У нас уже
21989
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
Отношения между Йеменской Арабской Республикой и Народной Демократической Республики Йемен на пути к объединению
Количество страниц
197
ВУЗ
МГИУ
Год сдачи
2010
Бесплатно Скачать
23344.doc
Содержание
Содержание
Введение... 2
Глава I. Борьба йеменского народа за независимость. 11
§ 1. Появление и развитие государственных образований на
территории Йемена... 11
§ 2. Оккупация Севера и Юга Йемена. Англо-османский раздел
Йемена... 20
§ 3. Борьба народов Северного и Южного Йемена за
независимость... 37
Глава II. Характеристика политической обстановки в Северном и
Южном Йемене, сопровождающей объединительный процесс
(1962-1990 гг.). 72
§ 1. Особенности политического развития ИАР после революции
1962 г. до объединения с НДРЙ в 1990 г... 72
§ 2. Специфика политического развития Народной
Демократической Республики Йемен (1967-1990 гг.)... 99
Глава III. От подписания договоров и соглашений об объединении
Йемена к их практической реализации. 121
§ 1. Факторы позитивного и негативного влияния на
объединительный процесс... 121
§ 2. Роль и значение для процесса объединения соглашений и
договоров о йеменском единстве (1970 - середина 1980-х гг.)... 131 § 3. Практическая реализация принятых соглашений об
объединении... 152
Заключение... 177
Источники и литература... 184
Приложения... 197
Введение.
Актуальность темы диссертации.
В настоящее время в мире интенсивно развивается процесс глобализации. В нем участвуют не только промышленно развитые страны Запада, но, в той или иной степени, большинство арабских стран.
Однако глобализационные изменения вызывают недоверие значительной части населения арабских стран. Как правило, глобализация воспринимается здесь как попытка навязывания западных ценностей, отхода от собственной культуры. Но, несмотря на эти опасения, арабские государства не могут себе позволить оставаться только сторонними наблюдателями происходящих в мире изменений. Стать полноправным участником данного процесса, реальной силой, которая будет в состоянии противостоять все возрастающему влиянию западных стран, арабский мир способен только при условии внутренней интеграции. Для этого у него есть определенные предпосылки (политические, экономические, культурные). К активизации интеграционных процессов арабские страны подталкивает специализация международной торговли и продолжающаяся зависимость от Запада.
На протяжении XX века неоднократно выдвигались проекты объединения, в основе которых лежала идея панарабизма, т.е. представления об арабах как о единой нации. Практическую реализацию получил проект создания египетско-сирийского единства, осуществленный Гамалем Абдель Насером. Провозглашенная в 1958 г. Объединенная Арабская Республика (ОАР) уже в 1961 г. канула в лету. Надежды египетского лидера на жизнеспособность такого союза были не лишены иллюзий по поводу возможности объединения в рамках единого государства стран, имеющих разные интересы. Гамаль Абдель Насер не учитывал сложность унификации неоднородных и даже полярных социально-экономических систем и институтов.
После распада ОАР в интеграционных планах арабских государств стали преобладать не идейные, а политические и социально-экономические факторы.
Провозглашенные в конце 1980-х гг. объединения регионального уровня - Арабский Совет Сотрудничества, Союз Арабского Магриба и Совет Сотрудничества Арабских Государств Персидского Залива (ССАГПЗ), оказались более стойкими, так как в их основе, помимо политической заинтересованности друг в друге, лежали еще и общие экономические интересы. ССАГПЗ существует до сих пор. Необходимо заметить, однако, что программы сотрудничества, разработанные в рамках этого Совета, не предполагают немедленного и всеобъемлющего объединения, а лишь кооперацию и координацию в определенных сферах и по определенным направлениям.
Еще одной организацией, объединяющей арабские страны, а также страны со смешанной культурой (Сомали, Джибути, Коморские острова) и существующей в течение длительного времени (с 1945 г.), является Лига Арабских Государств (ЛАГ). Но несмотря на задачи, ставившиеся перед этой организацией при ее создании и связанные с консолидацией арабских государств, она служит лишь консультативным и координационным органом, не являясь действенным инструментом интеграции.
