У нас уже
21989
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
Исламская фундаменталистская оппозиция в Египте во второй половине XX в.
Количество страниц
190
ВУЗ
МГИУ
Год сдачи
2010
Бесплатно Скачать
24017.doc
Содержание
Содержание
Введение 3
Глава 1: Терминология и типология 14
1. Понятие "исламского фундаментализма" в отечественной и зарубежной 14 литературе.
2. Типологии идейоно-религиозных течений в исламе в современной 31 научной литературе.
3. Идейные истоки исламского фундаментализма в отечественной и 37 западной историографии
Глава 2: Развитие исламского фундаментализма в Египте во второй 44 половине XX в.
1. Ассоциация "Братья-мусульмане" 44
2. Попытки прихода к власти и установления исламского порядка в 1970-х 74 гг.
3. Движение "Аль-Гамаа аль-исламийя" и "Аль-Джихад" 93
4. Исламский феминизм 109 Глава 3: Взаимоотношения властей и исламской 128 фундаменталистской оппозиции
1. Деятельность властей по отношению к исламским фундаменталистам 128 радикального толка
2. Взаимоотношения властей с умеренной исламской оппозицией 140 фундаменталистского толка
3. Причины активизации исламского фундаментализма в Египте 158 Заключение 182 Список источников и литературы 190
Введение
Одной из наиболее важных глобальных тенденций общественного развития в последние десятилетия является рост влияния ислама на общественно-политическую жизнь Востока вообще и Египта в частности. При этом особое развитие получил исламский фундаментализм как система философско-религиозных взглядов, нашедшая свое выражение в форме политической практики на уровне конкретных государств, движений и организаций. Фундаменталистское направление в исламе представляет себя в качестве альтернативы как «либеральному исламу» правящих режимов, так и «неверному Западу».
В подъеме исламского фундаментализма особую роль сыграла неразделенность ислама и политики в сознании масс - ислам является наиболее «заземленной» религией Востока, и для нее характерно четко выраженное представление о единстве религии и политики. В условиях социального расслоения, ускоренных темпов урбанизации и потери социальных ориентиров, исламский фундаментализм сумел трансформировать массовый протестный заряд в потенциально масштабные политические программы, активно овладевая массовым сознанием со второй половины 1970-х гг. Фундаменталистская альтернатива общественному развитию по «западному образцу» возникла в результате активной реакции общества на слишком быструю и насильственную ломку традиционных цивилизационных ценностей. Учение исламского фундаментализма, активно проповедующего основные религиозные ценности, вполне соответствует спонтанным устремлениям крупных социальных групп, поставленных в неблагоприятные условия в ходе коренной трансформации общества. Призыв к социальной интеграции населения, пребывающего в бедственном положении, и к необходимости одухотворения жизни в мире, который потерял привычную материальную оболочку вследствие развития новых технологий, попадает на исключительно благоприятную почву.
Актуальность данного исследования обусловлена значительным упрочением позиций исламского фундаментализма на современном этапе истории Арабского Востока, а также усилением его влияния в ряде мусульманских стран. Египет является ключевой страной арабского мира, в которой возникло и сформировалось современное течение исламского фундаментализма. В конце 1970-х - начале 1980-х гг. в Египте можно было наблюдать своеобразный синтез двух на первый взгляд антиподов - религиозного фундаментализма и политического экстремизма. Однако в конце 1990-х гг. исламские фундаменталистские организации Египта отказались от радикальной деятельности и превратились в весомую общественно-политическую силу, способную оказать влияние на ход развития истории страны.
Долгое время считалось, что с терроризмом радикальных исламских организаций фундаменталистского толка в Египте было покончено еще в конце 1990-х гг., после волны арестов их лидеров и «зачисток» в различных районах страны. Однако, говоря о прогнозах дальнейшего развития терроризма в Египте, необходимо отметить, что социально-экономические трудности и политическая нестабильность являются наиболее благоприятной почвой для развития деятельности радикальных исламских организаций. Курс египетского руководства на «дозированную демократизацию» общества и доминирующую роль пропрезидентских сил, сохраняющий за президентом всю полноту законодательной и исполнительной власти, способен привести к «перегреву» внутриполитической ситуации, особенно принимая во внимание ухудшающееся экономическое положение страны и набирающую популярность в народе исламскую оппозицию фундаменталистского толка.
Неизбежное в случае ухудшения экономической обстановки дальнейшее обострение социальных проблем повлечет за собой активизацию существующих и активно действующих в стране фундаменталистских движений, как радикального, так и умеренного толка. В случае дальнейшего нарастания негативных явлений в экономике, приход исламских фундаменталистов к власти в Египте вполне может стать реальностью. Причем если радикальные исламские организации разобщены и ослаблены, то «умеренная» исламская оппозиция в лице Ассоциации «Братья-мусульмане» имеет все шансы претворить в жизнь свою идею создания на территории Египта «исламского государства».
