Быстрый переход к готовым работам
|
Своеобразие композиции: от эпической экспозиции к лириче-скому финалуЛирическая проза М.А. Тарковского представляет собой сложный синтез эпического и лирического начал. Использование эпических средств чаще всего наблюдается в экспозиции и завязке произведений. Подобное явление мы наблюдали в рассказе «Замороженное время». Усиление лирического звучания по мере развития событий, несовпадение развязки и итогового размышления способствуют циклической идее «замороженного времени» (подробнее об этом - в третьей главе). Наиболее явно эпическое начало в первых главах и лирическое — в финале проявляется в повести «Тойота-Креста». Повесть «Тойота-Креста» М.А. Тарковский считает лучшим из написанных на сегодняшний день своих произведений. Об этом он говорил Захару Прилепину: «Вижу мою любимую «Тойоту-кресту...» как книжку. Сейчас пишу вторую часть, а там, глядишь, и на третью растащит. Люблю я эту по- вестуху. Она для меня стала примером достижения-невозможного. Это из тех вопросов - за что ты любишь Енисей? За что ты любишь охоту? Ради ответа пишется целая повесть. Объяснить за что - нельзя. Можно попытаться. Литература - это попытка дать ответ на вопрос без ответа» [137]. К настоящему времени написано продолжение повести; объектом же нашего исследования стала первая часть, опубликованная в журнале «Октябрь» в 2007 г. Одним из важнейших способов создания лирического начала в повести «Тойота-Креста» и другие» становится смена номинации главного героя, носителя лирического сознания: от нулевой (начинается повесть с рассказа нейтрального повествователя совсем о другом персонаже) до максимально индивидуализированной (лирического «Я»). В этом произведении нас интересует, как эпическое начало первых двух глав повести сменяется лирическим, наиболее явно проявляющимся в финальных пяти главах. Повесть «Тойота-Креста» и другие» представляет собой уникальный образец элогиума (термин Ю.Б. Орлицкого, означающий «монтаж стиха и прозы» [158, 7]). В первых 18 прозаических главах повествование ведется от третьего лица. Точка зрения героя доминирует в этой части, но постигается либо через прием несобственно-прямой речи, либо через диалоги. Главы 19-20 выделены курсивом, они представляют собой некий связующий элемент между повествованием первых глав и лирическими остальными. В выделенных 19-20 главах субъектом речи и переживания становится сам главный герой. Лирическое повествование ведется от первого лица. Последние пять глав — отдельные стихотворения, которые рождаются в Жениной душе по дороге в Москву. Начинается повесть с рассказа о возвращении Михалыча домой «на Енисей». Важнейшим способом лирического сближения позиций повествователя и главного героя у М.А. Тарковского является прием несобственнопрямой речи. Рассматриваемая нами повесть не стала исключением. Однако в этом произведении субъектная структура усложняется тем, что в первых частях через несобственно-прямую речь раскрывается внутренний мир не главного героя (носителя лирического сознания) Жени, а его брата. Через призму восприятия Михалыча изображается плацкартный вагон, в котором он «экономично ехал» [здесь и далее курсив наш — Н.Б.], ангары, куда «шел на пытку», «где терялись в непосильном тумане ряды ... рубанков и дрелей», друг Ромыч, который к вечеру «победно доставлял труп Михалыча домой». Автор передает его чувства, его отношение к окружающей действительности и событиям с помощью субъективно-оценочных слов, чаще всего наречий и прилагательных. Главный герой «появляется» в первой главе как бы между прочим. На вокзале происходит короткий диалог между провожающим Ромычем и уезжающим Михалычем: «Жека встретит?» — «Встретит». Здесь еще не важно, кем Женя приходится Михалычу, формируется установка на непринужденный диалог повествователя с читателем, словно оба знают, о ком и о чем идет речь. Именно этим, на наш взгляд, объясняется активное использование приема несобственно-прямой речи в произведении. Он необходим для создания иллюзии узнавания, сопричастности читателя изображаемым событиям, читательскому пониманию и сочувствию героям. Следует также заметить, что первоначальное «всеведение», которым наделяет автор повествователя в самом начале, уже в первом абзаце сменяется «голосом» героя (в 1-2 главах — Михалыча, в 3-18 - Жени). При доминирующей точке зрения героя «сторонний» взгляд повествователя встречается в отдельных эпизодах текста и выполняет роль логически- сюжетной связки. Идейно-эмоциональное сближение различных точек зрения по-разному воплощается в различных эпизодах повести. Во второй главе центром изображения остается Михалыч, и по- прежнему основное внимание повествователя сосредоточено на внутреннем мире и чувствах героя. При этом лексическое противопоставление Михалыча другим («все как могли убивали время, и только Михалыч его жалел») контрастирует с композиционным объединением (прием несобственно-прямой речи, о котором мы говорили выше). Лирическое начало повести наблюдается в концентрации внимания на состоянии героя на грани «явь-сон». Именно в этом состоянии проявляется важнейшая для него «исходная точка — дом». Он погружается в воспоминания о своей жене и внучке, о щенке и коте, и эти воспоминания настолько поглощают Михалыча, что перестают быть прошлым, они словно в один миг «оживают», преображая настоящее, становятся своего рода лирической медитацией. Из контекста становится ясно, что мысли о доме - бесконечно повторяющееся ощущение чуда жить в своем доме с самыми близкими и дорогими людьми. Одним из важных способов лиризации в творчестве М.А. Тарковского является повторяющаяся идея «замороженного времени», воплощенная и в рассматриваемой повести. Впервые эта идея встречается здесь, когда становится своеобразным итогом лирических воспоминаний Михалыча: «И все слито в один затихающий кровоток, и нет большего покоя, чем вживить в него усталые жилы, заснуть под ним, как под капельницей» [14, 5]. Для героя уже нет принципиальной дистанции между прошлым, настоящим и будущим; время останавливается, становится сиюминутным и вечным одновременно. М.А. Тарковский создает двух непохожих друг на друга братьев: Василия Михайловича Барковца и Женю. Первый, Михалыч, — «крепкий хозяин», выполняет своего рода связующую роль не только в повести, но в жизни. Он сохраняет вековые традиции, одно из его внутренних ощущений сводится к тому, что «дом его на краю жизни уже давно противостоит не ветрам да морозам, а великому и обнаженному несовершенству мира» [14, 6). Чувства и мысли среднего брата — Евгения - составляют основу повести. Он самый противоречивый из братьев; являясь носителем тех ценностей, которые хранит Михалыч, он представляется старшему брату ветреным, неопределенным, неприкаянным: «одни тачки да бабы на уме», «ни дома, ни хрена». При всей непохожести (что прослеживается даже в номинативных формах) Михалыч и Женя объединены не поддающимся описанию русским характером, способностью к любви и пониманию самых важных истин. Сближает их не только кровное родство, но и общее место жительства. Оба брата живут в Сибири, любят Енисей и тайгу. Им противопоставлен младший брат Андрей, кинооператор, который «уехал в Москву и прижился там, как родной». Первое появление Евгения в повести — на вокзале в Красноярске. Михалыч видит своего брата на «низком и абсолютно пустом перроне», «с пожизненным видом». Приведенные слова не только свидетельствуют о том, что так увидел перрон и брата Михалыч, но и выполняют характерологическую функцию, воплощая представление о Жене как неустроенном и в какой- то мере обреченном человеке. Эта оценка и подтверждается, и опровергается основным содержанием повести. В момент знакомства с героем он не одинок, так как ладит с братьями, у него много друзей, его любит дорогая ему девушка Настя. В то же время он одинок, потому что еще не познал того самого главного спасительного чувства любви, которое откроется ему в дальнейшем. Он обречен смотреть сразу и вперед, и назад; и на запад, и на вое- ток. Это подтверждается его самоопределением — сравнением с двуглавым орлом, наиболее явно проявляющимся в финальных стихотворениях. Как это свойственно лирической прозе, Женя, являющийся носителем лирического сознания, не оценивается и не характеризуется со стороны, напротив, сам является оценивающим и характеризующим субъектом. Важнейшим способом создания такого образа является его речь, воссоздаваемая в тексте с помощью диалогов и несобственно-прямой речи.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/403193.html |
|