У нас уже
21989
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
Греческие школы Иоанникия и Софрония Линудов в начале XVIII в.
Количество страниц
195
ВУЗ
МГИУ
Год сдачи
2010
Бесплатно Скачать
24020.doc
Содержание
Содержание
Введение 4
Глава I. Источники по истории греческих школ братьев 22 Лихудов начала XVIII в.
§ 1. Делопроизводственные документы 23
1.1. Расходные книги школьных денег Приказа книгопе- 26 чатного дела
1.2. Делопроизводственные документы Синода 31
1.3. Учетная документация 40 § 2. Эпистолярные источники 44
2.1. Письма митрополита Иова как источник по истории 4 6 Новгородской школы
2.2. Письма братьев Лихудов 56
2.3. Переписка Федора Поликарпова с Иваном Алексее- 59 вичем Мусиным-Пушкиным
§ 3. Рукописные учебные курсы братьев Лихудов 65
§ 4. Богословско-полемические сочинения как источник 75 для изучения деятельности греческих школ начала XVIII в.
Глава II. Новгородская школа братьев Лихудов 8 6
§ 1. Открытие школы 8 9
§ 2. Учителя и ученики 95
§ 3. Программа обучения 104
§ 4. Библиотека 112
§ 5. Переводы и книгописание в Новгородской школе 121
§ б. Попытки открытия в Новгороде латинских школ 135
Глава III. Московская греческая школа Софрония Лиху- 141 да
§ 1. «Историческое известие о Московской академии» —
источник по истории греческой школы Софрония Лихуда 144
§ 2. Размещение и финансирование греческой школы 14 8
§ 3. Учителя греческой школы 155
§ 4. Ученики греческой школы 158
§ 5. Программа греческой школы 169
§ 6. Закрытие школы 172
Заключение 177
Источники и литература 183
Список сокращений 195
Приложение: Почерки писцов лихудовского круга 1-21
Введение
Восточно-христианская традиция в образовании, формировавшаяся в течение столетий в византийской культуре, еще до падения Константинополя проникает на Запад. Благодаря деятельности греческих ученых, открывавших кафедры греческого языка в старейших университетах Европы, восточно-христианская или греческая школа «с ее изысканным чувством формы, склонностью к риторике и строгой дисциплиной грамматики»1 повлияла на формирование европейского образования в целом2. Мануил Хрисолор, Иоанн Аргиропуло, Константин Ласкарис, Димитрий Халкондила, Янос Ласкарис и многие другие дидаскалы, известные также как редакторы и комментаторы изданий греческих авторов, возродили на Западе интерес к греческому языку и литературе.
Однако, прежде всего, греческие школы получили распространение в юго-восточной и восточной Европе, этому способствовали религиозные противоречия западно-христианской и восточно-христианской культур. В самом Константинополе первый патриарх турецкого периода Геннадий Схоларий основал Патриаршую школу, где преподавали выдающиеся греческие дидаскалы Матвей Камариот, Гермодор Листарх, Иоанн Зигома-ла, Мануил Малакс, Феофил Коридалевс, Иоанн Кариофил и Александр Маврокордато3. В течение XVI-XVIII вв. греческие
1 Iorga N. Byzance apres Byzance. Bucarest, 1935. P. 14.
2 См. например: Geanakoplos D. I. Greek scholars in Venice. Studies in the Dissemination of Greek Learning from Byzantium to Western Europe. Cambridge, Mass., 1962.
3 См., например: Ге&соу М. XpoviKa. тт^д тгатркхрх"^ 'Ака&ЕЦлси;. KovcrravxivoTroXig, 1883; Лебедев А. П. Греческие школы — общеобразовательные и духовные в Константинопольском патриар-
школы действуют на территории Османской империи, на Балканах, в румынских княжествах. Наиболее известными стали греческие школы в Бухаресте и Яссах4 В XVI в. восточно-христианская традиция проникает в Речь Посполитую и формирует систему образования братских школ. «Греческое возрождение» XVII в. повлекло за собой открытие новых школ и в России. XVII век называют «греческим столетием» Москвы5; после первых попыток открытия греческих православных школ в 1630-40-х гг. в 1681 г. в Москве открывается Типографская славяно-греческая школа, а в 1685 г. — Славяно-греко-латинская академия, которую возглавили греки братья Лиху-ды.