Актуальность исследования деятельности исламских фундаменталистов на примере Египта может иметь не только узко страноведческих характер. Ряд оценок и прогнозов, с необходимыми коррективами, могут быть спроецированы на процессы, проходящие в других мусульманских странах - Судане, Алжире и т.д. Правильное понимание идеологии исламского фундаментализма и его политической практики поможет лучше разобраться в природе противостояния исламской оппозиции и светской власти не только в Египте, но и в тех странах Арабского мира, где активно действуют исламские фундаменталистские организации.
Предметом данного исследования является исламский фундаментализм, как тип религиозно мотивированного политического сознания и как политическая идеология в его эволюционном развитии, рассматриваемый на исторической модели Египта. В данном исследовании под исламским фундаментализмом понимается не чисто религиозный проект, но идеология религиозно-политических движений, которые активно выступают за «возвращение к истокам» или богословской основе вероучения, за возвращение вере ее
изначальной чистоты и за активное применение религиозных законов в политической жизни страны.
Особое внимание в исследовании обращается на место, которое занимает исламский фундаментализм умеренного толка в обществе и политической жизни современного Египта.
Хронологические рамки работы охватывают период с 1950-х гг. XX в., с момента революции 1952 г., когда власть в Египте взяла в свои руки организация «Свободные офицерью, и вплоть до 2000 г. В ряде случаев автор выходит за указанные рамки, доводя исследование до 2004 г. В указанный период, а именно во второй половине XX в. происходило становление и развитие исламской оппозиции фундаменталистского толка. На этот период современной истории Египта приходится этап активной деятельности исламских фундаменталистских организаций радикального и умеренного толка.
Методологической основой исследования является принцип историзма, предполагающий рассмотрение любого исторического явления в его становлении и развитии, во взаимосвязи с другими объектами и явлениями. Сочетание проблемно-хронологического и сравнительно-исторического подходов позволило проследить эволюцию исламского фундаментализма в египетском обществе, оценить современное состояние и перспективы исламской оппозиции фундаменталистского толка.
В российской науке имеется богатая традиция исследований, посвященных исламу. Такие известные востоковеды, как Л.Р. Полонская, А.Х. Вафа, З.И. Левин, М.Т. Степанянц работали над проблематикой идейно-политических течений в современном исламе, причем несмотря на то, что их работы были написаны в 1960-80-е гг., они, бесспорно, сохраняют свою актуальность. Типологизация идейных течений, разработанная Л.Р. Полонской, до сих пор остается наиболее распространенной среди российских востоковедов.
При анализе терминологии, связанной с исламским фундаментализмом, а также типологии идейно-теоретических течений в исламе, автор опирался на многочисленные труды российских и зарубежный ученых. Следует отметить, что проблематика терминологии понятия исламского фундаментализма, именуемого также исламизмом, политическим исламом, возрожденчеством и т.п. до сих пор не разработаны точно. В данном аспекте большую помощь в работе над диссертацией оказали работы известного российского востоковеда З.И. Левина1, в которых он дает определение мусульманскому реформаторству и говорит о его фактическом расколе на обновленческое и охранительное
1 Левин З.И. Развитие арабской общественной мысли. М, 1984, Левин З.И. Современный ислам: Реформаторы - обновленцы и охранителиУ/Ближний Восток и современность. № 17. М, 2003.
направления. Особый интерес представляет определение З.И. Левина «обновленческого фундаментализма» и «охранительного салафизма». Большую помощь диссертанту оказали работы историка-арабиста И.Л. Алексеева, который предлагает определения цивилизационной специфики исламского фундаментализма и выявляет его отличия от любого другого фундаментализма.2 Важное значение в работе над первой главой диссертации оказали исследования таких известных авторов, как Р.Г. Ланда, М.Т. Степанянц, А.В. Малашенко, А.А. Игнатенко, А.Б. Волков и К.И. Поляков.3
Следует отметить, что исследования российских авторов, посвященных проблемам исламского фундаментализма, касаются всего арабского региона в целом. В данном контексте следует упомянуть работу А.В. Коровикова «Исламский экстремизм в арабских странах», в которой автор подробно исследует идейные истоки, причины распространения и усиления позиций исламского экстремизма, а также определяет основную социальную базу его поддержки.
В 1990-х и в 2000-2004-х гг. был опубликован целый ряд фундаментальных работ, посвященных роли и месту исламского фундаментализма в современном мире. В этой связи можно отметить следующие работы: широко документированную монографию С.Э. Бабкина «Религиозный экстремизм в Алжире», работы А.В. Малашенко «Исламское возрождение в современной России» и В.Н. Пластуна «Эволюция деятельности экстремистских организаций в странах Востока». В работе профессора кафедры международных отношений и иностранных языков Сибирского института международных отношений и регионоведения В.Н. Пластуна представлено исследование проблемы зарождения и эволюции идеологических установок и практической деятельности экстремистских движений в 1970-1990-х гг. на примере Ирана, Афганистана, Пакистана и Филиппин.4
Работ, посвященных непосредственно развитию и деятельности исламских фундаменталистских организаций в Египте немного, это диссертации на соискание ученой степени кандидатов исторических и политических наук соответственно: Хишам Мохсем
2 Алексеев И.Л. Цивилизационные параметры исламского фундаментализма: к постановке проблемы. http://profi.gateway.kg/alekseev, Алексеев И.А. Локальные конфликты в странах Азии и Африки после Второй мировой войны. Конференция молодых ученых. С-Пб., 2002.
