У нас уже 21989 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Роль социально—гигиенический условий в формировании основных параметров качества жизни подростков
Количество страниц 162
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 23409.doc 
Содержание Содержание
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ... 3

ВВЕДЕНИЕ... 4-7

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ... 8-30

1.1. Анализ современного состояния проблемы «Качество жизни»... 8-15

1.2. Состояние здоровья школьников и факторы его формирующие... 15 -29

1.3. Заключение... 30

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ, ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 31-36

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ... 37-135

3.1. Роль школьных факторов в формировании качества жизни 37-66 старшеклассников...

3.1.1. Санитарно-гигиеническая характеристика условий и режима 37-47 обучения старшеклассников в школе...

3.1.2. Влияние учебной деятельности на функциональное состояние 48 - 59 старшеклассников...

3.1.3. Влияние процесса обучения в школе на работоспособность 60 - 66 старшеклассников...

3.2. Анализ процесса формирования качества жизни учащихся - 67-98 девушек 13 - 17 лет...

3.2.1. Оценка роли различных составляющих качества жизни девушек.. .67 - 81

3.2.2. Анализ формирования качества жизни девушек... 81-98

3.3. Анализ процесса формирования качества жизни учащихся - 99-128 юношей 13 - 17 лет...

3.3.1. Оценка роли различных составляющих качества жизни юношей... 99 - 112

3.3.2. Анализ формирования качества жизни юношей... 113 - 128

3.4. Заключение... 129-135

Выводы... 136-137

Список использованных литературных источников... 138-155

Приложения... 156 - 162


СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

ВОЗ Всемирная организация здравоохранения

ДАД Диастолическое артериальное давление

ИГСТ Индекс Гарвардского степ-теста

ИФС Индекс физического состояния

КЖ Качество жизни

МОК Минутный объем крови

ССС Сердечно-сосудистая система

САД Систолическое артериальное давление

ПДК Предельно допустимая концентрация

ПД Пульсовое давление

ЧСС Частота сердечных сокращений


ВВЕДЕНИЕ Актуальность

На фоне изменившихся в последние годы социально-экономических и экологических условий, ухудшения качества жизни выявляются отчетливые негативные сдвиги в состоянии здоровья населения [26, 50, 92]. Отклонения в состоянии здоровья, сформировавшиеся в подростковом возрасте, снижают возможности реализации молодым человеком, вступающим в социально активный период жизни, важнейших социальных и биологических функций. В связи с этим очевидна заинтересованность общества и государства в здоровье подростковой популяции, определяющей в ближайшие и более отдаленные годы трудовой, интеллектуальный, оборонный потенциалы, воспроизводство и здоровье подрастающего поколения. Повышение качества здоровья подрастающего поколения возможно только при реализации мероприятий, основанных на детальном изучении состояния и тенденций основных показателей уровня здоровья и развития подростков [92].

В формировании общего уровня психического и физического здоровья подростков важную роль играют образ жизни, социальные, семейно-бытовые, производственные факторы [26, 83]. Для комплексной оценки многообразных сторон образа жизни и поиска факторов риска, оказывающих влияние на снижение резерва здоровья человека, в последние годы все чаще используются методики, основанные на оценке качества жизни [11, 40, 85]. Исследование качества жизни - надежный и эффективный метод оценки здоровья и общего благополучия человека. КЖ позволяет оценить физическое, психологическое и социальное благополучие человека, причем оценка этих составляющих в значительной степени проводится самим индивидуумом [85, 139].

В настоящее время комплексные сведения о состоянии качества жизни подростков ограничены, а имеющиеся оценки нередко противоречивы или

фрагментарны. Это, в сочетании с большой важностью вопроса о состоянии КЖ подростков и факторах, обеспечивающих его формирование, позволяет нам считать исследование этих вопросов актуальной и практически важной задачей. Особый научный интерес может представить сравнительный анализ параметров КЖ юношей и девушек, а также показателей КЖ в различных возрастных группах.

