У нас уже 21989 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Комплекс психомоторной саморегуляции как средство психофизиологической подготовки и повышения надёжности лиц опасных профессий
Количество страниц 134
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 23402.doc 
Содержание Содержание
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ...3

ВВЕДЕНИЕ...4-9

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ...10-40

1.1. Проблема психомоторной организации человека в

биологии, медицине и психофизиологии...10— 17

1.2. Разработка методологии и методов психомоторной саморегуляции функционального статуса...17 - 29

1.3. Методологические подходы к применению средств и методов психомоторной саморегуляции в профессиональной практике и психофизиологической подготовке лиц опасных профессий к деятельности в экстремальных условиях...29-40

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ, МАТЕРИАЛЫ И МЕТОТДЫ

ИССЛЕДОВАНИЯ...41-55

2.1. Общие методические подходы к организации

исследования...41-43

2.2. Методика и методы исследования функционального психофизиологического состояния организма...43 - 50

2.3. Интегральные методы исследования оценки функционального статуса организма...51 — 53

2.4. Методика исследования и оценки функционального физического статуса...53-55

2.5. Методы статистического анализа результатов исследования...55

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ...56-93

3.1. Теоретико-экспериментальное обоснование комплекса психомоторной саморегуляции...56 - 63

3.2. Исследование возможностей применения разработанного комплекса для коррекции и восстановления функционального психофизиологического статуса организма...64-69

3.3. Исследование возможностей применения разработанного комплекса для коррекции и восстановления функционального физического статуса...69-78

3.4. Эффективность использования разработанного комплекса

по интегральной оценке функционального статуса организма,...78 - 89

3.5. Оценка эффективности использования разработанного комплекса в качестве средства психофизиологической подготовки специалистов опасных профессий...89-93

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...94-101

ВЫВОДЫ...102-104

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ...105

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...106 - 123

ПРИЛОЖЕНИЕ...124-195
СПИСОК СОКРАЩЕПИЙ

АД - артериальное давление крови

АЛ - адаптационный потенциал

АПК - компьютерный аппаратно-программный комплекс

БАТ - биологически активные точки

ВР - время простой сенсомоторной реакции

ГМ - головной мозг

КЧСМ - критическая частота слияния световых мельканий

МУ — мышечное усилие

ПВК - профессионально важные качества

РДО - реакция на движущийся объект

САН - психометрическая оценка Самочувствия, Активности, Настроения по

методике В.А. Доскина и соавт. [134]

ТТ - теппинг-тест

ФС - функциональное состояние

ФР - функциональные резервы

ЧП - частота пульса

ЧСС - частота сердечных сокращений

ЦВКАГ - Центральный военный клинический авиационный госпиталь

ЦМР - Центр медицинской реабилитации

ЦНС - центральная нервная система


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Проблема психомоторной организации человека является фундаментальной и актуальной в психофизиологии и медико-биологической науке (Розе Н.А., 1970; Ильин Е.П., 2003 и др.). В её решении важную роль играет разработка различных направлений психомоторной саморегуляции психофизического статуса человека (Моросанова В.И., 2001; Дикая Л.Г., 2003 и др.).

В результате научно-технического прогресса человек всё чаше встречается с различными проблемами гипокинезии, гиподинамии и физической детренироваиности, которые негативно отражаются на его психофизиологических возможностях и здоровье, как в быту, повседневной жизнедеятельности, так и в процессе профессиональной деятельности (Коваленко Е.А., 1976; Амосов Н.М., 1979; 1984; Бальсевич В.К., 1981; 1987; Медведев В.И., 1982; Гиссен Л.Д., 1990; Судаков КВ., 1996; Тизул А.Я., 2001; Krows R, Raab W., 1961; Bergeret J., 2000 и др.). Известно, что гипокинезия и физическая детренированность существенно снижает уровень стресс-устойчивости и качество психофизической организации человека, что неблагоприятно влияет на его психофизическую надёжность и профессиональные навыки (Пестов И.Д., 1974; Виру А.А., 1977; 1981; Березин Ф.Б., 1988; Попов Г.И., 1991; 1999; Родионов А.В., 1995; Ена А.И. и соавт., 2000; Bachman J.C., 1961; Adams J.A., 1976 и др.). Поэтому в настоящее время активно разрабатываются различные средства физической регуляции, коррекции и тренировки, которые включаются в системы подготовки, оптимизации и восстановления функционального состояния и работоспособности профессионалов, особенно опасных профессий (Григорьев А.И. и соавт., 1979; Разумов А.Н. и соавт., 1996; Пономаренко В.А., 1996; Новиков B.C. и соавт., 1997; Гончаров С.Ф. и соавт., 1998 и др.). Среди этих средств и методов широкое