Размышляя о препятствиях на пути к единству арабских стран, а также о причинах низкой эффективности созданных и ныне действующих региональных объединений, необходимо отметить различия политического и социально-экономического устройства, существующие между арабскими государствами. Особо нужно выделить и отрицательное воздействие западных стран, явно не заинтересованных в интеграции этого сложнейшего региона, на объединительные процессы в арабском мире. Среди причин, негативно отражающихся на процессе арабской интеграции, не последнее место занимают личные амбиции и конкуренция между арабскими лидерами за господство в регионе, несогласованность позиций высшего арабского руководства в области политических мероприятий и шагов в направлении единства.
Пока единственным опытом глубокой интеграции в арабском мире является произошедшее 22 мая 1990 года объединение двух частей Йемена в едином государстве, на практике доказавшее свою жизнеспособность
Объединение йеменских государств не случилось в одночасье. Север и Юг прошли долгий и трудный путь к единству. На этом пути были войны, взаимные претензии, стремление силой захватить второе государство. Но были и моменты, когда лидеры обоих государств, забыв о личных амбициях и разногласиях, существующих между странами, садились за стол переговоров и казалось, что уже ничто не сможет помешать осуществлению объединительных планов. Во время таких переговоров создавались документы, подготовившие правовую базу произошедшего впоследствии реального объединения.
Изучение разных периодов в истории борьбы йеменского народа за объединение родины и отношений между Севером и Югом Йемена на пути к достижению единства открывает возможность для более глубокого анализа объединительных процессов в арабском мире. Детальное рассмотрение положительных аспектов процесса йеменского объединения значительно облегчит разработку новых интеграционных проектов, для создания которых назрели объективные предпосылки. Не менее необходим и анализ негативных моментов, чтобы не повторить таких же ошибок в будущем.
Степень изученности темы, с нашей точки зрения, явно не соответствует ее актуальности. Рассмотрению отдельных вопросов, связанных с йеменским единством, в российской, западноевропейской и особенно арабской историографии отводится определенное место, но комплексные исследования, посвященные данной теме, практически отсутствуют.
Англо-османскому разделу Йемена и борьбе народов Северного и Южного Йемена за независимость посвящены работы следующих арабских исследователей: Мухаммад Абдулкадер Бафаки, Сурайа Манкуш, X. Азиз, Султан Наджи, Мустафа Салим Сейид, Ахмад Шарафаддин1. Из российских и
1 Бафаки, Мухаммад Абдулкадер, Старая история Йемена Египет. 1985. (на араб.яз.); Манкуш, Сурайа. Исторические и идеологические проблемы Йемена. Бейрут. 1979. (на араб.яз.); Азиз X. Английская колония и раздел Йемена. М. 1990. (пер.с араб.); Наджи,
западноевропейских историков, занимавшихся рассмотрением данных проблем, можно выделить А.Худайбердыева, ЛВ.Валькову, В.В.Наумкина, Б.Г.Сейраняна, Фреда Холлидея, Вильяма Гарольда Инграмса2.
Из арабских теоретиков, занимавшихся анализом политической истории Йеменской Арабской Республики (ИАР), изучением племенных формирований и их отношений с северойеменскими властями, можно выделить Мухаммада Али аш-Шихари, Абдаллу аль-Барадуни, Мухаммада аз-Захири, Мухаммада аль-Джифри, Фадль Абу-Ганема, Ахмада Джабир Афифа, Хамзу Али Лукмана, Аделя Риду3. В российской историографии этой теме посвящены работы Е.К.Голубовской, О.Г.Герасимова, Л.Н.Котлова4.
Политическому развитию Народной Демократической Республики Йемен (НДРЙ) в 1967-1990 гг. посвящено много работ российских, арабских и западных ученых (И.А. Александров, Л. Басин, О.Г.Герасимов, В.П. Воробьев, А.С.Гуськов, В.В. Наумкин, Мухаммад Али аш-Шихари, Ахмад Аттийа аль-Масри, Шакер аль-Джавахири, Роберт Стуки и др.)5.