В результате взаимодействия восточной и западной традиций в образовании возникает особый тип восточно-христианской академии, основанный на принципе треязычного обучения (греческий, латинский и национальный литературный языки). Широко известной школой этого типа является Московская славяно-греко-латинская академия. Однако, открытие первого высшего учебного заведения в России не обошлось без споров и литературной полемики.
Из-за неоднозначности взглядов на образование в России конца XVII в. общество раскололось на две части: грекофи-лов, или традиционалистов, с Евфимием Чудовским во главе, и латинофилов, или западников, как их называл современник
хате турецкого периода // Богословский вестник. 1899. № 1-3.
4 Camariano-Cioran A. Les Academies prinsieres de Bucarest et de Jassy. Thessaloniki, 1974.
5 Kraft E. Moskaus griechisches Jahrhundert. Russisch-griechische Beziehungen und metabyzantinischer Einfluss 1619-1694. Stuttgart, 1995.
иеродиакон Дамаскин6, представителями которых были Симеон Полоцкий и Сильвестр Медведев. Предыстория этой полемики связана с теми конфессиональными и языковыми различиями в истории развития европейского образования, которые утвердились с течением времени: на Западе — католичество и латынь, на Востоке — православие и греческий язык. В результате принятия унии, падения Византии, а затем — контрреформации в Европе в течение XVI—XVII вв. осуществлялось наступление католичества на Восток, которое затронуло как греческий мир, так и православное население Речи Посполи-той. Одной из самых действенных мер по укреплению авторитета Рима служило учреждение латинских школ и иезуитских коллегий. Ответом на распространение католичества стало возникновение братств и открытие православных славяногреческих школ. Просветительская деятельность братств активно поддерживалась православным Востоком: братские школы утверждались греческими патриархами, греки были учителями в этих учебных заведениях.
В условиях постоянной полемики с латинским Западом православные славяно-греческие братские школы постепенно трансформировались в славяно-латинские школы7. Причем сама эта трансформация была вызвана насущной необходимостью знания латинского языка для ведения полемики. Следует отметить, что латинский характер училищ Юго-Западной Руси способствовал формированию у московских книжников мнения о латинской ереси малороссийских ученых. Таким образом, открытие первого высшего учебного заведения в Москве вызвало
6 Яхонтов И. Иеродиакон Дамаскин, русский полемист XVII века. СПб., 1884. С. 34.
7 О западнорусских школах см.: Харлампович К.В. Западнорусские православные школы XVI и начала XVII века, отношение их к инославным, религиозное обучение в них и заслуги их в деле защиты православной веры и церкви. Казань, 1898.
в русском обществе острую полемику о характере школы именно из-за двойственности взглядов на образование, которое уже существовало в православном мире.
История полемики получила отражение в ряде работ XIX-XX вв.8 Необходимо отметить, что исследователи, говоря о просвещении в России конца XVII — начала XVIII вв., рассматривают его в свете этой полемики: сначала победили грекофилы и открывшуюся академию возглавили греки, братья Лихуды, затем, в самом начале XVIII в., победа оказалась на стороне украинских латынников. Существующая историография в основном разделяет эту точку зрения, хотя в последние десятилетия появились исследования, в которых основание Московской академии рассматривается как своеобразный компромисс между партиями сторонников латинского образования и грекофилов9.
8 О полемике см. : Горский А. В. О духовных училищах в Москве в XVII столетии // Прибавления к изданию творений святых отцев в русском переводе. Год третий. М., 1845. С. 159-167; Забелин И. Е. Характер древнего народного образования в России (несколько замечаний о «Записке для истории просвещения в России г. Куприянова») // 03. 1855. Т. 105. Отд. 2; Он же. Первое водворение в Москве греколатинской и общей европейской науки // ЧОИДР. 1886. Кн. IV; Каптерев Н. Ф. О греко-латинских школах в Москве в XVII в. до открытия Славяно-греко-латинской академии // Прибавления к творениям святых отцев в русском переводе. М., 1889. Кн. IV. С. 588-679; Пыпин А. Н. История русской литературы. СПб., 1898; Харлампович К. В. Малороссийское влияние на великорусскую церковную жизнь. Казань, 1914.
