У нас уже
21989
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
Эволюция механизма формирования внешнеполитического курса СИГЛ в 1937-1941 гг .
Количество страниц
240
ВУЗ
МГИУ
Год сдачи
2010
Бесплатно Скачать
23917.doc
Содержание
Содержание
Введение...3
Главл [.Реакция США на возникновение кризисной ситуации в Европе,
осень 1937 - 1938 гг...31
Администрация Ф-Д- Рузвельта в поисках оптимшшюй модели внешнеполитического курса США (осень 1937г. — 1938г.)...32
Вопрос аоенного референдума: попытка «конституционного переворота» республиканцев а конце 1937 — начале 1938 гг. и ее последствия для судьбы законодательства о нейтралитете (1938 г.)... 61
Глава П. Борьба Ф.Д.Рузвельта за расширение полномочий исполнительной власти в американском внешнеполитическом механизме в 1939 г...98
Пересмотр закона о нейтралитете и укрепление позиций администрации о механизме формирования внешней политики США, 1939 г...101
Расширение программ оборонного строительства и усиление влияния поенных в процессе определения внешнеполитической липни США в 1939 г...140
Глава HI. Проблема военных поставок союзникам и изменение механизма формирования американской внешней политики в 1940 — 1941 гг...168
Развитие вооруженных сил США и отработка Белым домом схем помощи противникам Германии в 1940— 1941...169
Выборы 1940 г. и изменение форм взаимодействия администрации Ф.Д. Рузвельта с американскими средствами массовой информации...196
Заключение...226
Приложения...234
Библиографип...240
Введение
Предвоенная внешняя политика Соединенных Штатов до сих пор остается острой дискуссионной темой, интерес к которой у исследователей отнюдь не ослабевает. И не случайно. Ведь фактически главным предметом научных диспутов является вопрос о степени ответственности США за начало самого кровавого в истории человечества конфликта. Касаясь в первую очередь американской дипломатии, соперничества изоляционистов с интернационалистами, эти дискуссии лишь косвенно затрагивают проблему модернизации механизма формирования внешней политики США в преддверии вступления Вашиштона во вторую мировую войну.
Между тем, изучение процесса принятия решений, работы и взаимодействия государственных структур этой страны может дать необходимый материал, который позволит лучше осмыслить позицию Соединенных Штатов накануне войны, понять особенности видения интересов США их политической элитой и обществом в целом.
1930-е гг. стали периодом крупномасштабной модернизации системы государственного управления США. «Великая депрессия» выявила серьезные изъяны в структуре исполнительной власти. Однако если первый президентский срок Ф.Д. Рузвельта прошел под знаком внутриполитических преобразований, то с осени 1937 г. Белому дому пришлось уделять все большее внимание вопросам внешней политики.
Став свидетелем стремительной эскалации международной напряженности во второй половине 1930-х гг., американское руководство осознало неподготовленность США к новым мировым реалиям. Чрезмерная зависимость президента от позиции Конгресса, обусловленная актом о нейтралитете 1937 г.; значительные пробелы в сфере обороноспособности США; неразвитость
инструментов и способов воздействия Белого дома на СМИ при отсутствии поддержки с их стороны внешнеполитического курса администрации не соответствовали складывавшейся международной обстановке. Эти обстоятельства подтолкнули Рузвельта к перестройке механизма формирования американской внешней политики. В данном случае под употребленным термином «механизм» имеется в виду система государственных органов, участвующих в выработке и осуществлении официального внешнеполитического курса.
В период с осени 1937 г. по конец 1938 г. наметилась смена приоритетов во внешней политике США, начала формироваться ее новая концептуальная база, ставшая идейной основой для последовавших реформ. Их непосредственная реализация началась в 1939 г. Весной 1939 г. Рузвельт предпринял первую попытку ревизовать акт о нейтралитете 1937 г. с тем, чтобы расширить полномочия исполнительной власти в механизме формирования внешней политики США. Однако инициатива администрации оказалась неудачной. Лишь после нападения Гитлера на Польшу и объявления Англией и Францией войны Германии американский президент смог осуществить частичный пересмотр нейтралистского законодательства по желательному для него сценарию.
