Быстрый переход к готовым работам
|
Критерии качества преподаванияСовременный профессиональный труд требует от человека эффективности и компетентности. Выделяют основные черты профессионального труда: интенсивность, методологичность, технологичность, динамич ность содержания труда, выполнение трудовых функций как базис целостной трудовой жизни, повышенная ответственность работника в процессе труда (163). Совокупность названных свойств, определяющих качество современного профессионального труда, как "целесообразной деятельности человека", типично, на наш взгляд, для всех видов деятельности в педагогических системах (в контексте нашего исследования для обучающей деятельности), но имеет свою специфику. Раскрытие категорий качества и эффективности (как обобщенной меры качества) в педагогике возможно только в рамках теории педагогических систем (ПС). При этом "функциональная и морфологическая структура ПС служит основанием выделения понятий качества по функциональным и организационным компонентам ПС и соответствующих контуров управления качеством ... Декомпозиция ПС по линии функций управления вводит систему прикладных понятий качества в педагогике, определяющих уровень исполнения функций... Декомпозиция ПС по морфологии системы определяет понятие качества деятельности функционирования соответствующих организационных подразделений ПС" (154,с.23). Рассматривая дидактический процесс, как процесс протекающий в рамках педагогической системы, основываясь на подходах А.И.Субетто к определению качества "образования-процесса" и "образования-результата" (143), мы под качеством дидактического процесса рассматриваем совокупность свойств этого процесса, обуславливающих его приспособленность к получению результата заданного качества определенного системой требований, в соответствии с социокультурными нормами и целями данной дидактической системы. Рассматривая обучения как процесс управления психическим развитием и саморазвитием студента, где в роли субъекта управления выступает преподаватель, качество деятельности которого, как деятельности по управлению обучением, определяет качество этого процесса, мы под качеством управления понимаем уровень исполнения преподавателем функций обучающей деятельности. Совокупность компонентов обучающей деятельности, определяющих её свойства, объединенных в функции этой деятельности, определяют качество обучающей деятельности. При анализе процесса обучения необходимо знать: на каком уровне он должен протекать и вести оценку деятельности преподавателя по соответствующим критериям. Если акцент делается на результат, качество деятельности, выражающее результат, тогда говорят о педагогическом мастерстве как высоком уровне профессиональной деятельности (Н.В.Кузьмина, Н.В.Кухарев и др.) Если анализируется другой его аспект: определяются источники достижения этого результата, что обеспечивает успешность деятельности, то говорят о профессиональных особенностях личности учителя (146). Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/302186.html |
|