3 Ланда Р.Г. Исламский фундаментализм - Вопросы истории, №1, М., 1993, Ланда Р.Г. Истоки и тенденции развития исламского терроризма.//Ближний Восток и современность, № 17, М., 2003 г., Малашенко А.В. Исламское возрождение в современной России. М., 1998, Малашенко А.В. Мусульманский мир СНГ. М., 1996, Игнатенко А.А. Эндогенный радикализм в исламе. Журнал «Профи», №2, М., 2000 г., Волков А.Б. Религиозный фундаментализм в Израиле и палестинская проблема. М., 1999 http://ebook.mpsf.org/books/98/, Поляков К.И. Арабский Восток и Россия: Проблема исламского фундаментализма. М., 2001, Поляков К.И. Исламский фундаментализм в Судане. М., 2000, Степанянц М.Т. Мусульманские концепции в философии и политике. М., 1991.
4 Пластун В.Н. Деятельность экстремистских сил и организаций в странах Востока (последняя треть XX -начало XXI вв.). Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. д.и.н. М., 2003, стр. 29.
Мохаммед Ассакаф «Теоретические основы и практическая деятельность исламского фундаментализма в Египте» и A.M. Багдади «Проблемы исламского фундаментализма в Египте», а также монография М.З. Ражбадинова «Радикальный исламизм в Египте». Исследования М.З. Ражбадинова посвящены истории становления и деятельности двух радикальных организаций фундаменталисткого толка - «Аль-Джихад» и «Аль-гамаа аль-исламийя». Автор подробно раскрывает причины усиления общественно политической роли ислама в Египте и показывает основные этапы становления «исламистского движения» с 1920-х гг. до начала 1980-х гг. XX в. Анализируя деятельность радикальных организаций исламской оппозиции вплоть до 1990-х гг. автор видит главную причину разрастания насилия и террора в Египте в конце XX в. в египетской политической системе, а именно в политическом насилии государства по отношению к исламским фундаменталистским организациям, что, однако, представляется не совсем верным, так как помимо внутриполитических причин, существует ряд других, не менее важных, факторов, стимулирующих деятельность радикальных террористических организаций.
Большую помощь диссертанту в написании работы оказала монография комплексного характера В.П. Юрченко «Египет: проблемы национальной безопасности», а именно раздел, посвященный внутренним аспектам национальной безопасности Египта в конце XX - начале XXI вв. В.П. Юрченко подробно анализирует деятельность египетских властей по подавлению «исламского экстремизма и терроризма», рассматривает историю становления группировок «Аль-Джихад» и «Аль-гамаа аль-исламийя».
Наряду с серьезными научными исследованиями, посвященными проблеме исламского фундаментализма, к сожалению, существуют и выходящие огромными тиражами издания другого рода, не имеющие с серьезным исследованием ничего общего, однако претендующие на таковое. Например, Б. Хофманн «Терроризм. Взгляд изнутри»5, «антология фундаменталистской исламской мысли и пропаганды» под редакцией Адама Порфрея «Аллах не любит Америку».6 Составитель сборника, приводя выдержки из книг С. Кутба, М. Фарага и др. сторонников исламского фундаментализма радикального толка, задается вопросом: «является ли святой Коран гласом, призывающим к умеренности» или же все-таки это «инструкция для экстремизма».
Диссертант пользовался также статьями из российских научных, и научно-информационных сборников и периодических изданий. Среди них наибольшее внимание привлекли следующие работы. Р.Г. Ланда «Истоки и тенденции развития исламского
5 Хоффман Б. Терроризм: взгляд изнутри. М., 2003
6 Порфей А. Аллах не любит Америку. М., 2003.
терроризма»7, в которой известный российский востоковед анализирует «специфические корни» и особенности, свойственные «исламскому терроризму», А.В. Кудрявцев «Феномен «арабских афганцев»8, в которой автор показывает деятельность «ветеранов Афганистана» в Алжире, Египте, Йемене и Саудовской Аравии. Особого внимания заслуживает статья Г.А. Сейранян «Оппозиционные партии Египта на рубеже XXI века»9, рассматривающая деятельность пятнадцати официально зарегистрированных оппозиционных политических партий Египта, в том числе и «Братьев-мусульман», и их реальное воздействие на политическую ситуацию в стране.