Летом 1939 г. Рузвельт приступил к реформе в военной сфере. 5 июля 1939 I*. ФДР был подписан соответствующий указ, призванный внести серьезные коррективы в положение оборонных структур в процессе выработки стратегически важных для США решений по вопросам их внешней политики. Переосмыслению подверглась и концепция построения американских вооруженных сил. Именно тогда стали закладываться основы мощного военно-промышленного комплекса США. В 1941 г. обеспокоенный успехами Германии в Европе Белый дом добился принятия специального законодательства, ставшего нормативной базой для военной помощи Великобритании со стороны
США. Позже эта помощь была распространена и на другие страны, сражавшиеся против государств «оси».
В 1939 - 1941 гг. произошли серьезные подвижки во взаимоотношениях между президентской администрацией и американской общественностью. Рузвельт сумел частично нейтрализовать фактор оппозиционно настроенных Белому дому СМИ в процессе формирования внешней политики США. Особенно ярко это проявилось во время избирательной кампании 1940 г.
Хронологические рамки исследования очерчены двумя событиями: выступлением Ф.Д. Рузвельта с речью в Чикаго 5 октября 1937 г., вошедшей в историю под названием «Карантинной речи», и вступлением США во Вторую мировую войну после атаки японских ВВС на американскую военно-морскую базу Перл-Харбор 7 декабря 1941 г.
«Карантинная речь» знаменовала начавшийся в Белом доме поиск оптимального внешнеполитического курса США в стремительно изменявшейся мировой обстановке. Период с осени 1937 г. по осень 1938 г. стал подготовительной фазой модернизации механизма формирования внешней политики Соединенных Штатов. Судетский кризис 1938 г. и его итоги поставили окончательную точку в процессе смены приоритетов американской внешней политики и определили намерение Белого дома приступить к реформированию внешнеполитического механизма США. Вступление Соединенных Штатов во вторую мировую войну обозначило завершение первого - базового - этапа модернизации американского внешнеполитического механизма.
Говоря в целом о значении рузвельтовских нововведений для внешней политики США, думается важным отметить разделяемый всеми исследователями тезис о том, что вторая мировая война стала поворотным событием в процессе модернизации механизма формирования американского внешнеполитического курса. Война закрепила юридические институты и формы функцио-
нирования американской бюрократии, предложенные президентом Ф.Д. Рузвельтом еще в ходе первого - предвоенного - этапа реформирования внешнеполитического механизма США1.
Изложенный подход к вопросу об обновлении механизма формирования американского внешнеполитического курса, происходившем в конце 1930 -1940-х гг., подчеркивает актуальность тематики исследования. В отличие от существующих исторических трудов, в настоящей работе поставлен акцент на политико-правовые аспекты проблемы эволюции внешнеполитического механизма США в 1937 - 1941 гг. Этому соответствовали цель и принципиальные задачи представляемого исследования.
Цель - на основе архивных и аналитических материалов, исследовательского опыта почти четырех поколений историков, равно как политологов и юристов, представить последовательный политико-правовой анализ тех преобразований, которые были проведены Ф.Д. Рузвельтом в механизме формирования американской внешней политики в 1937 - 1941 гг.
В качестве главных исследовательских задач были выделены три. Они соответствуют ключевым положениям, связанным с процессом реформирования американского внешнеполитического механизма в 1937- 1941 гг.:
Первая задача: проследить эволюцию взглядов Ф.Д. Рузвельта в отно-
1 В принципе создание нового американского внешнеполитического механизм;! представляется разумным рассматривать в рамках трех этапов: предвоенного, ставшего базовым для его последующей модернизации (1937 - 1941): военного, или промежуточного периода, во время которого были определены общие начала мироустройства по окончанию войны (1941 - 1945) и послевоенного этапа, ознаменованного началом работы Организации Объединенных Наций, складыванием двух противоборствующих полюсов в международных отношениях, заключением Северо-Атлантического договора и началом функционирования новой мировой валютпо-торговой системы (1945 - 1949). Предлагаемая трактовка модернизации внешнеполитического механизма США отчасти созвучна с подходом американского исследователя Майкла Роскипа, считавшего, что в период с конца 1930-х гг. до начала Вьетнамской войны усилия Белого дома были сконцентрированы на строительстве нового политического и экономического миропорядка. Michael Roskin. From Pearl Harbor to Vietnam: Shifting Generational Paradigms and Foreign Policy. //Political Science Quarterly. # S9, 1974. pp. 563-589. Также см.: Klinberg F.L Cyclical Trends in American Foreign Policy Moods and Their Policy Implications. //Challenges to America: United States Foreign Policy in the 1980-s. // Ed. by Kcglcy C.W., Jr. and McGowan P.J. Beverly Hills. CA: Sage. 1979. pp. 37 - 55. Kegley C.W., Wittkopf" E.R. American Foreign Policy: Pattern and Process. 4"'edition. NY: St. Martin's Press. 1996, pp. 3-4.
