У нас уже
21989
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
Таежные промыслы какосов в XIX — XX вб
Количество страниц
197
ВУЗ
МГИУ
Год сдачи
2010
Бесплатно Скачать
23728.doc
Содержание
Содержание
Оглавление
Введение ... 3
Глава 1. Охотничий промысел...30
1.1. Орудия охоты и охотничье снаряжение...32
1.2. Пушной промысел...63
1.3. Мясное направление охоты...86
Глава 2. Рыболовство и добыча таежных даров...117
2.1. Способы и приемы ловли рыбы...117
2.2. Промысел кедрового ореха...128
2.3. Добыча таежного меда, сбор съедобных кореньев и ягод. .137 Глава 3. Обычаи и обряды, связанные с таежными промыслами...145
3.1. Правила таежного быта охотников... ... 145
3.2. Религиозно-обрядовая культура таежников...151
Заключение...170
Использованная литература и источники...178
Приложения...197
Введение
Хакасы, проживающие в горно-степной долине Среднего Енисея, окруженной лесными массивами Саянских гор и Кузнецкого Алатау, ' издревле занимались ¦ охотой, рыболовством и добычей природных даров. Таежные промыслы представляли важную составную часть их хозяйственно-культурного комплекса, а получаемые блага, в результате хозяйственно-промысловой деятельности, существенно дополняли благосостояние скотоводов. В процессе своего многовекового исторического развития они создали своеобразную этническую культуру, соответственно связанную с их хозяйственной деятельностью. Их многовековой опыт освоения природных богатств Хонгорая, не нарушающий экологического баланса на этой ограниченной территории, заслуживает пристального внимания и изучения. Углубленное исследование указанных промыслов дает возможность в целом осмыслить хозяйственно-культурный комплекс коренных жителей Хакасии. Кроме того, наша диссертационная работа приобретает более широкое теоретическое и практическое значение в связи с тем, что хозяйственно-промысловая деятельность хакасов рассматривается на общем фоне таежных Щ' промыслов соседних этносов Саяно-Алтая. Данный аспект представляется
важным для исследования в целом хозяйственно-культурного комплекса народов Южной Сибири.
Несмотря на значительное внимание ученых к хозяйственно-промысловой деятельности хакасов, до сих пор нет специального исследования по данной проблеме, в связи с чем тема нашей работы имеет особую научную значимость и актуальность.
Объектом исследования выступает система жизнедеятельности хакасского этноса направленная на развитие добывающих отраслей хозяйства.
'^ Предметом исследования являются таежные промыслы хакасов, а
{0 именно - охота, рыболовства, добыча лесных даров, а также обычаи и
обряды промысловиков.
Целью данной диссертации является комплексная характеристика всех отраслей добывающих промыслов хакасов на базе широкого историко-этнографического материала, как наших предшественников, так и собранных нами фактов, впервые вводимых в научный оборот.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- дать комплексное описание таежных промыслов хакасов: охоты, рыболовства, добычи лесных даров;
(ф - выявить традиционные элементы указанных промыслов и их
инновационные черты в рассматриваемый период;
- сравнить традиционное природопользование хакасов с аналогичной хозяйственной деятельностью других народов Саяно-Алтайского региона;
- раскрыть религиозно-обрядовую культуру таежников и определить их значение и роль в области экстенсивного природопользования; Территориальные рамки исследования охватывают площадь
республики Хакасия и территорий хакасских охотничьих угодий, располагавшихся на юге Красноярского края, республик Тывы и Горного Алтая, а также Кемеровской области, где компактно проживают шорцы, и расселения карагасов в Иркутской области.
Хронологические рамки диссертации охватывает период с начала XIX и до конца XX вв. Выбранный нами хронологический отрезок определяется социально-экономическими и социально-политическими изменениями в Хакасии в указанный период.