Султан. Военная история Йемена. Каир. 1967. (на араблз.); Сейид, Мустафа Салим. Формирование современного Йемена. Каир. 1984. (на араб.яз.); Шарафаддин, Ахмад. Йемен сквозь историю с XV по XX век. Эр-Рияд. 1990. (на араб.яз.).
2 Худайбердыев А. Британский империализм и раздел Йемена. М. 1989. (на араб.яз.); Валькова Л.В. Английская колониальная политика в Адене и Аденских протекторатах. М. 1968; Наумкин В.В. Национальный фронт в борьбе за независимость Южного Йемена и национальную демократию (1963-1969). М. 1980.; Сейранян Б.Г. Йеменская Арабская Республика: история и современность. М. 1977; Halliday, Fred. Arabia Without Sultans. New York. 1964; Ingrams, William Harold. The Yemen: Imams, Rulers & Revolutions. New York. 1964.
3 Аш-Шихари, Мухаммад Али. От революции 26 сентября 1962 г. к движению 13 июня 1974 г. Аден. 1990. (на араб.яз); Аль-Барадуни, Абдалла. Республиканский Йемен. Дамаск. 1983.(на араб.яз.), Культура и революция в Йемене. Дамаск. 1991. (на араб.яз.); Аз-Захири, Мухаммад. Политическая роль племени в Йемене. Каир. 1996. (на араб.яз.); Аль-Джифри, Мухаммад Абдалла. Йеменский кризис. Новый взгляд на историю Йемена. Каир. 1995. (на араб.яз.); Фадль, Абу Ганем. Племя и государство в Йемене. Каир. 199О.(на араб.яз.), Племенная структура в Йемене: неизменное и трансформации. Каир. 1985. (на араб.яз.); Афиф, Ахмад Джабир. Национальное движение в Йемене. Дамаск. 1982. ( на араб.яз.); Лукман, Хамза Али. История йеменских племен.Сана. 1985. (на араб.яз.), Решительные битвы в истории Йемена. Сана. 1978. (на араб.яз.); Адель Рида. Попытка понимания йеменской революции. Каир. 1974. (на араб.яз.).
4 Голубовская Е.К. Политическое развитие Йеменской Арабской Республики. 1962-1985 гг. М. 1989; Герасимов О.Г. Йеменская республика: 25 лет независимого развития. М. 1987; Котлов Л.Н. Йеменская Арабская Республика. М. 1971.
5 Александров И.А. Народная Демократическая Республика Йемен. М. 1976; Басин Л., Герасимов О.Г. Народная Демократическая Республика Йемен. М. 1971; Воробьев В.П.
В российской историографии практически отсутствуют работы, анализирующие процесс объединения Йемена. Из западноевропейских исследователей, поднимавших проблему йеменского единства, необходимо отметить Р. Латта, Р. Барроуз (RJLatta. Yemen: Unification and Modernisation. London. 1994; Burrowes, Robert D. Two Yemens. Politics of Oil and Unification. Colorado. 1998). Среди арабских историков, политологов, исследующих политические аспекты йеменского единства, отношения между Северным и Южным Йеменом в течение объединительного процесса, можно назвать Хасана Ахмеда Абу Талиба, Сайда Ахмада аль-Джанахи, Али ас-Саррафа, Сейфа Али Мукбиля6. В некоторых работах дается хронология объединительного процесса без глубокого его анализа (Аль-Касими, Султан Мухаммад. Ежедневная документация об объединении, 1972-1986. Сана. 1987. (на араб.яз.)).
Среди арабских теоретиков, исследующих йеменскую проблематику в широком плане следует указать Мухаммада Яхью Хадцада, Хусейна Абдаллу аль-Амри, Мухаммада Али аш-Шихари7 и др.