5 распространение получили различные приёмы психологической и

психофизиологической саморегуляции, обеспечивающие коррекцию и нормализацию психофизического гомеостаза (Вяткин Б.А., 1981; Некрасов В.П. и еоавт., 1985; Леонова А.Б. и соавт., 1987; Макаров НА. и соавт., 1994; Шакула А.В., 1998; Марищук В.А., Евдокимов В.И., 2001; АлиевХ.М, и соавт., 2004 и др.)- При этом в литературе больше внимания уделяется разработке психотерапевтических и реабилитационных аспектов применения этих методов (Райли Н., 1977; Носачёв ПН., 1998; Карвасарский Б.Д., 2000; Тхостов А.Ш., 2002; Трифонов В.И. и соавт., 2003 и др.) и гораздо меньше исследованиям по формированию систем и комплексов функционального

психомоторнорегулирующего тренинга и подготовки для использования в повседневной жизни и профессиональной деятельности для коррекции и восстановления функционального состояния специалистов, сохранения их постоянно высокого уровня психомоторного статуса. Недостаточно исследуются возможности таких комплексов как способов психофизиологической подготовки лиц опасных профессий. В этом направлении недостаточно разработанными остаются теоретико-методические вопросы. Поднимаемая проблема является малоисследованной, но весьма актуальной, в последние годы она начинает активно разрабатываться (Тарас А.Е., 1999; Макнаб К., 2001; Алиев Х.М., 2003; 2004; Воронов И.А., 2005 и др.). Наша гипотеза заключается в том, что прогресс в данном направлении может быть достигнут на теоретических основах современных концепций системно-функционального подхода к формированию комплексов психомоторной саморегуляции (Конопкин О.А., 1995; Дикая Л.Г., 2003; 2004;) и разработке современных средств, приёмов и упражнений функциональной направленности с учётом достижений биомеханики и традиционной медицины. В данной работе предпринята попытка исследования и
разработки этих актуальных вопросов теории и практики медико-психофизиологичекого обеспечения деятельности лиц опасных профессий.

Целью настоящей работы являлось обоснование, разработка и оценка возможностей комплекса психомоторной саморегуляции для коррекции, восстановления и оптимизации функционального состояния, и психофизиологической подготовки лиц опасных профессий.

В задачи исследования входило:

1. Теоретически и экспериментально обосновать комплекс психомоторной саморегуляции физического и функционального статуса.

2. Экспериментально определить возможности разработанного комплекса в коррекции и восстановлении функционального психофизиологического статуса.

3. Экспериментально определить возможности разработанного комплекса в коррекции, восстановлении и оптимизации функционального физического статуса.

4. Оценить эффективность разработанного комплекса психомоторной саморегуляции и тренировки для сохранения профессионального здоровья у лётного состава.

5. Разработать рекомендации для применения комплекса психомоторной саморегуляции и тренировки в качестве средства психофизиологической подготовки специалистов опасных профессий.

Научная новизна и теоретическая значимость работы:

• теоретическое обоснование и экспериментальная разработка оригинального комплекса методов и упражнений психомоторной саморегуляции и тренировки функциональной направленности;

• разработка специализированных упражнений для оптимизации психомоторного гомеостаза и функционального физического статуса;
• экспериментальная оценка возможности и эффективности комплекса

психомоторной тренировки для профилактики и купирования психоэмоционального стресса и восстановления профессионального здоровья у лётного состава. Практическая значимость работы:

• разработка и внедрение в практику спортивных, оздоровительных и медицинских учреждений научно обоснованного комплекса психомоторной регуляции и тренировки как средства повышения стрессоустойчивое™, коррекции и оптимизации функционального физического статуса, сохранения профессионального здоровья;

• разработка методических подходов к профилактике, коррекции и восстановлению психомоторного статуса у лётного состава;

• разработка рекомендаций по внедрению в практику комплекса психомоторной регуляции и тренировки как средства психофизиологической подготовки лиц опасных профессий.