9 Богданов А.П. К полемике конца 60-х — начала 80-х годов XVII в. об организации высшего учебного заведения в
В самое последнее время появился ряд работ, посвященных истории образования конца XVII в.10, тогда как греческая школа начала XVIII в. до сих пор оставалась за пределами научных интересов исследователей. Так, существование в России в начале XVIII в. двух греческих школ, связанных с именами братьев-греков Иоанникия и Софрония Лихудов, — явление важное по своему значению для русской культуры, — можно сказать, не изучалось11. Между тем, греческие школы
России. Источниковедческие заметки // Исследования по источниковедению СССР XIII - XVIII вв. М., 1986. С. 179.
10 См.: Фонкич Б. Л. Новые материалы для биографии Лихудов // Памятники культуры. Новые открытия: Ежегодник. 1987. М., 1988. С. 61-70; Он же. Из истории греческо-украинско-русских связей в первой половине XVII в. // ВВ. Т. 52. М., 1991. С. 141-147; Он же. К организации славяно-греко-латинского училища в московской Бронной слободе в конце 60-х гг. XVII в. // Очерки феодальной России. Вып. II. М., 1998. С. 187-225; Он же. Греко-славянская школа на Московском печатном дворе в 80-х гг. XVII в. (Типографская школа) // Очерки феодальной России. Вып. III. M., 1999. С. 149-246; Яламас Д.А. Рукописные и документальные источники о жизни и деятельности братьев Лихудов (в печати); Рамаза-нова Д. Н. Братья Лихуды и начальный этап истории Славяно-греко-латинской академии. Автореферат диссертации... кандидата исторических наук. М., 2002; Она же. Богоявленская школа — первый этап Славяно-греко-латинской академии // Очерки феодальной России. Вып. VII. М., 2003. С. 211-237.
11 В настоящее время И. Л. Григорьева и Н. В. Салоников занимаются изучением истории библиотек и образования в Новгороде также и начала XVIII в. См.: История книги и образования в Новгороде. Библиографический указатель публикаций И. Л. Григорьевой и Н. В. Салоникова / Сост.
начала XVIII в. сыграли важную роль в становлении отечественного образования. Деятельность Новгородской и Московской школ братьев Лихудов начала XVIII в. явилась, с одной стороны, завершающим этапом «греческого возрождения» в России, а с другой — оказала огромное влияние на формирование школы, создававшейся в Петровское время.
Литература, связанная с темой нашего исследования представляет собой несколько обзорных работ, написанных в XIX в. Небольшие по объему статьи, опубликованные в журналах в течение XIX—XX вв., внесли определенные коррективы в разработку данного вопроса, однако нельзя сказать, что авторы создали принципиально отличные от существовавших ранее концепции. Основная идея, которую можно проследить в большинстве крупных работ XIX в., связанных с данной темой, заключается в том, что в начале XVIII в. греческая школа в России была вытеснена латинской12. Существование двух греческих школ братьев Лихудов, в Новгороде и в Москве, авторы признавали фактором важным, но не определяющим общее направление в образовании. С нашей точки зрения, на формирование данной историографической концепции оказала влияние известная в литературе полемика конца XVII в. по поводу открытия в Москве первого высшего учебного заведения: «Но котораго языка учению учитися нам, славяном, потребнее и полезншее: латинскаго или греческаго?»13.
Деятельность греческих школ братьев Лихудов начала XVIII в. нашла свое отражение уже в историографии Петровского времени. Ученик Лихудов Федор Поликарпов в 1726 г. написал «Историческое известие о Московской академии...»,
И. Л. Григорьева, Н. В. Салоников. НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2001.
12 Смирнов С. К. История Московской славяно-греко-латинской академии. М., 1855. С. 89.
которое после 1728 г. дополнил ректор Московской академии Гедеон Вишневский14. В этом сочинении, посвященном основанию и истории первых десятилетий деятельности Академии, содержится рассказ о греческой школе Софрония Лихуда. Заметим, что Гедеон Вишневский рассматривал ее как часть Московской академии, однако это свидетельство до сих пор не учитывалось исследователями в полной мере. «Историческое известие» является первой попыткой написания истории организации высшей школы в России. Основной недостаток подобных сочинений (нарративных источников) заключается в их повествовательной краткости и множестве ошибок (например, в датах). Следует особенно отметить, что для обоих авторов история Академии не только в XVII в., но и в XVIII в. тесно связана с именами Лихудов, тогда как в последующей литературе деятельность Лихудов в Академии пореформенного периода (после 1701 г) не принималась во внимание.