Проблемам арабского единства и некоторым аспектам объединительного процесса в Йемене посвящены следующие диссертационные исследования: Хезам Нассер Мохаммед «Проблемы арабского единства 1960-1980-е гг.», Абдель-Хамид Ахмед Сайд «Развитие революционного процесса в Южном и Северном Йемене и проблема йеменского единства (1960-1970 гг.)». Внешняя
Политическая и государственная система НДРЙ. М. 1978; Гуськов А.С. Демократический Йемен: 20 лет революции. М. 1983; Наумкин В.В. «Красные волки» Йемена. Национальный фронт в революции. М. 2003; Аш-Шихари, Мухаммад Али. Исторический путь йеменской революции 26 сентября -14 октября. Аден. 1983; Аль-Масри, Ахмад Аттийа. Красная звезда над Йеменом. Бейрут. 1988; Аль-Джавахири, Шакер. Конфликт в Адене. Каир. 1992; Stookey, Robert W. South Yemen: A Marxist Republic in Arabia. Colorado. 1982.
6 Абу Талиб, Хасан Ахмад. Йеменское единство. Бейрут. 1994. (на араб.яз.); Аль-Джанахи, Сайд Ахмад. Национальное движение от революции до объединения. Аден. 1992. (на араб.яз.); Ас-Сарраф, Али. Южный Йемен: от колонизации к объединению. Лондон. 1992. (на араб.яз.); Сейф Али Мукбиль. История йеменского единства. Бейрут. 1987. (на араб.яз.).
Хаддад, Мухаммад Яхья. Общая история Йемена (политическая, экономическая, социальная, культурная) от начала до настоящего времени. Сана. 1986. 5т. (на араб.яз.); Аль-Амри, Хусейн Абдалла. Сто лет современной истории Йемена. Дамаск. 1984. (на араб.яз.); Аш-Шихари, Мухаммад Али. От революции 26 сентября 1962 г. к движению 13 июня 1974 г. Аден. 1990. (на араб.яз.)
политика Йемена рассматривается в диссертациях Ассарури Валида Абдулбари Кассема «Политика Йемена на международной арене в 80-90гт. XX в. Внутренние и внешние факторы» и Мухаммеда Али Хади Салаха «Отношения Йеменской Арабской Республики с арабскими странами (60-е - начало 80-х годов)». Об особенностях политической системы ИАР и НДРЙ написаны следующие диссертационные исследования: Аль-Хамдани Валид Салех Али «Особенности формирования политической системы йеменского общества 11-ой половины XX века», Мухаммед Герхум «Процесс становления и развития политической системы НДРЙ».
В данной работе использованы научные исследования российских, арабских и западных ученых, сочинения политических деятелей и журналистов.
Предметом диссертационного исследования являются отношения между Северным и Южным Йеменом на протяжении всего объединительного процесса.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1960 г. по 1990 г. Именно этот временной отрезок чрезвычайно насыщен событиями, произошедшими в двух йеменских государствах и оказавшими непосредственное влияние на процесс их объединения в рамках единого государства: сентябрьская революция 1962 г. в северной части Йемена, октябрьская революция 1963 г. на йеменском юге, провозглашение независимости Южного Йемена в 1970 г., многочисленные перевороты, происходившие в данный период в обоих йеменских государствах, межйеменские войны 1972 г. и 1979 г., неоднократные встречи лидеров Севера и Юга в 1972 - 1990 гг., в ходе которых были подписаны Договоры и Соглашения о йеменском единстве, и, наконец, реальное объединение Йемена, осуществившееся 22 мая 1990 г.
