Быстрый переход к готовым работам
|
Лирическая проза в литературоведческом освещенииНачиная с 60-х гг. прошлого столетия, лирическая проза становится объектом пристального внимания и серьезного изучения литературоведов. Широкое распространение получает термин, обозначающий рассматриваемое нами явление. Именно в этот период в печати возникает полемика по поводу лирической прозы, суть которой отражена в диссертациях С.А. Липина «Лирическая проза в современной советской литературе», 1974 (основные положения диссертации отражены в книге «Сквозь призму чувств. О лирической прозе. 1978), А.П. Казаркина «Поэтика современного лирического расі сказа (Проблема автора)», 1974, Т.Д. Доля «Становление и развитие жанра лирической повести в русской советской литературе», 1974, Л.А. Ореховой «Современная лирическая проза», 1983, Э.А. Бальбурова «Поэтика лирической прозы (1960—1970-е гг.)», 1985 г. Ряд работ посвящен изучению поэтики отдельных мастеров лирической прозы: А.В. Курочкиной «Поэтика лирической прозы Б. Зайцева», Н.Б. Зарниковой «Лирическая проза А.И. Левитова и И.А. Бунина», В.Ф. Горецкого «Творчество Виктора Лихоносова в контексте лирической прозы». Интерес исследователей к лирической прозе можно объяснить словами А.С. Георгиевского: «Это исконно русское течение, жанрово-стилевое оформление которого было ознаменовано тургеневскими «Стихотворениями в прозе» [63, 30]. Несмотря на широкий круг вопросов, посвященных лирической прозе, остаются малоисследованными, дискуссионными коренные проблемы, касающиеся сущности лирической прозы, ее родовой принадлежности, жанровых критериев. На сегодняшний день остается малоизученным вопрос о взаимодействии лирического, автобиографического, исповедального и орнаментального в лирической прозе. Лирическим «сближением» автора и основного субъекта объясняется использование синонимичных термину «лирическая проза» понятий. Для обозначения жанрового характера произведений И.С. Тургенева, И.А. Бунина, В.С. Солоухина, Ю.П. Казакова употребляются термины «автобиографическая», «исповедальная», «мемуарная», «орнаментальная» проза. Литературоведческая проблема заключается в том, что все перечисленные признаки - автобиографизм, испове- дальность, орнаментальность - в большей или меньшей степени находят выражение в лирической прозе. Из ряда синонимичных понятий мы отдаем предпочтение термину «лирическая проза», т.к., на наш взгляд, наиболее важным, типологическим признаком рассматриваемого явления остаются именно родовые признаки лирики. Исследование лирической прозы в литературоведении XX—XXI вв. в основном сводится к научной дискуссии об области употребления этого понятия. Суть проблемы на протяжении почти полувековой истории сводится либо к доказательству особых жанровых признаков лирической прозы, либо осмыслению ее доминирующего места в художественном сознании второй половины XX в. На наш взгляд, эта полемика лишь подчеркивает характерность и типологичность лирической прозы в новейшей русской литературе. Мы считаем, что возникновение лирической прозы как стилевого течения второй половины. XX в. обусловлено почти столетней историей жанров лирической прозы. Сформировавшись как лирический жанр в XIX в., во второй половине прошлого столетия лирическая проза стала доминирующей формой в русской литературе 60—70 гг. XX в. Причин этому несколько: во-первых, лирическая проза является продолжением уникальной отечественной классической традиции, идущей от Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова и др.; во-вторых, в период «оттепели» художники почувствовали внутреннюю свободу, возможность раскрыть свои истинные чувства, сомнения, переживания после тяжелейших десятилетий под официально-информационным гнетом. Духовно-нравственное национальное самосознание русского человека всегда обращалось к извечным вопросам, касающимся осознания себя, своего места в этой жизни. Период «оттепели» вызвал к жизни потребность раскрытия своей точки зрения, внутренних переживаний. Перенесший множество потрясений первых десятилетий XX в., человек испытывал потребность разобраться в них и в себе. Сложно представить подобную откровенность, исповедальность в 30-40-е гг. Э.А. Бальбуров отмечает, что лирическая проза этого периода кристаллизовалась в насыщенной среде документальных и автобиографических произведений и «набрала в себя всю их раскованность и свободу от накопления жанровых стереотипов, как бы возвращая прозу к ее изначальному, древнему смыслу, к «prosus». Активное развитие лирической прозы, на наш взгляд, было подготовлено творчеством И.С. Тургенева и писателей начала XX в., особенно И.А. Бунина и М.М. Пришвина. Творчество каждого из этих художников, способы лиризации в их произведениях хорошо изучены литературоведами. Творчество Тургенева оказало значительное влияние на развитие всей русской литературы. Что касается исследуемого нами явления лирической прозы, то А.С. Георгиевский считает, что «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева положили начало и лирической прозе в целом» [64, 3]. Основные темы, поднятые Тургеневым, стали одним из отличительных свойств лирической прозы как самобытного явления: тема человека и природы, их взаимоотношений и взаимовлияний, размышления о жизни и смерти, о тленности человеческой жизни и бессмертности искусства и другие «вечные вопросы», осмысление которых преимущественно осуществляется философскомедитативной лирикой. Объективное и субъективное у И.С. Тургенева сливаются в нечто единое, нерасторжимое. Повлиявший на прозу последних десятилетий XIX—XX вв., И.С. Тургенев многосторонне изучался исследователями. Примечательно, что из всех жанров лирической прозы наиболее изучены стихотворения в прозе (работы Л.Н. Иссовой «Жанр стихотворения в прозе в русской литературе», О.Р. Першукевич «Стихотворения в прозе И.С. Тургенева и развитие русской «малой прозы» начала XX века», Т.А. Рота «Поэтическое наследие Тургенева», С.В. Галанинской «Способы ритмизации цикла И.С. Тургенева «Стихотворения в прозе» и основные тенденции развития жанра в русской литературе конца ХІХ-начала XX вв.», И.И. Величкиной «Стихотворения в прозе» и их место в творчестве И.С. Тургенева 70-80-х гг.», Н.Р. Левиной «Жанровая специфика стихотворения в прозе (в русской и французской литературе), Ю.Б. Орлицкого и др.). На наш взгляд, это объясняется не только явным преобладанием лирического в данных произведениях («качественным включением» лирического начала в прозаический текст), но и потребностью всесторонне изучить влияние поэтики И.С. Тургенева на литературу XX в. Хорошо изучен в литературоведении и другой аспект поэтики художника - проникновенный лиризм, которым «окрашено» все повествование, особенно описания природы (В.Г. Белинский, С.М. Петров, Ю.В. Лебедев, П.Г. Пустовойт и др.). Например, П.Г. Пустовойт характеризует тургеневский пейзаж следующим образом: «При абсолютной достоверности описаний природа у Тургенева поэтизируется в силу присущего автору лиризма... Все, что на первый взгляд может показаться серым и банальным, под пером Тургенева приобретает лирическую окраску и рельефную живописность» [175, 19].
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/403193.html |
|