В ходе работы над данной темой исследования автор также использовал различные российские материалы по истории Египта, в частности, работу И.П. Беляева и Е.М. Примакова «Египет. Время президента Насера», AM. Васильева «Египет и египтяне», «Очерки истории распространения исламской цивилизации», принадлежащие перу коллектива российских авторов - Ю.М. Кобищанова, М.С. Мейера, А.А. Ткаченко, Н.М. Емельянова.10
Одно из наиболее полных исследований, посвященных исламскому экстремизму в Египте, было проведено аналитиком и авторитетным на Западе специалистом по современному исламу Жил ем Кепелем (G. Kepel). В работе «The Prophet and Pharaoh: Muslim Extremism in Egypt»11 автор достаточно подробно рассматривает историю возникновения исламского экстремизма, с учетом всех внешних и внутренних факторов, исследует основные идеологические установки и методы борьбы экстремистских организаций. В 2002 году на русском языке вышло издание этого же автора под названием «Джихад. Экспансия и закат исламизма», в котором особое внимание уделяется «периоду расцвета исламизма», то есть 1970-е гг., победе революции в Иране, «джихаду против СССР» в 1980-х гг., а также «закат джихада» во второй половине 1990-х гг. Главный постулат исследования заключается в констатации краха исламского фундаментализма, или, используя термины автора - исламизма, что, однако, представляется очень спорным. Ряд исламских оппозиционных организаций радикального толка действительно ушел с политической арены некоторых государств, в том числе и Египта, однако это не мешает им оставаться фактором мировой политики и одним из действующих лиц на национальном и региональном уровнях. Не стоит здесь забывать и об умеренном
7 Ближний Восток и современность. Выпуск 17. Институт изучения Израиля и Ближнего Востока. М., 2003
8 Там же.
9 Арабские страны Западной Азии и Северной Африки. Выпуск 5, М., Институт востоковедения, 2002.
10 Беляев И.П., Примаков Е.М. Египет. Время президента Насера. М, 1974, Васильев А.М. Египет и египтяне. М., 2000. Кобищанов Ю.М., Мейер М.С, Ткаченко А.А., Емельянова Н.М. Очерки истории распространения исламской цивилизации. М, 2002
'' Kepel. G. The Prophet and Pharaoh: Muslim Extremism in Egypt. London, 1985
исламском фундаментализме, который сменил тактику действия и функционирует в рамках существующей политической системы.
Огромную помощь в написании диссертации автору оказала работа D.J. Sullivan and S. Abed-Kotob «Islam In Contemporary Egypt».12 На основе широкого круга материалов авторы изучают процесс становления и зарождения египетских фундаменталистских организаций различного толка. Показывают роль исламских фундаменталистов в современном гражданском обществе Египта, подробнейшим образом описывают деятельность различных исламских организаций, от политически активных, до благотворительных. В исследовании описываются методы борьбы египетского правительства с исламской оппозицией, однако критика властей носит несколько чрезмерный характер, так как при оценке деятельности правительства X. Мубарака не учитываются сложнейшие социально-экономические проблемы, в условиях которых вынуждены действовать власти.
В ряде монографий зарубежных авторов, посвященных непосредственно исламскому фундаментализму в Египте, также достойна внимания монография N. Jabbour «The Rumbling Volcano. Islamic Fundamentalism In Egypt», в которой автору удалось, используя огромный документальный материал, проследить процесс зарождения, становления и развития исламского фундаментализма в Египте вплоть до конца 1980-х гг.
Несомненный интерес в работе над диссертацией представили исследования и публикации западных авторов, посвященные происламскому феминизму, в частности, сборник, изданный под редакцией Yvonne Yazbeck Haddad и John Esposito «Islam, Gender and Social Change».13 Собранные в сборнике эссе показывают влияние, которое оказало распространение идей исламского фундаментализма на положение женщин в Египте, Иордании, Омане, Бахрейне и др. арабских странах. Подобного рода исследования представлены и в работе Haideh Moghissi « Feminism and Islamic Fundamentalism. The limits of postmodern analysis».14 В этом же контексте заслуживает внимания монография Elizabeth Fernea «In search of Islamic feminism. One woman's global journey»15, в которой автор, основываясь на богатом материале, собранном за годы жизни в Арабском мире, описывает жизнь египетских феминисток светского и происламского толка.
В числе зарубежных изданий, посвященных непосредственно истории развития «умеренного» и радикального исламского фундаментализма можно отметить монографию AS. Moussalli «Moderate and Radical Islamic Fundamentalism. The Quest for Modernity,
12 Sullivan D.J. and Abed-Kotob S. Islam ш Contemporary Egypt. London 1999.
13 Haddad Y.Y. edited. Islam, Gender and Social Change. N.Y., 1998
14 Moghissi H. Femmism and Islamic Fundamentalism. The limits of postmodern analysis. London and "N.Y., 1999.
15 Fernea E.W. In Search if Islamic Feminism. One Woman's Global Journey. N.Y., 1998.
Legitimacy, and the Islamic State». В данном исследовании автор раскрывает особенности различных направлений в современном исламском фундаментализме, указывает ряд важных различий между идеологическими установками и методами борьбы среди сторонников «умеренного» и радикального фундаментализма. Здесь также следует упомянуть сборник эссе « Modernist and Fundamentalist Debates in Islam» под редакцией Mansoor Moaddel и Kamran Talattof.17
Среди работ западных авторов, посвященных исламскому фундаментализму следует выделить такие фундаментальные труды, как: К. Armstrong «The Battle for God. Fundamentalism in Judaism, Christianity and Islam», F. Burgat «Face to Face with Political Islam», J.G. Johannes Jansen «The Dual Nature of Islamic Fundamentalism», B. Milton-Edwards «Islamic Politics in Palestine».