Цели и задачи исследования

Цель: Определить роль социально-гигиенических факторов быта и обучения в структуре качества жизни учащихся - подростков разного пола и возраста г. Воронежа.

Для достижения данной цели решали следующие задачи.

Задачи:

1. Определить основные объективные и субъективные параметры качества жизни учащихся - подростков.

2. Установить наличие и степень связей изученных показателей качества жизни.

3. Определить возрастную динамику и оценить различия в показателях качества жизни учащихся подростков разного пола.

4. Выявить гигиенические, физиологические, психологические, социальные факторы, оказывающие наибольшее влияние на формирование качества жизни учащихся подростков для обоснования комплекса мер по улучшению состояния здоровья школьников.

Научная новизна исследования

1. Впервые определены наиболее значимые гигиенические, физиологические, психологические и социальные факторы, влияющие на формирование качества жизни подростков г. Воронежа.

2. Впервые выявлены основные тенденции в динамике вклада объективных и субъективных составляющих в формирование качества жизни юношей и девушек по мере их роста и развития.

3. Впервые выявлены различия во влиянии интенсивной учебной деятельности на функциональные показатели сердечно-сосудистой системы, снижение умственной работоспособности, развитие процессов переутомления у юношей в VIII - IX классах, а у девушек по мере взросления.

Практическая значимость и внедрение результатов исследования.

1. Результаты исследования внедрены в практику работы отдела гигиены детей и подростков Центра Государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Воронежской области (Акт внедрения от 13.05.2004 г., утвержден Главным Государственным санитарным врачом в Воронежской области, д.м.н., профессором М.И. Чубирко).

2. Разработаны методические рекомендации по изучению самооценки качества жизни учащихся-подростков разного пола и возраста и внедрены в учебный процесс на кафедре практической психологии, а также используются в работе деканата психолого-педагогического факультета Воронежского государственного университета (Акт внедрения №04/470 от 28.06.2004г., утвержден проректором по науке ВГПУ, профессором Ю.И. Борсяковым).

Научные положения, выносимые на защиту

1. Половые различия влияния учебной нагрузки: более выраженное отрицательное влияние нерациональной учебной нагрузки у мальчиков в 13-14 лет, уменьшающееся с возрастом и нарастание неблагоприятного влияния у девушек к XI классам.

2. Более низкое качество жизни у девочек 13-14 лет по сравнению с мальчиками и выравнивание показателей к окончанию школьного обучения за счет их улучшения.
ГЛАВА I ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

1.1. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ «КАЧЕСТВО ЖИЗНИ»

Термин качество жизни (Quality of life) впервые появился в работах социальных психологов еще в начале XX столетия и был ориентирован на оценку степени удовлетворения потребностей человека [119, 149, 157]. Несмотря на довольно продолжительный период обсуждения понятия КЖ в научной литературе, единого универсального определения его не существует, оно и сегодня в большей степени интуитивно ощущается, чем четко формулируется.

Одно из первых определений КЖ звучит как степень удовлетворенности человека жизнью в областях, которые он считает важными. Большинство исследователей подчеркивают две основные особенности, связанные с этим понятием. Во-первых, это его многомерность, во-вторых, субъективный характер оценки. Трудно дать определение КЖ, так как это субъективная динамическая концепция [149], основанная на индивидуальном, внутреннем понимании и восприятии жизненного опыта [158]. Абстрактная природа термина КЖ объясняет, почему хорошее «качество» бывает различным для разных людей в разных местах и в разное время [176]. Понятие КЖ, безусловно, сложно и многообразно, оно определяется как на основе общих стандартов «внешнего», объективного благосостояния, отражающих экономический базис, культуру, духовность различных общественных групп, так и восприятием своего состояния [1, 162, 173, 153].

