университетах Западной Европы. Указы о праве жительства вне «черты оседлости» постоянно изменялись, что влекло за собой выселение евреев из ряда городов и областей Российской империи. Все эти ограничения способствовали радикализации еврейской интеллигенции, распространению в еврейской среде революционных идей.
Такая непоследовательность политики царского правительства по отношению к евреям и усиление антисемитских настроений вели к обострению «еврейского вопроса» в России. Положение евреев осложнялось тяжелой демографической ситуацией в «черте оседлости», т.к. территория их проживания практически не была расширена, несмотря на то, что численность еврейского населения Российской империи увеличилась с 1 млн. чел. в начале XIX в. до 5 млн. чел. в последние годы XIX в.
Погромы 1881-82 гг. стали толчком для мощного эмиграционного движения евреев из России. Тогда же впервые смогли найти отклик призывы активной части националистически настроенной еврейской интеллигенции к возрождению Святой Земли — Палестины — как исторической родины еврейского народа.
Первые потоки еврейской эмиграции из Российской империи в Палестину инициировали создание целого ряда эмиграционных, колонизационных, филантропических и других союзов и кружков, которых объединяло общее стремление развивать экономическую, социальную и культурную жизнь в Палестине силами евреев-переселенцев. Среди этих еврейских обществ, созданных как в Западной, так и в Восточной Европе (а позже и по всему миру), организациям российских сторонников еврейского национального движения за возрождение древней родины на земле Палестины принадлежит особое место.
Предметом настоящего исследования является деятельность российских сионистских организаций по освоению земель в Палестине в период с 1881 по 1914 г. Автор сконцентрировал свое внимание на вопросах практического участия организаций российских сторонников палестинофильского, а затем и собственно сионистского движения в непосредственной работе по осуществлению целей сионизма — переселению евреев в Палестину и созданию там еврейского национального центра, что выражалось, в первую очередь, в приобретении земельных участков и строительстве на них еврейских земледельческих поселений.
Актуальность темы диссертации определяется несколькими факторами. Анализ деятельности российских сионистских организаций по освоению земель в Палестине в конце XIX — начале XX в. позволяет прояснить динамику формирования экономических и социальных основ еврейского национального анклава и выстроить историческую
преемственность практики сионистского движения, результатом которой стало создание Государства Израиль в 1948 г. Исследование малоизученных в российской историографии проблем заселения Палестины евреями-выходцами из России и стран Восточной Европы имеет существенное значение для понимания эволюции социально-политических процессов в Израиле и служит материалом для осмысления источников современных ближневосточных проблем. Актуальность также обусловливается необходимостью преодоления закрепленных в советский период стереотипных представлений, идеологических штампов и псевдонаучных толкований, которые долго мешали отечественному востоковедению объективно оценить феномен сионизма.
В России существовал и существует неподдельный интерес к проблемам возникновения Государства Израиль, поскольку имеются прочные многоуровневые связи между народами двух стран. Проблема еврейской эмиграции остается актуальной и в современной России. В настоящее время в Израиле проживает более миллиона наших соотечественников, для которых русский язык и русская культура являются атрибутами самоидентификации.
Историческая актуальность темы возрастает в связи с нормализацией и поступательным развитием межгосударственных отношений между Россией и Израилем. В последние 15 лет Израиль занял свое особое место в сфере политических, дипломатических, экономических, общественных и культурных интересов России. Для дальнейшего сближения существует настоятельная необходимость в углублении взаимопонимания и доверия между нашими странами.
Основной целью диссертационной работы является исследование на основе первоисточников проблем создания евреями-выходцами из Российской империи первых сельскохозяйственных колоний в Палестине в конце XIX — начале XX в. и проведение комплексного анализа экономической и общественной деятельности целого ряда российских
сионистских организаций по освоению приобретенных евреями земель и поддержке русско-еврейских иммигрантов в Палестине.