Среди многочисленных западных исследований о «политическом исламе» большой интерес представляет работа G.E. Fuller «The Future of Political Islam»18, в котором автор, бывший вице-президент Государственного совета по разведке ЦРУ, говорит о проходящей в настоящее время либеральной эволюции политического ислама. Интересна точка зрения автора на современную политику властей Египта, которые на фоне либерализации исламских фундаменталистов, решили «переисламить исламистов», т.е. стать еще большими мусульманами, чем ни сами. В доказательстве этого автор ссылается на контролируемый правительством университет «Аль-Азхар», который в последнее время демонстрирует крайнюю нетерпимость к инакомыслию. Возможно, однако, что интерпретация ислама богословами «Аль-Азхара» и становится все более жёсткой, однако, это вряд ли является результатом продуманной политики властей.
Несомненный интерес для диссертанта представили работы египетских авторов. Здесь следует упомянуть М. Амара «Асахва аль-исламийя ва тахадди аль-хадари», Р.С. Ахмада «Аль-харакат аль-исламийя», Хала Мустафу «Ад-давля ва-ль-харакат аль-исламийя аль-мюрида бейн аль-мухадана ва-ль-мувагафа фи адхай ас-садат ва мубарак». Особый интерес для диссертанта представила монография В.М. Абд-аль Насе «Ат-тайярат аль-ислямийя фи мыср 1968-1981», где подвергаются серьезному анализу деятельность исламских движений, в том числе и оппозиционных. К числу использованных автором исследований относятся монографии: М. Абд аль-Фадиль «Захират ат-татарруф аль-исламий. Анадва ар-рабиа либахс аль-харакат» и работа Хаммуда А. «Канабиль ва масахиф».
16 Moussalli A.S. Moderate and Radical Islamic Fundamentalism. The Quest for Modernity, Legitimacy, and the Islamic State. University Press of Florida. 1999.
17 Mansoor M. and Talattof K. edited. Modernist and Fundamentalist Debates in Islam. N.Y., 2002.
18 Fuller G.E. The Future of Political Islam. N.Y., Palgrave Macmillan. 2003.
Безусловным подспорьем для автора явилась египетская и западная периодическая печать, в частности, издания «Аль-Маджалля», «Аль-Ахрам» и «Al-Ahram Weekly», The Middle East Journal, Middle East Economic Digest, The Economist, Financial Times, кувейтская газета «Ар-Рай аль-Амм» и др.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые проведено всестороннее исследование истории исламских политико-религиозных движений и течений, как умеренного, так и радикального толка, активно выступающих за возвращение к богословской основе вероучения вплоть до начала XXI века. Данная тема не получила до сих пор достаточно полного освящения как в российской, так и западной научной литературе. Многочисленные издания и публикации, посвященные данной проблеме, затрагивают либо период до начала 1990-х гг., либо предлагают комплексный анализ радикальных организаций фундаменталисткого толка, известных по причине своей активной террористической деятельности.
Несмотря на наличие целого ряда исследований по общим вопросам политического ислама, исламского фундаментализма, а также деятельности некоторых исламских политических организаций в мусульманском мире, специальных работ, посвященных проблемам генезиса и эволюции исламского фундаментализма в Египте, где бы полномасштабно и всесторонне были раскрыты основные региональные особенности этого феномена, нет. Также в российской науке фактически не затрагивалась тема происламского феминистического движения, часто именуемого «исламским феминизмом».
Вопрос о роли исламского фундаментализма, и исламской оппозиции как таковой, в истории страны и общества частично рассматривался только в ряде работ египетских авторов. Проблематика конфликта между государством и исламскими фундаменталистскими движениями как части современного гражданского общества фактически не затрагивалась в российской науке.