Огромная заслуга в разработке настоящей темы принадлежит историкам второй половины XIX столетия. В 1855 г. выходит в свет «История Московской Славяно-греко-латинской Академии» С. К. Смирнова — фундаментальное исследование, посвященное истории Академии со времени ее основания до 1814 г., то есть до преобразования ее в Духовную академию15. В 1872 г. появляется труд П.П. Пекарского «Наука и
Сменцовский М. Н. Братья Лихуды. СПб., 1899. С. VII.
14 Историческое известие о Московской Академии, сочиненное в 1726 году от справщика Федора Поликарпова и дополненное преосвященным епископом смоленским Гедеоном Вишневским // Древняя Российская Вифлиофика. 2-е изд. М., 1791. Ч. XVI. С. 295-306.
15 Смирнов С. К. История Московской Славяно-греко-латинской Академии. М., 1855.
литература при Петре Великом»16, в 1881 г. — «Духовные школы в России до реформы 1808 года» П.В. Знаменского17, и в 1883 г. — «Духовное образование и духовная литература в России при Петре Великом» М. Архангельского18. Это работы общего, обзорного характера, которые, естественно, затрагивают и проблему изучения греческого языка в первой трети XVIII в. Все авторы отмечали киевское влияние в Академии с начала XVIII в., отрицательно оценивали отсутствие греческого языка в программе и положительно — открытие братьями Лихудами греческих училищ. П.В. Знаменский, говоря о Новгородской школе, называл ее «представительницей именно великорусских взглядов на образование»19. Следует еще раз подчеркнуть, что полемика конца XVII в. об открытии первого высшего учебного заведения в Москве оказала влияние на отечественную историографию XIX в. Авторы, исследуя проблемы просвещения начала XVIII в., рассматривали их исключительно через призму этой полемики, разделяя образование на два направления: западное (латинское) и восточное (греческое). Авторы подчеркивали, что греческое направление в образовании вытесняется латинским, которое в последствии превращается в профессиональное образование для духовного сословия, то есть в духовную школу. М. Ф. Владимирский-Буданов, изучавший проблемы образования XVIII в., связывал последнее с развитием полицейского характера государства, в результате чего высшей целью обра-
16 Пекарский П. П. Наука и литература при Петре Великом. СПб., 1872.
17 Знаменский П. В. Духовные школы в России до реформы 1808 года. Казань, 1881.
18 Архангельский А. Духовное образование и духовная литература в России при Петре Великом. Казань, 1883.
19 Знаменский П. В. Духовные школы. С. 27.
зования становится государственная служба20. Однако, в первой трети XVIII в. греческие школы Лихудов представляли собой не сословные профессиональные школы (чем в последствии станут духовные семинарии), а общеобразовательные учебные заведения.
В работах, посвященных общим проблемам образования, история греческих школ представлена схематично и сводится к простому упоминанию их существования. Оценка деятельности школ, как правило, несамостоятельна и не базируется на источниках. Следует отметить, что если деятельность Новгородской школы в указанных работах оценивается положительно, то Московской — всегда отрицательно.
В это же время появляются работы, посвященные истории Новгородской школы. В 1861 г. И. А. Чистовичем были опубликованы выбранные места из переписки митрополита Новгородского и Великолуцкого Иова21, которая содержит обширный материал по мстории. школы братьев Лихудов. Многие письма митрополита сообщают об открытии школы, об успехах учеников. Кроме того, были опубликованы несколько писем самих Лихудов. И. А. Чистович предварил публикацию небольшой по объему статьей, где приведены некоторые сведения о школе. В этой работе он повторяет не совсем верные сведения, которые впервые появились в «Истории российской иерархии»22.
20 Владимирский-Буданов М. Ф. Государство и образование в XVIII в. Ярославль, 1874. С. 155.
21 Чистович И. А. Новгородский митрополит Иов. Жизнь его и переписка с разными лицами // Странник. 1861. С. 61-145.
