У нас уже
21989
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
Народная медицина удмуртов в конце XIX первой трети XX вв.
Количество страниц
185
ВУЗ
МГИУ
Год сдачи
2010
Бесплатно Скачать
23717.doc
Содержание
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...3
I.ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЭТНОСА...33
1.1. Природно-географические, хозяйственные и культурные условия жизни...33
1.2. Развитие официальной медицины в Удмуртии. Земская медицина...43
1.3. Советская медицина...50
ГЛАВА II. КАТЕГОРИИ НАРОДНЫХ ВРАЧЕВАТЕЛЕЙ...54
2.1 Знахари...59
2.2 Колдуны...62
2.3Туно...65
III. ТРАДИЦИОННЫЕ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ...72
И ЭТИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ...72
3.1 Анатомические представления...72
3.2 Санитарно-гигиеническая культура...73
3.3 Этиологические воззрения...84
IV. НАРОДНАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ...107
4.1 Прогностика, диагностика...107
4.2 Фитотерапия...109
4.3 Лечение средствами животного происхождения...129
4.4 Лечение продуктами человеческой жизнедеятельности...133
4.5 Лечение минеральными средствами...134
4.6 Хирургия...137
4.7 Физиотерапия...142
4.8 Магические приемы лечения...145
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...154
СОКРАЩЕНИЯ...161
ИСТОЧНИКИ...162
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК...170
ПРИЛОЖЕНИЯ...185
ВВЕДЕНИЕ
В век всеобщей стандартизации культура жизнеобеспечения человека, кажется, целиком находится во власти унифицированных норм, разработанных обществом, государством и самим ходом истории, и подчиняющихся общим правилам поведения. Это в полной мере относится к медицинской культуре отдельного человека, народа и целого государства. С XIX столетия и до настоящего времени академическая медицина занимает господствующее положение в большинстве стран мира, однако, в некоторых регионах ойкумены, особенно в аграрных обществах, народная медицина остается единственным институтом, оказывающим врачебную помощь. Не являет собой исключения и Россия. На бытовом уровне живет как знание о традиционных способах лечения и профилактики болезней, так и практика врачевания, передаваемая из поколения в поколение.
Медицина известна человечеству с давних пор. Принято считать, что навыками самолечения обладают животные, и, наблюдая за ними, человек начал постигать приемы врачевания, распознавать лекарственные растения и минералы и различать их свойства. Однако, по-видимому, это не была еще собственно медицина, а всего лишь некоторые приемы самопомощи, носившие генетически обусловленный характер [Сточик 1991: 15]. Медико-гигиеническая же деятельность человека включена в общественную практику и базируется, прежде всего, на осознании необходимости взаимопомощи и представляет собой комплекс действий, основанных на знании и опыте. Формирование медицинских и гигиенических представлений происходило не только по мере развития производства, но и вырабатывания системы моральных и этических норм. Наличие развитой системы морально-нравственных представлений является непременным условием создания медицины человеческого общества, а организация и развитие санитарно-гигиенических знаний решительно невозможны без наличия в человеческом обществе определенного набора этических предписаний. Известно, что уже в
палеолите люди обладали достаточными знаниями об анатомии человека, умели делать хирургические операции, знали лекарственные травы, некоторые из которых используются до сих пор [Семенов 1989: 231]. Уже в этот период немощные сородичи находились под защитой коллектива, их опекали, о них заботились. Историки медицины свидетельствуют: в это время зарождается «формирующаяся медицина» [Сточик 1991: 15]. Для стабильного существования общества необходимо, чтобы оно было консолидировано, то есть, личные интересы каждого его члена должны быть соотнесены/подчинены интересам общества в целом. Для этого, в свою очередь, нужно соблюдение членами общества определенных норм и правил и наличие механизмов, обеспечивающих их соблюдение. Таким образом, нравственные и законодательные нормы, общественные институты начинают организовывать деятельность людей, и возникает система табу, которые выступают в роли регуляторов поведения людей. Роль табу огромна в возникновении этиологического фактора в медицине. В большинстве ранних культур (у так называемых первобытных народов) нарушение табу расценивается в качестве причинаы появления подавляющего количества заболеваний [Honko 1959: 45 - 50]. Довольно рано также появляются табу в отношении лиц, ухаживавших за больными и оказывавших врачебную помощь. В частности, лица, оказывающие помощь больным и раненым, не должны были вступать в половые отношения, иначе больной мог умереть [Семенов 1989:261].