Субъективная оценка КЖ самим человеком отражает его личностные предпочтения, особенно в таких категориях, как мораль, счастье и др. [129, 184]. Субъективная оценка КЖ всегда индивидуальна в силу физиологических особенностей организма, конкретного прошлого опыта и собственных идеальных представлений. Все это создает уникальную и неповторимую структуру потреб-
ностей и мотивов человека. Изучение субъективной оценки человеком себя является методологическим подходом к анализу динамической модели КЖ. Каждая такая оценка, является конкретной, индивидуальной, постоянно уточняет общее представление о КЖ, никогда не завершая его определения окончательно. В отличие от объективных показателей функционирования человека, которые отражают социально приемлемые нормы жизни, субъективные индикаторы пытаются установить относительную важность различных сфер жизни для каждого индивида в терминах его собственных норм и предпочтений. На практике необходимо сочетать объективные измерения с субъективными [184].

Изучение КЖ является общепринятым в международной практике высокоинформативным, чувствительным и экономичным методом оценки здоровья населения в целом, так и отдельных социальных групп [23, 28, 96, 150, 152, 155].

Метод позволяет дать количественную оценку многокомпонентных характеристик жизнедеятельности человека - его физического, психологического и социального функционирования [156, 152, 85, 139, 169, 151, 168].

Большую ценность для различных институтов общества представляют данные популяционных исследований КЖ, так называемые популяционные нормы КЖ [ 186]. Под нормой в данном контексте подразумевают значения показателей КЖ населения той или иной страны, того или иного региона. Нормативные показатели КЖ имеются во всех странах мира [174, 181]. Данные о нормативных показателях КЖ могут быть использованы в различных сферах общества [100, 101, 130, 150, 152, 85]:

¦ При сравнении показателей КЖ определенных групп населения из различных регионов с популяционной нормой;

¦ При проведении мониторинга КЖ различных слоев населения в течение необходимого периода наблюдения;
¦ При сравнении показателей КЖ определенной группы больных с по-пуляционной нормой;

¦ При проведении комплексной оценки эффективности программ в области здравоохранения;

¦ При разработке реабилитационных программ. Мер социальной адаптации для различных категорий населения.

Популяционные исследования КЖ базируются на общих принципах изучения КЖ и проводятся в соответствии с протоколом исследования [177, 179, 186]. Основу протокола популяционного исследования составляют опросники КЖ. Структура опросника должна соответствовать цели исследования и концептуальной модели ее решения [85]. Различают общие и специальные опросники [14, 171]. Общие опросники измеряют широкий спектр функций восприятия здоровья и могут использоваться в большом диапазоне областей. Они стремятся к оценке полного физического, эмоционального, умственного здоровья и позволяют сравнивать КЖ между группами людей. Специфические опросники, ориентированы на проблемы, связанные с определенными заболеваниями, определенными группами больных, определенными функциями или симптомами.

В настоящее время популяционные исследования проходят во многих странах мира. Данные о показателях КЖ взрослого и детского населения, параметрах КЖ в разных возрастных и социальных группах используют при проведении комплексной оценки эффективности медицинских программ и мер социальной адаптации для различных категорий населения, при проведении мониторинга КЖ различных больных, при сравнении показателей КЖ больных с попу-ляционной нормой [85, 86].

Рассматривая историю развития проблемы КЖ, необходимо отметить, что с конца 60-х начала 70-х годов концепция качества жизни активно разрабатывается на Западе. Одним из первых зарубежных исследователей, заговоривших о
качестве жизни, был Дж. Форестер (1971). По мнению, которого, существует кажущийся парадоксальным принцип обратно пропорциональной зависимости между уровнем и качеством жизни: чем выше уровень жизни, тем ниже ее качество, и наоборот. Под качеством жизни он понимал «ослабление» стрессов и уменьшение трудностей, сокращение плотности населения, снижение степени загрязненности окружающей среды, ликвидацию голода и болезней [133].

Леви Л. и Андерсон Л., (1979) под качеством жизни подразумевали оценку совокупности условий физического, умственного и социального благополучия как они понимаются отдельным индивидуумом или отдельной группой лю- дей, включая понимание таких состояний, как счастье, удовлетворение, удовольствие [79].