, Нижним рубежом нашей работы является 1822 г. - год образования степных дум в Хакасии, когда произошли изменения в системе распределения охотничьих угодий, разрушение родовых устоев и появление первых статистических сведений о таежных промыслах. XIX в.
характеризуется тем, что в этот период в таежных промыслах сохранялось множество традиционных элементов, восходивших к более ранним этапам истории его формирования. В этой связи представляются оправданные некоторые экскурсы в XVIII ст олетие и даже в более ранние исторические периоды. Это позволяет в полном объеме использовать архивные, фольклорные, лингвистические и нарративные источники.
Верхним рубежом работы является последнее десятилетие XX в., которое определяется резкими социально-экономическими и социально-политическими изменениями в России. В этот период в связи с распадом Советского Союза, приведшего к социально-экономическому кризису в стране (упадок сельского хозяйства, массовая безработица в сельской местности), значительная часть хакасов, проживающая в притаежной зоне Хакасии, стала обращаться к хозяйственно-промысловой деятельности. Также рыночный спрос на продукты природных даров (кедровый орех, пушнина, целебные вещества и т.д.) способствовал развитию добывающего хозяйства хакасов. Выбранный временной отрезок позволяет нам выявить инновационные элементы и черты указанных промыслов и проследить необходимость занятия хакасов хозяйственно-промысловой деятельностью в указанное время. Рассматриваемый период дает возможность наиболее полно использовать накопленный нами этнографический полевой материал.
• Методологической основой диссертации послужили, прежде всего, принципы системного подхода к изучаемой проблеме, сравнительно-исторический метод и теоретические разработки российских ученых Л.П. Потапова, СИ. Вайнштейна, В.Я. Бутанаева и др., посвященные исследованиям традиционных хозяйственно-культурных комплексов. Таежные промыслы хакасов - охота, рыболовства, добыча лесных даров, а также религиозно-обрядовые действия промысловиков, рассматриваются как в контексте описательной характеристики, так и с позиции системного подхода, предполагающего анализ указанных отраслей добывающего хозяйства как единого промыслового комплекса, включающего в себя и
соционормативные элементы культуры. Сравнительно-исторический метод применен для выяснения общего и особенного таежных промыслов хакасов с аналогичной деятельностью других народов Саяно-Алтая. В то же время данный метод использовался для выяснения эволюции таежных промыслов хакасов. Кроме того, для изучения таежных промыслов хакасов в диахронии нами применяется принцип историзма.
Методы исследования. Наша диссертационная работа в первую очередь базируется на традиционных для этнографического исследования полевых методах, к которым относятся непосредственное наблюдение, опрос, беседа, письменная фиксация и фотофиксация объектов, способствовавшие получить достоверный полевой этнографический материал.
В ходе исследования широко использовались описательный, типологический и ретроспективный методы. Для выявления определенных видов и форм, способов и приемов охоты, рыболовства, а также видов промысловых орудий в диахронном и синхронном аспектах важную роль сыграл типологический метод. С помощью описательного метода дан этнографический обзор исследуемого вопроса. Ретроспективный метод использовался при анализе лингвистических и фольклорных источников для реконструкции отдельных форм хозяйственно-промысловой деятельности народов Саяно-Алтая до XX в.
Историография вопроса. История изучения таежных промыслов хакасов начинается в XYIII в. (времени присоединения Хакасии к России и организации первых академических экспедиций в Сибирь). В указанный период Сибирь посетили несколько академических экспедиций с целью изучения данного региона и его населения. Руководители этих экспедиций Д.Г. Мессершмидт, Г.Ф. Миллер, П.С. Паллас, И. Георги и др., собрали весьма ценный материал по этнографии Сибири, в том числе по традиционным хозяйственным занятиям хакасов.