22 Амвросий (Орнатский). История Российской иерархии, собранная Новгородской семинарии префектом, философии учителем, соборным иеромонахом Амвросием. М., 1807-1815. Ч. I. С. 421-422, 588-591.
Статья Е. Прилежаева, посвященная непосредственно Новгородской школе, появилась в 1877 г23. Это — самая значительная работа по истории Новгородской школы: автор показал деятельность школы с различных сторон на протяжении более чем двадцати лет ее истории, основываясь исключительно на архивных документах. Кроме документов, Е. Прилежаев в качестве источника использовал и опубликованные письма митрополита Иова. Автор пытался не только рассмотреть историю школы, но и проанализировать ее место в системе образования Петровского времени. Высокая оценка деятельности этого учебного заведения впервые была обоснована ссылками на документы из канцелярии Синода. В течение более чем ста лет эта статья являлась основным источником сведений о Новгородской школе для последующих работ.
Новым этапом в изучении темы можно назвать монографию Михаила Сменцовского «Братья Лихуды»24 — самый крупный труд, посвященный деятельности в России замечательных греческих дидаскалов. Главы, посвященные Новгородской и Московской школам, почти целиком базируются на работах, опубликованных до 1899 г. Кроме того, источниковая база этого исследования представлена также описанием архива Святейшего Синода25. Привлечение документов, опубликованных в «Описании», позволило качественно обогатить исследование, однако, следует отметить, что работа не лишена ошибок из-
23 Прилежаев Е. Новгородские епархиальные школы в Петровскую эпоху // Христианское чтение. 1877. № 3—4. С. 331-370.
24 Сменцовский М. Н. Братья Лихуды. Опыт исследования из церковной жизни конца XVII начала XVIII веков. СПб., 1899.
25 Описание документов и дел, хранящихся в архиве святейшего правительствующего Синода. Т. I-VIII, X-XII, XV, XVI, XX, XXVI, XXXI, XXXIX. СПб., 1868-1910.
за неполной и не всегда точной публикации документов26. М. Н. Сменцовский, вслед за предшественниками, дал негативную оценку деятельности Московской школы Софрония Лиху-да, основываясь исключительно на сведениях, приведенных в письмах директора Московской типографии Федора Поликарпова. Несмотря на недостатки этой работы, необходимо отметить, что автор впервые рассмотрел историю греческих школ начала XVIII в. в рамках педагогической и религиозной деятельности греческих дидаскалов в России.
В советское время интерес к данной теме был незначительным. В 1959 г. была опубликована статья А.И. Рогова27. Автор считал, что с 20-х гг. XVIII в. значение Московской академии в культурной жизни страны уменьшается, так как с этого времени Академия превращается в духовное учебное заведение .
Качественно новый этап изучения темы начался в конце 80-х гг. XX в. В связи с 300-летием Московской славяно-греко-латинской академии Московская Духовная академия выпустила юбилейный сборник, где была опубликована статья протоиерея И. Экономцева «Предыстория создания Московской Академии...»28. Автор придерживался традиционной для XIX в.
26 На недостатки этой монографии указывал Н. Ф. Каптерев, см.: Каптерев Н. Отзыв о книге М. Сменцовского: Братья Ли-худы // Отдельный оттиск из Отчета о XLIV присуждении наград графа Уварова. СПб., 1904.
27 Рогов А. И. Новые данные о составе учеников Славяно-греко-латинской академии // ИСССР. 1959. № 3. С. 140-147.
28 Экономцев И. Н. Предыстория создания Московской Академии и ее первоначальный период, связанный с деятельностью братьев Лихудов // Московская Духовная Академия. 300 лет (1685-1985). Богословские труды. Юбилейный сборник. М., 1986. С. 41-72.
точки зрения о преимуществе греческого направления в образовании, хотя и отмечал закономерность изменений в программе Академии, которые произошли после 1701 г. Работа была написана на опубликованных ранее материалах и представляет собой попытку оценить значение деятельности братьев Лихудов как основателей Московской академии с точки зрения современного развития науки. Автор назвал Новгородское училище второй высшей школой в России, созданной в противовес латинскому образованию29. Деятельность Московской греческой школы в статье И. Экономцева на получила отражения.
