Быстрый переход к готовым работам
|
Изучение самостоятельности у детей дошкольного возраста с нарушением интеллектаВ литературе по коррекционной педагогике самостоятельность у детей с нарушением интеллекта рассматривается в контексте становления навыков самообслуживания, изобразительной, конструктивной и игровой деятельности. Для формирования у детей интереса к овладению самостоятельными умениями и
34 подражательными способностями предлагается использовать дидактические игры. В программе и методических рекомендациях «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта» (авторы Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева [66]) реализован возрастной подход к формированию игровой деятельности у детей с нарушением интеллекта. Представлены поэтапные задачи в коррекционно-развивающем обучении:
- третий этап посвящен формированию у детей предметно-отобразительных
В исследовании О.П. Гаврилушкиной [46] посвященном воспитанию самостоятельности в процессе изобразительной деятельности указывается на формирование у детей интереса к продуктивным видам деятельности, а затем — к коллективным постройкам и рисункам через совместное сотрудничество со
35 взрослым. Для перехода на уровень сюжетного и тематического рисования, лепки и аппликации, выполнения задания по собственному замыслу на занятиях по изобразительной деятельности проводится работа по формированию самостоятельности при выполнении заданий. Вместе с тем автор указывает на прямую зависимость содержания детского рисунка от уровня самостоятельной игры. В работах Н.Д. Соколовой [184] показано, что без целенаправленного воздействия игровая деятельность у детей с нарушением интеллекта не становится ведущей. Автор предлагает методику обучения детей сюжетно-ролевым играм. В исследовании доказано, что при целенаправленном обучении умственно отсталых детей обыгрыванию сюжетных игрушек, обогащению представлений о социальных явлениях, о взаимоотношениях между людьми, удается сформировать у них сюжетно-ролевую игру к старшему дошкольному возрасту. В программе воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью (авторы Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, А. Зарин, Н.Д. Соколова [16] также даны задачи по формированию игровой деятельности у детей с нарушением интеллекта. На первом этапе обучения с детьми проводятся разнообразные игры и игровые упражнения, направленные на формирование элементарного игрового опыта (игры с природным материалом, отобразительные, конструктивные и подвижные игры). В ходе совместных игр детей со взрослым ведется коррекционная работа, направленная на закрепление представлений, связанных с той или иной игровой темой, на обогащение сенсомоторного опыта детей, игровых умений и навыков. На втором этапе обучения игры проводят в процессе различных занятий с детьми: на подгрупповых занятиях по формированию представлений об окружающем мире, на занятиях по развитию речи и формированию элементарных математических представлений, занятиях по труду, а также в индивидуальной
36 работе (игры с природным материалом, сюжетно-ролевые, театрализованные игры). На третьем этапе обучения основное внимание уделяется совершенствованию игровых действий с природным, строительным и бросовым материалом в процессе дидактических игр и игровых упражнений, продолжается обучение сюжетно-ролевым играм. Важное значение приобретает использование сюжетно-ролевой игры во взаимодействии с сюжетно-дидактической. Подвижные игры вынесены в раздел «Физическое воспитание», целью которого является совершенствование моторных и двигательных навыков. Однако в методических материалах отсутствуют конкретные рекомендации взаимодействию по правилам в группе сверстников. Таким образом, в области дошкольной олигофренопедагогики исследований, посвященных этой проблеме, существует недостаточно.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/81138.html |
|