По мысли Тодорова, качество жизни — это социологическая категория, отражающая степень удовлетворения духовных, интеллектуальных, этических и других потребностей людей [125].

С течением времени, количество исследований, посвященных проблеме качества жизни за рубежом, лавинообразно нарастало, что отражено в публикациях. [174, 154. 159, 166, 167, 180, 182, 170, 183, 160].

В нашей стране активная разработка этой проблемы начинается с работ И.В. Бестужев-Лада (1983); Б.И. Давыдова с соавт. (1993).

Обобщая различные точки зрения на эту проблему тех лет, И.В. Бестужев-Лада [27] предлагает определять КЖ как социологическую категорию, выражающую качество удовлетворения материальных и культурных потребностей людей. Напрямую связывая качество жизни с проблемами улучшения качества товаров и услуг, повышения их конкурентоспособности в новых социально-экономических условиях, большинство социологов считают основой качества жизни качество жизнедеятельности. При этом, сама категория качества жизни рассматривается как интегральная качественная характеристика жизни людей, раскрывающая по отношению к обществу в целом критерии его жизнедеятель-
ности, условия жизнеобеспечения, а также условия жизнеспособности общества как целостного социального организма [27]. Одним словом, качество жизни характеризует ценностные установки, мироощущения индивидуума [143].

В последнее время к проблемам качества жизни проявляют интерес различные специалисты, связанные с конкретными исследованиями проблем здоровья, образования, демографии населения. В медицинской литературе все чаще встречаются публикации по качеству жизни. Такой интерес к этой проблеме обусловлен тем, что показатели КЖ более полно отражают состояние здоровья популяции и могут помочь в интегральной оценке эффектов лечения [161]. В клиническом плане вопрос стоит в том, какие из показателей КЖ связаны и отражают состояние здоровья (Health related quality of life - HRQL) [98, 108, 123]. Здоровье определяется и формируется под влиянием ряда факторов общественной жизни: при этом необходимо учитывать одновременно и уровень доходов, позволяющий поддерживать определенный уровень здоровья; свободу перемещения, которая зависит от состояния здоровья; качество окружающей среды, которая может губительно или благотворно влиять на здоровье. Современный интегративный подход в медицине учитывает, что самые разные аспекты жизни влияют на наше здоровье [78, 160, 165, 178].

Здоровье рассматривается как степень или качество организма человека, выражающееся в его адекватном функционировании, при определенных генетических данных и условиях окружающей среды [185]. Эти процессы отражают стремление к целостному представлению о человеке, которое неразрывно связано с пониманием самой личности, и закономерно ставит вопрос о качестве жизни субъекта, а не только его выживании.

Качество жизни по определению ВОЗ, - это соотношение положения данного индивида в жизни общества, его целей, планов, возможностей и степени1 общего неустройства [186]. Другими словами, способность человека функ-
ционировать в обществе соответственно своему положению и получать удовле-творение от жизни во всех ее аспектах.

Петров В.И., Седова Н.Н. (2000) качество жизни определяют, как «адекватность психосоматического состояния индивида его социальному статусу» [95].

Одно из последних определений указывает, что качество жизни представляет собой системное медико-социальное явление, охватывающее психофизиологическое и соматическое здоровье человека, его духовные, жизненные ценности, уровень цивилизованности общества и его экономическое развитие [128]. В этом же плане, высказывается и ряд авторов [40, 88, 100, 175], утверждая применительно к детям школьного возраста, что существующая до настоящего времени оценка эффективности медицинского вмешательства неудовлетворительна, так как она отражает сугубо медицинский, биологический подход и не учитывает всего многообразия жизни человека, его психологической, духовной, социальной, финансовой сфер, составляющих в целом качество жизни.

