У нас уже
21989
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
Женское образование в СНГ А
Количество страниц
184
ВУЗ
МГИУ
Год сдачи
2010
Бесплатно Скачать
24006.doc
Содержание
Содержание
Введение... 3
Глава I. Система образования в США.
1.1.Особенности системы образования в США ...24
1.2. Роль женщин в американском образовании. Домашнее образование и воспитание...70
Глава II. Школьное образование женщин.
2.1. Основные принципы совместного обучения ...90
2.2. Содержание, формы и методы школьного образования женщин... ...ПО
4 Глава III. Женщины в колледжах и университетах США.
3.1 Среднеспециальное образование женщин...127
3.2. Обретение женщинами доступа к высшему образованию...142
Заключение...163
ф Список источников и литературы...167
Приложения...184
Введение.
Актуальность темы. За последние десятилетие в отечественной исторической науке необычайно возрос интерес к различным аспектам жизни, деятельности, а так же исторического прошлого женщин. Это связано с ростом самосознания и активизацией женского движения, которое получило эффективные импульсы в 60-е годы XX столетия под воздействием феминистского движения, представительницы которого требовали женского равноправия. Исторический подход к развитию образования женщин позволяет рассматривать движение за права женщин как один из потоков общедемократического процесса. Ведь недаром, в глазах самих американок женский вопрос чисто практический, жизненный.
«Дело идет - говорят они - не более или менее, как об обеспечении за женщинами права на участие в повсеместно происходящей борьбе за существование. Ведь средства, увеличивающие шансы женщины в этой борьбе и, самое главное и достойное из них -воспитание и образование должны быть в одинаковых условиях доступны как женщине, так и мужчине»1.
В этих условиях возникло новое направление в исследовании -тендерная история, избравшая объектом изыскания женщин - в семье и на производстве, в образовании и науке, политике и искусстве. Наиболее сложным процесс приобретения прав женщин идет в сфере образования.
В каждой стране движение за право на образование развивалось по-разному, имело свои специфические черты и особенности. Так, в США XIX века прослеживается четкое различие между более
1 Шашпна Е. Б. Основные тенденции развития «женской истории» в СШЛ. // Американский Ежегодник. - М. 1990.- С. 272.
демократическим и интенсивным развитием школьного образования и более консервативным развитием высшей школы.
Такое положение объясняется причинами социально-психологического и идеологического характера. И в общественно-политической мысли и в общественном сознании США XIX века господствовал жесткий стереотип роли женщины в семье и обществе, согласно которому единственное предназначение женщины - это дом, муж, дети. В такой ситуации возможность вне семейной профессиональной деятельности исключалась. Этот миф о женском предназначении навязывал женщине модели поведения, которые жестко ограничивали свободу самовыражения, в том числе и в стремлении получить полноценное образование.
Проблема вовлечения женского населения США в процесс обучения в конце XVIII - начале XX столетий является актуальной и по сей день, вызывая ряд споров как у историков, социологов, демографов, так и у представителей других гуманитарных наук. Одни считают, что на этот процесс оказали существенное влияние социально - экономические факторы, другие видят в нем отголосок национальных традиций, третьи реализацию демократических прав и законов.
Объектом исследования является - система образования в
США в конце XVIII - начале XX веков. Предмет исследования -
структура, содержание, особенности женского образования в США конца XVIII - начала XX веков
Хронологические рамки работы. Начальным моментом исследования избран конец XVIII, когда после получения независимости США создавались многие общественные институты, включая систему образования. Промышленный переворот привел к развитию торговли, денежного обращения, развитию сферы услуг, науки и образования, что в свою очередь вызвал рост академической
интеллигенции, способствовавшей привлечению женщин к образованию. Конечной периодом диссертации избрано начало XX в., когда в США были проведены крупные реформы в образовании, обеспечившие равноправие женщин в этой области.
Научная новизна данной работы состоит в том, что ее автор рассмотрел женское образования США конца XVIII начала XX вв. На основе источников, руководствуясь методом самоидентификации личности с позиции тендерного исследования проведен последовательный сравнительный анализ основных составляющих ступеней образовательной системы, начиная с домашнего обучения и завершая становлением высшего образования для женщин. Исследован вопрос об особенностях системы образования в США, специфике содержания, форм и методов женского школьного образования. В работе были изучены основные принципы становления и развития среднеспециального образования для женщин в виде педагогических училищ и колледжей. Важное место отведено проблеме приобщения американок к системе высшего образования путем совместного обучения полов.
Положения, по которым автор в своей работе проводил сравнения между женскими и мужскими учебными заведениями, всесторонне характеризуют объект исследования, и позволяет выявить общее и особенное в их деятельности.