На определенном этапе человеческого развития произошло переплетение эмпирических и магических приемов в медицинской практике. Происходит персонификация этиологического фактора: основными причинами болезней стали считаться злые духи, а действие колдовства стало опосредоваться через действие на душу человека. Сама лечебная практика осложнилась развитой обрядовой системой. Разработанная этиологическая система давала людям объяснение причин болезни, осознание того, что это
внешние факторы и что человек может воздействовать на них, равно как и на других людей, животных и на все окружающее в природе. Магия как сверхъестественная сила, присущая человеку, явилась показателем самой возхможности человека взаимодействовать с природой, воздействовать на нее. Появилось представление о том, что человек может сам себя защитить и бороться с болезнями, но для этого необходимы специальные люди, которые больше других наделены этой способностью: шаманы, знахари, колдуны. Такие «специалисты» известны в разных культурах под разными именами, но они есть везде, и именно это, по-видимому, служит показателем понимания того, что такое лечение, поскольку лечение - это, прежде всего, оказание помощи другому человеку, когда внешние силы становились сильнее защитных сил человека; это способность увеличить жизненную силу человека, даже передать ему часть своей: «...колдуны являются хранителями мифологических представлений и соответствующих приемов, которые были свойственны всем и каждому на определенном этапе культурного развития, но только владеют они ими в большей степени, чем обыватели» [Сидоров 1997: 18]. В традиционных представлениях сакральные лица наделены большей силой, и они гораздо успешнее могут противостоять чужому вредоносному воздействию. При лечении «профессионалы» неизбежно «принимают» на себя часть болезни, заражаются «нечистотой» и поэтому отделяются от общества, становятся табуированными его членами. Именно на этом этапе развития медицины появились и были осознаны такие основные сущностные категории медицины как этиология, лечение, профилактика, прогноз [Сточик 1991: 20-21].
Дальнейшее развитие медицины было связано, по-видимому, с формированием этнических медицинских систем. Создание традиционных медицинских систем у разных народов происходило под влиянием природно-географической среды, экономических коллизий, формирования и развития общественных институтов. Существенную роль в их развитии сыграли
культурные взаимосвязи с другими этносами. Региональная/национальная принадлежность этих систем отчетливо прослеживается при сравнении европейской и восточной хмоделей здоровья и болезни. Если европейцы рассматривают здоровье как отсутствие патологических расстройств, а болезнь воспринимается как биологический феномен, то народы Востока, Азии и Латинской Америки здоровье и болезни воспринимают как комплексный феномен, в котором взаимосвязаны биологический и социокультурный факторы [Chesnov 1988: 2]. Однако любая медицинская система, независимо от времени и места возникновения, условий формирования и функционирования, направляла свою деятельность на предоставление населению медицинской помощи и разница между ними состоит в различиях той культурной среды, в которой практикуются эти системы [Народная медицина 1980: 9].
Большинство ранних медицинских моделей претерпели существенные трансформации, некоторые из них исчезли вместе с народами — их носителями, другие стали основой зарождающей научной медицины, третьи дошли до наших дней, изменившись в той или иной степени. На сегодняшний день господствующей принято считать медицину научную, или клиническую, она определяет повседневную врачебную практику * большинства стран мира, однако во многих странах Африки и особенно Азии
существенную роль играют традиционные медицинские системы, которые хорошо изучены и включены в практику врачей государственных учреждений. К примеру, индийская и китайская модели представляют случай инкорпорирования народных целителей в современные больничные комплексы. Народные врачебные практики здесь опираются на древние медицинские тексты, пользующиеся признанием в обществе, и эти практики % находятся под контролем государства. Во многих регионах Евразии
щ медицина народная по-прежнему сохраняет немалую роль, особенно среди
сельского населения [Бромлей 1981: 217].