' В начале XIX в. исследователь Г.И. Спасский один из -первых
Ф представил описание хозяйственной жизни хакасов. Он занимался
исследованием практически все хакасских групп и отметил их единство в хозяйственном, культурном и языковом отношениях. Относительно таежных промыслов ученый уделил внимание и описал некоторые способы охоты на пушных, копытных и хищных зверей. Кроме того, Г.И. Спасский составил словари, которые представляют интерес с точки зрения наличия в них таежной терминологии.1
В первой половине XIX в. вопросы охоты, рыболовства хакасов были освещены в труде царского чиновника Н.С. Щукина. В его работе уделено ф| внимание некоторым способам добычи мелких пушных зверей и копытных
(ружейная охота на мелких пушных зверей, ловли копытных ловчими ямами, белок - плашками). Кроме того, автор указал на ареал распространения охотничьих угодий в горно-таежных массивах Хакасии. Он пишет: «На промыслы уходят в Саянские горы, к вершинам рек Абакана, Амыла, Кизири и Казыря».2 Также исследователь выделил главные объекты пушного промысла (белка, соболь). Относительно рыболовства Н.С. Щукин отметил, что хакасы рыбу ловят сачками. В этой работе встречаем сведения и о собирательстве: «Летом заготавливают коренья сараны, пионов, собачьего зуба».3
Некоторые сведения по данной проблеме прослеживаются в труде Степанова А. П. «Енисейская Губерния», составленного на основе этнографических, археологических данных. В его исследовании содержатся сведения о быте и хозяйственной деятельности хакасов, в частности и об охоте. К сожалению, он описывает только некоторые элементы активной и пассивной охоты и промыслового инвентаря промышленника,4 а другие
1 Потапов Л.П. Происхождение и формирование хакасской народности. Абакан, 1957. С.279-305.; Он же. Краткие очерки истории и этнографии хакасов XVII-XIX веков. Абакан, 1952. С.129-130.
Спасский Г.И. Народы, кочующие вверху р. Енисея // Сибирский вестник, 1819. Ч. 5. С.65.
2 Щукин Н.С. Народы турскаго языка, обитающие в Южной Сибири //. "Журнал МВД". Ч. 18. №6. СПб., 1847. С.279.
3 Там же. С.280-284.
4 Степанов А.П. Енисейская губерния. - Красноярск: Горница, 1997, С. 73-77.
отрасли добывающего хозяйства остались за пределами его внимания, что не представляется для нас возможным представить в полном объеме данный комплекс хозяйства.
Во второй половине XIX в. таежные промыслы хакасов в комплексном отношении были представлены в работе И.И. Каратанова, члена Русского Географического Общества, «Черты внешнего быта качинских татар».5
Следует отметить, что автор в своей работе осветил культуру и быт сагайцев, ,
а не качинцев. Эти не точности были допущены при издании этого труда. В
этом исследовании мы исчерпали ценные сведения, касающиеся
добывающей отрасли хакасов. Исследователь, пытаясь дать научное объяснение формам добывающего хозяйства хакасов, рассмотрел различные стороны охоты, рыболовства и добычи таежных даров. Исследуя охоту, он. прежде всего, уделил внимание экономической стороне данного вопроса: продаже и сбыту продуктов охоты, приводя их статистические сведения. Вместе с тем, в указанной работе имеются описания некоторых способов активной охоты (ружейная охота на медведя, волков, пушных зверей, маралов на солонце) и пассивной (ловли петлями кабарги, добычи мелких пушных зверей плашкой, травлении волков ядом, ловушки-перевеса на тетеревов).6 В способах рыболовства он говорит о ловле сетями, неводом и удочкой и сбыте рыбопродукта. Также исследователь указал на различные способы добычи кедрового ореха, ограничиваясь отрывочными описаниями .7 Однако автор не ставил задачи специального изучения традиционного природопользования хакасов, поэтому вопросы данной проблемы остались за пределами предметной области исследования.