шении внешней политики США в конце 1937 - первой половине 1939 гг. и показать ход ревизии американского законодательства о нейтралитете в 1938 -1939 гг., выявив тактику, которой придерживались в этом процессе Белый дом и его оппоненты, прежде всего республиканская фракция в Конгрессе.
Вторая задача: проанализировать состояние американских вооруженных сил до начала Второй мировой войны и определить степень влияния военных на внешнюю политику Ф.Д. Рузвельта, оценив изменение их места в американском внешнеполитическом механизме в результате реформы 1939 г.
Третья задача: на примере выборов 1940 г. показать, каким образом Рузвельту удалось значительно снизить степень воздействия СМИ на процесс выработки американского внешнеполитического курса.
Выполнение перечисленных задач позволит реконструировать общую картину рузвельтовских преобразований в сфере формирования внешней политики США за 1937-1941 гг. Тем самым, данная работа даст возможность увидеть логику шагов Белого дома на международной арене в 1937 - 1941 гг., а также выявить внутренние императивы, которыми руководствовался Рузвельт, модернизируя американский внешнеполитический механизм.
Постановка проблемы и задач исследования соотносится с его методологу ' гией. В ее выборе автор исходил с позиций материалистической диалектики,
когда всякое явление - в нашем случае определенная часть американского государства и права - изучается в развитии, в конкретной исторической обстановке и во взаимосвязи с другими явлениями.
Среди тех методов, которые широко применяются автором при разработке проблематики исследования, стоит выделить системный и функциональ-
ный подходы. Системный подход, который ориентирует на раскрытие целостности объекта работы, на выявление многообразных типов связей в нем, дал возможность рассматривать механизм формирования внешнеполитического курса США в качестве системы, образованной различными нормами права и имеющей определенную внутреннюю структуру.
С другой стороны, функциональный подход позволил автору сосредоточить внимание на анализе функций государственных органов, принимавших участие в процессе разработки и реализации внешнеполитического курса США в 1937 - 1941 гг., а также влияния на их деятельность факторов общественного мнения и межпартийного соперничества в Соединенных Штатах в предвоенный период.
Выбор чаетнонаучных методов был связан в первую очередь с авторским пониманием термина механизм формирования внешней политики. Оно основано как на достижениях американских теоретиков внешней политики, так и на выкладках отечественных ученых.
Особо здесь стоит отметить теорию американского политолога Джеймса Розенау, который создал, на наш взгляд, наиболее удачную концепцию, описывающую процесс формирования внешнеполитического курса США.2
Согласно концепции Розенау, факторы влияющие на выработку внешнеполитического курса государства можно сгруппировать по пяти категориям: внешние (международная обстановка), внутрисоциальные (общественное мнение, СМИ), административные (структура правительства, взаимоотношения между ветвями власти), ролевые (вес и позиция конкретного участника бюрократической системы), индивидуальные (персональные черты характера действующих лиц политического процесса). Условно приведенные категории
могут быть названы источниками внешней политики.3
Каждый из них включает в себя широкий кластер переменных, которые, взаимодействуя между собой, формируют поведение США на международной арене. При этом образуется замкнутый круг, ибо государство, воздействуя на окружающий мир, само находится под его воздействием. Существуют два пути, каким образом источники внешней политики определяют поведение ' государства: а) генерируя необходимость принятия внешнеполитического
решения, б) определяя формат процесса принятия решения.4
Вместе с тем, в чистом виде применить теорию Розенау в рамках данной работы не представлялось автору продуктивным, ибо ее положения не позволяли полностью выполнить цель исследования — представить последовательный политико-правовой анализ тех преобразований, что были проведены Ф.Д. Рузвельтом в механизме формирования американской внешней политики в 1937 - 1941 гг. Теория Розенау скорее описывает процесс функционирования внешнеполитического механизма, выработки конкретных решений, нежели пути его эволюции.