Основная цель исследования заключается в том, чтобы показать роль исламской оппозиции фундаменталистского толка в современной истории Египта и место, которое она занимает в египетском обществе, а также научно обосновать несостоятельность утверждений о том, что исламский фундаментализм и все исламские политически активные движения являются экстремистскими, основная деятельность которых направлена на насильственный захват власти в стране. Исходя из этого, автор ставит перед собой следующие основные задачи:
На основе анализа различающихся между собой подходов ученых и публицистов к исследованию проблемы исламского фундаментализма, определить
содержание понятий: «исламский фундаментализм», «исламизм», «политический ислам», «исламское возрожденчество» и «исламский экстремизм»;
Найти наиболее приемлемый вариант характеристики того явления, которое в настоящее время чаще всего называют «исламским фундаментализмом»;
Описать различные исламские течения фундаменталистского толка, существующие в современном Египте в их историческом развитии;
Определить роль исламского феминизма или исламского фундаментализма «с женским лицом» в общем феминистическом движении Египта;
Выявить внешние и внутренние факторы, оказывающие влияние на активизацию деятельности исламской оппозиции фундаменталистского толка в Египте;
Показать конфликт между государством и исламскими фундаменталистскими движениями как части современного египетского общества;
Рассмотреть основные направления политики египетских властей по отношению к исламским фундаменталистам различного толка;
Основными источниками при написании диссертации явились прежде всего труды основоположников и идеологов исламского фундаментализма - Хасана аль-Банны, Сейида Кутба, Ибн Таймийя и др.19; а также работы египетских интеллектуалов, являющихся активными членами различных организаций фундаменталистского толка: Умара ат-Тильмисани, Хасана аль-Худайби, Маамуна аль-Худайби, Аймана аз-Завахири, Мунтасира аз-Зайята20 и материалы, содержащиеся на веб-сайте Ассоциации «Братьев-мусульман» wwwjk.hwMOJB.Unei.com, Для понимания корней исламской фундаменталистской доктрины большую помощь в работе над диссертацией оказал труд мусульманского богослова из находящего в Эр-Рияде Исламского Университета им. Мухаммада ибн Сауда, шейха Абдул ар-Рахман аль-Лювайхика и шейха Джамаль ад-Дина Зарабозо - «Религиозный экстремизм в жизни современных мусульман»21.
В качестве источников в работе использованы материалы периодических изданий исламских фундаменталистов, таких как «Аш-Шааб» и «Ад-Даава». Большой интерес
19 Аль-Банна X. Ас-салям фи-ль-ислям. Каир, 1636, Аль-Банна X. Аль-ихван аль-муслимуна тахта райати аль-куран. Каир, 1636, Аль-Банна X. Китабу ад-даавати. Каир, 1636. Аль-Банна X. Маджмуат ар-расаиль. Каир, б.г., Ибн Таймийя. Ас-сийса аш-шар'ыйя. Бейрут, 1966, Ibn Taymiya. Enjoining right and forbidding wrong. http://www.java-man.com/Pages/Books/alhisba.litinl, Кутб С. Маалим фи-т-тарик. Каир: Дар аш-шурук, 1980, Кутб С. Под сенью Корана. М., 2003.
20 Аль-Худайби X. Дуат ля кадат. Бейрут, 1978., Ат-Тильмисани У. Миссионеры. Б.г, Аль-Худайби М. Ас-сияса фи-ль-ислам. Каир, 2000, Al-Zayyat M. The Road To Al-Qaeda. The Story of Bin Laden's Right-Hand Man. London, 2004.
21 Абд ар-Рахман аль-Лювайхик. Аль-гулювву фи-д-дин фи хаяти аль-муслимин аль-муасыра. Денвер, США, 2001.
* Газета «Партии труда» «Аш-Шааб» занимает подчеркнуто радикальные позиции, резко критически высказывается по вопросам внутренней и внешней политики страны и ее международных ориентации. Против газеты возбуждались судебные разбирательства, а ее руководство отстранялось от дел. В настоящее
представили публикации в газете «Аль-Лива аль-исламий», содержащие многочисленные интервью с известными активистами исламских организаций.
Источниками при подготовке диссертации послужили также документы египетских и международных правозащитных организаций и Информационной службы иностранных трансляций (Foreign Broadcast Information Service - FBIS), а также документы и материалы
Центра стратегических исследований «Аль-Ахрам». В исследовании широко использованы материалы Интернета, в частности информация, содержащаяся на сайте Госинформслужбы Египта www.sis.gov.eg - Egypt State Information Service, Arab News (The Middle East's Leading English Language Daily), Al-Ahram Weekly Online, Аль-Ахрам23 и многие другие.
Большой интерес для исследования представили издания международных организаций: статистические сборники и справочники, содержащие сведения о странах Африки, в том числе Египте.2
Важным источником при подготовке диссертации послужил также Коран в переводе И.Ю. Крачковского.
В качестве второстепенных источников были использованы объединенные в сборник «Тогда в Египте...» под редакцией М.С. Мейера, В.М. Пака, А.О. Филоника мемуары советских военнослужащих, которые служили в Египте в разное время. А также мемуары бывшего государственного министра иностранных дел Египта Бутроса Бутроса Гали «Путь Египта в Иерусалим. Рассказ дипломата о борьбе за мир на Ближнем Востоке».
В исследовании использованы также сведения о деятельности различных исламских организаций в общем и «Братьев-мусульман» в частности, собранные в 2003 г. в Египте.
Научно-практическая значимость диссертации состоит в том, что диссертации состоит в том, что содержащийся в работе материал и сделанные диссертантом выводы могут быть использованы в научных исследованиях; в вузовском преподавании новейшей истории Африки, истории религии, политологии; практической работе государственных и коммерческих структур России, осуществляющих сотрудничество с Египтом и другими арабскими странами.
