У нас уже
21989
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
Повседневный уклад жизни московского населения середины XVIII в.
Количество страниц
367
ВУЗ
МГИУ
Год сдачи
2010
Бесплатно Скачать
23120.doc
Содержание
Содержание
Введение... с. 4
Глава I. Материалы делопроизводства Канцелярии конфискации как источник для характеристики
городского быта 30-70-х годов XVIII в... с. 26
§ 1. История создания и функционирования
Канцелярии конфискации... с. 28
§ 2. Состав делопроизводства
Канцелярии конфискации... с. 33
§ 3. Московское население по документам
Канцелярии конфискации... с. 48
Глава И. Дворово-усадебный комплекс Москвы.
Жилое пространство московского обывателя... с. 65
§ 1. Характер заселения исторических районов Москвы.
Размеры городских земельных участков... с. 66
§2. Типы городских жилых построек и
их конструктивные элементы... с. 72
§ 3. Планировка и внутреннее убранство помещений... с. 85
§ 4. Хозяйственные постройки в составе
московских обывательских дворов... с. 91
§ 5. Стоимость недвижимого имущества.
Судьба дворов после конфискации... с. 104
Глава III. Предметно-бытовая среда.
Мир домашних вещей московских жителей... с. 113
§ 1. Мебель и предметы обстановки... с. 114
§ 2. Посуда и хозяйственная утварь.
Рабочие инструменты и хозяйственный инвентарь... с. 140
§ 3. Одежда и аксессуары. Оружие.
Средства передвижения и упряжь... с. 170
§ 4. Степень сохранности вещей и
стоимость движимого имущества... с. 209
Глава IV. Вещь как отражение внутреннего мира, системы
духовных ценностей, сознания горожанина... с. 221
§ 1. Состав и характер посвящения икон как отражение
религиозного сознания московских обывателей... с. 221
3
§ 2. Предметы светского искусства в домах москвичей... с. 243
§ 3. Книжные собрания и
домашние архивы московских обывателей... с. 257
Глава V. Повседневный быт горожан
иноземного происхождения... с. 272
§ 1. Горожане-иноземцы в поле деятельности
Канцелярии конфискации... с. 272
§ 2. Дворово-усадебный комплекс горожанина-иноземца... с. 278
§ 3. Мир домашних вещей горожанина-иноземца... с. 289
§ 4. Предметы искусства и библиотеки
в повседневной жизни иноземца... с. 313
Заключение... с. 324
Приложения... с. 331
Список источников и литературы... с. 367
Введение
Постановка исследовательской проблемы
Одной из актуальных и активно разрабатываемых в настоящее время в отечественной историографии проблем является «история повседневности». В мировой исторической науке «история повседневности» сформировалась как самостоятельное направление во второй половине XX в., после того как представителями французской школы «Анналов» была показана «тесная связь между образом жизни людей, их бытом и их ментальным складом». Особое внимание стало уделяться исследователями историко-психологическим, историко-демографическим, историко-культурным сюжетам, аналитическому изучению истории человека как субъекта истории1.
В рамках проблемы истории повседневности автором предпринята попытка проанализировать повседневный уклад жизни московского населения середины XVIII в. Интерес к повседневной жизни горожан представляется актуальным и в свете изучения истории русского города, поскольку на фоне основательно изученных социально-экономических и демографических процессов в жизни русского города историко-культурные аспекты городской жизни остаются по-прежнему малоисследованными.
Выбор в качестве объекта изучения уклада жизни городского населения в контексте истории повседневности вполне оправдан и предполагает исследование того пространства, в границах которого протекала повседневная частная жизнь горожанина и его домочадцев. При этом обращение к укладу жизни, под которым подразумеваются реалии материально-пространственной бытовой среды, нацелено на воссоздание своеобразной «среды обитания» жителя Москвы (того, где он живет, как живет, какими вещами себя окружает), а также выявление изменений в
1 Пушкарева Н.Л. Частная жизнь и проблема повседневности глазами историка// Города Европейской России конца XV - первой половины XIX века. Материалы международной научно-практической конференции 25-28 апреля 2002 г. Тверь - Кашин — Калязин. Ч. 1. Тверь, 2002. С. 51.
