Быстрый переход к готовым работам
|
Субъектное повествование М.А. ТарковскогоОсмысление повествовательной структуры в художественном произведении необходимо для постижения авторского замысла. Важно понять, почему определенному субъекту, персонифицированному или неперсонифицированному, доверяет писатель функцию посредника, с одной стороны, с читателем, с другой - с художественным миром. Отношение автора к персонажам способствует формированию читательского отношения, это достигается с помощью повествовательной структуры. В произведениях М.А. Тарковского наблюдаются разные типы повествования. Кроме форм от первого и третьего лица, в повествовательную структуру художником активно включаются формы второго лица единственного числа, безличные, определенно-личные, неопределенно-личные предложения. Для поэтики писателя характерна близость этических позиций автора и основных субъектов речи. Все рассказчики и главные герои выражают авторское мировоззрение, они стилистически и биографически близки автору. Писатель наделяет их образным мышлением, чуткостью, восприимчивостью ко всему прекрасному. Некоторые критики видят в этом недостаток прозы М.А. Тарковского. Так, Т. Кравченко критически указывает на то, что писатель не выходит за пределы своего литературного пространства [111]. М.А. Тарковский представляет свой мир, который знает, любит. Взаимодействие различных жанров и жанровых возможностей, смена голосов позволяет услышать из уст героев писателя то сокровенное, что всегда является генетической и даже физической потребностью читателя. На наш взгляд, в эпоху засилья коммерческой литературы это - бесспорное достоинство писателя. Та же Т. Кравченко замечает, что «сколько ему [читателю] ни тверди, что в литературной моде филологические романы, он все равно свои кровные за них не отдаст и на ночь «для души» не откроет. А Михаила Тарковского откроет, потому что его повести мало того, что написаны хорошим русским языком, — они вменяемы. В них точно соблюдены пропорции между действием и рефлексией: автор не отдает весь текст подробному описанию сложных психологических переживаний и не устраивает сюжетные «гонки по вертикали». И идея, ради которой автор взялся за перо, не зашифрована в сложных филологических аналогиях, а легко угадываема даже негуманитариями» [111]. Субъекты речи повестей и рассказов М.А. Тарковского, несмотря на общие признаки, всегда обладают индивидуальными особенностями. Так, можно говорить об образе рассказчика, выраженном местоимением первого лица. Этот образ по-разному представлен в произведениях различных жанров — повестях, рассказах, очерках. Сложнее с повествованием от третьего лица, так как отсутствие индивидуальных признаков рассказчика создает иллюзию, что это сам автор повествует об увиденном. Такой герой является носителем лирического сознания. В лирико-автобиографической прозе М.А. Тарковского мы наблюдаем также разные авторские «лики»: повествователь, рассказчик, выраженный местоимением первого лица, образ автора. Наиболее очевидна дистанция между автором и его художественным «ликом» в произведениях, в которых повествование ведется от первого лица. В.В. Виноградов отмечал, что, по сравнению с названным по имени рассказчиком, «образ «я» допускает более широкие возможности колебаний, особенно тот образ «я», который почти сливается с авторским ликом» [52, 128]. Все рассказчики М.А. Тарковского - сибирские охотники, большинство из них обладает поэтическим мировосприятием, и поэтому они не могут не писать, автор подробно воссоздает историю их «вхождения» в литературу. Истоки обращения к автобиографии как жанру художественной прозы выделяет Н.А. Николина: «Автобиография в широком смысле может рассматриваться как своеобразная микромодель культуры [выделено автором - Н.Б.], отражающая основные этапы пути к самому себе» [149, 8]. Исследовательница отмечает также специфику осмысления опыта прошлого: «Предметом изображения в автобиографической прозе с течением времени становится не былое само по себе, а «былое» в связи со становлением внутреннего мира автора текста. В развитии жанра отражается последовательность открытия индивидуального «Я» в его отношении к другим и к миру. Она связана с разными «ликами» автора» [149, 9]. Повествование от первого лица предполагает совмещение субъектов двух временных пластов: «я» в прошедшем времени и «я» в настоящем. Рассказчик из другого времени наблюдает, вспоминает, оценивает «я»-прошлое. В прозе М.