Положения, выносимые на защиту:

1. Функциональные нарушения физического статуса имеют высокий удельный вес в структуре сдвигов функционального состояния у лётного состава, обуславливающих снижение уровня профессионального здоровья.

2. Разработанный комплекс психомоторной саморегуляции и тренировки позволяет существенно улучшить показатели функционального физического статуса и сократить сроки восстановления психофизиологического состояния лётчиков в процессе повседневной профессиональной деятельности.

3. Разработанный комплекс является эффективным средством обеспечения повседневной надёжности лиц опасных профессий и может быть использован как неспецифическое средство в психофизиологической подготовке к

8 профессиональной деятельности в стрессогенных условиях. Комплекс

позволяет снизить психофизиологическую напряжённость повседневной деятельности на 29,5 %, повысить устойчивость к действию стресс-факторов на 28,7 % и профессиональную надёжность на 23,6 %, существенно ускорить восстановление функционального биомеханического статуса организма у специалистов после работы в стрессогенных условиях.

Личный вклад автора в выполнение данной работы. Основные идеи и содержание работы разрабатывались автором с 1980 по 2004 годы на основании исследований, выполненных лично в период службы автора в КГБ СССР, ЦС ВФСО «Динамо», последующей деятельности в Международном союзе каратэ Дзёсинмон, Национальной федерации боевых искусств, 7 ЦВКАГ и ММА им. И.М. Сеченова. Во всех совместных работах автору принадлежат определение целей и задач, организация, методическая помощь и личное участие в проведении исследований, а также анализ и обобщение полученных результатов, разработка рекомендаций и внедрение их в практику.

Апробация результатов исследования. Основные результаты и положения диссертации доложены и обсуждены на научных конференциях:

• Научно-практическая конференция, посвященная 10-летию со дня основания межгосударственного авиационного комитета (М., 2001);

• Первый международный научно-практический конгресс «Восстановительная медицина и реабилитация 2004» (М., 2004);

• Четвертый международный научно-практический конгресс Ассоциации авиационно-космической, морской, экстремальной и экологической медицины России «Медико-экологические проблемы лиц экстремальных профессий: работоспособность, здоровье, реабилитация и экспертиза профессиональной пригодности» (М, 2004).

9 Практическая реализация и внедрение результатов работы. Основные

результаты диссертации внедрены в:

• программу подготовки по рукопашному бою. М: ЦС «Динамо», 1986;

• учебно-методическое пособие по рукопашному бою. М.: ЦС «Динамо», 1990;

• учебно-методическое издание «Современное каратэ. Концептуальные вопросы». ML: ACT, 2002;

• методические материалы «Критерии оценки оптимальной статики и динамики опорно-двигательного аппарата», «Комплекс упражнений для оптимизации опорно-двигательного аппарата». Боевые искусства Японии. - 2004. - №1, №2;

• учебное издание «Современное каратэ. Функциональная гимнастика». М: ACT, 2004;

• Евразийский Патент «Способ психофизической регуляции функционального состояния организма», 3. № 200401481 от 19.11.2004 г.

• Методические пособия «Специальная психофизиологическая и физическая подготовка с целью повышения устойчивости к гипоксии и пилотажным перегрузкам маневренного полёта лётчиков истребительной и истребительно-бомбардировочной авиации», «Специальная психофизиологическая и физическая подготовка с целью повышения устойчивости лётного состава к пилотажным перегрузкам». В соавторстве с сотрудниками 7 Центрального военного клинического авиационного госпиталя и Государственного научно-исследовательского испытательного института военной медицины МО РФ. М.: Подготовлено в печать в Воениздат, 2005 г.

Публикации. По материалам диссертации опубликовано 12 научных работ и

5 учебно-методических пособий.

Структура и объём диссертации. Диссертация изложена на 195 страницах текста, состоит из введения, обзора литературы, методической главы, главы с изложением результатов исследований и их обсуждения, заключения, выводов, списка использованной литературы и 8 приложений. Работа иллюстрирована 23 рисунками и 13 таблицами. Библиографический указатель литературы включает 284 источника, из них 191 на русском языке и 93 на иностранных языках.