5 «вещном» мире в свете влияющих на эту сферу факторов, среди которых
одними из важнейших в XVIII в. в России стали реформы Петра I в области культуры и быта. Отмечено, что состояние и специфика «среды обитания» позволяет выявить отдельные черты личности индивида, его мировоззрения, психологии, норм мышления и поведения2. Несомненно, что состав даже обиходных предметов формируется под воздействием различных рациональных или иррациональных привычек и предпочтений индивида, а в результате «вещный» внешний мир человека является своеобразной формой обнаружения его «невещественного» внутреннего мира3.
Избранный объект исследования подразумевает обращение отнюдь не к образу жизни выдающихся и именитых личностей, на которых долгое время было сфокусировано внимание исследователей, а к повседневным условиям существования рядовых городских обывателей. Следует уточнить, что все же термин «городской обыватель» связан с эпохой Екатерины И, когда Городовым положением 1785 г. был оформлен единый правовой статус городского населения, а все жители города («городские обыватели») составили всесословное «общество градское». Использованием понятия «городской обыватель» применительно к середине XVIII в. подчеркивается, что в поле зрения исследователя находится повседневная жизнь «обычных людей» - представителей широких слоев городского населения: дворян и посадских тяглецов, канцелярских служащих и военных нижних чинов, работных людей и крестьян, ничем в традиционном смысле не знаменитых. Учитывается и такая специфическая группа городских обывателей, как выходцы из стран Западной Европы. На повседневном обиходе иноземцев, обосновавшихся в России, сказывалось тесное соприкосновение с традиционным русским укладом, в результате чего в их укладе жизни в своеобразном ракурсе преломлялось и находило выражение взаимодействие и взаимовлияние европейской и русской культур в XVIII в.
2 Вдовина Л.Н. Повседневность городской жизни русской провинции // Русская провинция. Культура XVIII-XIX вв. М., 1993. С. 43-47.
3 Толстых В.И. Образ жизни: понятие, реальность, проблемы. М., 1975. С. 36-37.
Объединение в рамках одной работы сведений о быте столь разнородных по сословной принадлежности городских жителей объясняется тем, что городской образ жизни нельзя замыкать в рамках какого-либо одного сословия, например, посадских жителей, считавшихся в середине XVIII столетия собственно городским податным сословием. Например, в начале 1980-х гг. Б.Н.Мироновым подчеркивалась необходимость изучения городского быта как специфического «определенного уклада жизни4». Анализ уклада жизни городских жителей, взятых в совокупности как членов единой общности, но с неизбежным учетом социальной стратификации общества, позволяет не только выявить черты быта, связанные с сословной принадлежностью, но и обнаружить общие черты уклада жизни, обусловленные проживанием в городе.
Выбор Москвы в качестве исследуемого региона представляет интерес в свете особого положения старой столицы в XVIII в. С одной стороны, Москва приобретает с XVIII в. репутацию хранительницы традиционных уклада жизни и духовных ценностей, а со временем становится своеобразным олицетворением русской национальной самобытности. С другой стороны, в XVIII столетии Москва не только сохранила официальный статус второй столицы, но и являлась вторым по значению городом в стране после Петербурга. Замечено, что, «чем крупнее город и плотнее заселен, чем более разнообразной деятельностью, прежде всего промышленно-торговой, занимались его жители, тем явственнее проявлялись в городском образе жизни черты» урбанизации, одним из следствий которой становится «падение значения традиций в общественной и личной жизни»5. Необходимо учитывать и своеобразную специфику распространения в географическом пространстве России европеизации в сфере культуры и быта, осуществленной Петром I в первой четверти XVIII в. Закономерно, что обыватели «белокаменной» в значительно большей степени были подвержены влиянию нововведений, внедряемых
4 Миронов Б.Н. Спорные и малоизученные вопросы русского позднефеодального города в современной советской историографии // Проблемы отечественной и всеобщей истории. Вып. 7. Л., 1983. С. 182.
3 Миронов Б.Н. Русский город в 1740-1860-е годы: демографическое, социальное и экономическое развитие. Л., 1990. С. 23.
государством, нежели жители провинциальных городов России. Обращение к укладу жизни населения Москвы диктуется и состоянием источника, положенного в основу работы. Делопроизводство Канцелярии конфискации, многие годы своего существования располагавшейся в Москве, связано в основной своей массе с жителями старой столицы.