В терминологии рассматриваемого вопроса наблюдается некоторая неопределенность. Термины «народная», «традиционная», «нетрадиционная», «официальная», «неофициальная» применительно к медицине имеют трактовку, порой весьма различную у разных авторов. Видимо, это свидетельство отсутствия выработанной методологии. Как правило, противопоставление идет по линии «народная - традиционная», где под последней подразумевается западная, или европейская, медицина.
Традиционная медицина, называемая также академической, официальной, - это методика воздействия на организм, приносящая эффект и способная объяснить себя. Каждое ее положение может быть проверено в эксперименте, опровергнуто или подтверждено. Такую медицину еще называют научной. Ее отличительная особенность — это теоретическая база, сообразная со степенью развития науки, и практическая часть, включающая в себя классификацию болезней, лекарственный арсенал (в том числе
^ промышленное производство лечебных средств), а также способы
физического и психотерапевтического воздействия на человека [Хунданов, Шушарджан 1991: 45]. Научная медицина характеризуется также наличием профессиональных кадров и учреждений, занимающихся их массовой подготовкой и переподготовкой. Эта система «наднациональна», хотя
* возникла на основе ряда европейских и в некоторой степени арабской
медицинских систем. Первоначально это была медицина европейского региона, но вскоре широко распространилась по ойкумене, частично включив в себя местную врачебную практику [Бромлей 1981: 217-218].
Термин «традиционная медицина» в изложенном понимании, пожалуй, более характерен для собственно медицинской науки, а в историко-этнографическом осмыслении это понятие обозначает обращение науки к
9 традиционным знаниям. Поэтому в медицинской науке, а также в широком
Ф понимании, под нетрадиционной медициной, как правило, понимается
народная, которая, в отличие от медицины традиционной/научной не
обладает сформированной классификацией и этиологией, ее положения теоретически не обоснованы и могут быть проверены лишь эмпирическим путем. Ее еще называют неофициальной. По способу передачи информации она разделяется на традиционно-устную и традиционно-письменную, которая отличается не только закреплением информации в письменных канонах, но и наличием специальных школ и учебных пособий (индийская, арабская, китайская системы) [Бромлей 1981: 213]. Предложенный Ю.В. Бромлеем термин «этномедицина» трактует традиционную (в значении «народная») медицину более широко, поскольку, по мнению ученого, современная народная медицинская культура определяется не столько традиционной врачебной практикой, сколько научной [Бромлей 1981: 218]. Термином «этномедицина» в значении «народная» принято пользоваться в западной этнологической науке [Honko 1959: 12-13], однако имеет место также употребление понятия «народная медицина» как противопоставление понятию «медицина научная» [Wolff 1998].
Принято именовать народную медицину донаучной, некоторые исследователи считают ее лишь этапом в развитии врачевания, отдельной ступенькой к вершине — медицине научной. В этом случае эпитет «научный» носит выраженный оценочный характер, а западная медицинская модель рассматривается как некий эталон, центр системы координат.