В целом можно согласиться с мнением коллектива авторов, которые считают, что в современном понимании проблем качества жизни вырисовывается две стороны: объективная и субъективная [67]. Объективная сторона определя-ется комбинацией различных нормативных и статистических характеристик, с помощью которых можно объективно судить о степени удовлетворения научно-обоснованных потребностей и интересов людей. Субъективная связана с тем, что потребности и интересы конкретных людей всегда индивидуальны и отражаются в субъективных ощущениях индивидов, их мнениях и оценках. Отсюда необходимость учета специфики переживаний каждым отдельным человеком степени удовлетворенности процессом и результатами его жизни» [67].

Поскольку большинством авторов основным показателем качества жизни признается эмоциональное восприятие личностью собственного существования, то и оценка качества жизни выступает как оценка самой жизни, выносимая че-
ловеком и обществом. Как подчеркивает Е.П. Какорина [60, 143] специфиче-ским моментом, характеризующим выбор критериев оценки качества жизни, является то, что в конечном итоге главным мерилом здесь выступает субъект, который и определяет степень удовлетворенности своей жизнью.

В то же время, приходится считаться с тем, что проблема самооценки, как функции сознания, в современной психологии еще недостаточно разработана.

Вопросы комплексной оценки качества жизни подростков в доступной нам литературе не освещены. Имеются лишь данные о состоянии отдельных параметров, определяющих качество жизни подростков [11, 64, 131]. Значитель- ные трудности в оценке качества жизни подростков могут объясняться и тем, что как показывает Бороздина Л.В. (1992) самооценка лишь начинается формироваться в подростковом возрасте [29]. Проблема самооценки качества жизни у детей имеет еще и ту особенность, что у них отсутствует или крайне незначителен опыт жизни, позволяющий дать обоснованное и независимое суждение. Ив процессе приобретения такого опыта формируется постоянно меняющаяся и все более адекватная оценка качества жизни [12, 95].Отмечено, что индивидуумы с низкой самооценкой менее успешно справляются с выполнением интеллектуальных заданий, чем личности с высокой самооценкой - даже при одинаково высоких показателях уровня развития интеллекта. Установлено также, что влияние самооценки на эффективность деятельности увеличивается с возрастом: у старших подростков взаимосвязь.самооценки с показателями качества деятельности выражена ярче, чем у младших [102, 10, 65].

Журавлева И.В. (2002) считает самооценку важным и достаточно информативным показателем здоровья подростков. Она отмечает, что показатели самооценки не только отражают уровень здоровья, но позволяют прогнозировать поведение людей в случае формирования групп риска [54].

Обобщая анализ литературы, посвященной разработке проблемы качества жизни, хотелось бы отметить, что, несмотря на разнообразие определений
«качества жизни», рассмотренные определения представляют различные воз-можности использования современных подходов к его оценке, демонстрируют влияние здоровья на качество жизни и обратную зависимость, свидетельствуют о возможности использования как критерия эффективности лечения.

1.2. СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ И ФАКТОРЫ ЕГО ФОРИРУЮЩИЕ

Состояние здоровья детей и подростков является одной из наиболее ак-

здоровья и высокий уровень депопуляции населения, произошедшие в России в 90-х годах XX столетия, крайне обостряют внимание к проблеме подростков. Большинство авторов [7, 17, 24, 25, 43, 80, 90, ПО, 164] подчёркивают тревожную ситуацию, складывающуюся в отношении состояния здоровья российских подростков. Ведь именно лица подросткового возраста, составляя 13% всего населения, будут в ближайшее десятилетие определять трудовой, интеллектуальный, оборонный и репродуктивный потенциал нашей страны.

Среди негативных изменений в здоровье школьников отмечается стреми-

* тельный рост числа хронических болезней, значительная острая заболеваемость,

ухудшение показателей физического развития, рост болезней нервной системы,

пограничных нервно-психических заболеваний, болезней органов пищеварения,

эндокринной системы [5].