Цель данной диссертационной работы - исследование историко-политических и социальных аспектов, определяющих специфику взаимоотношений между ИАР и НДРЙ в предшествующий фактической
интеграции период (1960-1990 гг.). Исходя из этого, формулируются задачи исследования, которые заключаются в том, чтобы:
- дать развернутую характеристику внешних и внутренних факторов, оказавших наиболее существенное влияние на объединительные процессы;
- выявить объективные предпосылки объединения двух йеменских государств;
- определить особенности объединительного процесса в Йемене;
- рассмотреть политические силы в обеих частях Йемена, дать оценку их позиции в отношении интеграции страны;
- показать причины неудач и успехов на пути к йеменскому единству;
- проанализировать соответствующие документы и соглашения, касающиеся объединения двух частей Йемена. Методологической основой диссертации стали основные положения
теории и истории международных отношений. Автором используются системный и структурно-функциональный анализ, сравнительно-исторический метод, принципы и основополагающие подходы таких наук, как история, политология, социология, философия. Учитывая специфику темы и содержание диссертационного исследования можно указать на использование проблемно-хронологического принципа построения всего текста диссертации.
В работе используются источники компаративного и нарративного характера. Прежде всего, автор опирался на официальные документы. К ним относятся договоры и соглашения об объединении ИАР и НДРЙ, заключенные в период с 1972 по 1990 гг.; материалы съездов и конференций Йеменской Социалистической Партии (ЙСП); Национальная Хартия Народного Фронта освобождения оккупированного юга Йемена; Национальная Хартия Всеобщего народного конгресса.
Отдельную группу источников образуют официальные государственные документы: Конституции ЙАР, НДРЙ и ЙР, протоколы заседаний МИД Северного и Южного Йемена, правительственные заявления.
Кроме того, источниками данного исследования являются договоры и соглашения, заключенные йеменскими государствами с другими странами.
Необходимым компонентом исследования стал анализ выступлений лидеров Северного и Южного Йемена и других официальных лиц, касающихся вопросов внутриполитического, социально-экономического устройства двух государств, внешнеполитических курсов ИАР и НДРЙ, а также разнообразных материалов периодической йеменской печати и периодики других стран.
В работе используются арабские и российские научно-справочные материалы, интернет-ресурсы.
Новизна диссертации содержится, во-первых, в том, что в ней впервые как в российской, так и в зарубежной историографии внешней политики и международных отношений объединение Йемена исследуется как закономерный, объективно-исторический процесс, истоки которого коренятся в прошлом страны. Во-вторых, автор изучает деятельность внешних и внутренних сил, содействовавших или препятствовавших интеграции двух частей Йемена в единое государство. В-третьих, выявлено основополагающее влияние внутриполитических изменений в обеих частях Йемена на объединительный процесс, а также раскрыт характер воздействия внутриполитических перемен, происходящих в одном йеменском государстве, на внутреннюю политику другого. В-четвертых, прослеживая тенденции и закономерности объединительного процесса, автор подходит к проблеме комплексно и использует источники обеих сторон - Севера и Юга Йемена, что придает работе обоснованность и достоверность.
Включенные в диссертацию тексты договоров и соглашений об объединении, подписанных в 1972-1990 гг., на русском языке публикуются впервые в переводе автора. Фактографический материал, касающийся практической реализации йеменского единства, впервые вводится в научный оборот России.
Научно-теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Изучение борьбы йеменского народа за независимость и
объединение родины необходимо для того, чтобы лучше понять практику объединительных процессов в арабских странах и других регионах мира. История объединения Йемена показывает, какие проблемы могут возникать в отношениях между разделенными частями страны и как их можно решить. Фактический материал диссертации, ее аналитическая часть, а также положения и выводы могут быть использованы при подготовке лекционных курсов по новейшей истории Йемена; в учебном процессе при подготовке политических кадров, особенно для стран Ближнего Востока; при разработке интеграционных проектов в арабском мире.
Апробация диссертационного исследования. Основные положения диссертации обсуждались и были одобрены на заседании кафедры теории и истории международных отношений С-ПбГУ. Материалы, вошедшие в диссертацию, излагались на международной конференции, проводившейся на базе МГИМО 22-25.03.2004 и посвященной теме «Мусульманские страны в изменяющемся мире», а также нашли отражение в публикациях автора.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Глава I. Борьба йеменского народа за независимость. §1. Появление и развитие государственных образований на территории Йемена.