Таким образом, цель работы состоит в выявлении материальных реалий повседневных условий существования жителей Москвы середины XVIII в. В свою очередь, анализ составляющих материальной стороны повседневного быта позволит выявить отдельные черты личности горожанина, его мировоззрения, психологии, духовного мира.
Выбранный аспект исследования предполагает рассмотрение следующих вопросов:
• жилое пространство московского обывателя (дворово-усадебный комплекс горожанина, его местоположение и размеры, состав жилых и хозяйственных построек, типы городского жилища и варианты его планировки, внутренняя отделка жилых помещений);
• предметно-бытовая среда горожанина (количественный и качественный состав предметов повседневного обихода: мебель и предметы убранства интерьера, посуда и утварь, одежда и аксессуары);
• элементы предметного мира, наиболее рельефно отражающие внутренний мир горожанина, его религиозные воззрения в рамках традиционного православия и степень обмирщения сознания (иконы и произведения светского искусства, книжные собрания и домашние архивы).
При этом самостоятельное, пожалуй, даже принципиальное значение имеет типологизация выявляемых элементов повседневного быта - соотнесение их с западноевропейской и русской культурными традициями. Это позволит в новом свете рассмотреть одну из проблем истории России XVIII столетия - степень европеизации в результате реформ Петра I, т.е. отхода россиян от традиционных культурных норм и приобщения к западноевропейским стандартам культуры и быта.
В целом исследование обозначенных вопросов предоставит воз-
можность конкретизировать общие представления о повседневном укладе жизни московского населения середины XVIII в.
Хронологические рамки исследования охватывают 1730-1770-е гг. и отчасти диктуются положенным в основу работы делопроизводством Канцелярии конфискации, функционировавшей с 1730г. по начало 1780-х гг. Несомненно, что при обращении к событиям XVIII столетия внимание исследователей привлекала в первую очередь эпоха глобальных преобразований Петра I. Общепризнанно, что реформы первой четверти XVIII в., затронувшие, в частности, сферу культуры и быт российских подданных, во многом определили дальнейшие пути развития российской истории. Напротив, период, последовавший за петровскими реформами, отмечен, казалось бы, уменьшением вмешательства государства в повседневную жизнь подданных и ослаблением надзора за соблюдением нововведений.
И в то же время исследователями подчеркивается, что только «к середине XVIII в. плоды петровских реформ дали о себе знать во всех сферах культуры6». Следовательно, историко-культурная ситуация именно середины XVIII столетия дает основания судить о последствиях преобразований Петра I в области быта и выявить степень проникновения и укоренения нововведений, что особенно важно, поскольку некоторые новшества удерживались только волей царя-реформатора и со временем ушли в небытие под давлением консервативной приверженности к традиционному устройству быта. Материал 1730-1770-х гг. позволяет обнаружить, во-первых, устойчивые элементы традиционного русского национального уклада жизни, во-вторых, элементы западноевропейского быта, которые прочно вошли в обиход горожан и были востребованы в их повседневной жизни.
Историография
История образа жизни и быта всего русского общества и его отдельных групп становится предметом научного исследования с середины XIX в.
6 Семенова Л.Н. Быт и население Санкт-Петербурга (XVIII в.). СПб., 1998. С. 67.
Первый опыт всестороннего описания русского быта был предпринят А.В.Терещенко в многотомной монографии «Быт русского народа» (Т. 1-7. СПб., 1848.). Исследователем были привлечены многочисленные и разнообразные источники, существенное место среди них занимает песенный фольклор, значительная часть которого была собрана самим автором-этнографом. В силу этого основная часть объемной монографии (т. 2-7.) посвящена народным верованиям, обрядам, обычаям, суевериям, праздникам и забавам. По сути только в первой части исследования рассматривается материальная сторона быта и такие ее составляющие как жилище, одежда, домоводство. Источником для их изучения послужили письменные памятники - летописи и записки иностранцев. И хотя А.В.Терещенко справедливо отмечает предвзятость иноземцев и неверное истолкование ими русского быта, искажение и непонимание русских нравов7, все же сам автор зачастую недостаточно критически подходит к запискам иноземцев, слепо доверяя сообщаемым ими сведениям.