Необходимо отметить научные труды Н.Ф. Катанова - первого хакасского ученого, выдающегося лингвиста, востоковеда и тюрколога. Данный исследователь записал значительное количество ценных материалов
5 Каратанов И.И. «Черты внешнего быта качинских татар». - Известия императорского русского географического общества. Т. XX. Вып.6. СПб. 1884.; Архив РГО. Р.64. Оп.1. Д.27., «Описание быта инородцев, обитающих по Абаканским степям», (рукопись). Л. 48-60.
6 Архив РГО. Р.64. Оп.1. Д.27., «Описание быта инородцев, обитающих по Абаканским степям», (рукопись). Л. 48-60.
7 Там же. Л.44.
об этническом составе, религиозных представлениях, промысловых обрядах
(Р хакасского народа, а также исторические предания. Всего по хакасам им было
опубликовано около 25 статей. В одной из работ Н.Ф. Катанова «Сагайские татары Минусинского округа Енисейской губернии», встречаются сведения и о хозяйственно-промысловой деятельности хакасов. В этом исследовании в основном представлены статистические сведения добычи зверей и рыболовства хакасов, которые отражают экономическую сторону изучаемой проблемы.8
В XIX в. важную роль в изучении традиционной культуры и
быта хакасов сыграл Минусинский краеведческий музей,
Зк основанный Н.М. Мартьяновым в 1876 г. С деятельностью музея
связаны имена ссыльных народников Ф.Я. Кона, Д.А. Клеменца,
Е.К. Яковлева и др., получивших признание в сибиреведении.
Исследователь Е.К. Яковлев, являясь политическим ссыльным, изучив литературу и этнографические коллекции Минусинского музея и используя собственные полевые материалы, впервые произвел полный этнографический обзор хакасского народа (семейная обрядность, хозяйство, религиозные верования и др.). В его труде также уделяется внимание к хозяйственно-промысловой деятельности хакасов. О таежных промыслах , автор написал следующее: «Важную роль, как подсобного промысла и
самостоятельного занятия, играют особенно в жизни подтаежных сагайцев и качинцев звероловство, рыболовство, сбор кедровых орехов».9 Из примера видим, что в XIX в. не только подтаежное население занималось добывающим хозяйством, но и скотоводы степной зоны Хонгорая. Исследуя эти промыслы, автор отметил и описал орудия охоты, рыболовства и охотничье, снаряжение. Из орудий и снаряжения зверолова - ружье, лук и стрелы, черкан, горн, самострел, мерка для пороха и дроби, нарты, лыжи и
8 Катанов Н.Ф. Сагайские татары Минусинского округа Енисейской губернии. Живая старина, 1893. Т.З. Вып.4. С.565-566.; Он же. Избранные труды о Хакасии и сопредельных территориях. Абакан, 2004. С. 95-104.
9 Яковлев Е.К. Этнографический обзор инородческого населения долины Южного Енисея. Минусинск 1900 С.56.
• лыжная палка, плашку для мелких пушных зверей и петлю на тетерева, при
этом указал размеры и назначения этих орудий. Он также описал
рыболовные снасти - сеть, невод, верша, удочка, острога и вентирь.10 Кроме этого, Е.К. Яковлев упомянул о некоторых способах охоты: «Мелкие звери ловятся преимущественно петлями, ловушками, капканами, более крупные -самоловами, ямами и стреляются из ружья».11 К сожалению, автор не сумел сделать должный анализ всем перечисленным орудиям таежников и способам охоты, . поэтому исследование приобретает (неполноценный, характер.
Д.А. Клеменц, революционер-народник 1870-х гг., за свою 15-летнюю жизнь в ссылке в Сибири собрал огромный и разнообразный материал о народах Сибири. В его работе «Население Сибири» отведено незначительное место рассмотрению звероловства у хакасов. В свою очередь, автор, анализируя хозяйственную деятельность хакасов, выделил две группы: «Есть «ловцы» или промышленники на рыб, зверей и птицу, кочевники, питающиеся от своих стад и периодически передвигающихся с места на место».12 Он упомянул, что рыболовство, белкование, соболевание, добыча кедрового ореха и собирание ягод требуют «необъектной силы».13 В то же время исследователь отметил о существовании охотничьих фетишей у хакасов: «Идолы у инородцев на всякие случаи жизни: одни помогают от болезней, другие охраняют скот, третьи обеспечивают удачу на промысле».14 В целом сведения Д.А. Клеменца показывают, что в хозяйственном комплексе хакасов таежные промыслы сочетались с традиционным скотоводством.