Поэтому автор обратился к паработкам группы отечественных ученых во главе с Г.Л. Трофименко и П.Т. Подпесным, которые в коллективном труде «Механизм формирования внешней политики США» представили, по сути, критическое переосмысление теории Розенау. В отличие от американского политолога отечественные ученые подошли к анализу механизма формирования внешнеполитического курса США как к достаточно устойчивой государственной структуре, состоящей из строго определенных компонентов. Модификация
: О теория.\ формирования внешней политики см. Roscnnu J.N. The Scientific Study of Foreign Policy, rev. edition,
NY: Nichols Pub. Co.. 1980: Hermann C.F.. Kcglcy C.W.. Jr.. and Roscnnu J.N. New Directions in the Study of Foreign
Policy. Boston: Allcn&Unwin. 1987.
1 Roscnau J.N. Op.cit.. pp. 115-169.
1 Brady L.P. The Situation and Foreign Policy// Why Nations Act./ Ed. by East М.Л.. Salmore S.A., Herman C.F.
Beverly Hills. Calif.: Sage. 1978. pp. 173-190. '
же этой структуры проходит либо путем изменения полномочий ее элементов и соответственно их иерархии, либо путем появления в ней новых компонентов, либо одновременно и первым и вторым способом.
Описанный подход позволял сделать очевидный вывод, что эволюция механизма формирования внешнеполитического курса государства находит прямое отражение в модификации соответствующего законодательства.
Теорию Розенау представляется разумным дополнить концептуальными наработками, сделанными учеными на основе достижений политологов и историков школы так называемого «реализма».
Названный подход был основан на трактовке политики, в том числе, международной, как процесса, обладающего своими законами, определяемыми не отвлеченными «идеалами» (свободы, демократии, прав человека, гуманизма и т.п.), а наоборот, т.н. «реальностями» (военным и экономическим потенциалом, национальными интересами того или иного государства и т.д.).
Наиболее полное изложение основных положений «реализма» принадлежит Г. Моргентау, выдвинувшему концепцию «силовой политики», в рамках которой во главу угла был поставлен приоритет национальных интересов государства"\
Вместе с тем, как было отмечено американским социологом Г. Саймоном, выдвинувшим теорию «организационного процесса», даже в достаточно строгих и устойчивых бюрократических структурах остается вероятность «иррационального действия». Поэтому, согласно Саймону, политический процесс рассматривается как результат вынужденного компромисса между различными компонентами государственной бюрократии6. Эта идея получила дальнейшее развитие в предложенной американским историком и политиком Г.
* Morgcntliau H.J. Politics Among Nations. The Struggle for Power and Peace. N.Y. 1949.
'' Simon. H. Models ol Man. Social and Rational. N.Y. 1957: см. также Marcli J.. Simon H. Organizations. N.Y. 1965.
Эллисоном теории «государственной, или бюрократической, политики». В ней основное внимание было уделено «конкуренции» между различными участниками процесса принятия политических решений, руководствующимися не общим стратегическим планом, а сложным переплетением национально-государственных, узкобюрократических и личных интересов7.
Отсюда, столь важно при осмыслении, например, роли американских военных в принятии внешнеполитических решений остановиться на индивидуальных чертах и отраслевых проблемах каждого из представителей высшего военного командования, не ограничиваясь положениями военного указа от 5 июля 1939 г., изменившими их позицию в бюрократической структуре американского государства.
В итоге, стоит подчеркнуть, что сочетание концепции Розенау, дополненной в ряде случаев тезисами других американских ученых, и идей отечественных исследователей показалось нам наиболее плодотворным для изучения проблем, поставленных в нашей работе и подразумевающих анализ рузвельтовских реформ 1937 - 1941 гг. в политико-правовом ключе.
Задачи исследования потребовали привлечения достаточно широкого круга источников, как архивных, так и опубликованных (в том числе в электронном виде8). Использованные в работе источники можно условно разделить на шесть групп: 1) архивные материалы; 2) официальные публикации
' Allison GT. Lsscnce of decision IZ.xplaining the Cuban Missile Crisis. Boston (Mass.) 1977. Pp. 144-184. См. также. Welch D.A. Hie Organizational Process and Bureaucratic Politics Paradigms: Retrospect and Prospect. // International Security. Harvard University center for science and International Affairs Quarterly. Cambridge (Mass.) Fall 1992 V. 17, № 2 pp. 112-14Г>: Halpcrin M.H. Bureaucratic Politics and Foreign Policy. Wash.. 1974. P.5.
