Быстрый переход к готовым работам
|
Этапы развития отечественного художественного образованияВ литературе предпринимались неоднократные попытки периодизации истории отечественной системы образования [76, 99; 42]. Проводились исследования истории отечественной педагогики [25, 50]. Мы же попытаемся предложить периодизацию развития Российской системы художественного образования, ориентируясь на современные реалии, принятые в общественном сознании, учитывая наработки предыдущих поколений исследователей. Нельзя отрицать, что состояние российского образования, особенно в период своего зарождения, представляло собой сплав западного и российского менталитета. Также нельзя не учитывать, что в России университеты и другие учреждения образования были составным элементом государственной машины и создавались для удовлетворения государственной потребности в специалистах [76, 147]. Основания «православия, самодержавия, народности» [76, 147] должны были к концу XIX века окончательно сплавиться с западной (протестантской) моделью университета, явив в итоге единство противоположных начал (православных и протестантских) в русском университете. Права средних профессиональных учебных заведений также строго регламентировались государством, и их роль в системе значительно выросла к концу XIX века, как и начальных рисовальных классов. В развитии отечественного среднего специального художественного образования можно выделить следующие периоды: 1) 1830 - 1850 года XIX века, период формирования общественных художественных организаций и учебных заведений, отличных от Академии художеств, возникновение новых центров. С 30-х годов XIX века начали свою деятельность художественные кружки, возникшие при участии художественной интеллигенции, обучение в которых велось на добровольной основе, были открытыми для посещения и свободными от классовых ограничений. Большинство учеников долгое время составляли присланные для обучения крепостные, из которых многие после окончания занимались изготовлением художественных ремесленных изделий; 2) период 1860 - 1880 гг. XIX века - Московское училище живописи, ваяния и зодчества и Рисовальная школа Санкт-Петербурга утвердили собственные уставы, сформировались как средние учебные заведения. Отработка форм и методов обучения в художественных образовательных учреждениях среднего специального образования; 3) 1890 г. - начало XX века (1917 г.), - переходный период развития системы среднего специального художественного образования. Открытие отделений Рисовальной школы, рост численности обучающихся школы и Московского училища живописи, ваяния и зодчества, преобразование Училища в высшее художественное учебное учреждение с архитектурным, общеобразовательным и художественным отделениями, открытие в стране ряда провинциальных рисовальных школ и классов. 1) 1830 - 1850 года XIX века, период формирования общественных художественных организаций и учебных заведений, отличных от Академии художеств, возникновение новых центров. Ко второй трети XIX века русская школа академического рисунка представляла собой четкую систему художественного образования и эстетического воспитания молодых художников. Взглянув на неё с позиций современной педагогической науки, мы видим, что система строилась на четких дидактических принципах: принципе научности, принципе воспитывающего обучения (идейной направленности) и принципе систематичности и последовательности в изучении материала. Академия художеств стала научнометодическим центром по всем вопросам художественной жизни России. В ней получили образование такие художники-реалисты, как А.А. Иванов, К.П. Брюллов, О.А. Кипренский, П.А. Федотов, также Н.Н. Ге, В.М. Васнецов, И.Н. Крамской, Г.Г. Мясоедов, В.Д. Поленов, И.Е. Репин, В.А. Серов, В.И. Суриков, И.И. Шишкин и др. Помимо живописцев и графиков, в Академии получили подготовку выдающиеся мастера пластики - М.М. Антокольский, Ф.Г. Гордеев, М.И. Козловский, И.П. Мартос, С.С. Пименов, И.П. Прокофьев, Ф.Ф. Щедрин и др.; зодчие В.И. Баженов, А.Д. Захаров, И.Е. Старов, А.В. Щусев и др. [122, 415]. В этот период в стране появилась потребность и в среднем звене обучения художников - подготовка рисовальщиков, конструкторов и преподавателей черчения, художников для промышленности стала приобретать всё большее значение. И в первой половине XIX века в России появились первые средние художественные школы. Выпускник Академии художеств А.В. Сту- пин основал школу в Арзамасе, которая подготовила свыше 150 художников [122, 415]. Особое место в этом ряду принадлежит школе, основанной в 1820е гг. А.Г. Венециановым в деревне Сафонково Тверской губернии.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/420210.html |
|