Некоторые сведения о хозяйственно-промысловой деятельности хакасов имеются в работе П.Е. Островских «Этнографические заметки о тюрках
Минусинского края», вышедшей в 1895 г.15 В его исследовании затронуты
некоторые вопросы охоты (способы охоты на мелких пушных зверей,
копытных, снаряжение охотника). Например, Островских П.Е. написал о ружьях следующее: «Охотники употребляют преимущественно самого примитивного устройство кремневое ружье, как более якобы надежнее и практичнее пистонного». Из примера видно, что кремневое ружье являлось более надежным.16 Вместе с тем многие вопросы данной проблемы остались
нераскрытыми.
В конце XIX в. статистическим комитетом Енисейской губернии была
организована экспедиция с целью изучения быта и хозяйственного
Кулаков и А.А. Ярилов.
В результате экспедиции, материалы по материальной культуре и экономическому положению были опубликованы в книге А.А. Кузнецовой, П.Е. Кулакова «Минусинские и Ачинские инородцы» в 1898 г. В этой работе хозяйственную деятельность хакасов осветил П.Е. Кулаков. Он, рассматривая их хозяйство, отмечает, что скотоводство и звероловство занимают | незначительное место и находятся на стадии упадка, при этом указал на '. приоритетность земледелия. Автор пишет об этом: «Как только vv администрацией поднимается какой-нибудь вопрос, который почему-либо не
нравится, все управы сейчас же начинают хором одни и те же жалобы: «К хлебопашеству по кочевому образу своей жизни не привыкли, промыслов нет, звероловство, вследствие золотопромышленности, прекратилось —
отчего грозит нам крайняя нищета и бедность». Далее он же отмечает: «Земледелие все - таки сделало у инородцев успехи и весьма значительные в особенности там, где этому способствовало близкое соседство русских и благоприятные естественно-географические условия». На этом примере видим, что исследователь сделал ошибочные выводы о скотоводстве и
15 Островских П.Е. Этнографические заметки о тюрках Минусинского края. СПб., 1895.
16 Там же. С. 312.
17 Кузнецова А.А., Кулаков П.Е. Минусинские и Ачинские инородцы. Красноярск, 1898. С.25.
прекращении существования звероловства хакасов. Однако архивные факты
и исследования исследователей И.И. Каратанова, Е.К. Яковлева
свидетельствуют, что в этот период охотничий промысел в хозяйстве хакасов занимал значительное место.
Работа П.Е. Кулакова соответственно с этим подверглась критике со стороны ряда ученых-современников А.А. Ярилова,19 Н.Н. Козьмина.20
Скрупулезное и более углубленное изучение экономического положения Кызыльского ведомства была выполнена А.А. Яриловым в работе «Кызыльцы и их хозяйство». *в)ней J автору рассматривая ^хозяйственный комплекс хакасов, производит подворное исследование хозяйства кызыльцев,
охотничий промысел, А.А. Ярилов привел статистические сведения об орудиях таежников, добыче зверей, при этом указал количество продажи, и цены шкур добытых зверей в этом ведомстве. В то же время исследователь отметил некоторые способы ружейной охоты (охота на медведей, лисиц, маралов, белок с собакой). Более того, он указал на сезоны охоты, также привел сведения о возникновении маралятников в хакасских хозяйствах.21 В рыболовстве ученый, прежде всего, акцентировал внимание на экономическую сторону (сбыт и продажа рыбопродукта, размер улова в день ,( и за год). Вместе с тем он описал некоторые способы ловли рыбы (сетями,
неводом, удочкой и лучением).22 В целом хозяйственный комплекс хакасов рассмотрен автором через призму экономических отношений, поэтому отдельные вопросы этнического природопользования остались за пределами его внимания.