Система образования США и особенно высшего длительное время служило инструментом социального регулирования тендерных отношений, их проникновения в политику и науку. Образование служило воспроизводству определенного социального порядка, основанного на тендерных различиях, которые в отличие от природных качеств пола варьируются от одного культурного пространства к
другому. И в этом состоит одна из главных особенностей системы образования США и общественного строя в целом.
Историография тсл!Ы исследования. В историографическом плане гендерная история как субдисциплина сложилась в США в 60-е -70-е годы XX столетия. Так с конца 60х годов начали возникать комиссии по изучению проблем, касающихся женщин. Многие из них возникли внутри политических и профессиональных организаций: в 1968г. - Женский кокус в области политических наук, в 1969г. -координационный комитет по проблемам женщин в среде историков, в 1970г. - Комитет по проблемам женщин в области философии, и ряд других2.
К 1980 году проблемные курсы по истории женщин были введены в учебный процесс 51,5% исторических факультетов университетов. В 1982 году таких курсов насчитывалось до 30 тысяч. Координацию этих работ осуществляют два центра - Национальный совет по изучению проблем женщин (НСИЖ), созданный в 1982 году, и Национальная ассоциация исследований проблем женщин (НАИЖ), существующая с 1977 года.3
С конца 60-х годов возрос выпуск популярной и
исследовательской литературы по проблемам истории и положения женщин. Издавалась она научными центрами и женскими организациями. Появились десятки периодических изданий. Были опубликованы первые научные библиографии и биографические справочные издания.
В опубликованных в 1970 -1990 годы исследованиях женщины предстают как активные действующие лица истории. Американские историки проследили роль женщин в американской цивилизации, начиная с ее истоков. При этом в американской историографии,
2 Шашина Е. Б. Указ. соч. - С. 272.
3 Тишков В. Л. История и историки в США.- М., 1985. - С. 44.
посвященной положению американок в XVII - XVIII вв., существует две точки зрения. Согласно первой из них, появившейся еще в 1930-е годы в работе Э. Декстер, «условия, в которых находились женщины... были наиболее благоприятными в колониальный период, чем они стали позднее».4 Эта концепция получила название «золотого века» для женщин. В начале 1980-х годов она подверглась критике. Такие известные историки, как Г. Ленер и Дж. Хофф - Вильсон, хотя и не соглашались полностью с тезисом о «золотом веке» для женщин, но считали, что в XIX в. женщины все - таки пережили "a status loss" no сравнению с предшествующими столетиями.5
Интерес к проблемам истории женского образования вырос в последней трети XIX века. Он был вызван необходимостью научного осмысления этого процесса для выработки практических мер усовершенствования образования и его перестройки в условиях бурного развития страны.
Один из крупнейших исследователей американского
образования, Л. Кремин, отмечал, что в девяностые годы необычайно обострился интерес к программам подготовки технических кадров, «специализированной профессиональной подготовки учителей, возрос интерес к изучению образования, усилилось имеющие глубокие корни движение за реформы в сфере образования».6 В 1855 году начал выходить «Американский журнал образования», на страницах которого публиковались исследовательские статьи по проблемам образования и его истории.
В 1886 году создается Национальная ассоциация по проблемам образования, публикуются отчеты Бюро по вопросам образования, монографии под редакцией руководителя Бюро известного профессора
У.Т. Харриса. В этой серии перу профессора педагогики университета Индианы Р. Дж. Буну принадлежит монография с двумя разделами по истории образования женщин.7 Студентка Барнарда Э. Меиер выступает с книгой на эту же тему.
Таким образом, уже с конца XIX века история образования, в том числе и женского, начинает оформляться в самостоятельную научную дисциплину.
В 1888 году в американском журнале «Век» выходит статья Артура Гилмана «Женщины, которые ходили в колледж», где автором на достаточно высоком уровне были охарактеризованы основные ступени развития женского образования США на протяжении двух веков (XVIII - XIX вв.) в сравнении с западноевропейской моделью женского образования, с позиции тендерных представлений. В результате проведенного анализа Артур Гилман приходит к выводу, что: «Образование женщин в США является примером замечательной заботы общества о своих дочерях, сестрах, матерях, в отличие от Старого Света, где до сих пор существует представление о том, что женщину ни в коем случае нельзя приобщать к «древу познания», так как она прекратит быть сочувствующей своему ребенку, перестанет быть хорошей женой и тем самым подорвет устои традиционного западноевропейского общества».9
В 1900 году была опубликована крупная обобщающая работа «Образование в США», в которой дана структура школьного образования, в частности подробно освещена деятельность начальных, элементарных школ с восьмилетним сроком обучения (для детей 6-14
лет); средняя 4-х летняя школа для учащихся 14-18 лет; показаны итого развития школьного обучения к концу XIX века: 15 млн.человек или 20,7% общего числа населения страны.10 Однако проблемы женского образования в данной работе были лишь обозначены.