10 ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

1.1. Проблема психомоторной организации человека в биологии, медицине и психофизиологии.

Проблема, поднимаемая для настоящего исследования - это процессы психомоторики человека, развитие и поддержание его психомоторных способностей и качеств.

Вопрос о причинах движений человека с давних пор интересовал учёных -анатомов, врачей, философов. В начале нашей эры уже была ясна сократительная функция мышц и роль двигательных нервов; но причины, вызывающие движение, оставались не выявленными. Лишь в 17 веке Р. Декарт, создав основу рефлекторной теории, показал, что причиной движения может быть конкретный фактор внешней среды, воздействующий на органы чувств. Однако этим объяснялись лишь безусловно-рефлекторные двигательные акты. Природа же произвольных движений продолжала оставаться загадкой.

В первой половине 19 века было сделано важное открытие, сыгравшее определённую роль в представлениях о механизмах управления движениями. Английский учёный Чарльз Бэлл установил, что помимо двигательных нервов к мышцам подходят также чувствующие нервы. Он показал значение афферентной иннервации мышц в качестве «обраптой связи», несущей сообщения в центры о том, что происходит на периферии, и создающей таким образом основу для внесения коррекции в исполняемые движения.

Существенным шагом вперёд стал труд И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» [154], в котором была обоснована рефлекторная природа произвольных движений человека и глубоко раскрыта роль мышечной чувствительности в
управлении движениями в пространстве и во времени, её связь со зрительными и слуховыми ощущениями.

И.М. Сеченовым введено в научный обиход и понятие «психомоторика». Учёный полагал, что рефлекторный и психический акт заканчивается движением или идеомоторным актом. Так, он писал: «Жизненные потребности родят хотение, и уже это ведёт за собой действие; хотение будет тогда мотивом или целью, а движение - действием или средством достижения цели. Когда человек производит так называемое произвольное движение, оно появляется вслед за хотением в сознании этого самого движения. Без хотения как мотива или импульса движение вообще было бы бессмысленно. Соответственно такому взгляду на явления двигательные центры на поверхности головного мозга называют психомоторными» [154, с. 71]. В этих словах И.М. Сеченова отчётливо обозначена мысль, что произвольные движения человека суть психомоторные, так как они непременно связаны с таким психическим явлением, как мотив. Это значит, что сначала появляется мысль о необходимости движения и только потом - само движение.

Этим связь движений с психикой не ограничивается. Психика не только детерминирует движение, но и сама проявляется в двигательных реакциях. Об этом писал С.Л. Рубинштейн [149], критикуя исследователей, считающих, что «психологические» моменты в человеческой деятельности являются внешними силами, извне управляющими движениями, а движения рассматриваются как чисто физиологическое образование, для физиологической характеристики которого будто бы безразличен тот психологический контекст, в который оно включено». Психомоторика является объективизацией всех форм психического отражения в сенсомоторных, идеомоторных и эмоционально-моторных реакций и актах. Недаром И.М. Сеченов писал: «Всё бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь

12 явлению - мышечному движению. Смеётся ли ребёнок при виде игрушки,

улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создаёт ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге - везде окончательным фактом является мышечное движение» [154, с. 21].

Таким образом, и психические процессы, так или иначе, проявляются в мышечных сокращениях или изменении мышечного напряжения (тонуса).

Это даёт основания некоторым авторам включать в психомоторные способности и интеллектуальные (когнитивно-мыслительные) способности человека [121, 147, 248, 253, 264, 266, 268 и др.]. Однако в этом случае психомоторные способности теряют свою специфику и приобретают характер общих, неспецифических способностей. По-видимому, при этом допускается логическая ошибка, подмены психомоторных способностей психомоторной активностью. Последняя действительно включает в себя и перцептивные и интеллектуальные компоненты, а вот присутствуют ли они во всех психомоторных способностях, вопрос в литературе спорный [13,14, 19, 24, 25,43, 49,50,51 и др.].