Особо следует выделить работу историка Н.Н. Козьмина, касающуюся социально-экономического развития Южной Сибири в начале XX в. В его труде «Хакасы», написанной еще 1913 г., с помощью обработки статистико-экономических данных по хакасским ведомствам 1909-1913 гг., впервые
19 Ярилов А.А. В защиту науки и приговоренных к смерти. Юрьев, 1900. С.7.
20 Козьмин Н.Н. Хакасы. Историко-этнографический и хозяйственный очерк. Иркутск, 1925. С.119-120.
21 Ярилов А.А. Кызыльцы и их хозяйство. Юрьев, 1899. С.254-256.
22 Там же. С.257-258.
представлено социально-экономическое положение хакасского аала на начало
XX в. Исследуя хозяйство хакасов, автор пишет и о звероловстве. Nb
-результате—рассмотрения-^^дхотничьеюо—промысла 'дн установил, что
промысловая деятельность наиболее была развита в подтаежных, /чем. в
степных районах, при этом указал: «В Абаканском ведомстве охотой
занималось лишь 2,9 % хозяйств, а в Аскызском — 26,5 %, в Кызыльском —
18,5 %».23 В данной работе Н.Н. Козьмин рассмотрел звероловство хакасов в
основном в экономическом аспекте, тем самым показал, что охота является
составной частью хозяйственного комплекса коренных жителей Хакасии,
Первый хакасский этнограф С.Д. Майнагашев посвятил свои <§- исследования языку и духовной культуре хакасов. Для нашей работы
представляют интерес сведения ученого о существовании охотничьих фетишей, которым приносится жертва перед отправлением на охоту.24 Вместе с тем, шаманские культы тесно переплетаются с мировоззрением звероловов, в котором прослеживаются общие представления о духах-хозяев гор и рек.
Следует отметить работу А.Ф. Тугаринова «Соболь в Енисейской губернии», вышедшую в 1913г. В своем исследовании он описывает некоторые способы охоты на соболя - активные (ружейная охота с собакой) и пассивные (ловля капканами, плашкой), также приводит статистические , сведения добычи соболя в Енисейской губернии.25 В результате автор
проследил некоторые стороны динамики добычи соболя как важного направления в пушном промысле хакасов, что является в той или иной мере дополнением по данной проблеме.
.Таким образом, в рассмотренных трудах исследователей дореволюционного периода освещены отдельные некоторые стороны охоты, рыболовства и добычи таежных даров, также ряд обычаев и обрядов, связанных с этими промыслами. В целом эти исследования послужили основой для дальнейшего исследования темы диссертации.
23 Козьмин Н.Н. Хакасы. Историко-этнографический и хозяйственный очерк края. Иркутск, 1925. С. 182.
24 Рук. фонд ХакНИИЯЛИ. № И-3., Оп.2. Д. 1397. Л.114.
25 Тугаринов А.Я. Соболь в Енисейской губернии (современное состояние и значение соболиного промысла). Красноярск, 1913. С.7-12.
' Знаменательным этапом в изучении таежных промыслов хакасов стал
вопрос хозяйственно-промысловой деятельности хакасов, следует назвать Н.П. Дыренкову.