В соответствии с представлениями автора о том, что быт народа необходимо изучать «восходя по ступеням изменения всех его возрастов»8 исследование охватывает тысячелетний период с древнейшей истории славян до начала XIX в. В избранных автором обширных хронологических рамках наиболее подробно освещен период XV-XVII вв., которым датируется и большинство использованных письменных источников. Быт XVIII столетия представлен в монографии сравнительно фрагментарно. Обращаясь к событиям первой четверти XVIII в., А.В.Терещенко преимущественно уделяет внимание обильному потоку законодательных мер Петра I, а не их реальному внедрению в жизнь российских подданных. От эпохи реформ Петра I, минуя середину XVIII в., А.В.Терещенко обращается ко второй половине столетия, выделяя чрезмерную роскошь как отличительную черту быта этого периода9. Кроме того, обозначая в качестве объекта исследования быт всего русского народа, основное внимание автора уделяет образу жизни привилегированной части русского об-
7 Терещенко А.В. Быт русского народа. Т. 1. СПб., 1848. СП.
8 Там же. С. 111.
9 Там же. С. 194-196.
щества, по возможности противопоставляя ему быт «простого народа», под которым в первую очередь понимается крестьянство.
Главную задачу своего труда Терещенко видел в изучении быта «не из любопытства», а для извлечения «трогательных образцов добродушия, гостеприимства, благоговейной преданности своей родине, отечеству, православию и самодержавию»10. В результате, вознося своеобразный панегирик славянам и представителям русской народности в частности, А.В.Терещенко рассматривает быт в духе славянофильской концепции, не как результат многовекового развития, а наоборот подчеркивает традиционность русского образа жизни и неизменность его основ во времени. Именно традиционность исследователь считает характерной чертой жилища и одежды простых горожан, сохраняющейся и в XVIII в.11
Но несомненно большое историографическое значение монографии А.В.Терещенко как первого опыта всестороннего описания русского быта и первой попытки в отечественной исторической науке поставить изучение этнографического материала на научную основу.
Во второй половине XIX в. появляется ряд изданий, посвященных «быту и нравам» предшествовавшего столетия. Некоторые из них написаны в жанре очерков о наиболее примечательных в бытовом отношении событиях и знаменитых личностях и представляют собой всего лишь пересказ в беллитристической форме сведений источников12. В других анализируются русские нравы XVIII в., под которыми под которыми представители либеральной историофафии понимали морально-нравственное и духовное состояние общества13. В истории богатого событиями XVIII столетия внимание бытописателей фокусировалось в первую очередь на времени петровских преобразований, затронувших, по мнению авторов,
12 Карлович Е.И. Исторические рассказы и бытовые очерки. СПб., 1884; Он же. Нравы русских при Петре Великом. СПб., 1901; Шубинский С.Н. Очерки жизни и быта прошлого времени. XVIII и начало XIX в. СПб., 1888.
|3Гольцев В.А. Законодательство и нравы России XVIII в. СПб., 1896. Павленко И.А. Нравы русского общества в Екатерининскую эпоху. Архангельск, 1912; Чечулин Н. Русское провинциальное общество во второй половине XVIII в. Исторические очерки. СПб., 1898.
11 все слои населения России, но прививших лишь наружный, внешний
лоск14. Другим хронологическим периодом в XVIII в., вызывающим интерес у исследователей, была эпоха Екатерины И. В качестве характерной черты этого периода выделяли общее падение нравов русского общества, связанное с чрезмерной роскошью, фаворитизмом, засильем иностранного в культуре15. Однако отмечался и высокий уровень развития образования в России во второй половине XVIII в., даже в среде таких слоев городского населения как купечество и мещанство16.
Подобного рода труды базировались на ограниченном круге источников: законодательные акты, публицистические сочинения, источники личного происхождения -мемуары, последние в XVIII в. создавались в подавляющем своем большинстве в дворянской среде. В результате работы, судя по их названиям посвященные быту и нравам всего русского общества, на деле концентрировались на образе жизни императорского двора, аристократии и дворянства. Кроме того, дворянский быт являлся объектом изучения специальных исследований17.