Йемен - древняя арабская страна в юго-западной части Аравийского полуострова. Площадь объединенного Йемена составляет примерно 527 970 квадратных километров. Он имеет 1458 километров границы с Саудовской Аравией и 288 километров с Оманом. Береговая линия по Красному морю на; западе составляет 1906 километров. На юге Йемен выходит к Индийскому океану.
Особое значение Йемена в истории Ближнего Востока связано с тем, что через эту страну всегда проходили важные торговые пути. Йемен контролирует выход из Красного моря и Баб-эль-Мандебский пролив, который разделяет Аравийский полуостров и Африку. Красное море имеет стратегическое значение. Ежегодно через Суэцкий канал и Баб-эль-Мандебский пролив проходит более 325 миллионов тонн грузов, или примерно 10% мирового торгового судоходства. Это приблизительно 45-50 судов в день и более 18000 судов в год. Это также приблизительно на треть больше грузов, чем тот грузопоток, который проходит через Панамский канал8.
Йемену принадлежит более ста островов в Красном море и Индийском океане. В Красном море Йемен владеет, в частности, большим коралловым островом Камаран и соседними островами, расположенными неподалеку от йеменского берега. На острове Камаран живут аденцы, а также индийцы и африканцы. Непосредственно в Баб-эль-Мандебском проливе Йемену принадлежит вулканический остров Маййун (Перим). В Индийском океане особое стратегическое значение имеет крупный остров Сокотра. Этот остров находится в 300 километрах от Аравийского полуострова и в 240 километрах от Африки. Мимо Сокотры проходят важные линии судоходства, в том числе
путь из Арабского (Персидского) залива к мысу Доброй Надежды. Таким образом, Йемен может контролировать основные линии, по которым перевозится нефть с Ближнего Востока в страны Запада. В Индийском океане Йемену принадлежат также острова Абд аль-Кури, Самха и Дарса.
К особенностям географического положения Йемена можно отнести то, что его границы очень долго оставались неопределенными. Исторический Йемен занимал обширную территорию на Аравийском полуострове. В XX в. на полуострове образовалось новое государство - Саудовская Аравия. Саудовские власти фактически претендовали на все области Аравии, кроме побережья Индийского океана. Саудовская Аравия завоевала несколько районов, которые раньше считались частью Йемена. Окончательно основная часть границы между Йеменом и Саудовской Аравией была установлена только после 1990 г. Во время английского колониального господства в состав Йемена были включены многие острова в Красном море и Индийском океане. На некоторые острова в Красном море претендовала Италия, а затем бывшая итальянская колония Эритрея. Острова Куриа-Муриа в Индийском океане и область Дофар были исторически связаны и с Йеменом, и с Оманом. Йеменско-оманская граница также была установлена только после объединения Йемена. По соглашениям 1903-1905 гг. Йемен был разделен между Османской империей и Великобританией. Эта граница, искусственно разделившая страну на две части, сохранялась вплоть до 1990 г.
Долгое время Йемен делился на три области (михлаф) - Сана, ал-Джанад и Хадрамаут. Теперь объединенный Йемен включает провинции (губернаторства) Сана, Аден, Таизз, Хадрамаут, Ходейда, Мариб, Абьян, Ибб, Эль-Бейда, Хадджа, Саада, Дамар, Лахдж, Эль-Махвит, Махра, Шабва, Эль-Джауф, Эд-Дали, Амран, а также город Сана. Основные географические области Йемена - это горы, равнина на побережье Красного моря (Тихама) и пустыня на востоке. На севере страны горы преобладают. Эти районы фактически никогда не подчинялись иностранным завоевателям.
К горным районам Йемена относятся провинции Сана, Дамар, Амран, Ибб, Эль-Бейда, Эд-Дали, Эль-Махвит, Саада, Хадджа. В провинции Сана находится гора пророка Шуайба, самая высокая в Аравии (3760 метров над уровнем моря). В Хутайбе находится могила исмаилитского ученого Хатима ибн Ибрахима аль-Хамдани (XVI в.), которую ежегодно посещают паломники-исмаилиты из разных стран. Город Сана еще в 1098-1173 гг. был столицей Хамданидов, воевавших с зейдитами Саны, но союзников по отношению к зейдитам Адена. В первую турецкую оккупацию (1538-1635 гг.) Сана была столицей вилайета Йемен.
