Быстрый переход к готовым работам
|
Теоретические основы воспитания самостоятельности у детей с нарушением интеллекта в процессе игр с правиламиВ основу обучающего эксперимента были положены принятые в отечественной психологии и педагогике положения:
Кроме того, за основу были взяты положения Г.П. Щедровицкого [209] по поводу раскрытия термина «руководство» и «управление», а также работы Ж. Пиаже [154] о традиционных способах передачи игры в разновозрастных сообществах детей. Важным ориентиром в подборе содержания игр с правилами стало положение отечественных психологов о том, что игра помогает детям дошкольного возраста научиться пользоваться знаками и символами. Именно в игровой деятельности они получают возможность реализовать содержание через неосновную для него форму и, таким образом, освоить действие замещения. Степень овладения знаково-символическими функциями во многом определяет готовность к обучению в школе (Л.С. Выготский [43], Д.Б. Эльконин [212] и др.).
70 Основными направлениями целенаправленного коррекционного воздействия стали следующие.
3. Создание новых содержательных форм сотрудничества между детьми. В обучающем эксперименте для воспитания самостоятельности у детей с нарушением интеллекта были использованы игры, в которых одним из основных компонентов являются правила. Именно правила направляют игру, организуют поведение и взаимоотношения детей (Аванесова [1]), являются главным механизмом, приводящим в движение всю игру, и определяют нормы действия в ней (А.П. Усова [198]). Н.Я. Михайленко указывает на специфические характеристики игр с правилами: в них развивается нормативная регуляция поведения [128]. Взаимный контроль за соблюдением правил — важная составляющая морально-нравственного развития ребенка. При организации обучающего эксперимента, подборе комплекса игр с правилами, а также при коррекционно-воспитательной работе с умственно отсталыми детьми учитывалось положение отечественной дошкольной педагогики о поэтапном становлении самостоятельности у дошкольников в процессе игровой деятельности (3 уровня). Мы дополнили описание этих уровней характеристиками самостоятельности, которые надо было сформировать у наших воспитанников. При низком уровне самостоятельности ребенок проявляет интерес к играм с правилами, может выполнять действия по предложенному образцу (копирование, подражание). Мотивы носят ситуативный характер, связаны с побуждением со стороны взрослого либо с интересом к дидактическому
71 материалу. Активность проявляется редко, выражена потребность в помощи взрослого. При среднем уровне самостоятельности характерно свободное применение знаний в знакомой, стандартной ситуации. Взаимоконтроль после завершения игры может осуществляться успешно, но это происходит не всегда. Выражен интерес к новому, присутствует положительная эмоциональная реакция на участие в совместных действиях со сверстниками, проявляются отзывчивость и склонность к взаимопомощи. При высоком уровне самостоятельности выражены мотивы, побуждающие к игровой деятельности («хочу играть», «могу играть»), проявляются умения выбрать игру и партнера, наблюдается перенос способов игровых действий в новую игру, осуществляется самоконтроль и оценка участников игры, очевидна готовность сотрудничать со взрослым и сверстниками, проявляется самостоятельность в игровой деятельности, сформирована установка на результат игры: выиграть, победить.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/81138.html |
|