В первые два десятилетия XX века, насыщенные борьбой за политическое равноправие женщин, завершившейся принятием в 1920 году поправки к конституции, история американских женщин привлекла к себе еще больше внимания. Так, в 1929 году было издано фундаментальное двухтомное исследование образования женщин Т. Вуди «История женского образования в США»11, после чего соответствующие разделы стали появляться и в других изданиях.
В ЗОе годы XX столетия были сделаны первые шаги в формировании архива в библиотеке женского колледжа Рэдклиф (город Кеймбридж). В 40е годы был создан архив Софии Смит в колледже Смит (самый большой женский колледж в городе Нортгемптоне) и национальный архив по истории чернокожих женщин в Вашингтоне.12
Американские исследователи X. Дуглас и К. Гредер в 1948г. опубликовали работу «Американское публичное образование», в которой показали что содержание образования в первой половине XIX века не отвечало требованиям экономического развития страны. Несмотря на включение в учебные планы предметов естественнонаучного и трудового циклов и определенные успехи в этом плане, львиная доля учебного времени уходила по - прежнему на чтение, письмо и счет.13 Эта же тенденция была характерна и для женского образования.
В 1960 г. Ньюмен М.А. опубликовал работу о центрах высшего образование американских женщин, в которой систематизировал данные о колледжах и университетах, имевших женские курсы в XIX -XX веках, в частности при колледжах Редклиф и Смит и др.14
Кубан Л. в 1986г. издал монографию об эволюции содержания американского школьного образования с 1890 по 1980 гг., в которой осветил основные программы как школ с совместным обучением, так и женских учебных заведении.15
Сейчас в США насчитывается более 100 различных архивов по женской истории, в том числе и по образованию, где находится огромное количество источников, послуживших базой для исследований, число которых резко возросло, как уже упоминалось выше, в результате усилившегося внимания к истории женщин в 60е -90е годы XX столетия.
В 1996 году в свет выходит монография Маргарет Россистер «Ученые женщины Америки: борьба и стратегия до 1940г.»16, где автором были рассмотрены такие важнейшие проблемы как: основные этапы становления женского образования в США, взгляды американского общества на вовлечение женщин в систему образования, приобщение женщин в научную сферу и ряд других. Самое важное заключается в том, что М. Россистер удалось в своем исследовании использовать различные методы тендерных исследований, начиная от исследования культурной семиотики в истории образования, касающуюся взаимоотношения полов в образовательной сфере и,
заканчивая клеометрическим методом, который заключается в изучении статистических данных.
В 1997 году в журнале «Вопросы феминизма» выходит весьма интересная статья американской исследовательницы Линды Енсенман «Пересмотр традиционных взглядов: оценка истории высшего женского образования. Дюжина лет спустя после Барбары Соломон». В ней автор исследует роль и воздействие на американское общество, вышедшей в 1889 году книги Барбары Соломон «В компании образованных женщин: история женщин и Высшего женского образования в Америке», ставшей первым исследованием женщины - историка в области женского образования.17 Енсенман отмечает, что книга Б. Соломон оказала существенное влияние на расширение поля изучения женской образовательной истории. Впервые Б. Соломон провела анализ педагогических и среднеспециальных училищ для женщин. Тем не мение Енсенман критикует Б. Соломон за то, что она акцентирует свое внимание на женском доступе к высшему образованию, тем самым игнорируя значение более важных исторических и образовательных причин, таких как: экономическая ситуация в США XIX века, положение женщин в обществе, профессиональный выбор женщин и ряд других. Таким образом, Линда Енсенман пытается убедить исследователей, что изучение истории женского образования невозможно без структурного анализа изучаемой эпохи.
Еще одна не менее интересная статья, вышедшая в этом сборнике автора Дейды Алмейда «Скрытая сторона истории зарождения американского женского образования», где исследовательница дает краткий обзор становления женского образования в Америке, рассматривая его с момента колонизации Америки европейцами.
Eisenman L. Reconsidering a classic: Assessing the History of Women's Higher Education a Dozen Years after Barbara Solomon. // Feminist Quotations - Wash. 1997. - P. 35.