Небольшой по объему сюжет о быте рядового горожанина - посадского жителя Архангельска начала XVIII в. вошел в состав книги С.Ф.Огородникова18. Воссоздавая картину жилища и предметного мира архангелогородца, С.Ф.Огородников приходит к выводу о том, что петровские реформы существенно не изменили внешнего характера обывательского уклада жизни, значительные перемены произошли, по мнению автора, в общественном строе жизни горожан19. Собственно труд С.Ф.Огородникова посвящен экономической и политической истории Архангельска и принадлежит к числу исследований по истории отдель-
14 Шубинский С.Н. Указ. соч. С. б; Гольцев В.А. Указ. соч. С. 19.
15 Гольцев В.А. Указ. соч. С. 62; Павленко И.А. Указ. соч. 15 Чечулин Н. Указ. соч. С. 84.
17 Кичеев. Из недавней старины. Рассказы и воспоминания. Т. 1. Дворянский быт конца XVIII - начала XIX вв. М., 1870; Макаров М.Н. Черты из жизни русских дворян в конце XVIII в. М., 1836-1837; Савелов Л.М. Дворянское сословие в его бытовом и общественном значении. М., 1907; Богословский М.М. Быт и нравы русского дворянства в первой половине XVIII в. М., 1906.
18 Огородников С.Ф. Очерки истории города Архангельска в торгово-промышленном отношении. СПб., 1890.
ных русских городов, которые появляются в пореформенное время и были вызваны возрастанием роли буржуазии в экономической и общественной жизни страны.
С этого же времени в отечественной исторической науке берет начало изучение образа жизни и социокультурного облика купечества - одной из самых значимых групп городского населения России. Произошло это во многом благодаря публикации записок, семейных хроник и биографий отдельных представителей купеческого сословия20. В этих изданиях содержится обширная информация о торговой и предпринимательской деятельности купцов, о их деловых и личных качествах, о родственных связях и взаимоотношениях членов семьи, о благотворительности и духовных потребностях, об образовании и культурных запросах купечества.
Авторами такого рода сочинений были не историки-профессионалы, а сами купцы и их потомки. Примечательно, что семейные хроники Вишнякова и Крестовникова были опубликованы «не для продажи», т.е. на правах рукописи предназначались для узкого круга избранных лиц. В принципе авторы на ставили перед собой первоочередной задачи проанализировать черты, присущие купеческому укладу жизни, они стремились зафиксировать подмеченные особенности и характерные явления на основе документального материала из семейных архивов и собственных воспоминаний и впечатлений. Пожалуй только «русский купец» - издатель, под чьей редакцией был опубликован сборник «Наше купечество и торговля с серьезной и карикатурной стороны», связывает особенности купеческого быта с замкнутостью и обособленностью всего купеческого сословия.
Насыщенность упомянутых книг огромным фактическим материалом дает возможность рассматривать их не только как историографиче-
20 Авдеева Е.А. Записки о старом и новом русском быте. СПб., 1842; Наше купечество и торговля с серьезной и карикатурной стороны. Вып. 1-3. М., 1865-1867; Смирная Е. Данила Яковлевич Земской, один из птенцов Петра Великого // Русская старина. 1883. № 10; Крестновников Н.К. Семейная хроника Крестовниковых. Т. 1-3. М., 1903-1904; Вишняков Н.П. Сведения о купеческом роде Вишняковых. Т. 1-3. М., 1905-1911; Рыбникова М.А. Горбовская хроника. По архиву семьи Щукиных. М., 1919.
ские произведения, но и в качестве источника по истории купеческого быта. Историографическое значение этих сочинений заключается и в том, что они привлекли внимание профессиональных историков к вопросам быта, мировоззрения и духовных запросов купцов.
Во второй половине XIX - начале XX вв. появляются работы, посвященные истории старой столицы, в которых затрагиваются и вопросы быта горожан, но преимущественно в свете различных аспектов культурного облика купечества XIX в.21 Даже в обобщающем издании «Москва в ее прошлом и настоящем» (Вып. 1-12. М., 1902-1912) источником для описания быта московского купечества послужили записки Вистенгофа относящиеся к событиям XIX в. Быт московского населения XVIII в. отчасти затронут в одном из очерков этого издания, посвященном дворянской Москве. Его автор - С.А.Князьков рисует старую столицу конца XVIII в. как большую деревню, в быте жителей которой переплелись черты допетровского уклада жизни и новые европейские формы22.