В 1920-30 - е годы ленинградский этнограф Н.П. Дыренкова посвятила ряд исследований хакасскому этносу. В одной из её рукописных работ «Хакасы» мы встречаем сведения, касающиеся хозяйственного комплекса жителей Хакасии. Ученый, исследуя хозяйство хакасов, отмечает, что население занималось скотоводством, земледелием и промыслами. Автор, анализируя отрасли присваивающего хозяйства, указал, что основное ф' значение имели охота и рыболовство. Так, рассматривая охотничий
промысел, Н.П. Дыренкова упомянула о плате ясака пушниной и сделала вывод, что большое значение промыслы имели у притаежных сагайцев и бельтыров, особенно у койбалов и кызыльцев. Из орудий охоты исследователь отмечает лук и стрелы, ружье (кремневое, пистонное), самострел, черкан, горн для подманивания маралов, манок на косуль, при этом приводит хакасские названия этих орудий. Кроме того, она записала легенды и предания коренного населения Хакасии, в которых прослеживаются верования таежников.26 В целом исследователь осветила некоторые стороны охоты, рыболовства и собирательства и пыталась показать значимость таежных промыслов в жизни хакасов.
В области этнографии в 20-30-е г. XX в. по соседним этносам Саяно-Алтая вышли труды Б.Э. Петри, А.А. Янушевича, в которых представлены добывающие отрасли хозяйства карагасов и шорцев.
На основании собственных полевых материалов А.А. Янушевич в своей работе подробно характеризует способы охоты, принципы организации промысла и промысловый инвентарь шорского охотника . Однако в его
26 Архив Кунсткамеры им. Петра I. Ф.З. Оп. 1. Д. 197. Л. 14-31.
27 Янушевич А. Обследование охотничьего промысла Горной Шории. // Шорский сборник. Вып. 1. Кемерево, 1994. С.103-117.
исследовании охота как одна из главных систем жизнеобеспечения шорцев
не получила достаточного отражения.
Хозяйственно-промысловая деятельность карагасов с точки зрения описательной характеристики отражены в исследовании Б.Э. Пэтри. В этой работе представлены основные виды добывающей деятельности указанного народа. Автор описал способы охоты (гоньба по насту, добыча медведя в берлоге, белкование с собакой и др.) и рыболовства (ловля сетями, вершой, добыча острогой и т.д.) тофалар. Кроме того, он отметил о сборе дикорастущих растений, также о вере в горных духах.28 Вместе с тем орудия промыслов остались за пределами внимания ученого, поэтому снижает
ф уровень исследования.
Большой вклад в изучение истории и культуры народов Саяно-Алтая внес Л.П. Потапов. Он первым из исследователей применил комплексное использование источников по изучению этногенеза, этнической истории, культуры и быта хакасов. В результате были опубликованы «Краткая история и этнография хакасов XVII-XIX вв.» и «Происхождение и формирование хакасской народности», в которых автор, рассматривая хозяйственный комплекс хакасов, уделил внимание некоторым сторонам изучаемой проблемы. В способах и приемах охоты и артельной организации звероловов исследователь отметил следующее: «Техника и приемы охоты целиком сохраняли архаичный облик и в этом отношении почти не отличались от охоты шорцев. Этому занятию сопутствовала целая серия различных обрядов, поверий, примет и запретов. В охоте преобладало артельное начало с уравнительным распределением добычи между
артельщиками». Он упомянул также об уплате ясака пушниной и привел описание бортничества у хакасов. Кроме того, ученый указал на существование собирательства, при этом он отметил, что при захоронении
28 Петри Б.Э. Промыслы карагас. Иркутск, 1928.
29 Потапов Л.П. Происхождение и формирование хакасской народности. Абакан, 1957. С. 184-185.
30 Потапов Л.П. Краткие очерки истории и этнографии хакасов XVII-XIX веков. Абакан, 1952. С.204
*' женщины погребали корнекопалку. 1 Из примера видно, что это орудие
?й занимало значительное место в жизни коренного населения Хакасии. Л.П.
Потапов рассмотрел многие стороны охоты и рыболовства, в частности
организации промыслов, способы добычи зверя и ловли рыб, также
религиозные представления таежников.