А. Тарковского такая форма организации текста используется достаточно часто. В первую очередь это связано, на наш взгляд, с автобиографичностью прозы писателя. О чем бы ни шла речь, каждая повесть или рассказ - это исповедь о себе. Такая организация наблюдается в «Енисейских очерках», повестях «С высоты», «Лерочка», «За пять лет до счастья», рассказах «Каждому свое», «Ветер», «Баптист», «Отец Стефаний», «Дед», «Туристы», «Паша», «Таня», «Пимы и Заяц», «Серая юбка», «Пешком по лестнице», «Куклы тетки Дарьи». Заметим, что основа сюжета последнего рассказа совпадает с рассказом «Ложка супа». Однако введение образа «я» в более поздний рассказ «Куклы тетки Дарьи» способствует иллюзии достоверности, правдоподобности истории. Все голоса художественных «я» у М.А. Тарковского как будто сливаются в один хор-оркестр, по-разному, а подчас и одинаково, воспевая красоту Енисея и вообще русской природы, любовь, радость открытия, поэзию труда. Состоянием «я люблю», «я страдаю», «я пою», «я созерцаю», «я понимаю» заражается читатель, становясь со-переживающим, со-страдающим, совоспевающим субъектом. Лирическому диалогу в прозе исследуемого автора способствуют определенно-личные или безличные предложения. Наиболее часто употребляются автором слова «Помню...» и «Вспоминается...». Это объясняется необходимостью объединить в эмоциональном восприятии героя прошлое и настоящее. Слово «помню» указывает на достоверность, правдоподобность, даже детальную точность событий и явлений, о которых идет речь. В предложениях с главным членом «вспоминается» субъект речи попадает в «зависимое» положение от воспоминаний, которые словно управляют его мыслями и чувствами, определяют поведение в настоящий момент. Показателем доминирования субъективного мира в прозе М.А. Тарковского является слово «казаться», которое многократно встречается почти в каждом произведении писателя. Рассмотрим, как различные формы указанного слова взаимодействуют в повести «Лерочка». В начале произведения наиболее часто встречается установка на нечеткость, размытость воспоминаний, поэтому встречаются различные формы слова «казаться»: «У костерка <...> сидел парень с биноклем на шее. <...> Я вышел к нему, спросил, кажется, который час и что он вообще здесь делает» [7, 87] [Здесь и далее курсив наш. - Н.Б. ]; «Преподаватели казались скучными сухарями, не понимающими в природе самого главного» [там же]; «Мне все казалось, что я его уже когда-то видел» [там же]; «Он казался мне многим обделенным в жизни» [7, 88]. Из приведенных четырех примеров в первом случае благодаря слову «кажется» рассказчиком как будто утверждается мысль о том, что на самом деле не важно, с чего именно завязался разговор, положивший начало многолетней дружбе. Гораздо важнее, что с первых слов возникает удивление от того, что, оказывается, у этого паренька такие же интересы, как и у рассказчика. Три следующих случая — субъективное восприятие героем- рассказчиком преподавателей. Вводное слово «казались» словно сглаживает негативную юношескую оценку. Отношение к преподавателям становится не резко-осуждающим, а по-своему снисходительным, даже оправдывающим. И, напротив, благодаря воссозданию юношеского восприятия выражается самоирония рассказчика: юношеский пыл, максимализм требуют от человека подобного отношения и оценки. Функцию иронии по отношению к себе в прошлом выполняет глагол «казался» в предложении «Он казался мне многим обделенным в жизни <...