Вопреки традиционным взглядам на то, что американская система женского образования имела свои специфические черты и свою самобытность Д. Алмейда отстаивает свою точку зрения по поводу преемственности американской системы образования от западноевропейской общеобразовательной программы. Помимо этого Д. Алмейда указывает на то, что именно образование дало американским женщинам политическую силу, которая впоследствии «использовалась женщинами для достижения своих прав и свобод». 18
Подводя итог, нужно отметить, что к концу XX века женская история в США стала частью науки. Это подтверждают и сложившиеся кадры историков - профессионалов, занимающихся этой проблематикой, появление в крупнейших исторических ассоциациях США специальных комитетов по статусу женщин - историков. Вероятнее всего, у женской истории, да и вообще у женских исследований в США неплохие перспективы, поскольку, несмотря на то что частная сфера по-прежнему остается в ведении женщин, они постепенно отвоевывают у мужчин все больше и больше «общественного пространства». А это способствует возрастанию роли американок, как в прошлом, так и в настоящем.
Что касается отечественной историографии по данной проблематике, то здесь отмечается относительно невысокий интерес к истории женщин. В России лишь в конце XIX века возрос интерес к организации образования за рубежом, особенно образования США. Стали появляться книги на эту тему.
Одним из первых ознакомил русскую общественность с развитием женского образования в США известный деятель российского просвещения П. Г. Мижуев, исследовавший американские работы, в том
числе статистику и опубликовавший серию статей, а затем и книгу «Женское образование и общественная деятельность женщин в Соединенных Штатах Северной Америки»19.
В своей работе автору удалось выявить основные причины вовлечения женщин в сферу образования, проанализировать высшую систему женского образования, а так же показать реализацию женщинами полученных знаний на практике. Тем не менее, существенным недостатком монографии является то, что П. Г. Мижуев не уделил в ней никакого внимания низшим ступеням женского образования: школьному и среднеспециальному образованию.
В 1900 году другой русский автор, Л. А. Богданович в книге об американских университетах «Заатлантические университеты»20 представил анализ системы образования для женщин. В 1914 году в Санкт - Петербурге выходит работа Г. Зоргенфрея «Новые идеи в педагогике»21. Данный труд полностью посвящен становлению и развитию нового течения в педагогике - совместному обучению полов. Взяв за предмет исследования систему образования США, Г. Зоргенфрей проанализировал не только систему совместного обучения, но и описал, какую роль в этом обучении играли представительницы женского пола.
В период революционных событий 1905 года почти во всех университетах России преподавательские советы явочным образом приняли решение о допуске женщин - вольнослушательниц в учебные заведения. Одновременно происходило расширение частных и общественных высших женских курсов - Бестужевских (Петербург), Герье (Москва), Киевских, Казанских, Тифлисских и ряда других. На I
"Мижуев П. Г. Женское образование и общественная деятельность женщин в Соединенных Штатах Северной Америки. - Спб. 1893.
20 Богданович Л. Л. Заатлантические университеты. - Спб. 1900.
21 Зоргенфрей Г. Новые идеи в педагогике. - Спб. 1914.
Всероссийском съезде по образованию женщин в 1912 -1913гг. с докладом по образованию женщин в США выступил известный юрист П. И. Люблинский, посетивший эту страну в 1910 году. Доклад содержал значительную информацию и анализ американской системы образования. Он был сразу же напечатан в «Вестнике воспитания» и вскоре вышел отдельной брошюрой22.
Что касается советской американистики, то история женского образования США не исследована. Проблема кратко освещена в разделах об истории образования США в книге «История США: в 4х TOi\iax» под редакцией Г. Н. Севостьянова23. Упоминания и оценки женского образования, содержатся в работах по современной системе образования США таких авторов, как: Гончаров Л. Н. «Школа и педагогика США до второй мировой войны»24 Филиппова Л.Д. «Высшая школа США»25; Тишков В.А. «История и историки США»26; Шаповалов В.А. "Высшее образование в социокультурном контексте"27, которые восполняют пробел в изучении этой сферы социально - политической и культурной жизни американского народа.
К числу специальных исследований в отечественной историографии относятся статьи СМ. Аскольдовой «Высшее образование женщин в США в XIX в.», где автор проанализировал создание женских колледжей в США в первой половине XIX века, их структуру, а также борьбу американских женщин за право поступать в университеты28 и статья Е.Б. Шашиной "The Most Industrious Sex", или становление американской цивилизации через призму женской истории», где затронута историческая роль женщин в становлении
"Люблинский П. И. Женское образование в США. // Вестник воспитания - Спб. 1913.
:1Пстория США / Под ред. Севостьянова Г. Н. В 4-х томах. - М. 1983.
:4 Гончаров Л. II. Школа и педагогика США до второй мировой войны. - М. 1972.