В 1988 г. в журнале «Cyrillomethodianum» появилась посвященная Новгородской школе братьев Лихудов статья О. Б. Страховой30, в которой приводятся не совсем точные данные, в частности о количестве новгородских учеников. Как уже было сказано выше, использование в качестве источника «Описания архива Синода» приводит к ошибкам. Однако ценность этой работы заключается в том, что исследовательница, проанализировав курс грамматики учителя Новгородской школы Федора Максимова31, назвала его самостоятельным грамматическим трудом, созданным на основании греческих грамматик Лихудов. До исследования О. Б. Страховой считалось, что Грамматика Максимова представляет собой краткое переложение Грамматики Мелетия Смотрицкого.
В 1992 г. была защищена кандидатская диссертация Д. А. Яламаса «Филологическая деятельность братьев Лихудов в
29 Там же. С. 149.
30 Страхова О. Б. Новгордская школа братьев Лихудов // Cyrillomethodianum. Thessaloniki. 1988. XII. С. 109-123.
31 Максимов Ф. Грамматика Словенская в кратце собранная в Грекословенской школе, яже в великом Нове Граде при доме Архиерейском. СПб., 1723.
России»32, где был приведен относительно полный список первых новгородских учеников братьев Лихудов, систематизированы списки греческих грамматик и проанализирован вклад Лихудов в развитие русской филологической науки. В 2001 г. Д. А. Яламас защитил докторскую диссертацию «Значение деятельности братьев Лихудов в свете греческих, латинских и славянских рукописей и документов из российских и европейских собраний».
В мае 1998 г. в Новгородском государственном университете состоялись «Первые Лихудовские чтения». Некоторые доклады были посвящены непосредственно деятельности Лихудов в Новгороде33.
Кроме того, история греческих школ братьев Лихудов начала XVIII в. недостаточно отражена в литературе и по причине трудностей, которые появляются при работе с группой источников, представленной рукописным материалом: определить происхождение той или иной рукописи (прежде всего это — греческие и славянские рукописи учебного характера) непросто.
32 Яламас Д. А. Филологическая деятельность братьев Лихудов в России. Диссертация... кандидата филологических наук. МГУ им М.В. Ломоносова. 1992.
33 Вознесенская И. А. История Новгородской школы в письмах митрополита Иова // Лихудовские чтения: Материалы научной конференции «Первые Лихудовские чтения». Великий Новгород, 11-14 мая 1998 г. / Отв. ред. В. Л. Янин и Б. Л. Фонкич. Великий Новгород, 2001. С. 72-76; Галкин А. К. Предпосылки открытия Новгородской школы Лихудов // Там же. С. 67-71; Григорьева И. Л., Салоников Я. В. Новгородская школа братьев Лихудов как восточнославянская акалемия // Там же. С. 77-94.
Московские и новгородские списки учебных курсов братьев Лихудов конца XVII — начала XVIII в. начали изучаться недавно. Первая работа, посвященная именно рукописным учебным курсам Лихудов, появилась только во второй половине XX в34: в I960 г. в «Византийском временнике» была опубликована статья М. М. Копыленко «Рукописная греческая грамматика братьев Лихудов»35. Автор назвал пять списков Краткой греческой грамматики Лихудов и доказал, что этот учебник является самостоятельным курсом, а не повторяет грамматику К. Ласкариса, как было принято считать.
В 1988 г. СЮ. Трохачев, обратившись к теме рукописных греческих грамматик, обнаружил новые списки в том числе и Краткой грамматики Лихудов36. Кроме того, С. Ю. Трохачев в своей статье отметил важность изучения почерков писцов для дальнейшей работы с рукописями этого рода.
На проблему, связанную с почерками писцов данного рукописного материала, впервые обратил внимание Б. Л. Фон-кич37, который обозначил греческие почерки учеников братьев Лихудов как «почерки лихудовского круга». Ученики Лихудов, как московские, так и новгородские, с той или иной степенью точности копируют почерк Софрония; более того, второе поколение учеников, то есть ученики учеников Лихудов, также копируют почерк Софрония, что создает дополни-
Список литературы
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно
24020.doc
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
03.11.24
Лексикографический анализ единиц поля
03.11.24
Из истории слова гость и его производных
03.11.24
Семантическое поле гость в русском языке
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2024. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.