В данной работе применяется термин «народная медицина» как наиболее удачный, поскольку подразумевает (в отличие от дефиниций «традиционная/нетрадиционная») все разнообразие народных знаний и опыта в области медицины с учетом указанных хронологических рамок. Кроме того, этот термин подразумевает наличие этнической составляющей, которая, видимо, является главным отличием между разными медицинскими системами. В 1977 году в Женеве состоялось совещание Всемирной организации здравоохранения, где народная медицина была охарактеризована как «... сумма всех знаний и практических методов, как
объяснимых, так и необъяснимых, которые применяются для диагностики, предотвращения и ликвидации нарушения психического и социального равновесия и которые опираются исключительно на практический опыт и наблюдения, передаваемые из поколения в поколение, как в устной, так и в письменной форме» [Народная медицина 1980: 8]. Нужно сказать, что использование именно такого термина как «народная медицина» находит сторонников среди большинства современных исследователей региональных моделей традиционного врачевания [См., напр.: Ильина 1997; Мальцев 2004; Никонова 2000, 2004].
Актуальность темы исследования. Актуальность изучения народной медицины удмуртов в конце XIX - первой трети XX вв. обоснована тем, что тема принадлежит к области неисследованных проблем в удмуртской этнографии.
Народная медицинская практика включает в себя эмпирические знания, практические приемы диагностики, способы и средства предотвращения и устранения нарушений здоровья человека, основанные на использовании в целительстве уникальных возможностей естественной окружающей среды и ресурсов человеческого организма. Многие приемы и методы лечения сохранились до сегодняшнего дня в деятельности народных целителей, обогатившись за счет элементов научной диагностики и медицины, они используются в повседневном врачевании на бытовом уровне. Актуальность изучения народной медицины определена также далеко не исчерпанными возможностями использования этого опыта в клинической медицине. Кроме того, в сложившейся кризисной ситуации, охватившей все сферы современного общественного бытия, многие люди все чаще обращаются к богатому опыту своих предков, на протяжении веков реализовывашему гарантированно стабильное существование как отдельных индивидов, так и этноса в целом.
Нужно учесть также, что в последнее время быстрый рост расходов на медицинские технологические исследования и на их применение в практике, получившие название «высокие медицинские технологии», не сопровождался адекватным социальным эффектом. Они мало пригодны для массового применения из-за высокой начальной стоимости, и потому практически не подходят для реализации широкой профилактики. Возможности их применения ограничены, особенно в экономически слабых социумах, в немалой степени поэтому внимание медицинских теоретиков и практиков сегодня переориентировано на изучение древних приемов и систем лечения.
Сфера народной медицины выступает также богатейшим источником информации, который может значительно обогатить представление о религиозно-мифологической картине мира этноса в целом.
Кроме того, исследование народной медицины удмуртов может способствовать разработке общих методических рекомендаций по изучению феномена традиционных медицинских практик и их места и роли в современном обществе.
Объектом исследования является удмуртский этнос, в силу ряда природных и исторических обстоятельств долгое время сохранявший в относительной неприкосновенности свою культуру и мировоззрение.
Предмет исследования — народная медицина удмуртов как комплекс мировоззренческих установок и конкретных мероприятий — профилактических и лечебных, способствующих поддержанию физического и нравственного здоровья удмуртского этноса.
Цель диссертационной работы заключается в этнологическом анализе особенностей народной медицины удмуртов. В соответствии с целью выделяются следующие задачи:
1. Определение факторов формирования медицинской культуры удмуртского этноса.
2. Установление традиционных взглядов на причины возникновения болезней (выявление этиологического фактора).
3. Рассмотрение роли, статуса и функций института врачевателей в удмуртской этномедицине.
4. Описание традиционных методов предупреждения и лечения заболеваний.
Хронологические рамки исследования - конец XIX - первая треть XX вв. - обусловлены степенью сохранности источников и наличием историографической базы по этому периоду: именно в XIX в. начинается планомерное изучение удмуртов в этнографическом отношении (нижний рубеж). Верхняя хронологическая рамка определена временем, когда с началом коллективизации происходит ломка традиционного уклада крестьянской жизни, модернизация удмуртской культуры, что также повлияло на сохранность многих традиционных институтов. С установлением советской власти развивается сеть медицинских учреждений, со временем во многом сменившая институт знахарства у удмуртов.