Исследования последних лет, проведенные большим числом научных коллективов, свидетельствуют о том, что в России лишь около 10% учащихся могут считаться здоровыми, 50% - имеют морфофункциональные отклонения и более 40% - хронические заболевания [111].

Такое крайне неблагополучное положение со здоровьем детей является следствием ряда причин, среди которых основные - это неудовлетворительное
социально-экономическое положение значительной части населения, неблагоприятная санитарно-эпидемиологическая и экологическая обстановка, серьезные недостатки в состоянии питания детей и подростков, несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований во многих школах и оздоровительных учреждениях. Существенное влияние на негативные тенденции в состоянии здоровья детей оказывают факторы окружающей среды [91, 134].

По мнению ряда авторов [16, 18, 26, 89] наиболее неблагоприятные тенденции в состоянии здоровья среди всех групп населения отмечаются в возрасте 15-17 лет. Именно в этой возрастной группе наблюдается самый значительный рост заболеваемости практически по всем классам болезней.

По данным Журавлевой И.В. (2001) общая заболеваемость современных подростков за период с 1991-2000 г. увеличилась на 66%. Максимальные темпы прироста отмечены по болезням крови и кроветворных органов - в 4,1 раза, болезням эндокринной системы - в 3,8 раза, по болезням костно-мышечной системы и новообразованиям - в 3,5 - 3,6 раза. В структуре общей заболеваемости подростков первое место занимают болезни органов дыхания, доля которых составляет 34,4%. На втором месте находятся болезни нервной системы и органов чувств 26,9%, третье принадлежит - болезням органов пищеварения 16,5%. Наблюдается рост болезней мочеполовой системы, значимость которых для подросткового возраста особенно велика в связи с их влиянием на становление репродуктивной функции [54].

Сходные данные приводят ряд авторов, которые отмечают, что по сравнению с другими возрастными группами у подростков доминируют заболевания эндокринной системы, нервной системы и костно-мышечной системы [76, 91]. Причем наиболее яркой особенностью этого возраста является полиморбид-ность заболеваний. Отмечается, что функциональные и хронические нарушения здоровья школьников, как правило, затрагивают несколько систем.
По данным Воронежской области, за последние 5 лет, среди подростков 15-17 лет, наблюдается рост общей заболеваемости на 25,4%. В структуре заболеваемости наибольшую долю занимают болезни органов дыхания (30,0%), органов пищеварения (11%), эндокринной системы (7,3%). В меньшей степени характерно увеличение удельного веса болезней костно-мышечной системы (6,5%), болезней системы кровообращения (2,1%) [62].

Е.П. Какорина отмечает противоречивую динамику показателей заболеваемости подростков [60]. На фоне снижения обращаемости населения в лечебно-профилактические учреждения по поводу острых заболеваний происходит рост хронической патологии. Так, за последнее десятилетие значительно увеличилось количество хронически больных школьников, составляющих по некоторым научным данным; более 60% [73]. Структура хронической патологии за исследуемый период претерпела существенные изменения. В наибольшей степени участились заболевания эндокринной системы, нарушения питания и расстройства с вовлечением иммунных механизмов.

Тревожны изменения в состоянии здоровья девушек-подростков, связанные с выполнением репродуктивных функций [32, 56, 145]. По данным А.С. Акопяна (1999) в России с 1991 по 1996г. зарегистрирован рост болезней мочеполовой сферы у подростков в 2,81 раза [2]. Е.И. Шарапова (1998) характеризуя репродуктивное здоровье женщин, детей и подростков отметила наибольший рост гинекологических заболеваний в подростковом возрасте. В период 1991-1997 гг. число расстройств менструации у девушек-подростков возросло в 3,5 раза, число острых воспалительных заболеваний в 5,4 раза [138].

В структуре гинекологической патологии у девушек-подростков 61 - 63% составляют нарушения менструальной функции, затем идут нарушения полового созревания - 7,3%, воспалительные процессы - 6,2%; беременность составляет 1,2% от числа обратившихся [13].
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 23409.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2024. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.