Провинция Дамар («Египет Йемена») отличается плодородием почв и знаменит своими конями. Когда-то в городе Дамар находился центр зейдитов Йемена. В провинции Эд-Дали к югу от города Каатаба находился один из основных центров династии Тахиридов город Джубан с мощной крепостью. В провинции Эль-Махвит находится город Шибам, столица Йафуридов в 829-1100 гг. В той же провинции находится Каукабан - древний город и мощная крепость. В 1538-1635 гг. город Эль-Махвит был одним из центров турецкого господства в Йемене. В провинции Амран находится город Шахара, который был укреплен еще при химьяритах. Во время второго туурецкого вторжения именно из Шахары имам Яхья успешно боролся с турками. Провинция Ибб к югу от Саны известна развитым земледелием. Город Ибб был важным административным центром в период турецкого господства в Йемене. Недалеко от города Ибб находится и древняя столица Сулайхидов (1047-1138 гг.) Джибла, основанная в 1065 г. Сулайхиды, зависевшие от египетских Фатимидов, затем перенесли свою столицу в Сану.
Абсолютное большинство йеменцев исповедует ислам. Особенность Йемена состоит в том, что в стране живут не только сунниты. Шииты составляют более половины населения Северного Йемена. Основная часть шиитов Йемена - зейдиты. Мусульмане-зейдиты живут, в основном, в горах севернее города Ибб (в бывшей Йеменской Арабской Республике). Вероучение зейдитов ближе к суннизму, чем к вероучениям других шиитов. Зейдиты
признают выборного имама. В бывшей НДРЙ зейдиты составляли около 7% населения. Исмаилиты составляли свыше 11% шиитского населения ИАР. Они жили также в Южном Йемене. Сунниты-шафииты преобладают на юге Йемена и на побережье Красного моря9. Ханифитский мазхаб распространен на севере Йемена около границы с Саудовской Аравией и в городах (чиновники, потомки турецких солдат и др.)10. Суннитов ханбалитского. мазхаба на юге Йемена немного - «местные арабы прибрежных, преимущественно юго-западных районов, некоторые кочевники севера, частично йеменцы Адена, часть индийцев и пакистанцев» . Среди некоторых племен Хадрамаута и крайнего севера Йемена традиционно был распространен ваххабизм, как и в Саудовской Аравии.
До 1990 г. в Северном Йемене было больше жителей, чем на Юге, но в Южном Йемене было больше городского населения. На Севере большую роль исторически играли союзы племен, особенно хашид, бакиль. До сих пор принадлежность к тому или иному племени имеет большое значение в северных районах Йемена. Традиционное общество Йемена и на севере, и на юге состоит, в основном, из сейидов (потомков пророка Мухаммада) и кади, членов племен (кабили) и крестьян (феллахин).
Племена-«братья» хашид и бакиль традиционно занимали территорию севернее Саны до Мариба и Наджрана на востоке, до Саады на севере и до Красного моря на западе. Восточную часть этой территории контролировали бакиль, западную - хашид. Оба союза племен всегда участвовали в важнейших политических событиях в Йемене. Принято считать, что хашид и бакиль имеют общее происхождение от йеменского племени хамдан. Граница между этими племенами менялась, некоторые группы относили себя и к хашид, и к бакиль. Например, район аль-Анхум к северо-западу от Саны традиционно принадлежал хашид, но теперь его племена относят себя к бакиль. Племена хашид и бакиль часто воевали друг с другом, но все они были зейдитами и
поддерживали зейдитских имамов. Обычно хашид были сильнее, чем племена бакиль. На территории, которая принадлежит этим племенам, особым уважением пользуются потомки пророка Мухаммада (сейиды). На территории племенной конфедерации бакиль в горах находится провинция Саада. Город Саада - традиционный центр йеменских зейдитов. В 910 г. там был похоронен первый зейдитский имам Йемена аль-Хади ибн аль-Хасан ибн аль-Касим ар-Расси, основатель династии Хамид ад-динов, правившей до 1962 г.
