Быстрый переход к готовым работам
|
Результаты подготовительного этапа констатирующей части экспериментаПо результатам изучения истории развития и психолого-педагогической документации были получены следующие психолого-педагогические характеристики детей с нарушением интеллекта. У всех детей этой группы отмечались: трудности в налаживании режима дня в раннем возрасте; задержка в развитии прямостояния — овладение самостоятельной ходьбой на втором году жизни (от 1 г. 4 мес. до 1 г. 6 мес); замедленный темп овладения бытовыми навыками; значительная задержка речевого развития (первые слова после двух лет); трудности взаимодействия со сверстниками. На четвертом или пятом году жизни все дети прошли психолого-медико-
43 педагогическую комиссию (ПМПК), где был поставлен диагноз «легкая умственная отсталость» и рекомендованы специальные условия для оказания систематической коррекционно-педагогической помощи (ДОО компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта). Психолого-педагогическое обследование детей, посещавших группу компенсирующей направленности, было проведено по методике Е.А. Стребелевой (1998 г.) [147]. В результате обследования были отмечены следующие особенности развития. У многих детей наблюдалась выразительная мимика. В контакт с новым взрослым в процессе предметно-игровых и познавательных заданий они вступали охотно. Так же охотно они выполняли сенсорные задачи. Однако следование речевым инструкциям, особенно связанным с ориентировкой в строении собственного тела («подними правую руку вверх, а левую отведи в сторону»; «положи правую руку на левое плечо, левую руку — на правое ухо»), вызывало у них затруднения. Многие из них понимали такие задания и приступали к их выполнению после повторного инструктирования, чаще после жестово-вербального объяснения или показа. Долго удерживать условия заданий дети, как правило, были не в состоянии. В ходе их выполнения они были торопливы, порывисты, часто отвлекались на посторонние раздражители. Взрослому приходилось фиксировать их внимание на выполнении задания, положительно оценивать каждое действие. Дети учитывали эмоциональные и мимические реакции взрослого, реагировали на его интонацию. Многие задания дети выполняли методом перебора вариантов или с помощью хаотичных действий. Они не могли самостоятельно соотнести результат своих действий с условиями задачи, при умственной нагрузке их продуктивность резко снижалась. При этом проявлялась неврологическая симптоматика: моргание глазами, раскачивание корпуса, подергивание мышц лица, покусывание губ, непроизвольные движения ногами или руками, высовывание языка и др. В развитии восприятия у участников эксперимента были отмечены
44 следующие особенности: нестойкие сенсорные образы-восприятия и образы-представления о свойствах и качествах предметов (дети употребляют названия сенсорных признаков, но эти названия либо произносятся неразборчиво, либо не соотносятся с реальным свойством предмета); объем памяти резко снижен. Группировку предметов по образцу с учетом их функционального назначения дети самостоятельно осуществить не могли, но делали это с помощью взрослого. Обобщающие слова находятся в пассивном словарном запасе (могли показать игрушки, одежду, посуду). С исключением предмета из группы дети не справлялись, обучающую помощь использовали недолго, быстро истощались, теряли интерес к заданию, переходили к подбору решения хаотическим способом. Представления о себе и об окружающей действительности у участников эксперимента сформированы фрагментарно: они знали свое имя и фамилию, но не могли назвать день своего рождения, домашний адрес. Пространственно-временные представления сформированы частично: не показывали правую или левую руку; не могли назвать последовательность времен года, по существенным признакам находили изображения только зимы и лета, иллюстрации с изображением признаков осени и весны выделяли, но не называли. С заданиями на установление причинно-следственных связей и зависимостей между предметами и явлениями не справлялись. Понимание короткого текста, воспринятого на слух, было частичным, скрытый смысл в рассказе выявить не могли, но оказались способны соотнести образ знакомого предмета с его вербальным описанием (справлялись с простыми загадками). Зрительное восприятие количества предметов у детей рассматриваемой группы сформировано в пределах трех-четырех, счет — в пределах пяти, решение задач при наличии наглядной опоры доступно в пределах четырех-пяти. Задания на установление количественных отношений между предметами «больше-меньше» они выполняли с наглядной опорой. В игровой деятельности отмечался интерес к дидактическим сюжетным игрушкам и действиям с ними: дети выполняли процессуальные и предметно-
45 игровые действия, охотно участвовали в сюжетно-ролевой игре, организуемой взрослым, использовали предметы-заместители в игровой ситуации, но самостоятельные действия в воображаемой ситуации не осуществляли. Задания по продуктивным видам деятельности дети принимали охотно. Результаты конструирования весьма примитивны, постройки из трех-четырех элементов они выполняли после демонстрации, не понимали функциональных свойств строительного материала, действовали хаотично. В большинстве случаев их предметные рисунки передавали целостные образы предметов, но при этом были искажены формы и пропорции. Только в некоторых случаях были представлены сюжетные изображения, отражающие реальные представления детей об окружающей действительности.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/81138.html |
|