Методология и методика исследования. Исследование опирается на теоретико-метологические разработки ведущего отечественного исследователя Ю.В.Бромлея (1973, 1976, 1981), который заложил основы изучения проблемы.
Работа базируется также на изысканиях, посвященных изучению региональных медицинских моделей, производившихся на материалах традиционных культур разных народов (исследования М.Д. Торэн, В.Г. Бирючева, A.M. Григорьевой, И.В. Ильиной, Н.Е. Мазаловой, Л.И. Никоновой).
Большое влияние на разработку теоретической части оказали изыскания зарубежных исследователей (Е. Ackerknecht, L. Honko, M. Hoppal, Е. Wolff).
В качестве основного методологического принципа в работе использован системный подход к изучению элементов культуры. Системный подход определил необходимость комплексной характеристики понятия «народная медицина» как сложной материальной, культурной, психологической, мировоззренческой системы. С другой стороны, традиционное врачевание было рассмотрено в качестве одного из элементов традиционной культуры.
Был применен сравнительно-исторический метод в сочетании с методическими приемами полевой этнографии — наблюдением, экспедиционным опросом. Использовался также метод «включенного наблюдения»: автор сам является представителем этноса и носителем его культуры.
Метод «экспертных оценок» позволил анализировать взгляды современных практикующих врачей на существование народной медицины сегодня, от них также удалось получить сведения о бытовой и медицинской культуре удмуртов, в частности по проблемам диагностики.
Источниковая база исследования. Работа написана на основе широкого круга источников.
К изданным письменным источникам можно отнести наблюдения исследователей и путешественников XVIII в. - Г.Ф. Миллера, П.С. Палласа, И.Г. Георги, а также публикации о жизни и быте удмуртов, которые были осуществлены представителями власти и священниками. В качестве этого типа источников могут быть использованы исследования ученых XIX в., они интересны и важны тем, что их авторы создавали свои произведения на основе личных наблюдений, многие из них отличаются ценными подробностями. Это работы Д.Н. Островского, B.C. Кошурникова, В.М. Бехтерева, Г.А. Потанина, Г.Е. Верещагина, Н.И. Тезякова, П.М. Богаевского, Б. Гаврилова, М.Т. Буха, Н.Г. Первухина.
Фольклорные источники представлены материалами, которые нашли свое отражение в работах Г.Е. Верещагина, Б. Гаврилова, Н.Г. Первухина, В.К. Кельмакова, а также современными сборниками фольклорных текстов (Кралина 1960; Владыкина 1998). В качестве источников этого типа использовались заговоры, полученные от информаторов в процессе полевой работы автора.
Архивные источники представлены материалами двух архивов. Главный архив Вятского региона — Государственный архив Кировской области, предоставляет нам сведения по интересующей теме главным образом в фондах 582 - фонде Вятского губернатора, 170 - фонде Вятской ученой архивной комиссии и 633 - фонде Вятской губернской врачебной управы (1797 - 1805 гг.). Это отчеты чиновников, циркуляры, различная документация врачебной управы. В архиве также были изучены и привлечены в работе Вятские губернские ведомости за 1838 — 1889 гг.-с публикациями М. Фармаковского, Н. Блинова, Н.Н. Первухина.
В Центральном государственном архиве Удмуртской Республики автором обработан материал, касающийся формирования земской медицины на территории Удмуртии. Это фонды 5, 246, 346, содержащие отчеты земских врачей, стенограммы заседаний съездов врачей, журналы уездных земских собраний. Благодаря материалам архива, удалось воссоздать картину зарождения и развития института земской медицины в нашем крае.
Автором использован также собственный полевой материал, собранный на протяжении 1997 - 2004 гг. В основном, это сведения по южным районам Удмуртской Республики: Алнашскому (1997 - 2003 гг.), Граховскому (2003 - 2004 г.), Малопургинскому (2000-2003 гг.). Север республики представлен исследованиями в Глазовском районе УР (1998 г.). Информаторами являлись пожилые люди, родившиеся, в основном, в первой трети XX в. и отлично помнящие культуру и быт первой половины XX в., а также давшие сведения по воспоминаниям своих предков; были
использованы также некоторые данные, принятые от информаторов конца 60-х — 70-х годов рождения, получивших их от своих бабушек и дедушек.