Другим спорным вопросом в понимании психомоторных способностей является утверждение, что психомоторные способности - ядро двигательных способностей [26, 73, 79, 119, 121, 146 и др.]. При таком подходе остаётся неясным, что именно понимается под двигательными способностями. Если под психомоторными способностями понимается произвольное отражение двигательной деятельности за счёт тонкой дифференцированной чувствительности, адекватных двигательных представлений, воображения, памяти, т.е. чисто психический механизм саморегуляции и самоконтроля, то почему в число психомоторных способностей включают максимальную силу, быстроту и выносливость, т.е. то, что в теории физической культуры принято

13 называть двигательными физическими качествами. Кстати такое понимание

психомоторных способностей практически идентично пониманию двигательных способностей. В частности он считает, что двигательные способности являются разновидностью способностей как психических образований, поскольку ведущий компонент двигательных способностей - это самоконтроль и самоуправление двигательными действиями, где главная роль принадлежит психическим механизмам [119].

Таким образом, в отечественной литературе наблюдается слишком

расширительный подход к пониманию психомоторных способностей за счёт
/ «сдвига» в сторону психических процессов, управляющих двигательными

действиями, а у западных психологов отмечается другая крайность - слишком узкое понимание психомоторики. Так, в работах [220. 225, 261, 264, 232, 254 и др.] под этим термином понимается в основном координированность человека, тонкая координация мышц рук или ног, ловкость рук, что несомненно существенно обедняет сущность и структуру психомоторики. Однако подчёркивается, что выделенный им перечень факторов психомоторики,

щ вероятно, не окончательный. В некоторых работах [192, 196, 198, 200, 211, 235,

237 и др.] к психомоторным качествам кроме координации и ловкости рук и пальцев относят также тремор, теппинг, скорость реакции, прицеливание. Несмотря на такое расширение психомоторных показателей, речь по-прежнему идёт лишь о психомоторных качествах (способностях). Между тем в психомоторике человека имеется и другая существенная составляющая - умения (навыки). Недаром англоязычные психологи используют в этом случае два термина: ability [208, 227, 241, 244] и capacity [200. 214, 252, 281, 283, 284].

ф Первый означает умение выполнять действия или то, что может быть сделано

человеком на данном уровне обучености и развития. Второй термин означает максимальные возможности человека в отношении какой-либо функции,

14 ограниченные его врождённой конституцией и измеряемые тем пределом, до

которого может быть развита эта функция. Речь, следовательно, в этом случае идёт о двигательных способностях, качествах.

Таким образом, психомоторная сфера человека состоит из двух крупных блоков: двигательных умений и двигательных качеств (способностей)^. При подобном подходе самоконтроль и самоуправление двигательными действиями не отождествляется с психомоторными способностями, т.е. качественными и „ количественными характеристиками двигательных действий, такими как сила, быстрота, выносливость, координированность [49, 50} 51,61,79, 113 и др].

Психомоторика непременно присутствует в самых различных проявлениях человеком активности: речи (сокращение мышц гортани и полости рта, жестикуляция), письма, эмоциональной экспрессии (мимика, поза, экспрессивные движения), локомоции (ходьба, бег), инструментальных двигательных действий. В психомоторике находят отражение состояния человека, его типические особенности (экстраверсия — интроверсия, свойства нервной системы), поэтому двигательные методики широко используются в психодиагностике [13, 17, 134, 135,232,234 и др.].

Несмотря на это, до сих пор психомоторика не заняла подобающего ей места в отечественной психофизиологии. За последние полвека опубликовано лишь считанное количество монографий [73, 80, 119, 146, 174, 187 и др.], в которых психомоторика рассматривается лишь фрагментарно, с отдельных позиций, интересующих того или иного автора. Так, у Н.А. Розе речь идёт о психомоторных способностях взрослых, у Б.Б. Коссова - о тех же способностях, но только у младших школьников, у В.П. Озерова - о психомоторных способностях спортсменов, у Д.А. Ошанина - об управлении двигательными действиями, у инженерных психологов Б.Ф. Ломова, В. П. Зинченко - в связи с размещением органов управления в технических устройствах. В тоже время

15 применительно к психофизиологии повседневной жизнедеятельности эта

проблема практически не рассматривается. Большая доля работ по психомоторике посвящена изучению только сенсомоторных реакций. Понятие «психомоторика» отсутствует в психологических словарях, а также в соответствующих главах в учебниках по психологии. Практически не публикуются статьи по психомоторике в психологических журналах. По существу психомоторика изучается в основном физиологами и специалистами в области спорта. Стоит ли удивляться, что психологические механизмы проявления, например, двигательных качеств в этих работах, как правило, не рассматриваются, и само понятие «психомоторика» постепенно утрачивает смысл, заменяясь понятиями «физиология движений», «двигательная активность», «двигательная деятельность» [17, 62, 131, 147, 206, 225,261, и др.].