^Филиппова Л.Д. Высшая школа США. - М. 1981. :бТишков В.А. Указ. соч. - С. 45.
27 Шаповалов В. А. Высшее образование в социокультурном контексте. - М. 1997. :8Аскольдова С. М. Указ. соч. - С. 178 -182.
американской республики, их влияние на политическую жизнь США конца XVII - начала XX в.29
В 1995г. кафедра Новой и новейшей истории Ставропольского государственного университета издала межвузовский сборник научных трудов «Развитие исторического образования в России и зарубежных странах», в котором опубликована статья Пантюхиной Т.В. о системе исторического образования в США. Статья раскрывает структуру и содержание исторического образования в школах и университетах, включая изучение «женской истории».
Таким образом, за последние три десятилетия XX века у нас в стране не появилось ни одной сколько - нибудь основательной работы, в которой процесс становления и развития американского женского образования был бы подвергнут обстоятельному анализу и оценки с учетом последних данных. Это говорит о научной новизне данной проблемы для нашей страны и вытекающей отсюда ее перспективностью.
Учитывая невысокую степень разработанности истории женского образования в США, ее актуальность в наши дни Целью
данной диссертации является изучение истории женского образования в США с конца XVIII до начала XX вв.
Цель работы определила следующие задачи:
1. Проанализировать социальные условия развития школьного и высшего образования в США
2.Изучить особенности системы образования США конца XVIII -начала XX в.
:1)Шашина Е.Б. «The Most Industrious Sex» пли становление американской цивилизации через призму женской истории.// Американская цивилизация как исторический феномен./Отв. ред. Болховитинов Н.Н. - М. 2001.
30Пантюхина Т.В. Система исторического образования в США.// Развитие исторического образования в России и зарубежных странах. - Ставрополь. 1995. - С. 52 - 80.
2.Выявить основные тенденции домашнего воспитания и начального образования женщин.
3.Рассмотреть структуру и содержание школьного и высшего образования женщин. Их эволюцию в контексте социальной истории США изучаемого периода.
4.Показать роль женского образования как инструмента социального регулирования общественных отношений, проникновения женщин в политику и науку.
Методология исследования строится на диалектическом понимании истории с учетом принципа историзма, провозглашающего последовательное изучение исторических процессов и практическую значимость опыта истории для современности. При этом особое внимание автор уделил приоритету общечеловеческих ценностей, изучению феномена человеческой жизни в ее повседневности, на познание активного, гуманистического содержания истории как науки.
Автор опирался так же на историко - тендерный подход. Тендерная модель исторического анализа состоит из четырех взаимосвязанных и несводимых друг к другу комплексов.
• Это во - первых, комплекс культурных символов, которые вызывают в членах сообщества, принадлежащих к данной культурной традиции, множественные и зачастую противоречивые образы.
• Вторая составляющая - это те нормативные утверждения, которые определяют спектр возможных интерпретаций, имеющихся символов и находят выражения в религиозных, исторических, педагогических, правовых и политических доктринах.
• В - третьих, социальные институты и организации, в которые входят не только система родства, семья и домохозяйство, но и
рынок рабочей силы, система образования и государственного
устройства. • И, наконец, четвертый конституирующий элемент -
самоидентификация личности.
Так выстраивается уникальная синтетическая модель, в фундамент которой закладываются характеристики различных измерений социума: системно- структурное, социокультурное, индивидуально - личностное. С этих позиций выполнено комплексное исследование проблемы женского образования в конце XVIII - начале XX вв31.
При этом использовались специальные исторические методы:
1. Историко-генетический метод, который позволил нам показать причинно - следственные связи в развитии системы образования в США и возрастающую роль женщин в этой системе.
2. Историко-сравнительный метод, который в процессе сравнения образовательных учреждений с совместным обучением полов и сугубо женских школ и колледжей дал нам возможность выявить специфику американской системы образования в контексте тендерной истории.
3. Историко - системный метод, рассматривающий исторические события и личности в связи с окружающей действительностью, позволил автору охарактеризовать взаимозависимость женского образования в США от идеологических, психологических, политических и экономических факторов.
4. Метод исторической герменевтики, который позволил всесторонне проанализировать содержание документов, законодательных актов и других материалов, извлечь из них максимальный объем необходимой информации.
"См.: Репина Л.II, Тендерная история: проблемы и методы исследования //Новая и новейшая история. 1997, Кчб.
Список литературы
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно
24006.doc
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
03.11.24
Лексикографический анализ единиц поля
03.11.24
Из истории слова гость и его производных
03.11.24
Семантическое поле гость в русском языке
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2024. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.