Быстрый переход к готовым работам
|
Деятельность общественных организаций как важный фактор модернизации в сфере художественного образованияВзгляды передовой общественности России XIX века были направлены на осмысление проводимых в стране реформ образования. Художественные учебные заведения, учреждённые в XIX веке, многим были обязаны своим существованием не только государству, частным лицам и меценатам. Важную роль в их формировании и дальнейшем существовании сыграли общественные организации, созданные просвещённой интеллигенцией русского общества. Во многом они состояли из преподавателей учебных заведений, выпускников Академии художеств, членов различных обществ и кружков. Также большой процент составляли представители знаменитых родов и званий, члены императорской фамилии. С середины века противоречия между передовыми русскими художниками и администрацией Академии приобретают особую остроту. Начался период кризиса для академической системы художественного образования. Именно в этот период (1830-1870 гг.) в Москве и Санкт-Петербурге возникают художественные общества, впоследствии сыгравшие особую роль в развитии новых художественных учебных заведений России. Роль научных обществ в истории культуры вообще и в истории русской культуры, в частности, в последнее время привлекает особое внимание. Исследователи, объединенные общими интересами в свободные, не ограниченные сословными, имущественными, образовательными границами группы, сыграли выдающуюся роль не только в научном и культурном развитии русского общества, но также в его социальном развитии. Члены и выпускники Академии художеств, не согласные с политикой администрации, стали искать новую основу для реализации своего опыта. Они и составили ту часть художественной интеллигенции, которая стала бо- роться за создание новых учебных заведений. Деятельность этих заведений хотя и была впоследствии подведомственна Академии художеств, но всё- таки обладала некоторой независимостью. В середине XIX века они ещё были средними учебными заведениями. Так начинается история многих, ставших потом классическими, высших училищ и институтов. Во второй главе мы рассмотрим особенности их развития на примере ряда художественных учебных заведений. Интерес к проблемам художественной педагогики и к самому процессу творчества привёл к стремительному росту количества художественных обществ. Цели, с которыми создавались художественные общества в России в XIX - начале XX веков, заключались в развитии вкуса у населения, пропаганде культуры, способствовании успеху и развитию искусства в России, помощи молодым дарованиям. Благодаря этой поддержке многие талантливые крепостные художники вплоть до отмены крепостного права обретали свободу, получив образование и место постоянной работы. Кроме того, усилиями обществ создавались художественные музеи, выпускались периодические и юбилейные издания. Деятельность обществ также способствовала привлечению крупных дополнительных капиталов на развитие искусства со стороны меценатов, участию в развитии культуры многих известных промышленников, купцов, членов императорской фамилии. К середине XIX века меценатство становится традицией среди купечества. Так, представителями состоятельного сословия (С.Г. Строгановым в Москве в 1825 году и A.JI. Штиглицем в Петербурге в 1876 году) были открыты художественно-промышленные училища. Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/420210.html |
|