Быстрый переход к готовым работам
|
Деятельность Государственной Думы по законодательному обеспечению взаимодействия власти и СМИ в постсоветский периодПарламент - это высший представительный орган власти. Впервые был образован в Англии в XIII веке как орган сословного представительства. Современный парламент - это институт власти, имеющий множество функций, особую внутреннюю структуру и организационное устроение. В системе общественных наук нет единого, устоявшегося определения понятия «парламентаризм». Поэтому многие исследователи, учёные, журналисты трактуют понятия «парламент» и «парламентаризм» как синонимы. Р. М. Романов, к примеру, даёт такое определение: «парламентаризм - это принцип организации государственной власти, основанной на верховенстве закона»[1]. О. О. Миронов трактует парламентаризм как «сложный и многогранный феномен, некую шкалу социальных ценностей, где господствует закон, утвердились принципы верховенства права и разделения властей, где гражданское общество характеризуется демократизмом и высокой политикоправовой культурой» . С. А. Котляревский видит в парламентаризме «режим обязательной политической солидарности между правительством и органом или органами, которые признаются авторитетными выразителями народного мнения»[2]. Существуют различные определения функций парламента. М. Бихари[3] свои вгляды изложил в учебном пособии «Общая и прикладная политология»[4], а именно: - представительная - выражает, сопоставляет и гармонизирует различные политические интересы, имеющиеся в обществе, через длительную процедуру выработки законопроектов, устраивающих все фракции; ' - властная - принимает важнейшие решения, осуществляя выбор альтернатив общественно-экономического и политического развития общества в целом и его основных подсистем; - правотворческая, законодательная — создаёт новые правовые нормы, регулирует политическое поведение в обществе; - политического контроля и привлечения к ответственности — даёт возможность контролировать, заслушивать отчёты, привлекать к ответственности (депутата, министра); і - обеспечения политической гласности — Г осу дарственная Дума - главный форум политической гласности, её концентрированное проявление. Требует от исполнительной власти, партий, депутатов открытой политической полемики, чтобы позиция каждого политического субъекта была прояснена и известна обществу, избирателям; ограничение парламентской гласности (на пленарных заседаниях, заседаниях комиссий) приемлемо только в чрезвычайных случаях и строго оговорено определёнными условиями; ~ легитимации - процесса укрепления доверия к представительной власти и к власти в России вообще. Парламентская легитимация - это легитимация организации, института, а не отдельного лица; эта функция принадлежит не депутату или депутатам, а парламенту в целом. Политологи, юристы-государствоведы ' традиционно выделяют следующие функции российского парламента: - представительная - фиксирует связь с народом, представляет интересы всех социальных слоёв и групп населения, которые должны отстаивать их интересы при принятии законов; - законодательная - направлена на принятие законов и других нормативных актов; - финансово-бюджетная - разработка и принятие бюджета страны, классификация доходов и расходов с учётом экономической ситуации в стране и мире; - контрольная - опосредованная форма контроля граждан за деятельностью исполнительной власти: отчёты правительства, министров на «правительственном часе», Счётной палаты и т.д.; ' - функция решения кадровых вопросов - принятия решений о назначении на должности, об освобождении и отрешении от должности (о даче согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства Российской Федерации, о назначении на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека в РФ, Председателя Счётной палаты РФ, Председателя Центрального банка РФ; Конституцией РФ предоставляется право выдвигать обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности). - Вся совокупность функций парламента определяет его компетенцию, составляет суть его властных полномочий и соответствует современному развитию парламентаризма в России. Говоря о функциях парламента, следует отметить: власть парламента - производное от суверенитета народа на основе демократических выборов. В интересах выполнения определённых функций парламент наделяется легитимной властью; в системе разделения власти парламентская власть - ограниченная, обособленная от других подсистем власти, но в то же время вынужденная взаимодействовать с ними власть; власть парламента - конституционная, нормативно гарантированная власть; парламентская власть сопряжена с выполнением определённых функций. В этом отношении она имеет гарантированный масштаб и характер, а сами функции объективно обусловливают как широту полномочий парламента, так и их пределы; парламентская власть и парламентаризм, как специфическая структура и система власти, являются частью партийной политической системы, в условиях которой партии ведут борьбу друг с другом за власть в парламенте. ' Рассматривая деятельность российского парламента через призму коммуникации необходимо подчеркнуть, что Государственная Дума выполняет и такие важные задачи: - формирует законодательную базу информационной политики в целом для России; - создаёт собственно «идеологию» информационной политики в России вообще; - осуществляет собственную информационную политику, связанную напрямую с функциями парламента; - заботится о том, чтобы деятельность Государственной Думы была открытой, гласной, понятной. Важная роль в решении этих задач отводится СМИ - одному из важнейших институтов современного общества, оказывающему влияние почти на все сферы его деятельности, являющемуся инструментом реализации политического управления. За последние 20 лет не только в России, но и в мире произошли огромные перемены в системе массовой коммуникации. Появились цифровое телевидение и радиовещание, Интернет, мобильная телефония и другие достижения информационно-коммуникационной революции, которые создали реальные условия для развития глобальной гласности, для информационной открытости мира. Однако технический прорыв в информационной сфере не гарантирует ни гласности, ни объективной информированности общества. Не случайно современные коммуникативисты уделяют первостепенное внимание контенту, который заполняет информационное пространство. При этом очевидно, что содержательное наполнение информационных каналов напрямую зависит от системы регулирования информационной сферы, принятой в данном обществе. И здесь мы вплотную приближаемся к проблемам государственной политики в области СМИ. Государство законодательно устанавливает условия функционирования всех социальных институтов, в том числе и института журналистики.
[1] Романов P.M. Парламентаризм: методологические аспекты социально-политического исследования. - М., 1999. -С. 29. [2] Котляревский С.А. Сущность парламентаризмаШовое время. 1994. № 14. [3] Бихари М Парламентаризм. Мир политики. Суждения и оценки западных политологов. - М., 1992. - С 42-46 3 Общая и прикладная политология. Под ред.Жукова В.П., Краснова Б.И. - М., 1997. - С. 481-486.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/395584.html |
|