Быстрый переход к готовым работам
|
Образ Енисея — основа лирического созерцанияОсновой лирического созерцания, источником вдохновения для медитации героев М.А. Тарковского является Енисей. Как отмечает сам писатель в одном из последних интервью, слово «Енисей» для него «святое. Для посвященного достаточно просто произнести эти шесть букв, и он все поймет» [138]. В изображении великой реки писатель следует традиции лучших мастеров пейзажной прозы, воссоздает могущество Енисея в разных его проявлениях. Мир на Енисее, по М.А. Тарковскому, это мир мудрости, поэзии, вечности. Все творчество этого автора является бесконечным гимном природе, тайге, Енисею. Несмотря на то, что общая тональность прозы М.А. Тарковского в создании образа Енисея благоговейно-почтительная, благодарно-восхищенная, все же отношение к Енисею многолико в зависимости от личности отдельных персонажей и ситуаций, в которых они оказались. Образ Енисея объединяет прозу писателя с существующей литературной традицией. Этот образ можно рассмотреть и как мотив (в традиции поэтического освещения реки), и как топос (преодолевая значение конкретного географического объекта, Енисей становится символом величия русской природы, вечности, миропорядка), и как архетип (река, вода во все времена понималась человеком как источник жизни, обновления, красоты). Помимо того, что в каждом отдельном произведении создается определенный образ реки, приобретающий символическое значение, в системе творчества писателя он выполняет функцию лейтмотива, концепта. Образ Енисея в творчестве М.А. Тарковского является символом гармонии, мудрости, вечности, устойчивости жизни. Он является лейтмотивом, то есть основным мотивом, который повторяется в произведении или ряде произведений и связан с идеей. Художественное произведение является результатом осмысления и художественного восприятия, интерпретации автором картины мира. Как правило, знание о мире сконцентрировано вокруг одного наиболее значимого концепта. Для М.А. Тарковского таким смысло-, мирообразующим концептом является образ Енисея. М.А. Тарковский, приобщившись к таинству Енисея, поэтизирует его, и читатель через произведения попадает под влияние этой великой реки, поражаясь и ее величию, и гуманистической жизненной позиции, словно сформированной в этом пространстве. Енисей является ключевым образом поэтики М.А. Тарковского, потому что он соединяет в себе конкретные черты лейтмотива, концепта, мотива, то- поса, архетипа; кроме того, выполняет ряд эстетических функций, характерных, по наблюдениям Е.Н. Себиной [182, 265-269], всем пейзажным образам: 1. «Функция обозначения места и времени действия». С помощью пейзажа можно представить, где (в деревне, на борту теплохода, в тайге, на реке) и когда происходят события. Как отмечает литературовед, «иногда об этой роли пейзажа говорит заглавие произведения». В творчестве М.А. Тарковского указание на Енисей содержится прямо или косвенно в заглавии «Енисейских очерков», рассказа «Ледоход», первоначальном названия повести «С высоты» - «На Енисее», повести «Кондромо», в примечаниях к которой автор замечает, что «точного перевода этого эвенкийского слова не знает никто... «Кондо» означает мыс, и речная природа этого слова очевидна» [9, 37]. В произведениях М.А. Тарковского даже конкретные географические реалии не воспроизводятся скупо, но представляют собой развернутые описания, а не просто указывают на место и время действия. Конкретная топонимика енисейских мест в творчестве М.А. Тарковского не только не вытесняет развернутых описаний природы, но, напротив, пробуждает, открывает «родничок поразительной восприимчивости к природе» [7, 314]. 2. «Сюжетная мотивика». Движение Енисея в прозе М.А. Тарковского предполагает развитие определенных событий: во время весеннего ледохода начинаются заботы о рыбалке, покосе; замерзает Енисей, и охотники отправляются в тайгу за пушниной. Ритм жизни человека зависит от движения реки. При анализе сюжетной мотивики пейзажа в прозе М.А. Тарковского следует учитывать, что основной жанр, в котором творит писатель, - лирическая проза, характерным признаком которой является ослабление внешнего сюжета и движение внутренних чувств, переживаний, размышлений главного героя. 3. «Пейзаж как форма присутствия автора» — наиболее характерная для прозы М.А. Тарковского функция пейзажа. Е.Н. Себина выделяет два способа передачи авторского отношения к происходящему. Первый — точка зрения автора и героя сливаются. Подобное сближение точек зрения характерно для прозы М.А. Тарковского, повести и рассказы которого становятся многоголосым гимном Енисею. Второй способ — пейзаж, данный глазами автора и одновременно психологически близких ему героев, «закрыт» для персонажей — носителей чуждого автору мировоззрения. Так, ни потерявшие контакт с природой столичные жители, ни иностранцы не способны постичь все таинство, красоту и богатство великой сибирской реки. Воспевание величия и красоты Енисея сродни народному представлению о земле обетованной, сулящей и дарующей все необходимое, но требующей, чтобы человек не забывал о своей нравственной сути. 4. По мнению Е.Н. Себиной, с внутренним миром героя непосредственно связана форма психологизма — наиболее частая функция пейзажа. В том случае, когда пейзажный образ является знаком определенного чувства, • повторяющегося в рамках одного произведения, он может стать мотивом или лейтмотивом. Приобретая богатую символику, эти образы становятся многозначными. Именно пейзаж создает психологический настрой для восприятия текста, помогает раскрыть внутреннее состояние героев, является знаком его психологического состояния в конкретный момент действия, а также, будучи дан через ощущения, становится знаком его устойчивого мировосприятия. Осмыслить художественную функцию пейзажа в тексте представляется целесообразным через анализ точек зрения различных персонажей, так или иначе проявляющих свое отношение к изображаемому пейзажу. Енисей — образ многозначный, многоликий, в сознании разных персонажей он воплощает разные представления о мире. В предлагаемой таблице мы рассматриваем основной ассоциативный ряд, возникающий в сознании
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/403193.html |
|