* В основном что документы, размещенные в оцифрованном виде на сайте библиотеки Ф.Д.Рузвельта в Гайд-Парке: htlp://u\\\\.fdrlibrary.marist.cdii/onlinc 14.html.
документов исполнительной власти США, Франции, Великобритании и Германии; 3) протоколы заседаний американского Конгресса и слушаний, проходивших в его комитетах; 4) американская периодика; 5) опросы общественного мнения; 6) мемуары и прочие издания, посвященные деятельности конкретных исторических личностей.
Архивы. Документальное наследие, хранящееся в американских архивах, безусловно, имело, первостепенную роль для освящения проблем, рассматриваемых в работе.
Прежде всего, здесь стоит отметить материалы из президентской библиотеки Ф.Д. Рузвельта в Гайд-Парке. Среди представленных в этом архиве коллекций акцент был сделан на бумагах самого президента, а также государственных деятелей, близких к Рузвельту: Гарри Гопкинса (министр торговли в 1938 - 1940 гг.) и Самнера Уэллеса (заместитель государственного секретаря в 1937 - 1943 гг.).у
Архивы в Гайд-Парке позволяют проследить информацию, поступавшую как в госдепартамент, так и лично президенту Ф.Д. Рузвельту от американских дипломатов. Это касается наиболее чувствительных для Белого дома вопросов. К таковым можно отнести на конец 1937 - 1938 гг. усиление агрессии Японии на Дальнем Востоке, распространение фашистского влияния в Латинской Америке, аншлюс Австрии, кризис вокруг судетской области в Чехословакии. Столь пристальное внимание при изучении дипломатических документов событиям конца 1937 - 1938 гг. объясняется тем, что, согласно более поздним свидетельствам, именно они стали импульсом, подвигнувшим Рузвельта приступить к модернизации внешнеполитического механизма США.
Весомым дополнением к дипломатическим документам, находящимся в
президентской библиотеке Ф.Д. Рузвельта, стали коллекции Государственного департамента в Национальном архиве США (документальная группа 59), а также бумаги государственного секретаря Корделла Хэлла в отделе рукописей Библиотеки Конгресса.10
Проследить изменение позиции военных в механизме формирования внешнеполитического курса США, произошедшем в 1939 - 1941 гг., а также установить их взгляды на развитие международной ситуации, вряд ли можно было бы, ограничившись существующими монографиями или публикациями документов.
Гак, работа в библиотеке Фонда Джорджа Маршалла в Лексингтоне (штат Вирджиния) - городке, где расположен Вирджинский военный институт, в котором генерал получил образование - позволила ознакомиться помимо подлинников бумаг самого Маршалла (за период 1937 - 1941 г. часть из них опубликована) с источниками, практически не освоенными отечественными историками. Это, к примеру, интервью начальника военно-морских операций адмирала Г. Старка, самого Дж. Маршалла, верховного судьи Ф. Франкфуртера. Все они были проведены Ф. Поугом, известным биографом Дж. Маршалла.11
Автором также использовались документы военного министра Генри Стимсона, находящиеся в отдельном файле в рамках документальной группы 107 в Национальном архиве США (Колледж-Парк). Большой интерес представил также дневник Г. Стимсона - на микрофильме в библиотеке
'' Harry L. Hopkins papers. Franklin D. Roosevelt Library (далее FDRL). Hyde Park. NY: Sunnier Welles papers, FDRL: Franklin [). Roosevelt papers: President's Secretary's П1е (далее PSF). Official file (далее OF), President's personal file (далее PPF). FDRL.
Cordell Hull papers. Library of Congress. Manuscript Division (далее LC.MD.); RG 59, National Archives at College Park (далее NACP). MD.
11 George C. Marshall papers. George C. Marshall Library (далее GCML). Lexington. Virginia; Stark H,R, Interview for F.C.Poguc. Washington DC: March 13, 1959. Tape 54 (transcript). GCML: George С Marshall: interviews and reminiscences for Forrest C. Pogue. 3"1 edition / Ed. by Bland L.I. Lexington, Va.: G.C. Marshall Foundation, 1996; Frankfurter F. Interview for F.C.Poguc. Washington DC: Feb. 20. 195S. Tape 53 (transcript). GCML.