Многочисленными исследованиями установлено благотворное влияние двигательной активности на здоровье человека [6, 7, 17, 18, 105, 158 и др.]. Доказано, что при физической активности повышается неспецифическая устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям - охлаждению, перегреванию, облучению, инфекции[4, 12, 23, 45, 100, 139, 162, 198, 199, 210, 240,246,278,282,283 и др.].

Однако, также выявлено, что физическая активность вне работы и на производстве может оказывать разное влияние: физические упражнения полезны, в то время как физический труд может приводить к повышению заболеваемости [6,7,17,45,78,94, 100,106 и др.].

Следовательно, речь должна идти не вообще о двигательной активности, а об оптимальном её уровне [17, 147, 163, 167, 174 и др.]. Кроме того, следует учитывать и характер двигательной активности, а также в каких условиях она протекает.
Следствием научно-технического прогресса является увеличение нагрузки на умственную деятельность человека и снижение физической нагрузки {гипокинезия). Следствием гипокинезии является состояние гиподинамии, которое характеризуется рядом существенных нарушений не только в работе физиологических систем организма, но и социальном поведении человека. Снижается неспецифическая устойчивость организма (сопротивляемость вредоносным факторам), нарушается синтез белка в тканях, снижается механическая прочность костной ткани, уменьшаются функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, ухудшается кроветворная функция, наблюдается атрофия скелетных мышц [6, 7, 47, 77, 122, 167, 185, 242, 252 и др.]. Это создаёт предпосылки для развития различных заболеваний: гипертонической болезни, атеросклероза, кардиосклероза, которые встречаются гораздо чаще у жителей городов и представителей умственного труда. Длительная гипокинезия создает психическое напряжение, что может приводить к фрустрации, агрессивности, неуживчивости в коллективе [122, 185 и др.]. Однако двигательная активность в течение некоторого срока не означает, что у человека уже возникло состояние гиподинамии со всеми её неблагоприятными последствиями. Для возникновения этого состояния, как и любого другого, требуется определённое время (латентный период), в течение которого должны быть сломлены защитные механизмы саморегуляции и гомеостаза [53, 74, 78, 94, 82, 151, 157, 158, 205]. Поэтому не следует подменять понятия «гипокинезия» и «гиподинамия», что наблюдается у некоторых авторов. К состоянию гиподинамии приводит хроническая гипокинезия [122,167,242 и др.].

Показано значение мышечного тонуса для протекания интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессов [53,78,94,116,121 и др.].

17 Ещё в начале 20 века В.М. Бехтеревым и другими исследователями было

показано, что лёгкая мышечная работа благотворно воздействует на психическую деятельность, а тяжёлая - угнетает её [8,27 и др.]. Эти наблюдения легли в основу разработки системы, связанной с психогигиеной умственного труда, где физические упражнения выступали в качестве активного отдыха и восстановления функционального состояния организма.

Проведёнными исследованиями было выявлено, что направленность и степень изменения психических процессов под влиянием физических нагрузок зависят от характера физических упражнений, их объёма и интенсивности, физической подготовленности людей, места физических упражнений в распорядке дня и других факторов [71, 82,96,123,174,178 и др.]. В исследованиях [49, 50, 73, 146, 147 и др.] было показано, что использование адекватных нагрузок улучшает протекание мыслительных процессов, произвольное внимание, повышает объём памяти, активизирует функции анализаторов.

Таким образом, проблема психомоторной организации человека является недостаточно изученной, сложной и нерешённой. Исследования в этом направлении актуальны важны как в теоретическом, так и в прикладном отношении.

1.2. Разработка методологии и методов психомоторной саморегуляции функционального статуса.

В науке общепризнано, что двигательная активность является действенным средством регуляции состояний человека. Известно, что двигательная активность служит эффективным средством восстановления состояния после психоэмоционального напряжения, а также способствует повышению уровня стрессоустойчивости человека [12, 23, 29,45 и др.].
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 23402.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2024. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.