время закрыта. В 1987 году «Аш-Шааб» сообщила, что главная цель Партии труда - создание исламского государства, а сходство идеологических платформ Партии труда и «Братьев-мусульман» позволяют заключить с ними «сознательный союз».
22 Human Rights Watch, UNESCO, Egyptian Organization for Human Rights, Lawyers Committee for Human Rights и др.
23 http://weekly.ahram.org.eg, www.arabnews.com, www.arabicnews.com, www.asharqalawsat.com.
24 Страны мира 2000. Статистический справочник ООН. М., 2001, Геополитика террора. Сборник официальных документов ОПОД «Евразия». М., 2002.
Глава 1: Терминология и типология
Понятие "исламского фундаментализма" в отечественной и зарубежной литературе.
Несмотря на то, что проблема исламских фундаменталистских течений активно обсуждается в отечественной и зарубежной научной и публицистической литературе с начала 1990-х гг., авторы часто не дают корректного и однозначного определения термина "исламский фундаментализм".
Современные средства массовой информации, как на русском, так и на английском языках, навязывают читателю смысловую связь между такими понятиями, как "политический ислам", "исламский фундаментализм", "исламизм" и "экстремизм", "радикализм" и "терроризм", которые, в свою очередь, тоже объявляются исламскими. Например, такое уважаемое издание, как "Эксперт" пишет: " Роман между радикальным исламом и криминальными структурами начался еще лет десять назад, когда разразилась война в Боснии", примечательно также название самой статьи: "Черная дыра Европы. Балканы стали рассадником преступности и мусульманского экстремизма".25
При упоминании о фундаментализме, рядовой обыватель сразу же думает об исламе, поскольку средства массовой информации сообщают о террористических актах исламских фундаменталистов значительно чаще, чем о террористических актах других религиозных фундаменталистов, например, о разрушении мечетей в Индии или об израильском терроризме как части политики территориальной экспансии арабских земель. Молчат средства массовой информации и о государственном терроризме - уничтожении другого государства без объявления войны и при полном, или даже нарочитом игнорировании Организации Объединенных Наций.
В последнее время широкое распространение приобрели два термина, являющихся калькой с английского языка, - "политический ислам" и "исламизм", причем не всегда ясно, описывают эти термины то явление, которое в отечественной научной литературе именуется "исламским фундаментализмом" или автор подразумевает под ними что-то иное.
В современной науке и публицистике одни и те же организации и течения в исламе обозначаются различными терминами: фундаменталисты, интегристы, возрожденцы, а иногда и традиционалисты, в то время как типологически различные движения объединяются под одним названием. Известный российский востоковед З.И. Левин
25 Чернов М. Черная дыра Европы. Эксперт. № 32 (338) 2.09.2002, стр. 60-61.
пишет: "Так, однотипные явления фундаменталистского толка подчас называются по-разному, типологически разные — одинаково, хотя каждое название, как правило, отражает отдельные их реальные черты. Взять, например, последователей идей мусульманского реформаторства конца XIX - начала XX в. С одной стороны их называют возрожденцами, потому что они призывают вернуться к истокам веры, а также салафитами, так как они отталкиваются от практики времен Пророка и известных моральных и духовных авторитетов раннего ислама, которые пользовались "иджтихадом" - правом на свободное толкование Корана. Это позволяло им находить в текстах шариата [...] решение вопросов, на которые нет однозначного ответа. [...] С другой стороны их называют реформаторами и модернистами, так как они толкуют шариат с учетом обстоятельства места и времени, стремятся сделать ислам религией, отвечающей духу индустриальной эпохи [...]. О радикалах из числа реформаторов говорят как об интегристах и исламистах, так как они не только утверждают неразделенность мирского и священного, но и активно добиваются внедрения шариата в жизнь современного общества - так акцентируется их политическая ориентация. Их, наконец, именуют исламскими фундаменталистами. Это логично, потому что все они считают необходимым вернуться к фундаменту веры - Откровению".26
Итак, неоднозначная трактовка термина "исламский фундаментализм" является одной из первых проблем, с которой приходится сталкиваться исследователю. Для многих понятий и категорий не выработано общепризнанных определений и единого мнения о том, что они обозначают и к чему могут прилагаться. Довольно часто авторы просто считают излишним объяснять или определять используемые ими термины, считая, что они и так интуитивно понятны каждому.
Учитывая все высказанное, в данном разделе предпринимается попытка рассмотреть и провести анализ различающихся между собой подходов ученых и публицистов к исследованию проблемы исламского фундаментализма, а также попытаться определить содержание таких терминов, как "исламский фундаментализм", "политический ислам", "исламизм", "возрожденчество" и "салафизм".
Для определения специфики того, что называется исламским фундаментализмом, представляется необходимым прояснить само понятие "фундаментализм" и историю его возникновения.
Общая характеристика понятия "фундаментализм"
Современные средства массовой информации чаще всего говорят о религиозном фундаментализме как об отрицательном явлении, подразумевая под этим термином в
26 Фундаментализм. Сб. статей. Отв. рея. Левин З.И. М.: Институт востоковедения РАН, 2003, стр. 4.