Йельского университета.
Немалое значение для раскрытия военной проблематики имели фонды Национального архива США в Колледж-Парке: документальная группа 165 - в особенности файлы отдела военного планирования военного департамента - и документальная группа 18, содержащая документы ВВС американской армии.13 Помимо американских архивов в освещении военных вопросов, в особенности связанных с темой англо-американского сотрудничества во внешней политике Рузвельта, как накануне второй мировой войны, так и в ее первые два года, автором были использованы материалы английских Национальных архивов -National Archives. В частности, документы британского внешнеполитического ведомства.1'
Принципиальную роль архивные материалы имели и для освящения проблемы взаимовлияния Рузвельта, СМИ и общественного мнения. Изучая документы Государственного департамента в Национальном архиве США в Колледж-Парке, автор обратил внимание на аналитические обзоры относительно позиции прессы по вопросам внешней политики. Эти обзоры были подготовлены чиновниками ведомства на основе докладов Отдела анализа прессы {Press intelligence office) Национального совета по чрезвычайным ситуациям {National Emergency Council). В Национальном архиве США в Колледж-Парке были представлены и сами доклады за все пять лет. Более того, к этим докладам прилагались соответствующие индексированные вырезки из газет, находящиеся в другой части архивов. Материалы в докладах были сгруппированы тематически и призваны были представить мнение американ-
I: RG 107. NACP: Henry L. Slimson diary1 (microfilm). Henry L. Stimson papers. Yale University Library' (далее YL), New Haven.
13 RG ir>5. NACP: RG IS. NACP.
14 Foreign Office Record Group (далее FO). National Archives (далее NA). Kcw. London. UK.
Ко времени дебатов вокруг пересмотра закона о нейтралитете в 1939 г. количество одних газет, представленных в докладах, достигло 425.|6 Доклады готовились ежедневно, кроме выходных дней и федеральных праздников. Причем анализу подвергалось содержание газет целиком, т.е. учитывались тенденции в отборе новостей тем или иным печатным органом.
Кроме того, из фонда отдела рукописей в Библиотеке Конгресса в Вашингтоне были использованы материалы личных бумаг Франка Ыокса17, видного деятеля республиканской партии, в 1940 г. принявшего предложение Рузвельта стать во главе военно-морского ведомства США. Ф. Нокс, имевший за плечами большой опыт журналистской работы в качестве корреспондента газеты Chicago Daily News, как вряд ли кто другой в администрации Ф.Д. Рузвельта знал стратегию обращения с прессой.
Для раскрытия вопросов, связанных с взаимоотношениями Белого дома и Капитолия, немалое значение имели сведения, которые удалось почерпнуть в коллекции американского Конгресса в Национальном Архиве США в Вашингтоне, в особенности американского Сената - документальная группа 46. Она содержит письма избирателей, групп давления, изредка фрагменты
переписки Капитолия с Государственным департаментом. '
Официальные публикации документов исполнительной власти США, Франции, Великобритании и Германии. Материалы американских архивов были дополнены в ряде случаев документами, опубликованными в официальной серии Государственного департамента - Foreign Relations of the United States. Содержание этой серии построено на внешнеполитических
l% RG 287: PR 32.208: PR 32.209: PI 1.3: PI 1.7. NACP. ''¦ 81 1.044l8/3fi2 1/2. RG 59. NACP. 1 Fnmk Kjion pipers. LC.MD. " RG 46. NACP.
документах, хранящихся в Национальном архиве США в Колледж-Парке, штат Мэриленд. Они отражают преимущественно входящую корреспонденцию государственного секретаря К. Хэлла, меморандумы его заместителей, помощников, руководителей отделов внешнеполитического ведомства, высказывания иностранных послов.19 То же самое относится к многотомным сборникам бумаг Рузвельта и публичных выступлений - The Public Papers and ^' Addresses of Franklin D.Roosevelt и Franklin D.Roosevelt and Foreign Affairs.20
Автор также обращался к публикациям документов дипломатических ведомств Англии (Documents on British Foreign Policy), Франции (Documents Diplomaticjues) и Германии (Documents on German Foreign Policy). Их использование касалось в основном предвоенного периода отношений США с упомянутыми странами, и было призвано высветить характер связей Вашингтона с Берлином, Парижем и Лондоном.21
Протоколы заседаний американского Конгресса и слушаний, прохо-*"' дшшшх в его комитетах. Третья группа источников стала главной при
изучении взаимоотношений Нелого дома и Капитолия стала. Анализ дебатов в Конгрессе дает возможность проследить ход и характер борьбы между различными силами в руководстве США по конкретным вопросам американской внешней политики.