В работе поставлены следующие задачи: выявить причины, условия, ход и динамику еврейской эмиграции из России в Палестину, определить специфику каждого этапа и социальный состав переселенцев; охарактеризовать основные типы палестинофильских и сионистских организаций в России, их программные установки, социальную базу, идейные различия, направления деятельности, принципы функционирования и источники финансирования; проанализировать процесс эволюции российского сионизма на фоне меняющейся общественно-политической ситуации в Российской империи, установить характер взаимоотношений сионистских организаций и правящего режима в лице как центральной власти, так и местных правоохранительных органов; рассмотреть способы реализации целей и практические методы работы различных российских сионистских организаций по созданию и развитию еврейских сельскохозяйственных поселений, содействию в благоустройстве переселенцев, формированию еврейских общественных учреждений в Палестине; провести сравнительный анализ форм организации и жизнедеятельности первых земледельческих колоний, созданных в Палестине русско-еврейскими иммигрантами; исследовать практический опыт и результаты деятельности российских сионистских организаций по освоению земель в Палестине; раскрыть механизм взаимоотношений различных групп и течений внутри сионистского движения в контексте практической деятельности в Палестине; осветить роль российского сионизма во всемирном сионистском движении, а также в процессе расширения еврейского присутствия в Палестине.
Настоящее исследование не претендует на исчерпывающий анализ всех связанных с рассматриваемой проблематикой специальных вопросов и смежных тем. Некоторые направления требуют более глубокой проработки, осуществление которой во многом зависит от получения
доступа к источникам информации, оказавшимся вне досягаемости автора. Это, в частности, касается подробного анализа проблем зарождения еврейских политических партий в Палестине в начале XX в.
Научная новизна и оригинальность диссертации состоят в том, что она представляет собой первое в отечественной историографии обобщающее исследование деятельности организаций российских сионистов конца XIX — начала XX в. по реализации основной цели сионизма - по созданию в Палестине еврейского национального центра.
Проблематика сионизма, безусловно, поднималась в западной и отечественной историографии, однако, как представляется, исследования прошлых лет зачастую носили тенденциозный характер. Если для западной и, в особенности, израильской исторической науки была характерна идеализация халуцианского начала (т.е. основанного исключительно на самоотверженности и энтузиазме первопроходцев) в сионистском движении, то в советской историографии вопросы, имеющие отношение к самому понятию «сионизм», находились на острие идеологической борьбы с инакомыслием. В годы холодной войны и отсутствия дипломатических отношений между СССР и Израилем отечественные историки не могли объективно исследовать историю сионизма. Источники и литература, содержащие соответствующую информацию, были недоступны для широкого круга читателей, а исследователи, допущенные к работе с ними, фактически выполняли идеологический заказ советского политического истэблишмента. С наступлением периода гласности и открытия доступа к информации о политических и национальных движениях в дореволюционной России появилась возможность воссоздать реальную картину исторического прошлого российского сионизма. В научных публикациях последних лет обозначились попытки анализа отдельных моментов истории сионизма в России, однако проблемы, исследуемые в настоящей диссертации, пока еще не нашли достаточного освещения.
Новизна диссертации заключена также в использовании автором широкого круга источников, немалая часть которых впервые вводится в научный оборот, или же они слабо изучены в отечественной исторической науке.
Практическая значимость работы заключается в том, что фактический и документальный материал, содержащийся в диссертации, может найти применение при написании общих работ по истории создания Государства Израиль, а также может быть использован при разработке учебных курсов, программ и пособий для изучающих соответствующий период истории Ближнего Востока. Тематика данной диссертации вызывает повышенный интерес среди дипломатов и специалистов МИД Российской Федерации.
Настоящее исследование охватывает период с 1881 по 1914 г., что определяется рядом обстоятельств. Во-первых, этот период полностью включает в себя две первые волны еврейской эмиграции в Палестину, называемые в израильской историографии Первая и Вторая алия. Во-вторых, данный исторический отрезок соответствует начальному этапу формирования еврейского национального центра в Палестине. В-третьих, в эти годы происходило создание и последовательное развитие организационных форм российского палестинофильского, а затем сионистского движения.
Нижняя дата является отправной точкой истории палестинофильского движения в России и началом еврейского заселения Палестины в новое время. Еврейские погромы 1881-1882 гг., начавшиеся после убийства русского царя-реформатора Александра II, вызвали беспрецедентный рост еврейской эмиграции из Российской империи. Начиная с 1881 г. во многих городах России, где проживали евреи, стали спонтанно появляться кружки и общества, поставившие целью переселение в Палестину. К началу 1882 г. в Палестине наблюдался заметный прилив еврейских иммигрантов, и вслед за этим начали
Список литературы
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно
24080.doc
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
03.11.24
Лексикографический анализ единиц поля
03.11.24
Из истории слова гость и его производных
03.11.24
Семантическое поле гость в русском языке
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2024. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.