Таким образом, в отечественной дореволюционной историографии отсутствуют специальные работы, посвященные укладу жизни широких слоев московского населения середины XVIII в. Фрагментарно эта тема затрагивалась в работах, посвященных быту и нравам русского общества, базирующихся на ограниченном круге источников. Внимание исследователей было обращено на привилегированные слои русского общества, а из разнообразных сословных групп городского населения как объект для изучения выделяют купечество и проблему культурных запросов этого сословия.
В советской исторической науке, как справедливо отмечается, вопросы истории быта не вызывали серьезного интереса у исследователей и им уделялось незначительное внимание23.
21 Милютин И. История Москвы и ее достопримечательностей. М., 1850; Торопов С.А. Москва. Ее прошлое и настоящее. М., 1896; Москва. Исторические рассказы о достопримечательностях Москвы, от дня ее основания и до наших времен. М., 1873. Пыля-ев М.И. Старая Москва. Рассказы из жизни старой столицы. М., 1891.
22 Князьков С.А. Быт дворянской Москвы конца XVIII - начала XIX вв. // Москва в ее прошлом и настоящем. Вып. 8. М., 1911.
"Семенова Л.Н. Очерки истории быта и культурной жизни России. Первая половина XVIII в. Л., 1982. С. 4; Нилова О.Е. Вопросы культурного облика московского купече-
В 1920-е гг. результаты изучения материально-бытовой культуры отдельных «классов» русского общества получили оформление в виде путеводителей и каталогов по выставкам24. Обращаясь к городскому населению, одной из причин, определяющих уклад жизни купечества, исследователи называют неустойчивость этого социального слоя, его пополнение на протяжении всего XVIII в. за счет крестьян, а московского купечества еще и за счет провинциальных купцов. Кроме того, подчеркивалась особая роль старообрядчества в формировании духовных стереотипов купечества. И только с начала XIX в., по мнению Е.Корша и М.Д.Приселкова, на быт городского населения, причем богатейшей его части, начинают оказывать влияние вкусы господствующего сословия -дворянства25.
Интересные наблюдения о быте жителей Петербурга содержатся в книге А.В.Предтеченского, посвященной начальному этапу истории этого города26. Созданная по воле царя-реформатора, новая столица Российской империи стала символическим олицетворением петровских преобразований. Показательно, что в чертах быта ее обитателей исследователем подмечено тесное переплетение элементов старого и нового уклада жизни. Особую роль в распространении западноевропейских норм быта А.В.Предтеченский отводит иностранцам, населявшим город. В тоже время, неотъемлемой частью бытовых перемен автор считает смену общественного сознания жителей Петербурга.
В советской исторической науке непосредственно быту московских жителей середины XVIII в. был посвящен очерк, вошедший в состав фундаментального издания по истории Москвы27. В особенностях усло-
ства конца XVIII - первой четверти XIX вв. в работах советских исследователей // Источниковедение и историографические аспекты русской культуры. М., 1984. "Воронов B.C., Топоршина А.И. Северная историко-бытовая экспедиция. Крестьянский быт XVIII - XIX вв. Отчетная выставка. М., 1929; Корш Е. Быт купечества и мещанства // Из эпохи крепостного хозяйства XVIII и XIX вв. М., 1926; Приселков М.Д. Купеческий бытовой портрет XVIII - XIX вв. Л., 1925; Он же. Русский быт первой четверти XVIII в. Л., 1925.
вий повседневной жизни городских обывателей, по мнению автора, сказывалось прежде всего имущественное положение горожанина. С другой стороны, несомненное влияние оказывала усиливающаяся на протяжении трех последних четвертей XVIII в. в среде крупных купцов и чиновников тяга следовать некоторым образцам и нормам дворянского образа жизни28. Хотелось бы подчеркнуть, что для характеристики быта москвичей Н.А.Баклановой были привлечены и описи движимого и недвижимого имущества из фонда Канцелярии конфискации, но использованы они лишь в качестве материалов, иллюстрирующих тезисы автора29.