Ценность протоколов Конгресса заключается еще в том, что в приложениях к ним регулярно публиковались тематические подборки из периодических изданий, резолюций различных общественных организаций и т.д. Эти подборки
Iy Foreign Relations of the United States (далее FRUS): Diplomatic Papers. Vols. for 1937, 1938... 1941. Washington:
Governmental Priming Office (далее G.P.O.), 1954- 1962.
:" The public papers and addresses of Franklin D. Roosevelt. / Compiled by Roscnman S.I. NY: Random House, 1938-
50. Vols. 6-10: Franklin D. Roosevelt and foreign affairs. January 19.17-August 1939. 2'"' Series. Vols. 1-11 / Edited by
Donald 15. Schcuc. NY: Garland. 1979-1983.
:i Documents on British foreign policy (далее DBFP), 1919-1939. Scries 1-3. /Edited by Woodward E.L. ct :il. London:
H.M. Stationery Office. 1946-19X5. 3lJ scries. Vols. 1. 3-10: Documents diploinaiiqucs. 1938-1939. Paris: Iinprimcrie
были призваны продемонстрировать наличие вотума доверия их инициаторам со стороны американской общественности и тем самым усилить аргументацию оппонентов в ходе дискуссий. Одновременный анализ текста заседаний Конгресса и приложений к ним дал интересные результаты, с точки зрения изучения проблемы межпартийного соперничества, связи позиции того или иного конгрессмена с его электоральной политикой. Автор старался использовать подлинные ежедневные публикации протоколов Конгресса, хранящиеся в библиотеке МИД России. Необходимо выделить и протоколы слушаний по вопросу о нейтралитете в соответствующих комитетах верхней и нижней палат Конгресса за первую половину 1939 г.22
Американская периодика. Материалы четвертой группы источников явились весомым дополнением к упомянутым докладам Отдела анализа прессы Национального совета по чрезвычайным ситуациям. Это такие авторитетные газеты, как New York Times, Chicago Tribune, Washington Post, San-Francisco Chronicle; журналы - New Republic, Nation. При изучении проблемы влияния Рузвельта на американское население автором анализировались и тексты пресс-конференций президента - опубликованы отдельным изданием.23
Опросы. Массив источников американской периодики был дополнен анализом опросов, которые было логично выделить в качестве пятой группы источников. За основу были взяты опросы Гэллапа.24 Что касается опросов, проведенных журналом Fortune, к которым прибегают некоторые историки, то
nationale. 1939; Documents on German foreign policy (далее DGFP), 1918-1945, from the archives of the German
Foreign Ministry. Series D. Washington: G.P.O., 1949-1983.
" American neutrality' policy. Hearings before the Committee on foreign affairs, House of representatives, 76th Congress,
Iй session, on present neutrality law (Public res. no. 27) (75'h Congress) proposed amendments thereto, and related
legislation affecting the foreign policy of the United States. April 11. 12. 13. 17, 18. 19, 20, 21, 24, 25, 26, 27, 28, and
May 2. 1939. Washington: G.P.O.. 1939: Neutrality, peace legislation, and our foreign policy. Hearings before the
Committee on foreign relations. US Senate, 76°' Congress, P1 session. The following bills and resolutions are pending
before the committee for consideration: S. J. Res. 21, S. J. Res. 67, S. J. Res. 97. S. J. Res. 106, S. Con. Res. 8, S. 203,
S.1745. Consolidated print. Washington: G.P.O., 1939.
:' Roosevelt F.D. Complete Presidential Press Conferences of Franklin D. Roosevelt. 25 Vols. NY: Da Capo Press, 1972.
21 Gallup G.H. The Gallup Poll: public opinion, 1935-1971. Vols. 1-3. P1 edition, NY: Random House, 1972, Vol. 1.
Список литературы
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно
23917.doc
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
03.11.24
Лексикографический анализ единиц поля
03.11.24
Из истории слова гость и его производных
03.11.24
Семантическое поле гость в русском языке
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2024. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.