Степень изученности проблемы. Одними из первых ученых, изучавших теорию и практику этномедицины, были М. Bartels, W.H. Rivers, D. McKenzie, F.E. Clements, E.H. Ackerknecht. Они дали первые классифицированные объяснения причин возникновения болезней и знаний о лекарственных средствах, которые встречаются у первобытных народов. Монография М. Bartels «Die Medicin der Naturvolker» (1893 г.) была первым систематизированным трудом с описанием истолкований болезней у первобытных народов, здесь был приведен также перечень лекарственных растений [См.: Honko 1959: 12]. Классическим произведением, дающим представление о традиционной европейской этиологии болезней, служит работа О. von Hovorka/A. Kronfeld'a («Vergleichende Volksmedizin», 1908/09). Большинство первых публикаций по этномедицине были посвящены рассмотрению лечебной магии, некоторые авторы рассматривали проблему соотношения народной медицины, магии и религии (W.H. Rivers «Medicine, magic and religion», 1924 г.). Наряду с такими исследованиями, были популярными описания курьезных, экзотических, необычных методов лечения в народной практике [Wolff 1998: 236]. Большим вкладом в изучение представлений об этиологии заболеваний у разных народов стал труд F.E.Clements «Primitive concepts of diseas» (1932 г.), который содержал классификацию важнейших объяснений причин болезней во всем мире и их распространении. В исследованиях E.H. Ackerknecht'a рассматриваются отношения между религиозными представлениями и рациональными элементами в народной технике врачевания, описываются факторы, ведущие к успеху лечения (1942, 1943, 1946, 1949 гг.). I. Manninen в работе «Die damonistischen Krankheiten im finnischen Volksaberglauben» анализирует финский материал в сравнении с другими финно-угорскими народами и
доказывает, что умершие предки являются главными виновниками болезней в представлениях финноязычных народов [См.: Honko 1959].
Наибольшее количество исследований по этномедицине за рубежом появилось в 50 - 60-е годы XX столетия, тогда как в нашей стране эта проблема долгое время практически не разрабатывалась, и лишь с недавних пор появился ряд собственно этнографических работ по тематике народной медицины.
Научная медицинская школа в России формировалась в конце XIX -начале XX в. Она не теряла интереса к народным медицинским знаниям: знахарям было разрешено учиться в фельдшерских школах, знахарка вполне могла получить аттестат акушерки, предварительно окончив акушерскую школу [Власов 2001: 132]. С этого времени начинается изучение, а затем и внедрение во врачебную практику лекарственных трав. Например: в 1861 году — наперстянки (получен препарат гитален, применявшийся как успокоительное); в 1894 году В.М. Бехтеревым создана успокаивающая микстура на основе горицвета (черногорки), в 1880-х годах Н.П. Богоявленским и СП. Боткиным исследовано и начато применение майского ландыша при лечении неврозов, сердечной недостаточности и т. д. [Кузьмин 1981: 118]. Вообще, ученые в это время стремятся определить значение народных средств врачевания для практических целей медицины. Выдающийся отечественный терапевт Ф.И. Иноземцев в свое время стремился ввести во врачебную практику как можно больше средств из народной медицины, он писал: «Иногда мы переходим от научной эмпирии к народной, которая при лечении запутаннейших болезней неоднократно приносила нам неоспоримую пользу» [Цит. по: Ковалева 1972: 32]. В XIX столетии над изучением народной медицины плодотворно работали многие ученые: Н.Ф. Высоцкий («Народная медицина», 1911 г.), В.М. Флоранский («Русские простонародные травники и лечебники», 1879 г.), В.Ф. Демич («Очерки русской народной медицины. Акушерство и гинекология у
народа», 1889 г.; «Лихорадочные заболевания и их лечение у русского народа», 1894 г.; «Легенды и поверья в русской народной медицине», 1899 г.; «Хирургия у русского народа», 1911 г.). Первая отечественная докторская диссертация по русской народной медицине была также написана в XIX в.: ее в 1888 году в Дерптском университете защитил В.Ф. Демич. В XIX - начале XX вв. русскими врачами было опубликовано около 70 работ о растительных средствах в русской народной медицине [Архангельский 1985: 60]. Общим рефреном в работах этого времени могли бы стать эти слова: «Будучи продуктом материальной и умственной жизни народа, так называемая домашняя медицина есть только часть всеобщей истории культуры нашего отечества. Ее нельзя изолировать, так как она тесно связана с развитием цивилизации» [Демич 1889: 1].