В связи с этим нельзя не упомянуть другую работу Н.А.Баклановой, посвященную книжным собраниям московских купцов30. Основой исследования послужили извлеченные из фонда Сената (РГАДА. Ф. 248) описи имущества 14 представителей крупного московского купечества, составленные в 30-ые гг. XVIII в. специальной следственной комиссией о питейных компанейщиках. Используя имеющиеся в описях перечни книг и оставляя в стороне описание всего остального имущества, исследовательница рассмотрела вопросы объема и состава библиотек московских компанейщиков, что позволило ей прийти к заключению об усиливающемся в XVIII в. процессе обмирщения духовных устремлений купечества.
Вслед за Н.А.Баклановой сведения о библиотеках московских купцов подверг анализу С.ПЛуппов31. В его монографии дан многоаспектный анализ истории книги в России в послепетровское время (книгопечатание и создание рукописной книги, тематика книг, книготорговля и распространение книг среди населения, развитие частных книжных собраний). Особое внимание исследователь уделяет изучению состава книжных собраний представителей различных слоев русского общества, являющегося показателем уровня культуры в целом. В качестве примеров или для подтверждения выводов, основанных на данных других источни-
ков, С.ПЛупповым использовались сведения о книжных собраниях, отложившиеся в описях имущества представителей различных социальных групп (лиц интеллигентных профессий, чиновников, военных, купцов), выявленных из ряда дел Канцелярии конфискации32.
Таким образом, материалы делопроизводства Канцелярии конфискации и аналогичные им эпизодически привлекались для характеристики быта московского населения и некоторых аспектов изучения русской культуры XVIII в., однако они не стали основой полномасштабного исследования городского быта.
Сюжеты, связанные с обывательским бытом, находили отражение в работах краеведческого характера, одним из ярких примеров которых является книга Д.Н.Смирнова, об истории Нижнего Новгорода XVII-XVIII вв.33 В числе прочих примечательных событий и явлений в истории города и края автор отмечает первоначальную негативную реакцию населения провинциального города на петровские реформы в области культуры и быта. Но, как замечает Д.Н.Смирнов, «строгость петровских указов с годами забывалась, а польза от нововведений осталась», тем самым постепенное укоренение нововведений первой четверти XVIII в. связывается с их практической целесообразностью34. А затрагивая вопрос о системе городского обывательского строительства, о внешнем виде и внутреннем убранстве жилых домов горожан, автор приходит к заключению, что в этой сфера частной жизни во второй половине XVIII в., следовала национальным традициям, но и носила «ярко выраженный отпечаток влияния столиц»35.
Важным этапом в изучении истории культуры и быта в России XVIII в. стала монография Л.Н.Семеновой36. Она посвящена проблеме воздействия петровских преобразований на культуру, быт и нравы русского общества, что обусловило ограничение хронологических рамок ра-
послепетровским временем. Автором преследуется цель «составить живое и конкретное представление о людях XVIII в., о их быте, семейных взаимоотношениях, развлечениях, идеалах», а в качестве объекта для изучения избран процесс преобразования общества и преобразования личности37. В результате Л.Н.Семеновой подробно рассматриваются вопросы организации семьи и внутрисемейных отношениях, изменения в формах общественного быта - развлечениях и досуге, развития системы потребления. Поскольку автором не ставилась задача рассмотрения «внешних бытовых новшеств» XVIII в., в монографии сравнительно кратко затронуты перемены во внешнем облике российских подданных XVIII.
Быт различных социальных групп населения России освещается в монографии неравномерно, поскольку, как замечает автор, «перемены в жизни верхов отразились в источниках со значительно большей полнотой, чем состояние народной жизни»38. Заметим, что исследование базируется на достаточно традиционном круге источников: законодательные акты, нормативные материалы церкви, дневники и мемуары современников, записки иностранцев. Архивные документы хотя и использовались исследовательницей, но они имеют скорее вспомогательное значение, иллюстрируя отдельные положения автора. Л.Н.Семенова приходит к заключению, что наиболее устойчив был уклад жизни крестьян, а наиболее подвержен изменениям быт дворянства. Промежуточное положение в этой схеме занимает быт городского населения, которое, по мнению исследователя, «усваивало культурные достижения века в большей мере, чем деревенское»
Список литературы
.
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно
23120.doc
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
03.11.24
Лексикографический анализ единиц поля
03.11.24
Из истории слова гость и его производных
03.11.24
Семантическое поле гость в русском языке
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2024. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.