первую очередь экстремизм и терроризм. Однако для самого верующего понятие "фундаментализм" носит скорее положительный, чем отрицательный характер, т.к. этимологическое значение этого слова подразумевает верность фундаменту и основам вероучения.
Исходя из лексического значения слова, фундаменталистами следует называть последователей той или иной идеологии, апеллирующих к ее базовым, фундаментальным основам и стремящихся претворить эти основы в жизнь.
Термин "фундаментализм" (от "основа" или "фундамент" религии) был заимствован из христианства: его впервые ввели протестанты в начале XX в.27 Само фундаменталистское течение зародилось в середине XIX в. Фундаменталистами называли тех консервативных американских протестантов, которые защищали христианское учение от модернистских и либеральных подходов в теологии и настаивали на безошибочности Священного Писания и необходимости его буквального понимания. Они отвергали открытия библеистики и рассматривали все библейские тексты в качестве исторических фактов. Основу фундаменталистского течения составляли преимущественно американские кальвинисты из реформатских церквей, пресвитериане, баптисты и сторонники некоторых других деноминаций. В целом уже в ранний период фундаментализм представлял собой межконфессиональное течение внутри протестантизма. С 1876 г. сторонники этого течения стали собираться на регулярные Ниагарские библейские конференции. В 1895 г. на одной из конференций, проходившей в городе Ниагара, группа пасторов выдвинула пять основных, "фундаментальных" принципов, ставших впоследствии базовыми в идеологии фундаментализма:
- Непогрешимость Священного Писания;
- Божественное происхождение Христа и непорочное зачатие;
- Гибель Христа на кресте за грешников ("искупление замещением");
Физическое воскресение Христа;
- Будущее возвращение Христа во плоти (второе пришествие).28
* В настоящее время, однако, крайне редки случаи применения этого термина по отношению к идеологиям светского характера, В отечественной литературе сложно встретить упоминания либерального, буржуазного или социалистического фундаментализма.
27 Abdullahi Ahmed An-Na'im. Islamic Fundamentalism: An Interpretation. http://www.africana.com/Articles/tt 909.htm
28 Филатов СБ. Возвращение к основам (протестантский фундаментализму/Фундаментализм. М.: Институт востоковедения. 2003, стр. 109.
По мнению фундаменталистов, порочность человека и его неспособность познать Бога определяет необходимость этих положений, в связи с чем только Священное Писание в качестве Божественного откровения, может быть единственным источником истины. В 1910 г. эти принципы были одобрены Пресвитерианской генеральной ассамблеей и приняты рядом других консервативных организаций. В 1909-1915 гг. миллионерами Р. Торри и Л. Диксонами29 было издано 12 выпусков так называемых "Основ" ("The Fundamentals"), которые дали название движению. "Основы" представляли из себя выпуски статей, собранные в тома, в которых растолковывались указанные выше тезисы.
СБ. Филатов пишет: "Появление термина фундаментализм именно в протестантизме и именно в США не случайно. Он адекватно отражает определенную идеологическую реальность, свойственную протестантизму и ярче всего проявляющуюся именно в США".30 По мнению СБ. Филатова, протестантский фундаментализм является эмоциональным, психологическим и идеологическим возвратом к "основам", к непосредственному ощущению Божественного присутствия. Этот возврат имманентно заложен в логику развития протестантизма. "По существу, описанный М. Вебером тип личности раннего протестанта с его этикой, порождающей "дух капитализма" - это "фундаменталист" .31
Фундаменталистский подход, как реакция на либерально-модернистские тенденции в христианской теологии, проявился и в среде других направлений христианства. Как полагает Г.В. Милославский, в католицизме наиболее близко фундаментализму интегристское течение, которое в литературе нередко называется традиционалистским. Его истоки восходят к первой половине прошлого столетия и связаны с противостоянием церкви идеям Просвещения в эпоху Реставрации во Франции.32
Следует отметить, что часть активистов фундаменталистского движения пыталась оказать влияние на различные сферы светской жизни общества. В 1919 году в Филадельфии была основана христианская фундаменталистская ассоциация, члены которой обвиняли модернистов и либералов в подрыве христианской веры и в забвении Евангелия "в угоду новому научному знанию".*
29 Филатов СБ. Там же.
30 Филатов СБ., Там же, стр. 110.
31 Филатов СБ., Там же, стр. 125.
32 Милославский Г.В. Предисловие к монографии Волкова А.Б. "Религиозный фундаментализм в Израиле и Палестинская проблема". М, 1993, www.mpsf.org.
* Речь идет об эволюционной дарвинской теории, против которой выступали фундаменталисты. Их усилия привели к знаменитому "Обезьяньему процессу", в результате которого в некоторых штатах США было запрещено преподавание теории Дарвина.
Список литературы
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно
24017.doc
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
03.11.24
Лексикографический анализ единиц поля
03.11.24
Из истории слова гость и его производных
03.11.24
Семантическое поле гость в русском языке
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2024. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.