>, его целомудренная преданность науке вызывала снисходительное сожаление». По прошествии многих лет такая увлеченность героя понимается по-новому, она становится своеобразным доказательством цельности натуры. Несколько временных точек отсчета объединяются и во фразе «Мне все казалось, что я его уже когда-то видел». Причем прошедшее совершенное выражается с помощью глагола несовершенного вида «видел». Такая глагольная форма соотносится со словом «казалось», тоже несовершенного вида, придает ощущение длительности, протяженности не только сомнениям рассказчика (когда же он мог встречаться с профессором?), но и самой ситуации встречи. Местоимение «все» эту иллюзию длительности усиливает. События прошедшего времени создаются с помощью своеобразного двойного воспоминания: рассказчик в настоящем вспоминает свои студенческие годы, рассказчик в студенчестве вспоминает и не может вспомнить, где он мог встречаться с лучшим преподавателем факультета. Неожиданное воспоминание («Потом я вдруг вспомнил, где его видел. Это было год назад» [7, 88]) как будто расставляет все по своим местам в сознании рассказчика. Рассказчик стал случайным свидетелем столкновения «между этим самым профессором и парнем очень неприятной, мелкой повадки, перед этим грубо оскорбившим старика». Случайная встреча с профессором в пивной на Покровке (важно точное указание на место, глаголы «помню», «вспомнил», «вспоминается» предполагают фактографическую и фотографическую точность) является своего рода доказательством цельности характера профессора. Этот эпизод является своеобразным переходом от зыбкости и нерезкости воспоминаний в сторону детализации. В предыдущих фразах читатель лишь «предчувствовал», что будут раскрыты положительные качества преподавателя. Рассказчик вспоминает «бледное от бешенства лицо старого профессора, его оскаленные зубы, мощь замаха и крупную дрожь в огромной руке, сжимавшей кружку» [7, 88]. Детали сопровождаются оценочной лексикой, которая, вне контекста эпизода, может выражать осуждение персонажа: «бешенство», «оскаленные», «крупная дрожь». Для главного героя эти слова становятся способом выразить сочувствие к уважаемому человеку, который не может отстоять правду и вечные ценности иначе как уподобившись тем мелким людям-животным, с которыми приходится сталкиваться. После этого эпизода в повести слова «помню» и «казалось» создают особую, напоминающую голографическую открытку картину мира, сформировавшуюся в сознании главного героя: то предельно ясную, конкретную, четкую, то зыбкую, едва уловимую, размытую. Отметим, что слово «казаться», способствующее раскрытию внутреннего мира главного героя, используется в повести в различных временных формах. Чаще всего встречается форма прошедшего времени: в тексте мы наблюдаем это 18 раз. Причина обращения к теме памяти - в стремлении автора воссоздать картину прошлого для передачи эмоционального состояния рассказчика в настоящем. Еще одна, нам представляется, очень важная, функция формы прошедшего времени состоит в том, что позволяет разграничить позиции рассказчика в прошлом и рассказчика в настоящем. Временная дистанция одновременно с функцией разделения является и способом объединения восприятий. Те сомнения, что испытывал герой-рассказчик в прошлом, как будто с той же силой переживаются и сейчас. Трижды в тексте встречается форма настоящего времени: «спросил, кажется, который час», «кажется, на станции Туголесский мох, сел мужик», Витька принялся будить Володю, «ему, кажется, нужна была лодка». Настоящее время тоже выполняет две как будто взаимоисключающие функции: с одной стороны, детально воссоздается ситуация, утверждается важность каждой мелочи, с другой стороны, включение слова «кажется» в речь рассказчика словно указывает на то, что большого значения правдоподобность и точность не имеют. И только один раз встречается будущее время: «Я не подозревал, какими беспомощными, детскими и надуманно-литературными покажутся мне несколько лет спустя и все эти стихи, и записи, и первые рассказы, и еще многое другое, значившее тогда так много» [7, 104]. Временная точка зрения героя в прошлом соответствует форме будущего времени (для тогдашнего рассказчика это будущее). С точки зрения героя в настоящем (относительно «события самого рассказывания») то, что казалось будущим, уже стало прошедшим. Указанная форма позволяет автору передать идею об изменении отношений к вещам. Форма будущего времени в данном эпизоде выполняет характерологическую функцию: герой- рассказчик проявляет себя самоироничным человеком, находящимся в постоянном развитии. Время кажется будущим для «тогдашнего» героя (героя в прошлом); относительно настоящего времени (времени воспоминания) это будущее уже воспринимается как прошедшее
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/403193.html |
|