Часть горного района к северо-западу от Саны занимает провинция Хадджа. К ней относится и северная часть йеменской равнины (Тихама) между горами и Красным морем. Тихама тесно связана с другими странами на побережье Красного моря, такими как Эритрея, Судан и Египет. Современный центр Тихамы - город и порт Ходейда, известный как «птица Красного моря». Провинция Ходейда занимает равнины на побережье Красного моря от Эль-Лухайя до Эль-Хауха. В этом районе развито сельское хозяйство и рыболовство. В 50 километрах к югу от Ходейды находится Бейт-эль-Факих, столица племени зараник. Зараник упорно боролись против иностранных завоевателей и не подчинялись зейдитским имамам горного Йемена. В той же провинции находится город Забид, основанный в 819 г. Забид - одна из древних столиц и центр исламского образования в Йемене. Именно из Забида прибыли первые ученые в университет аль-Азхар в Египте. В качестве важнейшего центра этот город использовали такие династии, как Зийадиды, Махдиды, Наджахиды, Сулайхиды, Аййубиды, Расулиды и Тахириды.
Часть южной Тихамы и соседних гор относится к провинции Таизз. При Аййубидах и Расулидах Таизз был столицей Йемена. Таизз прославился как «Дамаск Йемена». В 1948-1962 гг. город снова стал столицей Йеменского королевства. Недалеко от Таизза находился древний город Ал-Джанад, от которого сохранилась только мечеть, построенная в 630 г., одна из первых мечетей мира. После упадка Адена в XVI в. в период турецко-португальского соперничества в этом районе получил развитие порт Моха, старый центр торговли кофе. Моха как порт сохраняла свое значение до начала XX в.
В южной части Йемена гор меньше, чем на севере страны. К XX в. племенные различия в Южном Йемене уже не имели такого значения, как в Северном Йемене. Кроме арабов, на побережье Индийского океана традиционно было много переселенцев из Индии, а также африканцев, особенно сомалийцев12.
Особую роль в истории Южного Йемена играл город Аден. Аден занимает район потухшего вулкана на небольшом полуострове. Когда-то этот полуостров был островом. В Адене останавливались торговые корабли, которые направлялись в Красное море, Индию и Восточную Африку.
Провинции Абьян и Лахдж включают горы, долины и часть побережья Аденского залива. В провинции Лахдж в горах Радфан в 1963 г. началось восстание против англичан в Южном Йемене.
Провинции Шабва, Мариб и Эль-Джауф занимают восток Йемена. Шабва включает горы, долины, пустыни и часть побережья Аравийского моря. Все эти провинции известны своими древними городами, которые существовали еще до ислама.
На юго-востоке Йемена находятся провинции Хадрамаут и Махра. Хадрамаут - это самая большая по территории провинция современного Йемена, которую занимают равнины побережья и возвышенности. На севере Хадрамаут граничит с пустыней Руб-эль-Хали. Центр провинции Мукалла -один из важнейших йеменских портов. Город Шихр к востоку от Мукалла известен также как Сук. Это древний порт, связанный с Индией, Африкой и странами Персидского залива.
Вади Хадрамаут - самое длинное вади Аравийского полуострова (165 километров) с плодородными землями и центром в городе Сейун. Ранее центром вади была столица правителей кинда Тарим. Восточнее Тарима находится могила пророка Худа, центр паломничества с доисламских времен. Племена Хадрамаута связаны по происхождению с древним Химьяром и с
12 Абу-Ганем, Фадль. Племенная структура в Йемене: неизменное и трансформации. Каир. 1985.С.28-30.(наараб.яз.)
Список литературы
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно
23344.doc
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
03.11.24
Лексикографический анализ единиц поля
03.11.24
Из истории слова гость и его производных
03.11.24
Семантическое поле гость в русском языке
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2024. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.