Быстрый переход к готовым работам
|
Юридическая риторика как объект исследованияСудебные уставы 1864 года определили процесс становления в России состязательного уголовного процесса и развитие риторики уголовной защиты, которая, Ломовский В. Ораторское искусство для целей правосудия //Российская юстиция, 1998, №9, с.49
36 уже в силу самой литературности мышления интеллектуальной элиты, с самого момента своего появления стала важным жанром отечественной словесности. Хорошо знакомое образованным людям середины 19 века наследие античной риторики, глубокая разработка этого наследия отечественными мыслителями досудебной эпохи М.В. Ломоносовым, М.М. Сперанским, Н. Кошанским, обращенность сравнительно молодой русской культуры художественного слова к образцам античности предопределили значимость традиции Аристотеля в основе русского риторического искусства. "Судебное ораторство перед публикой стало руководствоваться аристотелевскими принципами судебного красноречия... Ораторство в суде присяжных было окрашено литературно-художественными ассоциациями в связи с тем, что художественная литература в конце 19 века стала самым влиятельным видом речи. Индивидуально ораторские стили наслаивались на общий образ "добродетельного мужа, искусного в речах", характерный для судебного ораторства античности" - так характеризует взаимосвязь культуры русского судебного слова с традициями классической риторики Ю.В. Рождественский.43 Традиции греческого и римского красноречия определили не только практику, но и теорию русской судебной речи. Она изначально складывалась на основе того самого риторического метода исследования, который вырос из античного типа мышления и за любым теоретическим вопросом всегда и, в первую очередь, оценивал его практическое значение. Еще одной важной особенностью пореформенной литературы о судебной речи было понимание неразрывной целостности формы и содержания мысли. Труды исследователей слова уголовной защиты не менее убедительны, чем их речи. Неточности, темные места, формализм доводов, стилистические огрехи и неблагозвучия в трудах отцов-основателей русской риторической школы искать бесполезно. Классикой историографии риторики уголовной защиты является великолепное и до сих пор актуальное исследование П.С. Пороховщикова (П.Сергеича) "Искусство речи на суде", дополненное целым рядом ярких научных работ этого автора. Несмотря на то, что книга хорошо изучена и является важнейшим пособием для любого начинающего адвоката, представляется очевидной необходимость оценки ее содержания в связи с относительной новизной формулируемых в нашем исследовании проблем риторики уголовной защиты. Монография впервые вышла в 1910 г. Автор вложил в свой труд не только обширное знакомство с образцами ораторского искусства, но и богатый результат своих
37 наблюдений из области судебного слова. Книга представляет собой практическое, основанное на многочисленных примерах назидание о том, как надо и - еще чаще - как не надо говорить на суде. Как заметил А.Ф. Кони: "В авторе попеременно сменяют друг друга восприимчивый и чуткий наблюдатель, тонкий психолог, просвещенный юрист, а по временам и поэт, благодаря чему эта серьезная книга изобилует живыми бытовыми 44 сценами и лирическими местами, вплетенными в строго научную канву.... ... Нельзя не признать за книгой большого значения для тех, кто...интересуется судебным красноречием как предметом изучения или как орудием своей деятельности. Четыре вопроса возникают обыкновенно перед каждым из таких лиц: что такое искусство речи на суде? Какими свойствами надо обладать, чтобы стать судебным оратором, какими средствами и способами может располагать последний? В чем должно состоять содержание речи и ее подготовка? На все эти вопросы встречается у П.С. Пороховщикова обстоятельный ответ. Судебная речь, по его мнению, есть продукт творчества, такой же его продукт, как всякое литературное или поэтическое произведение".45 А.Ф. Кони, оценивая книгу П.Сергеича, очень четко подметил вопросы, раскрывающие содержание важнейших разделов риторики уголовной защиты. Это содержание судебного красноречия, образ оратора, средства убедительного воздействия на суд и, наконец, методология защитительной речи. Эти разделы можно обнаружить в любом из последующих научных исследований по теме, которые очень часто строятся по определенному книгой П.Сергеича канону. Каждый из этих разделов раскрывает совокупность методов судебного убеждения и творческий характер методов уголовной защиты. Благодаря труду П.С. Пороховщикова практически все общие места античного риторического учения о судебной речи были осознаны отечественными исследователями как обязательные для практического применения в современном уголовном процессе. Ораторское искусство в результате появления этого труда было воспринято отечественной традицией правоведения в качестве научной дисциплины, непосредственно связанной с теорией и практикой уголовного процесса.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/30344.html |
|