Быстрый переход к готовым работам
|
Социально-экономические, политические и идеологические предпосылки возникновения и развития художественного образования в РоссииСогласно Е.А. Князеву, основные этапы развития системы образования России и все её перестройки непременно были связаны с производимыми изменениями в каждом периоде смены государственного правления, этапами индустриализации и влияли на всю вертикаль образовательных заведений. Историко-педагогический анализ эволюции российской школы позволяет проследить становление и развитие различных типов моделей данной системы и на этой основе прогнозировать их функционирование в современных условиях [42, 2]. В эволюции российской системы образования отдельное место принадлежит художественному образованию, история развития которого особенно ярко иллюстрирует связь между генезисом культуры и сознанием общества, его возрастающими потребностями в эстетике. В Советский период термин «Художественное образование» означал систему подготовки мастеров изобразительного, декоративно-прикладного и промышленного искусства, архитекторов-художников, искусствоведов, ху- дожников-педагогов [122, 415]. В конце XIX века выделилась ветвь художественно-промышленного образования, так как «в России потребность в искусных мастерах для разного рода производств стала ощущаться ещё задолго до Петра Великого» [6, 768]. Следует заметить, что «художественно-промышленное образование опирается на те же начала, что и чисто художественное, но на первом плане везде ставится обучение рисованию, которое признаётся необходимым для развития вкуса и для подготовки ко всякого рода художественным работам по всем отраслям промышленности» [6, 768]. При этом, как отмечалось на собрании Академии художеств в Заключении от 26 сентября 1914 г., «между прикладным назначением художественных произведений и художественною промышленностью разница большая и существенная, состоящая в том, что художественное произведение имеет своей задачей только художественное творчество, (...) искусство должно оставаться вне непосредственных требований промышленной жизни, вступая в которую, оно теряет свою истинную цену» [149, JI. 26]. Согласно современной интерпретации, «историко-педагогический анализ позволяет отметить парадоксальное свойство феноменов культуры, образования и науки: степень их прогресса находится в косвенной зависимости от силы бюрократической подвластности. Так, периоды контрреформ ознаменованы впечатляющими взлётами творчества в науке, культуре, что происходило, разумеется, вопреки авторитарному правительственному курсу» [42, 7]. Именно «высокие идеи, верования двигают общество и каждую отдельную личность» [125, 303]. Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/420210.html |
|