Немалое внимание было уделено теме заговорной практики в русском врачевании. Наиболее значимой здесь была работа А. Ветухова. Исследователь народного врачевания, искусства заговоров писал: «Современная медицина начинает открывать у своей загнанной еще в недавнее время старшей сестры-«дурочки» богатые сокровища: врачи, еще недавно огульно издевавшиеся над приемами народного врачевания, начинают все громче заявлять о целебных свойствах трав, камней, корней, и пр., которыми давным-давно с успехом пользуется народ. Та сила, которая в заговорах играет первенствующую роль - внушение и самовнушение, разрастается теперь в науке в целую теорию гипнотизма...» [Ветухов 1907: 3].
Большую известность получила монография М. Д. Торэн «Русская народная медицина и психотерапия». М. Д. Торэн - авторитетнейший ученый в области исследования русского народного врачевания. Обширный круг источников, богатый полевой материал, широкий круг рассматриваемых проблем позволили автору создать работу, которая была несколько раз переиздана и в том числе — уже в 1996 году. В этом же году был опубликован труд Г.И. Попова «Русская народно-бытовая медицина. По материалам
Этнографического бюро кн. В.Н. Тенишева». Обе работы привлекают добросовестным изложением материала, беспристрастным анализом народной медицинской культуры, широким ареалом исследования.
Можно заключить, что в дореволюционное время отечественных ученых интересовали проблемы народной медицины главным образом русского народа, и в основном в плане их рационального применения, хотя были работы и по лечебной магии.
В советское время было защищено более 20 диссертаций, тематика которых была так или иначе связана с изучением истории медицины [Кузьмин 1981: 117]. Еще в 1919 г. в Ленинграде была создана лаборатория по изучению растительной продукции и лекарственных растений. В 1925 г. состоялось I Всесоюзное совещание по лекарственным растениям, положившее начало плановому изучению отечественной лекарственной флоры. В 1928 г. Всесоюзный научно-исследовательский химико-фармацевтический институт приступил к систематическому изучению средств народной медицины. В исследовательскую работу по изучению народного опыта в использовании растительных средств включалось все большее число научных учреждений. В 1931 г. был организован специальный Всесоюзный научно-исследовательский институт лекарственных и ароматических растений с сетью зональных станций. При нем была создана постоянная комиссия по изучению народной медицины Советского Союза и смежных стран [Цит. по: Ковалева 1972: 33]. Были основаны опытные станции, разбиты плантации лекарственных растений. Можно отметить, что интерес науки к народной медицине в это время носит прикладной характер, и работ в этнографическом аспекте практически нет.
В военное время средства традиционного врачевания по-новому начинают рассматриваться и применяться в отечественной медицине. В связи с нехваткой лекарственных препаратов, их недоступностью, многие фронтовые врачи прибегают к народным средствам лечения. В частности,
Список литературы
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно
23717.doc
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
03.11.24
Лексикографический анализ единиц поля
03.11.24
Из истории слова гость и его производных
03.11.24
Семантическое поле гость в русском языке
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2024. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.