В этот же период вышли ряд работ Л.П. Потапова, посвященные шорцам и алтайцам, в которых в полном объеме рассмотрены таежные промыслы указанных народов. В своих трудах он дал этнографическое описание основных способов активной и пассивной охоты и рыболовства алтайцев и шорцев. Автор акцентировал внимание также на формы ф организации этих промыслов (артель). В орудиях добывающего хозяйства
подробно описаны лук и стрелы, самострел, черкан, сети-обметы и т.д. В снаряжении охотника он отметил о промысловой одежде, средствах передвижения (лыжи, нарты у шорцев), охотничьем поясе.32 Не менее ценными в трудах Л.П. Потапова являются сведения и о промысле кедрового ореха, сборе дикорастущих растений.33
Следует отметить, что в сравнительном плане мы берем алтайцев, проживающих в северной части Алтая, так как все отрасли таежных промыслов представлены только в их хозяйственно-культурном комплексе.
В 1944 г. в Хакасии создается Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории (ХакНИИЯЛИ), ставший научным центром, в рамках которого началось комплексное изучение хакасского этноса. С деятельностью этого института связаны имена таких исследователей: П.И. Каралькина., Ю.А. Шибаевой, К.М. Патачакова, В.Я. Бутанаева, В.Г. Карцова и Г.А. Моховой.
П.И. Каралькин, будучи заведующим сектора истории данного института, сыграл важную роль в изучении традиционной культуры и быта
32 Потапов Л.П. Народы Южной Сибири. Новосибирск. 1953.; Он же. Очерки по истории Шории. М.: Л., 1936.; Он же. Очерки по истории алтайцев. Новосибирск, 1948.; Он же. Охотничий промысел алтайцев. СПб.
коренного населения Хакасии. В одной работе П.И. Каралькина «Промысел диких пчел у южных хакасов», изданной в Известиях Всесоюзного Географического Общества в 1952 г., имеются весьма ценные сведения добычи таежного меда. В его исследовании описаны способы данного промысла и в качестве иллюстраций представлены фотографии солонцов для пчел34. Кроме того, в рукописном фонде ХакНИИЯЛИ хранится неопубликованная работа П.И Каралькина «Земледелие и охота бельтыров»,33 в которой в описательной характеристике рассмотрены
^ вопросы земледелия, охоты и рыболовства. В целом эти материалы
выступили как дополнением при комплексном рассмотрении данной проблемы.
Таежные промыслы хакасов были освещены в работе хакасского этнографа К.М. Патачакова «Культура и быт хакасов в свете исторических связей с русским народом», опубликованной в 1957 г. Здесь автор, рассматривая таежные промыслы хакасов, главный акцент делает на звероловство и рыболовство жителей Хакасии. Он, анализируя охотничий промысел, описал некоторые орудия охоты и охотничье снаряжение, а также
/ способы охоты на хищных, копытных и пушных зверей. Из орудий охоты
исследователь описал самострел, лук и стрелы, горн для приманивания маралов, отметил о ружьях и снаряжении охотника. Среди способов охоты мы встречаем описания: гоньба по насту маралов, добыча их во время случки, охота на косуль с помощью пикульки, ловля кабарги петлей, добыча медведя в берлоге и ловля соболя сетью-обметом.36 В рыболовстве он отметил способы ловли рыбы петлей, удочкой, вершой, сетью, неводом,
Список литературы
34 Каралькин П.И. Промысел диких пчел у южных хакасов. Известия Всесоюзного Географического Общества. Спб. 1952. Т. 84. Вып 1. С. 105-106.
35 Рукописный фонд ХакНИИЯЛИ. Ф. №. 341. Каралькин П.И. Земледелие и охота у бельтыров. (по материалам экспедиции в Аскизский и Таштыпский районы в 1947 г.).
36 Патачаков К.М. Культура и быт хакасов в свете исторических связей с русским народом. Абакан, 1957. С. 26-27.
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно
23728.doc
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
03.11.24
Лексикографический анализ единиц поля
03.11.24
Из истории слова гость и его производных
03.11.24
Семантическое поле гость в русском языке
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2024. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.